Разговор с фининспектором о поэзии маяковский краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Часто используемая поэтом, в данном стихотворении имеет свою специфику: здесь герой-поэт говорит о себе и своем труде с человеком, далеким от этой темы. Объясняя непосвященному, в чем состоит поэтическая работа, поэт находит яркие и убедительные сравнения, метафоры, многие

Та же добыча радия.

Единого слова ради

Здесь звучит мотив ответственного отношения поэта к своему творчеству, а сам творческий процесс представлен как упорная, напряженная работа.

Маяковский всегда порицал отношение к поэзии как к легкому занятию. В этом стихотворении он резко осуждает поэта, который, “пользуясь чужими словами”, “строчку чужую вставит и рад”.

Истинный поэт предстает здесь как “народа водитель и одновременно – народный слуга”, что сближает гражданскую поэзию Маяковского с творчеством Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Основные характеристики

Тема произведения — место поэта в жизни общества.

Размер — тонический стих, называемый иначе акцентной системой. Такой размер предполагает одинаковое число ударных слогов в одной строке, но произвольное — безударных. Один из самых распространённых примеров тонического стиха — былины.

Композиция — последовательная. Её отличает выстроенная логическая цепочка и вывод в конце.

Средства выразительности

Сравнение — троп, в котором один предмет сравнивается с другим. Маяковский использует следующие сравнения:

  • рифма — вексель;
  • рифма — ласка;
  • рифма — штык;
  • поэзия — добыча радия.

Эпитет — художественное определение, позволяющее сделать текст более образным. Можно выделить следующие эпитеты:

  • деликатное свойство;
  • словесная руда;
  • непролазный долг.

Метафора — фраза, употребляемая в переносном значении. Можно отдельно отметить несколько метафор:

  • город на воздух строфой летит;
  • лоб мой время с разбега крушит;
  • в копеечку влетают слова.

Смысл произведения

Маяковский пишет

Да, поэт своим словом способен повлиять на народные умы, на настроения и даже на ход истории — так велика его сила. Но он ни на секунду не должен забывать, что он служит народу, творит для народа. Если творец начинает работать для себя, а не для других, весь смысл его творчества теряется. А закон, обязавший поэтов и писателей платить фиксированный налог, заставит жить именно так — для себя, каждый день думая, сколько написать, чтобы хватило средств на уплату налогов и на то, чтобы обеспечить свою жизнь.

Лирический герой не думает о деньгах, его гораздо больше волнует, останутся ли его произведения в истории, как произведения его великих предшественников.


Прежде чем говорить о содержании данного произведения, следует уточнить, что именно заставило Маяковского взяться за его написание. Поэта возмутило следующее: согласно новому налоговому закону, он обязан был делиться с государством своими, и без того, весьма скромными гонорарами. Но более всего его разгневало даже не это: он возмущался самому принципу учёта доходов творческих лиц. Новый налоговый закон утверждал, что поэты ничем не лучше обычных крестьян, которые обязаны были выплачивать налоги буквально с каждой курицы, даже если из неё уже давно сварен суп.

История создания

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к излюбленному Маяковским жанру гражданской лирики. В нём автор аргументированно выражает своё мнение по поводу принятия налогового закона, негативно затрагивающего интересы всех честных стихотворцев. Поэтический размер – тоническое стихосложение, при котором предполагается одинаковое число ударных слогов в пределах одной строки, но произвольное число слогов безударных слогов. Самый яркий образец тонического стихосложения – былины.

Композиция

Данное произведение построено по принципу последовательной композиции, которую характеризует следующая схема: чётко выстроенная логическая цепочка и конечный вывод. В стихотворении последовательным образом получает развитие высказанная поэтом мысль, что поэтический труд так же сложен, как и труд рабочего, но при этом практически невозможно осуществить подсчёт издержек из-за того, что они выражаются в нематериальных вещах. Композиция завершается ироничным предложением поэта, адресованным фининспектору, самому взяться за написание стихов.

Образы и символы

В произведении представлено три ключевых образа, помогающих донести до читателей основную идею. Внимания заслуживают следующие образы:

Темы и настроение

Основная тема произведения – роль поэта и его произведений в обществе. Лирический герой общается на эту тему с финансистом – человеком, максимально далёким от мира литературы. Отсюда откровенная комичность ситуации: герой пытается доказать абсолютно чужеродному, ничего не понимающему человеку, сложность своего поэтического труда. Настроенческий пафос произведения весьма трагический. Он насквозь проникнут такими эмоциями, как: ненависть, отчаяние и непонимание. Именно их испытывает поэт во время разговора с финансистом.

Основная идея

В стихотворении последовательно развивается высказанная лирическим героем мысль, что труд поэта невероятно сложен. Поэтический труд важен не ничуть не меньше, чем труд рабочего или служащего. Поэтому, не следует его обесценивать. Также Маяковский доносит до читателей идею о том, что каждый труд нуждается в индивидуальном подходе. А, значит, то, что применимо к труду рабочего, не применимо к труду поэта.

Средства выразительности

Невзирая на то, что муза Маяковского является экспериментальной, включая и саму форму стиха, поэт активно использует и вполне традиционные средства художественной выразительности, такие как:

Стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии” очень иронично, но в то же время доходчиво демонстрирует точку зрения Маяковского на роль поэта в обществе. Краткий анализ “Разговора с фининспектором о поэзии” по плану можно использовать на уроке литературы в 11 классе в качестве основного или дополнительного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разговор с фининспектором о поэзии.

История создания – стихотворение написано в 1926 году. С его помощью поэт протестовал против нового закона, согласно которому поэты и писатели должны были платить взнос в размере половины своего заработка, как и простые рабочие.

Тема стихотворения – роль поэта в обществе, утверждение его труда как чего-то особенного.

Композиция – последовательная, “беседа с фининспектором” развивается от одного аргумента к другому.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты – “деликатное свойство”, “пустующая касса”, “честное слово”, “небывалые рифмы”, “словесная руда”.

Метафоры – “мелочишка суффиксов и флексий”, “касса склонений и спряжений”, “в копеечку влетают слова”, “город на воздух строфой летит”.

Сравнение – “рифма – вексель”, “рифма – бочка с динамитом”.

История создания

Маяковский написал это стихотворение в знак протеста против закона о налогообложении, который приравнивал поэтом и писателей к обычным работягам и служащим и ставил их в турик при заполнении необходимых бумаг, на что поэт также резонно указывает в своем произведении.

Написано оно в 1926 году в форме “разговора”, что позволяет наиболее полно передать эмоции и мысли поэта, возмущенного несправедливостью. Маяковский выражал свое возмущение не столько тем, что поэтов заставляют платить налоги, сколько банальностью и приземленностью такого требования.

Основная тема стихотворения – роль поэта и его поэзии в обществе. То, что лирический герой говорит об этом с человеком, максимально далеким от поэтического мира, подчеркивает ироничность ситуации: он пытается доказать необходимость и сложность своего труда человеку, максимально от них далекому.

Композиция

Это стихотворение последовательно развивает высказанную Маяковским мысль о том, что, с одной стороны, поэтический труд так же сложен и требует затрат энергии, как и любой другой, но при этом невозможно посчитать затраты и издержки, так как они выражаются в основном в вещах нематериальных.

Завершается композиция тем, что лирический герой в иронической форме предлагает финансовому инспектору, которые продолжает думать, что труд поэта очень легкий, самому начать писать стихи, избавив поэта от бремени слов.

Гражданская лирика – в нем поэт высказывает свое мнение относительно событий, затрагивающих значительную часть общества и выступает с критикой несправедливого, по его мнению, устройства общества. Стихотворный размер – тоническое стихосложение.

Средства выразительности

Несмотря на то, что поэзия Маяковского была экспериментальной, включая саму форму стиха, он также использовал и вполне традиционные приемы и художественные средства, такие как:

  • Эпитеты – “деликатное свойство”, “пустующая касса”, “честное слово”, “небывалые рифмы”, “словесная руда”.
  • Метафоры – “мелочишка суффиксов и флексий”, “касса склонений и спряжений”, “в копеечку влетают слова”, “город на воздух строфой летит”.
  • Сравнение – “рифма – вексель”, “рифма – бочка с динамитом”.

Все они используются для того, чтобы убедить непосвященного человека в важности работы поэта и в том, что он заслуживает особого к себе отношения. Тонический стих, характерный для произведений Маяковского, в данном случае подчеркивает мысль о том, что труд поэта – не такой легкий, как многие думают.

Читайте также: