Проблемы социализации в доу

Обновлено: 02.07.2024

Отмечено, что дошкольники в гораздо меньшей степени выполняют требования дедушек и бабушек, чем требования отца и матери; но в эмоциональном плане именно с первыми устанавливают особо близкие отношения. Такое расхождение между отношением ребенка ко взрослому и готовностью выполнять его требования можно объяснить наличием двух основных сфер общения – эмоционально-личностной, связанной с потребностью дошкольника во внимании и уважении со стороны взрослого, и деловой, определяемой объективными особенностями ситуации и навыками социального взаимодействия. Так, доказано, что в зависимости от типа общения выделяют разные типы значимых для ребенка людей: например, отец оказывается особенно значимым, как правило, в деловой сфере общения, а бабушка – в эмоциональной.

Различие в степени и характере значимости взрослых в глазах ребенка приводит к тому, что у него появляется возможность менять систему поведения в зависимости от того, с кем из них он взаимодействует. Тем самым у дошкольника вырабатывается социальная лабильность, и он начинает выступать практически полноценным в социальном смысле субъектом взаимодействия, способным выбирать, следовать ему или нет тому или иному требованию.

Самостоятельно решить эту задачу ребенок не может – здесь нужна помощь взрослого.

Американский психолог Л. Колберг, занимавшийся изучением морального развития, полагал, что оно определяется преимущественно четырьмя факторами. В качестве первого из них выступает уровень развития логического мышления ребенка (уровень развития интеллекта). Это означает, что для того, чтобы развивающаяся личность обладала высоким уровнем морального развития, она также должна обладать высоким уровнем интеллектуального развития. Согласно такой точке зрения, чем лучше интеллектуально развит ребенок, тем он лучше осваивает культурные нормы, тем более благополучным должно быть его взаимодействие с другими детьми.

Показательно в этом отношении взаимодействие умственно одаренных дошкольников. Сам факт общей умственной одаренности детей устанавливается с помощью различных диагностических процедур, которые позволяют выявить то, насколько они освоили принятые культурные нормы в различных областях (например, нормы рассуждения, изобразительной деятельности или речевого развития). В то же время практически все исследователи, занимающиеся умственной одаренностью (Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Лейтес, В. С. Юркевич и др.), подчеркивают повышенную конфликтность этих детей. Таким образом, высокое интеллектуальное развитие, усвоение культурных стандартов еще не обеспечивают бесконфликтное взаимодействие в этом возрасте.

В качестве второго фактора морального развития в концепции Л. Колберга выступает мотивация. Всякий раз, когда обсуждается мотивация человека, имеются в виду два аспекта этого феномена: с одной стороны, содержание побуждения к тому или иному действию (например, интерес ребенка), а с другой – уровень активности. Говоря о мотивации, Л. Колберг подчеркивал, что моральное развитие ребенка может отставать, когда у него не возникает интереса к решению моральных проблем. Другими словами, если все моральные проблемы, которые возникают в жизни дошкольника, разрешаюся не им самим, а кем-то другим, он начинает относиться к ним формально. Такое положение дел можно обнаружить в том случае, когда дошкольника стараются оградить от различных конфликтных, эмоционально-напряженных ситуаций в семье или когда в группе детского сада решение авторитарно принимает педагог.

Третьим фактором в рассматриваемой концепции является социализация. Как известно, социализация связана с освоением социальных ролей и представляет собой одну из главных линий детского развития. Л. Колберг подчеркивал, что можно обнаружить ситуацию, когда ребенка поощряют в сфере освоения социальных ролей, и ситуацию, когда подобных возможностей ребенку предоставляется крайне мало. Применительно к образовательному процессу в дошкольном учреждении это может проявляться в том, как ребенок взаимодействует со своими сверстниками. Например, если сверстники не принимают его в совместные игры, то можно ожидать, что процесс социализации такого ребенка будет затруднен. Но и сам факт принятия ребенка в игровую ситуацию еще не гарантирует ему благоприятного процесса социализации, который может быть существенно затруднен сужением доступных ему игровых ролей. Такое случается, если сверстники отводят партнеру по игре роли второстепенные или подчиненные (например, не позволяя ему быть командиром, капитаном корабля). Однако в любом случае если дошкольник не общается со сверстниками и замкнут исключительно в кругу семьи, то его моральное развитие неизбежно будет задержано. Другими словами, предоставление возможности освоения социальных ролей для морального развития ребенка гораздо важнее, чем даже выражение любви или проявление приятельства и дружбы.

Несмотря на то, что в дошкольном детстве именно взаимодействие и общение со взрослым являются решающими факторами развития личности и психики ребенка, нельзя недооценивать и роль межличностных отношений ребенка со сверстниками. Так, в исследованиях, осуществленных под руководством Т. А. Репиной, было установлено, что в условиях отсутствия жесткой регламентации активности дошкольников со стороны взрослого общение их между собой характеризуется специфической структурой. Одна из ее особенностей состоит в том, что в группе, например, детского сада в процессе свободного общения выделяются преимущественно два типа подгрупп детей. Одни из них характеризуются достаточно устойчивыми и относительно длительными контактами членов подгруппы, а другие могут быть оценены как кратковременные объединения, которые быстро распадаются и меняют свой состав. Помимо этого, в группе также есть дети, практически не контактирующие с другими дошкольниками.

На протяжении дошкольного детства наблюдается определенная динамика: в младшем дошкольном возрасте, как правило, отсутствуют устойчивые объединения детей и достаточно велико число малышей, не вступающих в общение со сверстниками, а к концу дошкольного возраста устойчивые объединения существуют практически в каждой группе детского сада, увеличивается численность входящих в них детей, сокращается количество дошкольников, избегающих контакта со сверстниками.

Структура общения детей характеризуется также полоролевыми особенностями. Так, если в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что общение мальчиков и девочек не является особенно насыщенным, оно все же достаточно выражено, то в старшем дошкольном возрасте общение детей разного пола подчинено жестким ограничениям. В первую очередь это связано с полоролевыми особенностями процесса социализации на данном этапе развития. В этот период наблюдаются резкие различия в освоении социальных ролей. Так, например, девочки обсуждают темы замужества, рождения ребенка, эмоционально-интимных отношений, ухода за детьми, ведения хозяйства. Наиболее ярко особенности осваиваемых ролей проявляются в детских играх, само содержание которых обусловлено особой атрибутикой (коляски; куклы, изображающие взрослых; куклы, изображающие младенцев; кукольная одежда и т. п. – в играх девочек). Мальчики же осваивают типичные мужские роли, в которых проявляется мужская позиция и активность (командир, милиционер, космонавт и т. д.). Очевидно, что роли, осваиваемые мальчиками, расходятся по содержанию выполняемых действий с теми ролями, которые составляют основу игр девочек, а поэтому и атрибутика этих игр совершенно иной природы (пистолеты, автоматы, бинокли, машины, солдатики и т. д.). Казалось бы, роль отца должна была бы быть естественной для мальчиков и могла бы способствовать проведению совместных игр с девочками. Однако начавшийся процесс осознания своей половой принадлежности, а также и то, что эта роль не поддерживается соответствующей яркой атрибутикой, приводят к тому, что в старшем дошкольном возрасте игры мальчиков и девочек не носят совместный характер. Помимо этого, по данным современных нейрофизиологических исследований, мальчики отличаются большей импульсивностью и стремлением к двигательной активности, что также затрудняет освоение ими ролей, предполагающих значительные ограничения двигательной активности.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов было показано, что в группах детей детского сада выделяется особая структура системы межличностных отношений. Было установлено, что есть дети, которые очень популярны и с ними хотят вместе играть и дружить другие дошкольники, что обусловлено их умением придумывать и разворачивать разнообразные сюжеты. Они выступают в качестве лидеров детских игровых объединений и занимают ведущие, самые интересные роли. Наряду с популярными детьми выделяется категория непопулярных дошкольников, которые не привлекают сверстников и в связи с этим довольно часто оказываются изолированными в свободной деятельности. Такие дети, как правило, либо остаются в одиночестве, занимаясь какой-либо деятельностью, либо просто наблюдают за действиями других дошкольников. Также выделяется группа детей средней популярности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

Развитие психических функций в дошкольном возрасте 1) Восприятие в дошкольном возрасте становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим.2) Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. У младших

Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Есть проблема. А может, нет?

Есть проблема. А может, нет? Конечно, ругаемся мы не просто так. Проблем с подростком хватает. И сейчас я должна перейти к тому, чему я в большой степени научилась у голландских родителей и что так трудно объяснить: очень многие проблемы с детьми-подростками можно решить

Проблема есть. Что дальше?

Проблема есть. Что дальше? Я сижу за школьной партой. Напротив меня – Наташин классный руководитель, передо мной на столе – ее оценки за четверть. На весь разговор у нас десять минут. Но и этого слишком много. Уже на второй минуте он заявляет, что согласно единодушному

Совет 23 Всякая проблема известна

Совет 23 Всякая проблема известна Хорошо, что трудно соригинальничать В голове не укладывается: воспитанию детей никого не учат. Беременным в женских консультациях и роддомах объясняют правила гигиены младенца, но о воспитании – ни слова. Мы не критикуем консультации с

Особенности обучения детей в дошкольном возрасте

Особенности обучения детей в дошкольном возрасте Обучение детей в младшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что они учатся постоянно, в любое время, в любом месте. Приобретение опыта, удачного и неудачного, любое впечатление – все способствует их

Школа как центр социализации

Школа как центр социализации Большинство стоящих перед российским образованием проблем зачастую состоит не в отсутствии знаний о том, как следует поступать, и даже не в дефиците кадров и опыта, а в таинственной национальной привычке не делать очевидных вещей. Если это не

Деликатная проблема

Деликатная проблема Почти каждая беременная испытывает неприятные ощущения, связанные с запорами. Причина запоров вовсе не в том, что матка давит на прямую кишку, как утверждают некоторые. При сроке в 2–3 недели матка еще не оказывает ни малейшего давления на ближайшие

Глава 15 Проблема возвратов детей

Глава 15 Проблема возвратов детей Никто из родителей, принимающих ребенка в свою семью, не собирается его возвращать в учреждение. Все надеются на то, что будут жить вместе долго и счастливо. Точно так же дети, которые идут в приемные семьи, полны доверия и энтузиазма в

Глава 18 Широкое социальное окружение: трудности в образовании и социализации

Как помочь ребенку стать самостоятельным в дошкольном возрасте

Как помочь ребенку стать самостоятельным в дошкольном возрасте С годами ребенок должен развиваться. В том числе и психологически. Базовых механизмов психологического развития два. Это подражание (ребенок старается уподобиться взрослому) и отделение, постепенно

Мы живем сейчас совершенно в новом мире. Этот мир нестабилен, жесток, переполнен информацией, оцифрован и существует огромный разрыв с предыдущими поколениями. Этот мир предъявляет новые требования к социальному статусу человека : Быть максимально полезным обществу, всесторонне развитым, не жестоким, неравнодушным, с активной жизненной позицией, гармонично взаимодействующий с окружающим миром. Поэтому проблема социализации является особо актуальной в настоящее время.

Ни один человек не рождается готовым членом общества. Развитие личности зависит от социальной среды, образа жизни, общения. Социализация личности начинается с первых лет жизни, а вернее первый социальный опыт ребенок приобретает до того как научится говорить. Именно в детстве у малыша формируется свое представление об окружающем мире. От того, каковы условия развития в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция, то есть период детства является первой ступенью в процессе социализации.

В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. И важно не упустить момент, подсказать, где правда, где ложь, что хорошо, что плохо, где равнодушие, а где участие, где жестокость, а где милосердие, что такое доброта, и что такое зло. Опыт детства во многом определяет его взрослую жизнь. Не имея навыков социализации, человек может быть робким, замкнутым, неуверенным в себе, с множеством комплексов. Из-за это чувствовать себя одиноким, никому нужным. Недаром говорят: Все проблемы из детства.

Детские учреждения играют большую роль в социализации детей. Одна из основных задач в ДОУ - это создание социально-благополучной среды для каждого ребенка. Вместе с семьей и только с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и закладывают основы развития личности. "Семья и детский сад не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка". И если семья будет участвовать в воспитании и развитии своего малыша с помощью детского учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.

Отношения с родителями нашей группы выстраивались постепенно. Поначалу приглядывались друг к другу. Было с их стороны и недопонимание и недоверие. Со стороны детей были выявлены такие проблемы как : капризы, упрямство, агрессия, неуважительное отношение к своим сверстникам и к взрослым, неумение давать оценку своим поступкам, неуважение к труду других людей, неумение вести себя в конфликтной ситуации, многие не имели простейших гигиенических навыков. И не всегда в той или иной ситуации родители соглашались с советами воспитателя.

И тогда мы поняли, что родители и дети нуждаются в помощи. Мы объяснили и взрослым и деткам, что детский сад наш дом, он похож на семью, здесь, как и в семье, есть взрослые, которые заботятся о детях. Здесь ты не один, много других детей, к которым надо относиться по доброму, не ссориться, не драться, быть готовым в любой момент придти на помощь другому, и теперь надо поступать ни как хочешь ты, а как лучше для всех. К воспитателю и другим взрослым нужно относиться с уважением, не грубить, не спорить, не перебивать, а где нужно рпредложить придти на помощь (что-то поднять, что-принести, приготовить стульчик воспитателю к занятию, помочь убрать и т. д.). Воспитателю важно постоянно видеть как ведет себя ребенок, что его беспокоит, вовремя придти на помощь, даже если он о ней не просит. Объяснить, прояснить ситуацию, помочь найти правильный выход. Ни одна возникшая конфликтная ситуация не остается без внимания.. Она проговаривается, анализируется, каждый высказывает свое мнение и принимается общее решение. Порою дети в конфликтной ситуации обвиняют всех, но только ни себя, и родителям пересказывают все наоборот. (Здесь важно не упустить этот воспитательный процесс. Довести до ума - лгать не хорошо, наговаривать на других, а самим выглядеть белым и пушистым - подло). Ведь такие качества как лживость, лицемерие, изворотливость, желание быть лучше всех негативно отразиться в дальнейшей судьбе человека.

На примерах литературных героев, и из личного опыта, объясняем, что лгать не хорошо (Тайное становится явным, быть ябедами и жадинами некрасиво, быть жестокими и равнодушными по отношению к кому-либо (животным или людям) подло, обижать девочек не по-мужски, не уважать старших недопустимо. Поощряем тех детей, кто вовремя пришел на помощь другому, кто делится игрушками, а не сидит в углу, обнявшись с ними, кто приветлив, кто уважительно относится к взрослым, и к детям, кто всегда опрятен, аккуратен, постоянно следит за своим внешним видом. Ставим в пример тех детей, кто сам справился в конфликтной ситуации и принял правильное решение. Не всегда надо бежать за помощью к воспитателю, но еще надо учиться решать (если это не сложно) свои проблемы самому.

Основными формами работы детского сада и семьи мы выбрали как традиционные формы работы: консультации, анкетирование, родительские собрания, беседы, так и нетрадиционные: совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках, организация дней открытых дверей, мини собрания.

Ни что так не сближает родителей и воспитателя, как совместные досуги. При подготовке совместных мероприятий родители принимают активное участие: помогают в оформлении помещений, в пошиве праздничных костюмов, изготовлении сюрпризов и подарков, обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника.

Такое взаимодействие сближает родителей, детей и воспитателя.

В заключении хочется сказать, работа, направленная на социализацию ребенка детсадовского возраста при взаимодействии детского сада и семьи дала свои результаты. У родителей появилось доброжелательное отношение к воспитателям и специалистам. Они стали чаще делиться своими проблемами в семье, не проявляют равнодушие к просьбам воспитателя, охотно помогают в благоустройстве группы и участка. Большинство детей адаптировались. Дети стали больше доверять друг другу и воспитателю, доброжелательно относиться к своим сверстникам.

Актуальность сохранения и укрепления здоровья детей Актуальность сохранения и укрепления здоровья детей. Рассматривая человека как целостную систему, выделяют следующие виды его здоровья:.

Детская тревожность — актуальность проблемы, психологическая коррекция Детская тревожность - актуальность проблемы. Психологическая коррекция тревожности. Тревожность. Данная индивидуальная психологическая особенность.

Психологические проблемы одаренных детей В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы. Первый подход:.

Проблемы адаптации детей в дошкольном учреждении Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций,.


Актуальность данной темы обусловлена тем, что социализация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены именно в детстве. Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения.

Ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами только в обществе, взаимодействуя с себе подобными. Становление личности и индивидуальности ребенка осуществляется в ходе социогенеза, основу которого составляют процессы социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация являются психологическими механизмами социального развития человека. Именно в процессе социального развития происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности человека, социально психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе.

Внимание ученых прежде всего к вопросам становления социальной сущности человека естественно, так как его развитие, жизнедеятельность и деятельность возможны только в обществе. Общественная сущность личности как атрибутивной характеристики каждого человеческого субъекта, благодаря чему он регулирует свои отношения с объективной действительностью, признается как зарубежными, так и отечественными учеными (Т.Айзенк, Дж.Гилфорд, Э.Кречмер, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Юнг, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и мн. др.) [3].

В качестве критериев и показателей социализации предлагается использовать отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.

Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе. Социализации дошкольников определяется различными основаниями социальной идентификации, доминирующими в том или ином возрасте: младший дошкольный возраст - видовая и родовая идентификация.

В процессе социализации очень важную роль играет детский сад, работники которого выполняют не только роль педагога, но и психолога. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников. Родители обладают авторитетом, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А.П.Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

В процессе социализации ребенок-дошкольник усваивает и развивает накопленный человечеством социокультурный опыт, включающий в себя: социокультурные навыки, знания, поведение, опосредованное традициями, обрядами, правилами; социальные чувства, установки и мотивы, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Исследования (В.П.Залогиной, Д.В.Менджерицкой, Р.И.Жуковской и многих др.) показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям. Игра оказывает существенное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста.

В ней отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил.

По мнению А.Н.Острогорского, игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников [1,c.3].

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Социализация проходит успешно, если у воспитанника наблюдаются положительные изменения в каждой из указанных областей. В образовательном процессе задействованы все субъекты ближайшего социального окружения ребенка-дошкольника: родители, братья и сестры, сверстники, бабушки и дедушки, воспитатели и специалисты дошкольных образовательных учреждений. Общение с каждой из перечисленных групп людей оставляет неизгладимый след в сознании ребенка и оказывает влияние на его личностное развитие. Отношение с каждым из субъектов имеет свою специфику. Так, взрослые в этом процессе играют активную формирующую роль. Они задают образцы поступков и являются носителями норм и правил, принятых в обществе, гарантами правопорядка и справедливости в жизни детей. Детское общество для ребенка - это, прежде всего лаборатория социального творчества, в которой он испытывает на практике различные формы поведения и отношений со сверстниками и отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя.

Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, является научение воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества.

Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 200 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. - 456 с.

ЦЕЛЬ: Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшей успешной социализации воспитанников.

  • создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  1. Вступительное слово заведующего ГБДОУ № 27 – Стройкова Л.П.
    “Принципы взаимодействия” (приложение 1)
  2. Размышления о будущем ребенка (анализ анкетирования родителей).
    (Стройкова Л.П. – заведующий ГБДОУ № 27)(приложение 2)
  3. Успешная социализация дошкольника: взгляд воспитателя на проблему.
    (Алексеева О.А. – старший воспитатель ГБДОУ №27)(презентация 1)
  4. Дети говорят о семье и своем будущем.
    (Стройкова Л.П. – заведующий ГБДОУ № 27)
  5. Эвристическая разминка. (приложение 3)
  6. Деловая игра. (приложение 4)
    - индивидуальная работа
    - групповая работа над проблемой, обоснование выбора
    - межгрупповая дискуссия, общий вывод, обобщение
  7. Подведение итогов педсовета, обмен мнениями о педсовете.

Выступление старшего воспитателя – Алексеевой О.А.

Успешная социализация дошкольника: взгляд воспитателя на проблему

Воспитание личности - всегда было сложной задачей.

Перед педагогами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.

Успешная социализация дошкольника - проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выделены четыре направления развития дошкольников. Одним из которых является социально-личностное развитие. В это направление включена и образовательная область “социализация” как область, ориентированная на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.

В нашем детском саду педагогами созданы условия для успешной социализации, непрерывного социально-личностного развития, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.

Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций, . ) Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.

Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника:

- понять и помочь – основной принцип педагога;

- позитивное отношение к жизни;

- стремление к лучшему;

- формирование творческой активности;

- обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;

- грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;

- создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника

Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

- детский сад (в первую очередь воспитатели);

- общество (сверстники, друзья).

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.

Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения

Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.

Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Сотрудничество - общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.

Общественное дошкольное воспитание, детский сад - это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но, напротив, все становится на свое место.

Трудности, с которыми сталкиваются воспитатели:

- невозможность индивидуального подхода к “проблемным” детям из-за большого количества детей в группе;

- несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;

- недостаточно терпения, внимания у воспитателей к проблемам детей:

- нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;

- занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка;

- отсутствие достаточно времени для общения (как у воспитателей, так и у родителей) и как следствие, несвоевременное решение проблем ребенка;

- отсутствие индивидуальной и групповой работы с родителями (консультирование по проблемам ребенка, незнание психологии взрослого, некомпетентность в решении проблем взрослых. )

Педагоги готовы к сотрудничеству, надеются на значительные изменения во взаимоотношениях с родителями хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель - воспитание успешной социально-нравственной личности ребенка.

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

Принятие и соблюдение принципов взаимодействия и развитие диалогического общения всех участников воспитательно-образовательного процесса

Установление продуктивного, поддерживающего, развивающего взаимодействия (полноценного социального) между педагогами и родителями для дальнейшей успешной социализации воспитанников учитывая выбранную стратегию через:

- разработку и реализацию совместных проектов по социально-личностному развитию дошкольников с учетом выработанной стратегии взаимодействия педагогов и родителей, гендерного подхода, индивидуальных особенностей детей, социокультурных традиций;

Читайте также: