Штокман и г вузовская лекция учебно методическое пособие киев высшая школа 1981

Обновлено: 05.07.2024

Електронний каталог ЦНБ
Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна


. на 01.02.2022 - 1 080 405 описів (1 580 836 примірників) .

Якщо Ви не знайшли видання в електронному каталозі,
до ваших послуг є карткові каталоги та електронні архіви
eKhNUIR, eScriptorium та karazin.back2news.
Довідка FAQ
Електронна пошта ЦНБ
Центральна Наукова Бібліотека

Поиск :

Личный кабинет :

Электронный каталог: Штокман Илья Григорьевич - Вузовская лекция. Практические советы по методике преподавания учебного материала

Штокман Илья Григорьевич - Вузовская лекция. Практические советы по методике преподавания учебного материала

Книга
Ч448,252.13

Штокман, Илья Григорьевич.
Вузовская лекция. Практические советы по методике преподавания учебного материала / Илья Григорьевич Штокман . – Киев : Вища школа, 1981 . – 151 с. – На рус. яз.

ХНУ = лекции в вузе

Н254288 Бібліотека ХНУ центральне книгосховище Основний фонд
Н254289 Бібліотека ХНУ каб. метод. викладання фізики Основний фонд
Н257766 Бібліотека ХНУ центральне книгосховище Основний фонд

Штокман И.Г. Вузовская лекция. Практические советы по методике преподавания учебного материала

Книга посвящена центральному элементу учебного процесса в вузе — лекции. Ее цель — оказать помощь начинающему лектору, ознакомить его с основами лекционного преподавания, раскрыть содержание традиционных и новых приемов и средств преподавания, таких как активизация познавательной деятельвости учащихся, проблемное изложение материала, технические средства обучения, осветить научно-исследовательскую работу студентов, контакт лектора с аудиторией я т. д. Наряду с содержанием современной лекции рассмотрено и ее исполнение.
Для преподавателей высшей школы я аспирантов.

Содержание:
Значение вузовской лекции и роль лектора.
Краткая история лекции.
Значение лекции.
Роль лектора.
Воспитательная функция лекции и лектора.
Общие вопросы коммунистического воспитания студентов.
Воспитывающее обучение на лекции.
Лектор-воспитатель.
Научность, доступность и систематичность лекции.
Научность лекции.
Доступность лекции.
Систематичность лекции.
Сознательность, прочность усвоения знаний и наглядность на лекции.
Сознательность усвоения знаний на лекции.
Прочность приобретенных на лекции знаний.
Наглядность на лекции.
Активизация познавательной деятельности студентов на лекции.
Значенне активизации познавательной деятельности студентов на лекции.
Приемы активизации аудитории.
Проблемная лекция.
Владение материалом лекции и подготовка к ней.
Владение материалом лекции.
Основные этапы подготовки лекций.
Написание конспекта и репетиции лекций.
Контакт лектора с аудиторией.
Значение контакта лектора с аудиторией.
Дискретная обратная связь на лекции.
Непрерывная обратная связь на лекции.
Внешняя форма исполнения лекции.
Язык лектора.
Стиль и манера лектора.
Дисциплина лектора и студентов.
Список литературы.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Штокман И.Г. Вузовская лекция. Практические советы по методике преподавания учебного материала

Книга посвящена центральному элементу учебного процесса в вузе — лекции. Ее цель — оказать помощь начинающему лектору, ознакомить его с основами лекционного преподавания, раскрыть содержание традиционных и новых приемов и средств преподавания, таких как активизация познавательной деятельвости учащихся, проблемное изложение материала, технические средства обучения, осветить научно-исследовательскую работу студентов, контакт лектора с аудиторией я т. д. Наряду с содержанием современной лекции рассмотрено и ее исполнение.
Для преподавателей высшей школы я аспирантов.

Содержание:
Значение вузовской лекции и роль лектора.
Краткая история лекции.
Значение лекции.
Роль лектора.
Воспитательная функция лекции и лектора.
Общие вопросы коммунистического воспитания студентов.
Воспитывающее обучение на лекции.
Лектор-воспитатель.
Научность, доступность и систематичность лекции.
Научность лекции.
Доступность лекции.
Систематичность лекции.
Сознательность, прочность усвоения знаний и наглядность на лекции.
Сознательность усвоения знаний на лекции.
Прочность приобретенных на лекции знаний.
Наглядность на лекции.
Активизация познавательной деятельности студентов на лекции.
Значенне активизации познавательной деятельности студентов на лекции.
Приемы активизации аудитории.
Проблемная лекция.
Владение материалом лекции и подготовка к ней.
Владение материалом лекции.
Основные этапы подготовки лекций.
Написание конспекта и репетиции лекций.
Контакт лектора с аудиторией.
Значение контакта лектора с аудиторией.
Дискретная обратная связь на лекции.
Непрерывная обратная связь на лекции.
Внешняя форма исполнения лекции.
Язык лектора.
Стиль и манера лектора.
Дисциплина лектора и студентов.
Список литературы.

Смотри также

Белоус В.Т., Горюнова Л.И. и др. Основы организации и методики преподавания в высшей школе

Научно-методическое пособие. — Ирпень: Академия ГНС Украины, 2001. — 88 с. Научно-методическое пособие предназначено для начинающих педагогов, магистров, аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации кадров и в целом для профессорско-педагогического состава. В пособии авторами рассматривается подход к системе преподавания в высшей школе как к процессу преобразования.

  • 130,08 КБ
  • добавлен 26.12.2011 05:46
  • изменен 16.05.2018 19:52

Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии

Москва: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. — 336 с. — (Педагогическое образование). — ISBN 5-241-00145-X. В учебном пособии, адресованном студентам педагогических вузов, сформулирована проблема педагогических технологий в исторической ретроспективе, дана теоретическая характеристика и изложена сущность современных технологий обучения. Освещена методика оценки их эффективности.

  • 6,43 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 30.07.2021 22:35

Косякин Ю.В. Теория и практика повышения эффективности педагогической деятельности (для начинающих преподавателей высшей школы)

  • 1,85 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 31.03.2011 16:57

Лупачев В.Г., Павлюк С.К., Сидоров В.А. Технологии изложения лекционного материала

Методическое пособие, Минск, БНТУ, 2012год В пособии рассмотрены основные традиционные и нетрадиционные технологии подачи лекционных материалов, способствующих активизации работы обучающихся на занятиях. Раскрыта сущность и особенности организации и проведения различных видов лекционного обучения. Методическое пособие предназначено для преподавателей высших и средних.

  • 592,86 КБ
  • добавлен 03.05.2014 03:32
  • изменен 19.05.2014 02:22

Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы

Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для слушателей курсов и факультетов повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений Издательство Московского университета 1986 В настоящем учебном пособии рассматриваются основные вопросы вузовской педагогики и психологии. Комплексное изложение соответствующих.

  • 113,81 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 10.11.2010 20:48

Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика высшей школы

1.Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

2.Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.

1.Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980.

2.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.

3.Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981.- 150 с.

Основные виды учебных (аудиторных) занятий: лекция, практические и лабораторные занятия, семинары, коллоквиумы, консультации.

Лекция как основная и специфическая форма преподавания общих и специальных курсов

Роль и место лекции в вузе

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. Каковы их доводы?

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

4. Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.

· творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

· лекция - весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;

· лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Структура лекции

Типология (виды) вузовских лекций и их структура

Существуют следующие типологии вузовских лекций:

1. По месту, занимаемому в системе учебного (предметного) курса:

Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли.

Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.

· Программно-тематическая (текущая) лекция

Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Однако, внимание студентов будет снижено, если им будет представлена только структура подлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной форме предлагать их вниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекции составить представление об изучаемом предмете.

· Обзорно-повторительная (итоговая, заключительная) лекция

Итоговая лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена по предмету.

2. По используемым методам и технологиям:

o Информационная лекция

Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

Вид лекции, при котором лектор комментирует какое-либо явление, проблему, событие в рамках изучаемой дисциплины.

· Нетрадиционные (инновационные) лекции:

o Проблемная лекция

На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо "открыть". Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе их разрешения и в итоге - как результат - студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие - реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции в форме диалогического общения. С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

o Визуализованная лекция

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

· натуральные (минералы, реактивы, детали машин);

· изобразительные (слайды, рисунки, фото);

· символические (схемы, таблицы).

o Лекция вдвоем (диалог)

Лекция вдвоем - эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного решения какой-либо проблемы и т.д. Необходимо, чтобы:

· диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

· втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Преимущества такой лекции:

· актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;

· создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т.д.;

· наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;

· вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;

· выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

o Лекция с заранее запланированными ошибками

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Такую лекцию можно проводить:

· в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;

· в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

· в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.

3. По частоте общения лектора с аудиторией (разовые, тематические и цикловые лекции).

Практические занятия

Процесс обучения в ВШ предусматривает практические занятия (ПЗ). Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Цель практических занятий. Они призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План ПЗ отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель.

Между лекцией и ПЗ планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям.

Структура ПЗ в основном одинакова:

· ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

· практическая часть как плановая;

· заключительное слово преподавателя.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям.

ПЗ следует организовывать так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

При проведении ПЗ следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не нудным, однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариантно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.

Семинарские занятия

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину):

· развитие творческого профессионального мышления;

· профессиональное использование знаний в учебных условиях:

o овладение языком соответствующей науки;

o навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

o овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

· повторение и закрепление знаний;

В современной высшей школе наиболее распространены семинарские занятия трех типов:

1.Просеминар.

2.Собственно семинар.

3.Спецсеминар.

Просеминар - занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. Второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

Более серьезные учебные и воспитательные задачи решаются на семинарах 2-4-х курсов и особенно на спецсеминарах 4- 5-х курсов, которые формируют у студентов исследовательский подход к материалу.

В высшей школе практикуется 3 вида семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга.

Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к спецсеминару, представляющему собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего. Спецсеминар, руководимый авторитетным специалистом, приобретает характер научной школы, приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования ситуаций. На итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.

Читайте также: