Проблемы преподавания математики в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Рассказываем, почему в российских школах дети с трудом постигают алгебру и геометрию и что с этим делать.

Только 12-15% учеников среднеобразовательных российских школ причисляют математику к любимому предмету.

В специализированных математических школах картина несколько иная: туда в принципе поступают дети с хорошо развитым логическим мышлением, но и среди таких ребят примерно треть с трудом справляется с учебной программой.

Нет структуры преподавания

Математика в средней российской школе растянута на десять лет, из которых первые шесть классов детей просто учат быть калькуляторами. Что это значит?

К 12 годам дети умеют умножать в столбик, знают, что такое десятичные дроби и дроби вообще, что такое отрицательные числа.

А еще они умеют решать задачи, где нужно сложить скорости двух трамваев, которые зачем-то движутся навстречу друг другу…

Сегодня школьному курсу математики не хватает продуманной структуры. Также отсутствует корректная методика, позволяющая преподавать предмет не разрозненными частями, а в тесной взаимосвязи всех разделов: алгебры, начала анализа, геометрии.

При правильном подходе весь объем знаний с 6-го по 11-й класс можно уместить в курс из 60-ти теоретических занятий и 60-ти часов практики! Практические занятия очень важны для оттачивания мастерства учеников. У каждого ребенка свой темп постижения науки.

Отстающих в принципе не должно быть, если применять в обучении современные технологии, о которых речь пойдет ниже.

Больше натаскивания, чем разъяснения

Преподавание в российских школах сфокусировано на зубрежке, а не на объяснении принципов и типологии задач. У учителей нет ни времени, ни желания разъяснять и объяснять темы, да еще и применять креативный подход. Отчасти дело буксует еще и потому, что школьные преподаватели сверх меры загружены бюрократической волокитой (заполняют горы отчетов, проверяют кипы тетрадей с контрольными и домашними работами сразу в нескольких классах).

Так уж сложилось, что педагоги нацелены только на сдачу тестов ОГЭ и ЕГЭ, и вместо творчества у нас в школах — скучное натаскивание, чудеса дрессуры.

Нет мотивации

Поэтому человек должен уметь учиться, получать и систематизировать знания, продуцировать на их базе новые смыслы, развивать логику: именно этому и учит математика.

Все держится на персоналиях

В России качество программы обучения очень сильно варьируется от школы к школе, даже внутри одного учебного заведения. Какие-то преподаватели умеют заинтересовать учеников своим предметом, а другие подходят к делу формально. Школа не аккумулирует достижения и наработки своих гуру и не передает опыт новым учителям, чтобы поддерживать стандарты образования.

На преподавателя вешается роль и методиста, и учителя, и проверяющего, что очень неэффективно с точки зрения использования учительских талантов.

В нашей школе педагог до сих пор — человек-оркестр (певец, композитор и продюсер в одном лице), что ведет к быстрому профессиональному выгоранию.

Вот конкретный пример: в Ульяновске была легендарная школа №40, выпускники которой без труда поступали в Москву на бесплатные отделения в МГУ, МФТИ, ВШЭ и в другие престижные столичные вузы. Благодаря замечательной учительнице математики при школе действовал математический кружок, выпускники с успехом участвовали в олимпиадах. К поступлению в эту школу дети готовились за год! Но талантливый педагог ушел из школы 15 лет назад, и образовательное заведение перестало быть элитным. Все наработки новатора были бесследно утеряны. Только один выпускник, выращенный этим профессионалом, открыл кружок подготовки к олимпиадам и сейчас работает бесплатно (при этом в другой школе). Повезло, что есть такой альтруист, радеющий за математическую грамотность в родном городе. Но все его наработки, скорее всего, опять не получат распространения в профессиональной среде.

Что же делать?

Использовать новые технологии

Домашние задания повторяются из года в год, как и их решения. Этот процесс вполне можно оцифровать, а ученику доверить процесс самопроверки. А вот самые интересные задания имеет смысл обсуждать на уроках. Таким образом, ученик получит гораздо больше практики решения задач и научится искать в своих вычислениях ошибки.


Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Ключевые слова: начальные классы, математика, преподаватель, ученики, метод, способ, психология, задачи, воспитание.

Математика является одной из самых значимых дисциплин, которая может быть очень нужной в жизни каждого человека. Без математики невозможно обойтись в принципе, учитывая время, в котором живём все мы. Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, она формирует и корригирует такие формы мышления, как синтез, сравнение, анализ развивает способность к обобщению к конкретизации, создает условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. В данном процессе наблюдается развитие речи детей, она обогащается специальными математическими терминами и выражениями. При объяснении решения той или иной задачи, ученик приобретает навыки рационального объяснения своих действий, делать это точно и лаконично, без добавления лишних слов или выражений.

Уроки математики в начальных классах разительно отличаются от таких же занятий в более старших классах школы. Преподаватель математики в начальных классах должен, как и другие учителя на данном этапе владеть навыками психолога и воспитателя помимо своих основных обязанностей.

Потому что обучение в этот период подразумевает не только преподношение знаний по различным учебным дисциплинам, но и его воспитание в психологическом и личностном плане. Как и другие предметы, математика предполагает овладение следующими знаниями и навыками:

а) дает понятие о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел, их свойства, понятие об обыкновенных десятичных дробях;

б) формирует в сознании учеников чёткие представления об основных величинах (длина отрезка, стоимость, масса предметов, площадь различных геометрических фигур, ёмкости и объеме тел, времени), единицах измерения, различных величин и их соотношениях;

в) дает понятие о метрической системе мер, мер времени;

г) умение проводить четыре основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами и дробями;

д) развивает в учениках умение решать простые и составные задачи.

Для достижения выше обозначенных целей на уроках математики применяются различные методы, которые направлены для наиболее полной передачи учебного материала ученикам. Методика обучения-это способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которой преподавателем осуществляется передача учителем ученику знания и навыки.

Такие методы имеют множество разновидностей. Преподаватель выбирает, какой из них целесообразно будет применить на данном конкретном этапе обучения. Некоторые из них креативны, другие принято называть традиционными. Если новые методы обучения ещё не освоены многими преподавателями, традиционные методы давно применяются на уроках и успели показать свою эффективность.

Чаще в других начальных классах при объяснении материалов по различным учебным дисциплинам, в том числе и по математике используется метод рассказа, он в применении к математике называют методом изложения знаний. Наряду с ним используют метод беседы.

В процессе беседы учитель ставит перед учениками задачи, в решении которых последние должны будут использовать уже имеющихся знаний.

Методика преподавания математики тесно связана с другими науками прежде всего с педагогикой, возрастной психологией, этикой, родным языком и литературой. В последнее время всё чаще замечается применение методов моделирования. Обучение математики в средних общеобразовательных школах, в том числе и в начальных классах, способствует формированию у них таких черт личности как аккуратность, пунктуальность, настойчивость и сильная воля.

Также математика может помочь в воспитательных целях. Этот предмет учит учеников рациональному мышлению. Если уроки родного языка и литературы помогают раскрыть творческие способности ребёнка, дает ему поле для импровизации, математика учит твердо оценивать ту или иную ситуацию, делать правильные выводы и принимать наиболее верное, приемлемое в данной ситуации решение.

Математика формирует в учениках ещё такие формы мышления, как сравнение анализ, и способность к обобщению выводов. Также, решая математическую задачу, ученик получает возможность усилить корректировать память, обострить навыки концентрации внимания, развить наблюдательность.

В начальных классах средней школы дети очень часто воспринимают математику как скучный и однообразный предмет, воспринимая занятия по этой дисциплине как самые монотоннопроходящие. Виноватыми в таком положении вещей можно назвать самих преподавателей, которые в большинстве своем не стремятся внести что-то новое в процесс урока, их не интересует то, насколько интересным их преподавательские способности считают ученики. Важно помнить, что учитель, методы преподавания которого считается интересным для восприятия учениками, завоёвывает среди них.

Непререкаемый авторитет и как следствие, на уроках такого преподавателя занимаются более усердно стараются получить его похвалу. Такому учителю легче донести до учеников учебный материал, предусмотренный на данный конкретный урок. Почему у одних педагогов получается войти в доверие к детям, а у других, при всех его несомненных педагогических знания, это не получается? Потому что как, было отмечено выше, они должны прежде всего быть психологами, что подразумевает умение находить подход к каждому ребёнку. С детьми, которые имеют способности к математике, работать очень легко-они на лету схватывают объяснение учителя, легко выполняют математические действия и решают задачи разных уровней сложности. Но, как правило, в начальных классах таких детей бывает немного. В ходе исследований было установлено, что ребёнок, испытывавший трудности со сложением и вычитанием в дошкольном возрасте, имеет их и в начальных классах, что безусловно, мешает ему в усвоенииматематического материала. Так как задачи по математике со временем усложняются, проблемы таких детей усугубляются. Тем более важно, чтобы преподаватель мог выяснить количество таких детей в данном конкретном классе и строить план на урок с учётом этой детали. Учителя в начальных классах по-разному решают эту проблему. Одни практикуют разделение детей на группы в зависимости от уровня их знаний и способностей к математике. В таких случаях образуются более сильные или немного слабые группы. Учитель дает этим группам задания, основываясь на их способностях –сильная группа решает более сложные задачи слабая не так уж и трудные. Преподаватель постепенно усложняет задачи отстающей группы, шаг за шагом приближая таких учеников к уровню детей из сильной группы. Надо отметить, что этот способ имеет ряд своих преимуществ, но также не лишён и недостатков. Его достоинством можно считать то, что дети в отстающих группах имеют возможность догнать своих одноклассников из сильной группы, усилить свои навыки решения задачи устранить свои недостатки. Но нужно учесть, что данный способ может привести к расслоению учеников, разделение их на лидеров и аутсайдеров. Так как дети в начальных классах ещё не очень уверены в себе и в своих силах, такое разделение может больно ударить по его самолюбию, а особенно впечатлительным детям — даже травмировать психику.

Поэтому решивший применить этот способ преподаватель должен быть максимально внимателен к психологическому климату класса, не допускать высокомерного отношения учеников из сильной группы по отношению к детям из группы послабее.

Ещё известен и другой способ обучения математики — преподаватель на время урока пересаживает сильного по математике ученика к слабому, давая им одно задание на двоих. В таких случаях из учеников создаются как-бы маленькие команды, которые на двоих выполняют общее задание. Этот способ обучения учить детей работать в команде, отстающий ребёнок, который зачастую бывает робок в отношениях с учителем, рядом со сверстником чувствует себя более раскованно и на живом примере видеть, как решаются задачи, одноклассник может доступным для его понимания языком раскрыть суть проблемы заданной задачи и объяснить пути его решения. Но этот способ дает результат лишь в том случае, когда между двумя такими учениками установлены дружеские отношения. В противном случае такая работа может превратиться в пытку для обеих сторон и не может вызывать ничего, кроме взаимного раздражения.

А это опять же означает, что преподаватель должен быть тонким психологом и знатоком детских характеров. Потому что в таких командах всегда бывает ведущий и ведомый. Если ведущий ученик учится хорошо ведомый может улучшить свои навыки решения задач он действительно научится решать арифметические примеры. Но если ведущий в плане характера сильнее, но учится хуже, этот способ не даст ничего хорошего так как он будет доминировать в паре и всю работу за него будет выполнять сильный в учебе, но слабый характером ученик. В таких случаях отстающий ученик ничему не научится, вся его деятельность в команде приведёт только к списыванию решённых другим учеником задач.

Как видим преподавание математики можно проводить с применением различных методов и способов для того, чтобы наиболее рационально, в плане донесения до сознания учеников учебного материала, использовать время, отведённое на урок. Хотя математика наука точная, всё-таки, учителям можно экспериментировать, применять, различные пособия, музыку, движение, все то что может показать детям всю красоту и мощь, а также значимость данной дисциплины в повседневной жизни.

  1. М. В. Потоцкий. Преподавание математики в школе –Москва,1998.-4-Е ИЗД.
  2. A. Abduqodirov “Teoрия и практика интенсификатции подготовки учителей физико-математических дисциплин ”. Toshkent: Fan, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): математик, класс, преподаватель, ребенок, сильная группа, ученик, задача, учебный материал, учитель, родной язык.


Горячая линия


К нарушению школьных навыков принято относить проблемы, которые возникают у детей в первых классах школы. Затруднения, возникающие у младших школьников в процессе обучения, можно объединить в три группы: биогенные, социогенные и психогенные.

  • Алалию (дефект активной речи или восприятие ее) – у ребенка происходит недоразвитие всех сторон речи грамматической, лексической, фонетической.
  • Дисграфию (нарушение письма). Это расстройство проявляется в виде неверного соотнесения звуков устной речи и их графического изображения.
  • Дислексию (нарушение понимания текста)– это нарушение формирования навыка чтения, которое может проявляться в невозможности соотнести графическое изображение буквы с соответствующим звуком и связанного с этим неверного считывания. Такие дети смешивают звуки сходные по артикуляции, звучанию графическому изображению.
  • Дискалькулию (нарушение счета)– это нарушение навыка счета. Дискалькулия может наблюдаться как изолированное расстройство или входить в структуру других нарушений школьных навыков. Проявляется она в виде нарушения осмысления структуры числа, затруднений операций с числами, особенно с сложными числами и с переходом через десяток. Такие дети с трудом анализируют схему тела, определяют левую и правую стороны, отыскивают геометрические фигуры по образцу, соотносят предметы в пространстве, они плохо усваивают понимание времени на часах в связи с трудностью определения расположения стрелок на циферблате. Часто дискалькулия сочетается с дисграфией в виде зеркального написания сходных букв. Например А и Д, Р и Ь, В и Б и т.д. Такие дети очень плохо рисуют, не умеют лепить, не могут освоить такие навыки как завязывание шнурков. В старших классах такие дети не справляются с геометрией и черчением. Но интеллектуальные процессы, такие как память, абстрактное мышления, обобщения у таких детей не нарушены.

Рассмотрим подробнее трудности усвоения счета. Помимо общих предпосылок трудностей в учении существуют специфические – трудности усвоения математического материала.

  • Отсутствие устойчивых навыков счета.
  • Незнание отношений между смежными числами.
  • Неспособность перехода из конкретного плана в абстрактный.
  • Нестабильность графических форм, т.е. несформированность понятия "рабочая строка", зеркальное написание цифр.
  • Неумение решать арифметические задачи.
  • “Интеллектуальная пассивность”.
  • 1.Трудности, связанные с недостаточностью операций абстрагирования, что проявляется при переходе из конкретного в абстрактный план действий. В связи с этим возникают трудности при усвоении числового ряда и его свойств, смысла счетного действия.
  • 2.Трудности, связанные с недостаточным развитием мелкой моторики, несформированностью зрительно-моторных координаций. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся, как овладение написанием цифр, зеркальное их изображение.
  • 3.Трудности, связанные с недостаточным развитием ассоциативных связей и пространственной ориентацией. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся, как трудности при переводе из одной формы (словесной) в другую (цифровую), при определении геометрических линий и фигур, затруднений в счете, при выполнении счетных операций с переходом через десяток.
  • 4.Трудности, связанные с недостаточным развитием мыслительной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности учащихся. В связи с этим младшие школьники испытывают трудности в формировании правил на основе анализа нескольких примеров, трудности в процессе формирования умения рассуждать при решении задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение.
  • 5. Трудности, связанные с несформированностью познавательного отношения к действительности, что характеризуется “интеллектуальной пассивностью”. Учебную задачу дети воспринимают лишь тогда, когда она переведена в практический план. При необходимости решать интеллектуальные задачи у них появляется стремление использовать различные обходные пути (заучивание без запоминания, угадывание, стремление действовать по образцу, использовать подсказки).

Выделяется два основных типа неспособности к вычислениям в зависимости от степени недоразвития и возраста, в котором она проявилась: акалькулия и дискалькулия. Под акалькулией обычно понимаются трудности, приобретенные во взрослом возрасте человеком, который ранее не испытывал никаких трудностей при выполнении вычислительных операций и который сохраняет общие умственные способности. Акалькулия часто сопутствует сложным неврологическим заболеваниям (например, болезни Альцгеймера). Приобретенная или посттравматическая акалькулия является приобретенной неспособностью к вычислениям, развивающейся в результате травмы головного мозга, произошедшей на фоне нормальных общих математических способностей.

Под дискалькулией обычно понимается специфическая форма неспособности к обучению, а именно неспособность к математике, являющаяся характеристикой развития ребенка. В этиологии дискалькулии важная роль принадлежит нарушению функционирования систем головного мозга (преимущественно левого полушария), результатом которого является недоразвитие вычислительных способностей.

Согласно современному представлению о дискалькулии по крайней мере некоторые из ее форм имеют генетическую этиологию. Результаты выполнения вычислительных операций ребенком, страдающим дискалькулией, значительно ниже уровня, характерного для его возраста. Расстройства как взрослого так и детского возрастов характеризуются трудностями счета и другими отклонениями, включающими неспособность идентифицировать и выполнить некоторые арифметические операции (например, сложения или вычитания) и неспособность правильно идентифицировать цифру и ее символику (значение).

  • Арифмерия (неспособность оперировать числами) представляют собой расстройства, развивающиеся при отсутствии нарушений восприятия. Этот подтип описывает узких круг расстройств, связанных с нарушением процессуальных вычислительных способностей.
  • Цифровая алексия (неспособность распознавать цифры) диагностируется у людей, не имеющих возможности правильно опознавать или записывать цифры. В большинстве случаев, цифровая алексия сопровождается словесной алексией (неспособностью распознавать буквы). Цифровая алексия также известна под названием афазическая акалькулия.
  • Пространственная акалькулия характеризуется затруднениями, возникающими у человека при восприятии или зрительной организации арифметических проблем. Такой человек, например, характеризуется тем, что, выполняя вычислительное действие, он игнорирует часть задания, написанную на правой стороне листа. Однако он способен с легкостью выполнить счетное действие в уме в случае восприятия задания на слух. Таким образом, оба расстройства (цифровая алексия и пространственная акалькулия) включают аспекты нарушения зрительного восприятия.
  • Олигокалькулия (генерализованная) представляет собой общую неспособность, вызывающую расстройство широкого спектра математических функций. Олигокалькулия часто сопровождается умственой отсталостью в то время как остальные формы дискалькулии развиваются при сохранном уровне интеллекта.
  • Вербальная дискалькулия описывает случаи, когда вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом человек неспособен называть числа, символы, количества, понятия или математические операции. Одним из наиболее распространенных симптомов вербальной дискалькулии является неспособность к выполнению простой задачи пересчета.
  • Практогностическая (апраксическая) дискалькулия характеризуется неспособностью к использованию абстрактных математических символов при выполнении операций с объектами. Такие люди неспособны пересчитать объекты или проранжировать объекты на основе их размеров, форм, пространственных характеристик или количества в группе.
  • Неспособность к концептуализации арифметических функций, основанных на операциях с символами (например, плюсом и минусом), уравнений и математических выражений, является ведущим симптомом лексической или цифровой дискалькулии. Эта форма дискалькулии часто сочетается с другими типами неспособности к математике и неспособности к обучению (например, неспособностью к чтению- дислексией). Предполагается, что лексическая дискалькулия является результатом нарушения визуально-пространственных процессов.
  • Графическая дискалькулия (графическая дислексия) характеризуется неспособностью конвертировать вербально предъявленную цифру в ее графический символ, заменить словесное представление чисел их символами или даже просто скопировать написанное число. Часто, однако, подобные люди способны конвертировать символическую репрезентацию числа в его словесную форму.
  • Идеогностическая дискалькулия (диссимболия) представляет собой неспособность к овладению основоположных математических понятий и их связей с другими понятиями. Например, страдающие идеогностической дискалькулией неспособны овладеть даже простыми операциями сложения.
  • Операциональной дискалькулией называется неспособность аккуратно применять математические операции. Найденные решения математических задач либо являются ошибочными в результате неправильного применения математических операций, либо, если решения правильны, являются случайным продуктом применения неадекватных математических операций. Операциональная дискалькулия считается наиболее трудно диагностируемой, поскольку логика, используемая больным при выполнении математических операций, является труднодоступной.

Коррекционная работа с детьми при дискалькулии предполагает совместное участие специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога, психотерапевта и др. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце коррекционных мероприятий. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно- пространственной деятельности, интеллекта (по детской методике Векслера) и др. Решающее значение в коррекции дискалькулии у данного контингента детей играет проведение специального комплекса занятий, направленных на устранение определенных нарушений высших функций и зрительно- пространственного гнозиса. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности определенных мозговых структур.

Хорошие слова советского и российский педагога и психолога, академика АПН СССР, вице-президент Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора, почётного члена Национальной академии образования США В.В. Давыдова.

Учить детей мыслить. Но как?

Что нам, как педагогам, предлагается в качестве подспорья, кроме Доктрины образования в Российской Федерации (далее - Доктрины ) - основополагающем государственном документе, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития до 2025 года?

Меня пригласили в школу 6 лет назад учить математике детей после преподавания этого предмета в институте и в колледже. Это настолько разно - учить студентов высших и средних профессиональных учебных заведений и школьников, что не всякий специалист сможет адаптироваться к такому в короткие сроки. Я смогла.

С чем я столкнулась?

Миссией современного образования является не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться . Это является главной сутью новых образовательных стандартов. А математика – это предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений. Основные задачи, которые решаются в процессе преподавания математики, заключаются в следующем: 1) в выявлении и развитии продуктивного, эвристического, творческого, дивергентного и креативного мышления; 2) в формировании устойчивой мотивации к учению и самосовершенствованию; 3) в обучении навыкам самообразования и научно - исследовательского труда; 4) в формировании внутренней потребности в непрерывном самосовершенствовании. Эти задачи преподавания математики соответствуют социальному заказу общества.

По факту, ученики оказались не готовыми к возложенным на них задачам

Думаю, здесь следует обратиться к начальной школе. Традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. Оно лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться ещё в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т. д.).

Построение учебных предметов должно предполагать формирование у школьников теоретического мышления. Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения.

Механизм работы начальной школы терпит изменения с переходом обучающихся на вторую ступень обучения. Согласно Доктрине система образования призвана обеспечить "преемственность уровней и ступеней образования".

Проблемы возникают, прежде всего, при решении вопросов преемственности по структуре учебника. Поэтому приходится делать определённый выбор среди учебников, допущенных МОН РФ . В соответствии со статьей 28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "Об образовании в Российской Федерации" решение о том, по какой программе работать и какие учебники из федеральных перечней использовать в образовательном процессе, принимает образовательное учреждение. При этом необходимо учитывать мнения учителей, представителей родительской общественности. Список учебников, по которым дети учатся в конкретной школе, – это серьезный документ, результат коллегиального обсуждения, а значит, дополнительная гарантия того, что при смене учителя детям не придется менять учебник.

И вот тут возникают серьёзные проблемы

Если решение об использовании того или иного учебника принято авторитарно (поджимали сроки принятия решения, учителя находились в отпусках, человек, принимающий такое решение, был далёк от предмета и т.д.), то обучению учащихся предмету "Математика" ("Алгебра", "Геометрия") могут быть созданы невыносимые условия.

Что может произойти?

Во-первых , не возможно будет создать устойчивую мотивацию к обучению с помощью книг, содержащих огромный объём теоретических знаний без достаточного количества примеров и заданий, ориентированных на творческую активность учащихся.

Во-вторых , не каждому ученику по силам осмыслить тот пласт знаний, которые мы сами постигали в более позднем возрасте. Зачем торопиться? Каждое новое понятие, лишь только озвученное учителем, вызывает шок и удивление у учеников. Стоит ли загружать их головы той информацией, которая будет нужна не всем? Давайте позволим вузам и учреждениям среднего профессионально образования сделать свою работу качественно, когда обучающийся "созреет".

В-четвёртых , не надо забывать о том, что существует перемещение детей по школам: смена места жительства, проблемы в "старой" школе с учителями и т.д. Обучение по разным учебникам (программам) приводит таких учеников к тому, что они просто "выпадают" из изучаемых тем, отсюда - снижение успеваемости, потеря мотивации, пассивность при принятии нового материала, основанного на том, что он не проходил раньше.

Новое поколение учителей может меня сейчас осудить, но я всё равно скажу. Раньше было намного проще и легче учиться, когда вся страна занималась по одним и тем же учебникам. И заметьте, знания, полученные в "наше" время, оказались прочными и долговечными. Обилие учебного материала, рабочие тетради, которые тоже стоят денег (заметьте, не маленьких) для семей, сводящих концы с концами, создаёт определённое напряжение в обществе. Как часто Вам приходилось слышать вопрос: "А зачем это надо? Неужели не хватает учебников и электронных ресурсов?"

А действительно, зачем?

О чём мне хочется ещё с Вами поделиться? Разговаривая с своими бывшими учениками, я узнала, что многие хотели заниматься на факультативных курсах, но бесплатно.

Наше время не простое. Мы находимся в условиях рынка и конкуренции. Как внутри страны, так и во внешнем мире. Позволить школам самим зарабатывать - это хорошая или плохая идея? Деньги, потраченные на развитие учреждения за счёт собранных с родителей (платные курсы дополнительного образования) и спонсоров, бесспорно нужны школе. Но где же тогда обещанная государством помощь? Получив статус автономного образовательного учреждения, не становится ли школа тем пловцом, который плывёт в океане среди акул ?

Мой частный учебный центр "Зелёный Дракон" (2003-2007 года), был первым центром в области, в котором дети занимались по программам дополнительного образования. Я арендовала кабинеты в школах, где проводились занятия. И эта идея понравилась директорам школ города. По прошествии нескольких лет было разрешено и школам осуществлять платные услуги по программам дополнительного образования. При этом школы были заинтересованы в получении денег, но не в создании качественных услуг для их проведения (набор осуществлялся не дифференцировано, без выявления потребностей учащихся), отсюда - возвращение к репетиторам с проработкой по индивидуальным программам.

Разве сложно ввести факультативные занятия в учебный план? При этом занятия должны быть именно факультативными, их не обязаны посещать ученики, которым не требуется углубление предмета. В некоторых школах нашего города нашли такую возможность, включив 1 или 2 часа в неделю в расписание уроков, но не во всех.

Ещё одна наболевшая тема - исключение предмета "Черчение" из школьной программы

Математике, а именно самой сложной для понимания её части - геометрии, поставлен шах и мат!

И дело не в том, что не вводя в программу обучения этот предмет, мы, успокаивая себя, говорим, что не все стану инженерами, способными выполнять сложные чертёжные разработки. Действительно, не все. Но разве геометрия нужна только им? Скажите, сколько раз в месяц, год Вы посещаете парикмахерскую? Вы никогда не задумывались, по каким законам мастер подстригает Ваши волосы, какой образ возникает сначала в его голове, а потом переносится на Вас? Это - геометрия. Во всём её сложном проявлении. А приглашая дизайнера в свой дом, чтобы украсить свою жизнь, Вы не спрашиваете у него, преподавали ли ему черчение, знаком ли он с законами композиции в трёхмерном пространстве? Таких примеров можно привести немеряно.

Исключая предмет "Черчение", мы лишаем детей того, что заложено изначально в новых стандартах - возможности научиться думать, ставить эксперименты, анализировать, изучать связи, творить и развиваться. А что же математика? Какая связь у неё с черчением? Прямая. Нет чертежа - задача не может быть решена. Универсальный компьютер - наш мозг должен увидеть чертёж, чтобы понять, что от него требуется. И говоря ученикам о том, как сложно на листочке бумаги (на части плоскости) создать трёхмерное изображение предмета, я рассказываю о своей мечте, которую когда-нибудь кто-то воплотить в жизнь: электронная модель размером с ладонь, с помощью которой можно задавать форму объекта, менять её, поворачивать, видеть грани со всех сторон. Мечта.

Я не могу пройти мимо ЕГЭ

В этом разделе моей статьи я остановлюсь на двух моментах: 1) на новых экзаменационных заданиях в 9 классе, 2) на непозволительной роскоши использовать цветные ручки (карандаши, фломастеры) в обоих классах для решения задач по планиметрии и стереометрии.

Так "замечательно" было узнать в начале учебного года, что появились кейс - задания нового формата для экзамена в 9 классе. Создателей совершенно не смутил тот факт, что подобные задания отсутствуют в учебниках. Почему? Потому, что уже было запущено редакционное колесо, и масса недешёвых материалов для подготовки к ОГЭ уже выпускалась. Бизнес, чтоб его. Отдельное спасибо авторам известного сайта за проявленную оперативность и размещение задач подобного типа в свободном доступе.

Давайте уже, следуя новым стандартам, будем логичными и последовательными. Сначала создадим, потом научим, а затем и спросим. Но не в обратном порядке.

Когда мы станем доверять своим детям и позволим им пользоваться цветными ручками, фломастерами, карандашами на экзамене?

Вы когда-нибудь пробовали отбросить чёрный цвет и нарисовать сечение многогранника зелёным, синим, фиолетовым, оранжевым цветом? Ну да, ну да, а черчения же нет!

Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, — мышление. В различных цветовых средах, человеку думается по-разному: цветовое воздействие может либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. Так тёмные, холодные тона тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом, вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели, предметов деятельности. Наоборот, тёплые цвета улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. Успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками. Кто по-вашему придёт к успеху быстрее, доведёт решение до конца - ученик, у которого линии не различимы на чертеже, или ученик, каждая линия на рисунке которого видна, определяема и понятна? Я думаю, что Вы знаете ответ на этот вопрос.

В заключение хочется сказать, что не всё так грустно. Государство тоже развивается и вкладывает в образование огромные ресурсы. Об этом я писала в своей статье . Но есть ещё то, над чем можно работать годами. И это - наша с Вами работа, любимая, сложная, но такая прекрасная.

Спасибо, что дочитали до конца. Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Комментарии приветствуются. С уважением автор.

Читайте также: