Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом

Обновлено: 07.07.2024

Каждый год, проводя педагогический совет по итогам классно-обобщающего контроля в 5-х классах, мы говорим об адаптационном периоде для 5-тиклассников. Пытаемся выявить проблемы преемственности между начальной и основной школой и возможные пути их решения.

Впервые эта проблема обсуждалась в 50-е гг. прошлого века. Начальная школа имела в то время самостоятельное значение для обучающихся. Осуществлялся переход от обязательного четырехлетнего начального образования к обязательному семилетнему образованию. Несогласованность между четвертыми и пятыми классами выражалась в различии методов обучения. Довольно значительным было расхождение в методиках преподавания курсов арифметики 4 и 5 классов. В 5 классе резко увеличивался удельный вес теоретических знаний по сравнению с начальной школой, где обучение проводилось в основном на задачах.

Во второй раз решение проблемы преемственности пытались предложить в начале 70-х годов прошлого века, когда начальная школа стала трехлетней. Кроме этого, начальная школа перестала быть обособленным звеном. Однако остались расхождения в формулировках требований к математической подготовке обучающихся, оканчивающих начальную школу, и требований к знаниям, умениям и навыкам ребят, приступающих к учебе в 5 классе. Отголоски этих расхождений чувствуются и поныне.

В процессе реформы общеобразовательной школы проблема преемственности встала на первый план в третий раз. Обязательным становится одиннадцатилетнее образование, а начальная школа опять - четырехлетняя, обучение в которой начинается с шести лет.

Одним из важных направлений преемственности в обучении является педагогический мониторинг и диагностика качества обучения.

Хочу предложить вашему вниманию анализ качества обучения математики за последние три года.


  • Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности.
  • Обучающиеся перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.
  • Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя “беспризорником”.
  • Каждый учитель по-своему преподает свой предмет. Преподавание индивидуально, хотя программы и учебники одни для всех.

В связи с реформированием и модернизацией современного образования в последние годы появилось большое количество учебных комплектов. Имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 5-6 классах все-таки не достаточно хорошо соответствуют друг другу в содержательном плане.

В нашей школе учителя начальной школы в основном работают по УМК “Школа России” учебникам авторов Марии Игнатьевны Моро и Марии Александровны Бантовой. К сожалению продолжения, в основной школе этот УМК не имеет, поэтому учителя, работающие в 5-6 классе, выбирают учебники других авторов: Наума Яковлевича Виленкина и др. и второй Ирины Ивановны Зубаревой и Александра Григорьевича Мордковича. Второй комплект учебников выбран потому, что имеет продолжение в 7-11 классах. Первый комплект предполагает углубленное изучение математики в 7-11 классе, которое не предусмотрено в учебном плане гимназии.


  • Выделение дополнительного времени – сверх отведенных 45 минут – на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу (приходя в 5 класс, ребята, еще не начав писать контрольную работу, спрашивают: “А можно будет дописать работу после звонка или после уроков?”).
  • Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних или творческих работ (иногда родители, обладая большим запасом знаний, “забегают” намного вперед).
  • Пассивность большинства обучающихся в процессе обучения (дети предпочитают “отсидеться” на уроке тихо, а не активно участвовать в работе).
  • Создание у детей учителем и родителями в конце 4-го класса “психологического барьера” – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе.
  • Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.
  • Недостаточная скорость письма (в основной школе темп урока увеличивается, и дети просто не успевают делать записи в тетрадях).
  • Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей (порой дочитывая текст задачи до конца, ученик не помнит что в начале), а так же недостаточная тренированность долговременной памяти (отсюда “забывчивость”, которая требует постоянного вкрапления элементов повторения на уроках).
  • Недостаточные умения устных вычислений (особенно слабое знание таблицы умножения).
  • Ошибки в письменном делении многозначных чисел, особенно при получении нуля в частном.
  • Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) (дети не могут представить себе ситуации, описанные в задачах, изобразить их на рисунке или схеме).
  • Недостаточное развитие графических умений.
  • Недостаточно грамотная математическая речь учащихся (порой слышишь в ответах действие: плюс или минус, вместо сложения или вычитания).

При изучении школьного курса математики важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Поэтому проблему преемственности в школьном курсе математики нужно рассматривать и с другой стороны – со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., Ведь большая часть материала, изучаемого в 5 классе, является обобщением и повторением того материала, с которым ученики пришли из начальной школы. При этом надо постепенно избавляться от “пережитков прошлого” в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.

Подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы провести итоговую диагностическую работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем – на протяжении всего времени обучения в 5–6-х классах.

  1. Взаимопосещение учителями основной школы уроков в начальной школе.
  2. Организации экскурсий обучающихся 4 класса на уроки по математике в 5 классы, в кабинеты математики.
  3. Проведение единых общешкольных декад по математике, с привлечением обучающихся всех ступеней.
  4. Посещение родительских собраний в начальной школе учителями основной школы.
  5. Информационная работа через сайт гимназии.

Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: Методические рекомендации для учителей к учебникам Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда. –М.: “Азбуковник”, 2001.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемы преемственности по математике между начальной школой и 5 классом

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов.

Проблема преемственности в обучении математике приобрела особое значение в связи с широким внедрением Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС , в том числе, направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего (полного) общего, профессионального образования. Цели обучения и подход к обучению имеют большие различия. В качестве главного результата образования в соответствии с ФГОС рассматривается не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, и информационной сферах. А традиционная образовательная система, ее методические принципы, содержательная часть, программа рассматривают ученика не как субъект, а как объект обучения . Поэтому на выходе из начальной школы выпускник должен владеть определенным набором математических знаний и умений, иметь соответствующую логическую подготовку и определенный уровень математической грамотности, позволяющий ему успешно изучать математику и смежные предметы на основной ступени обучения.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

сменой социальной обстановки;

изменением роли учащегося;

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

разностью систем и форм обучения;

нестыковкой программ начальной и основной школы;

различием требований со стороны учителей-предметников;

изменением стиля общения учителей с детьми.

О неблагополучии с подготовкой выпускников начальной школы к дальнейшему обучению свидетельствует и то, что при изучении математики в пятом классе существенная часть времени отводится на повторение того, что дети должны были усвоить в начальной школе. Между тем, беседы с учителями математики и личные наблюдения показывают, что времени на изучение материала в средних и старших классах не хватает.

Доказано, что повторение может быть эффективным только, если оно включено в изучение нового материала . Если при изучении новой темы ребёнок вынужден обращаться к тому, что ранее пройдено, то это осознаётся им как всё ещё нужное и, следовательно, не подлежащее забыванию. Если же обучение строится на механической памяти, если изо дня в день, из месяца в месяц решаются однотипные упражнения, то это не только не способствует формированию прочных знаний, не только является недопустимой тратой времени, но приводит ещё к одному серьёзному бедствию.

Трудности усвоения систематических курсов алгебры и геометрии, которые начинаются в седьмом классе, также идут из начальной школы. Приведу лишь один пример. Проанализировав учебники математики начальной школы, можно заметить, что авторы избегают включения в изложение материала букв и буквенных выражений. Это вытекает из положения о том, что в силу возрастных особенностей ученикам младших классов практически недоступно абстрактное мышление . Поэтому в преподавании надо опираться главным образом на конкретные примеры, согласующиеся с жизненным опытом ребёнка, наглядные образы и т.д. Буквенные выражения - это слишком абстрактно, то, до чего ребёнок ещё не дорос. Однако неспособность детей этого возраста к абстрактному мышлению сильно преувеличена: его можно и нужно развивать. Дети, с начальной школы привыкшие работать с буквами, понимающие, что вместо буквы в буквенное выражение может быть подставлено любое число из рассматриваемого множества, несомненно, будут испытывать гораздо меньше затруднений при изучении алгебры.

О целесообразности ранней пропедевтики материала средней школы говорят многие методисты .В частности Б.П. Эрдниев отмечает, что это "благотворно в смысле достижения целостности знаний, преемственности" , считает, что не должно быть никакого ограничения ни в каком классе в "опережении" той или иной программы, в свободном пользовании математическими терминами, названиями, формулами, если это увязывается информационно с изучаемым и оставляет какие-то полезные следы в сознании. Нет необходимости доказывать, насколько ускоряется тем самым усвоение в последствии. Все рассмотренные примеры касаются содержания курса.

Приведу несколько примеров прикладного характера. Операции сложения и вычитания натуральных чисел дети в начальной школе усваивают достаточно хорошо. А при изучении десятичных дробей в шестом классе в примерах на сложение и вычитание самыми распространёнными, долго не изживаемыми ошибками, являются ошибки при записи в столбик. Дело в том, что при изучении сложения и вычитания натуральных чисел, учитель, произнося верные слова о необходимости выполнения сложения и вычитания по разрядам, в действительности обращает основное внимание на выравнивание записей, на то, не сдвинуты ли в записях последние цифры каждого из чисел. Естественно, выполняя рассматриваемые действия, дети тоже думают, прежде всего, о выравнивании записей, совершенно забывая о разрядах. В начальной школе это оправдано, так как последняя цифра любого числа -всегда стоит в разряде единиц. Но когда они "дорастают" до сложения и вычитания десятичных дробей, то пытаются и здесь выравнивать записи.

Подобных примеров можно привести достаточно много. Это и умножение и деление на и алгоритм деления в столбик и многое другое. Необходимость перестройки и совершенствования начального образования является одной из актуальных проблем современной школы. Этому вопросу уделяется много внимания в различных психолого-педагогических и методических изданиях Обучение с самого начала должно быть систематичным и входить в общую систему непрерывного образования.

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом можно поделить на три группы: организационно-психологические; общеучебные умения и навыки; специальные математические знания, умения и навыки.

Организационно-психологические проблемы.

Возможности разрешения: уменьшение доли фронтальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроке, использование печатных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей.

2. Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного (сверх отведенных 45 мин.) времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать.

Возможности разрешения: приучать начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком с урока.

3. Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ.

Возможности разрешения : разъяснения родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

4. Бедность и однообразие используемых материалов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей.

Возможности разрешения : распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики полезно знакомиться с лучшим опытом).

5. Пассивность большинства учащихся в процессе обучения.

Возможности разрешения : использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

6. Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математике.

Возможности разрешения : учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке.

7. Привычка у детей получать отметки за любое (самое малое) действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы.

8. Обедненная речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1 к 4 классам.

Возможности разрешения : знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4 классе, проведение математических праздников, олимпиад, соревнований, отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5 класса.

Общеучебные умения и навыки.

1. Недостаточная техника чтения, большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.

Возможности разрешения : постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике.

2. Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей.

Возможности разрешения : рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки.

3. Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей.

Возможности разрешения : на уроках предлагать цепочные вычисления, дома – специальные упражнения на тренировку внимания и памяти.

4. Недостаточная тренированность долговременной механической памяти.

Возможности разрешения : практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты.

5. Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам, словарям, научно-популярной и дополнительной литературе.

Специальные математические знания, умения и навыки .

1. Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах до ста учащиеся должны выполнять устно).

Возможности разрешения : постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета.

2. Ошибки в письменном делении многозначных чисел и письменном умножении многозначных чисел.

Возможности разрешения : регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления и умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.

3. Слабое знание правил порядка действий (в том числе и в выражениях со скобками).

4. Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже в одно - два действия).

Возможности разрешения : предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить её на рисунке или схеме; при обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое действие именно такое?

5. Недостаточное развитие графических умений.

Возможности разрешения : регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам.

6. Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения.

Возможности разрешения : большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождение значения выражения с переменной.

7. Недостаточно грамотная математическая речь учащихся.

Возможности разрешения : учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах.

Рекомендации учителям- предметникам.

1. Посещение уроков в выпускных классах начальной школы педагогами-предметниками, классными руководителями будущих пятых классов с целью знакомства с технологией обучения в начальной школе, форм и метод организации учебной деятельности, стиля взаимоотношений педагога с детьми учащихся между собой для использования приемов обратной связи в 5-ых классах, программой и системой требований учителей начальной школы. Утверждается график проведения контрольных работ, согласуются контрольно-измерительные материалы по предметам.

2. Посещение уроков в пятых классах учителями начальной школы с целью наблюдения за детьми в адаптационный период. Рекомендации учителей начальной школы учителям-предметникам по организации индивидуальной дифференцированной работы на уроке с учетом особенностей учащихся.

3. Проводить анализ работы по организации адаптационного периода учащихся 5-х классов. Результаты входных контрольных работ.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ В 4 -5 –Х КЛАССАХ.

1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.

2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе, преподавателям предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.

3. Учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.

4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.

5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.

6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).

8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено. Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа может выполнять работу по преемственности лишь в том случае, если будут осуществляться все направления преемственности в едином образовательном процессе, в тесном взаимодействии начальной и основной школы.

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом и возможные пути их решения

Понятие преемственности трактуется достаточно широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении всего положительного при переходе к новому состоянию, это процесс непрерывного сопряжения логики естественного развития ребенка (возрастные, индивидуальные особенности) с содержанием образовательного пространства (программы, технологии , наглядные пособия)и т. Очень важно для нас, взрослых, помочь ребенку сохранить на этом этапе все положительное, понять его, предоставить ему право самому решать проблемы и спасти от неудач, негативного отношения к жизни, сохранить здоровье учащихся. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Все компоненты системы преемственности необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цели обучения на разных ступенях определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применения определённых методов, организационных форм и средств обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Процессом преемственности необходимо руководить (контролировать, анализировать, корректировать) для получения определенного результата. Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки.

При переходе из начальной школы в среднюю школу учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя - сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Многие учителя математики, сравнивая оценки, с которыми дети были переведены из четвёртого класса в пятый, с оценками за первую четверть, отмечают падение качества знаний.

Так в чем состоят причины сложностей у пятиклассников?

- Появление учителей предметников, у каждого из которых свои требования, свои способы работы и свои методы общения.

- Не успевают работать на уроке в заданном учителем темпе. Это особенно, сказывается в начале учебного года, в период, так называемой, адаптации. Задача каждого учителя не только обучить, дать знания, но и развивать у ученика познавательные процессы, их творческую активность.

- Учитель- предметник в 5 класс идет, как правило, выпустив 9 или 11 класс. И ему трудно перестроиться! Наши выпускники начальной школы часто ему кажутся неумехами, с замедленным темпом работы. Следовательно, адаптационный период касается не только ученика, но и учителя.

- Еще одной причиной трудностей у детей при переходе в среднее звено, как мне думается, является отношение к этому процессу родителей. Им тоже кажется, что их детям не нужен такой контроль, как был в начальной школе. Появляется полная свобода действий: можно позволить себе не выполнить домашнее задание, что-то не доучить. И если в начальной школе родитель сразу же был об этом проинформирован, то в среднем звене этот процесс затягивается, чаще всего, до родительского собрания.

Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Очевидно, что подготовка к работе в 5 классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы педагога и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем – на протяжении всего времени обучения в 5-6 классах.

Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики.

На следующем этапе хочется перечислить некоторые из таких проблем и, на мой взгляд, возможные пути их решения или коррекции:

Возможности разрешения

Организационно-психологические проблемы

Уменьшение доли фронтальных бесед и др. малоэффективных методов работы на уроке, уменьшение пауз в работе детей необходимо полнее использовать ИКТ

Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного – сверх отведенных 45 мин – времени на выполнение контрольных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать

Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и др. проверочных работ, заканчивать урок также со звонком с урока

Привычка у детей к помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ

Для выполнения любого задания давать четкую инструкцию, а если нужно, то образец выполнения. Включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий. Творческие задания давать только в том случае, если класс готов к выполнению такого рода заданий

Пассивность большинства учащихся в процессе обучения

Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия

Привычка у детей получать отметки за любое – самое малое – действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы

Знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4(3) классе, проведение математических праздников, соревнований, отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5 класса

Общеучебные умения и навыки, элементы развития

Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста

Читать вслух и анализировать условия задач

Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей

Рекомендовать подходящую ручку, следить за правильностью написания букв и цифр

Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей

На уроках предлагать цепочные вычисления

Отсутствие у учащихся умения обращаться с дополнительной учебной литературой

Иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по материалам дополнительной литературы

Специальные математические знания, умения и навыки

Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно)

Проведение содержательного устного счета

Ошибки в письменном делении многозначных чисел

Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления

Ошибки в письменном умножении многозначных чисел

Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения умножения

Слабое знание правил порядка выполнения действий (в т.ч. и в выражениях со скобками)

Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия)

Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме

Недостаточное развитие графических умений

Регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку (с подсчетом числа клеточек – например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки и т.п.), так и на нелинованной бумаге

Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения, записи ответа

Большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной

Недостаточно грамотная математическая речь учащихся

Тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах

И это далеко не полный список проблем преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом.

Необходимо также помнить, что приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот переход совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности и поведением. Поэтому нам, учителям-предметникам, стоит строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования при работе с детьми младшего подросткового возраста.

Современная школа может выполнять работу по преемственности лишь в том случае, если будут осуществляться все направления преемственности в едином образовательном процессе, в тесном взаимодействии начальной и основной школы.

Только целостный педагогический процесс обеспечит ребенку условия, при которых он в переходный период будет чувствовать себя комфортно, будет ощущать себя востребованной личностью.


1. Проблема преемственности обучения в 5-х классах

3. Психологическое сопровождение адаптационного периода учащихся 4-х, 5-х классов.

4. Рекомендации классным руководителям, учителям — предметникам и родителям в адаптационный период.

5. Мониторинг качества знаний по математике 4-х — 5-х классов

1. Проблема преемственности обучения в 5-х классах

Переход учащихся из начального звена школы в среднее звено — одна из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации учащихся в 5-м классе — один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю 5 класса необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Также нужно помнить, что пятиклассники — это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.

С педагогической точки зрения, в этот период обучения состояние детей характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам. С психологической точки зрения — снижение самооценки, высокий уровень тревожности.

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что объясняется следующими факторами: разностью систем и форм обучения, сменой обстановки, изменением режима дня, увеличением учебной нагрузки, различием требований со стороны учителей-предметников, изменением стиля общения учителей с детьми.

Смягчить переходный период из начальной школы в основную — основная цель программы «Преемственность между начальной и основной школой ". Эта программа создана для более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, педагогического и психологического сопровождения учащихся на этапе перехода из 4 класса в 5 класс.

Программа «Преемственность между начальной и основной школой «реализует следующие задачи:

- скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 4-х и 5-х классах;

- разработать систему психологического сопровождения учащихся в период адаптации;

- продолжить изучать психологические возможности детей младшего подросткового возраста;

- продолжить работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации;

- разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся;

- снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.

- составление программы сопровождения учащихся в адаптационный период;

- оценка состояния здоровья и физического развития учащихся (учитель физкультуры), оценка психологического состояния и мониторинг адаптации учащихся (школьный психолог);

- индивидуальная работа с учащимися, испытывающими трудности (учителя, классные руководители);

- определение индивидуальных целей учителей 5 класса в решении проблемы преемственности (собеседования с учителями) (замдиректора по УВР);

- посещение уроков в 5 классах с целью определения уровня адаптации учащихся (замдиректора по УВР);

- административный контроль с целью проверить качество усвоения материала 4 класса (замдиректора по УВР);

- анализ программ и методических рекомендаций по преемственности преподавания основных учебных предметов с целью выработка единых требований (классные руководители, учителя, руководители МО, замдиректора по УВР);

- совместное заседание МО учителей начальной школы и основной школы по итогам контрольных работ (руководители МО школы).

3. Психологическое сопровождение адаптационного периода учащихся 4-х, 5-х классов

Работа школьного педагога-психолога включает в себя и психологическое сопровождение адаптационного периода учащихся 4-х, 5-х классов при переходе из начальной школы в среднее звено. Психологом проводиться мониторинг эмоционального и психологического состояния учащихся этих классов. В своей работе психолог — педагог применяет различные методики при исследовании по адаптации 5-х классов. Методики, которые мы используем в своей школе следующие:

2. Тест школьной тревожности Филипса

3. Диагностика школьной мотивации (Лускановой).

Результаты социально-психологической адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов


Как видно по диаграмме адаптации, учащихся в нашей школе, большую дезадаптацию показывают учащиеся 5-х классов. Для улучшения и преодоления этой ситуации даются следующие рекомендации классным руководителям, учителям — предметникам и родителям.

4. Рекомендации классным руководителям, учителям — предметникам и родителям в адаптационный период

Рекомендации классным руководителям и учителям — предметникам

1. Необходимо отслеживать процесс социализации ребенка в коллективе.

2. Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

3. Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды

4. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями

5. Налаживайте эмоциональный контакт с классом

6. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика

8. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

Рекомендации родителям по обеспечению успешной адаптации учащихся

1. Родители должны создавать ситуации, позволяющие проявлять детям инициативу, иметь право на ошибку, на своё мнение, участвовать в совместной деятельности.

2. Родители должны дать возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить, строить свои взаимоотношения с детьми с учётом их индивидуальности.

3. Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые — хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий.

4. Проявляйте веру в возможности ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи.

5. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

6. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

7. Создайте традиции семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей.

5. Мониторинг качества знаний по математике 4-х — 5-х классов

Для выяснения результата процесса обучения учащихся, в том числе и по математике, проводится мониторинг качества предметных знаний. В нашей школе был проведен региональный мониторинг качества знаний по математике в 4-х классах в мае прошлого учебного года, а также, муниципальная контрольная работа по математике в 5-х классах в сентябре этого года. Получены следующие результаты проверки качества знаний одних и тех же учащихся.

Региональный мониторинг качества знаний по математике


Результаты проверки качества знаний учащихся одних и тех же классов показывают, что прослеживается положительная динамика успешности обучения по математике.

1. Медникова Л. А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО.

2. Ресурсы интернета

3. Результаты диагностических и контрольных работ по математике в МБОУ СОШ № 31

4. Материалы диагностических исследований школьного педагога-психолога МБОУ СОШ № 31

Основные термины (генерируются автоматически): класс, основная школа, начальная школа, реализация программы, адаптационный период, адаптационный период учащихся, психологическое сопровождение, Родитель, учитель, переходный период.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение младших.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

В статье рассматривается исследование периода адаптации младших школьников в рамках программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в.

Педагогические условия социально-педагогического.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психологов, медиков.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников.

Основной задачей психолога в адаптационный период является деятельность по типу психолого-педагогического сопровождения.

Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, ребенок, родитель, период адаптации, уровень адаптации, адаптация ребенка, классный

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период. Автор: Гайнанова Елена Анатольевна.

В изменившихся условиях, связанных с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, данный вопрос.

Особенности адаптации первоклассников к школе

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе (к.

Особенности школьной адаптации младших школьников на.

Цукерман Г. А. и Поливанова К. Н. предлагают учителю в адаптационный период создавать условия для эмоционального комфорта учащихся, доброжелательную атмосферу в классе для развития у детей уверенности в себе.

Методические рекомендации для организации образовательного.

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего.

Однако при переходе обучающегося из начальной в основную школу, ситуация существенно меняется. В сложный период жизни для детей не наблюдается

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии.

Психолого-педагогическое сопровождение младших.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

В статье рассматривается исследование периода адаптации младших школьников в рамках программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в.

Педагогические условия социально-педагогического.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психологов, медиков.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников.

Основной задачей психолога в адаптационный период является деятельность по типу психолого-педагогического сопровождения.

Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, ребенок, родитель, период адаптации, уровень адаптации, адаптация ребенка, классный

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период. Автор: Гайнанова Елена Анатольевна.

В изменившихся условиях, связанных с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, данный вопрос.

Особенности адаптации первоклассников к школе

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе (к.

Особенности школьной адаптации младших школьников на.

Цукерман Г. А. и Поливанова К. Н. предлагают учителю в адаптационный период создавать условия для эмоционального комфорта учащихся, доброжелательную атмосферу в классе для развития у детей уверенности в себе.

Методические рекомендации для организации образовательного.

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего.

Однако при переходе обучающегося из начальной в основную школу, ситуация существенно меняется. В сложный период жизни для детей не наблюдается

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение младших.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

В статье рассматривается исследование периода адаптации младших школьников в рамках программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в.

Педагогические условия социально-педагогического.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психологов, медиков.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников.

Основной задачей психолога в адаптационный период является деятельность по типу психолого-педагогического сопровождения.

Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, ребенок, родитель, период адаптации, уровень адаптации, адаптация ребенка, классный

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период. Автор: Гайнанова Елена Анатольевна.

В изменившихся условиях, связанных с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, данный вопрос.

Особенности адаптации первоклассников к школе

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе (к.

Особенности школьной адаптации младших школьников на.

Цукерман Г. А. и Поливанова К. Н. предлагают учителю в адаптационный период создавать условия для эмоционального комфорта учащихся, доброжелательную атмосферу в классе для развития у детей уверенности в себе.

Методические рекомендации для организации образовательного.

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего.

Однако при переходе обучающегося из начальной в основную школу, ситуация существенно меняется. В сложный период жизни для детей не наблюдается

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии.

Психолого-педагогическое сопровождение младших.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

В статье рассматривается исследование периода адаптации младших школьников в рамках программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в.

Педагогические условия социально-педагогического.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психологов, медиков.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников.

Основной задачей психолога в адаптационный период является деятельность по типу психолого-педагогического сопровождения.

Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, ребенок, родитель, период адаптации, уровень адаптации, адаптация ребенка, классный

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период. Автор: Гайнанова Елена Анатольевна.

В изменившихся условиях, связанных с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, данный вопрос.

Особенности адаптации первоклассников к школе

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе (к.

Особенности школьной адаптации младших школьников на.

Цукерман Г. А. и Поливанова К. Н. предлагают учителю в адаптационный период создавать условия для эмоционального комфорта учащихся, доброжелательную атмосферу в классе для развития у детей уверенности в себе.

Методические рекомендации для организации образовательного.

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего.

Однако при переходе обучающегося из начальной в основную школу, ситуация существенно меняется. В сложный период жизни для детей не наблюдается

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии.

Читайте также: