Проблемные ситуации для измерения длины емкости и площади с помощью условной мерки в доу

Обновлено: 06.07.2024

(Первое занятие)

Программное содержание

Учить определять объем сыпучих тел с помощью условной мерки. Измерять длину (ленты) с помощью условной мерки.

Материал для занятия

У воспитательницы — миска с рисом (не больше восьми стаканов), стакан (условная мерка), набор кубиков.

Ход занятия

Воспитательница ставит на стол кубики и предлагает их пересчитать. Дети пересчитывают.

Воспитательница. Сколько всего здесь кубиков?

Дети. Десять.

Если ответы детей будут неправильными, воспитательница показывает стакан и спрашивает, можно ли узнать с помощью стакана, сколько здесь риса. Дети отвечают утвердительно.

Воспитательница. Попробуем сосчитать, сколько здесь стаканов риса.

Она вызывает к столу ребенка, предлагает начать отмерять рис, обращает внимание детей на то, что мерка — стакан — должна быть полной.

Стакан риса высыпают в другую миску, и ребенок ставит на стол кубик, чтобы не сбиться при пересчитывании: стаканов риса столько же, сколько кубиков.

Далее воспитательница вызывает других детей. Дети считают так же, пока не пересчитают весь рис. Воспитательница с детьми считает кубики — их восемь.

Воспитательница. Сколько же тут риса?

Дети. Восемь стаканов риса.

Воспитательница следит за тем, чтобы дети, называя количество мерок, обязательно указывали название отмериваемого материала (например, восемь стаканов риса).

Воспитательница. Мы измерили и сосчитали, сколько здесь риса. Чтобы вам было удобнее считать, вы ставили кубик, отсыпая стакан риса. Потом вы будете запоминать и кубики ставить не придется. (Воспитательница достает ленту.) Как можно измерить эту ленту? (Дети отвечают.)


Можно этим измерить ленту? (Показывает полоску картона.) Как вы будете мерить?

Вызванный ребенок показывает. Воспитательница следит, чтобы при измерении ленты части были равны данной мерке, а каждый отмеренный кусок ленты отмечался кубиком.

Второе занятие

Программное содержание

Учить определять объем сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки. Показать зависимость между величиной, меркой, числом.

Материал для занятия

У воспитательницы — миска с рисом (в которой не больше десяти стаканов), стакан (условная мерка), ложка (мерка), набор кубиков, графин с водой, чашка (условная мерка), маленький стаканчик.

У детей — бокал с рисом (во всех количество риса одинаковое), ложки столовые (условная мерка), фишки (геометрические фигурки).

Ход занятия

Воспитательница предлагает детям вспомнить, чем они занимались на прошлом занятии. Дети должны ответить, что они мерили крупу стаканом, который называли меркой.

После этого воспитательница показывает, как надо насыпать в ложку, чтобы это была мерка. Она подчеркивает, что наполненность мерки должна быть одинаковой.

Дети должны вспомнить, что для этого ставили кубики. Воспитательница показывает банку с водой. Спрашивает, чем можно измерить воду в банке. Выслушивает ответы детей, уточняет, что чашка в данном случае будет меркой. Затем воспитательница начинает измерять, сколько чашек воды в банке, предлагает детям, отливая чашку воды, ставить кубик, чтобы лучше запомнить.

После этого воспитательница предлагает измерять ложкой рис, который стоит у детей на столах, достать из коробок кружки, квадраты или счеты, чтобы отмечать, сколько ложек риса отсыпано.

Дети начинают работать: отмеряют рис и, насыпая ложку, кладут квадратик или кружок.

Дети отвечают. Воспитательница говорит, что риса у всех было по три ложки.

После этого воспитательница отмеряет воду стаканчиком, обращая внимание детей на то, что мерка полная, и дети ставят кубики, по числу стаканчиков. Воспитательница предлагает детям сказать, сколько стаканов воды получилось. При ответах детей важно следить за тем, чтобы они обязательно называли после числа мерку, например девять стаканов воды.

Третье занятие

Программное содержание

Учить детей измерять длину и ширину предметов (стола) с помощью условной мерки

Материал для занятия

У воспитательницы— лента, полоски бумаги или картона (условные мерки).

У детей — полоски бумаги (мерки), прямоугольные листы бумаги, геометрические фигурки (фишки).

Ход занятия

Воспитательница показывает детям ленту и просит измерить ее. Дети из условных мерок, лежащих на столе, выбирают полоску картона.

После измерения ленты воспитательница измеряет крышку стола. Воспитательница показывает, что мерить удобнее по краю стола (чтобы мерка не сдвигалась), и учит детей замечать то место, где был конец мерки, чтобы от него откладывать дальше.

Потом воспитательница просит измерить по длине и ширине лежащие у детей на столах листы бумаги. Детям раздаются заранее подготовленные мерки. Для удобства воспитательница предлагает отмечать фишками, сколько раз уложилась мерка.

Четвертое занятие

Программное содержание

Закрепить знания детей об измерении и условной мерке. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве.

Материал для занятия

У воспитательницы — крупа в тарелке, вода в банке, мерки (стакан большой, стакан маленький, ложка, шнурок, кубики).

У детей — фишки, наборы цифр.

Ход занятия

Воспитательница предлагает детям вспомнить, что они делали на прошлых занятиях.

Воспитательница предлагает кому-либо из детей подойти к столу, выбрать мерку и измерить, сколько крупы в тарелке. Дети выполняют задание. После этого воспитательница просит взягь мерку большую (меньшую) по величине и снова измерить крупу в тарелке (количество крупы одно и то же).

В ознакомлении дошкольников с площадью условно можно выделить 4 этапа:
1) формирование представления о площади предметов и их сравнении методом наложения;
2) измерение и сравнение площадей фигур с помощью условных мерок;
3) определение зависимости результатов измерения площади от величины мерки;
4) ознакомление с общепринятыми стандартными мерами измерения площади (квадратный сантиметр).

Оценить 683 0

Формирование представлений о площади у дошкольников

В ознакомлении дошкольников с площадью условно можно выделить 4 этапа:

1) формирование представления о площади предметов и их сравнении методом наложения;

2) измерение и сравнение площадей фигур с помощью условных мерок;

3) определение зависимости результатов измерения площади от величины мерки;

4) ознакомление с общепринятыми стандартными мерами измерения площади (квадратный сантиметр).

Первый этап

При ознакомлении дошкольников с площадью, необходимо сформировать у них представление о том, что площадь – это величина, характеризующая занимаемое предметом место на плоскости (поверхности стола, пола, земли). Площади предметов можно не только сравнить (глазомером, способом наложения), но и измерить с помощью условной мерки или стандартных общепринятых единиц измерения.

На первом этапе для ознакомления с понятием площади, которое вводится через свойство предмета занимать место определенного размера на плоскости, можно предложить дошкольникам разрешить проблемную ситуацию.

Например, Ребята, какая книга занимает больше места на столе. Дети сравнивают на глаз. После этого воспитатель спрашивает, можно ли проверить высказанные предположения.

Предполагаемые ответы: прикладываем, накладываем предметы или измеряем их условной меркой и делаем вывод. Таким образом, чтобы убедиться, какая книга занимает больше места, следует наложить одну книгу поверх другой.

Разрешая подобные проблемные ситуации, дети учатся сравнивать площади предметов методом наложения и объяснять, что один из предметов занимает большую (меньшую), а другой меньшую (большую) площадь, или предметы одинаковы по площади.

Второй этап

На втором этапе следует учить измерять и сравнивать площади фигур с помощью условных мерок. В качестве условной мерки можно брать любую геометрическую фигуру, укладывающуюся на измеряемом предмете целое число раз.

Усложнение:площадь измеряемого предмета будет выражаться целым числом мерок и ее половиной (четвертью или другой частью).

Правила измерения площади условной меркой:

1.Прикладываем мерку к измеряемому предмету, совмещая их края, отмечаем границы мерки, проговариваем, сколько раз уложилась мерка.

2. Перемещаем мерку и совмещаем с границей отмеренной части, продолжаем вести счет числа уложенных мерок. Измерение производим до тех пор, пока мерка не уложится последний раз.

3.В конце измерения проговариваем, что и чем измеряли, какое значение получили. На данном этапе дошкольники также должны понять, что сравнивать можно только величины, измеренные одной единицей измерения.


Раздаточный материал: два квадрата разного цвета (желтый и красный), одинаковой величины, каждый из которых разлинован на равные квадраты, но на разное количество (один на 9, а другой на 4 ).

-Ребята, какие геометрические фигуры перед вами?

-Что нужно сделать, чтобы сравнить их площади?

-наложить квадраты друг на друга или измерить условными мерками.

-Наложите желтый квадрат на красный, что вы можете сказать, какие они по размеру?

- квадраты одинаковые по размеру.

-Какие они по площади?

-квадраты равные по площади.

-Сколько условных мерок содержится в желтом квадрате?

–9 мерок в желтом квадрате.

-Сколько условных мерок в красном квадрате?

- 4 мерки в красном квадрате.

-Получается, желтый квадрат имеет большую площадь по сравнению с красным?

-квадраты измеряли разными мерками.

- Почему в одинаковых по площади квадратах помещается 9 и 4 мерки?

-потому что мерки одинаковой формы, но разного размера.

-Можно сравнивать площади предметов, измеряя разными условными мерками?

-Какими условными мерками следует измерять площади предметов для их сравнения?

- для сравнения площадей предметов следует пользоваться одинаковыми мерками.

Для отработки и закрепления представления об измерении и сравнении площадей фигур с помощью условных мерок будут полезны следующие упражнения:

Третий этап

На третьем этапе дошкольники учатся определять зависимость результатов измерения площади от величины мерки.

Воспитателю необходимо продумать и подобрать дидактический материал – предметы для измерения площади и мерки разной величины (умещающиеся целое число раз)

-Как измерить поверхность стола квадратами?

-прикладываем квадрат к поверхности стола, совмещаем их края, отмечаем границы мерки, проговариваем, сколько раз уложился квадрат. Перемещаем его, совмещаем с границей отмеренной части, продолжаем вести счет числа уложенных квадратов. Измеряем до тех пор, пока квадрат не уложится последний раз. В конце измерения проговариваем, сколько квадратов поместилось на поверхности стола.

- Мы один и тот же стол измеряли?

-Сколько маленьких квадратов уложилось на поверхности стола?

-16 маленьких квадратов.

-Сколько больших квадратов уложилось на поверхности стола?

–8 больших квадратов.

- Какой можно сделать вывод?

-Что численное значение измеряемой площади зависит от выбранной величины условной мерки: чем больше мерка, тем меньше мера, т.к. меньшее число раз она поместится в измеряемом предмете, и наоборот.

Для закрепления данного представления предлагать измерять предметы разными мерками и проговаривать результат.

Четвертый этап

На четвертом этапе – ознакомление с общепринятыми стандартными мерами измерения площади (квадратный сантиметр) –Для измерения и сравнения величин необходима единая мерка. Воспитатель добавляет, чтобы избежать различных недоразумений, удобно иметь единую общепринятую мерку, поэтому люди договорились пользоваться общей системой мер.

- Ребята посмотрите это квадратный сантиметр, демонстрирую его модель – квадрат со стороной 1 см.

-Раздаточный материал: прямоугольники, разлинованные на одинаковые квадраты со стороной 18 и 1см.

-Ребята посмотри, какая фигура перед вами?

- Из каких геометрических фигур состоит прямоугольник?

- Равны ли между собой квадраты?

- Как можно это проверить?

- измерить длины сторон всех квадратов линейкой.

-Ребята, давайте измерим, чему равны стороны.

- длины сторон квадратов равны 1 см.

- площадь прямоугольника можно определить, подсчитав количество квадратов.

- у квадрата все стороны по величине какие?

-В нашем случае длины квадратов чему равны?

- Квадрат со стороной 1 см, имеет площадь 1 квадратный сантиметр и является общепринятой стандартной мерой измерения площади. Поэтому когда измеряют площади предметов квадратом со стороной 1 см, то озвучивают число – количество уложившихся квадратов, и добавляют (произносят) – квадратных сантиметров.

Готовность детей к обучению измерению протяженности оп­ределяется их умениями:

· выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов;

· пользоваться условной меркой, равной одному из сравниваемых параметров и др.

Обучение проводится в подготовительной группе (можно раньше) на различных вариантах заданий, упражнений, игр, с использованием разнообразных бытовых ситуаций. Необходимо, по возможности, предавать деятельности практическую направ­ленность (покрыть стол клеенкой, отрезать ленту нужной длины и т. п.).

1. пояснить смысл и значение измерительной деятельности;

2. сообщить сумму правил;

3. упражнять для практического овладения приёмами работы.

Варианты введения измерения: экскурсия в магазин - проблемная ситуация - подготовка к школе.

Правила измерения протяженности:

1. выбрать целесообразную мерку;

2. определить точку отсчёта и направление измерения;

3. приложить мерку к началу протяженности, сделать отметку другого конца, напротив мерки поставить фишку;

4. приложить мерку к отметке ещё раз и так по всей протяженности;

5. сосчитать количество фишек и назвать количество отложенных мерок;

6. сказать, что и чем измерено, и каков результат.

Замечание: вначале мерка должна укладываться целое число раз. Важно обратить внимание на переход от числа фишек числу выложенных мерок и сделать правильный вывод. Можно не использовать фишки, а выкладывать вдоль всей протяженности полоски одинаковой длины.

- вечером мы будем рисовать красками. Что надо сделать, чтобы не испачкать стол? (покрыть его клеенкой);

- клеенка находится в большом рулоне. Нам нужно отрезать небольшой кусок. Что нужно сделать, чтобы он подошел к столу? (измерить длину и ширину стола);

- чем можно измерить длину и ширину стола? (полоской, палочкой, . );

- измерять будем вот этой полоской. Длину отмечать кружками, а ширину - треугольниками;

- какие предметы нам необходимы для работы? (мерка, круги, треугольники, мел, ножницы).

Воспитатель объясняет правила измерения. Затем вместе детьми измеряет длину и ширину стола, отмеряет и отрезает клеенку, обсуждая действия и результаты работы.

Что мы измерили? (длину и ширину стола);

Чем мы измеряли? (полоской.);

Какой результат получили? (длина - 5 мерок, ширина 3 мерки.);

Как проверить, правильно ли мы померили и клеенку? (положить клеенку на стол).

4. измерение разными мерками и обсуждение результатов. (Чем больше мерка, тем меньше число получится, при этом сама величина не изменяется. Для сравнения двух предметов надо из­мерять их одинаковыми мерками).

· неправильно устанавливают точку отсчёта (не от самого края);

· мерка перемещается произвольно (прикладывается не к самой отметке, сдвигается в разных направлениях);

· при измерении без фишек забывают считать мерки;

· при измерении несколькими мерками пропускают начальный отрезок.

Замечание: полезно приобщать детей к нахождению и ис­правлению ошибок:

- кто заметил ошибку?

- как измерить правильно?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Захарова Татьяна Васильевна


Тема : Обучение измерению жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки

Цель : Познакомить с правилом измерения объема сыпучих и жидких веществ с помощью условной мерки

- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

- обращение к личному опыту детей;

- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в игровую и познавательную деятельность

Познакомить детей с условной меркой и правилом измерения с ее помощью.

Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Воспитывать уважение к поварам, прививать культуру поведения во время образовательной деятельности.

Материалы к занятию :

Демонстрационный : стаканчик, манная крупа, вода, одноразовая ложка, 3 образца каши (жидкая, густая, правильной консистенции)

Раздаточный : карточки разного цвета, маленькие стаканчики (мерки), по 2 фишки, вода в стаканах, манная крупа, ложки, фартуки и косынки на каждого ребенка, влажные салфетки, рецепты.

1. Введение в игровую ситуацию

Доброе всем утро! Ребята, подскажите, пожалуйста, чем мы с вами занимаемся после утренней зарядки – переодеваемся, моем руки…- Хорошо, а после гигиенических процедур? – Завтракаем. А что полезно есть на завтрак? Что вам чаще всего готовят наши замечательные повара, а иногда мамы и бабушки? – Кашу. Хотите приготовить ее для кукол? – Да.

2 . Актуализация знаний .

Вспомните, из чего готовят каши? – Из крупы и воды…Вы знаете названия каш?- Да!- Если каша из манной крупы – как она называется?- манная,- а если из риса-рисовая, -из гречки- гречневая,- из кукурузы- кукурузная и т д. Какая каша вам больше всего нравится? Вы когда-нибудь варили кашу? Нет, значит не знаете как? Вспомните, чем пользуются ваши мамы и бабушки, когда хотят приготовить новое блюдо, которое никогда не готовили? – берут книгу с рецептами, ищут рецепт в интернете, спрашивают у знакомых по телефону. Хорошо, чем воспользуемся мы?- рецептом. Прежде чем заняться приготовлением пищи, что необходимо сделать? Помыть руки и одеть форму. Разделимся на группы. Сейчас вы будете готовить кашу в группах. Выберите себе карточки. У кого на картинке изображена одинаковая крупа, тот объединяется в группу.

3. Затруднение в игровой ситуации

(Смотрим в рецепт) Какие ингредиенты входят в состав каши? – Крупа, молоко, сахар. – Сначала надо налить воду или молоко. Мы будем варить кашу на воде, потому что, у одной из наших кукол аллергия на молоко. Сколько нужно взять воды по объему? – 2 стакана. Отсюда следует, что будем измерять чем? – стаканом. Каким? (выбрали). Это будет нашей условной меркой, так как мы договорились измерять именно этим стаканом, а не каким-нибудь другим. Отмеряйте необходимый объем воды, выливайте в кастрюлю. Теперь отмерьте нужное количество крупы (по рецепту1 стакан), с помощью этого же стакана (стаканы у всех одинаковые по объему). Высыпаем в кастрюлю, постоянно помешивая, что наблюдаем? Хорошая каша получилась? Давайте сравним наши каши по объему и консистенции. Почему у одних крупы больше, а у других меньше, у одних каша сухая, густая, а у других очень жидкая, ведь все готовили кашу по одному рецепту? – неправильно отмерили, - а почему,- не знаем как правильно измерять. (Как найти выход из сложившейся ситуации?) И что, теперь наши куклы останутся голодными? Что нужно сделать, чтобы правильно измерить продукты для каши? - Спросить у тех, кто знает, у взрослых. Научиться.

Физминутка. Ребята, покажите, какая по размеру кастрюля, в которой варит кашу ваша мама? А какая кастрюля на кухне у наших поваров? А у великана? А у гнома? Изобразите, как варит кашу ваша мама, а как гном, великан, Маша для медведя. Молодцы.

4. Открытие нового знания

Приглашаю вас в свою лабораторию. Присаживайтесь. Обратите внимание на образцы каш, которые у меня есть. Это каши разных хозяюшек, первые из их них тоже не умеют пользоваться мерками. Посмотрите, первая каша какая?- жидкая, вторая-густая, а третья очень аппетитная, правильной консистенции. Чтобы приготовить такую кашу, надо знать правило измерения сыпучих и жидких веществ (Демонстрация).

Мерку необходимо наполнять строго до краев, то есть, вровень с краями, без горки, и не меньше края мерки. И не важно, какой формы или размера ваша мерка, будь то стакан, ложка или рюмка, правило одно для всех. Если вы набрали вещество с горкой, аккуратно уберите лишнее обратно. Если меньше – добавьте еще. Такое же правило и с жидкими веществами. Если налили меньший объем – долейте до краев. Запомните! Чем правильнее, точнее заполните мерку, тем точнее, лучше будет и результат. Каждый раз, когда наполняете полную мерку, выставляйте фишку, чтобы не сбиться со счета. Итак, давайте повторим. Какой должна быть мерка? (Полной, ровно по краям). Что будем делать, когда наполнили полную мерку? – выставляем фишку, высыпаем или выливаем вещество в емкость, продолжаем отмерять.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний

Сейчас вернемся все на кухню и каждый сварит свою кашу, используя рецепт. (Дети готовят кашу). Покажите, что у вас получилось. Какую кашу вы варили? Что необходимо для ее приготовления и сколько? (Рассказывают о своей каше).

6. Осмысление. Итог занятия

Читайте также: