Приобщение к физической культуре в доу

Обновлено: 05.07.2024

Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывают ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использование средств физического воспитания: природных факторов гигиенических мероприятий.

Подвижная игра как путь привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом.

Целью работы педагога физической культуры в ДОУ является сегодня не только всестороннее гармоничное развитие учащихся в области физической культуры и спортивной комплексности, сколько выявление спортивных интересов, наклонности и способностей детей развивая которые, он, в соответствии с курсом на личностно-ориентированное обучение, и придёт улучшению здоровья и сформирует желание заниматься физической культурой.

Важнейшим этапом этой работе является появление у ребёнка устойчиво желания заниматься спортом в секции. Именно на этом этапе учащемуся требуется максимум внимания и поддержки как со стороны родителей, так и стороны преподавателя физической культуры. Для обычного занятия ограниченного рамками учебной программы, это цель практически невыполнимо. Для её достижения педагог физической культуры может использовать систему спортивно-массовых мероприятий и спортивные секции дополнительного образования.

Разнообразные игры способствуют развитию восприятия, наблюдательности, формирование обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости, выносливости и других психофизических качеств.

Физическое воспитание является важнейшим средством укрепления здоровья, достижения физического совершенства, формированием моторно-волевых качеств, эстетического воспитания подрастающего поколения.

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослые в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами способам и средством общения. В игре ребёнок развивается как личность него формируется все стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Например в игре формируются такое качество личности ребёнка, как самому регуляции действий с учетом задач количественный деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Консультация на тему:

инструктор по физической культуре

Кожухова Н.А.

Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту


Цель: Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.

Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям 5-6 лет.

Программа воспитания в детском саду уже начиная с 3-х лет предусматривает спортивные развлечения: санки, скольжения по ледяным дорожкам, велосипед, игры на воде. В средней, старшей и подготовительной группах добавляются лыжи, плавание, бадминтон, коньки, городки, футбол, настольный теннис. Другой разговор, есть ли данное оборудование в детском саду.

Доступность и полезность игр и спортивных развлечений для дошколят научно доказана рядом исследований, практикой работы многих детских садов.

Родителям следует знать, что правильно, разумно подобранные игры и развлечения благотворно влияют на основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки; на развитие сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Дети перенесшие простудные и инфекционные заболевания, вновь приступают к занятиям не сразу, а в зависимости от перенесенной болезни, после определенного, указанного врачом промежутка времени.

К сожалению, некоторые родители недооценивают значения игр и спортивных развлечений для нормального физического развития ребенка, нанося тем самым непоправимый ущерб его здоровью. Ведь правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаливают организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.

Для тех родителей, которые всерьез думают заняться физическим воспитанием своего ребенка, небезынтересно узнать, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая.

Игры, спортивные развлечения и физические упражнения нельзя проводить натощак и в плохо проветренном помещении. Не следует их начинать сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать спортивные занятия надо за 1,5-2 часа до ночного сна.

После игр и спортивных развлечений полезны обтирания, теплый душ, купание. Эти водные процедуры помимо превосходного закаливающего воздействия на организм ребенка дают немалый гигиенический эффект.

Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. Внешний вид, аппетит, сон – вот зрительно контролируемый барометр правильной физической нагрузки. При выборе игр и спортивных развлечений необходимо учитывать состояние здоровья вашего ребенка.

Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются (во вред своему здоровью). Поэтому и разучивание, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Игры большой активности сменяются спокойными. Лучше чуть-чуть не доиграть, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не наносила ущерба здоровью.

Нагрузка во время игры должна распределяться равномерно на все группы мышц, возрастать постепенно из года в год. Родители могут и должны помочь ребенку выбрать режим движений, красивую осанку, научить правильно дышать, не задерживая дыхания, сообразуясь с физическими упражнениями, глубоко, равномерно. Вдох делать через нос, выдох – через рот.

Каждая игра и спортивное развлечение имеют четко очерченные границы, длятся определенное время, но родители по внешним признакам могут определить, не превышает ли нагрузка физических возможностей ребенка. При нормальной нагрузке учащается дыхание, розовеет лицо, ребенок слегка вспотел, но бодр и жизнерадостен. Чрезмерная нагрузка сказывается на нервной системе ребенка, теряется аппетит, нарушается сон. В этом случае нужно уменьшить нагрузку или даже вовсе прекратить занятия.

Одежда должна соответствовать погоде, виду игры, стадии обучения (вначале обучения – обычная одежда, затем – спортивная), индивидуальным особенностям, возрасту, полу, степени закаленности и состоянию здоровья ребенка. Спортивная одежда должна быть легкой, удобной, теплой, не стеснять движений, не мешать свободному дыханию, кровообращению, не раздражать кожу детей.

Зимняя одежда: курточка, хорошо защищающая от ветра, лыжный костюм (шерстяной или с начесом) или пальто (желательно из шерстяной ткани), теплый шарф и варежки. Обувь – суконные ботинки на толстой подошве или кожаные ботинки (лыжные, конькобежные, фигурные), одетые на простой или шерстяной носки, сапожки. На голове – шапка-ушанка или шерстяная шапочка на подкладке. Летняя одежда – тренировочный костюм, трусы, майка. На голове при солнечной погоде – легкие кепки с козырьком. Обувь – легкие кеды, в теплую погоду – босиком. Одежда выбрана правильно, если руки и ноги после прогулки сухие и теплые.

Дети должны иметь свой спортивный инвентарь: велосипед, мяч, санки и т.д. он должен соответствовать возрасту ребенка, храниться в определенном месте. Следят за сохранностью инвентаря, особенно в старшем дошкольном возрасте, сами дети: очищают от снега, протирают от пыли.

Во время занятий место родителя зависит от конкретного вида игры и спортивного развлечения: он должен быть всегда рядом, чтобы что-то показать, помочь, вовремя подстраховать, представляя ему, по мере обучения и усвоения движения, больше самостоятельности.

Во время игр и развлечений настроение у ребенка должно быть ровным и жизнерадостным. Старайтесь поддерживать у детей хороший тонус. Имейте в виду, что психика его неустойчивая, легко ранимая. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он сможет расплакаться, потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывая ребенку на его ошибку, будьте тактичны.

Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим стимулятором успеха, следует знать меру – ребенок может зазнаться. А вот ребенка, которому долго не удавалось какое-то упражнение, а потом, наконец, получилось, непременно нужно похвалить.

Исследование путей и условий приобщения детей к физкультурно - оздоровительным формам занятий, проводимых в ДОУ.

Предварительный просмотр:

Кукарина Лариса Николаевна

г п.Таежный, 2013 год

1. Формы занятий в системе физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ 5

2. Пути приобщения детей дошкольного возраста к физкультурно-оздоровительным формам занятий 11

3. Условия приобщения детей дошкольного возраста к физкультурно-оздоровительным формам занятий 14

Список литературы 19

Цель нашего исследования – выделить и охарактеризовать пути и условия приобщения детей дошкольного возраста к физкультурно-оздоровительным формам занятий, проводимых в ДОУ.

1. Изучить литературу по теме.

2. Охарактеризовать различные формы занятий в физкультурно-оздоровительной деятельности работников ДОУ.

3. Проанализировать опыт работы ДОУ для выделения путей и условий приобщения детей дошкольного возраста к физкультурно-оздоровительным формам занятий.

1.Формы занятий в системе физкультурно-оздоровительной

деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ

Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств и повышение уровня физической подготовленности;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности и потребности в здоровом образе жизни;

- оздоровление средствами закаливания [7, с. 11].

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ представлена в приложении 1.

Физкультурно-оздоровительные формы занятий в режиме дня ДОУ:

- оздоровительная гимнастика (утренняя, бодрящая после дневного сна, глазодвигательная, ритмическая, пальчиковая, психогимнастика);

- занятия по физической культуре;

- физкультурная минутка на занятиях;

- закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями;

- подвижные и спортивные игры;

- занятия по лечебной физкультуре.

Кратко раскроем содержание каждой из выше названных формы физкультурно-оздоровительных занятий.

Ежедневно в ДОУ с детьми всех групп проводятся утренняя, бодрящая (гимнастика после сна), дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи: 1) повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы; 2) развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения [11, с. 104]. Комплекс стрельниковской (А.Н.Стрельникова) гимнастики по методу М.Н. Щетинина представлен в приложении 2.

Пальчиковая гимнастика, направленная на развитие пальцевой моторики, повышает работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности, положительно сказывается на развитии речи детей [13, с. 14]. Некоторые упражнения пальчиковой гимнастики для детей 3-7 лет представлены в приложении 3.

В работе ДОУ используются различные виды физкультурных занятий . В основном преобладают следующие виды занятий:

- занятия по традиционной схеме: вводно-подготовительная часть, основная часть (общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры), заключительная часть;

- сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;

- занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;

- занятия по типу круговой тренировки (тренировка основных видов движений) [10, с. 48].

Структура всех занятий по физкультуре заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности организма ребенка. На протяжении занятия в организме и психике ребенка происходят значительные положительные изменения: улучшается согласованность работающих органов и систем, появляется возможность нахождения определенного ритма работы и т.д.

Еще одной формой физкультурно-оздоровительных занятий являются тренировочно-коррекционные занятия, которые проводит руководитель физвоспитания совместно с инструктором ЛФК под наблюдением врача ЛФК в физкультурном зале. Занятия строятся с учетом психо-физиологических особенностей ребенка, уровня здоровья и подготовленности. Дети занимаются аэробикой, фитбол-гимнастикой, упражняются в беге, прыжках, лазании, метании и много играют. Особое внимание уделяется упражнениям для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Таким образом, в работе ДОУ используется большое количество разнообразных физкультурно-оздоровительных форм занятий с детьми. Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, то система физкультурно-оздоровительной работы ДОУ включает физкультурно-оздоровительные, закаливающие и коррекционные формы занятий, основная цель которых – сохранение и укрепление здоровья детей. Для эффективности этих занятий должны быть определены пути и созданы условия для приобщения детей к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Дети выполняют упражнения на синих ковриках

Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
  • воспитание заинтересованности спортом.

Малыши занимаются физкультурой

Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Дети перешагивают через мягкие модули

Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).

Читайте также: