Применение игр в школе

Обновлено: 30.06.2024

Я уверен, вы очень много слышали о колоссальном потенциале видеоигр в сфере обучения. И не мудрено, ведь поговорить там есть, о чем. Если кино или книги, даже художественные, имеются во всех без исключения образовательных программах современности, и без них сложно представить любое образование в целом, то почему бы и видеоиграм не найти там своё место? В конце концов, игры — это жанр искусства относительно молодой, и потому приживается всё ещё слабо и далеко не везде, но жанр искусства этот крайне вариативен. Игры не просто способны брать визуальный язык из кино, а количество текста и красоту речи из книг, они ещё могут приправлять всё это интерактивом, и уже научились делать это очень по-разному. Так почему бы не использовать такой гигантский потенциал в том числе в сфере образования?

К счастью, так подумал не только я. И поэтому говорить мы сегодня будем не только и не столько об абстрактном потенциале, сколько о его реализации. Потому что сегодня я расскажу вам о настоящих примерах использования видеоигр в образовательных программах по всему миру!

Статья является текстовой версией данного видео-эссе. Само собой, видео-версия является чуть более развёрнутой и обладает улучшенной визуализацией некоторых вещей, о которых пойдёт речь. Если статья вам понравится, пожалуйста, не забудьте вернуться и выразить это, обрушив на видео царский лайк (или любой другой удобный фидбэк). В условиях вынужденного недавнего переезда канала это имеет особую важность. Заранее спасибо!

А сейчас, перед началом, важно обговорить несколько вещей:

Во-впервых, речь пойдёт о тех видео-играх, которые мы с вами привыкли видеть "в повседневности", грубо говоря. Именно ОБУЧАЮЩИХ чему-то игр сделано очень много, в основном это какие-нибудь не шибко выделяющиеся энциклопедии или пазлы, так что рассказать абсолютно про всё вряд ли получится (и вряд ли имеет смысл). Так что сегодня я расскажу именно о тех проектах, которые вы, возможно, играли или можете сыграть прямо сейчас как в обычные игры — даже БЕЗ цели как-то образовываться.

Во-вторых, список не ультимативный! Разных стран очень много, образовательных программ ещё больше, от одного заведения к другому они могут сильно отличаться, плюс всегда есть фактор личный инициативы учителя или преподавателя — так что даже была бы у меня достоверная информация о КАЖДОЙ видеоигре, которую кто-то где-то в образовательных целях использовал, всё ещё никакого хронометража не хватило бы, чтобы рассказать обо всех без исключения. Так что если вы знаете чуть больше меня, то смело залетайте в комментарии!

Если вдург кто-то ещё не знает, This War of Mine — это уникальное произведение на тему войны. Она рассказывает про осажденный город, на улицах которого постоянно идут бои, но фокусируется прежде всего на мирных жителях, которым в таких ужасных военных условиях приходится выживать. Постоянная нехватка ресурсов, постоянные проблемы из-за того, что ситуация всегда рискует стать ещё подлее, ужасающие картины самой войны как явления, отвратительные вещи, которые постоянно приходится лицезреть, а иногда ещё и делать руками подвласных нам персонажей, и всё это в условиях, когда ощутимые негативные последствия могут преследовать тебя за каждое твоё действие, хоть с позитивными, хоть с негативными намерениями, и ты НИКОГДА не будешь знать наверняка. А довести того или иного персонажа до конца истории — это ещё не означает дать ему хэппи-энд, ведь то, что он пережил на этой войне, всё, что он видел или делал сам, может за ближайшую пару лет довести его до бутылки, каких-нибудь вредных вещей или вообще роскомнадзора. Последнее, кстати, возможно ещё и в процессе прохождения, если заставлять персонажа слишком много и часто делать отвратительные вещи.

И по личному мнению автора This War of Mine — это одно из лучших произведений на тему войны вообще. Книги могут красочно описывать подобные события, а кино может их натуралистично показывать, но именно интерактив — когда некоторые подобные эпизоды лежат только на твоей личной ответственности — выводит восприятие происходящего на совершенно новый уровень. И это потрясающее произведение планируется включить в школьную программу в 2021 учебном году. При том, не абы как, а по инициативе самого премьер-министра Польши! This War of Mine будет доступна в рамках внеклассного чтения во всех старших школах страны.

Было бы в нашей с вами школьной программе побольше таких вещей и поменьше какой-нибудь классики, которую писали для людей минимум 30-ти лет, подозреваю, любящих школу учеников было бы чуточку побольше.

Но если говорить об играх и образовании одновременно, то нельзя не упомянуть великий и могучий Minecraft Education Edition или Образовательное Издание!

На самом деле, в ретроспективе создание такой штуки кажется чем-то до ужаса очевидным. Всмысле, Minecraft — это игра, в которой можно построить буквально что угодно. Начиная с любого здания в реальную величину и заканчивая моделью работающего компьютера! Мягко говоря, такая вещь обладает образовательным потенциалом уже сама по себе! А если к ней прикрутить ещё и несколько интересных обновлений, или совместимость со всяким софтом. то получится Education Edition, да.

Чем же ученики и учителя там занимаются, спросите вы? Да, в общем то. всем!

Может, вам хочется экскурсии в любой город, или в любое место и время на земле (и не только)? — Пожалуйста, здесь можно воссоздать в масштабе 1 к 1 буквально всё, что хотите. А всё, что не хотите, уже воссоздано за вас и для вас! Может, вас больше интересуют точные науки? — Этого тоже хватает. Minecraft в своей базе – это игра про строительство и выживание. Заставить ребёнка использовать знания в математике или физике здесь очень легко! Может, интересуют естественные науки, вроде химии? — Да сколько хотите! Вся таблица Менделеева с возможностью любых хим-реакций у вас под рукой.

И вот так за что не возьмись! Компьютерные науки, точные, физика, химия, история, изобразительное искусство, да даже литература! Да, не удивляйтесь! На официальном сайте Minecraft Education Edition полным полно различных планов уроков на любые нужды и предметы, скачивать которые можно сколько угодно без регистрации и смс. (ну, точнее, с регистрацией, но не суть)

И вы можете спросить: А что в этом такого? Ну да, может, и удобно, что всё в одном месте, но раньше то и без Минесруфтов этих ваших справлялись, и нечего начинать! — Возможно! Но всю пользу использования Minecraft (да и прочих подобных игр) я покажу на простом примере урока химии.

Вот детям даётся пустая табличка с подписью "Кислород", а дальше их отпускают на все 4 стороны. Задача: добыть в дикой природе дерево, землю, камни, воду — что угодно, что можно раздробить на химические элементы и получить нужный. А затем из добытого заполнить пустую таблицу.

Как по вашему, где ребенок лучше выучит химию? За прослушиванием нудной лекции, где ему расскажут всю ту же самую информацию, или на практике, играючи, узнавая, где какие химические элементы встречаются в природе? По-моему, ответ очевиден. А это только базовый урок химии.

В общем, со всех сторон потрясающая вещь. Очень жаль, что в СНГ её нигде не используют.

Серия Assassin's Creed всегда переносила нас в примечательные исторические сеттинги. И начиная с Assassin's Creed 2, всегда щедро сыпала на нас краткими историческими справками о знаменательных событиях, зданиях, людях и прочих важных вещах.

В этом режиме вырезали бои, квесты и сюжет (ну, чтобы ничего не отвлекало), а вместо этого оставили огромный мир, полностью открытый для исследования и созерцания, а также прикрутили гигантское количество самых настоящих туров. В каждом из таких в формате экскурсии вам подробно расскажут и покажут, чем жил Древний Египет периода прихода римлян — начиная с устройства пирамид и заканчивая обычной повседневной жизнью каждого из слоев общества. При том, сделают это довольно сжато, без лишней воды, зато с какой-никакой визуализацией.

А посмотреть здесь действительно есть на что. Открытый мир Assassin's Creed Origins большой и проработанный. И когда ты можешь в интерактивном формате заглянуть в каждый его уголок, рассмотреть каждую из комнат в пирамиде, пронаблюдать за повседневностью и расписанием каждого его жителя и взобраться буквально куда угодно — восприятие и погружение в эпоху ощущается несравнимо лучше, чем в классе за учебником или презентацией. Да и в целом это просто хорошая штука с точки зрения хотя бы базового самообразования. Разрабатывался этот тур прежде всего для школьников и людей в целом далёких от видеоигр, а тестировался на настоящих монреальских учениках, что показано, например, в трейлере.

А в следующей части — Assassin's Creed Odyssey — они даже улучшили этот режим! Теперь нам предстоит исследовать Древнюю Грецию времен войны Афин со Спартой, и под словом "исследовать" подразумевается "искать некоторые туры, в том числе на самых высоких скалах или даже под водой". А рассказывать обо всем в Древней Греции вам теперь будет не абстрактный закадровый голос, а гид, изображающий реального персонажа в сеттинге, у которого при желании ещё и можно уточнить некоторые вещи по выбору.

Но говорить ою играх и образовании одновременно невозможно без упоминания Oregon Trail, или Орегонской Тропы — самой первой видеоигры, которая использовалась в образовательных целях. Изначально она вообще была сугубо текстовой (да, она настолько старая), но со временем получила несколько ремейков, продолжений и даже ответвлений.

Суть примерно в следующем: ты — переселенец, который хочет начать новую жизнь на западной части северо-американского континента вместе со своей семьей, но чтобы туда добраться, придётся совершить путешествие длинною примерно в пол-года по той самой Орегонской Тропе, а поскольку эта часть континента всё ещё довольно дикая, дорога твоя будет не из легких. По пути придётся столкнуться с бандитами или дикими зверями, добывать пропитание охотой или собирательством, аккуратно торговаться в редких городишках по пути, лечить свою семью, если кто-то заболеет, заниматься тщательным планированием и вообще по-всякому менеджментить ресурсы.

При этом, Oregon Trail исторически достоверна на столько, насколько это вообще возможно. И я сейчас говорю не только о настоящих городках, которые встречаются по пути или особенностей ландшафта на фоне. Это детские сказки, ведь делало игру 3 учителя истории, и их замороченность пошла намного дальше. Например, шанс встретить кого-либо на том или ином участке пути у игрока такая же, как и была у реального переселенца в то время (если верить исторической статистике, само собой).

Надо ли говорить, что ученикам такой подход к историческому предмету нравился намного больше, чем скучные книги, а историю того периода они сдавали с результатами намного лучше, чем обычно? The Oregon Trail ещё в бородатые года конца 20 века показал, что история, как наука, даже на уровне изучения какой-то банальной повседневности может быть невероятно интересной, а ещё показал, что игры вполне могут использоваться в образовании. Очень жаль, что опыт Oregon Trail перенимают очень неспешно.

Спустя столько времени чтения этой статьи, наверняка, вы уже уловили некоторый паттерн, свойственный большинству игр в данном списке. Дело в том, что любая игра нас чему-то учит. А чаще всего, сверху ещё и поощряет, если мы учимся сами. Если вы думаете, что найти самую эффективную сборку для какой-нибудь винтовки в шутере или создать идельный билд в RPG — это легко и совершенно не отнимает ресурсов вашего мозга, то вы глубоко заблуждаетесь.

Просто посадите этим заниматься человека, который никогда в подобные игры не играл (при том, не обязательно старого) — быстро осознаете, что огромное древо прокачки с кучей особенностей, описаний и эффектов может быть ни чуть не легче для восприятия, чем таблица Менделеева. Но игры обладают двумя важнейшими вещами, которые делают данное обучение доступнее — естественная награда за проявленный труд и возможность сразу всё пробовать на практике. К чему я всё это? Следующие 2 позиции — это как раз видеоигры именно такого формата!

Начиная с трилогии ARTé. Суть проста — ты коллекционируешь и торгуешь предметами искусства. Занимаешься менеджментом золотишка, всяких ресурсов, ну и послеживаешь за всякой геополитикой, потому что здесь также есть и репутация.

На первый взгляд обычная игра про менеджмент, но помимо этого, здесь имеется также и обширная база разных картин, статуй и прочих реальных предметов искусства. Точно так же и местная геополитика плюс-минус достоверна. То есть, чтобы пройти её до конца и сделать это эффективно, нужно вникать в историю той или иной картины, понимать, откуда, как и почему она появилась именно такой, что выделяет её на фоне остальных, ну и плюс ко всему учитывать исторический геополитический и культурный контекст. Возвращаясь к примеру выше, игра берет и заменяет своё условное древо прокачки условной таблицей Менделеева. Ну, точнее, трилогия игр — в сеттинге Ренессанса, Древнего Египта и Парижа времен 19 века.

Надо ли пояснять, что используется данная трилогия прежде всего в предметах по типу "История Искусства" и предназначена уже для Университета. И даже судя по информации на сайте разработчиков, вполне используется в ряде Американских и Европейских ВУЗов.

Такой же подход практикует и предыдущая игра от этих же людей — Variant Limits. На первый взгляд обычная такая адвенчура с загадками, если вы родились до 2000 года, уверен, в вашей игровой истории несколько таковых имеется. Но суть в том, что решение загадок здесь завязаны на математических функциях.

И не просто "реши уравнение, тогда пройдешь дальше" — здесь ты на практике, пробуя разные варианты изучаешь и вникаешь как это всё работает.

Симуляция, практика и ощутимая награда — вот 3 столпа, которые делают игровое обучение на порядок эффективнее классического. И парочка студентов из Финляндии это прекрасно понимали. А потому создали стартап под названием TeacherGaming, который по подписке готов предоставить любому образовательному учреждению целую тонну различных игр, планов уроков и ещё всякой аналитики сверху. Для справки, именно этим ребятам впервые пришла в голову идея использовать для обучения Minecraft/ Их модификация MinecraftEDU потом и стала Education Edition.

И различных игр они предоставляют действительно очень много. Настолько много, что статью можно тягуть почти бесконечно или сделать ещё несколько частей, но учитывая условия, которые я обозначил в начале, расскажу о двух!

Во-первых, вы можете удивиться, но это Cities: Skylines — градостроительный симулятор, который, судя по всему, симулирует настоящие города слишком хорошо!

На его примере учат таким вещам как городская экономика, базовая инфраструктура, методы озеленения города, а также решение различных кризисных ситуаций, которые могут в городе возникнуть, начиная с загрязнения и заканчивая даже пробками. И поскольку Cities: Skylines официально используют для образования, могу заявить: нашим мэрам и губернаторам БЫЛО БЫ НЕПЛОХО в неё периодически поигрывать.

Во-вторых, это KerbalEdu — образовательная модификация к Kerbal Space Program. Сама игра — это довольно дотошный симулятор строительства всяких космических штуковин, при том, настолько дотошный, что без подобных гайдов далеко не каждый с первой попытки хотя бы впринципе запустит свою ракету в космос, не говоря уже об успешном выполнении миссий.

А модификация KerbalEdu снабжает игру разными фичами, которые помогают сделать из всего этого образовательный инструмент (по примеру того же Minecraft). Игра помогает в изучении инженерии, физики и математики.

P.S. В процессе переделывания видеоролика в статью я наткнулся на более подробный рассказ о различных EDU-модификациях. Не могу не поделиться на случай, если кому-то интересно.

Видео-игры постепенно становятся неотъемлемой частью нашей жизни. И не мудрено! Они способны симулировать целые миры, способны эффективно учить чему-то на практике, способны передать суть и посыл художественного произведения намного лучше, чем что бы то ни было.

И чем больше я находил информации по теме, тем больше понимал: не использовать такое явление в том числе в образовании — это, как минимум, расточительство. Мы, конечно, живём в обществе, где игры в основном используют только в качестве козла отпущения, но вот уже наши дети, вполне возможно, будут обучаться вместе с ними, и не будут видеть в этом чего-то необычного.



Важность игр в жизни ребёнка


Разработчик игр Кристофер Кроуфорд выделил шесть причин для игры в разном возрасте — обучение, развитие фантазии, изучение своих возможностей, самоутверждение, закрытие социальной потребности и тренировка. Согласно теории самоопределения, игра удовлетворяет потребность человека в подтверждении своих способностей.

Какие виды игр используются в обучении


Большое преимущество игр в том, что они не должны затрагивать только один предмет. Например, можно продумать игру, где ученики будут выступать в роли предпринимателей и создавать бизнес (например, строить завод) без вреда для окружающей среды. Получается, дети осваивают экономику и экологию сразу.

В обучении могут также использоваться и компьютерные игры — сегодня в этом сегменте множество продуктов. Стандартные игровые задачи здесь можно поделить на шесть групп.

  1. Тайм-челлендж: задачи, которые выполняются на ограниченном отрезке времени;
  2. Игры на физическую ловкость или скорость принятия решений;
  3. Испытания на выносливость, в том числе психологическую: здесь нужно выдержать длительный поток препятствий;
  4. Тренировка памяти: запоминание фактов, информации;
  5. Головоломки, задачи на логику или сообразительность;
  6. Игры, которые учат распоряжаться ограниченными ресурсами в процессе достижения цели.

Может ли игровой подход навредить образовательному процессу


Геймификация — один из инструментов учителя. Умение использовать игры на уроке однозначно положительно сказывается на учебном процессе, что доказано многими исследованиями. Важно быть осторожным: неграмотно построенное обучение может вызвать зависимость у детей.

У игрового подхода, помимо развития определенных навыков и компетенций, есть несколько важных педагогических преимуществ. Во-первых, он способен пробудить интерес к предмету у тех, кто потерял внутреннюю мотивацию к учебе. Это часто случается в средней школе. Игры помогут вернуть такого ребенка в процесс.

В-третьих, игры помогают сплотить коллектив и дать ученикам возможность сотрудничать друг с другом. А в творческих играх дети могут посмотреть на предмет по-новому: попробовать себя в ролях, которые раньше не примеряли, и расширить кругозор.

Как использовать игры на уроках с учётом ФГОС


Правила ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) никак не мешают вводить игры и элементы геймификации в образовательный процесс. Это можно увидеть на примере стандарта для начальной школы. При грамотном применении игры будут способствовать выполнению требований стандартов образования и не нанесут никакого вреда учащимся.

Игра — один из немногих видов деятельности, в котором удовольствие от процесса стоит выше, чем результат. Участники игры принимают определенные правила и следуют им для того, чтобы получить эмоции, впечатления, радость. Может ли при этом игра стать эффективным инструментом обучения как детей, так и взрослых? Безусловно, но при этом потеря удовольствия от игры превратит ее в обычный урок.

Использование игры как обучающего инструмента следует отличать от использования геймификации. Геймификация предполагает внедрение игровых элементов в целом неигровую деятельность, например, при оценке результатов работы, разминке на занятии, введении в тему. Геймификация также повышает вовлеченность учеников, однако удовольствие и эмоциональная отдача от геймифицированной деятельности будут ниже, чем от игры, следовательно и вовлеченность — меньше.

Итак, цель игры на уроке — именно вовлечь, а не развлечь или отвлечь учеников, хотя последнее, наверное, тоже возможно, если сроки, программа и ФГОСы позволяют.


Плюсы и минусы использования игровых техник

Игровые техники на занятии, безусловно, приносят пользу. Ученики вовлекаются в процесс изучения предмета, зачастую могут на практике применить свои знания или же своим умом дойти до определенных выводов, написанных в учебнике. В случае, если игра рассчитана на длительный период и предполагает несколько этапов (итераций), ученики будут с радостью спешить на занятие, чтобы узнать продолжение сюжета, усилить свои позиции в игре или попросту отыграться. В целом высокая эмоциональная вовлеченность и радость от процесса облегчают запоминание материала и повышают мотивацию к учебе.

Однако для создания игр, обладающих всеми вышеперечисленными свойствами, учитель должен затратить немало сил и времени, ведь простое включение в учебный процесс звездочек вместо оценок или видео вместо лекции долгосрочного эффекта и необходимого уровня вовлеченности не даст, а качественная игра требует проработки сюжета, адаптации правил под конкретную аудиторию, разработки артефактов игры (карт, карточек, фишек, наград, видеороликов).

К минусам можно отнести и недостаток времени в рамках учебного процесса. 40 минут урока не позволяют провести полноценную игру с разбором результатов (рекомендуемая продолжительность игр — 1,5-2 часа).

Учителю необходимо дать вводные по теме, объяснить правила, провести игру, а затем разобрать ее результаты и сделать выводы с обучающим элементом, на саму игру получится отвести разве что 15-20 минут. В таких условиях можно вести речь только об элементах игры на занятии, то есть геймификации.


Условия эффективного использования игротехник на уроке

Прежде всего, до разработки или использования игры на уроке необходимо определиться с целями и предполагаемыми результатами: ученики должны запомнить факты, прийти к логическим выводам, разработать проект на основе изученного материала. Цель будет определять механику игры и обратную связь по ней. Проще всего найти готовую игру для решения определенных педагогических задач.

Сложнее дело обстоит в случае, если игра отсутствует. Создание игры — процесс довольно трудоемкий и предполагает детальный анализ целевой аудитории (сколько человек играет, какого возраста, насколько они замотивированы изначально, как они воспримут поражение), проработку механики (типы игроков, роль модератора, продолжительность игры, использование артефактов, игровой результат, используемая платформа), написание сценария, разработку артефактов, описание ролей игроков.

Учителю важно понять, что его роль в игре может состоять только в модерировании игровой деятельности, но одним из игроков он стать не может. Более того, игра должна идти по заданным изначально правилам, и если эти правила оказались несовершенными, то непосредственно в ходе игры их изменить нельзя. Поэтому, прежде чем использовать любую игру на уроке, желательно самому в нее поиграть.

Цель игры в обучении не будет достигнута, если не включить в программу разбор результатов игры. Часто полезно обсудить с игроками не только образовательный аспект (какие факты они запомнили благодаря игре или какие выводы сделали относительно отыгранного сюжета), но и механику игры (почему игрок А повел себя определенным образом, но к желаемому результату это не привело, почему игрок Б схитрил и при этом выиграл). Разбор механики игры и мотивов действий игроков может иметь не только обучающий, но и воспитательный эффект.

Примеры использования игровых техник на уроке

Буду рада, если в комментариях вы поделитесь своими советами по использованию игр на уроке, примерами игр и вашими впечатлениями от их использования.

Хотите узнать все об игровых технологиях и геймификации, регистрируйтесь на Летнюю школу Педсовета. Она посвящена теме игры в образовании.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Игровые технологии в образовательном процессе в начальной школе

В.А.Сухомлинский

Игровая технология – целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры очевидна. Игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;

Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

Значение игры в обучении

Вместе с тем, игра учит. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения определенного понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более обширной технологии;

в качестве целого урока и его части (объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы.

Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий , если:

игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства;

в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.

Достоинства

- способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

-способствует сплочению коллектива и формированию ответственности.

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

-увлекаясь игровой оболочкой, можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использования на любом материале;

-сложность в оценке учащихся.

Задачи учителя начальной школы

Сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной.

Составлять игровые технологии из отдельных игр и элементов.

Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные формы и виды работ, задания творческого характера. Одним из эффективных средств является дидактическая игра .

Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться, ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания. Сейчас очень много литературы, а также интернетсайтов, где есть большое разнообразие дидактических игр по математике и русскому языку, чтению и окружающему миру. Приведу примеры игр, которые можно использовать на уроках.

На уроках русского языка

На уроках литературного чтения

На уроках в классе происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Каролсон, Чебурашка, Винни-Пух и Буратино, веселые мультяшные человечки и диковинные звери. Они часто просят помощи, совета у ребят.

Дети, которые хорошо научились читать, перевоплощаются в роли и показывают театральные инсценировки.


Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки,
Потому что … (пожелтели листья на осинке)
Осень – вкусненькое слово, варится варенье,
Потому что… (фруктов много, много угощенья)
Осень – радостное слово, вновь друзья встречаются,
Потому что … ( снова в школу, вот как получается)

На уроках математики

-закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10;

-закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 20;

-закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 100.

Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.

В ворота попадают мячи только с ответом 7, при этом слышится звук аплодисментов. В противном случаи мячи крутятся на месте.

К сожалению, не все кабинеты в начальной школе оборудованы интерактивными досками, и в эту игру можно играть только индивидуально на компьютере. Надеюсь, в будущем все изменится.

На уроках окружающего мира

Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы…
Если бы я стал птицей, я бы …
Если бы я был деревом, я бы…
Если бы я стал нашей страной, я бы…
Если я бы был иностранным государством, я бы… и т.д.

Пестрый мяч

В речевой разминке, когда ребятам нужно придумать слова на заданный звук или нужную орфограмму, при устном счете на математике, я даю задание и броса ю ученику пестрый мяч. Тот бросает следующему ученику или возвращает его учителю, называя ответ. В такие минуты работать хочется всем, и даже слабые ученики чувствуют себя при ответах гораздо увереннее.

От игры, интересных заданий к важной и требующей труда работе идут ученики, развивая любознательность, инициативу, эмоциональную память и характер.

Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть. Я провела в своём классе опрос своих учеников с целью выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

– Нравиться ли тебе играть на уроке?

– На каких уроках тебе хотелось бы играть?

– Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.

– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.

– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.

– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

Читайте также: