Академическая школа статистики представители

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Введение 3
Глава 1. Возникновение российской статистической деятельности. 4
Глава 2. Зарождение методологии статистики 6
Глава 3. Деятельность земских статистических органов 7
Глава 4. Развитие статистики в Советское время 13
Глава 5. Развитие статистического анализа данных 15
Глава 6. Развитие статистики после распада СССР 19
Глава 7. Организация статистической деятельности в России 21
Заключение 26
Приложение 27
Список литературы 31

Работа состоит из 1 файл

Всеволодова реферат.docx

Санкт-Петербургский государственный университет

Кафедра экономики исследований и разработок

Студентки 2 курса

Всеволодовой Александры Борисовны

Глава 1. Возникновение российской статистической деятельности. 4

Глава 2. Зарождение методологии статистики 6

Глава 3. Деятельность земских статистических органов 7

Глава 4. Развитие статистики в Советское время 13

Глава 5. Развитие статистического анализа данных 15

Глава 6. Развитие статистики после распада СССР 19

Глава 7. Организация статистической деятельности в России 21

Заключение 26

Приложение 27

Список литературы 31

Статистическая наука имеет многовековую историю развития и уходит корнями в древние века. С 8 сентября 1802 года различным министерствам было положено проводить сбор письменных отчётов. Эту дату принято считать началом статистической деятельности в России.

В работе я расскажу о зарождении и становлении статистической деятельности в России. Я познакомлю читателя с известными и выдающимися личностями в области статистики, а также с организацией статистической деятельности в России в наши дни.

Глава 1. Возникновение российской статистической деятельности.

Во второй половине XVIII века в экономической, политической и культурной жизни России произошли сильные изменения. В конце XVIII века в России начала зарождаться система капиталистических отношений.

Изменения затронули и экономическую политику государства, и как следствие произошло оживление свободного предпринимательства. Система государственного управления была реорганизована: в 70-х годах завершили свою деятельность хозяйственные коллегии, в 1775 г. проведена губернская реформа. Губернская администрация становится центром государственного управления, а Правительствующий Сенат преобразуется в судебный.

Эти изменения отразились на характере российской статистики, изменились ее функций, методы работы и организация- стали проявляться черты инструмента социального познания. Появляется новый вид статистических работ, направленный на получение статистических данных о состоянии как социальной, так и экономической жизни. Именно так возникла познавательная статистика.

Начиная с 60-х годов XVIII, в России были проведены уникальные статистические работы, которые стали базой для становления статистической науки в Российском Государстве. Вот некоторые из этих работ:

    • генеральная опись Малороссии;
    • топографические описания губерний, которые включили описания отдельных районов с их географическими, историческими, экономическими и административными особенностями.

    Существовала необходимость решать новые проблемы как экономического, так и социального развития России, вследствие чего возникли изменения в системе государственного управления.

    Иван Кириллович Кирилов (1689-1737гг.), автор исторического, этнографического и экономического атласа России (который вышел в1734 г.), провел первое статистико-экономическое обозрение России.

    В зарождающейся статистике было представлено государствоведческое и политико-арифметическое направление.

    Вольфганг Людвиг Крафт (1743-1814 гг.) был академиком Российской Академии наук. Он вывел формулу для вычисления периода роста, целиком сформулировал требования, предъявляемые статистикой населения к статистическим данным, а также показатели плодовитости и смертности.

    С началом XIX века начались крупные реформы, которые коснулись системы управления. Например, произошёл переход к созданию министерств и отраслевому управлению государством.

    1 ноября 1802 г. учреждено сословие дворян (10 человек) при Департаменте Министерства внутренних дел. Сословие должно было обрабатывать сведения, которые поступали из губерний. Через несколько лет эта группа была переведена в Министерство полиции.

    20 марта 1811 г. при Министерстве полиции впервые было создано статистическое отделение. Его возглавил Карл Федорович Герман.

    4 ноября 1819 г. Статистическое отделение в полном составе передано канцелярии Министерства внутренних дел. В то время статистические работы вели и другие министерства и ведомства. Вот некоторые из них:

    Глава 2. Зарождение методологии статистики.

    30е годы XIX столетия стали началом новой волны развития статистики: система правительственной статистики совершенствуется, улучшается качество статистико-экономических исследований, а также и количество статистических публикаций, выполняется большой объем статистических работ. Интерес к статистике возвращается.

    В 1834 году при Совете Министерства внутренних дел было основано специальное статистическое отделение. Его деятельность подчинялась Правилам о Статистическом отделении. Этот орган должен был формировать подробные и точные описания состояния всех частей, находящихся в ведомстве Министерства внутренних дел. Обязанностью отделения было предварительное рассмотрение проектов по планированию городов, формированию нового разделения губерний и уездов, планов по объему городских доходов и расходов, а также оценка в хозяйственном плане новых зданий, которые проходили оценку по ведомству Министерства внутренних дел.

    Позднее, 22 декабря 1852 года комитет был трансформирован в Статистический комитет, при том же министерстве. Через 6 лет, 4 марта 1858 года произошла очередная реорганизация: образован Центральный статистический комитет. Организационная структура комитета включала два отдела:

    • Статистический отдел занимался сбором, проверкой, обработкой статистических данных по всем отраслям управления;
    • Земский отдел занимался предварительным обсуждением, затем обработкой всех дел, касающихся земско-хозяйственного устройства.

    Проведение крупных статистических исследований в середине века явилось толчком для развития науки статистики. Отечественные ученые в области статистики приблизились к вопросу определения связи статистики с другими отраслями научного познания, изучающими общественные явления.

    Такие ученые, как К. Ф. Герман, Д. А. Милютин, Н. И. Надеждин, Д. П. Журавский говорили о теории статистики как науке о статистической методологии. Они понимали актуальность разработки вопросов, связанных с источниками статистических данных, организацией статистического наблюдения, развитием организации статистики в целом. Они на теоретической базе обосновали вопрос о группировке как категории статистической науки и широко применяли метод группировки для изучении социально- экономических явлений. Также учёные глубоко разработали теорию средних величин, динамических характеристик изучаемых явлений, продвинулись в отношении статистического изучения при помощи статистики взаимосвязи признаков и т.п.

    Главной заслугой российских учёных-статистов на данном этапе было завершение оформления и внедрения политико-экономического направления в русскую статистическую науку. Теоретические разработки учёных стали надежной основой для конкретных статистических исследований. Эти учёные положительно воздействовали на последующее развитие статистики. Идеи политико-экономического направления были заимствованы передовыми представителями правительственной статистики пореформенных лет, с ними связаны успехи земской статистики. 6

    Вторая половина XIX в. и начало XX в.— одна из самых ярких страниц истории отечественной статистики. Это время формирования основных научных направлений (школ)—время развития описательной статистики, зарождения и стремительного' взлета стохастической статистики, наконец, это время проникно­вения идей англо-американской статистики в среду русских ученых. В пореформенные годы, как и прежде, русская статистиче-г екая наука развивалась в непосредственной связи со статистической практикой и в трудах академической статистики —теоретических исследованиях, специально посвященных проблемам статистической науки.

    Со второй половины 80-х годов увеличился вклад теоретических работ. Повысился их качественный уровень. Этому способствовало расширение преподавания статистики в университетах) (кроме экономических факультетов статистику стали преподавать* студентам юридических факультетов), отделение курса статистики от курса политэкономии, экономической географии, препода­вание статистики в институтах.

    В трудах Андрея Андреевича Маркова (18,%-1922) были установлены наиболее общие условия, при которых имеет место закон больших чисел, и доказана центральная пре­дельная теорема теории вероятностей. Он разработал математи­ческую теорию, способную описать сложные явления. Марков предложил изучать явления с точки зрения теории вероятностей, в которой предыдущие состояния системы влияют на состояние системы в последующие моменты. Если вероятность перехода си­стемы зависит только от этих состояний и не зависит от предыс­тории развития системы, то такие переходы Марков предложил называть простыми цепями. Если же эти вероятности зависят от предыдущих состояний, то он их назвал сложными цепями. Марков показал, что основные теоремы, полученные для схемы независимых случайных величин, могут быть доказаны и для схемы сложных цепей. В честь творца новой теории описанная схема названа схемой цепей Маркова.

    В экономике цепи Маркова служат для построения статисти­ческих моделей, позволяющих изучать закономерности изменения случайных величин в зависимости от неслучайных величин (на­пример, времени) при решении конкретных экономических задач. С. Н. Бернштейн (1880—1968), А. Я. Хинчин (1894—1959), В. И. Романовский (1879—1954), А. Н. Колмогоров (1903—1987) и их многочисленные ученики существенно дополнили изучение цепей Маркова, нашли новые важные приложения этого метода, что привело к созданию одного из разделов современной теории ве­роятностей — теории случайных процессов.

    Марков исследовал и другие вопросы теории вероятностей и математической статистики, в частности, обосновал метод наи­меньших квадратов, внеся ясность в оценку погрешности резуль­татов обработки опытных данных, по существу, ввел новые важ­ные понятия, эквивалентные применяемым теперь: эффективная статистика и несмещенная статистика для оценки параметров законов распределений на основании выборок. Он дал критику применения выборочного коэффициента корреляции для оценки генерального коэффициента корреляции в тех случаях, когда не­известен тип распределения генеральной совокупности.

    Александр Михайлович Ляпунов (1857—1918) предложил новый метод исследования — метод характеристических функций. Обобщая идеи Чебышева и Маркова, он доказал цент­ральную предельную теорему теории вероятностей при значитель­но более общих условиях, чем его предшественники. Теорема ус­танавливала условия, при которых распределение вероятностей суммы большего числа независимых случайных величин близко к нормальному распределению.

    Достижения математической школы очень медленно внедря­лись в социально-экономическую статистику. Раньше других об­ластей математические методы стали применяться в демографии. Во многом это заслуга Виктора Яковлевича Буняковского (1804—1889)—математика и демографа. Он занимался приложениями теории вероятностей в страховом деле, демографи­ческих расчетах, разработал новый метод построения таблиц смертности.

    Самым видным русским аптикетлианцем и создателем ориги­нальной теоретической концепции был Юлий Эдуардович Янсон (1835—1893), филолог по образованию, с 1885 г. — член Международного статистического института, с 1892 г.— член-кор­респондент Российской Академии наук. Янсон глубоко уважал Кетле как практика, организатора статистической деятельности, но не разделял его научные идеи.

    Идеи Янсона оказали огромное влияние на целое поколение русских статистиков: Л. В. Феодоровича, А. Н. Анциферова, К- Г. Воблого, Л. В. Ходского и др.

    Постепенно формировалось понятие о статистике как методе изучения любых массовых явлений, не только общественных. Это прогрессивное направление возникло в результате глубокого ана­лиза природы статистической закономерности, выявления ее особенностей. В рассмотрение проблемы статистической закономерности большой вклад внесли представители стохастической теории статистики.

    Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

    В развитие российской статистической науки нашли проявление различные научные школы и направления.

    Яркими представителями русской описательной школы были И.К. Кириллов (1689-1737), В.Н. Татищев (1686-1750), М.В. Ломоносов (1711-1765), П.П. Семенов-Тянь-Шанский (1827-1914), И.И. Голиков (1735-1801), С.Н. Плещеев (1752-1802), М.И. Чулков (1740-1793) и др..

    На развитие статистической теории немалую роль оказала русская земская статистика, вызванная к жизни прогрессивными реформами 60-х годов XIX столетия. Она дала обширный статистический материал об экономике пореформенной России. На ее основе были разработаны многие важные положения теории статистического наблюдения, группировок, таблиц.

    Вторая половина XIX – начало XX в.в. были периодом бурного развития русской академической школы статистики, к которой принадлежали профессора университетов, преподававшие математику и статистику, авторы научных трудов по различным проблемам статистической науки, а также учебников по статистике. Это Ю.Э. Янсон (1835-1893), А.И. Чупров (1842-1908), А.А. Чупров (1874-1926), Н.А. Каблуков (1849-1919), А.А. Кауфман (1864-1919) и др.

    Всемирную известность получили труды представителей математического направления в академической статистике – профессоров математики Петербургского университета П.Л. Чебышева (1821-1894), сформулировавшего закон больших чисел; А.А. Маркова (1856-1922) – создателя математической теории для описания сложных явлений (цепи Маркова): А.М. Ляпунова (1857-1918), обобщившего идеи Чебышева и Маркова и заложившего теоретические основы в практику выборочного наблюдения в статистике.

    Академическая статистика и ее представители оказали большое влияние на развитие статистической науки в России и на работу государственных статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли.

    В советский период, в условиях плановой экономики, статистика играла ключевую роль при составлении пятилетних планов социально-экономического развития страны. Обширные статистические данные были одним из главных критериев, по которым оценивалось развитие общества, отраслей народного хозяйства, регионов, экономики в целом.

    Опыт советской статистической практики был обобщен в научных трудах В.И. Хотимского (1892-1937), В.С. Немчинова (1894-1964), В.Н. Старовского (1905-1975), А.Я. Боярского (1906-1985), Б.С. Ястремского (1877-1962), Л.В. Некраша (1886-1949), С.Г. Струмилина (1877-1974), Т.В. Рябушкина и других ученых.

    Крупным шагом вперед в развитии статистической науки явилось применение в статистическом анализе экономико-математических методов и компьютерной техники.

    В настоящее время в статистической науке ведутся работы как по пути дальнейшего углубления и совершенствования методов статистического анализа, так и по пути их специализации применительно к особенностям отраслей народного хозяйства и социальной сферы.


    Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Арсеньев, описательное направление, работа, статистическая наука, Всеобщая теория статистики, данные, направление, наука, развитие статистики.

    Похожие статьи

    Становление и развитие системы статистической деятельности.

    Начиная с 1764 года, в России было проведено несколько уникальных статистических работ, послуживших базой для последующего развития статистической практики и становления российской статистики: генеральная опись Малороссии.

    Взаимодействие статистики и социологии: этапы их.

    статистик, статистическая наука, наука, социология, данные, возможность статистики, процесс, общество, изучение общества, теоретик статистики.

    Значение статистики и её использование на транспортных.

    транспорт, статистика, статистическое исследование, данные, система, трудовые и материальные ресурсы, финансовые показатели.

    Взаимодействие статистики и социологии: этапы их формирования как социальных наук.

    Статистическое исследование занятости населения Российской.

    В статье представлены результаты статистического исследования занятости населения России в 2000 по 2014 гг., а

    В данной работе были исследованы все основные показатели занятости, также изучена ее структура и динамика.

    Федеральная служба государственной статистики.

    Инвариантность во времени распределения вероятностей.

    Статистические данные показывают, что возрастные коэффициенты за последние годы существенно меняются во всех возрастных группах.

    — М.: Наука, 1986. — 720 с. Венецкий И. Г. Статистические методы в демографии. — М.: Статистика, 1977.

    Статистическое исследование занятости населения России

    На основе данных российского статистического ежегодника о численности занятого в экономике

    Громыко Г. Л., Теория статистики, учебник.

    Мониторинг работы систем электронного документооборота информационных систем в Центрах занятости населения.

    Статистический анализ основных показателей системы высшего.

    . экономики, статистики и информатики (МЭСИ) [4] и Российского государственного

    В негосударственных ВПО численность ученых была значительно ниже (докторов наук — 5,1

    Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного.

    Статистика как информационная составляющая инновационного.

    Среди этих новых направлений особое место занимает статистика инноваций. В современной теории экономического развития описывается как переход экономической системы из одного равновесного состояния в другое, а источником такого перехода и являются инновации.


    Оглавление

    • ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука
    • ЛЕКЦИЯ № 2. Статистическое наблюдение
    • ЛЕКЦИЯ № 3. Сводка и группировка статистических данных

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория статистики: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука

    Статистика — это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

    Статистика — это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

    Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

    1) статистическая наука — вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

    2) статистика — наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

    Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

    3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

    Статистика — это инструмент познания. Особенности статистики:

    1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

    2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

    3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

    2. История и особенности развития статистической науки

    Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

    Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

    Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

    Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и В. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей — знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

    В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

    Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

    В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

    Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

    Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

    На Руси в период Х—ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

    В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

    В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ло

    моносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).

    Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

    Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

    По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

    Д. П. Журавскому (1810—1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

    Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835—1893 гг.), А. И. Чупров (1842—1908 гг.).

    А. А. Чупров (1874—1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849—1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864—1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821 — 1894 гг.), А. А. Маркова (1856—1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857 — 1919 гг.).

    Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892—1937 гг.), В. С. Немчинова (1894—1964 гг.), В. Н. Старовского (1905—1975 гг.), А. Я. Боярского (1906—1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877—1962 гг.), Л. В. Некраша (1886—1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

    В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

    3. Органы статистики в Российской Федерации

    В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) — это федеральный орган исполнительной власти.

    Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

    Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

    Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

    Основная деятельность Госкомстата — это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

    Основные задачи Госкомстата:

    1) координация статистической деятельности в государстве;

    2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

    3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

    4. Предмет изучения статистики

    Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

    Предметом статистической науки являются:

    1) массовые социально–экономические явления жизни;

    2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

    Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

    Количественная оценка свойства изучаемого объекта — это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

    Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

    Учетно–оценочные показатели — это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

    Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

    В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

    Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека — мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

    Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

    Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

    В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

    1) основные — определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

    2) второстепенные — это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

    Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

    Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

    Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

    Статистический показатель — та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают:

    1) объемными (численность населения);

    2) расчетными (средние величины);

    Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

    5. Метод статистики

    В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

    Статистическая методология — это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

    В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

    Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

    Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

    Основные этапы экономико–статистического исследования.

    1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

    Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

    Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

    2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

    После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

    На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

    Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

    6. Задачи статистики в современных условиях

    Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

    Основные задачи статистической науки:

    1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

    2) выявить резервы эффективности общественного производства;

    3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

    Читайте также: