При исследовании территории школы были определены следующие растения

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Видовой состав древесно-кустарниковой растительности на территории участка МОУ СОШ р.п. Пушкино Советского района Саратовской области Авторы: Зотова Екатерина," — Транскрипт:

1 Видовой состав древесно-кустарниковой растительности на территории участка МОУ СОШ р.п. Пушкино Советского района Саратовской области Авторы: Зотова Екатерина, Киселева Юлия, Петрова Татьяна (3 класс) Руководитель: учитель начальных классов Нона Владимировна Кравцова

2 - Выявить и определить видовой состав древесно- кустарниковых растений на территории школьного участка - Оценить современное состояние древесно-кустарниковых растений на территории данного участка, для дальнейшего его озеленения и ведения наблюдений (мониторинга) за развитием природного сообщества

5 Территория исследуемого школьного участка (0,7 га) находится по адресу: Саратовская область, Советский район, р.п. Пушкино, ул.60 лет Октября,2. В 1 км от участка находится железная дорога, в 5 м – поселковая автодорога. Территория участка покрыта растительностью на площади в 0,5 га. Школьный участок –это природный комплекс, где наряду с естественным сообществом, расположен антропогенный ландшафт, характеризующийся прямым вмешательством человека в среду обитания растений и животных. Все древесно-кустарниковые растения на участке были посажены в период с 1975 по 2010 годы учащимися и педагогами школы.

6 Акация (желтая),карагана древовидная, (Caragána arboréscens) 40 шт. Береза бородавчатая (повислая), (Betula pendula) – 49 шт. Вишня обыкновенная (Prunus cerasus) - 12 шт. Вяз гладкий (обыкновенный), (Ulmus minor)- 65 шт. Груша обыкновенная (Pyrus) – 2 шт. Дуб черешчатый (Quercus robur) – 4 шт. Ива белая плакучая, или серебристая, или Ветла (Salix alba) - 3 шт. Каштан конский (Aesculus hippocastanum) – 3 шт. Клен ясенелистный (Acer negundo) - 19 шт. Рябина обыкновенная ( Sorbus aucuparia) – 14 шт. Сирень обыкновенная (Syringa vulgaris) 10 шт. Тополь пирамидальный осокорь, или черный Тополь (Populus Nigra) – 84 шт. Шиповник (Rósa) - 7 шт. Яблоня домашняя (Malus domestica) -4 шт. Всего 316 деревьев и кустарников

9 В ходе наших исследований выявлено 14 видов древесно- кустарниковых растений растений (из них 1 вид – интродуцированный – это желтая акация (Caragana arborescens). Из древесных пород типичными являются : тополь пирамидальный осокорь, или черный Тополь (Populus Nigra); 27% береза пушистая (Betula pubescens); 21 % вяз гладкий (обыкновенный), (Ulmus minor); 16 % В Красную Книгу Саратовской области (2006 г.) занесена береза пушистая (Betula pubescens).

10 Древесно-кустарниковые растения очищают воздух от пыли, вредных газов, радиоактивных веществ, увлажняют его, немного понижая его температуру летом и повышая зимой. Они дают кислород и поглощают углекислый газ, являются шумопоглотителями. Кроме того, растения выделяют летучие вещества – фитонциды, обладающие бактерицидным действием и благотворно влияют на тонус человека. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько же кислорода, сколько необходимо его дыхания трех человек. Древесно-кустарниковые растения способствует ионизации воздуха. Наиболее активными ионизаторами являются: ива, акация, пирамидальный тополь, рябина.

11 В тени густых деревьев в жаркий день температура воздуха на 7-8 градусов, ниже, чем на открытой местности. В июле месяце 2010 г. температура воздуха на улице была выше 30 градусов, а в тени деревьев термометр показывал лишь около градусов, что для нас было более комфортно.

15 Учитывая близость железной и автомобильной дорог для дальнейшего озеленения школьного участка мы предлагаем следующие растения: Источники фитонцидов : акация, береза, дуб, ель, ива, сосна, тополь, клен, грецкий орех, черемуха. Наилучшими поглотителями сернистого газа являются : тополь бальзамический и черный, ясень зеленый, вяз гладкий, липа мелколиственная, береза пушистая. Наилучшим стражем тишины служит ель.

17 Антропогенный ландшафт -это ландшафт, созданный в результате целенаправленной деятельности человека. Интродуцированный вид (в биологии)- организм, несвойственный для данной территории, завезенный на новое место человеком. Мониторинг -наблюдение, оценка и прогноз состояния природной среды. Фитонциды -это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие развитие бактерий.

18 Е.ИВАНОВА, СТУДЕНТКА IV КУРСА БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СГУ ИМ. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО; Н.КРАВЦОВА, СТУДЕНТКА II КУРСА СГМУ ИМ. В.И.РАЗУМОВСКОГО Данная исследовательская работа значимая для школьного коллектива, носит практический характер. Все виды древесно-кустарниковых растений определены верно. Дана объективная оценка их состояния. При выполнении исследований ребята использовали научную терминологию, составили словарик новых для них терминов. Результаты работы могут быть использованы в урочной и внеурочной деятельности. Предложения. Изучить целебные свойства деревьев и кустарников, входящих в экосистему школьного двора. При подборе видов для дальнейшего озеленения участка учитывать не только их декоративность, но и возможность вызывать аллергические реакции. В данном случае целесообразно увеличить число плодовых деревьев, которые практически не вызывают аллергию, а согласно проведенным исследованиям плодовые деревья на школьном участке составляют всего 2 %.

19 Вам интересно наблюдать за жизнью растений и животных ? Вы хотите дышать чистым воздухом? Если на все вопросы вы ответили утвердительно, то нам с вами по – пути, значит мы с вами единомышленники. Вас беспокоит будущее родного края ?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя школа

Учебно-исследовательская работа на тему:

Выполнила : Аладина Мария , 14 лет, 7 класс

Руководитель: Еремеева Наталия Валерьевна

учитель биологии-географии

МБОУ Первомайская СШ

1. Введение, цель, задачи, практическая значимость

2. Основная часть

2.1 Методы и материалы, методика проведения исследования

2.2. Степень озеленения пришкольного участка.

2.3 Видовой состав деревьев и кустарников территории школы

2.4 Биологические особенности деревьев.

2.5 Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории

2. 6 Оценка загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта

4. Список литературы

Мой родной посёлок Первомайский находится в юго-западной части Чердаклинского района Ульяновской области. Вокруг нашей школы находятся зеленые насаждения, они служат защитой от внешних воздействий. Поэтому исключительно большое значение имеет озеленение пришкольной территории.

Окружающий нас воздух загрязняется различными химическими веществами. Растения в значительной степени влияют на состав атмосферы, способны поглощать многие вещества, тем самым, исполняя роль живых фильтров и создавая благоприятные условия для жизни человека. Озеленение школьных территорий позволяет значительно улучшить содержание углекислоты в окружающем воздухе и повысить уровень кислорода в воздухе.

Новизна работы заключается в том, что изучение видового состава дендрофлоры школьного двора и их количественный учет практически не проводилось.

Цель работы: Изучить видовой состав деревьев и кустарников на территории школы и описать их экологическое состояние.

1) провести описание и учет видового состава деревьев и кустарников на территории школы.

2) Определить процентное соотношение деревьев разных видов

3) произвести паспортизацию.

4) оформить гербарии древесно-кустарниковой растительности школьного двора.

5) составить характеристику древесно-кустарниковой растительности окрестностей школы.

6) визуально оценить деревья и кустарники по внешним признакам и определить класс состояния растений.

7) провести практическую часть исследования в соответствии с разработанным планом и методикой.

8) проанализировать полученные результаты. Сформулировать выводы исследования.

Объект исследования: территория МБОУ Первомайской СШ.

Предмет исследования : деревья и кустарники территории школы.

Исследование видового состава древесно-кустарниковых растений территории школы я проводила летом 2016 года. Изучение количественного состава каждого вида деревьев и кустарников проводили в октябре, всем классом.

Для проведения исследования была изучена литература, подобраны материалы и оборудование. Также мы обратились к Интернет – ресурсам.

2. Основная часть

2.1 Методы и материалы

Изучение видового состава растений и количественный учет растений каждого вида проводилось путем обхода всей территории школы. Все записывалось в блокнот при помощи карандаша. Для видового определения растений пользовалась определителем высших растений и материалами из Википедии Интернета.

Школа и ее озеленение

Наша школа расположена у окраины посёлка, рядом со школой проходит асфальтированная автодорога.

Площадь всей огражденной территории школы составляет около 1400кв.м

Школа окружена со всех сторон деревьями и кустарниками, здесь очень красиво в любое время года. Летом здесь свежо и прохладно. Укрывают нас от солнца нежные березы, высокие тополя. Осенью рябина радует красивыми осенними листьями и оранжево-красными ягодами. Зимой особенно красивы березы и тополя, покрытые инеем.

Наша школа самая старая в районе была основана в 1962 году. План озеленения школы разработали учителя и директор школы. Большая заслуга в организации посадки деревьев и кустарников всех учителей и учащихся школы того времени.

Над озеленением школы работаем и в настоящее время. Учащиеся школы следят за деревьями.

Методика проведения исследования.

1.Изучение видового разнообразия деревьев и кустарников на территории школы.

2.Определить семейства, род деревьев и кустарников.

3.Подсчет количества деревьев и кустарников.

4.Используя таблицу, определить баллы состояния отдельных деревьев каждого вида.

2.2. Степень озеленения пришкольного участка.

1. Подсчитать количество деревьев на пришкольном участке.

На пришкольном участке находится 56 деревьев.

2. Подсчитать общую площадь кроны деревьев и кустарников.

Условно будем считать, что крона одного дерева равна 2 кв. м. Если на пришкольном участке находится 56 деревьев, то общая площадь кроны деревьев и кустарников получится 112 кв. м..

3. Рассчитать площадь зеленых насаждений в школе, приходящихся на одного учащегося.

Площадь школьного участка достигает 1400 кв.м., а в здании школы находится 71 учащийся. Разделив эти цифры, получим, что на каждого ученика школы приходится по 19,7кв.м. зеленых насаждений.

Вывод: сравнив наши школьные показатели с данными Всемирной организации здравоохранения, я поняла, что наш школьный участок озеленен недостаточно. Ведь в расчетах не учитывались еще количество учителей, работников школы, которые также постоянно находятся на территории школы.

Оценку экологического состояния деревьев дендрофлоры осуществляли по методике, описанной Е.Г.Куликовой с собственными модификациями. Шкала визуальной оценки состояния растений по внешним признакам составлена в соответствии с требованиями санитарных правил в лесах РФ. При оценке состояния деревьев учитывали состояние ствола и кроны деревьев, наличие болезней и вредителей. Жизненность деревьев как показатель состояния среды обитания представлена в таблице.

По этой методике обследовала категорию состояния древесной и кустарниковой растительности. Выявила общее число растений каждого вида, определила семейство, род, вид этих растений, среди них подсчитала здоровые, поврежденные (отломаны ветви, повреждена кора, нет верхушки, спилены деревья), учитывала состояние ствола и кроны деревьев, наличие болезней и вредителей. Потом обобщила результат работы.

2.3 Видовой состав деревьев и кустарников территории школы

Деревья и кустарники, растущие на территории школы, представлены в таблице.

Название вида

Клен ясенелистный - лат. Acer negundo , или клен американский

Береза повислая – лат. Betula pendula , или береза бородавчатая – лат. Betula verrukosa

Рябина обыкновенная - лат . Sorbus aucuparia L.

Розоцветные

Ель обыкновенная- лат. Picea abies

Обследования показали, что на территории школы произрастает 6 видов деревьев, относящихся к 6 родам и 6 семействам.

ВЫВОД: Общее количество видов древесной растительности – 6. Состав растений не богат. На территории школы были предприняты многократные попытки высадки многолетних растений. Но территория пришкольного участка не до конца огорожена изгородью, поэтому многие растения поедались животными из-за их произвольного выпаса.

Мы определили видовой состав деревьев, кустарников. Наиболее распространены на территории (в порядке убывания): тополь, клён. Видовой состав деревьев требуется ввести большое количество видов, устойчивых к загрязнению воздуха: липа, акация белая и желтая, кустарники.

2.4 Биологические особенности деревьев.

Тополь – род листопадных деревьев, семейства ивовых. Отличается необычайной быстротой роста, деревья крупных размеров (25-30 м), ствол сравнительно стройный, со светло-серой кроной, крона раскидистая, листья чаще яйцевидные; тополь неприхотлив, легко размножается семенами и черенками. Тополь – растение двудомное, цветёт ранней весной до распускания листьев, серёжки красные у мужских экземпляров, жёлто-зелёные у женских. После опыления через 1,5-2 месяца образуется белый пух.

Берёза – одно из самых красивых наших деревьев. Белые с чёрным рисунком стволы берёз имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объясняется тем, что в клетках бересты создаются особые красящие вещество – бетулин. Береста – защитный покров дерева. Она непроницаема для воды и газов. Берёза цветёт весной в то время, когда у неё только начали распускаться почки, а листья ещё совсем маленькие. В центре плода располагается вытянутое семя, по бокам два овальных крылышка, представляющее собой тончайшие плёнки. Благодаря своему ничтожному весу и плёнчатым крылышкам плод берёзы может распространяться ветром на значительное расстояние.

Дуб весьма долговечен: он доживает до 500-600 лет В Среднем Поволжье дуб начинает плодоносить с 18…50 лет, массовое плодоношение начинается с 60- летнего возраста. Дуб порода относительно требовательная к почвенным условиям и к условиям внешней среды: к теплу, пище, влаге и к загрязнению внешней среды.

Ель относится к семейству сосновых (Pinacea Lindl.). Дерево является вечнозеленым, его зеленые части являются трансформированными листьями, характер изменений которых направлен на уменьшение испарения и сохранения, таким образом, влаги. От ствола, во взрослом состоянии покрытого бурой корой, отходят мутовки ветвей, при этом дерево образует пирамидальную крону.

Рябина обыкновенная –Sorbus aucuparia L. Семейство розоцветные- Rosaceae. Рябина обыкновенная- дерево средней величины с гладкой и серой корой. Листья очередные, непарноперистые с зубчатыми краями, в начале опушенные, затем голые. Цветки правильные по форме, белые, мелкие, душистые, похожи на цвет яблони, но собраны в густые щитки. Цветёт рябина в мае- июне. Плоды ягодообразные, шаровидные, красные, горьковатые, терпкие с сочной мякотью и тремя мелкими серповидноизогнутыми семенами. Созревают в сентябре и до глубокой зимы остаются на дереве. От заморозков они теряют терпкость и горьковатость и приобретают более приятный вкус.

2.5 Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории

Очередным этапом нашей работы было определение загрязненности воздуха на территории школы. Ее мы определяли с помощью прозрачной клейкой ленты. На разных участках с одних и тех же растений каждый месяц собирали пыль с листьев. Прикладывали к поверхности листа клеящуюся прозрачную пленку. Затем снимали пленку со слоем пыли, приклеивали ее на лист белой бумаги, сравнивали запыленность разных листьев между собой. На разных участках количество пыли на листьях оказалось различным.

Вывод: Наибольшая степень запыленности была на деревьях и кустарниках, растущих вблизи автомобильной дороги.

2.6 Оценка загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта

Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота и угарным газом, содержащихся в выхлопных газах. Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу за определенный промежуток времени.

Нами был выбран участок автотрассы вблизи школы длиной 0,5 км., имеющий хороший обзор с пришкольной территории.

Мы измерили рулеткой длину участка.

Определили количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в утренний период времени в течение 20 минут.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Все мы пассажиры одного корабля

из него просто некуда. Вот потому - то

все жители должны сообща спасать

Антуан де Сент Экзюпери.

Характерной особенностью современного города является ухудшение экологической обстановки. Высокая плотность населения, развитие промышленности и обилие транспорта в городах отрицательно сказываются на условиях жизни человека: происходит загрязнение воздуха, почвы и воды, повышается шумовой фон, возрастают стрессовые нагрузки. Все это негативно влияет на состояние здоровья городского населения, значительная часть которого - школьники. Знать, в каких условиях они живут и обучаются, немаловажно. Мы решили составить экологический паспорт школы и пришкольного участка и выяснить, соответствует ли наше школьное здание и классные кабинеты санитарно-гигиеническим нормам. Паспорт позволяет обобщить данные, полученные при выполнении ряда исследовательских работ по экологической оценке школы, ее помещений и пришкольной территории.

Актуальность данной работы связана с все более усиливающимися антропогенными воздействиями на окружающую среду.

Объект исследования:

- Школьное здание и внутришкольные помещения

Цель нашего исследования — изучение экологического состояния школы и пришкольной территории, выявление экологических проблем, связанных с месторасположением школы.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

изучить литературу, используя разные источники информации, о загрязнении воды, воздуха и почвы различными веществами и их влиянии на организм человека;

освоить методики определения физико-химических характеристик проб воды, почвы, растительности, атмосферы;

рассчитать степень загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей вблизи школы

определить физические характеристики и качественный состав воды, почвы, атмосферы.

на основе полученных данных сделать вывод об экологическом состоянии школы и пришкольного участка

II. Основная часть

1.​ Анализ расположения школы в микрорайоне.

Об образовательной организации

Полное наименование организации:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 37" города Смоленска

Краткое наименование организации:

Дата создания организации:

По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, бани, магазины и др., должны располагаться от школы на расстоянии не менее 10 м, автострада – не менее 25 м.[10] Расстояние от нашей школы до ближайшего магазина – 45 м, до автодороги – 54 м. Промышленных предприятий в ближайшей зоне нет.

По нашему мнению, основным источником загрязнения пришкольной территории является дорога. Ведь по гигиеническим требованиям общеобразовательные учреждения размещаются от дорог с регулярным движением транспорта на расстоянии 100 – 170 метров. Мы проанализировали большое количество литературы, связанной с данной проблемой, и пришли к выводу, что автомобильный транспорт и дороги – сильнейшие загрязнители окружающей среды.

2. Влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние окружающей среды.

Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машина из блага цивилизации может превратиться в ее бич, человечество стало понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее жителям мирно сосуществовать с их стальным гудящим и чадящим потоком.

В выхлопных газах содержатся оксид углерода(II), оксиды азота, углеводороды, альдегиды, сажа, бензапирен, формальдегид, бензол и т.п. (всего около 300 различных веществ.) Окись углерода, например, попадая в кровь, так действует на красные кровяные тельца - эритроциты, что они теряют способность транспортировать кислород. В результате наступает кислородное голодание организма, что прежде всего сказывается на центральной нервной системе.

Когда мы вдыхаем оксиды азота, они в дыхательных путях соединяются с водой и образуют азотную и азотистую кислоты. В результате возникает не только раздражение слизистых оболочек, но и весьма тяжелые заболевания. Считается, что оксиды азота в 10 раз опаснее для организма, чем оксид углерода(II).[8]

Именно в развитии автотранспорта и стало быть все в большем засорении атмосферного воздуха многие ученые видят главную причину смертности от рака легких. Ведь при истирании шин об асфальт атмосфера загрязняется резиновой пылью.[7]

Выхлопные газы являются причиной фотохимического тумана. Фотохимический туман возникает в загрязненном воздухе в результате фотохимических реакций, протекающих под действием солнечного излучения. К веществам, участвующим в фотохимических реакциях, относятся альдегиды, раздражающие глаза и вызывающие боль в горле уже при сравнительно малой концентрации. Однако эти вещества влияют на функции легких и органов кровообращения, начиная с такой малой концентрации, когда человек еще не замечает, что ему щиплет глаза.[4]

3. Роль зеленых насаждений в улучшении экологического состояния окружающей среды.

По данным специалистов, запылённость воздуха под деревьями меньше, чем на открытой площадке. Дерево средней величины за 25 ч. восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Крупные лесопарковые полосы являются активными проводниками чистого воздуха. Древесно-кустарниковая растительность обладает избирательной способностью по отношению к вредным примесям и в связи с этим обладает различной устойчивостью к ним. Более активными фильтрами атмосферы являются деревья устойчивые к загрязнению, с большой листовой поверхностью и большим объемом газопоглощения и осаждения пыли. Лучше задерживают пыль растения с шершавыми, морщинистыми и липкими листьями.[11]

Приведем список растений, способных активно очищать воздух от вредных веществ:

— наибольшей газопоглотительной способностью обладают липа и клен;

— поглотители сернистого газа: тополь, ясень, вяз гладкий, липа широколиственная, ива белая;

— поглотители оксида азота: яблоня обыкновенная;

— поглотители свинца: каштан конский, липа сердцевидная, тополь

— поглотители радиоактивности: брусника, дубы.[1]

Степень загрязнения воздуха в промышленных районах города можно оценить по обилию различных лишайников. Лишайники – древняя группа симбиотических организмов, состоящая из гифов грибов и водорослей (цианобактерий). Лишайники способны успешно противостоять абиотическим и биотическим факторам. В то же время они плохо приспособлены к различным проявлениям антропогенного воздействия человека на биоценоз. [3]

В условиях города непосредственное влияние на лишайники оказывают освещенность, температура, физические и химические свойства субстрата и особенно состав воздуха. У лишайников отсутствует непроницаемая кутикула и газообмен происходит свободно через всю поверхность. Также всей поверхностью лишайники впитывают дождевую воду, где концентрируется много токсичных газов. Наиболее опасны для лишайников загрязнители воздушного бассейна города – оксиды азота, серы, угарный газ, соединения фтора.

Степень загрязнения воздуха можно определить по видовому составу и частоте встречаемости лишайников. При этом выполняется следующая закономерность:

1) Чем сильнее загрязнён воздух города, тем меньше встречается в нём видов лишайников (вместо десятков может быть один – два вида);

2) Чем сильнее загрязнён воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев.[18]

4. Характеристика почвенного покрова пришкольного участка

Почва - незаменимое достояние и источник богатства человечества, важнейший компонент биосферы, выполняющей в ней ряд глобальных функций. Почвой называется самый поверхностный слой суши земного шара, возникающий в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растений, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Почва представляет собой совершенно особое природное образование, обладающее только ей присущими строением, составом и свойствами. Важнейшим свойством почвы является ее плодородие, т.е. способность обеспечить рост и развитие растений. Это свойство представляет исключительную ценность для жизни человека и всех живущих на суше организмов.

В отношении выполнения экологических функций в биосфере почва является незаменимым компонентом;ее функции не могут быть выполнены никакой другой частью биосферы. Экологические функции почв в биосфере базируются на двух основополагающих ее качествах. Во-первых, почва служит средой обитания, базисом и опорой для огромного числа организмов; во-вторых, почва является необходимым и незаменимым звеном регулирования всех биогеохимических циклов; через почву проходят и почва регулирует круговороты всех элементов биосферы. Все экологические функции почв взаимосвязаны и все вместе во многом определяют условия существования организмов.[12]

5. Характеристика школьного здания и внутришкольных помещений.

В школе расположено:

38 учебных кабинетов общей площадью-2389м 2 ,

2 спортивных зала-278 м 2 и 271 м 2 ,

столовая-211 м 2 ,

актовый зал-176 м 2 ,

библиотека-117 м 2 ,

4 кабинета заместителей директора,

5 подсобных помещений,

8 туалетных комнат.

Воздушная среда в школьных помещениях оказывает постоянное воздействие на организмы учащихся. В ней содержатся различные хими­ческие вещества, которые образуются в результате жизнедеятельно­сти учащихся, в результате деструкции синтетических полимерных материалов, а также микроорганизмы. Концентрация вредных примесей в воздухе школьных помещении не должна превышать установленные санитарно-гигиенические нормы.

Учебный процесс тесно связан со значительным напряжением зрения. Нормальный или немного повышенный уровень освещения школьных помещений (классных комнат, кабинетов, лабораторий, учебных мастерских, актового зала, библиотеки) способствует снижению напряжения нервной системы, сохранению работоспособности и поддержанию активного состояния учащихся. При недостаточном освещении учебных помещений школьники слишком низко наклоняют голову при чтении, письме и других видах деятельности. Это вызывает усиленный приток крови к глазному яблоку, оказывающей на него дополнительное давление, которое приводит к изменению его формы и способствует развитию близорукости. Чтобы избежать этого, желательно обеспечить проникновение прямых солнечных лучей в помещения школы и строго соблюдать нормы искусственного освещения.

Смешанное освещение (естественное и искусственное) не влияет на органы зрения, чего нельзя сказать об одновременном использовании в помещении ламп накаливания и люминесцентных ламп, имеющих разную мощность.

Для человека звук является одним из важнейших воздействий окружающей среды. Ухо человека может воспринимать и анализировать звуки в широком диапазоне частот и интенсивности. Слух - одно из многих удивительных свойств, которое дано человеку самой природой.

Звуки и шумы слишком большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры и даже могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение на человека. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незримо, незаметно, он не имеет неприятного запаха, не выделяет никакого излучения и ядовитых газов. Тем не менее, он действует на наше здоровье.

Шум один из видов физического загрязнения на рабочем месте. Чаще всего шум представляет собой сочетание многих тонов, разных уровней громкости и высот /частот/. Уровень шума измеряется в децибелах /дБ/. У человека диапазон уровнем звукового давления от порога слышимости до порога болевого ощущения составляет 12O дБ.[12]

Шум приводит к затруднению общения между учениками и учителями, к раздражению..Интенсивный анормативный шум (65—75 дБ) - это шум, неприемлемый для умственного труда. Заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего неприятного шума. Интенсивный анормативный шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда, нормы допустимых уровней речевого шума, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.[9]

II. Исследовательская часть

1. Экологическое исследование пришкольного участка:

а) Определение содержания количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу транспортом.

Цель: изучить влияние автотранспорта на состояние атмосферного воздуха в районе школы №37.

Для достижения данной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

определить интенсивность и состав транспортного потока на контрольных участках;

рассчитать количество топлива разного вида, сжигаемого двигателями автомашин;

рассчитать количество образованных вредных веществ по бензину.

Определение количества единиц автотранспорта, проходящего по контрольному участку исследования.

На основе пятикратного проведения эксперимента были получены усредненные характеристики транспортного потока, представленные в таблице.

Таблица 1. Поток автотранспорта на контрольных участках

Дорога перед школой ул. Рыленкова

Примечание: санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток машин в жилой зоне интенсивностью не более 200 автомобилей в час.

2. Рассчитывается общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (S, км), по формуле: S = N х I, где N – количество автомобилей за 1 час; I – длина участка, км, равная 0,05 км.

S=270*0,05=13,5 км ( ул. Попова)

S= 185* 0,05=9,25 км (ул.Рыленкова)

3. Рассчитывается количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин (R, л), по формуле: R = S х K, где K – расход топлива на 1 км пути, л, приблизительно равный 0,1 л для бензиновых двигателей.

R=13,5 км*0,1= 1,35( ул.Попова)

R= 9,25*0,1= 0,92 (ул.Рыленкова)

4. Рассчитывается объемное количество выделившихся загрязняющих веществ (V, л) на выбранном нами участке дороги по формуле: V = R х k , где k – коэффициент для бензина: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, выделяется: 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л диоксида азота.[15]

В таблице представлен расчет количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу исследуемым количеством автомобилей, проезжающих на контрольном участке за сутки.

Кишечнополостные представлен тремя классами: гидроидные (2800 видов), сцифоидные (200 видов) и коралловые полипы (6000 видов). в классе гидроидных доминируют полипы, обычно образующие путём почкования ветвистую колонию из огромного числа особей – гидрантов. от полипов отпочковываются медузы, живущие, как правило, недолго; некоторые виды не образуют медуз.сцифоидные, наоборот, выделяются свободноплавающими медузами, размеры которых колеблются от нескольких миллиметров до 2–3 м (цианея); щупальца цианеи вытягиваются в длину до 20 м. полип развит слабо, иногда его нет совсем. кишечная полость разделена неполными перегородками на камеры. сцифомедузы живут несколько месяцев.коралловые полипы – колониальные (реже одиночные) морские организмы. тело длиной от нескольких миллиметров до одного метра обладает шестилучевой или восьмилучевой симметрией.

Тип хордовые : подтип безчерепные и черепные признаки хордовых животных 1)хорда(основа внутреннего скелета -прочный стержень) 2) центральная нерная система (цнс)в виде трубки расположена над хордой. 3)пищеварительная система расположена под хордой,в глотке есть жаберные щели. 4)кровеносная система замкнутая,сердце на брюшной стороне.

Читайте также: