Преподавание нвп в школе

Обновлено: 02.07.2024

К урокам НВП в каждой школе отношение было неоднозначным - кому-то они нравились, кто-то их терпеть не мог и старался прогуливать, а кто-то (да, бывали и такие случаи) проникался ими настолько, что дальнейшую жизнь связывал с военной карьерой.

В нашей школе кабинет НВП был самым интересным помещением, в котором мы просто обожали заниматься, и который недолюбливали другие преподаватели, вынужденные по тем или иным причинам проводить свой урок в этом кабинете. Там на стенах висели такие интересные плакаты, что в течение всего урока мы потихоньку крутили головами, разглядывая их, ну и конечно же, пропуская мимо ушей любые объяснения учителей.

А еще очень интересно было наблюдать за старшеклассниками, которые практиковались в строевой подготовке - класс выводили на площадку перед школой, где они нестройно маршировали под командами военрука. Девочки спотыкались на своих высоких каблуках, мальчики откровенно филонили - зрелище было забавное.

Лично мне изучать НВП пришлось в техникуме, потому что после 8 класса я поторопилась покинуть родную школу, но т.к. первые два года в средних учебных заведениях проходят ту же программу, что и в школе, это обучение мало чем отличалось от того, что проходили мои бывшие одноклассники.

Хотя нет, одно существенное отличие было: нас заставляли на уроки НВП приходить в военной рубашке защитного цвета, с военным галстуком, заколотым, как полагается по уставу, булавкой, размещенной между второй и третьей пуговицей рубашки. А от мальчиков вдобавок требовалось на занятия приходить стриженными, и никакие доводы, что длинные волосы - это особенный стиль, не работали. "На уроки НВП приходи стриженным, на все остальные можешь ходить с космами" - говорил наш преподаватель, и как хочешь, так и выкручивайся, следуя этой логике. Мы, девочки, приносили заколки-невидимки, и подкалывали нашим длинноволосым соученикам их "космы" :)

Теоретические занятия были скучными - мы записывали, а зачастую и учили наизусть звания, военные термины, особенности строевой, огневой и тактической подготовки. А вот практика была интереснее - одни противогазы, которые нужно натягивать по команде "Газы!" чего стоили :) Наш военрук был человек с пониманием и снисходил до того, что разделял мальчиков и девочек на разные команды и тренировал их отдельно, чтобы девочки не стеснялись выглядеть "как слоники". А еще у противогазов была особенность - при снятии их с головы, снимать еще и заколки с резинками, и чуть ли не со скальпом вместе :) Поэтому красавицы мы, конечно, были те еще: красные, запыхавшиеся, встрепанные, с волосами во все стороны.

Чуть позже наши, девчачьи, уроки НВП перебазировались в кабинет медсестры, где мы полчаса учились делать разные повязки, а потом она нас отпускала гулять - рядом как раз было кафе-мороженое, где мы и просиживали остатки сдвоенного урока.

Но, несмотря на все эти послабления, мы наравне с мальчишками учились разбирать и собирать автомат Калашникова и стрелять из винтовки по мишеням. С автоматом, конечно, была та засада, что при его разборке, когда нужно было доставать пенал из приклада, можно было не только прищемить палец, но и сломать ноготь, что всегда обидно при наличии маникюра :) Но собирали и разбирали мы его все же быстро, укладываясь в нормативы, соответствующие оценке "отлично".

А из винтовки стреляли из положения лежа, предварительно своими руками нарисовав мишени и развесив их на нужном расстоянии - у нас под эти занятия был отведен длинный коридор со скамейками, так что места хватало для всех. На этих практических занятиях существовала одна девчачья хитрость - если не хотелось стрелять, то можно было на уроки прийти в юбке, чем короче - тем лучше. Военрук заранее предупреждал, что "все приходим в брюках, будем стрелять лежа", но можно было сделать вид, что забыла об этом или вообще брюк не носишь по убеждениям, и тем самым быть свободной от занятий, т.к. лежать на полу в короткой юбке - слишком отвлекающее зрелище, еще стрельнет кто-нибудь из мальчиков куда-нибудь не туда, засмотревшись на такую красоту :)

И напоследок - забавный случай, ставший со временем почти анекдотом. В одной школе был традиционный урок с разборкой автомата. Девочка-ученица его разобрала, а собрать не может. Сначала ей пытались помочь одноклассники, которым тоже не удалось его собрать, тогда на помощь позвали преподавателя - отставной военный помучился-помучился, но тоже собрать этот автомат не смог и возмутился: "сломать Калашников невозможно! как же ты умудрилась это сделать?" Через пару дней на педсовете учитель поставил вопрос о списании автомата, т.к. одна из учениц его сломала и требуется приобрести другой взамен испорченного.

Директор школы, женщина солидная, предпенсионного возраста, не поверила его словам и потребовала предъявить автомат, т.к. "Калашников сломать нельзя!". Когда предмет спора был предъявлен, эта удивительная женщина покрутила его в руках и. собрала! Все детали встали на свое место, как влитые - НВПешник не знал, куда деваться от стыда, а весь педсовет аплодировал директору стоя :)


Курс начальной военной подготовки был и остается важной составляющей образовательного процесса. Как и любой другой урок, урок НВП должен быть современным, ярким, насыщенным, запоминающимся и для учащегося и для преподавателя.

Содержимое разработки

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ

Подготовил учитель НВП Ястребов Н.Н

«Урок должен быть пронизан творчеством

Курс начальной военной подготовки был и остается важной составляющей образовательного процесса. Как и любой другой урок, урок НВП должен быть современным, ярким, насыщенным, запоминающимся и для учащегося и для преподавателя. Готовясь к очередному уроку, продумывая его этапы, любой преподаватель заранее продумывает методы и формы проведения урока, элементы педагогических технологий, которые он будет применять, какие компетенции он предполагает выработать у учащихся в процессе урока (цикла уроков), каков будет метод общения и управления аудиторией в процессе урока и так далее. Все эти понятия подчиняются целям урока и вытекающим из них задачам урока. Качественный урок - это хорошо продуманный урок, оформленный в поурочный план. Урок НВП имеет свои особые характеристики в сравнении с другими уроками, а именно, в отличие от таких предметов, как, например, математика, химия, он пригодится учащемуся не столько в его будущей профессии, сколько в повседневной жизни, нынешней и будущей. Урок НВП имеет скорее прикладной характер. На его прикладном характере будут основываться цели урока, и эта его особенность является связующей нитью урока НВП со всеми остальными предметами.

Современная методика преподавания НВП должна включать в себя не только нестандартный, творческий урок, но и обширную внеклассную деятельность, кружковую работу. Что, на мой взгляд, включают в себя новые подходы к преподаванию начальной военной подготовки:

Применение инновационно-коммуникационных технологий, в т.ч. презентаций, флипчартов, интерактивной доски, возможностей мультимедиа, дистанционные конференции, конкурсы и т.д.

Формирование образовательных компетенций на уроках НВП, основанных на главных целях общего образования, в том числе:

- Ценностно-смысловые компетенции. Т.е. прослушивая цикл уроков, учащиеся определяют для себя жизненные ценности и приоритеты, связанные с понятием Родины, гражданского долга, патриотизма. Данная группа компетенций связана с мировоззрением учащегося, его самоориентированием в окружающем мире, осознанием своего предназначения в этом мире, осознанием своей роли и цели в жизни, выбором жизненных приоритетов. Данные компетенции вырабатывают самоопределение учащегося в его учебной и внеклассной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория также связана с ценностно-смысловыми компетенциями. Это же можно сказать о будущем планировании жизнедеятельности учащегося.

- Общекультурные компетенции связаны с формированием духовно-нравственных основ жизни. Эти компетенции также формируются в цикле уроков, связанных с историей становления государственности Казахстана, историей ВОВ и т.д. Общекультурные компетенции учащегося связаны с его самоориентированием в рамках общечеловеческой культуры с учетом национальных особенностей культуры. Это формирование и развитие духовно-нравственных основ жизни конкретного учащегося и его окружения, человечества в целом. Это возведение во главу угла семейных ценностей, культурных традиций его народа. Это ознакомление учащегося с различными общественными и социальными явлениями, осознания роли науки и религии в жизни человека, опыт освоения учеником научной картины мира в динамике его прогрессивного развития. Умение анализировать явления от местных локальных до явлений всечеловеческого масштаба. В данной группе компетенций особенно видна роль начальной военной подготовки в связи с такими науками, как история, обществознание, религиоведение, литература.

- Учебно-познавательные компетенции. Данная группа компетенций связана с познавательной деятельностью учащегося на уроке НВП, где присутствуют элементы логической деятельности учащегося, общеучебной деятельности в соотношении с реальными познаваемыми объектами. То есть учащийся формирует креативные навыки продуктивной деятельности; поставленный в условия проблемной ситуации ему приходится добывать знания, опираясь на реальный опыт, на эвристические методы решения проблем, принимать решения в нестандартных ситуациях. К учебно-познавательным компетенциям относятся понятия: организация целеполагания, анализ, оценка, самооценка деятельности, планирование деятельности, рефлексия.

- Информационные компетенции. Это современные компетенции, основанные на использовании современных информационно-коммуникационных технологий, а также владение современным техническим оборудованием, присутствующим в учебных заведения (интерактивная доска, персональный компьютер, лингафонное оборудование, принтер, Интернет и так далее). Информационные компетенции – это умение работать с информацией, умение ее находить, анализировать, отделять главное от второстепенного, систематизировать, преобразовывать в соответствии с поставленной целью, сохранять и уметь сделать ее презентацию. Данные компетенции очень важны на уроках НВП, так как обеспечивают навыки деятельности учащегося в отношении информации, касающейся окружающего его мира. То есть в данном случае мы снова сталкиваемся с прикладной ролью предмета НВП, который является связующим звеном между учащимся и окружающим его миром.

- Коммуникативные компетенции. Освоение коммуникативных компетенций также важно для учащегося, для его социализации в современном мире. В понятие коммуникативных компетенций входят: навыки работы в коллективе, умение сотрудничать, знание языков, умение дискутировать, быть толерантным, умение избегать конфликтов и находить выход из конфликтной ситуации.

- Социально-трудовые компетенции также тесно связаны с реальной жизнью учащегося. Это осознание учащегося себя в роли гражданина страны, владение социальными ролями. Социально трудовые компетенции проявляют себя в области семейных отношений, в области профессионального ориентирования, в области экономики и права. Учащийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития учащегося. Формирование этих компетенций регулируется конкретными интересами и возможностями учащегося, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Структуризация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, т.е. выстраивание индивидуальной работы с каждым учащимся, исходя из его возможностей, потребностей, интереса и т.д. Т.е. что это значит? Не каждому учащемуся дано, к примеру, быстро и четко разбирать автомат Калашникова. Для меня это означает лишь то, что я должен, исходя из интересов учащегося, подобрать ему такой вид деятельности, где он может полностью себя проявить и раскрыть, стать лидером именно в этой конкретной сфере. В этом и есть смысл, на мой взгляд, личностно-ориентированного обучения, о котором мы столько говорим.

Важность использования рефлексивного осмысления учащимися на уроках патриотического воспитания. То есть, учащийся должен понять, для чего это ему нужно, где он сможет это использовать, какая от этого польза, что нового и полезного он узнал для себя, с какими трудностями он столкнулся, как эти трудности были преодолены и т.д. Нужно отметить, что данный метод еще мало практикуется преподавателями. И, тем не менее, мы должны четко осознавать, что владение данной методикой помогает нам выявить ошибки, промахи, недостатки, а также и положительные моменты, что позволит в будущем скорректировать свою деятельность.

Внеклассная работа, как одна из форм патриотического воспитания учащихся, в т.ч. встречи учащихсяс ветеранами-афганцами, проведение тематических мероприятий о ВОВ, походы, соревнования по военно-прикладным видам спорта, туристические поездки к местам боевой славы, участие в слетах ЮИД, конкурс песни и строя и т.д.

Участие в международных дистанционных конкурсах, в том числе в дистанционных эвристических олимпиадах по военному делу.

Применение на уроках эвристических заданий.

Хотелось бы более подробно остановиться на проведении творческого урока НВП и внеклассной работе. Немного о целесообразности внедрения ИКТ на уроках начальной военной подготовки, их важности в формировании компетенций учащегося. Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у учащихся, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между различными предметами -естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Главные итоги применения ИКТ в учебном процессе:

Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

Положительное отношение учащихся к предмету, к преподавателю, друг к другу;

Обозначение объективной направленности деятельности учащихся на развитие своей личности;

Появление и рост у учащихся познавательного интереса;

Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании НВП – это не дань моде, а назревшая необходимость. ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения, владение информационными технологиями делает из преподавателя НВП Мастера с большой буквы.

На своих уроках я практикую не только теоретическую подготовку, использование практических умений и навыков, но и встречи с воинами-афганцами, которые в нашем городе оказывают действенную практическую помощь в воспитании подрастающего поколения. Стараюсь, чтобы такие уроки проходили на высоком эмоциональном уровне, что придает уроку особую эффективность, лучшую отдачу. Использую видеофрагменты, музыку, литературные отрывки. И делаю это с той целью, чтобы обогатить внутренний мир учащегося. Ведь не секрет, что многие учащиеся сейчас мало читают, не владеют информацией о ВОВ, афганской войне, многих исторических событиях и т.д.

Все это, несомненно, требует от преподавателя большой подготовки, затрат времени, душевных и физических сил. Но итоги работы стоят всего вышеперечисленного.

Нельзя не сказать и о том, что для того, чтобы вести такую обширную работу, преподаватель сам должен самосовершенствоваться, участвовать в различных творческих конкурсах, мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства, повышать свою квалификацию, в том числе и на дистанционных курсах, дистанционных педагогических конференциях, что позволяет общаться с огромным количеством коллег, разрешать многие педагогические проблемы и т.д.

Все это в совокупности позволяет более эффективно проводить патриотическую работу среди учащихся разных возрастов, воспитывать в них чувство гордости за свой колледж, свой город, свою Республику, гражданскую ответственность. А это значит, что каждый из них вырастет настоящим патриотом своей Родины.


-75%

В 1968 году в советских школах ввели новый предмет — начальная военная подготовка. В каждом учебном заведении оборудовали специальный кабинет с тематическими плакатами, муляжами гранат и бывалым военруком.


Детей готовили в случае необходимости дать отпор вероятному противнику. Предлагаем вспомнить, как проходили эти уроки…





Начальная военная подготовка давала возможность ближе познакомиться с оружием. Автомат Калашникова разбирали и собирали на время. Бывало, и с завязанными глазами.





Несколько занятий курса были посвящены особенностям отравляющих газов и устройству противогаза.







Девушки не отставали. Для них этот предмет тоже был обязательным, но нормативы — более щадящими.







Представительницы прекрасного пола ко всему прочему изучали основы медицины и фармакологии, учились перевязывать раненых на поле боя.



В это время юношей муштровали на импровизированном плацу.





Каждый советский школьник должен был владеть базовыми знаниями о принципах работы радиотехники.



На соревнования по военной подготовке выезжали на пленэр.



Преподавателями НВП обычно становились офицеры запаса. В республиках Средней Азии опытных офицеров не хватало и уроки часто вели сержанты, отслужившие срочную службу.



Во многих школах открыли тир, где стреляли из мелкокалиберной винтовки.



Уроки НВП составляли основу патриотического воспитания.








Когда в школьную программу ввели НВП, я уже окончил техникум работал на заводе. Разбирать и собирать АКМ пришлось на срочной службе в ПВ.

Помню, когда я ещё учился в первых классах в школе, на переменах старшеклассники разбирали и собирали на время АК. Интерес огромный, неподдельный, и надежда на то, что и я, когда вырасту, смогу поставить рекорд по разборке/сборке. К сожалению, старшие классы я заканчивал уже в другой стране, хоть и в той же самой школе.

Я за 3 сек разбирал! Только его потом требовалось ещё и собрать… на это времени уходило значительно больше (((













НВП, или начальная военная подготовка, преподавалась в советских школах с 1926 года. В это же время в высших учебных заведениях появились военные кафедры. После распада СССР в российских школах этот предмет убрали, а вот в некоторых республиках СНГ оставили.

Что изучали на уроке НВП

  • Что изучали на уроке НВП
  • Что изучают на ОБЖ
  • Как подготовить доклад для урока обж

Основной целью урока НВП было подготовить юношей к службе в вооруженных силах, обучить подрастающее поколение действиям населения во время военных действий и при чрезвычайных ситуациях.

Огромное количество военной техники должно обслуживаться высококлассными специалистами, на их подготовку нужно время, так же как и на изучение основ военной службы. На уроках начальной военной подготовки давались те азы, которые необходимы солдату или курсанту на первых месяцах службы. Человек, прошедший в школе курс НВП, быстрее адаптировался к армейской жизни, что сокращало его срок обучения как военного специалиста.

Уроки НВП развивали патриотизм учащихся, прививали чувство долга перед Родиной, учили чувствовать себя защитником Отечества. Полученные знания должны были помочь грамотно действовать и не растеряться в чрезвычайной ситуации.

На уроках юноши осваивали основы воинского дела. Прежде всего, обращение с оружием – автоматом, гранатами. Выполнялись нормативы по стрельбе, сборке-разборке автомата, дальности метания гранат.

В программу также входила строевая подготовка. Здесь изучались индивидуальные строевые приемы и движения строя, строевые приемы с оружием, прививалась строевая дисциплина.

Физическая подготовка – основа индивидуальной военной подготовки. Предполагалось, что будущий призывник должен выполнять минимум нормативов для прохождения военной службы. В упражнения на НВП входили в основном подтягивания и бег, иногда бег с оружием и каким-либо обмундированием. Однако уроки физкультуры продолжались в установленном порядке.

Уделялось на уроках большое внимание и морально-психологической подготовке юношей к военной службе и военным действиям. Изучались основы необходимых знаний для младших командиров, модели поведения в военном коллективе.

Девушки на уроках начальной военной подготовки изучали основы первой медицинской помощи. С ними проводились практические занятия по оказанию помощи раненым в бою, они обучались различным способам перевязки ран. Ведь по статистике большая часть погибших на поле боя могли бы выжить, если бы им своевременно была оказана квалифицированная медицинская помощь.

Девушки и юноши изучали основы гражданской обороны, действия при ядерных взрывах и химических атаках, они учились пользоваться противогазами и индивидуальными средствами защиты, изучали действия при эвакуации населения, состав и ситуации для применения индивидуальных аптечек.

Уроки НВП были фундаментов для профессиональной армии, готовили население к правильным действиям в нестандартных ситуациях.

Читайте также: