Преподавание гуманитарных дисциплин в школе

Обновлено: 02.07.2024

Историческое образование в гимназии построено по концентрическому принципу, включающему ступень основного общего образования и ступень полного среднего образования.

Преподавание истории синтезирует современные научные подходы, которые позволяют глубже раскрыть сущность исторических эпох, показать исторические судьбы народов в их сопоставлении и комплексе взаимосвязей, в контексте всемирной истории.

Программа строится на принципах историзма и объективности, на базе концепции многофакторного подхода к истории. Большое внимание уделяется личностно-психологическим аспектам исторического развития. Речь идет, прежде всего, о раскрытии роли крупнейших исторических деятелей, а также влиянии ментальных установок народов на ход исторического процесса.

Преподавание истории в 5-11-м классах ведется по базисному учебному плану, предусматривающему два учебных часа в неделю. При распределении часов внутри программы акцент делается на изучение истории России, в некоторых случаях предусматривается объединенное изучение ряда тем из курсов отечественной и всеобщей истории.

Курс обществознания предусматривает 1 час в неделю в 6-9-м классах и 2 часа в неделю в 10-11-м классах.

В 7-11-м классах за счет школьного компонента вводится один час для реализации программы специальных курсов по российской и зарубежной истории. В 11-м классе введены элективные курсы по истории и обществознанию для подготовки к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Одним из инструментов обучения истории является интеграция преподавания истории и обществознания с другими социально-гуманитарными и естественно - научными предметами. Это значит, что запланированы и проводятся интегрированные уроки истории и обществознания с такими предметами как литература, МХК, ИЗО, биология, география, английский язык.

Применяемые приемы и методы обучения соответствуют возрастным и личностным особенностям обучающихся, носят развивающий характер, способствуют активизации самостоятельной творческой деятельности детей.

Образовательное поле расширяется за счет насыщенной экскурсионной программы, которая интегрирована с учебным планом. Помимо этого проводятся предметные и междисциплинарные декады, организуются лекции и семинары специалистов-историков, посещения театральных постановок, встречи с участниками и современниками исторических событий.

Формы контроля адаптируют наших учащихся, как к инновационным, так и к традиционным формам сдачи экзаменов. Подготовка к сдаче ЕГЭ сочетается с независимым контролем, который осуществляется путем диагностических срезов знаний в вузах и приглашения независимых экспертов-преподавателей из вузов. Гимназисты ориентированы на активное участие в олимпиадах и творческих конкурсах ведущих высших учебных заведений Москвы.

Конечной целью преподавания истории и обществознания является формирование личности, отвечающей требованиям современного мира и соответствующей уровню, который предъявляется к абитуриентам на вступительных экзаменах в ведущие ВУЗы России.

Преподавание русского языка и литературы

Преподавание русского языка и литературы в Основной и Старшей школе Павловской гимназии осуществляется на основе личностно ориентированного и компетентностного подходов. В процессе обучения развиваются и совершенствуются лингвистическая, коммуникативная и культурологическая компетенции гимназистов.

Воплощению этой идеи способствует не только содержание и структурные компоненты самого учебника, но и расширение курса русского языка во время обучения в 5-м и 6-м классах гимназии. Расширение предполагает изучение дополнительных тем (10-15% от общего объёма содержания курса). Эти темы отбираются педагогом, утверждаются методическим объединением и учебной частью гимназии. Они не включены в базовую программу, но дают возможность усилить практическую составляющую курса и заложить основу для более успешного развития языковой компетенции на следующих этапах обучения. Важной частью расширения являются элементы лингвистического анализа текста.

  • Преподавание русского языка в Старшей школе (9-11-й класс)

Этому учебному предмету принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии гимназистов, в формировании их миропонимания. Именно поэтому в Старшей школе Павловской гимназии (9 – 11 классы) предусматривается расширение курса литературы.

В Основной и Старшей школе созданы все условия для обучения и интеллектуального развития. Мы будем рады видеть Вас!

Гост

ГОСТ

Социально-гуманитарные дисциплины - это комплекс дисциплин, которые занимаются изучением человеческой деятельности в разных областях (художественной, юридической, политической, экономической и т.п.).

Сущность теории и методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин

С момента реформирования современной системы образования (1992 год), начался переход от советской концепции образования к инновационным гуманистическим требованиям. На основании данных требований была заложена теория и методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Реформирование именно данной области преподавания обусловлено тем, что в современном обществе потребности человека выходят на первый план. Это касается и потребностей учащегося, которые он проявляет в процессе получения обучения.

Современная система образования ориентирована на усиление значимости гуманитарных и социальных дисциплин, так как приоритет личности становится все более значимым для общества и государства.

В теории и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин инновационный подход потребовал разработки кардинально новых методик преподавания данных дисциплин, как на уровне общеобразовательной школы, так и на уровне высшей школы. Методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин опираются на различные оригинальные и современные подходы преподавания, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, в зависимости от поставленных воспитательно-образовательных целей.

Ввиду тех требований, которые предъявляются обществом и государством к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин, перед методистами стоят следующие задачи:

  1. Разработка методов преподавания, позволяющих сделать процесс обучения непрерывным на протяжении всей жизни человека.
  2. Разработка методов, которые будут мотивировать учащихся на обучение, самостоятельный поиск и усвоение новых знаний.
  3. Разработка методов, использование которых в преподавании будет повышать интерес, востребованность и актуальность социально-гуманитарных дисциплин.

Готовые работы на аналогичную тему

Данные задачи поспособствовали тому, что значительно повысился интерес к дистанционному обучению. Именно такая форма обучения соответствуют все тем требованиям, которые предъявляет общество и государство к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин. Дистанционное обучение позволяет получать необходимые знания в удобной форме, в удобное время и в желаемом объеме. Учиться можно на протяжении всей жизни, без отрыва от семьи и работы. Все положительные стороны дистанционного обучения позволяют сделать вывод, что именно такая форма обучения, имеет тенденцию стать ведущей на всех уровнях образования, включая школу.

Основные методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин

В настоящее время разработано большое количество разнообразных методик преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Не все из них эффективны, в связи с чем, они требуют доработки и поиска новых методических решений. Есть и те, которые по достоинству занимают свое место в практике преподавания, так как они не только эффективны, но и вызывают большой интерес со стороны учащихся.

К популярным и востребованным методикам преподавания социально-гуманитарных дисциплин относятся:

Метод творческой мастерской – данная методика позволяет креативно преподнести учащимся достаточно сложный материал и значительно повысить уровень его усвоения. В рамках творческой мастерской может быть организовано не одно занятия, а целый цикл, объединенный одной темой. Основная методическая задача заключается в том, чтобы научить учащегося самостоятельно использовать свои знания, искать новую информацию, систематизировать ее, проверять достоверность, работать с разными источниками, творчески осмысливать и перерабатывать полученные знания.

Лекция-беседа – это инновационный подход к традиционной лекции, который основан на том, что передача учебной информации осуществляется не в виде привычного, и довольно скучного монолога, а в виде диалога, где каждый может принять активное участие. Данная методика преподавания является одной из старейших, ее основателем является Сократ, который считал, что только беседа является эффективным методом передачи знаний. С течением времени методика видоизменялась, дополнялась и модернизировалась в зависимости от политики государства и особенностей существующей в нем системы образования.

Дискурс-анализ – это методика, которая позволяет решить одну из наиболее сложных задач в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, а именно организация самостоятельной работы с разнообразными научными источниками. Как показывает практика, применяемые методики реферирования и конспектирования не всегда дают тот результат, который ожидает преподаватель. Причиной снижения их эффективности является информатизация окружающего пространства, внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий. В результате чего, учащиеся без приложения каких-либо усилий могут сгенерировать нужный реферат, контрольную, конспект и т.д. Предлагаемая же методика направлена на то, чтобы студенты представляли свои знания в виде определенной творческой авторской работы, которую невозможно сгенерировать из информационного пространства.

Исследовательская лаборатория – это методика, которая позволяет учащимся принимать участие в разработке научных теорий и гипотез. Данная методика заставляет учащихся работать с новым информационным материалом, который находится за пределами уже имеющихся научных разработок. На основании выдвинутых гипотез и теорий, учащиеся самостоятельно решают исследовательские задачи. Полученные результаты представляют в виде авторских разработок.

Задачей современных социально-гуманитарных дисциплин является создание глубинного и осмысленного мира, формирования у учащихся умения рассуждать и формулировать независимые суждения, освоение огромного материала, накопленного наукой, не просто путем зазубривания, но, прежде всего, понимания, умение ориентироваться в различных научных школах, традициях и направлениях хотя бы одной гуманитарной дисциплины. Именно на это и направлены современные методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике.

Из множества проблем к наиболее сложным можно отнести следующие:

а) низкий уровень грамотности обучающихся

б) недостаточная практика письма и рисования

в) легкодоступный поток информации разной степени достоверности и качества

г) неумение обучающихся выделять главное из большого количества информации

Говоря о средствах массовой информации, часто даже по внешним признакам можно распознать недобропорядочный характер некоторых программ и сайтов. И постепенно, учитывая возрастные особенности воспитанников, разъяснять эти признаки детям. Наиболее безопасно для ребенка и подростка пользоваться Интернетом исключительно под контролем преподавателя или родителей. Воспитание с первого урока и до окончания школы устойчивого негативного отношения к жестокости, пошлости, употреблению инфернальной лексики, глумления над духовными человеческими ценностями, поможет молодому поколению осознанно отказаться от пагубных источников.

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как именно школа, а затем и вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет большое значение.

Стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения – познавательная деятельность, а не преподавания, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования – учитель-учебник-ученик - была бы со всей решительностью заменена на новую парадигму – ученик-учебник-учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка говорили и известные советские психологи: Л.С.Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П.Я.Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А,А,Леонтьев (психология общения) и другие.

Новое мышление – это, прежде всего, отстаивание вечных общечеловеческих духовных ценностей, это защита нравственных принципов, которые веками вырабатывало человеческое сознание. Это – вдруг понятая и прочувствованная ностальгия по добру, красоте и гармонии, по благородной и прекрасной земной участи человека, стремящегося быть лучше, чище, достойнее, чем он есть сейчас. Это – осознанная надежда, что духовные ресурсы человечества не прах и не тлен, а единственная реальная сила, способная удержать нашу планету на орбите живой жизни. Это – вера в состоятельность человеческого разума, сердца и совести. И особую роль в этом процессе играют предметы гуманитарного цикла (русский язык, литература, история) и учитель. И это не просто роль, это особая миссия – донести до ученика первоначальный смысл Слова, вернуть ему ту мощь и силу, которым оно изначально обладало, открыть в нем энергию человеческого духа. Именно в Слове сконцентрированы основные завоевания человеческого духа и человеческой мысли, и потому изучение русского языка, литературы и истории есть процесс предельно творческий, формирующий личность, мировосприятие и мировоззрение ученика.

Особое место в гимназическом образовании занимают гуманитарные науки. Основное требование сегодняшнего дня – гибкость, подвижность мышления, умение проникнуть в самую сердцевину проблемы, способность к долгосрочному прогнозированию, и воспитать, выработать в ученике эти качества – задача учителя-гуманитария, развивающего логическое и образное мышление, опирающегося в своей работе как на сознательное, так и бессознательное, интуитивное в учебном материале и мышлении учащегося.

Дойти до каждого ученика, помочь ему осознать собственные возможности, войти в мир культуры, найти свой путь – таковы приоритеты учителя кафедры гуманитарных дисциплин.

Уроки русского языка, литературы и истории, таким образом, становятся средством создания среды познания действительности, мира и человека, определяющей понимание как системное качество современного образования.

ТЕМА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Цель работы кафедры гуманитарных дисциплин: Создание условий для реализации системы обучения и воспитания саморазвивающейся и самореализующейся личности ученика на предметах гуманитарного цикла.

В условиях демократизации современного общества возникает необходимость в появлении не просто дисциплинированного исполнителя, а творческого человека, способного к самообразованию и непрерывному духовному и личностному росту.

Все это возможно лишь на основе становления нравственной и духовной личности, обладающей интеллектуальными, волевыми качествами, человеческим достоинством.

Основные задачи работы кафедры гуманитарных дисциплин:

  1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного и эмоционального развития личности, всемерного развития ее способностей.
  2. Создать условия для самоутверждения гимназистов в наиболее значимых для них сферах жизнедеятельности.
  3. Формирование эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ученика и учителя.
  4. Развитие педагогического мастерства учителей кафедры, повышение мотивации их самообразования, самосовершенствования и самореализации.
  5. Организация, совершенствование и поддержка научно-методической и исследовательской деятельности учителей кафедры.
  6. Организация, совершенствование и поддержка исследовательской работы учащихся по предметам гуманитарного цикла.
  7. Обеспечение разноуровневой сложности учебного материала, его интегрированности на предметах гуманитарного цикла.
  8. Предоставление гимназистам возможности углубленного изучения гуманитарных предметов для подготовки к высшему и среднему профессиональному образованию.
  9. Сотрудничество с психологической службой гимназии, осуществляющей пролонгированную диагностику и прогнозирование развития личности учащегося.
  10. Развитие взаимодействия и взаимосотрудничества с вузами, научными и общеобразовательными учреждениями и родительской общественностью.

Цели и задачи работы кафедры гуманитарных дисциплин позволяют:

Выполняя поставленные задачи, учителя кафедры гуманитарных дисциплин продолжают работу по реализации принципов развивающего обучения, по изучению и внедрению в практику новых педагогических технологий, создают банк данных по методическому опыту (УМК).

Предметы гуманитарного цикла способствуют развитию творческого человека, становлению нравственной и духовной личности, обладающей интеллектуальными, волевыми качествами, человеческим достоинством.

Задача учителя-гуманитария, развивающего логическое и образное мышление, опирающегося в своей работе, как на содержательное, так и бессознательное, интуитивное в учебном материале и мышлении учащихся, - воспитывать, вырабатывать в ученике такие качества, как гибкость, подвижность мышления, умение проникнуть в самую сердцевину проблемы, способность к долгосрочному прогнозированию, что является основными требованиями сегодняшнего дня.

Основой Концепции служат принципы обучения и воспитания на предметах гуманитарного цикла:

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Создать ученика способным к
саморазвитию – вот жизненный
принцип педагогики.

Вентцель К.Н.

Содержание работы кафедры гуманитарных дисциплин.

Содержание работы кафедры гуманитарных дисциплин основано на идеях рефлексивной психологии и педагогики сотрудничества, отличающееся, прежде всего, своей гуманистической направленностью на поддержку, признание личности, помощь ей.

Характер содержания образования: общеобразовательный и профессионально-социально-ориентированный.

Деятельность кафедры гуманитарных дисциплин направлена на становление интеллектуальных способностей, обеспечивающих образованность личности, основными чертами которой являются широкий гуманитарный профиль, эрудиция, стремление к самообразованию (самоусовершенствованию), сознательный выбор целей и средств своей деятельности, гражданская ответственность за последствия их реализации.

Учебно-методическая деятельность кафедры гуманитарных дисциплин.

Учебно-методическая работа организовывается с целью создания гуманитарного образования на уровне, отвечающему быстрому развитию науки и позволяющему быстро приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.

Особое значение в образовательном процессе кафедры гуманитарных дисциплин приобретает преемственность: в организации учебного процесса, в технологиях обучения (на средней ступени образования – технологии обучения Л.В.Занкова и Эльконина-Давыдова, основой которых являются сложные общеучебные, комплексные дидактические и исследовательские умения), в согласовании путей совместной деятельности с кафедрой начального образования, что позволяет не допустить разрыва между остальными ступенями образования.

Технология филологического образования гимназии предусматривает работу по повышению культуры устной и письменной речи, по знакомству учащихся с историей языка, по освоению представлений о месте языка среди других языков по насыщению учебного процесса произведениями, текстуально наиболее яркими в художественном отношении и социально ориентированными на возрождении национального самосознания. Изучение литературы и истории предполагает реализацию установки не только на усвоение содержания текста и исторических фактов, но и на анализ художественного характера языка, его образности, эмоциональности, а также на анализ исторических событий.

Вектором обновления содержания исторического образования является стандарт и объем знаний, умений, включающий требования к качествам личности, которые должны быть сформированы при изучении конкретного учебного предмета. Именно стандарт определяет необходимый уровень социокультурного опыта учащихся. Достигается он на основе личностно - ориентированного демократического управления в 5-6 классах, далее - к демократическому в 7-9 классах и к либеральному в старших.

Учителя кафедры гуманитарных дисциплин используют в своей работе педагогические технологии, отражающие личностно-ориентированный подход: обучение в сотрудничестве; проблемное обучение; индивидуальное обучение; метод проектов; педагогическую мастерскую; дифференцированное обучение; интернет-технологии.

Процесс обучения, основанный на личностно-ориентированном образовании, предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.

Научно-методическая и научно-исследовательская деятельность кафедры гуманитарных дисциплин.

Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Гуманизация образования как путь достижения цели реформ предполагает максимальную персонификацию и дифференциацию обучения и воспитания детей.

Гимназическое образование позволяет осуществлять адаптацию учащихся к изменяющимся условиям жизни, закрепляя в индивидуальном сознании ценностные ориентиры становления личности человека.

Направления научно-методической и научно-исследовательской работы на кафедре гуманитарных дисциплин:

  1. Совершенствование содержания образования: моделирование разноуровневого содержания образования; гуманизация содержания образования; пути решения проблемы преемственности между начальным и основным общим образованием; внутренняя и межпредметная интеграция содержания образования; воспитательный (ценностно-ориентирующий и личностно-развивающий) потенциал содержания образования.
  2. Совершенствование образовательного процесса: внедрение современных педагогических технологий обучения; использование информационных технологий и пособий; формирование мотивационной основы образования; диагностика уровня учебных достижений учащихся; мониторинг эффективности образовательного процесса; психологизация образовательного процесса.

Формы научно-методической и научно-исследовательской работы педагогов кафедры гуманитарных дисциплин:

  1. Поисковая и исследовательская работа: разработка и апробация авторских программ; рецензирование, участие в редакционно-издательской деятельности; изучение теоретического материала по проблеме; участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях в виде докладов, выступлений, тезисов; написание методического пособия; составление справочника, тематического сборника; издание статей в журналах, сборниках.
  2. Разработка методической документации: работа по составлению учебных планов и программ; разработка анкет, различных положений о конкурсах, выставках, олимпиадах; разработка методик диагностики учащихся.
  3. Повышение квалификации: учеба на курсах повышения квалификации в ИПКРО; участие в проблемных семинарах; проведение открытых уроков; работа с научно-методической литературой; участие в конкурсах профессионального мастерства; наставничество; сопровождение научно-исследовательской работы учащихся.
  4. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта: систематизация и обобщение материалов учителя или собственного опыта инновационной деятельности; оформление результатов исследования в виде доклада, брошюры, статьи, монографии; презентация и распространение инновационных наработок в образовательный процесс; мастер-класс, педагогическая мастерская; встречи с творчески работающими учителями; оказание методической помощи.

Учителя кафедры гуманитарных дисциплин принимают участие в работе гимназических, городских и областных научно-практических конференций, семинаров, педагогических чтений.

Педагоги кафедры гуманитарных дисциплин считают своей важной задачей включение научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательный процесс. Научно-исследовательская работа позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая связана с решением школьниками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Данная работа предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

В обобщенной схеме представлены пути создания атмосферы познавательного поиска на кафедре гуманитарных дисциплин:

Исследовательская деятельность на кафедре гуманитарных дисциплин является средством интеграции образовательных программ общего среднего и дополнительного образования. Это позволяет объединить преимущества, свойственные образовательным программам этих двух типов: ориентированность общего среднего образования на выполнение государственного и социального заказа на воспроизводство профессионально-кадрового потенциала и направленность дополнительного образования на свободный выбор ребенком и его семьей видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации, способностей и склонностей. Данный путь интеграции позволяет учителям кафедры создать особую развивающую образовательную среду, комфортную для ребенка и основанную на взаимодействии детей и педагогов в процессе предметной деятельности, реальном авторитете наставника и друга, уважительном отношении друг к другу субъектов этой деятельности.

Читайте также: