Экологические акции в школе названия

Обновлено: 05.07.2024

Сложившееся в обществе понимание того, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - это забота о человеке и его будущем, приводит к необходимости воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете, разумного отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе.

Комплекс мероприятий, организованный учителем биологии совместно с библиотекой, поможет развитию информационно- познавательной компетентности учащихся, умению работать с различными источниками информации, разовьет навыки независимого библиотечного пользователя.

Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий приведет к потребности дополнить и расширить знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацелит на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.

Предложенные в пособии различные формы работы: беседы, ролевые игры, библиотечные уроки - будут полезны при организации внеклассной работы по биологии, помогут развить интерес учащихся к изучению предмета, вовлекут в научно-исследовательскую деятельность.

Библиотечные выставки, сопровождающиеся беседами, викторинами, конкурсами, привлекут внимание читателей к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах, раскрывает многообразие жизни на планете, показывает красоту окружающего мира.

Проведение библиотечных уроков поможет в непринужденной обстановке сформировать у учащихся систему знаний о живой природе и ее отдельных представителях, изменит мировоззрение школьников, создаст условия для формирования таких моральных качеств личности, как гуманность, доброта, нетерпимость к насилию.

Пособие адресовано учителям биологии для использования во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, также будет полезно классным руководителям, библиотекарям, организаторам воспитательной работы с детьми и педагогам дополнительного образования.

Внеклассные мероприятия, игры, праздники, викторины по экологии


Опыт использования экологической инициативы

Экологический классный час в начальной школе. Устный журнал





  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

экологической направленности, проведенных

в 2016-2017 учебном году в

Цель : донести до сознания школьников понимание охраны и бережного отношения к воде, как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы ;

- расширить и обогатить кругозор учащихся о воде.

- раскрыть проблемы загрязнения и охраны вод.

- развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательный интерес к изучению природы.

- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Цель: знакомство с полезными свойствами растений.
Задачи:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• развивать чувство ответственности за свое поведение в окружающем мире;
• обогащать словарный запас детей;

Экологическая игра - викторина

Цели : расширение и углубление экологической культуру детей

Цель : формирование положительного отношения к изучению окружающей среды.
Задачи:
- формирование у детей умений и навыков мыслительной деятельности,
- расширить кругозор учащихся в игровой форме,
-формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к природе.
- формировать умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других.

Цели: воспитывать чувство любви к природе, уважение ко всему живому Задачи:

- помочь детям осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли,

- формировать экологическую культуру,

- способствовать формированию у детей представление о планете Земля как общем доме для всего человечества, где нужно правильно и разумно распоряжаться имеющимися богатствами.

- весь класс

Цель: расширение кругозора детей, воспитания экологической культуры и ответственности за родную землю

Цель: Обсудить проблемы охраны атмосферы и возможные последствия её загрязнения для природы и общества

1.Стимулировать познавательную активность обучающихся

2. Содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции

3. Развивать интерес к биологии, химии

4.Воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно

Цель мероприятия: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества.

Задачи:

  • дидактическая – закрепить, обобщить, углубить знания по загрязнению окружающей среды и экологическим проблемам общества;
  • воспитательная – продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем и загрязнения окружающей среды, также формировать навыки бережного отношения к объектам природы, совершенствовать информационно-коммуникативные способности;
  • развивающая – продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, экологической культуры учащихся, умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

Проекты экологической направленности

Цель: Закрепить и проверить знания детей о видах экологических проблем и способах их решения.
Вызвать стремление деятельности школьников по защите природы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Задачи:
- разработать и защитить экологический проект;

- закрепить навыки проектной деятельности;

- развить творческие способности и творческую индивидуальность учащихся;

- ответить на вопросы тестов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- понимают и формулируют проблему как самостоятельно, так и с помощью учителя,

- формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;

- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Коммуникативные УУД:

- работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

-осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

- слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

Познавательные УУД:

-анализируют и оценивают информацию;

-находят нужную информацию: выделяют главное, сравнивают фрагменты;

-знакомятся с разными видами профессий;

-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

Личностные результаты:

- осознание значимости в коммуникативной компетентности в общении между детьми старшего и младшего возраста;

- формирование ответственного отношения к учению ; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- понимание потребности в самообразовании и самовоспитании.

Всероссийский экологический флешмоб

Программа тематически разделена на две части: инфраструктурную и просветительскую. Инфраструктурная включает в себя расстановку контейнеров и сбор пластика в школах, университетах и дворах. Просветительская часть, в свою очередь, направлена на обучение населения раздельному сбору отходов и развивает данную культуру на всех уровнях: от отдельного человека до общества в целом.

Участие в конкурсах

Формирование экологической культуры и активной жизненной позиции подрастающего поколения по отношению к проблеме сокращения видового разнообразия растительного и животного мира отдельных регионов и планеты в целом.

1.. Привлечение внимания мировой общественности к существующим проблемам охраны окружающей природной среды;

2. Развитие международного детского сотрудничества в области экологии на основе обмена опытом по осуществлению разнообразной творческой и природоохранной деятельности;

3. Популяризация бережного отношения к природным богатствам планеты, России и своей малой родины средствами художественного изобразительного творчества;

4.Воспитание у детей разных стран и регионов бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия;

Наши цели и задачи

Активизация интереса учащихся в области экологии Воспитание любви и бережного отношения к природе Привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам России

Цель – привлечение внимания молодежи к проблеме переработки отходов и

сбора вторичного сырья.

2. Задачами Конкурса являются:

3. Формирование экологического сознания и экологической культуры;

4. Воспитание ответственного отношения к природе;

5. Воспитание патриотизма к своей малой Родине;

4 Молодежный конкурс социальной экологической рекламы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

Конкурс проводится с целью приобщения учащихся к решению вопросов защиты окружающей среды, улучшению взаимодействия молодых людей с природным окружением, предоставления молодежи возможности посредством художественного решения выразить свое отношение к экологическим и социально-экономическим последствий от потери биоразнообразия в результате действия человечества, а также сокращения таких потерь, и привлечения молодых талантов к созданию социальной рекламы.

1) содействие формированию у молодежного сообщества принципов бережливого отношения к окружающей среде;

2) вовлечение молодежи в сферу социального творчества, нравственного и гражданского воспитания;

3) повышение экологической культуры молодежи посредством размещения социальных работ участников Конкурса в образовательных учреждениях, в средствах массовой информации.

Международный конкурс «Экотрадиция 2017

Цель Конкурса - популяризировать экологические традиции, которые направлены на развитие культуры природопользования.

1. Целью Конкурса является реализация творческих идей для развития и популяризации защиты окружающей среды.

2. Становление и развитие экологического сознания, природосообразного поведения и творческой инициативы подростков.

Выявление и поощрение активных и талантливых учащихся образовательных организаций в возрасте 11-14 лет, участвующих в просветительских мероприятиях в области экологии, охраны, изучения природы и защиты окружающей среды. Демонстрация умений и достижений участников конкурса в изобразительном искусстве, искусстве плаката.

Целью Конкурса является становление и развитие экологической культуры, экологического сознания и мышления школьников, поощрение творческой инициативы.

3. Задачи Конкурса

1. Мобилизация учащихся на реализацию программ улучшения экологической обстановки.

2. Выявление будущих активистов экологической сферы и формирование лидерских качеств среди учащихся старшей школы.

3.Стимулирование навыков самостоятельной исследовательской работы и активной природоохранной деятельности в партнерстве с профильными ведомствами и местными органами власти.

3.Стимулирование качественного и количественного роста школьных проектов, направленных на сохранение окружающей среды.

IV республиканский конкурс видеороликов PaZOOM-2017, посвященный Году экологии в России "Экология родного края"

Расширение кругозора, развитие наблюдательности, эстетического вкуса, творческого

подхода к решению поставленных задач.

Вовлечение молодежи в сферу социального творчества, нравственного и гражданского

Повышение интереса обучающихся к использованию современных информационных

повышение экологической культуры общества;

содействие формированию у населения принципов бережного отношения к окружающей среде;

воспитания любви и ответственного отношения к природе;

совершенствование творческих навыков молодежи;

привлечения внимания населения к современным экологическим проблемам;

вовлечение молодежи в социально-значимую экологическую деятельность;

воспитание патриотизма населения;

популяризация лучших конкурсных работ социальной рекламы в СМИ.

выработать у учащихся понимание необходимости внимательного и бережного

осуществить посильную пропаганду гуманистических, гражданско-патриотических, семейных ценностей, используя для этого современные

способствовать формированию активной позиции в сфере охраны природы;

способствовать воспитанию социальной культуры;

создать на базе школы комфортные условия для распространения современных информационно-коммуникационных технологий;

создать инициативную команду;

научить учащихся активным и продуктивным действиям по поддержанию единства нашей многонациональной страны, экологической безопасности нашей планеты;

воспитывать толерантные, дружеские отношения среди людей разныхнациональностей;

научить учащихся социальной активности, в том числе, с помощьюблаготворительных акций;

изучить возможности для самовыражения (в том числе, с использованиемсовременных информационно-коммуникационных технологий) при доброжелательном общении между разными людьми;

вовлечь в реализацию проекта как можно больше участников.

Цель: убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.

Задачи: - ознакомить с глобальными проблемами загрязнения нашей планеты;

Рекомендации по организации мероприятий в сотрудничестве с библиотекой

Так повелось, что в омуте беды

Сплотить должны сильнее нас навек:

Охрана окружающей среды,

Библиотека, книга, человек!

Нарушение биологического равновесия биосферы планеты обусловило необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе.

Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её познания, что требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.

Эффективным путем развития учащихся будет формирование способа мышления, стиля поведения, необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, с использованием инструментария современной науки. Таким инструментарием и для учителя биологии и для библиотекаря являются разнообразные методы и методические приёмы:

• стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (беседы, дискуссии, викторины, игры);

• развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (обсуждения, беседы, экологические суды);

• развитие умения принимать экологически целесообразные решения (проблемный подход в воспитании, консилиум);

• вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний - лекции, беседы, праздники, сочинения-рассуждения).

Систематическое проведение мероприятий различного характера будет способствовать:

• становлению экологического мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;

• творческому общению детей с природой;

• осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений;

• формированию у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде;

• развитию заботливого и бережного отношения к своему собственному здоровью;

• воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края, стремлению сохранить и улучшить её.

Главным девизом культурно развитого человека является: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле.

Работу учителя биологии с библиотекой необходимо начать с изучения ресурсов библиотечного фонда, обработки собранного материала, составления мероприятий различной формы и тематики.


Важнейшим элементом жизни общества и человека является природа. Россия - одна из немногих стран с богатейшими природными ресурсами: реки, озера, леса, горные массивы и многое другое. На протяжении столетий человек использовал природные ресурсы для различных нужд, а в последствии развития человечества природе наносится все больше и больше вреда. К сожалению, сейчас заботу об окружающей среде ставят на второй план, эта проблема все меньше интересует людей и практически ни как не решается. К тому же, родители не всегда стараются обратить внимание на экологическое воспитание, на формирование норм и ценностей своих детей. Поэтому одной из важнейших задач эколого-просветительских акций является проведение мероприятий, направленных на экологическое развитие граждан нашей страны, в первую очередь — молодежи. В зависимости от специфики деятельности или же от целевой аудитории, можно выбирать из множества эколого-просветительских акций: начиная от популяризации и передачи экологических знаний, и до благоустройства территории города.

Под понятием "просветительская акция" понимают массовое мероприятие, направленное на формирование и удовлетворение информационных, познавательных и интеллектуальных потребностей населения. Эта категория мероприятий содействует просвещению граждан, направленная на нераспространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений.

Экологическая акция рассматривается, как комплекс мер, направленных на организацию различного типа мероприятий, связанных с развитием экологического просвещения и воспитания, а также развитию у общества активной социальной позиции в отношении экологии.

Эколого-просветительские акции классифицирует по масштабности проведения.

Локальные - акции проводимые в рамках одного учебного заведения, направлены на формирование экологической грамотности обучающихся.

Муниципальные или районные - это акции более крупного масштаба, организуемые данным муниципалитетов.

Областные - это акции организуемые субъектом самостоятельно.

Государственные акции - акции, проходящие на всей территории страны.

Международные - акции, в которых участвуют несколько государств.

Все эти мероприятия направлены на формирование экологических знаний граждан, также обращают внимание на острые экологические и социальные проблемы общества, которые необходимо решать сообща.

Эколого-просветительские акции можно разделить на несколько направлений:

природоохранные акции - направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую ( или худшую ) сторону свое окружение;

просветительские акции - направлены на распространение и разъяснение информации о экологическом поведении.

агитационные - акции призывающие человека к соблюдению норм экологического поведения.

Экологические акции в школе – это одна из форм развития экологического воспитания подрастающего поколения. Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Так как акция это комплексное мероприятие, то в ходе её решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные и эстетические.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника, обладающего экологической культурой.

В результате занятий и внеурочной деятельности, у воспитанников будут развиты следующие качества:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной поставленной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народа;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Одно из эффективных направлений экологического воспитания подрастающего поколения – привлечение учащихся в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Рассмотрим некоторые варианты проведения эколого-просветительских акций.

1). Проведение просветительских лекций

Важная роль в эколого -просветительских акциях принадлежит лекционной деятельности, которая охватывает различные отрасли знаний. Эколого-просветительские лекции проводятся в следующих целях:

– познакомить слушателей с разнообразием природных ресурсов;

– углубить и расширить знания об экологическом поведении;

– сохранять и развивать общий культурный уровень.

В качестве лекторов можно приглашать видных ученых, педагогов, экологов и общественных деятелей. Также лекцию может провести кто-либо из волонтеров, если у него есть соответствующая компетенция (в первую очередь, надлежащее образование и знание темы) и умение интересно рассказывать о предмете. Тематика лекций также может быть самой разнообразной, но неизменно связанной с изучением и сохранением природных особенностей России

2). Экопоходы и просветительские поездки

Обучающееся могут прикоснуться к живой природе в увлекательных автобусных поездках . Поездки могут включать в себя:

– посещения памятников культуры;

– посещения памятников природы;

При этом следует не просто организовывать эколого-просветительскую поездку по красивым местам, но и предложить другим людям оторваться от повседневной суеты, прислушаться к течению жизни, познакомиться с иным мировосприятием и вынести для себя нечто новое. Просветительские поездки, позволят прикоснуться к природе и по-новому оценить важность ее сохранения. В поездки необходимо подготовить сопроводительный материал для раздачи участникам. Программы поездки могут быть в виде авторских, групповых и индивидуальных туров.

3). Показы эколого-просветительских фильмов и передач

В эколого-просветительских фильмах и передачах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Педагогам важно выбрать для показа те источники, где этот элемент ненавязчивый и деликатный.

4). Практическая деятельность

Привить интерес и получить новые знания к сбережению природы, могут быть следующие мероприятия:

- акция по изготовлению кормушек для птиц.

Учащиеся 1-4 классов на уроках труда могут изготавливать кормушки из различных материалов, также они могут творчески подойти к их изготовлению. Проведение различных конкурсов среди кормушек, что стимулирует у детей интереса к данной деятельности.

- акции по сбору принадлежностей для приютов с бездомными животными.

Учащиеся по возможности собирают необходимые для животных принадлежности, такие как: корма, крупы, лекарства и т. д. Такого рода акции прививают детям любовь к животным, а также милосердие и сострадание.

- субботник, мероприятия по озеленению пришкольной территории.

Принимая участие в данных акциях, ученики, заботятся о благоустройстве территории школы. Это и развитие эстетического вкуса, пропаганда здорового образа жизни и экологической культуры, воспитание личной ответственности за чистоту и уют во дворе школы и в родном городе.

- конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, газет на природоохранную тематику.

Подобными работами дети затрагивают очень важные экологические проблемы, тем самым обращая как и свое внимание, так и внимание взрослых.

Они направлены на стимулирование интереса обучающихся к проблеме изменения климата, энергосбережения и светового загрязнения.

Таким образом, проведение вышеперечисленных акций и активная позиция педагогов в вопросе передачи экологического поведения подрастающему поколению будет первым шагом к исправлению современной ситуации экологического кризиса.

Список используемых источников:

1. Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования [Текст] / В.Ф. Базарнов. - Томск, 2007. - 65 с.

2. Дагбаева, Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета [Текст] / Н. Дагбаева. // Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С.22-23.

3. Данилова, М.З. Занимательная экология [Текст] / М.З. Данилова // Воспитание школьников. - 2010. - № 5. - С.25-33.

4. Дежникова, Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков[Текст]: учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 64 с.

Читайте также: