Преемственность поколений в доу

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Преемственность поколений, как воспитательный процесс.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни-это важнейшая задача общества и государства. Проводником этих важнейших задач является школа, где дети с начальных классов начинают усваивать жизненные ориентиры и приоритеты.

Основными сферами жизни растущего человека, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и система образования. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.

Среди основных целей и задач образования важнейшее место занимает историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Любой народ с развитым патриотическим сознанием, любящий свое Отечество и заботящийся о его благе и процветании, прежде всего, заботится о том, чтобы передать будущим поколениям основополагающие ценности национальной культуры. Именно педагогика выполняет главную роль передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта духовной жизни, характерных именно для данной культуры, для данной цивилизации. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Главным, принципиальным в историко-педагогическом осмыслении нашей культуры является приоритет воспитания над знаниями в сфере образования. Сегодняшний мировой кризис, не кризис знаний или технологий, а кризис нравственности.

В настоящее время значительно возрастает интерес к истории семьи и своего рода. Выявляются новые перспективные направления изучения истории дворянства, купечества, духовенства, интеллигенции, предпринимательства. Знание истории семьи — основа преемственности поколений и бережного отношения к культурному наследию. И наоборот, забвение предков неизбежно ведёт к безнравственности, унижению достоинства, варварскому отношению к историческим и духовно — нравственным ценностям. Очень важно в школе педагогам вести работу с каждой семьей, вести родительский всеобуч, по разъяснению важности семейных традиций. Преемственность поколений должна быть не только в широком общественном смысле, но и в каждой семье, чтобы родители ответственно относились к воспитанию детей, а дети в свою очередь не забывали своих родителей.

Еще двадцать лет назад босоногое детство в деревне у бабушки и дедушки было явлением обычным. Внуки часто вырастали на руках у бабушки, впитывая культуру, традиции и обычаи семьи. Сегодня молодые семьи стремятся отделиться от старшего поколения, хорошо это или плохо — вопрос спорный. Однако и в современном темпе жизни, с новыми идеалами и правилами очень важно сохранить преемственность поколений.

Преемственность поколений обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим. Знание истории и традиций своей семьи дарит ощущение уверенности, поэтому так важно обеспечить детям общение с бабушками и дедушками.

В таких спокойных беседах о детстве бабушки, дедушки или родителей, в записи рецепта любимого торта, в просмотре старых фотографий и формируется преемственность поколений. Очень многие семьи в наше время пользуются услугами няни, для работающих родителей это необходимость, но, к сожалению, не всем на пути встречается Арина Родионовна. Даже хорошая няня, находясь с ребенком целый день, волей или неволей будет передавать ему ценности и традиции своей семьи.

Возможные проблемы общения

Ближний круг: преемственность поколений

Основная проблема преемственности поколений скрывается в быстром темпе нашей жизни. Стремясь получить хорошее образование, найти достойную работу, молодые люди уезжают в большие города. И тогда ежедневная связь поколений прерывается. Однако современность дарит возможность общаться и на расстоянии. Можно подарить бабушке хороший телефон и научить ее пользоваться специальными программами и компьютером. И ребенку интересно, и старшим родственникам огромная радость.

Все чаще случается так, что бабушки и дедушки работают наравне с родителями. Плотный график часто ограничивает общение между близкими людьми, да и сами дети загружены сегодня не меньше, чем взрослые. Детские сады, школа, дополнительные занятия делают встречи с бабушкой и дедушкой не такими частыми, даже если они и живут в одном городе. Еще одной распространенной причиной нарушения преемственности поколений является ревность.

В основе такого конфликта могут лежать разные мотивы, самый распространенный — несогласие с педагогикой родителей. Бабушки могут придерживаться строгих правил воспитания детей или, наоборот, чересчур баловать, потакая их капризам. А бывает, что мама, занятая деловая женщина, просто борется за любовь ребенка с бабушкой. Ведь у нее остается не так много времени на общение с детьми. Она должна следить за выполнением уроков, соблюдением режима, чистотой в доме, а значит, ей приходится быть строгой, тогда как бабушка может простить неубранные игрушки, медлительность, купить лишний раз шоколадку или включить мультики.

Не стоит увлекаться перетягиванием одеяла, ребенок невероятным образом ощущает отношение между членами семьи и впитывает в себя не только традиции, но и атмосферу, царящую в доме. Очень важно суметь выстроить добрые отношения между разными поколениями семьи. Преемственность поколений — гарант того, что в трудную минуту родители получат помощь от своих детей.

Ближний круг: преемственность поколений

Наличие в семье традиций привяжет ребенка к дому и поможет воспитать преемственность поколений. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки — все это ребенок уносит с собой во взрослую жизнь, чтобы передать своим детям. Традиции внушат ребенку уверенность и подарят чувство гордости за свою семью. Традиций не обязательно должно быть много, хотя их количество зависит только от фантазии и желания членов семьи. Можно, например, устраивать воскресные чаепития в гостях у бабушки или раз в несколько месяцев ходить всем вместе в театр. Идеально отмечать дни рождения в полном составе, когда вокруг торта со свечами собираются бабушки, дедушки, родители, братья и сестры. Обычный ужин родителей совместно с детьми, где каждый рассказывает о том, что произошло за день, поможет лучше понять друг друга и превратит семью в настоящую команду. Хорошо, если дети будут знать историю всей семьи. Можно всем вместе составить генеалогическое дерево с фотографиями и кратким описанием жизни. Старшие родственники еще могут помнить забавные, трагические или славные истории из жизни своих родителей, бабушек или дедушек. Это сможет оживить фотографии предков и подарить им характер.

Всем известно, что один в поле не воин. Зато ощущение любви, поддержки семьи, счастливые детские воспоминания и толстый альбом с семейными фотографиями способны поддержать в любой жизненной ситуации.

Ближний круг: преемственность поколений

Существует множество театральных, врачебных, военных и рабочих династий, когда дети идут по стопам родителей, бабушек и дедушек. И это тоже преемственность поколений. Передавая друг другу опыт и знания, занимаясь общим делом, семья, безусловно, становится ближе и сплоченнее. Однако такая преемственность должна быть делом добровольным, насильное вовлечение ребенка в династию опасно появлением протеста. Приобщая ребенка к семейной профессии, очень важно не нарушить хрупкую грань доверия.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ - ЭТО НИТЬ, КОТОРУЮ НЕЛЬЗЯ РАЗРЫВАТЬ, ЭТО СВЯЗЬ, КОТОРУЮ НАДО ПОДДЕРЖИВАТЬ

К сожалению, динамика развития общества намного опережает возможности механизма преемственности.

В чём скрывается проблема?

Основная проблема преемственности поколений скрывается в быстром темпе нашей жизни. Стремясь получить хорошее образование, найти достойную работу, молодые люди уезжают в большие города. И тогда ежедневная связь поколений прерывается. А ведь еще двадцать лет назад босоногое детство в деревне у бабушки и дедушки было явлением обычным. Внуки часто вырастали на руках у бабушки, впитывая культуру, традиции и обычаи семьи.

Сегодня молодые семьи стремятся отделиться от старшего поколения, хорошо это или плохо — вопрос спорный. Однако и в современном темпе жизни, с новыми идеалами и правилами очень важно сохранить преемственность поколений. Она обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим. Знание истории и традиций своей семьи дарит ощущение уверенности, поэтому так важно обеспечить детям общение с бабушками и дедушками.

В таких спокойных беседах о детстве бабушки, дедушки или родителей, в записи рецепта любимого торта, в просмотре старых фотографий и формируется преемственность поколений. Очень многие семьи в наше время пользуются услугами няни, для работающих родителей это необходимость, но, к сожалению, не всем на пути встречается Арина Родионовна. Даже хорошая няня, находясь с ребенком целый день, волей или неволей будет передавать ему ценности и традиции своей семьи.

В основе такого конфликта могут лежать разные мотивы, самый распространенный — несогласие с педагогикой родителей. Бабушки могут придерживаться строгих правил воспитания детей или, наоборот, чересчур баловать, потакая их капризам. А бывает, что мама, занятая деловая женщина, просто борется за любовь ребенка с бабушкой. Ведь у нее остается не так много времени на общение с детьми. Она должна следить за выполнением уроков, соблюдением режима, чистотой в доме, а значит, ей приходится быть строгой, тогда как бабушка может простить неубранные игрушки, медлительность, купить лишний раз шоколадку или включить мультики.

Не стоит увлекаться перетягиванием одеяла, ребенок невероятным образом ощущает отношение между членами семьи и впитывает в себя не только традиции, но и атмосферу, царящую в доме. Очень важно суметь выстроить добрые отношения между разными поколениями семьи. Преемственность поколений — гарант того, что в трудную минуту родители получат помощь от своих детей.

Очень важно, чтобы в семье были традиции.

Наличие данных привяжет ребенка к дому и поможет воспитать преемственность поколений. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки — все это ребенок уносит с собой во взрослую жизнь, чтобы передать своим детям. Традиции внушат ребенку уверенность и подарят чувство гордости за свою семью. Традиций не обязательно должно быть много, хотя их количество зависит только от фантазии и желания членов семьи. Можно, например, устраивать воскресные чаепития в гостях у бабушки или раз в несколько месяцев ходить всем вместе в театр. Идеально отмечать дни рождения в полном составе, когда вокруг торта со свечами собираются бабушки, дедушки, родители, братья и сестры. Обычный ужин родителей совместно с детьми, где каждый рассказывает о том, что произошло за день, поможет лучше понять друг друга и превратит семью в настоящую команду. Хорошо, если дети будут знать историю всей семьи. Можно всем вместе составить генеалогическое дерево с фотографиями и кратким описанием жизни. Старшие родственники еще могут помнить забавные, трагические или славные истории из жизни своих родителей, бабушек или дедушек. Это сможет оживить фотографии предков и подарить им характер.

Всем известно, что один в поле не воин. Зато ощущение любви, поддержки семьи, счастливые детские воспоминания и толстый альбом с семейными фотографиями способны поддержать в любой жизненной ситуации.

Существует множество театральных, врачебных, военных и рабочих династий, когда дети идут по стопам родителей, бабушек и дедушек. И это тоже преемственность поколений. Передавая друг другу опыт и знания, занимаясь общим делом, семья, безусловно, становится ближе и сплоченнее. Однако такая преемственность должна быть делом добровольным, насильное вовлечение ребенка в династию опасно появлением протеста. Приобщая ребенка к семейной профессии, очень важно не нарушить хрупкую грань доверия.

В заключение хочется напомнить ещё раз: преемственность поколений — это нить, которую нельзя разрывать, это связь, которую надо поддерживать. Надо уметь хранить то, что было заложено предками, чтобы наряду с техническими процессами так же быстро шло и моральное воспитание нашего народа. Преемственность поколения — это своего рода кривая, со своими падениями, но, несомненно, и со следующими за ними подъёмами. Важно помнить и то, что, если у людей, живущих в одной стране, будут разные взгляды — это будет похоже на рисунки на песке, которые легко смоются вновь набежавшими волнами. Без центральной идеи будут совершенно бесполезными любые социальные, политические, экономические изменения. Всегда найдётся тот, кому хорошо, а на него ещё один — которому плохо.

[1] Яковлев В. П. Социальное время. Издательство Ростовского университета, 1980. С. 6

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС. План семинара-практикума для педагогов

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС. План семинара-практикума для педагогов Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатель МБДОУ №10, гр. Орешки: Грасс У. С. Теоретическая.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Патриотическое воспитание определяется в программе как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника.Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС – актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом [2].

Актуальность состоит в том, что патриотическое воспитание позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия:

  • между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;
  • между стремлением образовательных учреждений к формированию гражданина, патриота и недостаточностью этого стремления в семье;
  • между ситуативным характером и стихийностью проявления у дошкольников патриотических качеств и целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике гражданско-патриотического воспитания, нами была определена следующая проблема:создание непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада, семьи школы и других социальных партнеров. Главным здесь является целенаправленность и системность работы, повышающие уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающие целостность всего воспитательного процесса.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого: В.Г.Белинского, Н.М. Карамзина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М.Д.Маханёва, Г.А.Ковалева, Н.В.Алёшина, М.Ю.Новицкая, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой. Анализ научной литературы по теме опыта показывает, что в настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям [3].

Создание содружества, взаимодействия и преемственности детского сада, семьи, школы и социальных партнеров, а так же их согласованная деятельность в ходе совместных мероприятий, наша главная цель, которая способствует повышению у дошкольников уровня патриотизма и гражданственности.

Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:изучение и анализ теоретических основ патриотического и гражданского воспитания в России; разработка эффективных форм патриотического и гражданского воспитания в непосредственно образовательной деятельности, жизни дошкольников вне детского сада.

Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию в нашем детском саду ведется по нескольким направлениям.

С целью воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, ветеранам ВОВ в нашем детском саду ведется следующая работа:

В целях воспитания нравственных чувств и этического сознания дошкольников, формирования у них таких ценностей как справедливость милосердие честь достоинство уважение к родителям равноправие, ответственность и чувство долга, миролюбие; воспитания трудолюбия,уважения к труду, целеустремлённости и настойчивость, бережливости в нашем детском саду ведется работа по:

Такие совместные мероприятия, на которых воспитанники приобщаются к культурным традициям своего народа, помогают воспитывать патриотов, любящих родину, и закладывают в их души и сердца прочный фундамент истинного патриотизма. Уже видны плоды работы: дети с интересом включаются в деятельность, становятся победителями конкурсов и акций. Родители, видя успехи и заинтересованность детей – активнее принимают участие в жизни детского сада.

Педагоги детского сада тоже являются примером для малышей: активно участвуют во всех мероприятиях, конкурсах (спортивных, творческих), занимают активную гражданскую позицию

В дальнейшем мы планируем реализовать проект по организации в детском саду музейной комнаты, участвовать в мероприятиях по распространению опыта, реализации проекта по внедрению финансовой грамотности в ДОУ и по дальнейшему развитию преемственности поколений.

Сохранение позитивной преемственности поколений, духовно-нравственное воспитание, главная цель,которой — воспитание патриота своего Отечества, духовно-нравственного, физически здорового, культурно развитого, умеющего сделать правильный выбор. В преемственности и сотрудничестве возникают общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией. Всё это позволяет нам согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели – воспитания гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Проект "Связь поколений"-это проект, целью которого является создание условий для диалога между представителями разных поколений: детей и пенсионеров, формирование у подрастающего поколения уважения к старшим и сохранение исторической преемственности поколений.

Содержимое публикации

Социальный проект

г. Балахна, 2019-2020гг

заместитель директора по ВР,

воспитатель группы №11 для детей с ОНР;

воспитатель группы №11для детей с ОНР;

Создание условий для диалога между представителями разных поколений: детей и пенсионеров.

Формирование у подрастающего поколения уважения к старшим и сохранение исторической преемственности поколений.

Сентябрь 2018 – март 2020гг.

Реализация проектных мероприятий позволит:

создать условия для передачи опыта, мастерства молодому поколению, соответственно расширятся и коммуникативные возможности;

поднять на новый уровень отношения между людьми разных поколений;

обеспечить целенаправленное формирование у детей готовности помочь старшему поколению, проявить заботу и внимание.

Аргументация проблемы

Пожилые люди – одна из социально незащищенных категорий нашего общества. Необходимость психологической адаптации к новому социальному статусу, прекращение трудовой деятельности и изменение образа жизни ставят в трудное положение все еще активных, но уже ограниченных в возможностях приложения своих сил людей. В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Отсутствие человеческого общения, приводит к тому, что в современное время намечается тенденция отчуждения людей пожилого возраста. Следствием этого является неуважение, равнодушие к пенсионерам. Основы вежливого, заботливого отношения к пожилым людям закладываются в раннем возрасте, поэтому одна из задач образовательных учреждений – научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. В зрелом возрасте творческая, коммуникабельная продуктивность не снижается. Более того, у пожилых людей она повышается. Именно поэтому в создании благоприятных условий для творчества и общения представителей этой возрастной категории мы видим важность оказывать им постоянную помощь, помочь осознать, почувствовать внимание, поддержку со стороны, уважение, сострадание. Данный проект предусматривает взаимодействие между поколениями детей и пожилыми людьми. Проект разработан в целях усиления нравственного воспитания, уважения к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений.

От реализации проекта выигрывают и дети, и пенсионеры, ведь детям будет так приятно делать добрые дела, а пожилым людям осознавать, что их помнят и заботятся о них.

Проект обогатит обе стороны в нужности, ценности общения, важности видеть друг друга, понимать и развиваться в личностном плане.

Актуальность проекта заключается в том, что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимость в духовно-нравственном воспитании детей.

Цели проекта:

1.Создание условий для диалога между представителями разных поколений: детей и пенсионеров.

2.Формирование у подрастающего поколения уважения к старшим и сохранение исторической преемственности поколений.

Задачи проекта:

организовать детей на дела, направленные на заботу и помощь о старшем поколении;

помочь пожилым людям и инвалидам повысить социальную активность;

укрепить значимость и важность старшего поколения в сегодняшнем дне;

организовать общение и взаимодействие детей с пожилыми людьми;

расширение круга интересов, позволяющих заполнить досуг, приобрести новых друзей, расширить кругозор, адаптироваться в меняющемся мире.

Планпо реализации проекта

(сентябрь 2018 –март2020гг.)

Дата проведения

Мероприятие

Подготовка праздничной программы ко Дню пожилого человека.

(совместное изготовление закладок для книг)

Подготовка ко Дню Победы. Беседы о Великой Отечественной войне. Внутригрупповой конкурс стихов к празднику.

Праздничная программа ко Дню пожилого человека

(совместное изготовление магнитиков на холодильники).

Мероприятия не состоялись по причине карантина.

Ожидаемые результаты

В результате реализации данного проекта жизнь пожилых людей станет более насыщенной и интересной. Будут созданы условия для взаимопонимания и общения с молодым поколением на основе общей деятельности.

Реализация проектных мероприятий позволит:

создать условия для передачи опыта, мастерства молодому поколению, соответственно расширятся и коммуникативные возможности;

поднять на новый уровень отношения между людьми разных поколений;

обеспечить целенаправленное формирование у детей уважения к пожилым людям, готовности помочь.

Читайте также: