Представление игры в школе

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Едиханова Галиябану Галимжановна

Населенный пункт: г. Москва

Цель: расширить представление обучающихся об игровой деятельности, познакомить с историей возникновения настольных игр.

Задачи:

Образовательные:

Коррекционно – развивающие

  • развивать связную речь, внимание, память;
  • учить рассуждать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные

Форма проведения: игра, использование компьютерных технологий.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель: Добрый день ребята. Я рада видеть всех вас.

II. Вводная часть

1.Вступительная беседа

Воспитатель: Чем вы любите заниматься в свободное время? (играть).

--Любите ли вы играть ?

--Какие ваши любимые игры?

--В какие игры вам нравиться играть с друзьями?

Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим об играх. Какие бывают игры, кто их придумал. Все любят играть в различные игры. Начиная с раннего детства, игра занимает особое место в жизни каждого человека.

Ребята, а как вы думаете, что такое игра? . (Ответы обучающихся)

Игра — деятельность детей или взрослых, она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Игра для человека – это отдых от серьезных дел, от труда, не лишенное удовольствия время провождения.

Давайте, попробуем выделить виды игр!

Учащиеся называют виды игр, после этого на слайде появляется картинка: ученики должны назвать вид игры.

  1. Настольные
  2. Подвижные
  3. Интеллектуальные
  4. Компьютерные
  5. Азартные

Воспитатель: Мы выделили несколько видов игр, а на занятии речь пойдет только об одном, а о каком поможет узнать стихотворение

Если время некуда деть-

За ней можно посидеть

Позови к себе друзей

И садись играть скорей

Пусть игра придаст терпенья

И поднимет настроенье!

О каком виде игры идет речь в стихотворении?

Какие игры можно играть сидя за столом? ( Настольные игры.)

Сегодня мы с вами поговорим об истории появления настольных игр.

Есть игры очень старые (народные игры); игры, которые придумал народ

Есть игры, которые придумывают взрослые, а также дети. В игры можно играть с друзьями, вдвоём, семьёй, большими группами, классом.

III. Основная часть)

1.Объяснение воспитателя:

Воспитатель: У многих дома, да и у нас в школе в гостиных есть настольные игры. Это и лото, и шахматы, и домино и т.д. Очень часто мы с одноклассниками играем в них вместе. Настольная игра – игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещенного на обычном или специально сделанном столе. Давайте вспомним и назовем настольные игры, отгадывая загадки:

Вся доска в квадратиках,
На них – полно солдатиков.
Нет патронов у солдат,
Но поставят шах и мат. (Шахматы)

Бочку за бочкой,
Тяну из мешочка. (Лото)

Две ноты, две буквы,
Все вместе — игра,
В которую любит играть детвора. (Домино)

Разыгрались в поле чистом

Каждый в лоб другого бьет.

А на поле шесть ворот.

У играющих забота

Залететь самим в ворота (Бильярд)

Воспитатель: Настольные игры появились примерно пять тысяч лет назад. Все современные настольные игры имеют общие корни.

Самыми древними настольными играми принято считать сенет, нарды, шахматы.

Настольные игры раньше предназначались исключительно для взрослых. Настольные игры в России

На Руси было много подвижных игр, потому что русские люди были энергичными. Но имелись и настольные игры. У нас всё началось с бирюлек. В них играли ещё наши прапрадедушки, и их прапрадедушки, скорее всего, тоже. Это такая игра, когда ты сгребаешь в одну кучу какие-то мелкие одинаковые предметы (палочки или игрушки). Игроки по очереди вытаскивают по одному предмету при помощи проволочного крючка, насажденного на палочку, стараясь не развалить кучу. После чьего хода куча рассыпалась, тот и проиграл.

Для этой игры покупают специально сделанную доску с проведенной на ней двойной извилистой чертой. По обеим сторонам черты нарисованы в кружках гуси, постоялый двор, темница, кружало и числа. Перед игрой бросают кости, и кому достается их больше, тому ходить первому. Кто успеет поставить вперед шашку на гуська, тот имеет право ходить вперед и назад.

Прочие игроки, с меньшим числом очков, могут только ходить вперед и заходить на постоялый двор. Тут платят за постои, смотря по условию игры; кто зайдет в темницу, тот лишается игры. Выигрыш остается всегда у того, кто дойдет до последнего знака.

Воспитатель: А сейчас познакомимся с историей появления некоторых настольных игр с помощью презентации

( просмотр презентации, сопровождающейся рассказом воспитателя, дополнением учащихся.)

3.Обзор настольных игр стенда

Ш. Физминутка

IV. Работа по теме.

Воспитатель: Телевизор не включаю -
Много всякой там муры*,
Всю семью я собираю
У настольной, у игры.

Воспитатель: Подумайте и скажите, у какой настольной игры можно собрать всю семью: маму и папу, бабушку и дедушку, сына и дочку. (Русское лото)

История игры в лото

Русское лото в том виде, как мы его знаем, было завезено из Европы в XVIII веке. Игра, как и в европейских странах, сразу вызвала к себе интерес, но доступна была лишь узкому кругу аристократов. К XX веку русское лото стало очень популярной игрой всех слоёв населения, невзирая на пол, возраст, статус и образование. Уже никто не помнил исторического прошлого знаменитого lotto, русское лото стало национальной забавой и вошло в список семейных настольных игр.

Лото – это игра с карточками, фишками и бочонками.

2.Знакомство с правилами игры

Правила игры в лото несложные. Их нетрудно запомнить и выучить. Но изначально чтобы научится правильно играть в русское лото, стоит узнать с какими атрибутами игрокам придётся столкнуться в процессе.

Бочонки

Бочонки изготавливаются из дерева. На торце каждого из них размещается цифра от 1 до 90.

Карточки

Традиционно используются картонные карточки средних размеров прямоугольной формы. Каждая карта разделана на три вертикальные графы по девять клеточек. В каждой графе размещается по пять цифр в хаотическом порядке от 1 до 90. Остальные клетки пустые.

Фишки

Они бывают: Пластиковыми. Картонными. Фишки предназначаются для закрытия клеток с изображёнными на них цифрами.

Мешок

Различают три вида игры в русское лото:

4.Особый язык лото Будет очень весело, если ведущий выучит специальные названия некоторых номеров бочонков:

Многие заядлые любители лото знают, что большая часть цифр, обозначенных на торце бочонка, в процессе игры называются не цифрами, а закодированными словесными значениями. Это придаёт особого шарма развлечению и вносит свои корректировки. Ведь многие игроки могут не знать тайных шифров, поэтому им понадобится время для того, чтобы понять на какую клетку стоит поставить фишку. Распространённые словесные кодировки цифр

Гришина Светлана Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ№17, г.о. Коломна.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся .Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, в которой участвуют дети: она может быть индивидуальной или коллективной. В игре дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Так же Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу, а так же помощью дидактической игры у детей происходит расширение кругозора, дидактические игры способствуют формированию универсальных учебных действий (УУД), у детей происходит развитие общеучебных умений и навыков.

Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. .

Учебная игра требует усидчивости, серьезного настроя, использования мыслительного процесса.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Игра должна включать в себя занимательность, юмор. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

4. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;

5. Игра должна быть принята всей группой.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся :

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность.

Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Правила. Поймав мяч надо назвать часть суток.

Дети стоят в кругу, в руках у воспитателя мяч. Взрослый называет разные действия (иду на зарядку) и бросает мяч ребёнку. Малыш ловит мяч и называет время суток (утро), Усложнение - назвать часть суток, а ребенок рассказывает действия, которые могут происходить в это время суток.

Игры-предположения “Что бы я сделал. ” или “Что было бы. ” иногда началом таких игр может быть картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления, последовательного действия. Игровая задача заложена в самом названии, с которого учитель начинает игру. Эти игры требуют умения соотносить знания с обстоятельствами, установление причинно-следственных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассматривать, делать выводы, умозаключения. Ю.Г. Илларионова отмечала: “Загадка, не смотря на миниатюрность, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть и мудрую глубину и эстетическую привлекательность. Учите детей отгадывать загадки”.

Игры-беседы (диалоги ). В их основе лежит общение детей с учителем, учителя с детьми, детей друг с другом. Отличительными чертами такого общения являются непосредственность переживаний, заинтересованность, добросовестность, вера в “правду игры”, радость игры. Игра – беседа воспитывает умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём-либо.

Таким образом, существует множество классификаций игр, все они различаются по основе разделения.

Таким образом, дидактические игры очень важны для обучения детей. В этих играх у них развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалка и сообразительность, а также формируется привычка к умственному труду.

Место дидактической игры в структуре занятий определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Существуют различные виды дидактических игр, используемых педагогами в процессе обучения в начальной школе. Их использование на уроках позволяет в простой, доступной, интересной форме закрепить полученные знания, умения, навыки, лучше понять изучаемый материал.

Кроме того, дидактические игры, помимо обучающей роли, которая, естественно, является основной, играют также воспитательную роль, помогая объединить класс, сплотить учеников.

Цель: закреплять знания о печатных и прописных буквах.

В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и печатных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти для каждой печатной буквы ее прописной вариант.

Цель: учить соотносить заглавные и строчные буквы.

В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и заглавных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти пары: заглавная + прописная. С этими же буквами можно дать другое задание: самостоятельно найти признак, по которому все карточки можно разделить на две группы.

Цель: закреплять умение определять количество букв и звуков в словах.

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово (открыть запись слова на доске).

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж (слово записано на доске).

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

Цель: закрепить знания о родственных словах.

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.

Цель: закрепить полученные знания о приставках.

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец. Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Для пояснения приведу несколько примеров:

Ребенок – дети, человек – …

Маот – отец, дочь – …, бабушка – …

Стол – деревянный, стены – …

Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …

Шофер – автомобиль, летчик – …, космонавт – …

Эта игра предполагает наличие группы участников. Педагог берет коробку с картинками, на которых изображены различные предметы или животные. Затем среди участников нужно выбрать участников нужно выбрать водящего. Он должен подойти к педагогу, не глядя достать из коробки картинку и, не показывая ее другим игрокам, попытаться описать то, что изображено на рисунке. Задача остальных участников – отгадать, какой предмет нарисован на картинке. Тот, кто первым справится с заданием, назначается водящим.


В числе прочего, на учебных занятиях можно интегрировать следующие формы сценического представления, причем возможны плавные переходы и комбинации (отчасти неоднозначная терминология):

 импровизационная игра (без основного текста и без определенной последовательности, краткое время на подготовку);

 театр фигур/поз, неподвижное изображение, театр теней,

 волшебство/фокус, жонглерство/показывание фокусов, клоунада.

Чаще всего, сценическое представление представляет межпредметный проект, в котором находят применение различные формы работы (читать, составлять тексты, работать, мастерить, рисовать, шить, сочинять. ).

Учебными целями сценического представления, если оно понимается как учебный метод и предмет усвоения, являются:

 представление и анализ социальных (конфликтных) ситуаций или наглядное изображение (специального) научного содержания/(по)знания;

 содействие общей способности к действию (связь с действием, самосознание);

 анализ поведения и при необходимости изменение поведения в действительности;

 дальнейшее развитие поведения во взаимоотношениях и поведения в общении, содействие коммуникационной компетенции;

 содействие способности к сотрудничеству и к работе в команде, а также к сопереживанию;

 комплексное обучение во всех смыслах;

 развитие спонтанности, телесности и языка (мимики, жестикуляции, языка);

 дальнейшее развитие методической компетенции;

 содействие восприятию самого себя и восприятию других представителей социального окружения.

Целью обучения является также и само сценическое представление (ключевое слово: эстетическое воспитание). Учащиеся узнают, что исполнению роли в сценическом представлении также нужно учиться, что необходимо целенаправленно отрабатывать определенные навыки, например, технику говорения, технику дыхания и что, следовательно, театральная игра также имеет дело с усилиями и подготовкой.

Для ознакомления рекомендуются невербальные игры (например, пантомимы). Позже Вы можете включать короткие заданные заранее тексты и постепенно переходить к импровизациям. Путь должен вести от простых форм игры к сложным/комплексным формам игры (игровые формы могут быть тоже классифицированы, например, в зависимости от степени управления руководителем игры: от ограниченной постановки задания до открытой постановки задания). Подбор партнеров и групп Вы, как руководитель игры, можете предоставить случаю (методом жеребьевки) или провести самостоятельно.

Отсюда можно указать важные преимущества применения данного метода:

 сильная мотивация благодаря ориентированию на учащихся;

 включение в учебные будни;

 целостное обучение (обучение с задействованием всех чувств);

 ориентирование на процесс и на продукт;

 интерактивная работа (речь, движение, музыка, ритмика);

 учебные занятия, проводимые несколькими преподавателями (преподавателем эстетического воспитания, музыки, иностранного языка);

 сотрудничество с родителями;

 связь между практикой (конкретный опыт) и теорией (абстрактное учебное содержание);

 сотрудничество, работа в группе.

Основные термины (генерируются автоматически): сценическое представление, ролевая игра, эстетическое воспитание, игра, предмет усвоения, представление, роль, ситуация, театральная игра, школа.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство. | Молодой ученый

театрализованная деятельность, ребенок, младший школьник, младший школьный возраст, театр, духовно-нравственное воспитание, игра, литературное произведение, театрализованное представление, театральное искусство.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании.

Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования

Значительную роль в усвоении ребенком смыслов и мотивов человеческой деятельности

Дети, получившие художественно-эстетическое воспитание, оказываются более развитыми.

Роль игры в воспитании личности | Статья в сборнике.

Роль игры в воспитании личности. Автор: Захарова Елена Александровна. Рубрика: 1. Общая педагогика.

- Двухплановость; - Ролевая структура; - Быстрая смена ситуации и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации

Использование приёмов театральной педагогики на уроках.

Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд. Этюд — сценическое упражнение импровизационного характера, служащее для развития и

этюд, активные методы обучения, театрализация, метод разыгрывание ролей, инсценировка, театрализованные игры.

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей.

6) подготовка к театральной игре по усвоенному сюжету; 7) игра-спектакль по сказке.

Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд.

Синюкова Г. В. Игры, развивающие представление ребенка о себе.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр.

Виды и содержание театральных занятий включают в себя: 1) общеразвивающие игры

— М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 160 с. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова.

Влияние театрализованной игры на формирование личностных.

Театрализованная игра как эффективное средство социальной.

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений.

– игры-представления (спектакли); – коррекционно-развивающие игры

Театральная игра способствует развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески

Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.



Игра — это ведущий вид деятельности младшего школьника. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера. В начальной школе игра является главным способом получения ребенком социального опыта. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым и деловым играм. Их форма проведения предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации. Причем, в большинстве случаев, ребенок в ходе данных игр выполняет роли взрослого человека. Зачем нужно проводить ролевые и деловые игры в начальной школе? Какие ролевые игры можно проводить в начальной школе?

Включаясь в такую деятельность, школьникам приходится:

  • выполнять различные социальные роли;
  • выражать разные гражданские позиции;
  • организовывать или влиять на поступки других участников;
  • устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты;
  • решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.

В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Ее органичный ход включает естественное командование и подчинение, которое дети не воспринимают агрессивно.

Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений

Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:

  • готовность к сотрудничеству;
  • толерантность;
  • терпимость к чужому мнению;
  • умение вести диалог;
  • умение находить компромиссное решение.

В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности.

Психическое развитие детей

Огромную роль имеет игровая деятельность для процесса психического развития детей. Немаловажное значение имеет и эмоциональная составляющая игрового процесса, ведь самый яркий след в нашей памяти оставляют именно те события, которые задевают наши чувства, вызывают сильную душевную реакцию.

Суть и структура сюжетно-ролевой и деловой игры

Сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.

Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.

Структура этого типа игры довольно противоречива. С одной стороны, в процессе игры ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно. С другой стороны, ход игры строго регламентируется:

  • определен круг ролей, которые должны играть школьники;
  • указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события;
  • описаны правила игры, которые необходимо выполнять;
  • существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники.

Что такое ролевая игра?

  • конкретных взрослых или детей;
  • представителя определенного типа профессий;
  • семейные роли;
  • этнографические;
  • роли сказочных или литературных героев.

Каждый ребенок должен исполнять свою роль только в рамках игрового действия, которое может быть направлено на:

  • предметное воссоздание содержания деятельности;
  • выстраивание системы отношений между людьми в ходе деятельности.

Виды ролевых игр в начальной школе

Отличительным свойством ролевой и деловой игры является наличие сюжета. Можно использовать такие разновидности сюжетов:

  • созидательные;
  • связанные с профессией;
  • связанные с открытием;
  • маршрутные, т.е. путешествия;
  • связанные с искусством;
  • военизированные;
  • сказочные;
  • фантастические.

Включение детей в сюжетно-ролевую или деловую игру позволяет им выйти за рамки своего контекста деятельности, реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми ключевыми компетентностями.

Примеры использования сюжетно-ролевых и деловых игр в начальной школе

Рассмотрим на примерах, какие ролевые игры можно провести с младшими школьниками. Начнем с тех игр, где предлагается выполнять роль детей. Ценность таких игр в том, что ребятам дается возможность опробовать различные варианты, проиграть несколько моделей поведения и на основе этого определить наиболее оптимальный и правильный.

Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

  • Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
  • Составить правила совместного проживания на планете.
  • Описать, какие события происходят на планете.
  • Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.


После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.

В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.

Школьникам нужно описать:

  • какую ситуацию они проиграли;
  • какую тему затронули;
  • как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.

Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголке.

Больше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.

Для проведения такой игры понадобиться подготовить большое количество инвентаря:

  • фигурки различных животных;
  • материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки);
  • природный материал для создания эффекта парка;
  • кассовые билеты.

Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.

Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки.

Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.

Основная часть игры заключается в том, что дети должны не просто поселить животное в вольер, а обеспечить ему уход. Ребятам предлагается найти информацию как нужно кормить их зверя, какие создать для него условия. На это можно отвести два-три дня и продолжить игру после того, как школьники подготовятся.

Всю информацию, которую детям удастся собрать, необходимо будет озвучивать во время виртуальной экскурсии. Для этого в каждой группе выбирается свой гид. Остальные дети покупают билеты в кассе и отправляются на прогулку в зоопарк. Двигаются по зоопарку все одной группой и возле каждого вольера слушают о том, кто здесь живет.

Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности. В ходе игры дети познакомятся с правилами поведения в зоопарке и узнают много информации о редких животных.

Сначала объявляется название и тематическая особенность журнала. Среди учащихся класса выбирается главный редактор. Он может быть назначен или определен путем голосования всех членов коллектива.

Также нужно рассказать детям о том, что в редакции журнала существуют несколько тематических отделов и объяснить особенности работы каждого из них. Школьники должны подумать, в каком отделе им будет интереснее работать. Распределение по отделам можно также провести в виде полноценной ролевой игры, когда детям нужно написать заявление на работу, пройти собеседование и получить приказ о назначении.

После выполнения всех организационных моментов необходимо приступать к имитации работы редакции. Детям предлагается тема выпуска и каждый отдел должен подготовить материал и подать его в печать. Обязательно должна быть выбрана редколлегия, которая будет проверять соответствие материала теме и требованиям по оформлению.

Тематика подобных игр очень разнообразна. Можно предложить детям поработать на кондитерской фабрике, в пиццерии, в парикмахерской, в магазине, поликлинике или на почте. С помощью данных игр школьники поймут особенности каждой профессии.

Примеры игр на уроках в начальных классах

Математика

Русский язык

Ролевая игра Почтальон на уроке русского языка в начальных классах

Приглашаем сказочного героя

Детям нравится принимать участие в играх со сказочным или фантастическим сюжетом. Самый простой способ использования подобных игр — приглашение в класс сказочного героя, который предлагает ребятам выполнить его задания. Например, Незнайка может попросить научить его придумывать стихотворения. Красная Шапочка может раздавать школьникам пирожки, на которых написаны задания (слова с пропущенными буквами, термины, значение которых нужно объяснить и т.д.).

Драматизация

Цель такой игры не в простой инсценизации сюжета сказки, а в анализе ее морального аспекта. После постановки учитель должен предложить школьникам обсудить, как ребята чувствовали себя в роли своих героев. Акцент нужно сделать на тех поступках, от которых дети испытывали неловкость, считают их несправедливыми. Такая беседа заканчивается формулированием правильных норм и моделей поведения.

Сюжетно-ролевые и деловые игры обладают огромным потенциалом по формированию у младших школьников готовности к самостоятельной деятельности в реальной жизни. Их использование в начальной школе позволяет увлечь детей, способствовать их развитию, раскрытию талантов и индивидуальных качеств.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

НЕТРАДИЦИОННЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ В МЛАДШИХ КЛАССАХ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ИХ ИНТЕРЕС

К ОБУЧЕНИЮ.

hello_html_m77f5a861.jpg

Учебно-методическое пособие

для учителей младших классов, студентов педколледжей и родителей.

Авторское учебное пособие.

Составитель:

Балаева Бела (Бике) Нурмагомедовна-

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №10, г. Избербаш Р.Д.

Обучение и воспитание - дело, известно, нелёгкое. И тут главное слово за учителем.

Учитель не должен отставать от развития науки и передовой педагогической практики. Если развитие ставили превыше всего интересов общества и государства, то теперь на первый план выдвинуты интересы личности.

Современное общество - открытое, информационное, динамичное. Школа должна ему соответствовать.

Люди, связанные с системой образования должны думать о будущем.

А будущее - это дети, которых надо любить и уважать.

1. Пояснительная записка

2. Виды дидактических игр и их подразделение

3. Цели использования игр на уроках

4. Круг действий, возложенных на учителя

5. Виды дидактических игр по наличию наглядного материала

6. Виды дидактических игр по числу участников

7. Методические рекомендации по проведению игр на уроке

8. Азбука в стихах

9. Игровые формы обучения

11.Стихи на цифры

12. Математические игры

13. Загадки и игры

14. Стихи С.Михалкова, А.Л.Барто

16. Разработки уроков.

Используемая литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Целью моей деятельности является повышения качества обучения младших школьников через игру.

Нет необходимости убеждать всех в том, что игра для младших школьников это частица их жизни и, причём, очень значимая.

С первых дней моей педагогической деятельности я относилась к работе творчески, искала различные методы активации мыслительной деятельности учащихся.

Всех учителей волнуют вопросы.

Как сделать обучение более эффективным?

Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению?

Для успешного решения этих вопросов я использую на уроках игры, игры путешествия, игры экскурсии, ребусы, загадки, стихи, весёлые задачки.

Урок экскурсия в наше время, когда всё шире и шире развиваются связи между разными странами и народами знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать о самобытности русской культуры и т.д.

Экскурсия которая проводится по программе окружающего мира в начальных классах это ещё один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками её предметов и явлений.

Уроки экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятия красоты природы влияют на развитие эстетических чувств, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому.

Эффективность урока - экскурсии

Заключается в том, что постепенно ученик учится отбирать нужную информацию, описывает наблюдения, используя рисунки.

Игры один из наиболее важных методов и стимулов обучения в этом возрасте. Учитель может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями при введении и закреплении для формирования умений и навыков устной речи как форма самостоятельного общения детей на уроках. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности последовательности и доступности в обучении. На уроках следует иногда усложнять игры в которые дети играют с детства за счет увеличения и изменения текста для того чтобы закрепить знания нужных конструкций или определённого лексического материала. Для учащихся проводятся в основном ролевые игры, хотя не стоит исключать из учебного процесса и различные лексические, грамматические, орфографические и т.д. игры, они тоже интересны.

Это формирует доступность изучения программного материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает наблюдательность, смекалку.

Моим неизменным помощником на уроках является игра. Игра делает уроки более интересными, качественными Дети с большим интересом включаются в учебную игру. Особенно это необходимо для первоклассников, для глубокого и прочного усвоения получаемых знаний.

В практике я стараюсь широко применять игру в работе с первоклассниками, особенно на первых порах их обучения.

Я поняла, что игра органическая часть деятельности ученика начальных классов. Игра делает уроки более интересными, плодотворными.

ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ :

Игра необходима для адаптации развития потребности в знаниях, релаксации, способности анализировать, развития самоконтроля и самооценки, повышения мотивации учебно-познавательной деятельности

По мнению советского педагога Сухомлинского

3.ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА УРОКЕ.

- Обучающие (получение знаний, умений и навыков при объяснении нового материала и закреплении)

- Развивающие (развитие познавательного интереса, произвольного внимания, памяти, способности сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы)

-Воспитывающие (воспитание чувства ответственности, сопереживания, воли целеустремлённости, коллективизма)

4.КРУГ ДЕЙСТВИЙ, ВОЗЛОЖЕННЫХ НА УЧИТЕЛЯ.

а) Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся

б) Любая игра предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

в) Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

г) Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбирают так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочередно разным учащимся.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки- минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

5. ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО НАЛИЧИЮ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА:

Наглядные (демонстрационные и раздаточные карточки, картинки, схемы, перфокарты и другой иллюстративный материал, игрушки и реальные предметы окружающей среды)

Словесные - в основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения материала. К словесным играм относятся также игры-загадки без (картинок),игры на составление высказываний, на дополнение их.

6.ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ:

Индивидуальные - к таким формам можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками.

Групповая форма игры -это групповая игра трёх или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;

Коллективная форма игры - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Ведущей деятельностью после поступления в школу у детей становится учение, оно определяет их эмоциональное самочувствие, темп психического развития, социальное становление. Дети, поступающие в школу, всегда ориентированы на учителя, он для них непререкаемый авторитет. Сохранится ли такое отношение к учителю до конца начальной школы или нет—зависит от стиля взаимоотношений учителя и учащихся, учителя и родителей. Отношение к учителю полностью определяет в начальной школе отношение к учителю.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

Цель этой игры - сформировать у детей умение воспринимать предложения как единицу синтаксиса.

Сюжет игры следующий: для детей Незнайка написал несколько предложений. Шутка это или правда, ведущий определить не может и ему нужно помочь.

Правила игры следующие; предложения зачитывает учитель. Если предложение правдиво, то ученики поднимают зелёную карточку. Если предложение шуточное-то красную. После этого, один из ребят объясняет Незнайке, что ошибочного в предложении.

Например, могут быть такие предложения:

-Днём сова спит, а ночью разыскивает добычу.

-Куры улетают зимой на юг.

-Мы собирали морковь в сосновом бору.

-Много вкусных шишек выросло на нашей яблоне.

-Подорожник относится к очень полезным лекарственным растениям.

Подобные дидактические игры замечательно помогают развитию детей, обучают их воспринимать мир.

Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребёнка и его деятельности.

7.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГР НА УРОКАХ.

А) Перед проведением игры учителю надо доступно изложить сюжет, правила, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование.

Б) В игре (в той или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса.

В) Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д.

Г) Игра может быть проведена на любом этапе урока.

На уроках математики формируются следующие УУД через игру, и в первую очередь:

Познавательные УУД : формирование на доступном уровне умении работать с информацией ( в текстах, рисунках, схемах, в моделях, таблицах)формирование навыков самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждение информации.

Регулятивные УУД : отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты(цель, мотив, прогноз, средства, контроль ,оценка.)

Коммуникативные УУД : (умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, учитывая позицию собеседника)

Личностные УУД : качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды знаний:

Для формирования коммуникативных УУД целесообразны следующие виды заданий:

Дидактическая цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрой.

Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе размешает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру.(Ритм хлопков учитель задаёт сам).

Для формирования регулятивных УУД целесообразны следующие виды заданий:

Для формирования личности УУД целесообразны следующие виды заданий:

Десятичный состав чисел от 11 до 20. (Закрепление знаний последовательности чисел до 20.)

На доске открывается запись:

Чтобы рубить дрова, нужен14,2,3,2,а чтобы полить огород-10,4,5,1,6.

-Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу.

-Самый колючий зверь в лесу-это 12,13.

-А теперь расшифруйте пословицу;1,2,3.4.5.1,67,8,9.10.119.4,7,4,13,12,14

-Чтобы рубить дрова, нужен топор, а чтобы полить огород-лейка.

-Рыбаки сделали во льду прорубь и стали ловить рыбу.

-Самый колючий зверь в лесу-это ёж.

-Копейка рубль бережет.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития…

В.А.Сухомлинский

Приведу некоторые дидактические игры на уроках:

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

Огород парк море школа столовая зоопарк

Гря_-ка доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

Кали-ка берё-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка

а) Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

б) Составить предложения используя данные слова.

Цель: Автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия процессов анализа и синтеза понимание смыслоразличительной функции звука и буквы обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах - один в роли шифровальщика, другой отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадывать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

а) Аалтрек. лажок, раукжк, зоонкв (тарелка ,ложка, кружка звонок)

б) Оарз, страа, енкл, роамкш (роза, астра, клён,ромашка).

Цель: Формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имён

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов.

Шар, Стрела, Орёл, Рыжий, Звезда

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК,РЫЖИК,ЗВЕЗДОЧКА

4.Детям очень нравятся такие задания, как:

-Заменить словосочетания, одним словом.

-промежуток времени в 60 минут.

-военнослужащий, стоящий на посту

-ребёнок, любящий сладкое

-Очень смешной фильм.

-Распредели слова на две группы.

-Найди родственные слова. Выдели корень.

У Ромы и Жоры есть----

Однажды они пошли----

Вдруг из кустов---

Потом дети долго вспоминали как—

Составить рассказ по опорным словам

Зима снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить её сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса.

Если у доски работает небольшое количество учащихся то все остальные должны выполнять роли контролёров, судей, учителей, консультантов и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организованную сторону, характер управления игрой.

С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зелёного цвета с одной стороны и кружок красного цвета с другой) или разрезные цифры, или математическое лото. Все это служит средством активации детей в игре.

Большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе математики. На каждом уроке необходимо создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал.

Игры и несколько игровых моментов подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развита на столько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, который ставит перед ним учитель, организуя игру.

Нравится ребятам следующие дидактические игры:

«особый интерес у детей вызывает задание, в которых принимает участие любимые герои сказок или мультфильмов.

Когда Карлсон украл у домомучительницы 9 плюшек осталось еще 14 плюшек. Сколько плюшек было у домомучительницы?

Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на 4 изумруда меньше. Сколько всего изумрудов получит в подарок Белоснежка?

Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Это такие уроки, как: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-кроссворд, урок-смотр знаний. Для создания игровых ситуаций использую исторические экскурсии, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений и т.п. ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, сказочных героев, экскурсоводов, почтальонов и т.д.

Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. В процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Такие игры способствуют не только привитию интереса к уроку математики, но развивают деловые и практические качества учащихся.

Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, активизирует мыслительную деятельность младших школьников, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

Вот иду я по лесу и вижу на полянке лежит жалобная книга. Прочитай и догадайся, кто жалуется! Что нового ты узнал? Придумай познавательный вопрос и задай его одноклассникам.

Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приемы оказывают помощь учителю организацией, увлекательной работы с детьми в развитии творческой активности мотивации учащихся

Читайте также: