Представители московской школы живописи в 16 веке

Обновлено: 30.06.2024

Художников московской школы, от Рублева и Дионисия до Никонова, Браговского и других наших современников, объединяет ясная нравственная позиция, одухотворенность, чистота и глубина цвета. Духовный и ремесленный опыт, накопленный поколениями живописцев и сосредоточенный в Москве, к настоящему времени сложился в стройную систему художественных и человеческих ценностей.

Петр Кончаловский и Илья Машков, Павел Кузнецов и Аристарх Лентулов, Александр Куприн и Николай Крымов, Александр Дейнека и Федор Богородский, Роберт Фальк и Аркадий Пластов – не хватит и журнального разворота, чтобы просто поименовать всех, кто формировал московскую школу. А ведь каждое имя – эта целая веха в русской культуре, каждый из этих художников – достояние истории, а их картины – сокровище и гордость лучших музеев.

Несправедливо представлять художников московской школы как замкнутое братство угрюмых реалистов. Такого разнообразия живописных стилей, индивидуальных манер, различия темпераментов и богатства тем сегодня не знает, пожалуй, ни одна европейская столица. Даже академики, так сказать, канонизированные историей искусства, поражают прямо-таки полярными взглядами. Элегические, в мягкой прозрачной цветовой гамме пейзажи Ефрема Зверькова и обобщенные, экспрессивно-эмоциональные, сочные по цвету работы Павла Никонова. Как отражение тончайших душевных вибраций, дышит цвет в работах Эдуарда Браговского, а Андрей Суровцев развивает эмоционально насыщенную живописность.

Непредсказуемая и всегда эффектная Татьяна Назаренко может удивить нефигуративными живописными эскападами. Василий Бубнов наделен особым даром созерцательности, он сочетает монументальную выразительность с тонким лиризмом. Рядом мы видим монументальные, написанные словно во всю возможную широту взгляда и души, пейзажи Виктора Иванова. Только очень свободные люди, вдохнувшие полной грудью воздух России, прожившие мудрую и яркую жизнь, могут так видеть и так писать.

Не случайно столь трудно делать экспозиции больших московских выставок. В современном потоке русской культуры органично соседствуют импрессионистическая живопись Олега Лошакова, Ксении Нечитайло, Виктора Глухова, Арона Буха и реализм Алексея Суховецкого, Геннадия Пасько, Валерия Полотнова, Вячеслава Стекольщикова., авангардизм Виктора Калинина, Владимира Брайнина…

Московская школа сегодня – это не только традиция, не только узкопрофессиональные интересы художников. Национальная идея, определение ценностей нашего времени пересекаются с художественным творчеством современников.

Художники московской школы гармонично соотнесли свободу живописной манеры с соразмерностью окружающего мира человеку. В этих работах помимо собственно живописных качеств – линии, света, цвета, - присутствует высочайшее душевное напряжение, чистота помысла и поступка, берущие начало от отроков-ангелов А.Рублева и от задумчиво - изысканных святых Дионисия.

Н.А.Дубровина.

АНОНС МСХ

24.11.2021

ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН НА 2022 год.
В течение года в план могут вноситься изменения. (Первые два дня выставки являются днями заезда, экспозиции и монтажа)

Московское искусство сложилось из традиций домонгольской живописи Северо-Восточной Руси 13 в. и свежих художественных влияний, пришедших из Византии с митрополитом греком Феогностом, который был и художником.
Велика роль Феофана Грека в становлении московской живописи начала 15 в.

Феофан Грек. Богоматерь Донская.


Феофан Грек. Богоматерь Донская. Ок. 1392 г. ГТГ.
Из местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля.
Традиционный тип – Умиление. Сцена нежного ласкания матери и ребенка.
Певучесть линий и глубокая звучность цвета:
темно-вишневый мафорий Богоматери,
интенсивно-синий ее чепец,
рыжевато-коричневая рубашка младенца, покрытая золотыми линиями,
Все это сообщает очарование немного сумрачному образу.
Существует легенда, что эта икона была с Дмитрием Донским на Куликовом поле.
Иконографическая традиция присутствует, но она сильно урезана, упрощена.

Летом 1405 г. Феофан Грек выполняет совместно с двумя русскими мастерами – Прохором с Городца и Андреем Рублевым роспись московского Благовещенского собора.

В соборе были найдены иконы древнего иконостаса, выполненные этими мастерами, хотя специалисты считают, что они были перемещены сюда из другого храма после большого пожара в Кремле в 16 в.



Считают, что Феофаном Греком была написана центральная часть деисуса – изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек.


Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек.

Иконы праздничного чина, расположенные над деисусным, приписывают Прохору с Городца и Андрею Рублеву.

Успение Богоматери


Успение Богоматери. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве.
Иконостас Благовещенского собора – древнейший из сохранившихся русских иконостасов.

Андрей Рублев. 60-е гг. 14 в.? – 1427/30.
Инок московского Андроникова монастыря.
Годы творческого формирования Рублева были наполнены радостью первой крупной победы и предчувствием грядущего окончательного освобождения Руси. Это определило характер его живописи.
На его творчество повлияла совместная работа с Феофаном Греком. Но Рублев скорее противоположная Феофану творческая личность.

Рублев. Апостол Павел.


Рублев. Апостол Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в.

росписи Успенского собора во Владимире


В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный (?) с помощниками выполняют росписи Успенского собора во Владимире.

Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408.


Андрей Рублев с помощниками создают иконостас для этого храма.
Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская. Средняя часть деисусного чина: архангел Михаил, Богоматерь, Спас в Силах, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил.
Перед художниками стояла трудная задача – создать грандиозный иконостас в большом храме. Этим объясняются размеры икон, поражающих монументальностью.
Фигуры исполнены с большим лаконизмом, лики серьезны и задумчивы. Колорит основан на сочетании ярких и чистых тонов.

Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в.


Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в. ГТГ.
Канон русской духовной красоты.
Безмятежный покойи беспредельное милосердие.
От него исходят не суровость, не неземное величие, а доброта и задушевность, близкие людям.

Централизация государства при Иване III, нормализация жизни создали условия для развития культуры. Искусство этого времени пропитано представлениями о гармонии мира и его идеальном устройстве.
Крупнейший представитель московской школы живописи конца 15 в. – Дионисий.
Дионисий. Ок. 1440 – после 1503.
В отличие от Рублева не был монахом, отличался большой образованностью. Его два сына были живописцами и помогали отцу.
Дионисий с другими мастерами выполняет иконостас и алтарную преграду Успенского собора Московского Кремля.

Дионисий. Алексей человек божий


Дионисий. Алексей человек божий. Алтарная преграда Успенского собора Московского Кремля. 80-е гг. 15 в.

Дионисий. Поклонение волхвов. Роспись в приделе Успенского собора.


Дионисий. Поклонение волхвов. Роспись в приделе Успенского собора.



Дионисий. О тебе радуется.
Яркие красочные сочетания темно-вишневого силуэта Марии, с бледно-розовыми, злотисто-охристыми и голубыми пятнами создают праздничное, торжественное впечатление.

Дионисий. Наружная фасадная роспись Рождество Богородицы.


Собор Рождества Богородицы имеет наружные фасадные росписи.
Дионисий. Наружная фасадная роспись Рождество Богородицы.

Дионисий. Икона Распятие из Павло-Обненского монастыря


Вершина творчества великого мастера – Дионисий. Икона Распятие из Павло-Обненского монастыря. ГТГ.
Христос помещен на высоком холме, вокруг большое пустое пространство – Голгофский крест словно парит над миром. Этот смысл выражен:
в светлом колорите иконы, где обилие сверкающего белого сочетается с лимонно-желтым и розовым;
в певучести линий, очерчивающих длинные, тонкие фигуры.

Выводы

Различия иконописных школ московской живописи 2 пол. 14 – 15 вв.:

- Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык. Монументальность, экспрессия форм и линий. Насыщенный, контрастный колорит. Смелые образы нарушающие иконографические схемы.

- Андрей Рублев – кон. 14 – нач. 15 вв. Совершенство пластики и мягкость линий. Проработанность форм. Удивительно сложный и гармоничный колорит, сочетание тончайших цветовых градаций и мягкого контраста.

- Дионисий – кон. 15 в. Развил направление, взятое Рублевым. Пластичность линии, вытянутые пропорции. Нежный, мягкий колорит, создающий праздничное и торжественное впечатление. Светлые оттенки красивейших розовых, золотисто-охристых голубых и зеленых.

16 столетие – не самое лёгкое время для русской живописи. Все сферы искусства находятся в подконтрольном состоянии. Власти приветствуют и рекомендуют однообразие, поэтому многие произведения, написанные разными талантливыми живописцами, имеют одинаковые сюжеты. Кажется, словно учитель даёт задание своим ученикам с целью повышения мастерства. Тем не менее среди русских картин 16 века были и своеобразные произведения.

Влияние русских школ живописи на художников 16 столетия и их картины

Русские художники 16 века и их картины

На живопись того времени большое влияние оказывала эпоха средневековья, поэтому преобладали росписи храмов и монастырей, иконопись. Основными заказчиками были богатейшие купцы братья Строгановы, основавшие свою школу живописи, и семейство советника царя Федора Ивановича Бориса Годунова, в честь которого названа годуновская школа. В начале 16 века господствовала монументальная московская живопись. В этом жанровом направлении работал Дионисий и его сыновья.

Дионисий – русский художник 16 века и его картины

Русские художники 16 века и их картины

Вершиной творчества величайшего живописца являются росписи храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре Белозёрска, сохранившиеся в хорошем состоянии до наших дней.
Некоторые фрески московского художника Дионисия, расписанные им лично или с сыновьями в 1502-1503 годах:

Всего насчитывается почти 300 отдельных персонажей и целостных сюжетов. Они отличаются нежными голубыми, бирюзовыми и розовыми расцветками, лёгкостью, благородством и одухотворённостью чистых образов, гибким строением тела, изящностью рук, продуманностью композиции.

Яркие представители русских художников 16 века

Русские художники 16 века и их картины

Сыновья величайшего мастера – Феодосий и Владимир – прошли хорошую школу живописи при непосредственном участии отца и под его руководством. Самые известные работы Феодосия сохранились в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Он расписал:

Ряд композиций был написан Владимиром Дионисиевым, но большинство фресок, дошедших до современников в хорошем состоянии, было расписано Феодосием.

Русские художники 16 века и их картины

Множество икон написал русский художник 16 века Дерма Иван Ярцев, все они датируются 1509 годом:

В таком же стиле работали и некоторые другие мастера художественного центра Новгорода. Их произведения объединяют характерные орнаменты, серебро, басма и эмаль, золочение.

Например, живописец Андрей Лаврентьев совместно с Иваном Ярцевым расписал следующие иконы, состоящие из одного или нескольких сюжетов, также датирующиеся 1509 г.:

Русские художники 16 века и их картины

Известные художники первой половины 16 века: Андрей Мыведон, Афанасий митрополит, Андрей Васильев, Евстафий Головкин, Андриан Пошехонский, Антоний Сийский.

Русские художники конца 16 века и их картины

В живописи последней четверти столетия появляются новые черты и направления, а после долгих обсуждений на соборе было признано допустимым не только историческое и каноническое письмо, но и сюжеты на тему бытия, художественный вымысел. Однако новшества допускались в рамках интересов церкви и самодержавия. Появляются первые примитивные черты реализма, попытки воспроизвести выразительность героев и их действий, уделить внимание мелочам и деталям.

Крупнейшие художники 16 столетия и их работы:

Русские художники 16 века и их картины

Блог В Интерьер 2022-02-21 2022-02-21 Русские художники 16 века и их картины


МОСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА, од­на из школ др.-рус. иск-ва в 14–16 вв. Сло­жи­лась и ин­тен­сив­но раз­ви­ва­лась в эпо­ху уси­ле­ния Моск. кн-ва. Роль Мо­ск­вы как цен­тра объ­е­ди­не­ния рус. зе­мель уже в 1320–1330-х гг. обу­сло­ви­ла ши­ро­кий раз­мах цер­ков­но­го зод­че­ст­ва (со­бо­ры – Ус­пен­ский, 1326–27, и Ар­хан­гель­ский, 1333; ц. Спа­са на Бо­ру, 1330; все в Мо­с­ков­ском Крем­ле , не сохр.), а за­тем и кре­по­ст­но­го строи­тель­ст­ва (бе­ло­ка­мен­ные сте­ны и баш­ни Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, 1366–68; не сохр.). На ос­но­ве пе­ре­ра­бот­ки ар­хит. тра­ди­ций вла­ди­ми­ро-суз­даль­ской шко­лы в кон. 14 – нач. 15 вв. воз­ни­ка­ет моск. тип бе­ло­ка­мен­но­го хра­ма: ком­пакт­ный, 4-столп­ный, с по­вы­шен­ны­ми под­пруж­ны­ми ар­ка­ми, яру­са­ми ко­кош­ни­ков, рез­ны­ми де­ко­ра­тив­ны­ми поя­са­ми на фа­са­дах (ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы на Се­нях в Мо­с­ков­ском Крем­ле, 1393–94; Ус­пен­ский со­бор на Го­род­ке, ок. 1400; Ро­ж­де­ст­вен­ский со­бор Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря, 1404–05, оба в Зве­ни­го­ро­де; Тро­ицкий со­бор Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры , 1422–23). В ди­на­мич­ной, с по­ни­жен­ны­ми уг­ло­вы­ми час­тя­ми ком­по­зи­ции Спас­ско­го со­бо­ра Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря за­мет­но влия­ние юж.-слав. зод­че­ст­ва. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в кон. 14 в. по­лу­чил но­вый тип не­боль­шо­го, скром­но де­ко­ри­ров. хра­ма с при­стен­ны­ми опо­ра­ми (цер­ковь в с. Ка­мен­ское Моск. обл., 2-я пол. 14 в.). Ка­мен­ное строи­тель­ст­во так­же ве­лось в Чу­до­вом и Воз­не­сен­ском мо­на­сты­рях в Мо­с­ков­ском Крем­ле, в Си­мо­но­вом мо­на­сты­ре, в Ко­лом­не, Сер­пу­хо­ве, Мо­жай­ске.



Каковы особенности живописи России XVI века? Чем они обусловлены? Работы живописцев данного времени: Дионисия и его сыновей, Прокопия Чирина, Истомы Савина и других. Об этом материал данной статьи.

Особенности живописи России XVI века.

Дионисий и его сыновья Владимир и Феодосий.

Дионисий (1440-1502 )г. Начало 16-го века- это последние годы мастера. Основными сюжетами в его живописи оста­вались сюжеты из Библии и Евангелия, лики святых. Однако в отличие от Рублёва, в работах Дионисия прослеживается стремле­ние к внешней красоте, пышности.

Особенности работ Дионисия:

- изображение стройных, гибких фигур;

- светлые, словно ликующие краски;

- наличие пёстрых узоров

Творческая манера отличается тяготением к миниатюрным формам и каллиграфической тонкости письма, поэтичностью религиозного чувства .

Дионисий.


Росписи Ферапонтова монастыря.


Димитрий Прилуцкий с житием из Спасо-Прилуцкого монастыря.

Ок. 1503 г. Музей Волгограда.


Росписи Ферапонтова монастыря.








Царевич Дмитрий и князь Роман Угличский







Читайте также: