Представители американской политологической школы

Обновлено: 03.07.2024

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX в., когда она оформилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 г. в Колумбийском университете была открыта первая в истории Америки кафедра политической науки. Позже примеру Колумбийского университета последовали Иельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США.

Содержимое работы - 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

1 Англо-американская политологическая школа: теории, яркие представители, значение

1.1 Возникновение и развитие англо-американской политологической школы

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX в., когда она оформилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 г. в Колумбийском университете была открыта первая в истории Америки кафедра политической науки.

Позже примеру Колумбийского университета последовали Иельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 г. основана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после Второй мировой войны.

В целом в развитии политологии с самого начала обозначались две главные тенденции. В политологии стран континентальной Европы утвердилась тенденция к синтезу эмпирического и теоретического начал. Вместе с тем как в континентальной Европе, так и особенно в англосаксонских странах, политическая наука во все растущей степени делала крен в сторону позитивизма, в рамках которого наблюдалась тенденция к приравниванию науки о политике к естественным наукам.

Однако уже в первые десятилетия XX в. известные политические ученые Запада Дж.Уоллес, Г.Ласки, Г.Ласуэлл поставили вопрос о значимости исследования социокультурных, религиозных, психологических факторов, неосознанных и подсознательных мотивов в политическом поведении людей. С этой целью были предприняты попытки применить в политологических исследованиях методы, заимствованные из экспериментальной психологии и психоанализа, а также эмпирической социологии. В тот же период многими политологами была осознана необходимость использования в исследованиях методов экономической науки, истории, антропологии, психологии. Политологи стали широко привлекать также математические, статистические и количественные методы.

Но, тем не менее, фактом является то, что в американской политической науке верх одержала позитивистская методология, этот момент приобретает особенно важное значение, если учесть, что в 30-е - 40-е годы американское влияние в западной политологии стало преобладающим.[4] Дело в том, что в тот период в США переместился центр развития социальных и гуманитарных наук. В тоталитарных странах Европы исследования в этой области были либо свернуты, либо полностью поставлены на обеспечение идеологических и политико-пропагандистских запросов правящих режимов. Имели место небывалые в истории утечка мозгов и переселение цвета интеллектуальной и творческой элиты континентальной Европы в Америку. Ведущую роль в современной зарубежной политической науке занимает американская политология. На формирование американской политологической школы значительное влияние оказали традиционные подходы и концепции, восходящие к политическим идеям Платона и Аристотеля, классическому конституционализму Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др. Американская полито логическая школа представлена следующими направлениями:

1. Теоретические проблемы политической науки (Р. Даль, Д. Истон и др.). Основное внимание уделяется вопросам политической стабильности и модернизации, функционирования политических систем и режимов.

2. Сравнительные политологические исследования (Г. Алмонд, С. Верба, С. Липсет). Основное внимание уделяется эмпирически ми исследованиями, которые проводятся по единой программе одновременно в нескольких странах. Целью подобных исследований является изучение зависимости между экономикой, политикой и стабильностью, специфических особенностей политической куль туры, восприятия ценностей либерализма народами различных стран и культур.

3. Исследования в области международных проблем, развития цивилизаций и глобальных взаимозависимостей (3.Бжезинский, С.Хантингтон и др.). Отношения между Востоком и Западом, причины политических конфликтов, проблема посттоталитарного развития основной круг тем, интересующих ученых этого направления.

4. Исследование динамики общественного мнения. Основное внимание уделяется определению предпочтений избирателей в ходе голосования, формированию имиджа политиков, политических институтов и политических решений, а также разработки методов и инструментария для проведения исследований.

Центральными для американской политологии традиционно остаются проблемы политической власти. При этом исследуются:

1) конституционные основы и принципы политической власти (Конгресс, система президентства и административно- управленческого аппарата и т.п.);

2) политическая власть и политическое поведение (механизм функционирования общественного мнения, по ведения избирателей, деятельность политических партий).

1.2 Общая характеристика англо-американской политологической

1.2.1 Американская школа

Одной из самых первых и одной из самых представительных в современном мире является политологическая наука США.

Парадоксально, но именно не в Европе, а на американском континенте в Колумбийском университете в 1880 году организуется первая школа политической науки, а в 1903 году создается американская ассоциация политических наук, насчитывающая ныне свыше 16 тысяч членов. В настоящее время в США имеется около 5 тысяч колледжей политических наук, более 200 тысяч специалистов в этой сфере науки.

В настоящее время в США имеется около 5 тысяч колледжей политических наук, более 200 тысяч специалистов в этой сфере науки.Среди многих американских политологов, оставивших глубокий след в развитии политологии, особо выделяются А.Бентли (1870-1957), Ч.Мерриам (1874-1953), П.Лассуэлл (1902-1979) и Г.Моргентау (1904-1980).

Поддержанные Чикагским университетом, они создали и утвердили школу прагматизма и политического реализма, связали с политологией такие методы исследования как бихевиоризм и психоанализ.

В послевоенный период американская политическая наука не только распространяется на европейский континент, но и в латиноамериканские, азиатские, африканские страны.

Основными направлениями политологических исследований в настоящее время являются:

– изучение основ американского управления и политики – общенациональных политических институтов, избирательных технологий, политического лидерства, политического поведения на федеральном и региональном уровне и др.;

– сравнительная политика, связанная с исследованием политических проблем во многих странах. Особое значение здесь придавалось советологии (кремленологии);

– международные отношения и мировая политика. Исследуются проблемы войны и мира, международных общественных движений, контроля за вооружением и разоружением, работы международных организаций;

– политическая философия и политическая наука. Разрабатывается широкий круг проблем – от истории политической мысли до ее современных философских интерпретаций;

– разработка содержания и методов прикладной политологии, исследующей практические аспекты функционирования политики в конкретных сферах общественной жизни от уровня личности, социальной группы до производственной, деловой, финансовой, культурной, социально-бытовой и др. сфер жизни.

Ведущими политологами в США в настоящее время являются Р.Даль, Д.Истон, С.Хантингтон, Т.Стронг, З.Бжезинский, С.Коэм, Ф.Гринстайн, Л.Фрчдман, Р.Такер, Ч.Элиот, У.Бинтон, Ф.Хайек.

1.2.2 Английская школа

Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др. Центральными проблемами современной английской политологии являются:1) теория конфликта; 2) теория согласия; 3) теория плюралистической демократии.

2 Охарактеризуйте процесс политической модернизации в современной России.

2.1 Понятие и содержание политической модернизации

При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранять политическую стабильность как важнейшее условие общественного развития в целом, а с другой - расширять возможности и формы политического участия, массовую базу реформ.

Препятствовать процессу политической модернизации (С.А. Ланцов) могут две основные причины. Первая - отставание от изменений в других сферах жизнедеятельности общества. Подобный разрыв способен стать причиной революционного кризиса. Другая причина состоит в том, что к быстро протекающей демократизации может оказаться не подготовленным уровень развития гражданского общества и политической культуры социума. В таком случае также велика вероятность возникновения кризисной ситуации, чреватой хаосом, ведущей к охлократии.

Важнейшим показателем продвижения страны по пути политической модернизации является роль и место законодательной власти в структуре политических институтов: представительство парламентом интересов всех социальных групп, реальное воздействие на принятие властных решений.

Там, где становление системы представительных учреждений происходило без революционных потрясений, оно, как правило, отличалось плавностью и постепенностью. Примером могут служить скандинавские государства. В каждом из них для упрочения парламентских норм и формирования демократических избирательных систем потребовалось около ста лет. Во Франции же стремительная демократизация оказалась чересчур сильной нагрузкой, которую не выдержали ни люди, ни государственные институты. Потребовались новые исторические циклы, несколько тяжелых революционных кризисов, прежде чем в стране завершился процесс создания устойчивой системы парламентской демократии.

Представители американской политологической школы:

  • А. Бентли
  • С. Верба
  • Ж. Блондель
  • З. Бжезинский
  • М. Крозье
  • Р. Роуз

Внимание!
Зелёным цветом выделен правильный ответ
Если выделено несколько вариантов, значит все они являются верными.

  • А. Бентли
  • С. Верба
  • Ж. Блондель
  • З. Бжезинский
  • М. Крозье
  • Р. Роуз

Если у вас в тесте остались нерешённые вопросы, то обязательно воспользуйтесь поиском по нашей базе тестов. С большой долей вероятности они там есть.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Политология выполняет гносеологическую функцию, то есть …
познавательную
прогностическую
воспитательную
оценочную
идеологическую

2. Стремление, по возможности, исключить ценностные суждения ученого при изучении им политических явлений характерно для ____________.
политической герменевтики
неоинституционализма
бихевиорализма
корпоративизма
теории рационального выбора

3. Эмпирические методы научного познания:
анализ документов
классификация
индукция
наблюдение
сравнение

4. Разновидность рационально-критической парадигмы:
парадигма рационального начала в политике
парадигма конфликта
парадигма консенсуса
управленческая школа
психологическая школа

5. Постбихевиоралистская революция началась в …
конце 1960-х гг.
начале 1930-х гг.
конце 1970-х гг.
начале 1950-х гг.

6. ____________ школа политической науки представлена такими учеными, как Ч. Мерриам, Г. Госнелл, Г. Лассуэл.
Лондонская
Мичиганская
Манчестерская
Гарвардская
Чикагская
Колумбийская

7. Представители американской политологической школы:
А. Бентли
С. Верба
Ж. Блондель
З. Бжезинский
М. Крозье
Р. Роуз

8. Д. Истон и Г. Алмонд – представители ___________ подхода к исследованию политической сферы жизнедеятельности общества.
системного
поведенческого
экзистенциального
элитистского

9. С точки зрения бихевиорализма, использование приема верификации означает …
количественное измерение
идеализацию объектов исследования
вдохновение ученого верой в Бога
проверяемость выводов исследования
верное толкование результатов исследования

11. Политическая антропология изучает:
связь политики и различных сфер жизнедеятельности человека
общие для человеческих и животных сообществ черты поведения
политическое поведение и его мотивацию
связь политики с социобиологическими качествами человека

12. Прикладная политология изучает:
вопросы, связанные с политическим маркетингом
проблемы политического консалтинга
деятельность дипломатических представительств
криминалистические средства
систему публичного управления

13. Приведите в соответствие название парадигмы и ее объяснение политики
теологическая — через Божественную волю
рационально-критическая — через внутреннюю природу политики
социальная – через влияние на политику других сфер общества
натуралистическая – через природную среду

14. Первые десятилетия становления политологии отличает __________ подход к исследованию политических явлений.
синергетический
системный
поведенческий
нормативно-институциональный

15. Политология – это наука, включающая знания о ____________.
политическом сознании
редистрибуции
пятой колонне и теориях заговора
пауперизме
реконверсии
политическом прогнозировании

16. Школа психоанализа в политологии представлена …
Э. Фроммом
К. Дойчем
Т. Парсонсом
М. Вебером
Г. Моской

17. Изучает ли фундаментальная политология проблемы создания благоприятного политического имиджа?
да
нет

18. Основоположники элитистского направления в политологии
М. Вебер
В. Парето
Г. Моска
К. Маркс

19. Т. Парсонс, Р. Мертон и Р. Дарендорф – представители __________ подхода в политической науке.
функционального
элитистского
неокорпоративистского
постиндустриального
классового

20. Предметное поле политической науки включает:
проблемы политического участия
международные отношения
политические институты
политическую теорию
историю государственного управления
законодательство в сфере политики

21. Основоположники американской политологии:
М. Крозье
Ф. Гудноу
В. Вильсон
Т. Парсонс
С. Хантингтон

22. Область исследования политической науки включает изучение следующей проблематики:
государственные бюджеты
правовые системы современности
принятие решений в сфере государственного управления
технологии урегулирования трудовых споров
политическое поведение
политическое сознание

23. Основатель школы структурного функционализма …
В. Вильсон
Р. Даль
К. Мангейм
Т. Парсонс

24. ____________ парадигма ориентирует на раскрытие внутренней природы политики.
рационально-критическая
культурологическая
геополитическая
социальная
натуралистическая

25. Первая в мире Ассоциация политических наук была создана …
в Великобритании в середине XX в.
в США в начале XX в.
в Германии в конце XIX в.
в Италии в первой трети XX в.

26. Основоположники европейской политологии:
Д. Истон
М. Вебер
К. Фридрих
А. Бентли
Г. Саймон
Г. Моска

27. С точки зрения бихевиорализма, квантификация означает использование _______________.
оценочных суждений
внеморальных категорий
методов квантовой механики
количественного измерения

28. Политическая наука в качестве самостоятельной дисциплины возникла …
в Древней Греции
в Древнем Риме
в США
во Франции
в Великобритании

29. Политическая _______________ как субдисциплина политической науки исследует мировоззренческие аспекты политики.
герменевтика
философия
антропология
теория
социология
идеология

30. Субдисциплины политической науки:
политическая юриспруденция
политическая социология
политическая история
политическая философия
политическая психология
политическая цивилистика

31. Разновидности натуралистической парадигмы:
цивилизационная школа
географическая школа
астрологическая парадигма
психологическая парадигма
биополитическая парадигма

32. Компаративный метод предполагает ____________ политических институтов.
сопоставление однотипных
изучение зарубежных
рассмотрение региональных
сравнение структуры и функций

33. Основоположник бихевиоралистского направления в политологии …
Ч. Мерриам
Г. Алмонд
В. Парето
Г. Моргентау

34. Функция ___________ направлена на формирование политического сознания у людей.
артикулирования
интеграции
социализации
описания
объяснения

35. Установите соответствие фамилий ученых и школ политической науки
Г. Моргентау — американская
Г. Моска — итальянская
Р. Михельс — германская
Е. Вятр — польская
Э. Берч — английская
Э. Дюркгейм — французская

36. Метод экспертной оценки относится к _____________ методам.
общелогическим
специальным
экспертным
эмпирическим

37. Является ли политология единственной наукой, изучающей сферу политики?
да
нет

38. Дескриптивная функция политологии направлена на ___________ политических явлений.
описание
оценку
прогноз
преобразование

39. Расположите в хронологическом порядке по возрастанию этапы развития политологии
1) логико-философский
2) институциональный
3) бихевиоралистский
4) структурно-функциональный
5) неоинституционализм

40. Международная ассоциация политической науки была создана в …
1939 г.
1947 г.
1949 г.
1903 г.

41. Теория рационального выбора возникла в период __________ этапа развития политологии.
институционального
поведенческого
постбихевиоралистского
классического

42. Бихевиоралистский этап развития политологии отличается широким использованием ____________ методов.
сравнительно-исторических
количественных
децизионных
формально-логических
описательных

43. Объект политологии – это ____________.
политическая жизнь общества
партийные системы
политические элиты
внешняя политика государства
политическая система

44. Политология как наука и учебная дисциплина возникла в …
IV в. до н.э.
XVIII в.
I в. до н.э.
XVII в.
XIX в.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ Кафедра:Реферат на тему:

“Англо-американская политологическая школа (С.Липсет, С.Ф.Хантингтон, Г.Моргентау, Р.Дарендорф и др.)” Студент группы. Москва, 2009

Введение 31. Возникновение и развитие англо-американской политологической школы 42. Общая характеристика англо-американской политологической школы 72.1. Американская школа 82.2. Английская школа 9Заключение 10Список используемой литературы 12

Среди основных школ современной зарубежной политологии можно выделить англо-американскую, французскую, немецкую, польскую.

Представители англо-американской школы: С. Липсет, К. Райт, С.Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартори, Р. Дарендорф. Они занимаются разработкой проблем политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики.

Представители англо-американской политологической школы оказали существенное влияние на развитие политической науки в большинстве европейских стран, потому актуальность темы работы не вызывает сомнений.

Объект исследования в данной работе – англо-американская политологическая школа.

Задачи исследования вытекают из поставленной цели:

– проследить возникновение и развитие англо-американской политологической школы;

– дать общую характеристику англо-американской политологической школы.

С середины XX в. происходит довольно быстрое и плодотворное развитие политической науки, что в значительной степени было связано с появлением в американской политической науке бихевиористского подхода, который существенно отличался от традиционной европейской методологии. Политика, по мнению бихевиористов, это реальные действия людей в политической жизни, а не различные виды институтов и структур, через которые выражают свою волю граждане. Основателями бихевиористского подхода в политической науке были американские политологи Ч. Мерриам, Д. Истон, Г. Алмонд, Г. Лассуэлл, Р. Даль и др.

1. Возникновение и развитие англо-американской политологической школы

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX в., когда она оформилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 г. в Колумбийском университете была открыта первая в истории Америки кафедра политической науки.1

Позже примеру Колумбийского университета последовали Иельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 г. основана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после Второй мировой войны.

В целом в развитии политологии с самого начала обозначались две главные тенденции. В политологии стран континентальной Европы утвердилась тенденция к синтезу эмпирического и

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX в., когда она оформилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 г. в Колумбийском университете была открыта первая в истории Америки кафедра политической науки. Позже примеру Колумбийского университета последовали Иельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США.

Содержимое работы - 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

1 Англо-американская политологическая школа: теории, яркие представители, значение

1.1 Возникновение и развитие англо-американской политологической школы

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX в., когда она оформилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 г. в Колумбийском университете была открыта первая в истории Америки кафедра политической науки.

Позже примеру Колумбийского университета последовали Иельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 г. основана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после Второй мировой войны.

В целом в развитии политологии с самого начала обозначались две главные тенденции. В политологии стран континентальной Европы утвердилась тенденция к синтезу эмпирического и теоретического начал. Вместе с тем как в континентальной Европе, так и особенно в англосаксонских странах, политическая наука во все растущей степени делала крен в сторону позитивизма, в рамках которого наблюдалась тенденция к приравниванию науки о политике к естественным наукам.

Однако уже в первые десятилетия XX в. известные политические ученые Запада Дж.Уоллес, Г.Ласки, Г.Ласуэлл поставили вопрос о значимости исследования социокультурных, религиозных, психологических факторов, неосознанных и подсознательных мотивов в политическом поведении людей. С этой целью были предприняты попытки применить в политологических исследованиях методы, заимствованные из экспериментальной психологии и психоанализа, а также эмпирической социологии. В тот же период многими политологами была осознана необходимость использования в исследованиях методов экономической науки, истории, антропологии, психологии. Политологи стали широко привлекать также математические, статистические и количественные методы.

Но, тем не менее, фактом является то, что в американской политической науке верх одержала позитивистская методология, этот момент приобретает особенно важное значение, если учесть, что в 30-е - 40-е годы американское влияние в западной политологии стало преобладающим.[4] Дело в том, что в тот период в США переместился центр развития социальных и гуманитарных наук. В тоталитарных странах Европы исследования в этой области были либо свернуты, либо полностью поставлены на обеспечение идеологических и политико-пропагандистских запросов правящих режимов. Имели место небывалые в истории утечка мозгов и переселение цвета интеллектуальной и творческой элиты континентальной Европы в Америку. Ведущую роль в современной зарубежной политической науке занимает американская политология. На формирование американской политологической школы значительное влияние оказали традиционные подходы и концепции, восходящие к политическим идеям Платона и Аристотеля, классическому конституционализму Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др. Американская полито логическая школа представлена следующими направлениями:

1. Теоретические проблемы политической науки (Р. Даль, Д. Истон и др.). Основное внимание уделяется вопросам политической стабильности и модернизации, функционирования политических систем и режимов.

2. Сравнительные политологические исследования (Г. Алмонд, С. Верба, С. Липсет). Основное внимание уделяется эмпирически ми исследованиями, которые проводятся по единой программе одновременно в нескольких странах. Целью подобных исследований является изучение зависимости между экономикой, политикой и стабильностью, специфических особенностей политической куль туры, восприятия ценностей либерализма народами различных стран и культур.

3. Исследования в области международных проблем, развития цивилизаций и глобальных взаимозависимостей (3.Бжезинский, С.Хантингтон и др.). Отношения между Востоком и Западом, причины политических конфликтов, проблема посттоталитарного развития основной круг тем, интересующих ученых этого направления.

4. Исследование динамики общественного мнения. Основное внимание уделяется определению предпочтений избирателей в ходе голосования, формированию имиджа политиков, политических институтов и политических решений, а также разработки методов и инструментария для проведения исследований.

Центральными для американской политологии традиционно остаются проблемы политической власти. При этом исследуются:

1) конституционные основы и принципы политической власти (Конгресс, система президентства и административно- управленческого аппарата и т.п.);

2) политическая власть и политическое поведение (механизм функционирования общественного мнения, по ведения избирателей, деятельность политических партий).

1.2 Общая характеристика англо-американской политологической

1.2.1 Американская школа

Одной из самых первых и одной из самых представительных в современном мире является политологическая наука США.

Парадоксально, но именно не в Европе, а на американском континенте в Колумбийском университете в 1880 году организуется первая школа политической науки, а в 1903 году создается американская ассоциация политических наук, насчитывающая ныне свыше 16 тысяч членов. В настоящее время в США имеется около 5 тысяч колледжей политических наук, более 200 тысяч специалистов в этой сфере науки.

В настоящее время в США имеется около 5 тысяч колледжей политических наук, более 200 тысяч специалистов в этой сфере науки.Среди многих американских политологов, оставивших глубокий след в развитии политологии, особо выделяются А.Бентли (1870-1957), Ч.Мерриам (1874-1953), П.Лассуэлл (1902-1979) и Г.Моргентау (1904-1980).

Поддержанные Чикагским университетом, они создали и утвердили школу прагматизма и политического реализма, связали с политологией такие методы исследования как бихевиоризм и психоанализ.

В послевоенный период американская политическая наука не только распространяется на европейский континент, но и в латиноамериканские, азиатские, африканские страны.

Основными направлениями политологических исследований в настоящее время являются:

– изучение основ американского управления и политики – общенациональных политических институтов, избирательных технологий, политического лидерства, политического поведения на федеральном и региональном уровне и др.;

– сравнительная политика, связанная с исследованием политических проблем во многих странах. Особое значение здесь придавалось советологии (кремленологии);

– международные отношения и мировая политика. Исследуются проблемы войны и мира, международных общественных движений, контроля за вооружением и разоружением, работы международных организаций;

– политическая философия и политическая наука. Разрабатывается широкий круг проблем – от истории политической мысли до ее современных философских интерпретаций;

– разработка содержания и методов прикладной политологии, исследующей практические аспекты функционирования политики в конкретных сферах общественной жизни от уровня личности, социальной группы до производственной, деловой, финансовой, культурной, социально-бытовой и др. сфер жизни.

Ведущими политологами в США в настоящее время являются Р.Даль, Д.Истон, С.Хантингтон, Т.Стронг, З.Бжезинский, С.Коэм, Ф.Гринстайн, Л.Фрчдман, Р.Такер, Ч.Элиот, У.Бинтон, Ф.Хайек.

1.2.2 Английская школа

Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др. Центральными проблемами современной английской политологии являются:1) теория конфликта; 2) теория согласия; 3) теория плюралистической демократии.

2 Охарактеризуйте процесс политической модернизации в современной России.

2.1 Понятие и содержание политической модернизации

При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранять политическую стабильность как важнейшее условие общественного развития в целом, а с другой - расширять возможности и формы политического участия, массовую базу реформ.

Препятствовать процессу политической модернизации (С.А. Ланцов) могут две основные причины. Первая - отставание от изменений в других сферах жизнедеятельности общества. Подобный разрыв способен стать причиной революционного кризиса. Другая причина состоит в том, что к быстро протекающей демократизации может оказаться не подготовленным уровень развития гражданского общества и политической культуры социума. В таком случае также велика вероятность возникновения кризисной ситуации, чреватой хаосом, ведущей к охлократии.

Важнейшим показателем продвижения страны по пути политической модернизации является роль и место законодательной власти в структуре политических институтов: представительство парламентом интересов всех социальных групп, реальное воздействие на принятие властных решений.

Там, где становление системы представительных учреждений происходило без революционных потрясений, оно, как правило, отличалось плавностью и постепенностью. Примером могут служить скандинавские государства. В каждом из них для упрочения парламентских норм и формирования демократических избирательных систем потребовалось около ста лет. Во Франции же стремительная демократизация оказалась чересчур сильной нагрузкой, которую не выдержали ни люди, ни государственные институты. Потребовались новые исторические циклы, несколько тяжелых революционных кризисов, прежде чем в стране завершился процесс создания устойчивой системы парламентской демократии.

Читайте также: