Представитель учредителя в управляющем совете школы

Обновлено: 05.07.2024

Управляющие советы являются дальнейшим развитием форм государственно-общественного управления школой. Управляющие советы появились у нас сравнительно недавно, начиная с 2004г., по инициативе минобрнауки РФ сначала в рамках пилотного проекта в 6 регионах. К концу 2006 г. их уже было создано около 200, а на конец 2009 г. в этих регионах они действовали уже в 98,5% школ. Предполагалось, что в 2012 г. управляющие советы должны быть организованы во всех российских школах. Как правило, создание управляющих советов в регионе оформляется на законодательном уровне (закон, постановление) о дальнейшем развитии государственно-общественного управления образованием.

Прообразы нынешних управляющих школьных советов – попечительские советы действовали в России уже в 19 веке и имели весьма широкие полномочия, например, возможность назначать директоров школ, приглашать на работу учителей, принимать решения по расходованию средств. В основу же модели управляющих школьных советов, рекомендованной минобразованием РФ нашим школам, взята модель управляющих школьных советов Великобритании.

Управляющий совет — что это?

Управляющий совет школы (далее УС) — это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, т.е. в управлении участвуют не только представители официальной власти (учредителя, управления образования, местной администрации, администрации школы), но и представители общественности, родители. Полномочия УС определяются Уставом школы.

В отличие от органов внутришкольного самоуправления учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), Управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой и поэтому представляет и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса.

Управляющий совет существует в основном для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом.
Задача школьных управляющих — коллегиально выработать в ясной и понятной форме цели, ради которых должна работать школа.

Состав УС

В УС в определенном соотношении входят: работники ОУ (не только учителя), родители, ученики и другие представители общественности, директор ОУ, представитель Учредителя. Количество членов УС устанавливается уставом ОУ.

Совет формируется с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации:

избираются — представители от родителей (законных представителей) обучающихся, от работников ОУ, от обучающихся 10-11 классов;

Руководство УС: председатель, заместители председателя и секретарь. Представитель Учредителя, обучающиеся, руководитель и работники школы не могут быть избраны председателем.

Заседания УС проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца по графику. Председатель может созвать внеочередное заседание на основании поступивших к нему заявлений (от членов Совета, Учредителя, директора Учреждения).

Члены УС работают на общественных началах. ОУ вправе компенсировать его членам понесенные расходы, включая затраты рабочего времени, непосредственно связанные с участием в работе УС, исключительно из средств, полученных ОУ за счет уставной приносящей доходы деятельности либо из иных внебюджетных источников. Указанная компенсация должна быть предусмотрена в смете внебюджетных расходов.

Комиссии УС

Для реализации своих функций, подготовки материалов к заседаниям, выработки проектов решений УС могут создаваться постоянные (финансово-экономическая, учебная, правовая, организационная и др.) и временные комиссии. УС определяет структуру, количество членов и персональное членство в комиссиях, назначает из числа членов УС их председателя, утверждает задачи, функции, персональный состав и регламент работы комиссий. В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых УС сочтет необходимыми для организации эффективной работы комиссии.

Чем занимается УС

Вопросами функционирования ОУ:

  • принимает устав ОУ, изменения и дополнения к нему;
  • принимает в пределах своей компетенции локальные акты ОУ;
  • устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе определяет время начала и окончания занятий, продолжительность учебной недели — пятидневная или шестидневная;
  • принимает решение о введении (отмене) школьной формы;
  • осуществляет контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в ОУ;
  • ежегодно представляет Учредителю и общественности информацию (публичный доклад) о состоянии дел в ОУ;
  • рассматривает жалобы и заявления обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала ОУ;
  • ходатайствует о поощрении и награждении работников ОУ;
  • принимает решение по предоставлению обучающимся льгот в бесплатном питании, в обеспечении путёвками в оздоровительные лагеря и др.

Вопросами организации образовательного процесса :

  • школьный компонент учебного плана образовательного учреждения;
  • профили обучения в старшей школе;
  • выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;
  • перечень платных образовательных услуг;
  • перечень видов приносящей доход деятельности;
  • программу (стратегию) развития ОУ.

Вопросами финансово-хозяйственной деятельности :

  • согласует или утверждает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;
  • утверждает систему оплаты труда работников ОУ, в т.ч. систему стимулирующих выплат;
  • согласует или утверждает сметы бюджетного финансирования;
  • утверждает сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;
  • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования;
  • согласует сдачу в аренду ОУ закрепленных за ней объектов собственности;
  • заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года, представляет его общественности и Учредителю.

УС может помочь ОУ

  • уточнить цели школы через формирование муниципального задания;
  • улучшить условия школьной жизни;
  • улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс через гражданскую экспертизу образовательных, воспитательных программ;
  • определить пути развития школы и найти ресурсы и средства для этого развития;
  • увидеть новые возможности улучшения положения дел в школе.

Права УС

  • вносить Учредителю предложения о поощрении работников и директора ОУ;
  • вносить администрации ОУ предложения о поощрении его работников;
  • при наличии оснований ходатайствовать перед руководителем ОУ о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа его административного персонала;
  • при наличии оснований ходатайствовать перед Учредителем о расторжении трудового договора с руководителем ОУ.

Член УС имеет право :

  • принимать участие в обсуждении и принятии решений, выражать в письменной форме свое особое мнение;
  • инициировать проведение заседания УС по любому вопросу, относящемуся к его компетенции; требовать от администрации ОУ предоставления всей необходимой информации по вопросам, относящимся к компетенции УС;
  • присутствовать на заседании педагогического совета с правом совещательного голоса;
  • представлять ОУ в других организациях в рамках компетенции УС на основании доверенности, выдаваемой УС;
  • досрочно выйти из состава УС по письменному уведомлению председателя;
  • каждый член УС обладает одним голосом.

Ответственность

УС несет ответственность перед Учредителем и участниками образовательного процесса за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию.

Директор ОУ вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия решения УС в установленные сроки.

Учредитель вправе распустить УС, если он не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству РФ.

В случае возникновения конфликта между УС и директором ОУ, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.

Член УС обязан принимать участие в работе УС, действовать при этом исходя из принципов добросовестности и здравомыслия. Член УС, не посещающий заседания без уважительных причин, может быть выведен из его состава по решению УС.

Администрации ОУ обязана оказывать организационно-техническое обеспечение заседаний УС, осуществлять подготовку бухгалтерских, педагогических, справочных и других материалов к заседаниям УС.

Как действовать

Если вы член Управляющего совета, то в рамках предоставленных прав и полномочий.

Если вы рядовой родитель школьника, то можете обратиться к председателю, заместителю председателя или любому члену УС по интересующему вас вопросу в устной или письменной форме.

Если данный ответ не устраивает вас, то по цепочке: ассоциация управляющих школьных советов, Учредитель, органы исполнительной, законодательной власти, прокуратура, суд.

Информация к размышлению.

В разных странах созданы различные модели управляющих школьных советов. Например, есть школьные управляющие советы, состоящие как из неоплачиваемых добровольцев, так и с привлечением профессиональных менеджеров, получающих зарплату; координируемые как общественными национальными советами (или ассоциациями управляющих), так и региональными (муниципальными) органами управления образованием (или органами местного управления).

Полномочия советов также сильно разнятся: есть УС с совещательной функцией, помогающие директору школы (Голландия, Норвегия, Бельгия, Австрия, Шотландия, Германия); УС с определенными полномочиями в принятии решений, которые вместе с руководителем школы отвечают за текущую работу школы (Греция, Франция, Италия, Дания, Испания, Португалия); УС с полномочиями школьного управления (Ирландия, Швеция, Финляндия, Англия, Уэльс, Северная Ирландия). В английской модели (прототип российских УС) Управляющий совет закреплен законодательно. Он отвечает за качество обучения в школе, выполнение стандартов и результат обучения, имеет полномочия назначать и снимать директора, определяют им зарплату.

У нас, в тех школах, где управляющие советы уже действуют на протяжении нескольких лет, завершился процесс их адаптации и начали появляться первые положительные результаты деятельности. Здесь совместными усилиями были решены важные вопросы с транспортными проблемами, были построены (отремонтированы) бассейны, организованы кружки и секции, укомплектованы компьютерные классы. Управляющие советы смогли оказать влияние на бюджетное финансирование школ, создание более комфортных условий обучения детей и работы преподавателей.

Родители во многих случаях способны предложить очень правильные решения сложных вопросов, ведь они доверяют школе самое ценное, что у них есть, своих детей. В других случаях, когда родители не могут уделять своим детям достаточного внимания, непосредственное участие их в жизни школы позволило им лучше понять детей и проводить с ними больше времени. Каждому ребенку важно то, что родители интересуются его жизнью и им не безразличны его успехи.

При подготовке использованы материалы сайтов минобрнауки РФ, образовательных учреждений, органов управления образованием г.Москвы и др.

Кроме директора школы, входящего в состав Управляющего совета по должности, учредитель назначает в его состав своего представителя. О назначении своего представителя учредитель издает приказ или распоряжение. Представителем учредителя в Управляющем совете может быть сотрудник муниципальной администрации, начальник или специалист муниципального управления образованием. Таким представителем также может быть любой гражданин, которому учредитель доверяет представлять свои интересы в Управляющем совете школы. Очевидно, что соответствующее решение учредителя должно быть письменно оформлено (выписка из приказа, доверенность, письмо в Управляющий совет).

Присутствие представителя учредителя на заседаниях Управляющего совета означает, что учредитель непосредственно участвует в его работе, в принятии Управляющим советом решений, разделяя с другими школьными управляющими ответственность за принятые решения. Это существенно повышает статус Управляющего совета и принимаемых им решений. Это позволяет договариваться с учредителем в лице его представителя по всем вопросам, обсуждаемым школьными управляющими. И если у представителя учредителя возникают сомнения, он может попросить Управляющий совет отложить рассмотрение вопроса на время необходимое представителю для консультаций. Скорее всего, Управляющий сове должен такую возможность ему предоставить Постоянная связь и сотрудничество с учредителем через его представителя позволяет Управляющему совету лучше и полнее информировать его о состоянии дел и о нуждах школы, о планах развития школы. Такое сотрудничество одинаково полезно и школе, и учредителю. Муниципальная власть и муниципальное управление образованием через Управляющий совет получает возможность постоянно и непосредственно участвовать в делах школы, иметь полную и объективную информацию о реальном состоянии муниципальной системы образования, о деятельности педагогов об учебе детей, о настроениях и мнениях родителей. Управляющий совет делает школу, процесс образования открытыми не только для общества, и для своего учредителя.

Главная > Информотека > Нормативные документы > Организация деятельности органов ГОУ > Положение о представителе учредителя в Управляющих советах образовательных учреждений

Организация деятельности органов ГОУ

о представителе учредителя в Управляющих советах образовательных учреждений

1. Общие положения

1.1. Участие учредителя в соответствии с настоящим положением в работе высших органов самоуправления муниципальных образовательных учреждений - Управляющих советах - осуществляется посредством участия лица (далее - представитель учредителя), поверенного учредителем представлять его интересы в работе Управляющего совета, выполнения других функций, вытекающих из настоящего Положения, законодательства РФ, его должностных обязанностей или заключенного с ним гражданско-правового договора.

1.2. Настоящее положение определяет порядок назначения представителя учредителя, его права и обязанности, ответственность, порядок заключения и регистрации гражданско-правовых договоров на представление интересов учредителя в Управляющих советах, основания для прекращения его полномочий в Управляющем совете.

2. Порядок назначения представителя учредителя, заключения и регистрации договора.

2.1. Назначение работников управления образованием администрации и его структурных подразделений представителями учредителя осуществляется приказом руководителя управления образованием. При этом деятельность работника управления образованием, поверенного учредителем представлять его интересы в Управляющем совете, в обязательном порядке включается в его должностные обязанности.

2.2. Представителем учредителя в школьном управляющем совете также может быть любое физическое лицо, проживающее на территории города Шарыпово, предварительно прошедшее подготовку и назначенное учредителем, соответствующим приказом, в конкретный управляющий совет.

2.4.Представитель учредителя обязан лично участвовать в работе школьного Управляющего совета. В случае временной невозможности осуществлять свои полномочия представитель учредителя обязан не позднее чем за 3 дня известить учредителя о невозможности своего личного участия в работе Управляющего совета. В этом случае принимается решение о назначении временного представителя учредителя, полномочия которого осуществляются на основании приказа по Управлению образованием.

2.5. Решения, принимаемые Управляющим советом образовательного учреждения в отсутствие представителя учредителя, законной силы не имеют.

2.6.Полномочия представителя учредителя прекращаются в связи:

· с отзывом представителя учредителя Управлением образованием;

· с прекращением действия заключенного с представителем учредителя гражданско-правового договора в порядке, установленном законодательством РФ;

· с прекращением деятельности школьного Управляющего совета;

· в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

2.7. Учредитель вправе отозвать представителя из Управляющего совета:

· в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения представителем учредителя своих обязанностей (в том числе на основе удовлетворения мотивированного ходатайства образовательного учреждения), возложенных на него в соответствии с настоящим положением и заключенным с ним, в случае необходимости, гражданско-правовым договором;

· при возникновении обстоятельств (призыв на военную службу, болезнь, изменение места работы, места жительства и другие), препятствующих исполнению представителем учредителя своих обязанностей;

· в других случаях, предусмотренных законодательством РФ и условиями гражданско-правового договора.

При досрочном прекращении представителем учредителя возложенных на него полномочий руководитель управления обязан в двухнедельный срок решить вопрос о назначении нового представителя учредителя и, в случае необходимости, заключении с ним соответствующего договора.

3. Порядок осуществления представителем учредителя возложенных на него полномочий

3.1. Представитель учредителя участвует в принятии решений Управляющего совета школы на основании законодательства Российской Федерации, Законов субъекта РФ, решений органов местного самоуправления, устава и иных локальных нормативных документов образовательного учреждения, регламентирующих деятельность Управляющего совета, контролирует эффективную работу Управляющего совета образовательного учреждения, руководствуется при этом устными и письменными указаниями учредителя.

3.2. Представитель учредителя обязан:

- принимать меры по защите интересов учредителя при осуществлении деятельности

-информировать учредителя о состоянии дел и результативности работы Управляющего совета;

-обеспечивать соответствие образовательной деятельности Управляющего совета содержанию муниципальной образовательной и молодежной политики;

-контролировать соблюдение законности при осуществлении Управляющим советом своих полномочий

-не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности школьного Управляющего совета, не допускать иных действий, могущих нанести ущерб школьному Управляющему совету и учреждению непосредственно.

3.2.1. Для реализации вышеперечисленных обязанностей представитель учредителя:

следит за соблюдением Управляющим советом Регламента работы;

знакомится с протоколами родительских собраний, педагогических советов, совещаний при руководителе, заседаний методических объединений и т.д. и инициирует, в случае необходимости, включение в повестку заседаний Управляющего совета вопросов, входящих в компетенцию Управляющего совета;

участвует в рассмотрении Управляющим советом жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и администра­тивного персонала общеобразовательных учреждений, которые поступили в Управление образованием и руководителю образовательного учреждения;

инициирует процесс роспуска состава Управляющего совета в случаях, перечисленных в п. 6.1. настоящего Положения;

представляет руководителю управления устные (не реже 1 раза в месяц) и письменные (не реже 1 раза в учебное полугодие) отчеты о работе Управляющего совета – с приложением протоколов заседаний Управляющего совета.

3.3. Представитель учредителя вправе:

- в порядке, предусмотренном законодательством РФ и уставом Школы,

требовать проведения внеочередного заседания Управляющего совета и внеплановой проверки деятельности образовательного учреждения;

- получать от руководителя образовательного учреждения информацию о деятельности образовательного учреждения, а также документы, регламентирующие деятельность муниципального образовательного учреждения;

-получать у руководителя и специалистов управления образованием консультаций по вопросам, связанным с реализацией полномочий представителя учредителя;

-ходатайствовать перед руководителем управления образованием о необходимости решения на муниципальном уровне вопросов, влияющих на качество образования в образовательном учреждении.

4. Ответственность представителя учредителя.

4.1. Представитель учредителя несет ответственность за свои действия в соответствии с действующим законодательством РФ.

4.2. Нарушение представителем учредителя, должностные обязанности которого предусматривают выполнение им полномочий представителя учредителя, установленного настоящим положением, а также неисполнение указаний, данных ему учредителем, осуществляющим надзор и контроль за деятельностью образовательного учреждения, влечет за собой дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Аналогичные нарушения, допущенные представителем учредителя, осуществляющим свои полномочия на основе гражданско-правового договора, влекут ответственность, предусмотренную этим договором и действующим законодательством РФ.

5. Оплата труда представителей учредителя и возмещение командировочных расходов.

5.1. Представители учредителя, не являющиеся работниками управления образованием и его структурных подразделений, работают в Управляющем совете в качестве добровольцев (на общественных началах).

Оплата труда представителя учредителя, состоящего в трудовых отношениях с учредителем, и в должностные обязанности которого входит выполнение полномочий представителя учредителя, производится учредителем в соответствии с занимаемой должностью.

5.2. Общеобразовательное учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам управляющего совета за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе управляющего совета общеобразовательного учреждения (транспортные, командировочные и другие расходы) и выплаты премий.

Оплата командировочных расходов представителю учредителя производится по установленным действующим законодательством РФ нормам.

Премирование представителя учредителя осуществляется в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.

5.3. Компенсация расходов и выплата премий членам управляющего совета общеобразовательного учреждения может производиться исключительно из средств, полученных общеобразовательным учреждением за счет уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников.

6. Полномочия управления образованием и муниципального образовательного учреждения в области организации деятельности представителя учредителя.

6.1.Управление образованием администрации:

- обеспечивает руководство деятельностью представителя учредителя;

- обеспечивает подбор, направление на обучение кандидатов на

право быть назначенными представителями учредителя и назначение

представителей учредителя в управляющий совет, за деятельностью которых осуществляется надзор и контроль;

-отзывает представителя учредителя из Управляющего совета по основаниям, перечисленным в п. 2.6. настоящего Положения;

- распускает состав Управляющего совета в случаях, если управляющий совет:

§ дважды принял решения, противоречащие действующему законодательству РФ,

§ не проводил заседания в течение более 186 дней в течение учебного года;

§ дважды проводил заседания в отсутствие представителя учредителя.

Управляющий совет образуется в новом составе в течение одного месяца со дня издания учредителем приказа о роспуске Управляющего совета.

6.2.1. Учреждение обязано не позднее чем за 5 дней до объявленной даты заседания Управляющего совета:

- извещать представителя учредителя о проведении внеочередного собрания Управляющего совета, созываемого не по инициативе представителя учредителя;

-ознакомить представителя учредителя с проектами решений по планируемым вопросам повестки заседания Управляющего совета.

6.2.1. Учреждение имеет право направлять учредителю мотивированное ходатайство об отзыве представителя учредителя.

Институт развития государственно-общественного управления образованием

общественное участие в управлении образованием

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 13 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 320-ФЗ

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом соответствующей образовательной организации.

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 26 дополнена частью 5.1 с 13 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 320-ФЗ

5.1. К компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также иные вопросы, отнесенные уставом образовательной организации высшего образования к компетенции наблюдательного совета.

Информация об изменениях:

Статья 26 дополнена частью 5.2 с 13 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 320-ФЗ

5.2. В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формируются попечительские советы. Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции попечительского совета.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации о создании и деятельности Советов обучающихся в образовательных организациях, направленные письмом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N ВК-262/09

См. Методические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях, направленные письмом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N ВК-264/09

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Читайте также: