Беседа по музыке в начальной школе 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

Учить детей со пережив а ть чув ств ам, выр аж енным в му зык е.

Му зыканты г оворят , чт о это яз ык чув ств. Физики г ово рят , что это

зв ук овые к олебани я, вибрация. А поэты пишу т стихи, по св ященные музык е.

По слушайте стих отв орение К. Ибряев а, по св ященное музык е.

Если мы ост ановимся, замрем и п рислушаемся, т о услыши м зв уки ми ра

окру жающего нас. На прогу лк е в ле су мы услышим шеле ст листьев, жур чание

ле сног о ру чейка, пение птиц, стрек отание нас ек ом ых — поет ле с на разные

г олос а. На берегу моря — шу м прибо я, кр ики чаек, дельфинов. И нам до

К ог да же в первые человек слыш ит музык у? (о тветы детей)

Наверное, в первый раз он слышит м амину к олыб ельную. Послушайте

По чему дети зас ыпаю т по д к олыбель ные пе сни ? (отв еты детей)

К олыб ельные пе сни, как правил о, спок ойные по характер у , не ск ольк о

Дом а — это му ль тфильмы, фил ьмы, телепере да чи, все они

сопрово ждаю тся музык ой, к ото рая по дчеркив ает сю ж ет , драм а ту ргию,

харак теры г ероев, чт о поб у ждает эм оционально му сопереж иванию и лу чшему

На чиная с детск ого сада, музык а зву чит на в сех праздник ах, сопров ож дая

пе сни и танцы. На музык альных занятиях дети знак омятся с наро дной,

классиче ск ой музык ой, дру гими музыкальными стилями. В шк оле дети изу чают

так ой предмет , как музык а, и про д олжа ют слуша ть и испол нять му зыку .

Все великие к омпоз иторы писа ли музык у для детей, наверное пот о му , ч то

дети самые бл аг о дарные слу ша тели. Да и к омп озит оры стара лись писа ть

музык у ярку ю, образную, ст араясь изобразить в музык е прир о дные яв ления —

до ждь, гро м, пение ру чейка, шу м моря и т .д.. Т ак же к о мпозито ры ст арались

выразить в музык е мысли, чувств а, н астро ение лю дей — радо сть, вес елье,

Му зыку писа ли на все случаи жизни. Для детей — к олыб ельные,

танцевальные, игровые пе сни. Для праз дник ов — танцевальну ю музыку :

в альсы, польки, маз урки, полонезы, аранжировки наро дных танцев. Для

т орже ств и парадов — марши. Наро д всег да слагал пе сни о своей жи зни, они

по могали и в рабо те и на праз дник е и в повседневной жизни.

В классе х ореографии все движ ения выпо лняются п од музыку . М узык а

задает темп, ритм, х арактер. К ак ой же эт о танец без му зыки?

Дав айте пог овор им о ритме: ритмическая орга низация яв ляется о сновой

жизни. Все, окру жающее нас, живет п о зак онам ритма. Смена време н г о да,

дня и но чи, би ение сердца, в озрастные проце ссы - все это и мног о е

дру г ое по дчинено определе нно му ритму . По слушайте стих отв орение:

Ст уча т к оле са по езда: та - там, т а - там, та - т ам,

Зв у чит в орк е стре барабан: ба - бам, ба - бам, ба - бам.

Часы отст укив аю т так: тик - так, тик - так, тик - так,

Попроб уйте ра ссмотреть внима тельно, в деталях, как ой – либо орнамент . В

каждо м орнаменте о тдель ные ег о эл ементы пов т оряю тся и пов то р это т от личает

о дна о собе нно сть – ритмичн о сть. В музык е мы мо же м услыша ть такую ж е

ритмичность: длинные, к ороткие, сре дние п о длительности зв уки равно мерно,

упорядо ченно черед ую тся, обр азу я красо чные ритмиче ские уз оры, или

Зв уки различных инстр у ментов п о разному в лияю т на организ м человек а:

зв учание у дарных инстру ментов спо собно да ть ощу щение уст ойчивости,

уверенности в б у дущем, физиче ски взбо дрить, прида ть челов еку силы.

Дух овые инстр ументы в лияю т на фор миров ание эм оциональной с феры.

Ме дно - дух овые мгновен но проб уждаю т человек а о то с на, делаю т ег о бо дрым и

Интеллект у альной с фере соо тветств у ет му зыка, испо лняемая клав ишными

инстру ментами, о собен но форте пианная. Неслучайно зв у чание роял я назыв ают

самой ма тема тиче ск ой музык ой, а пиани стов о тно сят к музы кальной э лите,

к от орая об ладает че тким мышлением и о чень х орошей пам ятью.

Струнные и нстру менты прямо в озд ейств у ют на сердце. Они, о собе нно

скрипки, вио лончели и гитары, развив аю т в человек е чув ство со страд ания.

Вокальная му зыка в лияет на в е сь организм, но больше всег о на г орл о.

На музыку реагиру ет и темпера ту ра тела. Г ромк ая музыка с сильными

ритмами м ож ет пов ысить темпера тур у на не ск ольк о градусов и с огреть в х оло д,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка – искусство или оружие? Лекция для 2-3 классов.

Содержание материала: О влиянии музыки на физическое, эмоциональное и духовное развитие человека. Музыка как один из основных факторов, определяющих культурный уровень, расцвет или деградацию общества. Музыка как инструмент разрушения традиционных нравственных ценностей в XX веке. Исторический обзор различных музыкальных направлений и жанров. Гармонизирующее воздействие классической музыки. Негативное влияние на человека рок- и поп-музыки. Результаты научных исследований. Музыка как постоянный фон жизни в городах и последствия её бесконтрольного прослушивания.

Форма занятий: лекция с элементами практической работы.

Оборудование: проектор, колонки, компьютер.

Беседа о музыке для 2-го класса

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы хотели поговорить с вами о музыке.

Музыка окружает нас повсюду – она звучит во всех магазинах, кафе, из телевизоров и радио – музыка стала фоном и неотъемлемой частью нашей жизни. Мы уже не представляем нашего существования без музыки.

А вы знаете, как называются люди, сочиняющие музыку? (композиторы)

А каких композиторов вы знаете? Возможно, у вас есть любимые композиторы?

Как называются люди, исполняющие музыку? (музыканты, исполнители)

И начнём мы наше путешествие вот с такого маленького фильма с музыкой Моцарта.

Возможно, кто-нибудь знает композитора этой симфонии? (Вольфганг Амадей Моцарт. Фрагмент симфонии 40, Allegro).

А что такое музыка? (искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени).

Почему все люди слушают её? Зачем она нужна?

Действительно, слушаем музыку мы для настроения, для души.

А какая бывает музыка?

(быстрая – медленная, грустная – веселая, тревожная – чарующая, волнующая – спокойная).

Наверно, такая же, как и наше настроение?

Видите, музыка бывает различной, как и наше настроение. Когда нам грустно нам хочется слушать грустную, возможно, даже печальную (минорную) музыку, а когда весело и радостно на душе, то хочется танцевать и радоваться под весёлую (мажорную) музыку.

А вы знаете, оказывается, есть музыка, от которой люди болеют (отрывок не гармоничной музыки рок-н-ролл, 5 сек.).

Как вы думаете эту музыку можно назвать гармоничной и доброй? Благостно она будет влиять на наше здоровье?

А есть музыка исцеляющая, её ставят болеющим детям и взрослым, и от неё они быстрее поправляются.

Мне бы хотелось рассказать вам историю из жизни великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.

Многие музыковеды (люди изучающие музыку), считают, что второй фортепианный концерт Рахманинова оказывает лечебное воздействие, и они считают, что разгадка этого чуда кроется в истории создания этой музыки.

С.В. Рахманинов создал этот концерт после долгой душевной болезни, которой заболел от того, что его первый концерт раскритиковали. Целых три года он не мог ни играть, ни сочинять музыку, он практически умирал, на тот момент ему было всего 24 года.

Вернул его к жизни один врач, который смог убедить композитора снова заняться творчеством, потому что уверял его в том, что он обязательно напишет великую музыку, которая будет нужна всему человечеству.

И Сергей Рахманинов действительно написал великую музыку, посвятив её своему врачу.

Один из лучших мировых теноров испанец Хосе Каррерос признался, что в борьбе с тяжёлым заболеванием (лейкемией) ему очень помогла музыка С.В. Рахманинова, особенно Второй концерт для фортепиано.

Давайте послушаем ее. (С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2, часть 3, фрагмент 1 – 3 мин).

Поделитесь, какие чувства вы испытываете, прослушав это произведение? (успокаивает, вселяет надежду, радость к жизни).

Вам понравилось? Давайте продолжим игру.

Давайте поиграем! Мы будем ставить разную музыку, а вы скажете, что вы чувствуете, послушав эту музыку.

Может быть, кто-то узнал эту мелодию?

Скажите, какая музыка вам понравилась больше всего?

А вы знаете, что у Природы тоже есть своя музыка? (пение птиц, журчание ручья, жужжание пчел, шелест листьев, шум дождя)

Давайте окунемся в мир звуков природы:

Нравится вам музыка природы? Что чувствует человек, слушая пение птиц, шум дождя, шелест листьев? (умиротворение, гармонию звуков, спокойствие)

А вы знаете, что на звуки музыки реагирует весь окружающий нас живой мир и даже вода?

Известный японский учёный Эмото Масару брал воду, подвергал её воздействию разной музыки и замораживал, а потом изучал образовавшиеся кристаллы. И он сделал удивительное открытие.

Давайте сами станем чуть-чуть учёными и посмотрим, что же у него получилось.

Посмотрите на картинки справа и слева, что вы на них видите?

На правой картинке мы видим кристалл воды, который испытал на себе воздействие симфонии Моцарта, он превратился в прекрасную правильной формы снежинку, а слева – вода, которая запечатлела звуки негармоничной музыки, такой как рок – и это бесформенная масса.

Подводим итог: Вы, наверно знаете, что человек по большей части состоит из воды, поэтому любая музыка воздействует на наш организм так же, как на кристаллы воды.

Вы можете продолжить свои исследования и провести дома такой эксперимент: Поставьте в двух вазах цветы одного сорта и качества в разных комнатах. В одной комнате проигрывайте гармоничные мелодии (классическая музыка, звуки природы), а в другой – разрушающую музыку (панк-рок, джаз…) или включите на долгое время телевизор. Примерно через сутки вы станете свидетелями того, что в первом помещении цветы живут и расцветают, а во втором опустили головки и завяли.

Дорогие ребята, сегодня мы только приоткрыли дверь в волшебную страну Музыки, а путешествия по этой стране вы можете совершать самостоятельно или взять с собой своих родителей. Но вы теперь точно знаете, что музыка бывает разной, как доброй, так и разрушающей, и теперь сами сможете сделать правильный выбор, какую музыку слушать.

Мы очень рады познакомиться с вами!

А вам понравилось?

Мы будем очень рады увидеться снова.

Большое спасибо за внимание!

Домашнее задание: Дорогие ребята мы предлагаем вам дома нарисовать ту музыку, которую вы сегодня услышали, дайте волю вашей фантазии.

- Что помогло героям понять друг друга? Конечно, музыка. Как бы вы поступили, оказавшись на месте пастушка?

Прекрасная, полна благородия,
Звучит любимая . (Мелодия)

Дружбу звуков, говорят,
Называют словом . (Лад)

От рёва и до свиста,
Три в музыке . (Регистра)

Барабанщик в такт гремит ,
Чётко отбивает . (Ритм)

Быстрый, медленный момент,
Это - музыкальный . (Темп)

Громко-тихо, угадай-ка,
Громкость в музыке - . (Динамика)

Звучание разное затем,
Что разный музыкальный . (Тембр)

И в речи, и в музыке декламация
Передается за счет . (Интонации)


5. Творческое задание:
- А теперь совершим небольшое путешествие по сказочному лесу.
- Однажды гулял ёжик по лесу, собирал грибы, напевая себе что-то под нос. День выдался солнечный, теплый, весело щебетали птички. Выйдя за деревья, перед ним открылась чудесная поляна, усыпанная яркими цветами. От цветов доносились необычайно нежные, ласковые мелодии, у каждого цветка – своя мелодия. Ёжик зажмурился от удовольствия, забыв про свои грибы и яблоки. Неожиданно бабочка вспорхнула с цветка и заговорила с ним. Она предложила ему собрать волшебный букет - букет мелодий.


7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, сегодня вы сами убедились, что музыка помогает нам не только расслабиться, но и увидеть картины в своём воображении, о чем-то задуматься, понять что-то очень важное, что трудно бывает передать словами. В этом и заключается волшебная сила музыки.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Почему музыка так близка каждому из нас и не требует перевода?
- Как бы вы выразили свое настроение без слов?

Домашнее задание:
- Подберите пословицы или цитаты о музыке. Мы обсудим их на следующем уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные:

Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

Воспитание понимания детьми красоты и смысла музыки.

Воспитание интереса к исполнительской деятельности.

Образовательные:

Развивающие:

Развивать музыкальное мышление детей;

Развивать интерес к исполнительской деятельности;

Развивать музыкальные и творческие способности учащихся.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;

Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

Формирование умения вести диалог с учителем;

Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.

Оборудование и оформление:

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

Виды музыкальной деятельности на уроке:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Определение цели и задач урока;

Определение структуры урока;

Подбор методической литературы и музыкального материала;

Подготовка музыкальных произведений;

Подготовка материала для творчества;

Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

Организация начала урока 4мин.

1. Приветствие 1 мин.

2. Проверка готовности 1 мин

3. Мотивация к учебной деятельности: 2 мин

Актуализация знаний: 8 мин.

Открытие новых знаний: 28 мин.

1. Вступительное слово учителя 5 мин.

2. Работа с учебником. Чтение рассказа 5 мин.

3. Исполнительство – разучивание песни 10 мин.

4. Творчество - 5 мин.

Рефлексия: 6 мин.

Итоги урока: 3 мин.

Домашнее задание: 1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У: Ребята, здравствуйте. Зовут меня Алина Николаевна, и урок музыки сегодня у Вас проведу я. Работа предстоит серьезная и непростая. Мы с Вами окунемся в удивительных мир красоты и волшебных звуков.

2. Проверка готовности

Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Нам понадобиться: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Лишнее убираем!

3. Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний:

У: Ребята, о чем Вы говорили на прошлом уроке?

Д: О нотах и их обозначениях.

У: Ребята, а что такое нота?

Д: Нота-это графическое обозначение звука в музыкальном произведении.

У: Давайте проверим, насколько Вы запомнили их названия (Один ученик выходит к доске и записывает названия нот в правильном порядке)

У: Какое количество нот у нас получилось?

У: Правильно. А давайте попробуем записать ноты на доске в обратном порядке. (Ученик выходит к доске и записывает ноты в обратном порядке).

У: Теперь, ребята, мы попробуем назвать слова, в которых есть названия нот.

Д: Доска, река, лягушка, фантик, миска, синица.

У: Ребята, когда ноты выстраиваются в ряд, как можно назвать такое положение нот? Ребята, если мы с Вами поем ( до-ре-ми-фа-соль-ля-си), то как это называется?

У: Давайте пропоем все вместе. Далее исполнение звукоряда по рядам.

У: Ребята, а знаете ли Вы из каких частей состоит нота?

У: Давайте с Вами повторим эти части.

Д: Дети выходят к доске и подписывают части ноты: 1. головка; 2. штиль; 3. флажок.

У: Ребята, но ноты бывают разные: ноты с одежкой, но без штиля, с с одежкой и штилем, без одежки со штилем. Посмотрите внимательно на доску.

У: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями.

II. Открытие новых знаний.

1. Вступительное слово учителя

Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке. А обозначается акцент в нотной записи следующим знаком

У: А теперь обратимся к понятию такт. Такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями. (продолжить рассказ про тактовую черту).

У: Ребята, обратите внимание на цифры возле скрипичного ключа: 3 и 4. Так обозначают музыкальный размер.

Верхняя цифра показывает сколько нот в такте (в нашем такте их 4), а нижняя цифра показывает какая длительность (четвертная)


Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые.

У: Запомните основные музыкальные размеры:

1. Размер 2/2 состоит из двух долей величиной равных половинной длительности;

2. Размер 3/4 состоит из трёх долей величиной равных четвертной длительности;

3. Размер 4/4 состоит из четырёх долей величиной равных четвертной длительности;

4. Размер 7/8 состоит из семи долей величиной равных восьмой длительности;

5. Размер C эквивалентен 4/4;


6. Размер () эквивалентен 2/2 (Alla Breve)

У: Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием сильных, слабых и относительно сильных долей. А как вы думаете - почему?

Д: Музыку так легко услышать.

У: Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры.

У: Ну а сейчас ребята познакомимся с новыми понятиями!

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.

Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.

2. Работа с учебником. Чтение рассказа.

–Можно прослушать собачий вальс!

Мишка, Трезор, и Полкан, и Армишка

Затеяли вместе все вальс танцевать, -

Но не в лад, невпопад закружились, упали

И начали лапки друг другу кусать!

Какой танец затеяли звери.

У: А что такое вальс? Как его надо танцевать?

Д: Вальс это - плавный кружащийся танец, который исполняется парами.

А почему у зверей не получилось.

А вы знаете какие бывают вальсы?

Д: Вальсы бывают:

У: Сейчас прослушаем вальс, а вы подумайте и скажите какой из перечисленных вальсов звучит!

2 Слушание всех вальсов ( праздничный вальс; торжественные вальс; благодарный вальс)

Д: 1- праздничный

3. Беседа после слушания

У: Как изменяется музыка, какую картинку вы видите перед глазами, когда слушаете праздничный вальс; торжественные вальс; благодарный вальс

У: Так же существуют народные танцы в котором музыкальный размер 2/4

У: А что такое народные танцы, как вы думаете?

Д: Народный танец - танец определенной национальности, народности или региона.

Трепа́к — старинный русский народный танец с сильным притопыванием.

У: Перед тем как начать слушание, задам вам вопрос на который вы ответите после прослушивания!

Какое настроение у мелодии?

Д: Весело, быстрое, хочется танцевать.

. Полька - старинный чешский народный танец. Исполняется по кругу. И так же имеет размер 2/4

У: А какой характер у польки?

Д: веселый, праздничный.

Физ. Минутка (игра):

1. Все ребята дружно встали( Выпрямится.)

И на месте зашагали. ( Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)

2. А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

3. Исполнительство – разучивание песни.

Беседа по содержанию песни

Д: Музыкальный размер.

У: Песенку будем учить по частям. Я буду говорить Вам слова, а Вы повторять за мной.

Д: Дети повторяют.

Д: Дети повторяют.

Д: Дети повторяют.

У: А теперь мы исполним эту песню, будьте внимательны. При исполнении песни чётко произносите слова.

У: Молодцы, ребята!

4. Творчество

У: Просмотр рисунков детей.

У: А теперь положите свои рисунки на край парты и вспомним что прошли на уроке.

III. Рефлексия.

У: Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?

Д: О музыкальном размере

У: Как называлась тема нашего урока?

Так для чего же нужен музыкальный размер?

У: С какими новыми терминами вы сегодня познакомились?

Д: Такт, акцент, метр, доля, трепак, полька

У: А что такое доля?

Д: Это один, как бы, удар невидимого метронома — метр

У: Какую песню мы сегодня разучили?

IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне очень понравилось, как Вы работали сегодня на уроке. Вы все активно работали и были внимательны при разучивании песен и изучении новой темы. Я надеюсь, что Вам понравился урок?

V. Домашнее задание:

У: Ребята, спасибо, урок окончен!

Используемая литература:

План-конспект урока музыки;

4. Дидактический материал: чистые листы с нотным станом и скрипичным ключом для творческой работы.

Читайте также: