Предшкольная подготовка в доу по фгос

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация предшкольной подготовки

в условиях общеобразовательного учреждения с учетом

федерального государственного общеобразовательного стандарта

Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).

Предшкольное образование – это педагогическая инновация, то есть изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения дошкольников старшего возраста, оно не может и не должно заменить собой дошкольное.

Главная задача, которую должно решать предшкольное образование – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Необходимо также, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития.

В чём же заключается подготовка к школе?

Вот что об этом пишет Л.А. Вегнер: “Первым условием успешного учения ребёнка в школе является наличие у него соответствующих мотивов: отношения к учению как значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к учебным действиям. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующее к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему, стремлении узнать новое”. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, наблюдении. Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит.

Важно не упустить этот период активности, любознательности ребёнка, а поднять его на новый уровень развития, адаптировать к новой для него в будущем деятельности – школьника.

Учителя, работающие в школе, знают, что дети начинают обучение в школе с разного старта. Одни уже имеют определённые умения (сосредотачиваться, работать определённое время в соответствии с целью, выполнить просьбу учителя и т.д.), другие – испытывают трудности адаптации к учебной деятельности. Отсутствие дошкольного учреждения на территории поселка, делает период адаптации ребенка к школе более сложным, болезненным, ребенок подготавливается к самообучению и самовоспитанию, а главное с большим желанием идет в первый класс.

Чтобы обеспечить более успешное привыкание к школьной жизни и деятельности, нужно активно использовать для развития учебных умений и навыков детей период дошкольного детства.

В настоящее время практикуются различные модели организации предшкольного образования. Однако более востребованной на практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе общеобразовательных учреждений.

В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам. Эти программы созданы и экспериментально проверены коллективами психологов и педагогов ведущих научно-исследовательских лабораторий страны, обладающих бесспорным авторитетом в области дошкольного образования.

Но основные позиции по организации предшкольной подготовки детей должны принадлежать школе. Школа предъявляет определенные требования к поступившим в первый класс детям и таким образом навязывает общественному сознанию модель будущего успешного ученика. Поэтому целесообразнее, если она является главным организатором предшкольной подготовки и участвует в реализации своей модели.

Несколько лет на базе нашей школы проводится предшкольная подготовка детей – будущих первоклассников в форме группы кратковременного пребывания.

Организация подобной группы отвечает потребностям и сегодняшнего уровня общественной жизни детей – будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе. Занятия обеспечены наглядным тренировочным материалом, интересным и доступным для детского восприятия, позаимствованным у начальной школы.

К тому же она как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада.

По действующему СанПиН для детей возраста 5 – 7 лет проводится не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 30 минут, в нашей школе – не более 9 занятий в неделю (СанПиН 2.4.1.1249 – 03). Продолжительность обучения- 33 недели без учета каникул в ноябре, январе, феврале и марте.

Организованная образовательная деятельность проводится 3 дня в неделю с понедельника по пятницу, с 08.30 до 10.20 часов по 3 занятия в день. Перерыв между занятиями – 10 минут и посещение столовой – 30 минут. Ежедневная прогулка на свежем воздухе. В школе дети не спят, родительская плата за оказание услуг не взимается, родители платят только за питание детей в столовой.

Для осуществления образовательной деятельности в школе созданы необходимые условия:

- отдельный кабинет с мебелью (парты, стулья, доска);

- учебно-методические пособия (наборы для сюжетно – ролевых игр, настольно – печатные игры, плакаты, раздаточный материал, спортинвентарь и другое).

Предшкольное образование при школе оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку, налаживается партнерство между школой и родителями.

Система работы позволяет учителю и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, увидеть в родителях помощников, соучастников в процессе воспитания и обучения их детей. Важно, чтобы такая работа была согласованной.

С этой целью провожу анкетирование родителей, чтобы лучше узнать о каждом ребёнке и использовать полученную информацию в своей работе, и консультировать родителей по текущим вопросам, оказывая помощь в воспитании детей, создании условий для гармоничного развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями, анкетирование в конце года позволяет судить об удовлетворенности родителей и детей проводимой работой.
В ходе подобного общения родители имеют возможность:

- познакомиться с жизнью школы;

- получить представления об успехах ребёнка;

- услышать нужные рекомендации.

В этом же видит преимущество предшкольной подготовки и сама школа.

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Поэтому образовательная деятельность, как показывает практика, на базе школы, при наличии необходимых условий дает свои положительные результаты:

- дети адаптированы к школьной жизни;

- готовы к новой социальной роли – роли ученика;

- заложено развитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности;

- дети обеспечены единым стартом будущих первоклассников;

- родители вовлечены в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.

Общие результаты работы позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности предшкольного образования на базе общеобразовательного учреждения. Хотя родители с опаской отдают своих детей в школу, боясь, что их лишат там детства.

Ребенок по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие и в области физического развития.

Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Гост

ГОСТ

Сущность и значимость предшкольной подготовки

Предшкольная подготовка – это специально организованный педагогический процесс, направленный на обучение и воспитание детей дошкольного возраста, и исполняющий функцию социального контроля за физическим, психическим, интеллектуальным состоянием ребенка перед его поступлением в первый класс.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования на первый план вышла проблематика своевременной и качественной подготовки детей-дошкольников к обучению в школе. Современному дошкольному образованию характерно наличие традиций в развитии, воспитании и подготовке детей к дальнейшей учебе в школе. Но в связи с тем, что все больше родителей отказывается от детских садов, возникает необходимость создать систему образования детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, чтобы обеспечить им равные стартовые возможности для дальнейшей учебы в начальной школе.

Организовывать предшкольную подготовку необходимо в соответствии со следующими педагогическими условиями, облегчающими интеллектуальную и социально-личностную адаптацию ребенка:

  • личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка;
  • моделирование образовательной среды, которая способствует его личностному и познавательному развитию;
  • опора на достижения дошкольного детства;
  • направленность на развитие творческих способностей детей-дошкольников в разных видах деятельности – игре, свободном общении, изобразительной деятельности, конструировании, театрализации и пр.

Главной целью предшкольной подготовки выступает формирование выраженной внутренней учебной мотивации, повышение уровня развития речи и сенсомоторной координации у ребенка. В ее результате у старших дошкольников отмечается ряд изменений: идет совершенствование психофизиологических функций, формируются сложные личностные новообразования, интенсивно развиваются познавательные мотивы, связанные с учебной деятельностью, возникает потребность интеллектуальной деятельности и овладения новыми знаниями.

Готовые работы на аналогичную тему

Организация предшкольной подготовки

Основная форма обучения детей в предшкольных группах – занятия, которые требуют познавательной активности, в частности - двигательно-активные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры.

Организация предметной среды и жизненного пространства предшкольных групп базируется на принципах предметно-культурного насыщения пространства, предоставления детям прав изменения, украшения, преобразования пространства в соответствии с собственным замыслом, свободе выбора деятельности, соответствующей интересам и потребностям ребенка.

В ДОУ реализуют следующие цели и задачи непрерывного образования:

  • приобщить детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развить его положительное самоощущение;
  • развить инициативность, любознательность, способность творчески самовыражаться;
  • формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную и другие виды деятельности детей;
  • развивать компетентность в области отношений к миру, людям и самому себе.

Работа с родителями – одно из значимых направлений воспитательно-образовательной деятельности ДОУ. Семья оказывает огромное влияние на развитие личностных черт ребенка, так как единство целей и задач социального и семейного воспитания детей заложено самой природой. Большое значение имеет взаимодействие ДОУ с семьей в современном мире. Только при поддержке со стороны семьи, возможно отследить динамику интеллектуального и физического развития ребенка. Учителя стремятся удовлетворять запросы родителей по развитию и воспитанию детей.

Педагоги проводят диагностику уровня развития ребенка, на основании чего планируется образовательный процесс, создается развивающая игровая среда.

Учителя рассказывают об успехах детей, задачах, которые перед ним ставятся, и также получают информацию от родителей. Двусторонний поток информации, опыта и знаний, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество успешнее.

В рамках предшкольной подготовки проводится педагогическое просвещение родителей, ежегодно идет обновление банка данных о дошкольниках, которые не посещают ДОУ, выявляются причины непосещения и образовательные потребности этих детей, организуются группы кратковременного пребывания, отвечающие потребностям и интересам родителей. Работа такого рода способствует развитию позитивного общественного мнения об учреждении, повышая спрос на образовательные услуги, обеспечивая доступность качественных образовательных услуг, улучшая подготовку детей для дальнейшего обучения в школе и более легкому прохождению адаптации к новым социальным условиям.

В современных ДОУ сформирована единая система взаимодействия специалистов. Преемственность в работе узких специалистов обеспечена применением единых комплексных и парциальных программ, и различных форм работы специалистов с воспитателями, родителями и детьми.

К основным направлениям работы узких специалистов относят:

  • диагностическое;
  • информационное;
  • консультативное;
  • коррекционно-развивающее;
  • аналитическое;
  • научно-методическое.

Узкие специалисты занимаются сбором необходимой информации о ребенке, анализируют информацию и намечают пути решения вопросов, готовят индивидуальные рекомендации и консультации для педагогов и родителей.

Еще одна популярная форма организации предшкольного образования – группы кратковременного пребывания, функционирующие с целью подготовки детей к обучению в школе. Дети в таких группах интегрируются в основную группу и посещают все занятия в режиме ДОУ.

Одним из компонентов, помогающих определить готов ли ребенок обучаться в школе, является его психическое и физическое развитие. В связи с этим, одной из основных задач по интеграции ДОУ и школы является укрепление здоровья детей и повышение их сопротивляемости заболеваниям через систематическое закаливание, рациональный режим, правильное питание, создание условий для повышения самостоятельной двигательной активности.

Рабочая программа по предшкольной подготовке

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

1.1. Возрастные особенности детей 6-7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие харак­терные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ре­бенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространст­во усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслежи­вать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупа­тель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажи­рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появ­ления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать испол нение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переда­ваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, воен­ные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.,

Изображение человека становится еще более детализированным и про­порциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, под бородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются худо­жественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обоб­щенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорци­ональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они доста точно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится конс­татировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, при­лагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем поз­навательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.2. Организация режима пребывания детей

в образовательном учреждении

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 14 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

Режим дня подготовительной группы

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.

Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.

Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.

Читайте также: