Древнее общество морган краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

При этом Г. Л. Морган был уверен, что первая форма управления была очень эффективной не только в прошлом, но и связывал будущее человечества с ее возрождением на новой основе.

Разумеется, что признание этой точки зрения во многом зависит от того, как измерять эффективность управления. Если ее измерять с помощью ВВП, то родовая форма будет крайне неэффективной, а та, которая практиковалась, например, в нацистской Германии или, скажем, пиночетовской Чили, очень эффективной. Морган эффективной считает ту форму управления, которая создает лучшие условия для развития личности. Энгельсу очень понравился такой подход. Он восхищается не только телесным совершенством первобытных людей, необыкновенно развитым у них чувством независимости и личного достоинства, но и, например, их военной стойкостью, мужеством, совершенством общественной организации родового строя.

Полагаю, что такой подход помог бы прояснить очень многие загадки древней истории, которые остаются загадками в первую очередь потому, что историки рассматривали их в первую очередь как цивилизации (civitas), в то время как их достижения могли определяться тем, что с точки зрения управления они представляли собой еще больше societas, чем civitas.

Одну из таких загадок истории представляют собой трипольские поселения-гиганты. Некоторые из них занимали площадь от 100 до 450 га и имели население от 3 до 14 тыс. человек. В трипольских поселениях не находят никаких следов имущественной дифференциации — археологи даже жалуются, что раскопки трипольских домов представляют собой совершенно неинтересную работу, поскольку все дома практически одинаковы. Никаких следов государства — ни дворцов, ни церквей, ни тюрем. Для того, чтобы понять, насколько высоким был уровень управления в этих поселениях, достаточно вспомнить, что в среднем западноевропейском городе эпохи Cредневековья жило не больше 5–7 тысяч человек. Если же учесть, что это — эпоха энеолита, и трипольцы пользовались почти исключительно каменными, деревянными и костяными орудиями, то даже сложно вообразить, насколько совершенной должна была быть организация труда и насколько высокой культура управления, чтобы такие крупные поселения могли существовать на протяжении десятилетий, а потом организовано перебазироваться на другие места.

Нельзя забывать, что и первая попытка вырваться за рамки господства частной собственности в целом была тоже предпринята городской коммуной, Парижской Коммуной.

Альтернативой движению в этом направлении может оказаться цивилизационная катастрофа такого же масштаба.

Такой сценарий Г. Л. Морган, кстати, тоже предвидел.

Характеризуя форму управления, основанную на частной собственности и воплощённой в государстве, он писал следующее:

Глава 1. Этнические периоды — 5
Развитие человечества от самых низших ступеней. — Оно иллюстрируется изобретениями, открытиями и учреждениями. — Две основные формы управления: одна — родовая и социальная, образующая общество (societas), другая — политическая, образующая государство (civitas). — Первая основывается на личностях и родовом начале, последняя — на территории и собственности. — Первая является формой управления древнего общества, вторая — современного или цивилизованного общества — Единообразие человеческого опыта. — Намечаемые этнические периоды: I. Низшая ступень дикости; И. Средняя ступень дикости; III. Высшая ступень дикости; IV. Низшая ступень варварства; V. Средняя ступень варварства; VI. Высшая ступень варварства; VII. Ступень цивилизации.

Глава 2. Средства существования — 14
Господство человека над землей. — Власть над средствами существования как условие этого господства. — Только человек приобрел эту власть. — Последовательные виды средств существования: I. Природные средства существования; II. Рыбная пища; III. Мучная пища; IV. Мясная и молочная пища; V. Неограниченные средства существования, добываемые полевым земледелием. — Большие промежутки времени между ними.

Глава 3. Пропорции человеческого прогресса — 26
Обзор линий человеческого прогресса. — Главнейшие достижения современной цивилизации. — Античной цивилизации. — Позднейшего периода варварства. — Среднего периода. — Древнейшего периода. — Периода дикости. — Низкое состояние первобытного человека. — Развитие человечества в геометрической прогрессии. — Относительная длина этнических периодов. — Появление семитических и арийских семей.

Часть II. Развитие идеи управления

Глава 1. Организация общества на основе различия полов — 30
Австралийские классы. — Они организованы на основе различия полов. — Архаический характер этой организации. — Австралийские роды. — Восемь классов. — Порядок заключения брака. — Происхождение по женской линии. — Изумительная брачная система. — Два мужских и два женских класса в каждом роде. — Нововведения, касающиеся классов. — Род остается в рудиментарном состоянии.

Глава 2. Ирокезский род — 38
Родовая организация. — Ее широкое господство. — Определение рода. — Счет происхождения по женской линии составляет архаический порядок. — Права, привилегии и обязанности членов рода. — Право избрания и смещения сахема и вождей. — Обязанность не вступать в брак в пределах рода. — Взаимное право наследования в имуществе умерших членов. — Взаимная обязанность помощи, защиты и отмщения обид. — Право рода давать имена своим членам. — Право усыновления в род чужих. — Общие религиозные обряды (?). — Общее кладбище. — Совет рода. — Роды называются по именам животных. — Численность рода.

Глава 3. Ирокезская фратрия — 52
Определение фратрии. — Соединение родственных родов в высшую организацию. — Фратрия ирокезских племен. — Ее состав. — Ее порядки и функции. — Общественные и религиозные. — Примеры — Аналогия с греческой фратрией, но в ее архаической форме. — Фратрия чокта. — Чиказа. — Мвхеганов. — Тлинкитов. — Вероятность всеобщего распространения у американских туземцев.

Глава 4. Ирокезское племя — 61
Племя как организация. — Оно состоит из родов, говорящих на одном диалекте. — Территориальное разъединение вело к образованию различий в языке и сегментации. — Племя — естественное образование. — Иллюстрации. — Атрибуты племени. — Территория и название. — Особый диалект. — Право назначать и смещать сахемов и вождей. — Верования и культ. — Совет вождей. — В некоторых случаях — верховный вождь племени. — Три последовательные формы родового управления: первая — правление одной власти; вторая — двух властей; третья — трех властей

Глава 5. Ирокезская конфедерация — 72
Естественное образование конфедераций. — Они основываются на общих родах и общности языка. — Ирокезские племена. — Их поселение в штате Нью-Йорк. — Образование конфедерации. — Ее структура и основания. — Учреждение пятидесяти сахемств. — Они сделаны наследственными в определенных родах. — Число сахемов, установленных для каждого племени. — Эти сахемы образуют совет конфедерации. — Гражданский совет. — Порядок вершения дел. — Единогласие как необходимое условие его деятельности. — Траурный совет. — Порядок поднятия сахемов. — Высшие военональники. — Эта должность является зародышем высшей исполнительной власти. —
Умственные способности ирокезов.

Глава 6. Род у других племен ганованской семьи — 88
Классификация американских туземцев. — Род у индейских племен, порядки счета происхождения и наследования: — I. Ходеносаунскне племена. — II- Дакотские племена. — III. Племена Мексиканского залива. — IV. Пауии. — V. Алгонкины. — VI. Атапаско-апачи. — VII. Племена северо-западного побережья. — Эскимосы — особая семья. — VIII. Племена салиш, сахаптин и кутенай. — IX. Шошоны. — X. Оседлые индейцы Новой Мексики и Центральной Америки. — Южно-американские индейские племена. — Вероятность универсального распространения родовой организации во всей ганованской семье.

Глава 7. Ацтекская конфедерация — 109
Ошибочное представление об ацтекском обществе. — Уровень его развития. — Племена нахуатль. — Заселение ими Мексики. — Основание пуэбло Мексике в 1325 году. — Учреждение ацтекской конфедерации в 1426 году. — Пределы территориального господства. — Вероятная численность населения. — Были ли ацтеки организованы в роды и фратрии? — Совет вождей. — Его вероятные функции. — Должность Монтецумы. — Выборное начато. — Низложение Монтецумы. — Вероятные функции его должности. — Учреждения ацтеков были в основе демократическими. — Их строй был военной демократией.

Глава 8. Греческий род — 125
Начальное состояние греческих племен. — Их родовая организация. — Изменения в характере рода. — Необходимость возникновения политической системы. — Проблема, подлежавшая разрешению. — Образование государства. — Описание греческих родов, фратрий и племен, данное Гротом. — Атрибуты рода. — Сходство с ирокезским родом. — Должность вождя рода. — Была ли она выборной или наследственной. — Род — основание социальной системы. — Древность родовой родословной. — Наследование имущества. — Архаический и позднейший порядок. — Родство между членами рода. — Род — средоточие общественного и религиозного влияния.

Глава 9. Фратрия, племя и нация греков — 136
Афинская фратрия. — Как она возникла. — Определение Дикеарха. — Ее преимущественно религиозные цели. — Фратриарх. — Племя. — Оно состояло из трех фратрий. — Филобасилевс. — Нация. — Она состояла из четырех племён. — Булё, или совет вождей. — Агора, или народное собрание. — Басилевс. — Положение этой должности. — Военные и жреческие функции. — Вопрос о гражданских функциях. — Правление героического периода было военной демократией. — Определение басилевса, данное Аристотелем. — Позднейшая афинская демократия. — Она унаследована от родов. — Ее могущественное влияние На развитие Афин.

Главе 10. Учреждение греческого политического общества — 148
Роды перестают быть основой управления. — Законодательство Тезея. — Попытка заменить рода классами. — Ее неуспех. — Упразднение должности басилевса. — Архонты. — Навкрарии и триттии. — Законодательство Солона. — Имущественные классы.— Частичный переход гражданской власти от родов к классам. — Лица, не принадлежащие ни к какому роду, делаются гражданами. — Сенат. Экклезия. — Политическое общество частью осуществлено. — Законодательство Клисфена. — Учреждение политического общества. — Аттический дем или городская община. — Его организация и права. — Его местное самоуправление. — Локальное племя или округ. — Аттическая республика. — Афинская демократия.

Глава 11. Римский род — 159
Родовая организация италийских племен. — Основание Рима. — Племена, организованные в военную демократию. — Римский род. — Определения родичей, данные Цицероном, Фестом и Варроном. — Счет происхождения по мужской линии. — Брак вне рода. — Права и обязанности членов рода. — Демократический строй древнего латинского общества. — Число лиц в роде.

Глава 12. Курия, племя и народ римлян — 172
Римское родовое общество. — Четыре стадии организации. — 1. Род. 2. Курия, состоящая из десяти родов. 3. Племя, образовавшееся из десяти курий. 4. Populus romanus, образовавшийся из трех племен. — Числовое соотношение. — Как оно возникло. — Концентрация родов в Риме. — Римский сенат. — Его функции. — Народное собрание.— Его права. — Верховная власть народа. — Должность военачальника (Rex). — Его власть и функции. — Демократический по существу характер римских родовых учреждений.

Глава 13. Учреждение римского политического общества — 185
Populus. — Плебеи. — Клиенты. — Патриции. — Границы этого сословия. — Законодательство Сервия Туллия. — Учреждение имущественных классов. — Учреждение центурий. — Неравенство прав голосования. — Comltia centuriata вытесняют comitia curiata. — Классы сменяют роды. — Ценз. — Плебеи делаются гражданами, — Учреждение городских округов. — Учреждение сельских общин. — Число племен увеличивается до четырех. — Племена становятся локальными, а не родственными. — Характер новой политической системы. — Упадок и исчезновение родовой организации.— Дело, которое она выполнила.

Глава 14. Переход счета происхождения из женской линии в мужскую — 196
Как этот переход мог произойти. — Мотивом его было наследование имущества. — Счет происхождения по женской линии у ликийцев. — Критян. — Этрусков.— Вероятно, у афинян во времена Кекропса. — Сто семейств локров. — Свидетельство брачных отношений. — Туранская система родства у греческих племен. — Предание о Данаидах.

Глава 15. Род у других племен человеческой семьи — 203
Шотландский клан. — Ирландский септ. — Германские племена. — Следы прежней родовой системы. — Род у южно-азиатских племен. — У племен северной Азии. — У племен Урала. — Сто семейств китайцев. — Еврейские племена, повидимому, состоявшие из родов и фратрий. — Род у африканских племен. — Род у австралийских племен. — Подразделения фиджийцев и рева. — Широкое распространение родовой организации.

Часть III. Развитие идеи семьи

Глава 1. Древняя семья — 216
Пять последовательных форм семьи. — Первая — кровнородственная семья. — Она создала малайскую систему родства и свойства. — Вторая — пуналуальная. — Она создала туранскую и ганованскую системы. — Третья — моногамная. — Она создала арийскую, семитическую и уральскую системы. — Синдиасмическая и патриархальная семьи составляют переходные формы. — Обе они не создали особой системы родства. — Эти системы являются результатом естественного развития. — Две основные формы. Одна — классификационная, другая — описательная. — Общие принципы этих систем. — Их стойкость и постоянство.

Глава 2. Кровнородственная семья — 225
Существование в прежнее время этой формы семьи доказывается малайской системой родства. — Гавайская система, взятая как типическая. — Пять степеней родства. — Детали системы. — Она объясняется групповым браком между братьями и сестрами. — Первобытное состояние общества на Сандвичевых островах. — Девять степеней родства у китайцев. — Они совпадают в основе с гавайскими. — Пять степеней родства в идеальной республике Платона. — Таблица малайской системы родства и свойства.

Глава 3. Пуналуальная семья — 245
Пуналуальная семья сменила кровнородственную. — Как совершился этот переход. — Гавайский обычай пуналуа. — Он был, вероятно, широко распространен в прошлом. — Роды возникли, вероятно, из пуналуальных групп. — Туранская система родства. — Она создана пуналуальной семьей. — Эта система служит доказательством существования данной формы семьи в то время, когда она сложилась. — Детали этой системы. — Истолкование выражаемых ею видов родства и их возникновение. — Таблица туранской и ганованской систем родства и свойства.

Глава 4, Синдиасмическая и патриархальная семьи — 269
Синдиасмическая семья. — Ее состав. — Ее характерные черты. — Влияние на нее родовой организации. — Склонность к сожительству парами — продукт позднего развития. — Изучать древнее общество следует там, где мы находим его наиболее типические образцы. — Патриархальная семья. — Отцовская власть — ее основная черта. — Второстепенное значение полигамии. — Римская семья, ее сходство с патриархальной. — Отцовская власть не была известна прежним формам семьи.

Глава 5. Моногамная семья — 276
Эта семья — сравнительно недавнего происхождения. — Термины familla. — Семья древних германцев. Гомеровских греков. — Греков эпохи цивилизации. — Затворничество женщин. — Обязанность моногамии не соблюдается мужчинами. — Римская семья. Подчиненное положение женщин. — Арийская система родства. — Она возникла при моногамии. — Ей предшествовала, вероятно, туранская система. — Переход от туранской к арийской. — Римская и арабская системы родства. — Детали первой. — Современная моногамная семья. — Таблица.

Часть IV. Развитие идеи собственности

Глава 1. Три порядка наследования — 315
Собственность в периоде дикости. — Медленный ход прогресса. — Первый порядок наследования. — Имущество распределяется между родичами. — Собственность на низшей ступени варварства. — Зачаток второго порядка наследования. — Распределение среди агнатических родственников. — Улучшение характера человека. — Собственность на средней ступени варварства. — Порядок наследования на этом периоде недостаточно выяснен. — Вероятно, наследовали агнаты.

Глава 2. Три порядка наследования (окончание) — 322
Собственность на высшей ступени варварства. — Рабство. — Землевладение у греческих племен. — Культура этого периода. — Ее блеск. — Третий порядок наследования. — Исключительное право детей. — Еврейские племена. — Порядок наследования. — Дочери Салпаада. — Имущество оставалось во фратрии и, вероятно, вроде. — Очередность наследования. — Наследование у афинян. — Исключительное право детей. — Очередность наследования. — Наследство оставалось в роде. — Наследницы. — Завещания. — Наследование у римлян. — Очередность наследования. — Наследство оставалось в роде. — Появление аристократии. — Погоня человечества за собственностью. — Единство происхождения человечества.

Указатель авторов — 341

В этот день:

На низшей ступени варварства начали развиваться высшие свойства человека. Личное достоинство, красноречие, религиозное чувство, пря­мота, мужество, храбрость стали теперь общими чертами характера, но вместе с ними появились жестокость, предательство и фанатизм. В религиипочитание стихий с смутным представлением о персони­фицированных божествах и о великом духе; примитивное стихосложение, общие дома и хлеб из кукурузы — относятся к этому периоду. Он поро­дил также синдиасмическую семью и конфедерацию племен, организованных в фратрии и роды. Воображение, этот великий дар, так много содейство­вавший развитию человечества, начало теперь создавать неписанную литературу мифов, легенд и преданий, оказывая уже могущественное влияние на человеческий род.

III. Собственность на средней ступени варварства

Об этом периоде сохранилось значительно меньше сведений, чем о каком-либо другом.

Он был представлен во всем своем варварском блеске у оседлых ин­ дейцев Северной и Южной Америки ко времени их открытия. Эта эпоха начинается в восточном полушарии одомашнением животных, в запад­номпоявлением оседлых индейцев, живущих в больших общих домах из необожженного кирпича, в некоторых местностях — сложенных из камня.

Возделывание кукурузы и других растений с применением орошения, которое потребовало искусственных каналов; грядки, разбитые на квад­ратных участках, с прорытыми бороздами для задержания воды.

Часть этих оседлых индейцев ко времени их открытия производила бронзу, что приблизило их к процессу плавления железной руды.

Общий дом в виде крепости занимал среднее положение между се­лением, обнесенным частоколом, на низшей ступени, и городом, окружен­ным стеной, на высшей ступени. Ко времени открытия Америки там не существовало городов в собственном смысле слова.

В военном искусстве успехи незначительные, если не считать улуч­шения обороны посредством сооружения больших домов, обычно непри­ступных для нападения индейцев. Они изобрели: набитый хлопком сте­ганый панцирь (escaupiles) как дополнительную защиту от стрел, и обоюдоострый меч (macuahuitl), обе стороны которого снабжены рядом острых кусков кремня, вделанных в деревянный клинок. Они продолжали еще употреблять лук и стрелы, копье, палицу, кремневые ножи, топоры и другие каменные орудия, хотя имели уже медный топор и долото, ко­торые по каким-то причинам так и не вошли во всеобщее употребление.

К кукурузе, бобам, тыкве и табаку присоединились теперь хлопок, перец, томаты, какао и культура некоторых плодов. Род пива делался из подвергнутого брожению сока магуей

Однако ирокезы приготовляли подобный же напиток, подвергая броже­нию сок одного из видов клена.

Благодаря усовершенствованию способов гончарного производства изготовлялись глиняные сосуды вместимостью по нескольку галлонов, тонкой работы и с превосходным орнаментом. Чаши, горшки, кружки для воды производились в изобилии.

К. МАРКС

Жречество, организованное в иерархию, отличающееся особой одеж­дой, персонифицированные божества и идолы, олицетворяющие их, а также человеческие жертвы появились впервые в этот период.

Возникают два больших индейских пуэбло, Мехико и Куско, насчиты­вавших каждое свыше 20 000 жителей, — число, до того времени неслы­ханное.

Аристократический элемент в обществе, в слабой форме — в лице вождей, гражданских и военных, благодаря росту количества людей, находившихся под единым управлением, и возросшей сложности дел.

Восточное полушарие. Мы находим здесь туземные племена в этот иериод имеющими домашних животных, которые доставляют им молочную и мясную пищу, но, вероятно, не знающими огородных растений и муч­ной пищи. Дикая лошадь, корова, овца, осел, свиньяодомашнение их послужило могучим импульсом при разведении их стадами, они стано­вятся источником непрерывного прогресса. Действие его обнаружилось в полной мере только тогда, когда установилась пастушеская жизнь для разведения и содержания стад. Европа, как лесная по преимуществу зона, была непригодна для пастушеской жизни; напротив, степи Цен­тральной Азии и Евфрата, Тигра и других азиатских рек явились естественной родиной пастушеских племен. Туда они, естественно, дол­жны были стремиться; здесь найдены отдаленные предки арийцев, враждовавшие друг с другом подобно пастушеским племенам семитов.

Возделывание хлебных злаков и других растений должно было пред­шествовать их переселению из степей в лесные области Западной Азии и Европы. К этому возделыванию их побуждали потребности домашних животных, ставших теперь необходимыми при их образе жизни. (Кельты составляли, вероятно, исключение.)

Ткани из льна и шерсти, а также орудия и оружие из бронзы появ­ляются в этот период и в восточном полушарии.

Чтобы переступить барьер, отделяющий высшую ступень варвар­ства от средней, были нужны металлические орудия, способные сохра­нять лезвие и острие; для этого необходимо было изобретение плавки железа.

Собственность. Значительное увеличение личной собственности и некоторые перемены в отношениях индивидов к земле. Земля все еще оста­валась общей собственностью племени, но известная часть была теперь выделена для содержания органов управления, другая — для религиоз­ных целей, а наиболее значительная часть, служившая для прокормления народа, была разделена между отдельными родами или общинами, населяв­шими одно пуэбло. Никто не владел землями или домами в виде личной собственности, с правом произвольно их продавать или сдавать в аренду. Личная собственность на дома и земли исключалась в силу общей собствен­ности родов или общин на земли вследствие существования общих домов и заселения их родственными семьями.

Преподобный Семюел Горман, миссионер у индейцев пуэбло племени лагуна, в докладе, читанном в Историческом обществе в Нью-Мексико, говорит:

Право владения, принадлежавшее отдельным лицам или семьям, не могло передаваться кому-либо, за исключением перехода по наследству к их наследникам в роде.

Оседлые индейцы моки, кроме семи больших пуэбло и огородов, владеют теперь стадами овец, лошадей и мулов и другой значительной личной собственностью; они изготовляют глиняные сосуды различной величины и превосходного качества, ткут на ткацких станках шерстя­ные одеяла тая пряжи собственного производства. Майор Дж. У. Пауэлл описывает следующий случай, который показывает, что муж все еще не имеет никакого права на имущество жены или на детей от их брака. Мужчина зунъи женился на женщине орайби и имел от нее троих детей; он жил с ними в пуэбло орайби до смерти жены. Родственники его покойной жены взяли себе ее детей и ее имущество, оставив мужу его копя, одежду ■ и оружие, а также несколько одеял, принадлежавших ему, но не его жене. Он покинул пуэбло вместе с майором Пауэллом с тем, чтобы добраться до Санта-Фе, а затем возвратиться к своим соплеменникам в пуэбло зунъи.Женщины, так же как и мужчины, имели, вероятно, право вла­дения теми комнатами и частью домов пуэбло, которые они занимали, и оставляли их в наследство своим ближайшим родственникам в соответ­ствии с установленными правилами.

Испанцы (писатели) оставили нам по вопросу о землевладении у юж­ных племен неимоверную путаницу. В неотчуждаемой общей земле, принадлежащей общине из отдельных лиц индивидов, они видели фео­дальное владение, в вожде — феодального сеньора, в людях — его вас­салов; они видели, что земля находится в общем владении; не община собственно ее владетель, а род или подразделение рода.

Некоторые племена Мексики и Центральной Америки сохранили еще счет происхождения по женской линии, тогда как другие, вероятно большая часть их, перешли к счету происхождения по мужской линии; последнее появилось под влиянием собственности. У племени майя про­исхождение считалось по мужской линии, но трудно определить, по какой линии считалось происхождение у ацтеков, тескокцев, тлакопа-нов и тлашкальцев.

У оседлых индейцев счет происхождения ведется, вероятно, по муж­ской линии с пережитками более древнего порядка, как, например, в слу­чае замещения должности теуктли. У них можно ожидать найти второй из главных порядков наследования, по которому имущество распределя­лось между агнатическими родственниками. При счете происхождения по мужской линии дети умершегово главе агнатов, так что они полу­чали большую часть наследства (по сравнению с другими агнатами), но не были единственными наследниками (с исключением других агна­тов). Американцы никогда не достигли последнего (высшего) периода варварства.

ГЛАВА II (ЧАСТЬ IV). ТРИ ПОРЯДКА НАСЛЕДОВАНИЯ

Высший период варварства начался в восточном полушарии.

Плавка железа; несмотря на знакомство с бронзой, прогресс задер­живался из-за отсутствия металла, достаточно твердого и прочного для технического применения; он был впервые найден в железе. С этого вре­мени — более быстрый темп прогресса.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Все члены каждого из четырех мужских классов, к какому бы роду они ни принадлежали, друг другу братья; например, все Иппаибратья и т. д., так как предполагается, что все они происходят от общего предка по женской линии.

Точно так же все члены каждого из четырех женских классов, к какому бы роду они ни принадлежали, друг другу сестры по той же причине (про­исхождение от общей матери).

Далее, все Иппаи и Иппата — между собой братья и сестры, неза­висимо от того, являются ли они детьми одной матери, или кровными родственниками по боковой линии; точно так же обстоит дело со следую­щими обозначенными одним и тем же номером классами. Если Кумбо и Бута, которые раньше никогда не видались, встречаются, то они привет­ствуют друг друга, как брат и сестра. Камиларои, таким образом, органи­зованы в четыре большие первичные группы братьев и сестер, из которых каждая состоит из мужской и женской ветвей, но эти группы перемешались между собой на всей территории, занимаемой ими. Классы заключают в себе зародыш рода, поскольку, например, Иппаи и Иппата составляют по существу один класс с двумя ветвями и не могут вступать в брак между собой; но род, однако, не образовался, так как они принадлежат к двум ветвям с различными именами (как Иппаи и Иппата), из которых каж­дая для известных целей составляет обособленное целое, и так как их дети принимают другие, отличные от их собственных, имена.

Что касается брачного права, или, точнее, сожительства, классы стоят друг к другу в различном отношении (так как братьям и сестрам не разре­шено вступать в брак между собой), а именно:

1) Иппаи может жениться на 4) Капота и ни на ком другом

Позднее, как будет показано ниже, эта схема была изменена таким образом, что каждый класс мужчин получил право вступать в брак с жен­щинами еще одного класса; это представляет вторжение рода в организа­цию на основе классов.

При этой брачной системе четвертая часть всех мужчин находится в брачной связи с четвертой частью всех женщин камиларои. Дети, оста­ваясь в роде своей матери, переходили, в том же роде, в другой класс, от­личный от классов обоих родителей.

К. МАРКС

Мужчины Женщины Мужчины Женщины

1) Иппаи женится на 4) Капота; их дети являются 3) Мурри и 3) Мата

Если проследить женскую линию, то окажется, что Капота (4) яв­ляется матерью Мата (3), а Мата (3) в свою очередь — матерью Капота; точно так же Бута (2) является матерью Иппата (1), а Иппата (1) в свою очередь — матерью Бута (2). То же самое относится и к мужскому классу; но так как происхождение считается по женской линии, то племена ками-ларои производят себя от двух предполагаемых праматерей, которые дали начало двум первоначальным родам. Если проследить счет происхожде­ния еще дальше, то найдем, что кровь каждого класса течет во всех классах.

Хотя каждое отдельное лицо носит одно из вышеперечисленных клас­совых имен, все же как у диких, так и у варварских племен каждый имеет обыкновенно, наряду с ним, свое личное имя.

Родовая организация, как более высокая, естественно вытеснила классы, просто включив их в неизменном виде в свой состав, а затем асси­милировав их.

Классы состоят из пар братьев и сестер, ведущих свое происхождение взаимно друг от друга, а родя в свою очередь через классы связаны в пары следующим образом:

Роды Мужчины Женщины Мужчины Женщины

Связь детей с определенным родом доказывается брачными поряд­ками. Так, Игуана-Mama должна вступать в брак с Кумбо; ее дети — Кубби и Капота и необходимо принадлежат к роду Игуана, так как про­исхождение считается по женской линии. Игуана-Капота должна вступать в брак с Иппаи, ее дети — Мурри и Мата и также принадлежат к роду Игуана. Точно так же Эму-Иппата должна вступать в брак с Кубби, ее дети — Кумбо и Бута и принадлежат к роду Эму. Таким образом, род сохраняется благодаря тому, что он удерживает в числе своих членов детей всех своих женщин. То же относится и ко всем остальным родам. Теоретически каждый род ведет свое начало от двух предполагаемых прама­терей и содержит в себе четыре из восьми классов. Вероятно, первона­чально было только два мужских и два женских класса, которые соответ­ствовали друг другу в отношении брачного права, и эти четыре класса позднее подразделились на восемь. Классы, как более ранняя организа­ция, очевидно, вошли затем в состав родов, а не образовались путем под­разделения последних.




Так как роды Игуана, Кенгуру и Опоссум содержат одни и те же классы, то они являются подразделениями одного первоначального рода; то же самое относится и к родам Эму, Бандикут и Черная змея. Таким образом, получаются два первоначальных рода, члены каждого из которых имели

право вступать в брак в другом роде, но не в своем собственном. Это под­тверждается тем фактом, что члены родов 1, 3 и 5 первоначально не могли вступать в брак между собой, так же как и члены родов 2, 4 и 6. Когда три рода составляли одно целое, брак между ними был запрещен; это запреще­ние осталось в силе для подразделений, так как они были одного происхо­ждения, хотя и носили различные родовые имена. Совершенно то же самое обнаружено у ирокезов-сенека.

Так как брак ограничен определенными классами, то в то время, когда было только два рода, половина всех женщин одного рода была женами половины всех мужчин другого. После разделения двух родов на шесть, благодетельные последствия браков вне рода были нейтрализо­ваны существованием классов с их ограничениями; отсюда продолжаю­щиеся браки между родственниками за исключением непосредственных родственных степеней — брата и сестры.

Например, для потомков Иппаи и Капота, при двух детях, мальчике и девочке, дли каждой промежуточной пары получится:

1) Иппаи женится на Капота; их дети — Мурри и Мата. Они не могут вступить в брак между собой.

2) Мурри женится на Бута. их дети — Иппаи и Иппата; Мата вы­ходит замуж за Кумбо, их дети — Кубби и Капота.

3) Иппаи женится на своей двоюродной сестре Капота, а Кубби — на своей двоюродной сестре Иппата; их дети соответственно — Мурри и Мата, Кумбо и Бута; из них Мурри женится на Бута своей троюрод­ной сестре, и т. д. При этом состоянии классы не только неиз­менно вступают в брак друг с другом, но благодаря организации на основе различия полов вынуждены так поступать. Организация в классы, по-ви­димому, имела только одну цель: устранить брак между братьями и сест­рами. — Нововведение: каждой тройке родов разрешено, в известных пре­делах, вступать в брак друг с другом и, во-вторых, разрешены браки в клас­сах, в которых они раньше были запрещены. Так, Игуана-Мурри может теперь жениться на Мата из рода Кенгуру, своей коллатеральной сестре, и т. д. Каждому классу мужчин в каждой тройке родов теперь, по-види­мому, разрешен брак с одним добавочным классом женщин в остальных двух родах той же самой тройки, что прежде исключалось.

«Мы обладаем тем же самым, переданным нам путем воспроизведения мозгом, который в давно прошедшие времена функционировал в черепах варваров и дикарей; он достался нам, нагруженный и насыщенный мыс­лями, стремлениями и страстями, заполнявшими его в промежуточные периоды. Это тот же самый мозг, который с опытом веков только стал

ЧАСТЬ II. ГЛАВА П. ИРОКЕЗСКИЙ РОД

Древнейшая организациясоциальная, основанная на родах, фрат­риях, племенах; так создалось родовое общество, в котором органы управ­ления имели дело с лицами в силу их отногиения к какому-либо роду или племени. Эти отношения чисто личностные. Затем возникла политическая организация, основанная на территории и собственности; здесь органы управления имеют дело с лицами в силу их отношения к территории, как, например, к городскому округу, провинции и государству (стр. 62).

Родовая организация обнаружена в Азии, Европе, Африке, Америке, Австралии; она сохранилась вплоть до возникновения политического общества, которое появилось лишь с началом периода цивилтиации. Ирландский sept, шотландский clan, phrara албанцев, санскритский ganas и т. д. — то же самое, что род -американских индейцев. Gens, γέν^ς и ganas (в латинском, греческом и санскритском языках) одинаково озна­чают родство; они имеют тот же корень, что и gigno, γίγνιμαι, ganamai (все три слова означают рождать); указывают на непосредственное общее происхождение члопов рода. Род, следовательно, есть совокупность кров­ных родственников, происходящих от одного общего предка, носящих одно и то же родовое имя и связанных друг с другом узами крови. Он включает только половину таких потомков; там, где происхождение счи­тается по женской линии, как это было в архаический период повсеместно, род состоит из предполагаемой праматери и ее детей вместе с детьми ее женских потомков по женской линии до бесконечности; там, где проис­хождение считается по мужской линии, — а этот переход от счета родства по женской линии совершился после появления собственности в больших размерах, — наоборот. Даже современное фамильное имя является пере­житком родового имени, со счетом происхождения по мужской линии. Современная семья, поскольку она определяется своей фамилией, пред­ставляет собою неорганизованный род; родственные узы порваны, и члены его рассеяны повсюду, где встречается это фамильное имя. Для рода в его конечной форме характерны два изменения: 1) переход от счета происхожде­ния по женской линии к счету по мужской линии, 2) переход от наследо­вания имущества умершего члена рода его сородичами к наследованию его агнатическими родственниками и, наконец, его детьми.

Род в его архаической форме существует теперь у американских або­ригенов.

При архаической форме рода дети женщины принадлежали к ее роду; точно так же дети ее дочерей, внучек и т. д., но дети ее сыновей, внуков и т. д. принадлежали к другим родам, а именно к родам своих матерей. На средней ступени варварства (с развитием синдиасмической семьи)

индейские племена начали переходить от счета происхождения по женской линии к счету по мужской; то же самое произошло на высшей ступени варварства у греческих племен (за исключением ликийцев) и у италийских племен (за исключением этрусков).

Врак внутри рода запрещен. Родовая организация необходимо начи­нается двумя родами: мужчины и женщины одного рода вступают в брак с женщинами и мужчинами другого; дети, принадлежащие соответственно к роду своей матери, распределяются между обоими родами. Основанный на узах родства, как связующего начала, род обеспечивал каждому отдельному члену защиту, которую никакая иная сила тогда не могла дать.

С течением времени число и названия соответствующих родов стали в незначительной степени различаться; наибольшее число родов было 8:

Читайте также: