Предоставление обратной связи консультационное и учебно методическое сопровождение в доу

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОУ:

Автор: Неустроева И.А.

старший воспитатель

АКТУАЛЬНОСТЬ

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально- экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии.

Федеральные государственные образовательные стандарты, поставили перед отечественной системой образования новые задачи, такие, как - развитие личности ребенка, индивидуализации образования, усиление практической направленности образовательных услуг. Для реализации поставленных задач необходимо создание гибкой системы методической работы с ориентацией на развитие у начинающих педагогов познавательной активности, готовности к непрерывному самообразованию, социальной и профессиональной мобильности. В современных условиях личностно ориентированной модели обучения и воспитания становится актуальной проблема послевузовской подготовки компетентного педагога.

В основе педагогической деятельности воспитателя современного дошкольного образовательного учреждения лежат идеи гуманности и гуманитарности, субъектности, диалогичности. Успешность реализации обозначенных идей зависит от способности воспитателя личностно-ориентированно решать профессиональные задачи, позволяющие организовывать педагогическое сопровождение ребенка, развивать его индивидуальный потенциал, обогащать внутренний мир. Однако в современных условиях педагогическая деятельность воспитателя осложняется контекстом конкретного детского сада, а именно вариативностью программно-методического обеспечения детского сада, разнообразием моделей предметно-развивающей среды, способов организации педагогического процесса, методов взаимодействия с его субъектами. В результате, воспитатель не всегда готов к качественному выбору содержания, форм, методов построения педагогического процесса, позволяющего учитывать интересы, потребности и возможности каждого ребенка. Это обусловлено отсутствием у многих педагогов опыта личностно-ориентированного взаимодействия с его субъектами: детьми, родителями , коллегами по работе, администрацией. В связи с этим, возникает необходимость накопления данного опыта, через включение самих воспитателей в процесс сопровождения.

Именно поэтому методическое сопровождение молодых педагогов – одно из основных направлений работы методической службы в ДОУ. Правильный выбор модели методической службы в зависимости от конкретной цели является залогом успешной деятельности данной службы.

Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.

Процесс роста и совершенствования профессиональной компетентности педагога будет обеспечен, если:

а) проявляется интегральная готовность самой личности к саморазвитию;

б) создаются условия для самообразования.

Процесс подготовки старшего воспитателя к организации методического сопровождения педагогов носит целенаправленный , последовательный характер и предполагает:

- обогащение профессиональной компетентности старшего воспитателя;

- определение и апробацию старшим воспитателем вариантов организации методического сопровождения в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Эффективность методического сопровождения педагога как способа организации методической деятельности в детском саду определяется по следующим показателям:

- по отношению к старшему воспитателю: обогащение профессиональной компетентности, готовность решать профессионально-методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя детского сада;

- по отношению к воспитателю: удовлетворенность организацией методической работы в дошкольном учреждении, возможность включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов;

- по отношению к дошкольному образовательному учреждению: эффективность реализации текущих задач, повышение качества педагогического процесса

Всего педагогических работников

Уровень образования

Имеют профильное образование

Имеют высшее педагогическое образование

Имеют средне - специальное непрофильное образование

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.

В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.

Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого специалиста к созданию следующих условий:

- для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;

- для реализации целей образовательного процесса;

- для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.

Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:

- социальному заказу государства к данному типу учреждения;

- социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);

- включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.

Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов.

Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.

Методическая работа включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный поиск (создание, экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).

На мой взгляд, цель методической работы в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом : повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.

Организацию качественной методической работы в нашем дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ.

К их числу относятся:

- состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;

- уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;

- передового педагогического опыта;

- новейших исследований в области педагогики и психологии;

- результативности методической работы.

-прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития ДОУ;

-проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов

-планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;

-проектирование методической работы в ДОУ.

-руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой ДОУ

-повышение квалификации (педагогов и своей);

-организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;

-выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта ДОУ

-организация выполнения плана научно-методической работы в ДОУ.

-осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, их регулирование в соответствии с Программой развития, планом работы ДОУ,

-контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в ДОУ.

-построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности,

-выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам,

-изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы,

-предвидение и предотвращение конфликтов,

-владение собой в критических ситуациях,

-правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности.

Таким образом, наши подходы к организации методической работы базируются на понимании специфики ДОУ, его внешней и внутренней среды, системы управления с согласованным взаимодействием её элементов: развития профессиональных и личностных качеств старшего воспитателя, таких как творческий подход к делу, умение рационально организовывать своё время и др.

Методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.

Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.

Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:

-Чёткость в организации профессиональной деятельности.

-Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.

-Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.

-Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.

-Информационная обеспеченность каждого направления работы.

-Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.

-Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.

-Педагогическая целесообразность методического обеспечения.

-Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне.

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

Основные направления работы:

-Методическое сопровождение;

-методическое обеспечение;

- организация педагогических советов, консультаций, круглых столов и т. д.

Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана. Методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников, помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.

Методическое обеспечение педагогов – это :

-необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;

-это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);

-апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий;

-информирование, просвещение и обучение кадров.

Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы ДОУ, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.

В заключение необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:

-осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;

-субъектная позиция педагога в отношении реализации ФГОС дошкольного образования,

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

- активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;

-самореализация педагога в профессиональной деятельности.

Методическая работа в дошкольном учреждении это целостная система деятельности, направленная на обеспечение высокого качества реализации стратегических задач ДОУ. Реализация взаимосвязанных функций (анализа, планирования,организации, контроля) методической службы дошкольного учреждения направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение

образовательного процесса, координацию взаимодействия ДОУ, семьи, социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей. От того как выстроена методическая работа в ДОУ во многом зависит плодотворная, слаженная, целенаправленная работа всего педагогического коллектива.

1. Демин, В. А. Профессиональная компетентность: понятие, виды / В. А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.

2. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ : методическое пособие / А. А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2012. 128с.

3. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, Троян, А. Н.

4. Управление дошкольными образовательными учреждениями [Текст] : учебное пособие / А. Н. Троян. – Магнитогорск,2001


Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках внедрения федеральных государственных стандартов.

Ключевые слова: методическое сопровождение, дошкольные образовательные учреждения, образовательные стандарты, педагог

Система дошкольного образования в России в приоритеты своего развития ставит открытость, вариативность, ориентированность на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. В этой ситуации на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности в детском саду, его взаимодействия с семьями и начальной школой, значительную роль играет эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности ребенка дошкольника.

В настоящее время в России существует система внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), которые оказывают существенное влияние на деятельность педагогов, методических работников и всего образовательного учреждения в целом. При осуществлении такого процесса методическая работа приобретает все большее значение. Под методической работой понимают систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов.

В состав методической работы входят следующие направления:

‒ методическое сопровождение (процесс взаимодействия между сопровождаемым и сопровождающим, направленный на выявление, поиск и формирование методов решения возникающих проблем педагога в ходе осуществляемой профессиональной деятельности),

‒ методическое обеспечение (процесс поиска, разработки, проверки, выбора, испытания и дальнейшей имплементации апробированных моделей, технологий и методик развития воспитанников).

ФГОС дошкольного образования предусматривает следующие направления методического сопровождения педагогов:

‒ усовершенствование компетентности всех участников образовательного процесса;

‒ обеспечение необходимыми аналитическими и информационными материалами;

‒ наблюдение и оценка;

‒ предоставление необходимой помощи участникам образовательного процесса;

‒ обеспечение качества и доступности интернет-услуг.

‒ создание центров творчества и креатива в целях повышения профессионального мастерства педагогов.

‒ использование интерактивных форм повышения мастерства в профессиональной деятельности педагога.

Современные требования ФГОС приводят к тому, что педагог сталкивается в своей деятельности с рядом трудностей и проблем. Существует необходимость интегрирования новых требований в образовательный процесс. В результате между существующей практикой организации методической деятельности и реальным образовательным процессом возникает некое противоречие. Для решения данного вопроса необходимо индивидуально подходить к образовательному процессу каждого воспитателя, учитывать его индивидуальные возможности и способности, помимо этого обеспечивать необходимое методическое сопровождение образовательного процесса.

Таким образом, под методическим сопровождением педагогических работников следует понимать, систему взаимосвязанных мер и действий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Внедрение методического сопровождения в дошкольном учреждении заставляет задуматься над вопросами обучения непосредственно самого педагогического состава, необходимостью понимания достаточности знаний, умений и навыков, компетенций педагогов, а также возможности и важности повышения квалификации и профессионального мастерства. При этом необходимо учитывать эффективность и оптимальность содержания методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях.

Как правило, функции методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении возложены на методиста. К профессиональным задачам методиста относят:

‒ исследовать деятельность воспитателя в ходе образовательного процесса в ДОУ (изучить его возможности, способности, уровень их профессиональной компетентности, качество профессиональной деятельности);

‒ помогать в решении общих задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, реализуя и направляя профессиональную деятельность воспитателей;

‒ осуществлять взаимодействие и контроль взаимодействия между воспитателями и с другими субъектами педагогического процесса;

‒ осуществлять работу с материалами, имеющимися в методическом кабинете ДОУ, учитывая запросы педагогического состава;

‒ грамотно применять на практике предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения;

‒ способствовать и содействовать организации процесса самообразования, организовывать повышения квалификации и уровня собственной профессиональной компетенции и педагогического состава.

Как правило, работа с педагогами строится узкопрофессионально, рассматривается с позиции передачи воспитателям некоторой новой суммы психолого-педагогических знаний (о социальной ситуации развития, зоне ближайшего развития, деятельностном подходе и т. д.). При этом почти не затрагиваются вопросы воздействия педагогов на самих себя. Последствия такого положения дел: преобладание формального перехода на новые стандарты, неумение понять индивидуальность воспитанников, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, администрацией, несформированные навыки саморегуляции. В связи с этим основным приоритетом в работе с педагогами должно быть создание условий для полноценного раскрытия и реализации потенциала их личности. Готовность педагогов дошкольного учреждения к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

  1. Мотивационно-личностный: установка на педагогическую деятельность с детьми в новой идеологии, переориентация педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.
  2. Содержательный компонент: освоение педагогом профессионально- значимых знаний, адекватных содержанию профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
  3. Деятельностный компонент: овладение педагогом профессионально-значимыми умениями, необходимыми для профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Новые образовательные стандарты (ФГОС) сегодня определяют состояние педагогической деятельности. Такие образовательные стандарты формируют новый социальный заказ, соответственно перестраиваются и требования к самой системе дошкольного образования. Значительные изменения в современном мире, как в социальной, так и экономической сферах, ставят перед человеком задачу быстрой адаптации, принятия решений при возникновении вопросов, при этом современный человек должен проявлять гибкость и креативность, уметь существовать в состоянии неопределенности, применять навыки эффективной коммуникации. Главная задача современной образовательной системы — подготовить учащегося и воспитанника, который будет обладать таким набором знаний, умений и навыков, которые позволять ему уверенно чувствовать себя и быть самостоятельным. Дошкольное образовательное учреждение, выступая в качестве первой образовательной ступени, отвечает за подготовку воспитанника к обучению в школе, при этом единые образовательные стандарты предоставляют равные возможности для познания всем детям. Таким образом, можно с уверенностью утверждать о необходимости организации методического сопровождения педагогов в каждом конкретном дошкольном учреждении, с целью оказания своевременной педагогической помощи и поддержки в организации педагогического процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): методическое сопровождение, образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, методическая работа, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, дошкольное образование, дошкольное учреждение, педагогическая деятельность, педагогический процесс.



Организация деятельности консультационного пункта ДОО

Консультационный пункт создан с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей раннего возраста, не посещающих образовательные учреждения.

Задачи консультационного пункта:

Оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, развития и оздоровления детей раннего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ .

Способствовать повышению педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей раннего дошкольного возраста.

Содействовать полноценному психическому и личностному развитию детей, а также социализации детей раннего дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

Организация деятельности КП

Организация работы по психолого-педагогическому сопровождению семей в вопросах развития, оздоровления и воспитания детей.

Формирование у родителей практических умений создавать условия для полноценного развития детей в семье.

Содержание работы осуществляется на основании перспективного плана на учебный год, который является частью комплексного плана работы учреждения.

Формы работы в КП:

совместная образовательная деятельность,

индивидуальные и подгрупповые консультации для взрослых в отсутствии ребенка,

наглядная информация(памятки, письменные консультации, буклеты, презентации, сайт),

Дистанционное просвещение родителей.

Развивающая предметно-пространственная среда

Для организации совместной образовательной деятельности на консультационном пункте создана развивающая предметно-пространственная среда – образовательное оборудование, материалы, игрушки, которая способствует развитию детей раннего возраста, обеспечивает познавательную, двигательную активность, возможность общения.

Задачи:

1. Развивать у детей: интерес к совместной деятельности в коллективе взрослых и детей; умение принимать правила взаимодействия в группе; развивать речевую активность, слуховое восприятие, двигательные навыки, эмоциональную отзывчивость на музыку; сенсорные представления, мелкую и артикуляционную моторику, интерес к продуктивным видам деятельности.

2. Привлечь родителей к совместной деятельности и игре с детьми.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

По окончании каждой встречи родителям получают методический комплект материалов по тематике мероприятия.

Запись на консультацию специалиста по телефону:

56-06-71 Арбузова Елена Владимировна

Специалисты КП:

Арбузова Елена Владимировна (педагог – психолог)

Ерина Марина Александровна (учитель – логопед)

Саблева Галина Евгеньевна (музыкальный руководитель)

2020-2021 учебный год

Встреча проходила с элементами тренинга, где родители были активными участниками всех игровых заданий. Атмосфера была доброжелательная, наблюдалась заинтересованность родителей, были высказаны пожелания о дальнейшем сотрудничестве с ДОУ. Кроме того, родители оставили положительные отзывы о проведенной встрече.


2019-2020 учебный год

Новый год – чудесный праздник!

С нетерпеньем его ждут.

Не успеешь оглянуться,

А веселье тут как тут!

Читайте также: