Занятие по профилактике буллинга в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Задачи: познакомить с понятиями физическое и психологическое насилие; с помощью игровых техник дать учащимся понять, что каждый обладает качествами способствующими противостоянию физическому и психологическому насилию; развивать такие нравственные качества, как терпимость к людям, толерантность, доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия; формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, моббинг, насилие, агрессия и другие. Использование приведенных игр и упражнений позволит снизить агрессивные и враждебные реакции школьников; оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения; сформировать навыки конструктивного реагирования в конфликте; развить толерантность и эмпатию.

Оборудование: наглядный демонстрационный и раздаточный материалы: компьютерная презентация (слайды), видеоролик; бумага, ручки, карандаши.

Ход занятия.

1.Этап Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас сегодня видеть! Я надеюсь, что это взаимно и ближайшие 40 минут мы проведем с пользой и узнаем много нового и интересного! Я прошу каждого из вас посмотреть на соседа по парте и сказать ему 3 комплимента. И не забудьте улыбнуться, ведь улыбка – это наш проводник в хорошее настроение, а где хорошее настроение, там все получается, и учебные задачи решаются быстрее и проще!

2.Этап. Введение в тему занятия.

Учитель: Дорогие ребята, как вы поняли, сегодня мы с вами затронем одну важную проблему – проблему насилия или буллинга. К сожалению, ежедневно от насилия страдает огромное количество людей, в том числе и детей. А прежде чем мы погрузимся в историю нашей темы, давайте немножко разомнемся.

3. Этап. Физкультминутка

Учитель задает вопросы, а ученики встают, садятся отвечая как положительно, так и отрицательно.

Кто любит шутки?

Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?

Кто не любит, когда над ним подшучивают?

Кто получал прозвища?

Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?

Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?

Кто на злобные слова отвечает шуткой?

Кто прощал, когда его обижали?

4.Этап. Основная часть.

Учитель: молодцы, ребята, вот мы с вами и размялись, и узнали немного друг о друге. А теперь нам предстоит погрузиться в историю, разобраться с основными понятиями и найти способы преодоления сложных ситуаций. Итак, что же такое буллинг? Кому известен этот термин?

Существуют две основные формы травли:

Психологическая форма травли — это угрозы, насмешки, клевета, изоляция и т. д.

Физическая форма — толчки, побои, прочие насильственные действия, порча имущества жертвы и т. д.; иногда бывает с использованием оружия.

На выбор формы травли влияет возраст участников (травля у детей мягче, чем у подростков) и пол (мальчики чаще используют физическую форму, а девочки — психологическую). В последнее время возникла и интернет-травля (кибербуллинг) — травля через Интернет, электронную почту, SMS и т. д.

Учитель: как вы думаете, кто чаще всего в школе страдает от буллинга? (Дети предполагают).

-Жертвами травли в школе чаще всего становятся: двоечники ; круглые отличники ; любимчики учителей; физически слабые дети; дети, гиперопекаемые родителями; ябеды ; дети учителей; страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива; не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям; вундеркинды ; дети плохо обеспеченных (бедных) родителей; представители национальных меньшинств, то есть те из детей, кто чем-то отличается от других.

Учитель: ребята, посмотрите друг на друга. Есть ли между нами различия? (Дети высказывают свое мнение) Правильно ребята, каждый из нас уникален и неповторим, у каждого из нас свои глаза, непохожие на других, голос, тело и т.д. У каждого свои привычки, обычаи, взгляды. Это замечательно, что все мы разные. В этом наша сила. Как вы думаете, если бы мы все были абсолютно одинаковые, интересно ли нам было жить на этом свете? Помечтайте, представьте себе 7 миллиардов абсолютно одинаковых людей. Страшная картинка представляется, не правда ли? К сожалению, люди часто бывают нетерпимы к тем, кто отличается от них. Давайте вместе разберемся, кто участвует в травле? (Дети отвечают)

Учитель: в травле есть три роли: жертва, агрессор и свидетель. Негативные последствия травли, как отмечают психологи, возникают у всех трёх групп участников травли. Самые тяжёлые последствия травли проявляются у жертвы. Чаще всего травля приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе . Страдают свидетели, получая опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой. Опыт насилия плохо влияет на личность агрессора. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений. Ему труднее создать доверительные и теплые отношения с родственниками, друзьями. В отдельных случаях доведённая до отчаяния жертва может попытаться отомстить обидчику путём нанесения тяжких травм.

-Как вы думаете, можно ли предотвратить данное негативное явление? Для того чтобы ответить на вопрос, мы немножко поиграем.

5.Этап. Закрепление полученных знаний в игровой форме.

Вопросы для обсуждения:

Получилось ли в своем воображении крикнуть очень-очень громко?

Кого вы представили в образе своего злого духа?

Что вы придумали, чтобы остановить этого человека?

Учитель: часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора.

Вопросы для обсуждения:

Как вы себя чувствовали, когда писали шутливое письмо?

Что было при этом труднее всего?

Легко ли вам было преувеличить собственные чувства, например злость или обиду?

Можете ли вы иногда смеяться над собой?

Как вы думаете, что бы сказал человек, которому вы писали, если бы прочитал ваше письмо?

Когда полезно смеяться над конфликтом? (Например, когда конфликт возникает по недоразумению.)

Вопросы для обсуждения:

Как ты чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Легко ли тебе было выполнять желания короля?

Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?

Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

Инструкция учащимся: «Составьте карту чувств, которые вам хотелось бы пережить в ближайшее время. Спросите себя, в каких ситуациях можно пережить желаемые чувства? Что их может пробудить:

общение с друзьями, другом, подругой;

общение с природой;

занятие любимым делом;

забота о других людях;

материальные приобретения и т. д.

4.Этап. Заключительная часть. Подведение итогов.

Учитель: Какой вывод вы для себя сделали, работая вместе?

- В нашем мире много оттенков, не только белое и черное. Поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.

Вывод: Ребята, учитесь чувствовать и понимать что нужно вашему другу, маме, знакомому и просто человеку, который находится рядом с вами, что для него важно, что может его обидеть, в чем он нуждается больше всего. Чтобы преодолеть свои недостатки, надо стать чуточку добрей. В этом вам помогут ваши друзья, родители, учителя, а главное – книги.

5. Этап. Рефлексия:

- Что вам понравилось в занятии?

- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?

Учитель: я благодарю вас за проделанную работу, я надеюсь, занятие вам было полезно и теперь в случае опасности наступления буллинга мы с вами сможем вместе дать отпор и предотвратить это негативное явление.

Оценить 541 0

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2

города Унеча Брянской области


Штырхунова Оксана Дмитриевна
педагог-психолог, выс. кв. категория

Пояснительная записка

Наверное, в каждой школе страны найдется хотя бы один класс, где есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой. Жертвой может стать любой ребенок. Но обычно выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, для которых характерны: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, в другом -насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся. Одним из таких факторов является буллинг. Что же это за явление, в котором учащегося называли раньше "белой вороной", "козлом отпущения", а теперь жертвами буллинга?

Буллинг представляет собой длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей - это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других - порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих - откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например - попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

Цель: способствовать предупреждению и профилактике случаев буллинга среди учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы.

• снижение агрессии и враждебных реакций подростков за счет развития толерантности и способности к эмпатии;

• формирование умений и навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

• оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;

• изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.

Участники: подростки 11-13 лет.

Продолжительность занятия: 1,5 часа.

Группа участников: 10-15 человек.

Структура занятия:

Ход занятия

I . Начало работы.

Педагог-психолог:- Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце! Давайте создадим в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему соседу и поприветствуем особым способом.

- Обратите внимание на следующее:
1) основными действующим лицами являются агрессор и жертва, которые очень наглядно представлены в мультфильме;
2) буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку;
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;

4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;

5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

Несмотря на то, что были показаны лишь два ярких персонажа: агрессор и жертва, всегда есть наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не пресекает ее. Они могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим. Поэтому чем лучше мы относимся друг к другу, уважаем мнение других, тем меньше вероятности для появления буллинга.
-Как вы думаете, кто чаще из ребят становится жертвой? Какие особенности для них характерны? (Ответы учеников)

- Жертвой буллинга при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших: внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда), дети с низкой успеваемостью, плохим поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками. Или наоборот, дети успешные в учебе, спорте и т.д. Просто они по каким-то причинам не понравились агрессору. Обратите внимание, что обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор, концовка мультфильма это наглядно показывает. Существуют различные виды буллинга: прямой и скрытый. Скрытый буллинг подразумевает игнорирование ученика, его бойкот, исключение из отношений, намеренное распускание негативных слухов и т.п. Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физическое насилие - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др. Психологический буллинг связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. Отдельно следует отметить кибербуллинг как травлю посредством общения в интернете, мобильной связи.

- Как вы думаете: буллинг можно искоренить или он был, есть и будет? (Ответы учеников)
- Буллинг – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.

Педагог-психолог: Каждый человек индивидуален по своей природе и является личностью. У каждого свои вкусы, взгляды на жизнь. У каждого человека особенный характер, он по-разному относится к окружающему миру. Но во всем мире этих различий мы можем отыскать нечто общее, чем мы похожи. И сейчас мы этим займемся.

Педагог-психолог:- Бывает так: вы стоите в очереди в буфет, и вдруг перед вами кто-то влезает! Ситуация жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом можно отбить у такого нахала охоту влезать без очереди. Тем не менее, как же быть? Попробуем разобрать эту ситуацию.

III . Обобщение.

• Кто хочет высказаться, поднимает руку и, когда ведущий бросит тому мячик, то можно аргументировать свою позицию;

• Говорит только один человек - тот, у кого в руках находится мячик;

3. Всегда ли нужно высказывать человеку мнение о нем?
4. Я считаю, что обратиться за помощью не стыдно.
5. Я всегда говорю правду.

6. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
7. Если я увижу, что над кем-то издеваются, я обязательно вступлюсь, или расскажу тому, кто может помочь.

8. На все вопросы и утверждения, прозвучавшие здесь, я отвечал честно.

Резюме ведущего: Мы услышали много разных мнений. Сколько человек, столько и мнений. Но каждое мнение ценно. Цель этого упражнения – чтобы мы учились слышать точки зрения и аргументы, отличные от наших собственных.

Педагог-психолог:-Сегодня мы с вами разбираемся в сложной теме человеческих отношений. Мы учились слышать и принимать мнения других людей, отличные от наших собственных. Но строить взаимоотношения в коллективе невозможно без доверия. И сейчас мы с вами пройдем тест на доверие.

IV . Завершение работы.

Педагог-психолог: Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к одному участнику группы и подарить ему подарочек.

Педагог-психолог:-Подводя итог мне бы хотелось, чтобы все участники поделились тем, что полезного и нужного они почерпнули сегодня на нашем занятии.

Педагог-психолог:- Наше занятие подошло к концу, давайте поблагодарим друг друга за активную работу.

Заключительное слово:- Я благодарю всех участников в группе за активную работу, за позитивную энергию, которую вы излучаете. Я получила большое удовольствие работать вместе с вами. Наше занятие я хочу закончить словами:
Не обижай людей – придет расплата.

Нам счастья не сулит обида чья-то.

Ты будешь ближними любим и, радость доброты познаешь.
Не пожелав другим того, чего себе не пожелаешь.

Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь – это море из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви.

До свидания, до новых встреч.

Список литературы

Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных.- М.: ФИРО 2011.

Кривцова С.В. Вместе против насилия в школе:организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде.1-7 кл., – М.: Русское слово 2018.

Кривцова С.В. Буллинг в классе. Как избежать беды? Пособие для родителей. – М.: Русское слово 2018

Кравцова М.М. Дети – изгои. Психологическая работа с проблемой. – М.: Генезис 2005

Кравцова М.М. Отверженные. Честная книга о детской жестокости. – Ростов- на- дону: Феникс 2014

Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. / Под ред.

Е. Н. Волковой. — СПб.: Питер, 2008.

Кристин Аудмайер. Все на одного. Как защитить ребенка от травли в школе. – М.: Альпина Паблишр 2016.

Эрлинг Руланн. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. – М.: Генезис 2012

Интернет-ресурсы: р roshkolu . ru ; infourok . ru ; 1 september . ru ; kopilkaurokov . ru .

В презентации раскрывается понятие буллинга. Основные характеристики агрессора и "жертвы". Приёмы, помогающие не стать "жертвой" буллинга. Упражнения на выплеск агрессии и сплочение коллектива.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.


Профилактика буллинга в школе заслуживает широкого освещения по многим причинам. Во-первых, такая форма агрессивного поведения глубоко травмирует психику ребенка. Во-вторых, в условиях экономической нестабильности, бедности, роста агрессии в повседневной жизни, стрессов повышается риск распространения этого явления.

Что такое буллинг? Это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение.

Содержимое разработки

Игры и упражнения для профилактики буллинга в подростковом возрасте

Профилактика буллинга в школе заслуживает широкого освещения по многим причинам. Во-первых, такая форма агрессивного поведения глубоко травмирует психику ребенка. Во-вторых, в условиях экономической нестабильности, бедности, роста агрессии в повседневной жизни, стрессов повышается риск распространения этого явления.

Что такое буллинг? Это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Буллинг — это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Такие действия не носят характер самозащиты и не санкционированы нормативно-правовыми актами государства. Насилие происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, стремление заслужить авторитет у окружающих).

Игры и упражнения

Использование приведенных игр и упражнений позволит снизить агрессивные и враждебные реакции подростков; оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения; сформировать навыки конструктивного реагирования в конфликте; развить толерантность и эмпатию.

Вопросы для обсуждения:

Как вы себя чувствуете, когда не говорите другому о том, что рассердились на него? А как себя чувствуете, когда сообщаете об этом?

Можете ли выдержать, если кто-нибудь скажет, что рассердился на вас?

Есть ли такие люди, на которых вы никогда не сердитесь?

Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на вас?

Почему так важно точно говорить, что именно рассердило?

Когда гнев проходит быстрее — когда он замалчивается или когда о нем рассказываешь?

Благодаря точному содержательному называнию причин своей злости или обиды подростки могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, подросток не попадает столь сильно под его воздействие.

На середину круга положите какой-либо предмет, например вазу или книгу. Объясните учащимся, что сейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым. Каждый из них должен встать на определенном расстоянии (каждый участник расстояние определяет самостоятельно) от находящегося в середине круга предмета. Кто встает вплотную к нему, тот тем самым говорит о высокой, по его мнению, степени доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущение безопасности и доверия в группе, тем больше будет выбранное расстояние. Попросите участников поэкспериментировать с разными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно.

Когда каждый из участников найдет свое место, предложите всем оглядеться и оценить сложившуюся ситуацию (кто, как, где стоит, где находится сам участник). Далее попросите каждого участника кратко объяснить, что он хотел выразить своим выбором места. Выбранное положение и высказывания других членов группы можно комментировать.

Вывод, к которому необходимо подвести подростков: доверие в группе — не постоянная величина, а некий процесс. Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может заставить другого проникнуться доверием. С одной стороны, доверие завоевывается медленно и в связи с конкретным опытом. С другой — доверие легко разрушается, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травм. И для этого люди часто прибегают к простому средству — не подпускают слишком близко других людей.

Вопросы для обсуждения:

Как ты чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Легко ли тебе было выполнять желания короля?

Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?

Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

Организуя деятельность по профилактике школьного буллинга, научите детей даже при самой сильной обиде или гневе не чувствовать себя жертвой. Данное упражнение поможет подростку ощутить себя хозяином положения, понять, что он может одновременно контролировать себя и избавляться от напряжения, а это — хорошая основа для последующего размышления о том, как избавиться от проблемы, являющейся причиной этого напряжения.

Вопросы для обсуждения:

Получилось ли в своем воображении крикнуть очень-очень громко?

Кого вы представили в образе своего злого духа?

Что вы придумали, чтобы остановить этого человека?

Инструкция учащимся: «Составьте карту чувств, которые вам хотелось бы пережить в ближайшее время. Спросите себя, в каких ситуациях можно пережить желаемые чувства? Что их может пробудить:

Читайте также: