Предметно пространственная среда в доу для детей с нарушением зрения

Обновлено: 02.07.2024

Мы знаем, что в связи с особенностями в развитии зрительного восприятия у детей с нарушением зрения к развивающей среде, дидактическим играм, пособиям, материалу предъявляются дополнительные требования, которые учитывают необходимость одновременного обучения и воспитания детей, и коррекции их нарушенного зрительного восприятия.

Эта игра решает массу коррекционных задач: локализация, фиксация взора, зрительно-моторная координация, развитие цветовых (по оттенку цвета) ощущений, зрительного внимания, воспитание усидчивости. Широкие ленты даем детям с более низким зрением – смешанный астигматизм, близорукость + дальнозоркость, в период окклюзии, когда открытый глаз-зрение низкое. А узкие ленты всем остальным детям, у которых зрение приближается к норме. Именно такую игру предлагает нам Григорян Лариса Антоновна - детский врач Москвы, профессор, кандидат медицинских наук.

Эти игры у нас расположены как на вертикальной так и горизонтальной поверхности.

Здесь к вышеизложенным прибавляются новые задачи:

Задание: Составь картины по образцу, без образца, составь узор (чередуем по цвету, размеру).

4. Тренировка конвергенции и дивергенции или расслабление конвенции. Другими словами, мы знаем, что дети должны работать на разных поверхностях: детям со сходящимся косоглазием предпочтительнее давать задание на наклонной либо вертикальной поверхности. А для детей с расходящимся косоглазием даем задание на горизонтальной поверхности.

1) Стимулирует зрительные клетки.

2) Развитие цветовосприятия.

3) Зрительная ориентировка в пространстве.

4) Восприятие константности зрительных направлений, а именно (зелёные налево, красные направо, а жёлтые прямо)

5) Восприятие объема пространства и развитие стереоскопического зрения.

Предлагая детям эту игру, решаем следующие задачи:

  1. Зрительно-моторная координация;
  2. Цветовосприятие;
  3. Формовосприятие (рассматриваемые через лупы на фланелеграфе бусинок).

У всех есть трафареты обводки, лекала, а у нас есть ещё и книга с трафаретами.

Здесь помимо цветовосприятия и формовосприятия прибавляются и другие задачи такие как:

  1. Прослеживающая функция;
  2. Глазодвигательная функция;
  3. Тренировка глазных мышц.

Обводку по трафаретам рекомендует нам Плаксина Любовь Ивановна, так как считает, что эти игровые упражнения являются одним из моментов лечебно-восстановительной работы педагогическими средствами. (Дети следят за движением карандаша, стараются не заходить за контур.)

Дети составляют слова на наклонно-вертикальной поверхности, выкладывают цифровые ряды, короткие слова и слоги.

Помимо новых игр, которые я вам представила выше, у нас в группе имеются и другие игры и пособия:

- Надувной мяч-траектория полета, которого должна быть медленная, для тренировки конвергенции.

Много покупных игр с четкими яркими предметами.

Среди разных видов конструктора имеются в наличии и пластмассовый винтовой конструктор, пазлы, мозаика, кубики с картинками и т.д.

Принципы построения предметно - развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида.

ВложениеРазмер
organizatsiya_predmetno-razvivayushchey_sredy_v_dou_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Под предметно – развивающей средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную.

Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности ребёнка, а также всех присущих детям видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе . Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.

В создании развивающей среды очень важно учитывать возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей и, в случае ДОУ для детей с нарушением зрения, состояние их здоровья.

Специалисты (Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцева и др.) выделяют следующие особенности развития детей с нарушением зрения:

  • снижение уровня развития зрительного восприятия (его неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность);
  • задержка процесса координации движений;
  • затруднение в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния);
  • снижение предметно-практического опыта, отсутствие за словом конкретных представлений;
  • неумение многих детей с нарушением зрения общаться в диалоге, из-за неумения слушать собеседника; слабо развитая монологическая речь;
  • индивидуальные особенности работоспособности (утомляемость), снижение скорости усвоения информации;
  • возможные затруднения мышления (анализ и синтез информации), больше преобладает наглядно-действенное, чем наглядно-образное (из-за нарушения полноты, целостности, точности и объема зрительного восприятия окружающей действительности);
  • особенности эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в расторможенности или наоборот - заторможенности действий;

И, несомненно, особенным детям требуются специальные условия, игры, игрушки и пособия. Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Педагоги МБДОУ № 73 города Орла, которых объединяет одно общее желание максимально приблизить атмосферу детского сада к домашней, не только создают уют в группах, кабинетах и залах, но и заботятся о коррекционной направленности предметно – развивающей среды, реализуя её по следующим направлениям:

- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;

- профилактика зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;

- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

Учитывая потребности детей с нарушением зрения, находящихся на разных этапах лечения, педагоги проявляют креативный и творческий подход при организации среды. Естественно, в каждой группе, в каждом кабинете имеются подставки, схемы зрительных траекторий по В.Ф. Базарному, метки на стекле по Э.С. Аветисову, подвесные модули и лабиринты на разных уровнях высоты, как и требуется в учреждении, воспитывающем и обучающем детей с нарушением зрения. Но особого внимания заслуживают коррекционно – развивающие пособия, специальные игры для развития и тренировки зрения, изготовленные умелыми руками наших педагогов.

И воспитатели, и специалисты нашего учреждения считают необходимым и значимым формирование коррекционно-развивающей среды через разработку специальных пособий, которые будут соответствовать зрительным возможностям детей, помогать преодолевать недостатки зрительного восприятия в условиях зрительной депривации, развивать зрительно-моторную координацию, активизировать сохранные анализаторы, развивать пространственную ориентировку.

Мы окончательно убедились в том, что предметно-развивающая среда ДОУ – это и есть система необходимых условий, которая обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, а профессиональный и творческий подход к её организации в специализированном учреждении для детей с патологией зрения нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию данных детей в общество.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развивающая предметно – пространственная образовательная среда в группе слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием в соответствии с требованиями ФГОС

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в МА ДОУ.

Важной задачей МА ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей предметно – пространственной образовательной среды, обеспечивающей творческую активность и возможность наиболее полно воспитаннику реализовать себя.

В нашем МА ДОУ есть специализированная группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием.

Организуя развивающую предметно-пространственную образовательную среду в такой группе и раздевалке учитывалось всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития, показатели их здоровья, поставленные диагнозы заболевания глаз, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально сферы с учётом способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка и побуждает слабовидящих детей к активному действию.

Расположение мебели и игрового оборудования в группе отвечает требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, технике безопасности, возрастным особенностям детей, принципам психологического комфорта и эстетичности.

Так же при формировании развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе учитывались следующие принципы построения, рекомендованные ФГОС:

- принцип дистанции позиции при взаимодействии;

- принцип активности самостоятельности, творчества;

- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я — образ);

- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;

- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.


Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей c нарушением зрения является проблема ориентировки в пространстве и мобильности. Эта тема является более значимой, так как частичная потеря или снижение зрения вызывает у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности: познавательной, образовательной, двигательной, трудовой. Актуальность этой проблемы заключается ещё и в том, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для слабовидящих детей. Неумение ориентироваться в пространстве ведёт к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности детей с нарушением зрения продолжать обучение, общаться с друзьями и с внешним миром вообще.

Поэтому в специализированной группе слабовидящих детей социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий . Умение обслужить себя без посторонней помощи - главное, чему необходимо научиться ребёнка с нарушением зрения.

В процессе социально – бытовой ориентировки решаются следующие задачи:
1.Формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования нарушенного или остаточного зрения и сохранных анализаторов.
2.Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства, качества.

3.Развитие у детей зрительно-пространственной адаптации (т.е. необходимого объема пространственных представлений, умений и навыков, при наличии которых они смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой).

Коррекционная направленность при организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется по следующим направлениям:

- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;

- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;

- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

-развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);
-формирование необходимых умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;

-развитие движений (сформированность правильной позы, походки при ориентировке, обследовании);
-обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми;

-развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, неуверенности в своих силах, формирование интереса к данному виду деятельности).

И поэтому в группе созданы следующие образовательные и игровые центры, направленные на:

1. Центр развития мелкой моторики.

Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. В группе большое внимание обращается на наполнение игровых зон конструктивной и графо-моторной деятельности .

Дети учатся захватывающим движениям ладонью, пальцами, умение удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту (полотенце, расческа, носовой платок, предметы одежды), в творческой деятельности (карандаши, авторучки, кисти, пластилин, картон, ножницы и др.), и игрушками, учатся вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать. Тренируются захватывать мелкие предметы двумя разными пальцами поочередно, для этого используются такие виды работ как пальчиковые игры, обведение по внешнему контуру, раскрашивание. И таким образом, учатся самоконтролю производимых движений.

2.Центр развитие осязательного восприятия пространства.

Для ребенка с нарушением зрения осязание – главный источник познания окружающего мира. Руки заменяют слабовидящим детям зрение, с их помощью они получают представление о тех или иных предметах. Только руками можно хорошо обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства.

Посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, величине, структуре поверхности, температурных признаках предметов, их пространственном положении.

При обследовании предметов воспитатель управляет руками ребенка (приём рука на руке), накладывая на них свои руки, одновременно рассказывая, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться.

Маленькие дети боятся использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов, их часто пугают новые ощущения. В такой момент нужно стараться заинтересовать ребенка или, наоборот, перейти к другому виду деятельности, отвлекая его. Для этого в групповом помещении созданы следующие игровые центры для свободной деятельности:

Тем самым у слабовидящего ребенка формируются представления о предметах, наполняющих знакомое пространство: игрушки, мебель, посуда, одежда, формируются навыки обследования данных предметов; учатся использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке.

3. Большое место в предметно - образовательной среде отводится сюжетно-ролевой игре . В играх совершенствуются предметно-практические действия. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Это крупная игрушечная мебель, соразмерная детям и большим куклам (кроватка, стол, стулья, кухонная плита). Созданию у воспитанников разных эмоций (грусти, веселья, удивления) в процессе игр способствуют самодельные куклы.

Большое поле для исследований открывает оборудование для игр с песком и водой. Воспитатель создает специальные ситуации, которые помогают детям изучать свойства песка, глины, воды. У каждого ребенка есть лупа, воронка, мерный стаканчик, лейка, что делает процесс экспериментирования еще более увлекательным, предоставляя возможность действовать самостоятельно.

Структурными компонентами центра являются растения, сезонные растительные объекты, объекты животного мира, лабораторный материал для экспериментирования, календари, простейшие приборы и приспособления. Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда, проведение наблюдений. Для экспериментирования предусмотрена специальная форма: белые халатики, непромокаемые фартучки, шапочки, нарядные салфетки и полотенца. Часть объектов размещена на дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности).

Рациональное размещение физкультурного оборудования в центре двигательной активности в группе создает благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности слабовидящих детей в соответствии с их возрастом и особенностями развития. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно-игровой среды групп вызывает у дошкольников положительные эмоции.

5. Центр речевой деятельности в группе оборудован библиотекой, в которой представлены сказки и картинки в достаточном количестве. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку.

Один раз в неделю в гости к слабовидящим детям приходят в гости волонтеры, вместе с ними дети играют, смотрят любимые сказки, а затем обыгрывают их, используя выразительные театральные средства: пальчиковый театр, би-ба-бо, театр ложек.

Для того чтобы дети узнавали о жизни своих предков, в группе создаются мини-музеи быта народов России, коллекции, которые знакомит детей с особым миром уральской самобытной культуры.

6. Для формирования собственного "Я" и адаптации ребенка к системе межличностных и социальных отношений созданы специальные уголки, в которых дети могут организовать сюжетную коллективную игру, уединиться в уголке ряженья и уединения , вместе с педагогом или самостоятельно с детьми организовать драматизацию любимой сказки. Для наших воспитанников это направление работы важно, т.к. у детей с нарушениями зрения недостаточно сформирована мимика, пантомимика, эмоциональная выразительность..

В построении предметно-пространственной среды в группе слабовидящих детей был сделан упор на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. Поэтому в группе 100% созданы такие условия, при которых ребёнок чувствует себя психологически и физически защищенным.

Так же , в группе слабовидящих детей созданы оптимальных условий для деятельности глаз;

1. Система гигиенических мероприятий:

- Состояние и оформление игрового помещения с учетом достаточного освещения (для слабовидящих детей адекватная норма 500 Люк), оформления стен (светлые, однотонные с матовой поверхностью), удобного и безопасного расположения мебели.

- Использование качественно оформленного дидактического материала, с учетом специфических требований как то размер, наиболее доступная для восприятия цветовая гамма, характер поверхности, учет светоотражательных свойств материалов и пр.

- Использование приемов обеспечения лучшей видимости; таких как подъем объекта на уровень глаз ребенка, подсветка и фонирование, предъявление предметов под наклоном и др.

2. Профилактика появления зрительного:

- Соблюдение режима дня и режима учебных занятий для предупреждения общего и зрительного утомления.

- Проведение зрительной гимнастики, направленной на восстановление зрительной работоспособности и профилактику зрительного утомления, с использованием сменных настенных тренажеров, специальных комплексов упражнений в зависимости от зрительной патологии.

- Использование уголков уединения, элементов психогимнастики и релаксационных игр для снятия общего моторного утомления и эмоционального напряжения воспитанников

3. Адаптивная направленность организации предметной развивающей среды.

4. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

В заключении хочется отметить , что эмоциональное благополучие каждого слабовидящего ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества – это основные цели дошкольного обучения и воспитания, которые являются главным в социальной адаптации и успешности в дальнейшей жизни слабовидящего ребенка.

Коробка Елизавета Валентиновна
МБДОУ №59 г. Апатиты
Мурманская область, г. Апатиты
Воспитатель

«Организация предметно –пространственной развивающей среды,

Организация развивающей среды вДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда имеет важное значение для коррекции зрительной депривации и развития дошкольников с нарушением зрения, расширяет возможности для решения коррекционно-компенсаторных и лечебно-восстановительных задач.

Важными задачами коррекционной работы являются развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций, пространственной ориентировки, мелкой моторики, развитие представлений об окружающем мире.

Взаимодействие ребенка с нарушением зрения с окружающим его миром определяет направление и характер его развития, т. е. среда выступает важным условием и источником его развития. Таким образом, точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка, его динамическое развитие зависят от выбора вида пособий, средств наглядности, умения преобразовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей детей с нарушением зрения.

Перед нами встала задача: формирование коррекционно-развивающей среды через разработку специальных пособий, которые будут соответствовать зрительным возможностям детей, помогать преодолевать недостатки зрительного восприятия в условиях зрительной депривации, развивать зрительно-моторную координацию, активизировать сохранные анализаторы, развивать пространственную ориентировку.

Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. С этой целью

большое значение было уделено подбору мебели для игрового уголка группы – оно создано по индивидуальным эскизам, в которых предусмотрены все нюансы для детей со зрительной патологией (сомаштабна ребенку, вариативна по содержанию и функциональна возможностям детей). Столы и стулья подобраны с учетом роста детей, имеют регулирующие возможности. Для детей с амблиопией и сходящимся косоглазием приобретены наклонные доски и подставки. Дверные проемы и пороги выделены цветовым контрастом, что дает возможность безопасного передвижения в пространстве группы детей с косоглазием и амблиопией. Светлые стены (желтого цвета), белые шторы и потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения детей служат рационально размещенные цветовые пятна в интерьере группы: зрительные тренажеры, панно, игрушки, пособия. Все оформление яркое, красочное, насыщенных цветов, что вызывает положительные эмоции, стимулирует сетчатку глаза, развивает фиксацию взора ребенка с косоглазием и амблиопией, цветовосприятие. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

Обучение детей умениям узнавать предметы по их характерным признакам играет важную роль в процессе формирования самостоятельной ориентировки ребенка в окружающей среде. Чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идет социальное развитие ребенка. В созданном развивающем пространстве имеется многофункциональная сенсорная панель с различными поверхностями, музыкальными игрушками (металлофон, бубен, бубенцы), различными лабиринтами для прослеживающей функции глаз, геометрическими формами и доской для выкладывания мягкой мозаики. С помощью данного пособия развиваем тактильную чувствительность, зрительную и слуховую активность, стимулирует проявления интереса к исследованию поверхностей.

У детей с нарушением зрения восприятие окружающего мира протекает на суженной сенсорной основе и может страдать фрагментарностью, уменьшением объема, замедленностью темпа, сниженной точностью. Почти у всех детей страдающих косоглазием и амблиопией проявляются особенности в формировании зрительных образов. Дидактические игры и пособия, выпускаемые нашей промышленностью, как правило, не отвечают требованиям, предъявляемым к материалам для детей с нарушением зрения. Таким образом, большое внимание мы уделяем подбору дидактического материала, при изготовлении дидактических игр и пособий, используемым в работе с детьми с нарушением зрения, отвечающие следующим требованиям: яркость; доступность; соответствие размера зрительным нагрузкам; обеспечение коррекционной направленности: обогащение сенсорного опыта, тренировка кинестетических и тактильных ощущений.

С помощью данных игр решаем следующие коррекционные задачи:

1. Совершенствовать зрительную ориентацию при упражнении зрительных функций в ориентировке пространства, форме, величине предметов, цвете.

2. Способствовать развитию способности глаза различать цветовое разнообразие окружающего мира.

3. Способствовать формированию возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации.

4. Развивать зрительное восприятие.

Разработаны и изготовлены следующие игры:

Таким образом, практика работы со зрительными детьми убедительно доказывает необходимость и значимость формирования коррекционно-развивающей среды через разработку специальных дидактических игр и пособий, которые соответствуют зрительным возможностям детей, помогают преодолевать недостатки зрительного восприятия в условиях зрительной депривации, развивают зрительно-моторную координацию, активизируют сохранные анализаторы, развивают пространственную ориентировку.

Продуманная предметно развивающая среда группы подчинена задачам стимулирования и развития зрительных и психических функций, способствует расширению границ жизненного пространства ребёнка, нормализации процесса социализации слабовидящих детей.

Читайте также: