Право на свободу совести информации свободное выражение собственных взглядов и убеждений в школе

Обновлено: 30.06.2024

Права, свободы и интересы детей являются главной ценностью государства и общества. Низкая осведомленность учащихся об имеющихся правах и сопутствующих им обязанностям в учебном заведении является проблемой.

Информирование о международных и отечественных правовых требованиях в сфере образования, мерах по разрешению школьных конфликтов является способом преодоления указанной проблемы.

Международные требования

Конвенция ООН о правах ребёнка, как международный документ, признает все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. С целью обеспечения права ребенка на образование предусмотрено бесплатное образование, принятие мер для обучения как можно большего количества детей, не допуская случаев безграмотности и ухода из обучающей организации.

Декларация ООН о правах ребенка также указывает на то, что образование должно быть бесплатным и обязательным. Дети благодаря образованию должны быть культурно развитыми, иметь собственные суждения, осознавать моральную и социальную ответственность перед обществом. Ответственность за образование и обучение ребенка лежит на родителях и на государстве.

В процессе образования дети имеют право на развитие своих талантов, умственных и физических способностей всеми способами, доступными для образовательного учреждения.

Требования российского законодательства

семейное право

  • на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, форму получения образования и обучения;
  • на выбор факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
  • на уважение человеческого достоинства, охрану жизни и здоровья, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
  • на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
  • на перерывы для отдыха;
  • на перевод в другую общеобразовательную организацию;
  • на участие в управлении учебным заведением в порядке, установленном его уставом;
  • на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных, спортивных мероприятиях, соревнованиях;
  • на поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной и иной деятельности.

При этом учащиеся имеют следующие обязанности:

  • добросовестное освоение образовательной программы, сдача итоговых и аттестационных экзаменов;
  • выполнение требований устава, правил образовательной организации;
  • соблюдение дисциплины;
  • уважение чести и достоинства иных обучающихся, работников учебной организации, не препятствование в получении образования другими учащимися;
  • бережное отношение к имуществу учебного заведения.

Запрещено привлекать ученика без его согласия к труду, не предусмотренному общеобразовательной программой, принуждать к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительно привлекать к деятельности этих организаций, к участию в агитационных компаниях, политических акциях.

Данные действия возможны на добровольной основе и с учетом мнения родителей.

Правила поведения в общеобразовательном учреждении

Обучающиеся в школе должны придерживаться следующих правил:

  • выполнять обоснованные и законные требования работников учебного заведения;
  • поддерживать чистоту в классе, не наносить вред школьному имуществу;
  • добросовестно учиться;
  • уважать честь и достоинство учащихся, педагогов, иных работников школы;
  • иметь всё необходимое (канцелярские приборы, учебники, тетради и другое) для учебы;
  • приходить на занятия своевременно в соответствии с установленным графиком;
  • не приносить в учебное заведение и на его территорию оружие, взрывчатые, огнеопасные, химические, токсичные вещества, спиртные напитки, табачные изделия, любые одурманивающие и наркотические средства, яды, таблетки;
  • не уходить из школы и не покидать её территорию без разрешения педагогов;
  • не пропускать занятия;
  • достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами;
  • не курить в школе и на её территории, не употреблять непристойные выражения и жесты;
  • во время урока не пользоваться телефоном, иными гаджетами, не нарушать учебный процесс громкими разговорами или иным способом;
  • на уроке выполнять требования учителя, без его разрешения не выходить из класса, перед обращением к учителю поднимать руку;
  • отстаивать свои взгляды и убеждения в общении со сверстниками корректно и достойно.

Психическое насилие в отношении детей в школе недопустимо. К нему относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика, угрозы, оскорбления;
  • физическая или социальная изоляция;
  • предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям.

Администрации образовательной организации не имеет права поддерживать школьную дисциплину с помощью насилия и иных методов, унижающих человеческое достоинство ребенка.

Школьные конфликты и пути их решения

Конфликтные ситуации в учебной организации – это следствие разности восприятий.

Самыми распространенными являются ценностные конфликты между детьми, особенно в подростковом возрасте, связанные с их системами ценностей и убеждениями. Основой разрешения данного вида конфликтов является толерантность. Родители и педагоги должны развивать её в детях, поскольку именно благодаря толерантности человек может принять во внимание иную систему ценностей. В разрешении конфликтов действенно убеждение собственным примером.

Личностно-психологические конфликты возникают между сверстниками, между учениками и педагогами. Основная причина – стремление к самоутверждению, лидерству, разница в характерах. Решению конфликта способствует проведение тренингов, групповых и индивидуальных курсов терапии. Сотрудничество ученика и учителя в обсуждении проблемы, совместные поиски путей её решения способствуют разрешению конфликта.

В решении конфликтных ситуаций в школе основную роль играют педагоги, которые должны обеспечить диалог между учениками и принимать все меры для поддержания здорового морального климата в детском коллективе.

Учащимся важно знать свои права, уметь ими правильно пользоваться, не причиняя вред и не забывая об обязанностях. Отстаивание своих прав должно сочетаться с уважением прав других и не приводить к конфликтам.

Ответы на вопрос:

Подобные вещи согласно ст 30 федерального закона Об образовании в РФ №273-ФЗ регламентируются внутренними документами школы Если в этих документах предусмотрена конфиденциальность, то тогда имеет право.

Информация об отметках может быть отнесена к персональным данным.

В силу ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

А согласно ст. 98 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":

1. В целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы, в том числе государственные информационные системы, предусмотренные настоящей статьей. Ведение государственных информационных систем осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этих информационных систем с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.

ну к сожалению в федералньом законе напрчмую такого указания нет, однако выв можете ссылаться на общие положения и исходя из них попробовать требовать подобное.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017)

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

12) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;

13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;

14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;

25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;

26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, см. Главу 26 Трудового кодекса РФ.

27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

С поступлением ребенка в школу многие родители понимают, что впереди долгие, насыщенные событиями годы. У большинства это время оставит в памяти приятный след, но некоторым учеба ребенка может запомниться негативными моментами и даже острыми конфликтами.

Замечу, что иногда образовательные учреждения допускают нарушения прав учащихся по незнанию, но такие случаи единичны.

- на выбор образовательной организации;

- на предоставление условий для обучения с учетом психофизического развития и состояния здоровья;

- выбор факультативных и элективных предметов, курсов, дисциплин;

- на уважение человеческого достоинства;

- на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбление личности, охрану жизни и здоровья;

- на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

- на участие в управлении школой;

- на ознакомление с документами, регламентирующими деятельность образовательной организации и обжалование в установленном порядке актов образовательной организации.

Согласно части 1 статьи 45 Закона, защищая свои права, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе:

1) направлять в органы управления образовательной организации, в частности директору школы, общему собранию, педагогическому совету и другие, предусмотренные уставом образовательной организации, обращения о применении к работникам, нарушающим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемую из равного числа учащихся, родителей (законных представителей) учащихся и работников конкретного учреждения;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Очевидно, что применение первых двух пунктов затруднений и вопросов не вызывает, а третий требует уточнения.

Приведу один интересный пример. Последним способом, то есть, обратившись ко мне и одновременно в Управление образования
г. Хабаровска, воспользовались родители ученика одной из гимназий, узнав от классного руководителя о том, что к их ребенку и еще 16 ученикам 7-го класса приказом директора применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Символично, что случилось это в первый день летних каникул, по традиции совпавший с Днем защиты детей.

Из разговора с учителем родители узнали не только о выговоре, но и о том, что ознакомиться с приказом сын должен без них – так распорядился директор. Между тем, пункт 13 Порядка применения к учащимся общеобразовательных учреждений мер дисциплинарного взыскания (далее – Порядок), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 № 185, возлагает на образовательную организацию обязанность довести изданный приказ о наказании под роспись не только до обучающегося, но и до их родителей (законных представителей).

Воспрепятствовав в ознакомлении с приказом, директор гимназии грубо нарушила требования Порядка. Фактически, родители были исключены из воспитательного процесса и не имели возможности получить полную информацию о причинах наказания и применения столь строгого взыскания. Что же еще было нарушено?

Согласно пункту 8 названного Порядка, до применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Однако, как сообщили ученики и не отрицали в гимназии, объяснения ни с одного из семнадцати учащихся затребованы не были. Налицо еще одно нарушение.

В этот момент, как мне представляется, конфликт между гимназией и родителями ученика перешел в иную, неюридическую плоскость. Возникает множество вопросов: насколько компетентен учитель и отвечает ли предъявляемым к нему требованиям, осознает ли он неэтичность своего предложения? Насколько допустимо игнорирование предыдущих успехов ребенка и их обесценивание? Возможно ли после подобного грубого высказывания сохранить репутацию и уважение в глазах учеников и их родителей? Вопросы риторические.

Возвращаясь к юридической стороне конфликтной ситуации, отмечу, что соблюдение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности также установлено Порядком, а именно пунктом 9. Однако, оценить правильность его применения в данном случае невозможно, так как внятно сформулировать претензии к ученикам ни директор, ни классный руководитель не смогли. Обвинение свелось к обобщенным фразам о нарушении классом дисциплины в течение года.

Важно отметить, что при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать мнение совета учащихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей). Норма является своего рода сдерживающим фактором для администрации образовательной организации, обеспечивающим максимальную объективность при наказании несовершеннолетнего и соблюдение его прав. Будь она применена, незаконный локальный акт не появился бы, однако ни с одним из перечисленных органов гимназии перед вынесением приказа директор советоваться не стала. И в этом очередное грубое нарушение.

В результате проверки, все изложенное в обращении родителей семиклассника нашло свое подтверждение, а незаконный приказ директора гимназии был отменен. Руководителю учреждения было указано на недопустимость подобных нарушений законодательства. Подросток по инициативе родителей переведен в другое учебное заведение.

Хочется надеяться, что все участники образовательных отношений, к которым Закон относит учеников, педагогов и родителей (законных представителей), будут уважительно относиться к правам друг друга, добросовестно выполнять возложенные обязанности и соблюдать действующее законодательство.

Только при таком условии наши дети будут чувствовать себя защищенными и не утратят веру в справедливость, противоправные действия педагогов не останутся безнаказанными, а родители будут уверены в силе закона, зная, что смогут защитить права ребенка.

Я со своей стороны в рамках предоставленных полномочий оказываю содействие в разрешении конфликтных ситуаций, повлекших нарушение прав граждан.

Читайте также: