Профилактика чс в школе

Обновлено: 02.07.2024

1. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях.

2. Развивать умение находить решение в сложных ситуациях.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Внеклассное мероприятие в форме “Заседания экспертов по чрезвычайным ситуациям”.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеозапись чрезвычайных ситуаций (видеокассеты были взяты в методическом центре проката видеокассет г. Энгельса), раздаточные листы с чрезвычайными ситуациями, обучающее лото.

I. Представление экспертных групп:

    Эксперты в области наводнений.

“Для нас преград не существует”

“Наш класс хоть в космос отправляй”

“Нам по плечу любое дело”

“Нас ждут великие дела”

“Себя в обиду не дадим”

– Внимание на экран.

/Видеозапись землетрясений, пожаров, наводнений, произошедших в различное время в разных местах/

– Что вы сейчас увидели?

– Какие впечатления произвели на вас эти кадры?

– Что самое ужасное от этих стихий?

– Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.

– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете?

(Параллельно с ответами детей на доске появляется схема. Рисунок 1 )

– Подумайте, на какие 2 группы можно разделить чрезвычайные ситуации?

– Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами?

/На доске остаются названия следующих чрезвычайных ситуаций./

III. – Весной время паводков и наводнений.

– Что же такое наводнения и чем они опасны, прошу рассказать 1 экспертную группу.

Наводнение – временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач. Это бывает из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин и дамб, цунами, ураганов ветра. Они бывают короткими (от нескольких часов) и длинными (более двух недель).

Что делать при наводнении

Наводнения бывают очень опасны. Об их приближении людей предупреждают сигналом сирены и объявлением, начинающимся со слов: “Внимание! Слушайте все. ” После этого сигнала необходимо: выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги), взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы. Старайтесь держаться ближе к взрослым. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома). Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком. Если попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.

– Это была стихия воды. Но в нашей местности разрушительными могут быть и стихии воздуха.

– Ураганы – что это такое?

Выступление 2 экспертной группы.

Ураганы, бури, тайфуны, смерчи

Ураганы – очень сильные ветры, скорость которых больше, чем у мчащегося по улице автомобиля (примерно 120 км/ч).

Бури – это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные или песчаные бури. Бурю на море называют “шторм”.

Смерч – это тоже разновидность урагана. Смерч имеет вид быстрого вращающегося столба, похожего на трубу гигантского пылесоса. Он втягивает в себя все, что попадается на его пути.

Что делать при стихийных бедствиях

Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу, укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижмитесь к земле. При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться в ближайшем подвале, овраге, дорожном кювете. Если буря с дождем, градом, грозой – не прячьтесь под высоким деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом.

Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, нефте- и газопроводами, линиями электропередач.

/Видеофильм “Ураганы в Америке”./

– Это били природные стихии. А как может навредить себе сам человек, расскажет 3 группа экспертов в области пожаров.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Основные поражающие факторы пожара:

Что делать при пожаре

При пожаре нужно звонить 01.

Если вы находитесь на первом этаже или в маленьком доме, надо быстро выскочить на улицу через дверь или даже в окошко – как получится!

Если вы живете в многоэтажном доме, надо действовать немного иначе. Если загорелось у тебя в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь. При пожаре не пользуйтесь лифтом!

Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой мокрым одеялом, куском плотной ткани или пальто.

Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток свежего воздуха вызовет вспышку пламени. Через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись.

Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать – это больше раздует пламя, лучше ложитесь на землю и, перекатываясь, постарайтесь сбить пламя.

Увидев человека, на котором загорелась одежда, набросьте на него пальто, плащ или какое-нибудь покрывало и плотно прижмите.

Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать – так от дыма не спастись.

– Как действовать при пожаре, если он случился в школе. Внимание на экран.

– Чрезвычайная ситуация может произойти совсем близко, но бесшумно и невидимо для нас. В то же время может быть очень опасной. Авария на ближайшем заводе, фабрике может привести к опасности заражения химическими веществами.

– Какие химические вещества наиболее опасны, расскажет группа исследователей химических веществ.

Наиболее опасны для населения аварии на предприятиях химической и других родственных ей видов промышленности.

Повреждение или разрушение хранилищ, которые содержат ядовитые вещества, приводит к попаданию этих веществ в атмосферу. В дальнейшем под действием ветра образуется зона химического заражения.

Наиболее распространенные ядовитые вещества – это хлор и аммиак.

Хлор – тяжелее воздуха. Проникает в нижние этажи и подвальные помещения зданий.

Пары хлора сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются: резкая боль в груди, сухой кашель, резь в глазах, слезотечение, одышка.

Аммиак – легче воздуха. При аварии и выходе в атмосферу дымит.

Пары аммиака сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, насморк, кашель.

Что делать в случае угрозы химического заражения

Людям, оказавшимся в зоне заражения, немедленно покинуть дома, учреждения, предприятия, учебные заведения и выходить по кратчайшему маршруту. Прежде чем выходить наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором соды.

Если вы не успели до подхода зараженного воздуха покинуть квартиру, дом, то укройтесь в нем, плотно закройте двери, окна, форточки. Заклейте окна скотчем, или бумагой.

В подвалах и нижних этажах не укрываться – хлор тяжелее воздуха и проникает во все низкие места, в том числе и подвалы.

При движении по зараженной территории надо соблюдать следующие правила:

  • двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль;
  • избегайте прохода через тоннели и другие заглубленные места, где возможен застой ядовитых веществ;
  • на всем пути движения используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.

– Мы прослушали выступления четырех экспертных групп. Эти чрезвычайные ситуации никто не планирует, не готовит заранее. Но нужно помнить, что мы живем в век терроризма.

– Что такое терроризм и как себя вести в подобной ситуации расскажет нам пятая группа.

Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении людей или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения материальных объектов, создающие опасность гибели людей.

Что делать в экстремальной ситуации

Помнить о том, что мы живем в эпоху терроризма. Это значит, что необходимо заранее представлять, куда бежать и что делать в критической ситуации.

Это значит, что нужно держать документы и деньги, предметы первой необходимости, не за семью печатями, а в доступном для домашних месте – так, чтобы при необходимости не тратить много времени на их поиск.

Старайтесь просто не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гуляйте до позднего вечера на улице. Не садитесь к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотрите по сторонам.

Главное – не поддавайтесь сильному страху. Никогда не зажмуривайте от страха глаза, наоборот, постарайтесь шире их раскрыть и оглядеться вокруг.

Не поддавайтесь ужасу. Ужас – это всего лишь сильный страх.

Что нужно сделать, чтобы успокоиться:

Не впадайте в панику. Паника страшна не тем, что всем становится страшно, а тем, что в состоянии паники люди давят друг друга.

Внимание, не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов.

Ваша задача – незамедлительно сообщить о своих подозрениях взрослым.

Общеобразовательная школа является основным и самым массовым учебно-воспитательным учреждением в Российской Федерации. На протяжении 9-11 лет учащиеся регулярно посещают школу и проводят здесь от четырех до десяти часов ежедневно. За 11 лет обучения прилежный ученик посещает 11385 уроков общей продолжительностью 7590 часов, что составляет 316 суток.

Половина времени бодрствования детей школьного возраста проходит на уроках, внеклассных и внеурочных мероприятиях, в общественно-полезном труде и играх на территории школы. Здесь школьники приобретают новые знания, формируют необходимые умения и навыки, разносторонне развиваются, проходят свои первые учебные и жизненные уроки. Раскрытие творческих способностей, общение со сверстниками, подвижные игры, спортивные соревнования несут школьникам мощный заряд положительных эмоций, хорошее настроение, улучшение самочувствия.

В России насчитывается более 66 тысяч общеобразовательных учреждений: школ, лицеев, гимназий, из которых почти 46 тысяч - сельские школы. 1 сентября 2003 года в школы РФ пошло примерно 19 миллионов учащихся, среди которых около 1,5 миллиона первоклассников. В России ежегодно оканчивают школу и получают аттестат о среднем образовании 1,5 миллиона человек. 1 сентября 2003 года учебный год начался для 40,4 миллиона россиян. Именно столько пришло в учреждения образования: одни учиться, другие работать.

  1. насчитывалось 156 тысяч различных учебных заведений;
  2. было свыше 2,4 миллиона педагогических работников;
  3. обучение в школах велось на 80 языках;
  4. каждый седьмой житель страны являлся школьником;
  5. возраст 38 миллионов граждан не превышал 18 лет.


Наряду с положительным воздействием, процесс обучения в школе оказывает и отрицательное влияние на учащихся. Учеба в школе может стать прямой или косвенной причиной возникновения ЧС, несчастных случаев, травмирования, заболевания, а порой и гибели школьников.

  1. ухудшение здоровья и функционального состояния школьников;
  2. получение травм во время нахождения в школе, а также по дороге из дома и обратно;
  3. нервные срывы, психические расстройства, умственные перегрузки;
  4. формирование нездорового образа жизни и антиобщественного поведения.
  1. стихийных бедствий: землетрясение, ураган, экстремальные температуры, наводнение;
  2. эпидемий: грипп, дифтерия и другие;
  3. техногенных ЧС: пожар, взрыв, обрушение, химическое и радиоактивное заражение;
  4. социальных ЧС: преступность, терроризм, захват заложников, боевые действия, межличностные конфликты.

Для предотвращения травматизма, несчастных случаев, профилактики заболеваемости, сохранения и укрепления здоровья школьники должны строго соблюдать устав общеобразовательного учреждения, требования техники безопасности, правила пожарной безопасности, поведения, личной и учебной гигиены, соблюдать элементарную осторожность.

Для успешной социализации несовершеннолетних, педагогические работники и специалисты школы ведут активную работу по профилактике чрезвычайных происшествий среди несовершеннолетних, в том числе по профилактике суицидов, правонарушений, совершенными подростками, причинение вреда здоровью (в том числе результате употребления спиртосодержащих веществ, ПАВ), происшествий при дорожно-транспортных происшествиях, самовольные уходы несовершеннолетних из семьи.

В целях предупреждения чрезвычайных происшествий с несовершенно-летними в МОУ Ваховская ОСШ:

План работы с обучающимися и родителями по профилактике ранних половых связей, ранней беременности, раннего материнства (отцовства).

План совместных мероприятий школы и ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Нижневартовскому району по предупреждению правонарушений и преступлений среди обучающихся школы

План по профилактике экстремистской деятельности, межэтнических и межконфессиональных отношений, недопущению проявления фактов национализма и ксенофобии.

План работы по профилактике предотвращения употребления наркотических средств и ПАВ

План работы по профилактике насилия в отношении детей и предупреждения суицидов

Алгоритм действия педагогического персонала в случае самовольного ухода несовершеннолетнего из дома. Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних

План деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, согласован с ОГИБДД ОМВД России по Нижневартовскому району.

Ваховская ОСШ проводит постоянный взаимообмен информацией со всеми учреждениями системы профилактики Нижневартовского района и с.п.Ваховск по выявлению неблагоприятных ситуаций отрицательно влияющих на детей.

Педагогом - психологом периодически проводится диагностика психо-эмоционального состояния обучающихся, диагностика уровня школьной мотивации и прочие виды психологического обследования, по результатам которых ведется коррекционно-развивающая работа, тематические классные часы

Показатель удовлетворённости учащихся школьной жизнью говорит о преобладании позитивного настроя в эмоциональном состоянии учащихся, высокой личностной удовлетворенностью своими учебными результатами и образовательно-воспитательным процессом в целом.

С целью профилактики суицидов (суицидальных попыток) в МБОУ Ваховская ОСШ проводятся мероприятия с участием приглашенных специалистов, по вопросам профилактики социально-значимых заболеваний, профилактики суицидального поведения, психологический и педагогический всеобуч для родителей

В начале учебного года проведено анкетирование среди учащихся среднего и старшего звена, цель которого являлась выявление основных проблем полового воспитания несовершеннолетних. По результатам анализа анкетирования, заместителем директора по воспитательной работе и психолого-социально-педагогической службой школы разработан и реализуется план работы по профилактике раннего материнства и отцовства, утверждённый приказом директора.

Работа с родителями (законными представителями) по предупреждению чрезвычайных ситуаций с детьми является одним из основных направлений работы школы. Первоочередной задачей работы с родителями является раннее выявление и профилактика семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

За период с 12.01.2015 года в МБОУ Ваховская ОСШ проведены следующие мероприятия с обучающимися и их родителями:

заседания Совета по профилактики - по вопросам успеваемости по учебным предметам;

заседания Службы примирения, (межличностные конфликты);

проведятся рейды межведомственного патруля с участием педагогов и родительской общественности во время массовых мероприятий и вечернее время.

В январе - феврале 2015 г. во всех классах школы были организованы родительские собрания, на которых родителям разъяснялась ответственность за преступления и правонарушения в сфере антинаркотического и антиалкогольного законодательства, с целью профилактики детского алкоголизма, наркомании и табакокурения. Медицинский работник рассказал о первых признаках употребления наркотических и психотропных веществ подростками. До сведения родителей были доведены телефоны служб доверия.

С целью профилактики ранней беременности несовершеннолетних, заражения социально значимыми заболеваниями, медицинской сестрой проводятся профилактические беседы на указанную тематику. Родители ознакомлены об уголовной ответственности взрослых лиц по ст. 134 УК РФ за вступление в половую связь с лицом, не достигшим 16-ти лет.

Кроме того, с наступлением весеннего периода, координируется деятельность работников школы по очистке территории двора от снега; очистке крыш от снега и сосулек; недопущению подтекания талых вод под здание учреждения; посыпанию пешеходных дорожек песком; проводится разъяснительная работа по обеспечению незамедлительного устранения выявленных недостатков, угрожающих жизни и здоровью обучающихся и работников школы.

За посещаемостью и опозданиями учащихся ведется ежедневный контроль. Родители (законные представители) регулярно уведомляются о количестве опозданий на уроки детьми и подростками за период.

Создан консультационный пункт по организации занятости, оздоровления и отдыха в каникулярный период.

Работа школы по предупреждению чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними дает свои результаты:

Общеобразовательная школа является основным и самым массовым учебно-воспитательным учреждением в Российской Федерации. На протяжении 9-11 лет учащиеся регулярно посещают школу и проводят здесь от четырёх до десяти часов ежедневно. За 11 лет обучения прилежный ученик посещает 11 385 уроков общей продолжительностью 7 590 часов, что составляет 316 суток. Половина времени бодрствования детей школьного возраста проходит на уроках, внеклассных и внеурочных мероприятиях, в общественно-полезном труде и играх на территории школы. Здесь школьники приобретают новые знания, формируют необходимые умения и навыки, разносторонне развиваются, проходят свои первые учебные и жизненные уроки. Раскрытие творческих способностей, общение со сверстниками, подвижные игры, спортивные соревнования несут школьникам мощный заряд положительных эмоций, хорошее настроение, улучшение самочувствия.

Наряду с положительным воздействием процесс обучения в школе оказывает и отрицательное влияние на учащихся. Учёба в школе может стать прямой или косвенной причиной возникновения несчастных случаев, травмирования, заболевания, а порой и гибели школьников.

Для предотвращения травматизма, несчастных случаев, профилактики заболеваемости, сохранения и укрепления здоровья школьники должны строго соблюдать устав общеобразовательного учреждения, требования техники безопасности, правила пожарной безопасности, поведения, личной и учебной гигиены, соблюдать элементарную осторожность.

Дорога в школу и из школы

Чем длиннее расстояние между школой и домом учащегося, тем больше ему приходится затрачивать времени на дорогу, чаще пересекать улицы и перекрёстки, дольше находиться среди незнакомых людей, сильнее уставать. Наибольшую опасность для них представляет проезжая часть улиц и дорог. Здесь возможно возникновение ДТП. Шестьдесят процентов пострадавших на дорогах детей - это учащиеся общеобразовательных заведений в возрасте 7 - 13 лет. В большинстве случаев учащиеся становятся участниками ДТП при переходе проезжей части в неположенном месте либо при внезапном выходе на проезжую часть из-за препятствий.

Другие опасности, подстерегающие школьников по дороге в школу и из школы, представляют преступные действия со стороны других людей, взрывоопасные предметы, бродячие животные, пустыри, стройплощадки, траншеи, котлованы и т.д.

Чтобы избежать неприятностей в процессе передвижения из дома в школу и обратно, нужно выполнять следующие правила:

- заранее выбрать такой путь в школу, на котором будет меньше опасных участков, даже если он и станет длиннее;

- ещё до начала учебных занятий будущая дорога в школу должна быть много раз пройдена и обговорена;

- взрослым следует не первых порах сопровождать своего ребёнка тогда, когда он уже ходит в школу, и контролировать постоянно, делает ли он всё так, как его до этого учили и тренировали.

Безопасность на переменах

Общие требования безопасности на переменах

1 Не нарушать дисциплину.

2 Быть внимательным и осторожным при активном передвижении по лестницам, бетонному, асфальтовому и ледовому покрытию. Даже незначительное падение на таком твёрдом покрытии может привести к серьёзной травме: перелому конечностей, черепно-мозговой травме, ушибам, растяжениям.

4 Не лазать по деревьям, заборам, крышам зданий и сооружений, высотным конструкциям. При нахождении на высоте достаточно одного неловкого движения, чтобы произошло падение, которое может привести к ушибам, ссадинам, переломам, черепно-мозговой травме, гибели упавшего.

5 Не выбегать на проезжую часть близлежащих улиц.

6 Не провоцировать конфликты с окружающими, не участвовать в них.

Безопасность дома

Нередки случаи, когда детей оставляют дома одних, а потом приходится вы­зывать пожарных, и, слава Богу, если те подоспеют вовремя. Причем причины бед весьма просты — взрослые оставляют в доступных местах спички, зажигалки или отопительные электроприборы, не говоря уже о том, что последние иногда забывают выключить. Кроме того, если дети вздумают открыть дверцу печки, где горят дрова или уголь, то горящие головни или искры могут выпасть на пол. Шалости детей, казалось бы, с безобидными электрообогревательными приборами тоже могут довести до беды.

Детская шаловливость и невнимательность иногда являются причиной того, что падает горящая свеча, опрокидывается керосиновая лампа, падает раскаленный утюг или кипятильник. Причем, подражая взрослым, дети в своих играх стремятся употреблять не только спички, зажигалки, курительные трубки, но и утюги, ки­ пятильники, иные небезопасные приборы.

Меры по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем:

1. Не оставляйте на виду спички, зажигалки.

2. Следите, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекайте их от пустого времяпрепровождения.

3. По возможности не оставляйте детей без присмотра.

4. Не позволяйте маленьким детям пользоваться нагревательными и газовыми приборами.

Читайте также: