Цель оперативного контроля в доу

Обновлено: 02.07.2024

Управление дошкольным образовательным учреждением – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения. Его основная цель-достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, управленческая деятельность должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием педпроцесса, достигнутыми и требуемыми результатами. Для преодоления несоответствия необходимо четко знать положение дел в ДОУ. А это возможно только на основе глубокого всестороннего анализа информации, полученного в результате контроля. Значит, контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития ДОУ, правильно ставить цели на будущее. Контроль является базой для принятия решений, позволяет установить отклонения в работе, причины и пути их устранения. О.А. Скоролупова, обобщая разные точки зрения, дает следующее определение:

Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Вопросами организации контроля в ДОУ занимаются Васильева А.И., Поздняк Л.В., Денякина Л.М., Белая К.Ю., Троян А.Н., Шамова Т.И., Скоролупова О.А. и другие. По мнению авторов, задачи контроля следующие:

  • Сравнение результатов работы с нормативными требованиями;
  • Оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ;
  • Сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи;
  • Сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения;
  • Выявление и обобщение передового педагогического опыта.

Для того чтобы контроль стал инструментом мотивирования труда сотрудников ДОУ, он должен быть целесообразным, систематическим, объективным, гласным, носить диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер.

Он состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

  • Постановка цели:;
  • Выбор объекта контроля;
  • Планирование контроля;
  • Определение субъекта (кто проверяет);
  • Сбор и обработка информации;
  • Подведение итогов контроля, выработка рекомендаций и предложений;
  • Проверка исполнения рекомендаций.

Виды контроля

Исследователи вопросов управления неоднозначны в подходах к классификации видов контроля. Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская убеждены, что контроль за функционированием и развитием ДОУ можно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля. Внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона. Осуществление внешнего контроля позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие ДОУ, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. Но главный объект контроля в ДОУ – педагогический процесс, его содержание и результаты.

По времени В.П. Симонов предлагает разделить контроль на предварительный, текущий, отсроченный и последующий (вторичный).

По содержанию разные авторы выделяют фронтальный, тематический, оперативный, сравнительный, самоконтроль и т.д.

Текущий контроль проводится на этапе осуществления педагогического процесса. Его цель – выявление возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных, соответствие достигнутых результатов с установленными стандартами и нормами.

Содержание текущего контроля:

  • Сравнение уровня развития детей в усвоении программы с нормативными критериями;
  • Изменение результатов – достижений детей;
  • Выявление проблем, влияющих на усвоение программы;
  • Эффективное информирование педагогов о результатах контроля, выработка управленческого решения, рекомендации, регулирование педпроцесса в изменении темпов и сроков прохождения программы, коррекция средств, форм и методов организации детей.

В современной практике существуют разнообразные виды текущего контроля. Самые распространенные из них: тематический, оперативный, фронтальный, сравнительный.

Тематический контроль проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. Это может быть педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы, выполнение требований нормативно-правовых документов, эффективность использования воспитателями рекомендаций методических объединений, консультаций, семинаров, исполнение сметы расходов и т.д.

При подготовке к изучению состояния работы по конкретному вопросу составляется план проверки, где отражаются следующие параметры: цель, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные, содержание и методы контроля. С планом педагогический коллектив знакомится заранее. Выделяются вопросы, которые выносятся на самооценку, подготавливаются схемы, диагностические карты, определяется участие специалистов (медсестры, музыкального руководителя, психолога и других) и родителей, для чего разрабатываются анкеты. В ходе тематического контроля устанавливается, насколько уровень знаний детей по данному разделу соответствует государственному образовательному стандарту и конкретной программе, реализуемой в ДОУ, какие умения и навыки у них сформированы в данном виде деятельности, владеют ли педагоги методикой организации деятельности детей по данному разделу, соответствует ли требованиям предметно-развивающая среда в группе. По результатам тематического контроля составляется справка, эти результаты обсуждаются на педсовете, а некоторые вопросы выносятся на производственное совещание или заседание профсоюзной группы.

Некоторые авторы разновидностью тематического контроля считают обзорный персональный и итоговый. Обзорный контроль. дает представление о работе коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент по какому-то конкретному вопросу. Персональный контроль проводят с целью изучения системы работы и распространения передового педагогического опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства. А также для анализа состояния работы по выявлению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. Итоговый контроль дает возможность подвести итоги работы за определенный период времени: квартал, полугодие, год, лето и т.д. Он направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива.

Оперативный контроль направлен на выявление состояния работы коллектива и отдельных сотрудников на определенном этапе, в какой-то момент, а также на решение срочных вопросов. С его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, оказать конкретную действенную помощь, сделав определенный анализ ситуации. Этот вид контроля осуществляется ежедневно. Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская к разновидностям данного вида контроля относят экспресс-диагностику, предупредительный и выборочный контроль, а К.Ю. Белая считает разновидностью оперативного контроля день диагностики, регулирования и коррекции. ДРК - это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. Она предлагает ежемесячно планировать 5-7 вопросов для более детального эпизодического анализа (отдельных занятий, режимных моментов) и заранее знакомить с ними коллектив. Но не всегда с помощью оперативного контроля можно определить причины того или иного процесса.

Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю глубокую проверку деятельности, как отдельного воспитателя, так и ДОУ в целом.

Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей параллельных групп или двух воспитателей одной группы при проверке уровня проведения занятий, режимных моментов, игр, качества знаний, умений и навыков детей. Разновидностью сравнительного контроля отдельные авторы считают взаимоконтроль, который позволяет педагогам критиковать друг друга откровенно, без предвзятости, вносить необходимые коррективы, давать советы и обязательно выделять интересные находки и все положительное в увиденном. Эта форма контроля учит педагогов анализировать работу коллег.

Сравнительный контроль дает возможность при совместном анализе найти наиболее эффективные приемы работы и распространить передовой опыт, улучшить состояние педпроцесса и способствует повышению общепедагогического опыта воспитателей всех групп.

Самоконтроль – это особая форма доверия коллектива, которая предполагает самооценку, самоанализ, само коррекцию. Эта форма контроля позволяет развивать у сотрудников ДОУ умение объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.

Но перевод воспитателя на режим доверия вовсе не означает отказ от посещения администрацией данной группы. Посещения могут быть связаны с обобщением опыта работающих в группе специалистов с тем, чтобы сделать его достоянием коллектива.

Кроме перечисленных выше, некоторые авторы выделяют такие виды контроля, как опережающий, результирующий, поисковый, исполнительный и т.д..

Осуществление целенаправленного контроля должно сочетаться с ежедневным обходом ДОУ в начале рабочего дня. Цель ежедневного обхода – проверить создание гигиенических, педагогических условий в группах, настроение детского коллектива и сотрудников, подготовку воспитателей к рабочему дню.

Одна из задач контроля – это проверка выполнения предписаний нормативно-правовых документов, предложений инспектирующих лиц, администрации ДОУ, выполнение решений педсоветов, собраний и т.д. Поэтому, последующий или вторичный контроль является необходимым в работе руководителя, без него все остальные виды контроля малоэффективны. Этот вид контроля позволяет сделать выводы об отношении исполнителей к замечаниям, их умении организовать свою работу, повышает ответственность сотрудников за порученное дело. Последующий контроль становится более действенным, если его проводить в строго намеченные сроки.

Если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении, то можно говорить о системе. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля – одна из основных задач руководителя. От этого зависит эффективность и результативность контроля. Качество контроля зависит и от того, насколько субъект контроля серьезно и тщательно к нему готовится.

Методы контроля

Эффективность проведения любого вида контроля зависит от умелого использования разнообразных методов контроля.

Основным методом является наблюдение за ходом работы контролируемого. Этот метод позволяет изучить состояние педпроцесса, эффективность применяемых педагогом методических приемов, вникнуть в суть наблюдаемого и дать объективную оценку происходящему. Информация, полученная в процессе наблюдения, должна быть тщательно проанализирована. Важно разобраться в причинах и следствиях контролируемых явлений. Для фиксации наблюдаемого полезно использовать тех средства: магнитофон, видео магнитофон, кинокамеру, что способствует точности наблюдений. Для удобства можно разработать схемы наблюдений, которые позволяют детально изучить определенный участок работы или всю работу, ничего не упустив.

Важным является такой метод, как беседа. Она позволяет выявить уровень знаний и у воспитанников и у педагогов, проблемы, имеющиеся в работе, степень благополучия ребенка. В процессе беседы у воспитателей развивается речь, умение отстаивать свою точку зрения, способность к рефлексии и т.д. Руководителю беседа позволяет установить доверительные и вместе с тем деловые и принципиальные отношения. Полезно проводить беседу по анализу просмотренного режимного момента с двумя воспитателями, а иногда пригласить и младшего воспитателя, т.к. единство требований к детям – необходимое условие правильного воспитания.

В практике используют такие методы контроля как опрос, анкетирование, тестирование. Но, по мнению врача-психолога Домана Глена, тест – это попытка обнаружить, чего не знает ваш ребенок. Вместо тестирования он предлагает использовать метод выявления способностей. Его цель – предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания лишь в том случае, если он сам этого захочет. А для этого необходимо создать ситуацию. Такой метод можно назвать срезовым наблюдением.

Нельзя сегодня забывать и о проведении итоговых занятий. Они позволяют выявить уровень тех или иных знаний, умений и навыков детей.

Уровень владения техническими навыками позволяет проконтролировать изучение результатов продуктивной деятельности детей (рисунков, лепки и т.д.).

При организации контроля широко используется педагогическая диагностика. Проведенная в начале года, она имеет цель изучение исходного уровня знаний детей, а в конце квартала, года – составление плана корректирующих воздействий. Л.В. Поздняк предлагает фиксировать результаты диагностики уровня и качества знаний детей в диагностических таблицах, которые дают возможность выделить существенное положительное и отрицательное, выявить резервы и наметить пути их использования. Педагогические таблицы или карты разрабатываются педагогическим коллективом с учетом требований государственного образовательного стандарта и выбранной программы.

Важным методом контроля является изучение документации, регламентирующей весь процесс жизнедеятельности детей. Так анализ медицинских документов позволяет понять, почему тот или иной ребенок трудно усваивает программу. А получить информацию о ходе выполнения программы руководителю помогает проверка календарных планов.

Такой метод контроля, как хронометраж, позволяет измерить продолжительность трудовых процессов и сопоставить результаты с требованиями методик.

Статистический метод - это сопоставление количественных изменений, выраженных в числах, с качественной их оценкой. Результаты статистического метода нагляднее всего выражаются графически – иллюстрациями, таблицами, схемами.

В практике управления популярен такой метод контроля, как заслушивание отчетов воспитателей. Он дает возможность получить представление о положении дел по одному из вопросов воспитания и обучения в конкретной группе.

Одним из методов контроля процесса деятельности является педагогический мониторинг – процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педпроцесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. Это формирующий контроль, поскольку в его процессе происходит коррекция и координация деятельности.

Контроль может осуществляться в разных формах. Самая распространенная – это административный контроль, осуществляемый членами административно-управленческого аппарата. Он проводится по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Очень важно создать единую систему контроля всех направлений работы ДОУ. Эффективность зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами административно-управленческого аппарата единых подходов и полной согласованности действий в руководстве ДОУ. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Широкое использование современными руководителями делегирования полномочий позволяет привлекать к контролю органы коллективного управления: совет педагогов, профгруппу, совет учреждения и т.д. Сюда же можно отнести и контроль родителей. Хотя их оценка непрофессиональная, больше она носит эмоциональный характер, но, тем не менее, родители - наши заказчики и с их мнением необходимо считаться.

В управлении дошкольным учреждением необходимо использовать все виды, формы и методы контроля. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. Он повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт.


Оперативный контроль в ДОУ по ФГОС предполагает проведение комплекса различных мероприятий. Благодаря подобным действиям ведется анализ качества воспитательного и образовательного процесса, соответствие его целям и задачам.

Значимость

Проведение оперативного контроля в ДОУ сопровождается сбором количественной информации, не требующей длительных наблюдений. Он позволяет определять качество осуществления различных видов деятельности.

Оперативный контроль в ДОУ — это важная функция системы управления и контроля.

Руководитель образовательного учреждения обязан владеть навыками прогнозирования определенной деятельности, определенные ситуации. Проводить оперативный контроль в ДОУ может старший воспитатель либо методист.

контроль по фгос

Разновидности

Рассмотрим некоторые особенности процесса. Оперативный контроль в ДОУ делят на две группы: внешний, внутренний. Первый вариант предполагает анализ создания оптимальных условий для социальной адаптации дошкольников. В его рамках осуществляется проверка тех мероприятий, которые организуются в рамках детского сада для получения детьми минимального уровня образования, который нужен для гармонического развития.

Эта задача решается следующими способами:

проводится анализ микрорайона;

анализируется расположение в нем культурных и социальных учреждений;

исследуется социальный статус семей, в которых есть малыши дошкольного возраста;

рассматриваются требования и запросы родителей по качеству и составу образовательных услуг;

учитываются индивидуальные возможности детей, не посещающих ДОУ.

как идет проведение контроля

Составление плана

В настоящее время составляется оперативный контроль на год. В ДОУ функционирует несколько групп, для каждой из них разрабатывается индивидуальный график проверки. Осуществляется проверка по различным направлениям: воспитательной, развивающей, оздоравливающей, гражданско-патриотической.

Организация оперативного контроля в ДОУ — задача руководителя организации. Благодаря подобной работе можно оценивать правильность и эффективность деятельности детского сада.

основные результаты оперативного контроля

Требования к проверкам

Оперативный контроль в ДОУ групп осуществляется по определенным требованиям. Руководитель не просто осуществляет проверку, а создает систему контроля за разными сферами деятельности дошкольного учреждения. Сначала анализируются цели и задачи, развивающие и воспитательные методики, применяемые педагогами.

Оперативный контроль в ДОУ будет результативным лишь в том случае, когда он осуществляется вовремя. Важно анализировать недостатки, которые будут обнаружены в ходе проверки. Результаты оперативного контроля в ДОУ должны быть оглашены публично, причем, с полным анализом положительных и отрицательных моментов.

Структура проведения

Только при наличии планомерной работы можно рассчитывать на результат, стабильность и качество функционирования образовательной организации. Проверка осуществляется по следующему алгоритму:

определение цели и выделение объекта;

разработка плана контролирующих мероприятий;

сбор информации (с привлечением сотрудников, воспитанников, педагогов, иных лиц, которые компетентны в анализируемых областях);

первоначальный анализ собранных сведений (рассмотрение документов, обработка материалов, заполнение опросных карточек, анализ результатов на педагогическом совете);

создание рекомендаций для улучшения качества работы;

обсуждение методов и способов устранения выявленных проблем и недостатков;

повторная проверка, целью которой является отслеживание выполнения всех рекомендаций.

приказ о проведении контроля

Реализация контроля

Сначала выявляются все проблемные элементы, которые необходимо своевременно корректировать, чтобы повысить качество воспитательной и развивающей деятельности в детском саду. Затем издается приказ о проведении оперативного контроля в ДОУ.

К примеру, проверка может быть направлена на анализ создания в дошкольном учреждении условий, необходимых ля безопасности детей, на выявление индивидуальной работы, подготовку материала для повышения коммуникативных и речевых навыков дошкольников.

Оперативный контроль режима дня в ДОУ – это начальный этап, дающий информацию о конкретной части работы, проводимой воспитателем в дошкольном учреждении. Он выполняет функцию регулирования, поставляет данные для тематической проверки.

оперативный контроль групп

Что проверять

Как оформляется оперативный контроль ДОУ? Таблица, аналитическая справка по итогам – это обязательные элементы для занесения и анализа полученных результатов. Какие вопросы могут быть взяты для проведения проверки? Например, это санитарные условия в группе, организация питания дошкольников, проведение оздоровительных процедур, соблюдение расписания и временных рамок развивающих занятий.

На контроль может быть поставлена система мероприятий, направленных на привитие у детей дошкольного возраста интереса к занятиям спортом, закаливанию.

Вариант таблицы для контроля

Изучим пример таблицы.

Обеспечение социальной защиты для каждого дошкольника и гарантированность получения им минимального образования, которое требуется для полноценного развития

Изменение образовательной деятельности процесса в различных возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи

Маркетинговое исследование ближайшего микрорайона:

  • нахождение социальных и культурных объектов;
  • социальный статус семей, в которых есть дети-дошкольники;
  • запросы родителей по развитию и воспитанию малышей;
  • социальная, а также образовательная система безопасности детей, не посещающих дошкольные учреждения

Контроль содержания разных видов деятельности:

  • организационной и педагогической;
  • образовательной;
  • социальной и психологической;
  • медико-социальной;
  • хозяйственной

Контроль со стороны руководителя

Он должен не просто анализировать состояние дел, но и создавать комплексную систему работы по всем направлениям, используемых в ДОУ. Так как в рамках проводимого контроля должны быть не просто констатированы факты, а определены способы устранения проблем, руководитель продумывает вместе с экспертами алгоритм действий, которые позволят улучшить показатели функционирования дошкольного учреждения.

Он понимает важность своевременного проведения проверок, утверждает карты оперативного контроля в ДОУ. После завершения любой проверки руководитель анализирует не только проблемы, которые были выявлены, но и положительные результаты (инновационные методики, лучшие практики).

Что может входить в рамки контроля, осуществляемого руководителем ДОУ? Помимо воспитательной и образовательной работы, особенностей ее организации, также он может периодически анализировать выполнение правил трудового распорядка сотрудниками, исполнение инструкций, приказов выше стоящих органов, предписаний надзорных органов.

Среди контролируемых аспектов могут быть следующие моменты:

полнота выполнения решений педагогических советов;

сохранность пособий и оборудования в каждой группе;

оформление документации административными и педагогическими сотрудниками;

индивидуальный контроль над деятельностью воспитателя (иного сотрудника дошкольного учреждения).

организация оперативного контроля в доу

Проверки, организуемые старшим воспитателем

В ее рамках осуществляется проверка состояния образовательного процесса в каждой возрастной группе. Также старший воспитатель контролирует реализацию новых образовательных стандартов, анализирует применение коллегами инновационных методов и приемов работы.

Проверка касается соответствия календарно-тематического планирования возрастным особенностям дошкольников, а также периодичности повышения педагогами своей профессиональной квалификации.

Пример карты контроля

Среди основных вопросов, которые рассматриваются в рамках проверок в ДОУ, можно отметить санитарное состояние группы, выполнение режима дня, соблюдение оздоровительных мер, прогулок, экскурсий, конкурсов и праздников.

Как может выглядеть карта по результатам проверки соблюдения в детском саду режима дня в разные периоды года?

проверка приема детей;

оценка своевременности проведения утренних упражнений;

соблюдение временных рамок при питании;

организация и проведение обучающих занятий;

проверка отдыха между занятиями;

продолжительность и целесообразность прогулки;

соблюдение времени обеда;

проведение закаливающих процедур;

целесообразность подбора развивающих занятий в послеобеденное время;

продолжительность вечерней прогулки.

По каждому из пунктов, приведенных выше, предполагается три варианта оценки: высокая, средняя, низкая. Оперативный контроль показал, что в контролируемой группе в полной мере создаются условия для комфортного пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Воспитатель применяет в работе инновационные методы и приемы развития и воспитания. В рамках проверки установлено, что в группе ДОУ не выявлено каких-либо нарушений в развитии, воспитании, оздоровления подрастающего поколения.

оперативный контроль на год

Подведем итоги

Любое дошкольное образовательное учреждение должно разрабатывать систему контроля, основные задачи которого следуют из особенностей воспитательного и образовательного процесса. Осуществляются они в течение года. С периодичностью их проведения необходимо знакомить педагогический коллектив.

Контроль будет эффективным лишь в том случае, когда он проводится своевременно. О его проведении должны знать все сотрудники педагогического коллектива. Выделяют систематический, регулярный, гласный, действенный вариант контроля. При проведении любого из них важно соблюдать алгоритм действий.

Сначала определяется его цель, выдвигаются задачи. Затем разрабатывается план планируемого контроля, собирается подробная информация. После этого вырабатываются рекомендации и пути устранения выявленных недостатков. Спустя какое-то время осуществляется повторный контроль, целью которого является проверка устранения недостатков, выявленных на первом этапе.

Особое внимание в рамках ФГОС ДОУ отводится ежеквартальным проверкам планирования, работы с родителями, организации экскурсий и прогулок, изучения дошкольниками ПДД, применения в ДОУ здоровьесберегающих технологий, созданию оптимальных условий для саморазвития и самосовершенствования.

В зависимости от формы в детском дошкольном учреждении организуют сравнительный, опережающий, предупредительный. Благодаря предупредительной проверке можно не допустить серьезных ошибок. К примеру, предварительный контроль знания дошкольниками ПДД, позволит воспитателю избежать несчастных случаев во время экскурсии.

3 Виды оперативного контроля: п/п Разновидность контроля Цель и содержание контроля Примечание 1 Предупредительный контроль - профилактика возможных нарушений в образовательном процессе, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления ДОУ. Применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых парциальных программ, педагогических технологий и методик, передового педагогического опыта). Содержание контроля: выявление готовности педагогов к рабочему дню; определение уровня владения образовательными технологиями и методиками; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день). Проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации. Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе. О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее.

4 п/п Виды оперативного контроля: Разновидность контроля Цель и содержание контроля Примечание 2 Экспресс-диагностика - быстрый информативный сбор требуемых данных. Содержание контроля: социологическое исследование (анкетирование, тестирование и т.п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровня развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. С целью определения срезовых результатов освоения детьми ООП за определенный промежуток времени по разным видам деятельности с детьми организуются итоговые виды ООД. Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе. О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее.

5 Виды оперативного контроля: п/п Разновидность контроля Цель и содержание контроля Примечание 3 Выборочный (эпизодический) контроль - выявление причин отклонений качества образовательного процесса от существующих требований; - установление причин несоответствия фактического уровня развития детей от требований ООП. Содержание контроля: состояние работы по разделам ООП ДОУ, не рассматривающихся годовыми задачами, а также решение отдельных (частичных) задач раздела Программы в реализации поставленной годовой задачи. Данный вид контроля может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей (готовность воспитателя к проведению ООД, оценка работы воспитателя за день, анализ воспитанности детей, анализ педагогических условий в группе). Основные формы контроля: просмотр ООД или других видов образовательной деятельности, беседы с педагогами, изучение документации, анализ планирования работы. Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе. О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее.

6 1 этап - Разработка циклограммы оперативного контроля на учебный год (такой план наглядно покажет, сколько вопросов запланировано на год, и позволит равномерно распределить их по месяцам);

8 2 этап - Разработка графика проведения оперативного контроля на текущий месяц (В таблицу-график необходимо внести конкретные даты посещения группы, по каждому вопросу, и сообщить об этом воспитателям. Первое посещение групп - по запланированным вопросам (первичный контроль), обычно планируется в первые две недели месяца, в последующие две недели ведется работа по устранению недочетов);

10 3 этап - Наблюдение за деятельностью педагогов и занесение результатов контроля в подробную, расширенную таблицу с критериями по каждому вопросу контроля, в соответствии с выбранной системой условных обозначений (напротив каждого пункта в этих таблицах проставляются баллы, согласно выявленному уровню, например: 3 - высокий уровень, 2 - допустимый уровень, 1 - низкий уровень).

11 Подготовка воспитателя к ООД (ПРИМЕР) п/п Группа Воспитатель Дата Группа Воспитатель Дата Группа Воспитатель Дата Возрастные группы, недели месяца Вопросы на контроле Группа Группа Группа I II III IV I II III IV I II III IV Знание воспитателем программного материала и хода ООД 2 Владение методами и приемами, которые целесообразно применить на ООД 3 Подготовленность наглядно-демонстрационного материала 4 Эстетика оформления наглядных пособий 5 Подготовленность раздаточного материала 6 Достаточное количество раздаточного материала в зависимости от количества детей 7 Целесообразность размещения материала в учебной зоне 8 Подготовленность рабочих мест для воспитателя и детей 9 Соблюдение гигиенических требований к групповому помещению в целом и к рабочей зоне Условные обозначения: В высокий уровень, С средний уровень, Н низкий уровень. Проверил старший воспитатель - Замечания и предложения:

Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ

Старший воспитатель осуществляет контроль за учебно-воспитательной работой путем непосредственного наблюдения и анализа работы воспитателя. Основная цель контроля состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и в оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Выделяют тематический, фронтальный, предупредительный и сравнительный виды контроля.

Тематический контроль —

самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы воспитателя в пределах определенной темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль

ставит своей целью получить общее представление о работе воспитателя, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией воспитателя, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Главная цель предупредительного контроля —

предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с воспитателем.

Спецификой сравнительного контроля

является анализ и оценка педагогического процесса одного воспитателя в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля целесообразно применять, проверяя выполнение отдельных разделов программы, анализируя качество знаний, умений и навыков детей у разных воспитателей. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой воспитателей, анализа планов, детских работ и другой документации.

Любой вид контроля будет эффективным, если методист очень серьезно и тщательно готовится к нему. А. Васильева предлагает алгоритм функции контроля

: цель контроля — объект контроля — разработка программы (плана) контроля — сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций и путей исправления недостатков — проверка исполнения рекомендаций.

Посещать группы следует без всяких предупреждений или известить воспитателя утром в день проверки. О намеченном посещении группы старший воспитатель предупреждает педагога заранее в том случае, если это посещение делается с целью исправления в работе замеченных ранее недостатков.

Если во время наблюдения работы воспитателя у методиста возникает необходимость сделать ему замечание, то осуществить это следует незаметно для детей и в очень корректной форме.

Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с воспитателем. Первое слово предлагается воспитателю для самоанализа. Затем методист делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить все ценное в работе воспитателя, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и воспитатель не соглашается с мнением методиста, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение.

Необходимо помнить, что одноразовые, мимолетные посещения группы не дают права делать выводы о работе воспитателя. Если методист поставил цель — проанализировать какой-то вид деятельности или режимный процесс — то необходимо полностью проследить этот вид деятельности от начала до конца.

Вопросы для самоконтроля

Охарактеризуйте структуру целостного педагогического процесса.

Укажите отличительные черты структурных компонентов педагогического процесса.

Обоснуйте этапность организации педагогического процесса.

Виды планирования педагогического процесса в ДОУ.

Что предполагает планирование воспитательной работы в группе детского сада?

Проведите сравнительный анализ разновидностей контроля.

Список литературы

Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. — М., 1992.

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5.

Стеркина, Р. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 2.

Васильева, А. Старший воспитатель детского сада / А. Васильева [и др.]. — М., 1990.

Орлик, Н. Тематический контроль в детском саду / Н. Орлик // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С. 59.

Методические рекомендации к проведению практических занятий

Педагогический контроль в дошкольном образовательном учреждении

Ольга Наулайнен

Педагогический контроль в дошкольном образовательном учреждении

Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только с целью выявить недостатки, но и обнаружить что-то новое, интересное, что дает высокие результаты. Осуществляя контроль, соблюдаю его алгоритм: определяю цель и объект контроля, разрабатываю программу, собираю информацию, делаю анализ, вырабатываю рекомендации и определяю пути исправления недостатков, назначаю сроки проверки исполнения рекомендаций.

При проведении контроля, используются различные методы: наблюдение, анализ посещенных мероприятий, анализ продуктов детской деятельности, изучение и анализ документации, анкетирование воспитателей и родителей, беседы и т. д.

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Примерный перечень вопросов:

1. Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;

2. Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;

3. Календарные планы и документация педагогов;

4. Наличие и хранение детских работ;

5. Работа педагогов по повышению квалификации;

6. Работа педагогов по теме самообразования;

7. Работа педагогов по организации режимных моментов;

8. Работа педагогов по укреплению здоровья детей.

Предупредительный контроль в ДОУ проводится с целью оказания помощи педагогам, предупредить возможные ошибки. Данный вид контроля может пройти в форме:

— Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;

— Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;

— Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;

— Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей.

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т. д.

Оперативный контроль в ДОУ проводится с целью выявления недостатков в деятельности педагогов и оперативном их устранении с помощью рекомендаций и советов.

Материалы оперативного оформляю могут оформляться в форме таблицы и заполняются ежемесячно, для того, чтобы зафиксировать результаты контроля, полученные в ходе наблюдений, и показать, какие недостатки нужно устранить.

Работа по оперативному контролю включает несколько этапов:

— Разработка циклограммы оперативного контроля на учебный год (такой план наглядно покажет, сколько вопросов запланировано на год, и позволит равномерно распределить их по месяцам);

— Разработка графика проведения оперативного контроля на текущий месяц (в таблицу-график вношу конкретные даты посещения группы, по каждому вопросу, и сообщаю об этом воспитателям. Первое посещение групп — по запланированным вопросам (первичный контроль, обычно планируется в первые две недели месяца, в последующие две недели ведется работа по устранению недочетов);

— Наблюдение за деятельностью педагогов и занесение результатов контроля в подробную, расширенную таблицу с критериями по каждому вопросу контроля, в соответствии с выбранной системой условных обозначений (напротив каждого пункта в этих таблицах проставляются баллы, согласно выявленному уровню, например, 3 — высокий уровень, 2 — допустимый уровень, 1 — низкий уровень).

Результаты оперативного контроля размещаются на информационном стенде в методическом кабинете.

Результаты тематического контроля оформляются в аналитические справки, с которыми коллектив знакомится на педагогическом совете.

Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе или изучается и анализируется деятельность конкретного педагога.

Для проведения фронтального контроля в нашем учреждении руководитель издает приказ и утверждает состав комиссии, в которую входят сотрудники администрации и эффективно работающие педагоги ДОУ.

Члены комиссии четко определяют цели, задачи, разрабатывают план проверки, распределяют обязанности между собой.

Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения материалов фронтальной проверки.

Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения фронтальной проверки в соответствии с планом работы ДОУ, но не менее чем за месяц до ее начала.

По результатам фронтального контроля оформляются аналитические справки, с которыми педагоги знакомятся на педагогическом совете или на оперативном совещании.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий рационального руководства и управления воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого педагога за качество его работы с детьми.

Примерный план контрольной деятельности в ДОУ материал на тему

Содержание Отражение результатов Ответственный Сроки
Август
1 Смотр готовности помещений и территории ДОУ к началу учебного года Акт приемки Заведующий,

заместитель заведующего по АХР

* Еженедельная проверка выполнения финансовых нормативов по питанию проводится заведующим и кладовщиком в форме оперативного рабочего контроля.

Читайте также: