Права и обязанности учащихся в школе днр

Обновлено: 03.07.2024

В современной теории права выделяют несколько типов прав несовершеннолетних детей:
трудовые права несовершеннолетних. В трудовых взаимоотношениях несовершеннолетние лица приравниваются в правах к совершеннолетним, однако типы и объем работ, которые могут выполнять несовершеннолетние, регламентируются государством (с учетом опасности, вредности и сложности данных работ). Таким образом, несовершеннолетние работники пользуются в связи со своим возрастом некоторыми льготами относительно длительности рабочего времени, отпусков, охраны и условий труда и т.д.
личные права несовершеннолетних детей. К этому типу прав относятся: право на фамилию, имя и отчество, право жить и воспитываться в семье, право проживать совместно со своими родителями, право на общение с родственниками, право выражать личное мнение, право на заботу и опеку со стороны родителей и родственников, право на защиту своих прав и т.д.;
гражданские права несовершеннолетних. В данную категорию входят имущественные права несовершеннолетних детей, право наследования, право на жилую площадь и возмещение вреда. Относительно гражданских прав особой актуальностью наделяются два понятия: правоспособность и дееспособность. Правоспособность – это способность человека (независимо от возраста) обладать правами и обязанностями. Дееспособность означает способность человека самостоятельно, собственными действиями контролировать исполнение своих прав и выполнять обязанности. Наступление дееспособности связано с определенным возрастом.
Каждый ребенок, независимо от возраста или социального статуса, имеет право на защиту своих законных прав. Защищать свои интересы можно лично или с помощью представителей. Представителями несовершеннолетних детей, как правило, являются их родители, усыновители, опекуны или попечители, приемные родители. Кроме этого, представителями для защиты прав несовершеннолетних могут выступать также органы попечительства и опеки, прокурор или суд.
Неосведомленность подростков о системе наказания лиц, не достигших возраста 18 лет, является одним из главных факторов, способствующих совершению преступления несовершеннолетними.
17.08.2014 был принят Уголовный Кодекс Донецкой Народной Республики.
Ст. 92 Уголовного Кодекса предусматривает, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним, согласно ст. 93 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики:
а) штраф (в размере от 0,5 минимального размера оплаты труда до 10 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев);
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы (назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов);
г) исправительные работы (назначаются на срок до одного года);
д) ограничение свободы (назначаются на срок от двух месяцев до двух лет);
е) лишение свободы на определенный срок.

4) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

5) предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

6) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

7) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего профессиональногообразования, образовательных стандартов в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республикиоб образовании (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

8) выбор факультативных (необязательных для конкретного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, после получения основного общего образования;

9) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

10) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики об образовании и календарным учебным графиком (не менее 8 недель в год);

12) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики об образовании;

14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки;

15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки;

16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики об образовании;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

18) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке;

19) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

20) пользование в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

21) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

22) участие в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в научно-исследовательской, научно-технической деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего профессиональногообразования и (или) научных работников научных организаций;

23) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные и научные организации, включая образовательные и научные организации иностранных государств;

24) поощрение (в том числе финансовое и материальное) за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

25) совмещение получения образования с трудовой деятельностью без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

26) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Донецкой Народной Республики по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

28) иные академические права, предусмотренные настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики в области организации и проведения образовательной деятельности.

2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Донецкой Народной Республики;

2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Донецкой Народной Республики;

3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Законом и жилищным законодательством Донецкой Народной Республики, жилых помещений в общежитиях;

4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 37 настоящего Закона;

5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республикиоб образовании;

6) иные меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей, имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, а также на создание общественных объединений обучающихся порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

6. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

7. Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего профессиональногообразования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики в области организации и проведения образовательной деятельности.

9. В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки.

Профилактика правонарушений учащихся

Сегодня я бы хотел, чтобы данную статью прочитали родители учеников. И не только УЖЕ учеников, а и БУДУЩИХ учеников, так как детям необходимо с самого раннего возраста рассказывать и объяснять старую прописную истину: что такое хорошо, и что такое плохо. Сейчас очень многие родители почему-то считают, что воспитанием должны заниматься исключительно в школе. Для этого и существуют учителя с точки их зрения. А их задача – одеть и накормить ребенка. Но это не так. Такой задачей, как воспитание ребенка, воспитание человека (и не просто человека, а порядочного человека), должны заниматься как родители, так и школа. И никак нельзя возлагать данные функции только на одну сторону.

Для тех, кто не захочет все это читать, сообщаю: в самом конце статьи есть видео. Если не хотите читать, то посмотрите хотя бы его.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Повторюсь: одной из важнейших проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Здесь вы можете ознакомиться с самим Законом:

Согласно этому Закону в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому ;
  2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  3. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. Н есовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, – физическое лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстоятельствах, представляющих опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающих требованиям воспитания или содержания несовершеннолетнего, либо совершивший правонарушение или антиобщественные действия
  4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Н есовершеннолетний – физическое лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).

Основными направлениями в профилактике правонарушений являются:

  • социально психологическая диагностика семей учащихся;
  • выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;
  • выявление семей, находящихся в социально – опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
  • организация интересного досуга учащихся;
  • осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

Отдельно остановимся на посещаемости занятий. Борьба с прогулами занятий является одним из самых важных звеньев в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Такого подростка очень легко вовлечь в преступную деятельность.

Дети говорят, что занятия пропустили с ведома родителей, родители даже обещают предоставить подтверждающие документы, покрывая своих детей (что понять можно, но допускать никак нельзя!). Но на этом все и останавливается. Подтверждающих документов нет, воспитательной работы со стороны родителей тоже нет. Зато есть следующие пропуски занятий.

Когда прогулы носят систематический характер, школа подключает работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принимает меры к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка.

Другая острая проблема – взаимоотношения со сверстниками и учителями. Я знаю много примеров, когда родители говорят своему ребенку: ты идеален, ты делаешь все правильно и тебя не имеет права никто критиковать или прикасаться к тебе. Ты всегда прав и можешь делать все, что захочешь, ведь ты все делаешь правильно. Это в корне неверный подход. Ведь вы же сами понимаете, что этим вы провоцируете постоянные конфликты со сверстниками, да и не только. Даже были случаи, когда ученики применяли физическую силу по отношению к своим учителям! Это вы тоже считаете правильным? Вы понимаете, что применение силы по отношению к другому человеку является противоправным? Равно как и его оскорбление, унижение, особенно публичное.

А случаи воровства? Почему дети не знают, что брать чужое – это плохо? Почему многие из них об этом узнают только в школе? Или это тоже (с вашей точки зрения) считается правильным?

Безнаказанность всегда порождает беспредел. А теперь представьте, что встретились два таких ребенка с аналогичным воспитанием. Что произойдет? Даже страшно произносить это вслух или писать об этом.

Еще раз хотелось бы напомнить, как звучит статья 63 Семейного кодекса (пока привожу ссылку на законодательство РФ, поскольку в нашей Республике, насколько мне известно, Семейный кодекс пока не утвержден).

  • Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, ду­ховном и нравственном развитии своих детей.
  • Родители имеют преимущественное право на воспитание своих де­тей перед всеми другими лицами.
  • Родители обязаны обеспечить получение детьми основного обще­го образования.
  • Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образователь­ного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основ­ного общего образования.

Наш совет родителям прост и доступен: Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе, чаще говорите своему ребенку слова любви и благодарности. Не противопоставляйте детей остальному обществу, ведь он всю жизнь проведет в обществе, и, воспитывая противостояние со всеми остальными, вы обрекаете детей на постоянную “войну” против всех, а это очень тяжело и чревато совершением преступлений и правонарушений.

В конце хотел бы еще раз показать один ролик. Ролик создан не сегодня и не вчера, но он актуален и до сих пор. Ученик “всего-то” украл кошелек у учительницы. По глупости. А она пошла на принцип. Дали 2 года. Очень занимательная арифметика. В общем смотрите, будет всем полезно:

Профилактика правонарушений среди обучающихся was last modified: 15 августа, 2019 by Михаил Александрович







Во время общения с учащимися специалисты разъяснили статьи основных законодательных актов, действующих в Республике, ответили на вопросы, проверили знания детей.

Юлия Иоганова отметила, что знание детьми законов, понимание ответственности за их нарушение, является благоприятным фундаментом для формирования нового поколения ответственных и законопослушных граждан.

Читайте также: