Проблемы преподавания однкнр в школе

Обновлено: 03.07.2024

Нормативные документы, регламентирующие ведение курса ОРКСЭ и ОДНКНР.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Образование - это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят. Мы должны отстаивать свои ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции.

История появления ОДНКНР в школе. ФГОС признан, воспитать ответственных, нравственных, компетентных и инициативных граждан России. Педагоги и психологи сходятся в том, что нынешнее подрастающее поколение - это дети, которым доступна любая информация, но не отягощенные духовностью и совестью. В младшем подростковом возрасте 10-12 лет дети активно начинают интересоваться событиями в обществе, социальным миром, становятся открытыми для общения на различные темы. Полученные за годы учебы в школе знания об истории и культуре России позволяют им делать собственные выводы, аргументировать свое мнение, демонстрируя воображение и логическое мышление, навыки работать с проблемными ситуациями.

Новизна содержания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

ОРКСЭ - это учебный предмет в четвертом классе (по 1 часу в неделю), введенный с сентября 2012 года в школах России, после апробации 2010- 2012 годов. Предмет состоит их шести модулей, четыре модуля - об основах традиционных для России религиозных культур - православия, ислама, буддизма и иудаизма, один модуль об основах светской этики и один об основах мировых религиозных культур в целом.

ОДНКНР - это предметная область, логическое продолжение ОРКСЭ, обязательный элемент учебного плана российской школы на уровне основного общего образования (5-9 кл.) - вводится с сентября 2015 г. Обе предметные области являются системным нововведением, соответствующим целям образования, сформулированным в федеральных государственных образовательных стандартах.

Содержание предметов - культуроведческое, обустроенное как постижение младшими и старшими подростками взаимосвязи культуры и религии. Культуры как возделывания себя и мира, пространства поиска смыслов, ценностного поля, в котором существуют люди. Религии как связи, единения верующего с Богом, и веры как образа особой духовной жизни. Методика постижения содержания новых предметов - диалог, обсуждение и понимание, переживание ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и истории.

Преемственность образовательного процесса может осуществляться в комплексе:

Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных уровнях развития.

Психологическая – совершенствование форм организации учебно‑воспитательного процесса и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей.

Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.

Методическая - взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам обучающихся на каждом этапе обучения.

Административная – хорошо отработанная нормативно‑правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.

ОПК - исключительно культурологический предмет. Предназначение данного курса:

- воспитание порядочного, терпимого, честного гражданина, который с интересом относится к окружающему миру, с уважением к взглядам и убеждениям своих сограждан;

- формирование достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и др. законы страны;

- формирование у учащегося мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;

- воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества.

Мотивация учебного процесса способствует нетрадиционным формам урока. Например, урок - путешествие, урок - экскурсия, урок-инсценировка, театрализация. Эффективность занятий обеспечивают и различные виды деятельности обучающихся: составление проектов; участие в сюжетно-ролевой игре, дискуссии; опережающие задания; написание сочинений - миниатюр, рассказов.

Активные формы и методы работы, используемые в процессе преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, направлены на освоение учащимися личностных результатов, связанных с чувствами гордости за свою Родину, понимания и уважения к духовным ценностям родной культуры. Способностью учащихся соотносить поступок с моральной нормой, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимание, умение применять правила делового сотрудничества.

Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, дает чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени - наркомании, алкоголизма, терроризма. Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры.

Список литературы

Программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2014

Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе. // Вестник ПСТГУ. Педагогика и психология. 2012. - №4. - С.7-12.

Данный материал использовался как доклад на заседании районного методического объединения учителей, преподающих курс ОРКСЭ.

ВложениеРазмер
analiz_prepodavaniya_predmeta_orkse.docx 38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Труновского муниципального района

«Анализ преподавания предмета ОРКСЭ.

учитель начальных классов

Труновского муниципального района

Курс не является религиозным, а носит культурологический и воспитательный характер, позволяет воспитывать у учащихся такие качества как гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, семье, соотечественникам и согражданам.

Учебный курс ОРКСЭ является целостной учебно-воспитательной системой . Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Одна из и деологических целостностей преподавания курса ОРКСЭ предполагает ориентацию на "портрет выпускника начальной школы".

" Портрет выпускника начальной школы " представляет собой обобщённые личностные качества младшего подростка. Согласно ФГОС второго поколения, выпускник начальной школы:

· любит свой народ, свой край и свою Родину;

· уважает и принимает ценности семьи и общества;

· любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир;

· владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности;

· готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

· доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

· выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для реализации данных педагогических целей и задач наши учителя Смолина Н.А., Семенихина И.В. и я – Трунова Е.Н., преподающие данный курс, своевременно прошли курсы повышения квалификации.

В федеральном перечне учебников рекомендовано по каждому модулю несколько авторских учебников. Для ведения курса ОРКСЭ в нашей школе были выбраны следующие учебники:

1. Учебник Кураева А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2012. (Программа Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. - М.: Просвещение, 2012)

Содержательные задания и иллюстрации в электронном приложении к учебникам и сами учебники вызывают большой интерес у детей.

Дети с удовольствием посещают занятия и проявляют активность на уроках, материал курса расширяет кругозор детей, учащиеся на каждом уроке получают большое количество ценной информации.

Но, тем не менее, я столкнулась с рядом проблем. В книге для учителя мало материала, непосредственно направляющего к разработкам уроков. Хотелось бы иметь под рукой такую книгу, которая помогала бы учителю при составлении конспектов. Приходится использовать различные справочники, энциклопедии, что отнимает очень много времени.

Вместе с тем хорошую помощь и поддержку при подготовке к урокам оказывают материалы, разработки уроков размещенные на интернет- сайтах.

Мною используются различные формы и виды организации учебной деятельности, сочетая различные методы обучения: словесные, наглядные, проблемно- поисковые, метод самостоятельной работы. Я часто использую работу в парах, группах, учитывая личностные характеристики школьников, степень развития их умений, степень заинтересованности, уровень самостоятельности. На каждом уроке использую информационно - коммуникационные технологии (презентации, видеоролики, ) т.к. иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается.

Мои основные принципы в преподавании данного курса следующие:

1) в центре обсуждения должна быть понятная проблемная ситуация;

2) высказаться может каждый;

3) нет неправильных мнений;

4) надо доказать свою точку зрения;

5) в ходе обсуждения ребёнок имеет право поменять свою точку зрения.

Сегодня я хочу остановиться на своём опыте, на одном направлении организации дискуссии. Я считаю, что это один из эффективных способов.

Что я наблюдаю на уроке? Дети много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали.

Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе. Очень важно учесть возрастные особенности ребят. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.

В процессе таких дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование норм действия, делился своими представлениями о добре и зле, о правильном и неправильном. Этому способствовали и совместные игры, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, так как речь шла об обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.

  1. Для закрепление изученных терминов можно предлагать ребятам филворд, это задание немного легче кроссворда и дети с удовольствием находят знакомые слова, соревнуются – кто быстрей найдет.

2. Для закрепления изученных понятий использую кроссворды.

3. При проверке домашнего задания предлагаю ребятам найти соответствие между термином и его определением, термином и религией. Этот вид работы представлен в электронном пособии к учебнику. Это задание можно предложить как на интерактивной доске, так и на карточках.

4.При проверке домашнего задания или при подведении итогов урока предлагаю ребятам самим выбрать задание и рассказать о нём все, что знают. Это задание дает возможность обобщить полученные знания, расширяет кругозор, пополняет словарный запас, учит монологическим высказываниям. А также создает ситуацию успеха, ведь дети выбирают те слова, которые хорошо помнят и не боятся ошибиться.

5.Для подведения итогов или домашнего задания предлагаю тесты. Это и самостоятельная работа, где дети учатся использовать накопленные знания и учатся пользоваться записями в тетрадях.

Ядро курса ОРКСЭ – взаимодействие с семьёй. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком в курсе ОРКСЭ, имеют огромное значение для последующего развития личности. Сегодня, пожалуй, как и всегда, главная задача учебно-воспитательного процесса была — согласовать действия учителя и родителей в совместном процессе нравственного воспитания школьников. Для ответа школьнику на вопрос непосредственно связанный с содержанием урока, уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволяет, существенно расширить содержание курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. А также делает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, продуктивным.

1. Время и обстоятельства создания картины , сведения об авторе .

Молодой Рафаэль, ему было только 25 лет, получил заказ папы Римского Юлия II на роспись дворца в Ватикане. Фреска"Афинская школа" создавалась в течение трёх лет (1519 – 1511 гг.), и принесла Рафаэлю мировую славу.

2. Выяснение замысла создания картины , объяснение её названия .

"Живопись является философией",– утверждал великий современник Рафаэля Леонардо да Винчи. Фреска Рафаэля "Афинская школа" подтверждает эту истину. Её основная идея – показать возможность гармонического согласия между разными взглядами и убеждениями. Название "Афинская школа" указывает на то, что философия Древней Греции, сердцевину которой составляет этика, является непреходящей школой духовной культуры человечества.

3. Техника создания и размеры картины.

Фреска – особый жанр живописи: роспись по сырой штукатурке требует большого мастерства и скорости работы мастера, который пишет её на "одном дыхании". Это особенно важно учесть, когда мы изучаем монументальное произведение – такое, как фреска"Афинская школа". Длина её основания составляет 7м 70 см. На ней изображено свыше 50 фигур, в т.ч. основатели этики – Сократ, Платон, Аристотель и их ученики.

4. Создание проблемной ситуации. Выяснение позиции автора .

Среди величайших мудрецов мира Рафаэль изобразил и себя. Он повернул к нам своё прекрасное, трогательно-доверчивое, и одновременно грустное лицо. Что означает его обращение именно к нам? Не желание участвовать в жарком споре мудрейших людей с необходимостью принять чью-то сторону? Или приглашение нас к этому спору?

5. Изучение " говорящих " деталей картины : Войдём в Афинскую школу .

Одна из "говорящих" деталей картины – лестница, означает восхождение человека к духовности, к нравственной жизни. Ступени лестницы символизируют этапы овладения высшей мудростью. На вершине лестницы, в центре картины, стоят Платон и Аристотель. Там же, на вершине, Сократ беседует со своими учениками.

Вопросы по картине:

Как мы узнаём, что перед нами – основоположники этики?

Платон и его ученик Аристотель легко узнаются по книгам , которые они держат в руках. Аристотель держит свою "Этику", Платон – свои знаменитые "Диалоги" о Сократе. Сократ выделяется характерной внешностью (он мало заботился о своём внешнем виде, костюме, причёске) и стремлению затевать философские споры, задавая каверзные вопросы. Сократ добивался того, чтобы человек сам дошёл до смысла ключевых понятий этики – добродетели, справедливости и т.д.

Обратите внимание на жесты рук основоположников этики. О чём говорят эти жесты?

Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля – вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих жестах сконцентрированы их философские идеи – у Платона они возвышенные и поэтичные, у Аристотеля – практичные и логически обоснованные.Сократ доказывает что-то, загибая пальцы. Он приводит убедительные доказательства своих суждений.

6. Побываем на одном из первых в мире уроков этики, который даёт Сократ .

Прежде всего, выделим то, что нас удивило на картине. Древние греки говорили, удивление – мать познания. Педагогическое мастерство состоит в умении создавать учебные ситуации удивления. Непревзойдённым мастером этого был Сократ. Однако, Рафаэль показывает, что на этот раз юный Ксенофонт не слушает своего учителя. Взгляд его блуждает где-то вдали.

Вопросы и задания по картине:

1) Почему ученик не внемлет своему учителю?

2) Как ведёт себя учитель, видя отсутствие интереса ученика к занятиям?

Ученики не смогут дать ответ сразу, задаю дополнительные вопросы:

· О чём может идти этический диалог Сократа со своими учениками?

· Почему дорога добра всегда нелегка?

3)Сравните костюм учителя и ученика. О чём говорит это различие?

Ксенофонт одет в изысканную, нарядную одежду из дорогой ткани. Видно, что он – выходец из богатой и знатной семьи, и пока ещё гонится за внешним эффектом. Сократ одет в простую одежду: для него главные сокровища – ум и душа человека. Сократ учил о ценности самого человека, призывал, чтобы человек стал хозяином своей судьбы. За свои взгляды Сократ был казнён в 399 г. до н.э. Ксенофонт и Платон, другой великий ученик Сократа, присутствовали при казни. Потрясённые мужеством учителя, они стали его самыми горячими последователями и защитниками.

Ксенофонт в своих трудах о Сократе изложил его учение применительно к обыденной жизни. Он донёс до нас его последние слова: "Каждый человек – как солнце. Только дайте ему светить". В этих словах выражены в сжатом виде основы этики.

Обсудим вместе (эвристическая беседа):

· Как вы понимаете последние слова Сократа?

· Какие основы этики заложены в этих словах Сократа?

В заключении эвристической беседы можно привести несколько этических задач из сочинений Ксенофонта о Сократе. Учащиеся должны составить свой ответ за Сократа. Выслушав ответы учащихся, можно привестит ответ самого Сократа.

Этическая задача 1 .

Из разговора Сократа с учителем танцев:

– И мне очень хотелось бы научиться этим танцевальным фигурам, – прибавил Сократ.

– На что же они тебе нужны? – спросил учитель танцев. Не сошел ли ты с ума на старости лет?

– Буду танцевать, клянусь Зевсом.

Тут все засмеялись. А Сократ с очень серьезным лицом сказал ….

Ответ Сократа: "Я хочу укрепить здоровье".

Этическая задача 2 . Из разговора Сократа с друзьями.

– Сократ, что же ты не воспитываешь свою жену Ксантиппу, а живешь с женщиной, сварливее которой не было и не будет ни одной на свете?

– Потому, – отвечал Сократ, – что ….

Ответ Сократа: "После того, как я научился переносить её придирки, мне легко иметь дело со всеми другими людьми".

Подводится итог работы учащихся с фреской Рафаэля"Афинская школа" изречениями Сократа, показывая их своим ученикам как жизненное напутствие:

Без дружбы общение между людьми не имеет ценности.

Если слово не выучило, то и палка не поможет.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет вначале самого себя.

Задания подобного типа помогают овладеть символическим языком искусства, и понять, что великие художественные произведения, которые мы изучаем в курсе ОРКСЭ, требуют от нас учителей большой вдумчивости и подготовки.

И если мы увидим в наших детях хоть незначительные изменения в поведении и отношениях друг к другу, значит наш труд - не напрасен.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России информирует, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования и на основе анализа регионального опыта реализации предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее - ОДНКНР) в общеобразовательных организациях Российской Федерации в 2015-2016 учебном году Всероссийским методическим объединением по ОРКСЭ и ОДНКНР совместно с Городским методическим центром Департамента образования города Москвы (далее - ГБОУ ГМЦ ДОгМ) разработаны рекомендации по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования.

Заместитель директора Департамента И.И. Тараданова

Рекомендации по реализации
предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (долее - ОДНКНР).

Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(1) (далее - Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

В соответствии с пунктом 18.3.1 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"*(2) предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандартах не прописаны составляющие ее учебные предметы, что позволяет изучать ее на данном этапе через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объем часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов"*(3)).

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. N 699 (всего 80 организаций).

Целесообразным также является включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность, в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

*(1) См. Образование в Документах. - 2013. - N 1. - С. 3-234.

*(2) См. Официальные документы в образовании. - 2015. - N 11. - С. 3-61.

*(3) См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 17. - С. 5-16.

*(4) См. Образование в Документах. - 2015. - N 7. - С. 80-82.

*(5) См. Образование в Документах. - 2015. - N 9. - С. 81-91.

Обзор документа

Разработаны рекомендации по реализации в общеобразовательных организациях предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

Так, указано, что данная предметная область является обязательной и должна быть представлена в учебных планах. Однако в стандартах не прописаны составляющие ее учебные предметы, что позволяет изучать область через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана.

Целесообразно включать темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.

Мероприятия рекомендуется проводить в рамках внеурочной деятельности при реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


С вступительным словом перед началом встречи выступила руководитель секции, методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК и ППРО Наталья Дегтярева.

Наталья Владимировна рассказала об основных трудностях, существующих сейчас в преподавании предметной области ОДНКНР: необходимость выставлять за нее отметку (при том, что ОДНКНР не обязательно вводится как самостоятельный предмет), отсутствие методических материалов на весь курс с 5 по 9 классы. Как отметила выступающая, многие из этих проблем существуют и решаются сейчас на уровне всей страны.

Логическим продолжением выступления стал доклад председателя Палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Светланы Бордуковой. Он был посвящен нормативным и концептуальным основам реализации предметной области ОДНКНР в образовательных организациях.

Светлана Николаевна также выделила 4 подхода к реализации предметной области: через введение самостоятельного предмета ОДНКНР, включение в программу других предметов, включение во внеурочную воспитательную деятельность, различные варианты комбинации первых трех подходов.

Этим четырем практическим вариантам реализации предметной области ОДНКНР были посвящены следующие доклады участников секции.

Проблема нехватки учебных часов для ОДНКНР была затронута в докладе учителя истории гимназии № 2 города Красноярска Риммы Бондаренко. Статус языковой школы, приводящий к дефициту часов, стал поводом для включения предметной области в программу других предметов, в частности — истории. Тому, как можно привить нравственные ценности на уроке, посвященном освоению Сибири и Дальнего Востока, и была посвящена большая часть доклада. Выходом в этой ситуации становятся личные качества первооткрывателей, о которых должны задуматься на необычном уроке ученики.

Завершающим докладом секции стал рассказ руководителя районного методического объединения Центрального и Железнодорожного районов Красноярска Лилии Анеховой об истории династии священнослужителей Любутских, служивших в городе Ужуре, которая наглядно демонстрирует положение духовенства в России в XIX и XX веках.

— Мы видим, насколько люди горят, насколько у них хватает энергии — некоторые уже представляют опыт и районов, и методических объединений, и это очень радует. С каждым годом содержательная часть все более интересна, более глубока у выступающих, с одной стороны, а с другой — мы видим, что и людей становится больше и больше. Если раньше учителя, бывало, присутствовали только на пленарной части, то теперь все — тут, на секциях, и всем хочется докопаться до сути. Я надеюсь, что педагоги приедут домой, еще раз пересмотрят свой опыт и сделают его еще более отчуждаемым, чтобы его можно было представлять и обобщать.

Читайте также: