Беглые в новороссии данилевский краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Григорий Данилевский родился 26 апреля 1829 года в селе Даниловка, Украина. В 1846 году окончил Дворянский институт, а в 1850 году получил степень кандидата права после обучения на юридическом отделении Петербургского университета.

Во время обучения в Санкт-Петербурге провел несколько месяцев в одиночной камере в Петропавловской крепости, будучи по ошибке привлеченным по делу Петрашевского.

С 1850 по 1857 год работал в Министерстве народного просвещения чиновником по особым поручениям. Затем вышел в отставку и жил в своих имениях. Являлся депутатом Харьковского совета по улучшению жизни крестьян, членом губернской земской управы.

Григорий Петрович Данилевский скончался 18 декабря 1890 года в возрасте 61 года. Похоронен писатель в селе Пришиб Харьковской области.

Семья Григория Данилевского

Жена - Юлия Егоровна Замятина, дочь владельца соседнего имения (в Змиевском уезде) - штабс-капитана Замятина. Венчание состоялось 7 июня 1857 года в Покровской церкви села Дмитриевка Изюмского уезда.

Основные произведения Григория Данилевского

«Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушно,

Читатель не видит ни симпатии Данилевского к самозванке, ни сострадания к ее злосчастиям, ни одобрения предпринятых против нее интриг царствующего дома. И лишь нарочито неприглядно рисует он коварство и цинизм графа А. Г. Орлова, выполнявшего приказ Екатерины II. Объективный показ сведен до объективистского при несомненно возросшем художественном мастерстве, особенно в изображении эпохи.

Чем же объяснить идейный спад в творчестве писателя? Каков был вообще его жизненный путь и литературная деятельность и каковы были те объективные условия, которые вели его по этому пути?

Григорий Петрович Данилевский родился в 1829 г. в богатой помещичьей семье, в селе Даниловке Изюмского уезда Харьковской губернии, в имении своей тетки. Детство провел он в тех же краях, в селе Пришиб, где находилось родовое поместье Данилевских. По административному делению того времени Харьковская губерния относилась к Слободской Украине. Название это произошло от того, что еще в XVI веке сюда поселяли слободами украинских казаков, бежавших с Левобережья, принадлежавшего Польше, от польских магнатов. Казаков наделяли землей, а позже формировали из них казачьи полки. Казачьи старшины часто возводились в дворянство. Таким дворянином был и предок писателя.

Первоначальным воспитанием Данилевского занимались его мать - женщина образованная - и отчим - генерал-майор М. М. Иванчин-Писарев, - горячие приверженцы украинской культуры, старины, языка. Привитая будущему писателю с самых ранних лет любовь к Украине, ее мягкой, задумчивой природе, бытовым особенностям, напевной речи, древним поверьям, сказкам и песням сказалась на всем его творчестве. В подавляющем большинстве его произведений изображался украинский быт. И даже в исторических романах непременно присутствовало действующее лицо из украинцев.

Когда Данилевскому исполнилось 10 лет, отчим отвез его в Москву и определил в закрытое учебное заведение для мальчиков высшего в России сословия - дворянский институт, знаменитый тем, что в нем обучились М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и другие писатели. Преподавали в нем выдающиеся педагоги того времени, и мальчик, отличавшийся любознательностью, получил солидный запас знаний. Еще в школьные годы Данилевский начал писать стихи и мечтал о писательской деятельности.

Однако, окончив в 1846 г. институт, он поступил в Петербургский университет не на филологический факультет, служивший естественным путем для будущего литератора, а на камеральное отделение юридического факультета, притом, руководствуясь соображениями, к литературе отношения не имевшими. Камеральными науками назывались тогда экономические дисциплины. Их изучение обеспечивало продвижение в чиновничьей карьере, казавшейся в то время Данилевскому весьма соблазнительной, льстившей его юношескому самолюбию. Тем не менее он не оставлял и литературных занятий.

В студенческие годы, совпавшие с нарастанием и разгулом николаевской реакции, Данилевский очутился перед весьма серьезной угрозой. Накануне окончания третьего курса весной 1849 г. он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Это было связано с известным делом петрашевцев - кружка, образованного вокруг М. В. Буташевича-Петрашевского, в котором изучались и пропагандировались идеи утопического социализма, а отдельные его участники рассчитывали даже на народную революцию в России. По делу петрашевцев за чтение письма Белинского к Гоголю был присужден к смертной казни Ф. М. Достоевский, замененной четырьмя годами каторги. Привлекался к следствию и М. Е. Салтыков-Щедрин.

Данилевский не принадлежал к кружку и вряд ли знал о его деятельности и крайних замыслах. Он просто был знаком с вольнослушателем университета петрашевцем В. П. Катеневым, с которым часто встречался.

Таким образом, возникший было у Данилевского интерес к социальным вопросам, его первые попытки критически осмыслить некоторые явления российской действительности были оборваны в самом начале.

Вернувшись после освобождения в университет, Данилевский в 1850 г. окончил его, после чего поступил на службу в министерство народного просвещения. Начав свою чиновничью карьеру с должности канцеляриста, он быстро пошел на повышение и через год стал уже чиновником особых поручений при министре. Но он не оставлял и литературных занятий, вначале столь же слабых и преимущественно стихотворных.

Между тем должность чиновника особых поручений дала новый поворот творчеству молодого писателя. По долгу службы ему часто приходилось выезжать в длительные и дальние командировки, наблюдать жизнь и нравы различного люда, приобретать богатый материал для литературного творчества.

В 1851 г. он познакомился с Гоголем и с другими писателями. Тяготение к украинской тематике, одобренное Гоголем, поездки на юг России по служебным делам определили дальнейшую направленность литературных интересов Данилевского. В его творчестве преобладающее место начинают занимать рассказы и повести из украинской жизни, но уже в прозаической форме, что выгодно их отличало от предыдущих его стихотворных опытов.

Сказки, статьи и очерки писателя нескольких последующих лет были в общем такого же рода: одни более, другие менее удавшимися. Данилевский оставался на уровне начинающего писателя.

В 1857 г. писатель, достигнув довольно высокого чина - надворного советника, равного подполковничьему званию в военной службе, вышел в отставку, чтобы, как объяснял он в письме к матери, целиком отдаться литературе. Правда, он рассматривал свою отставку как временный перерыв в чиновничьей службе не более, чем года на три.

Но последующие события: подготовка крестьянской реформы, отменявшей крепостное право, и новые веяния, связанные с общедемократическим подъемом в стране конца 50-х - начала 60-х годов, отдалили возвращение Данилевского к служебной деятельности на целых 12 лет.

Уйдя в отставку, Данилевский отправился на родину в свое имение. Здесь, кроме занятий литературой, он активно включился в общественную деятельность, связанную с подготовкой крестьянской реформы. В это время во всех губерниях Российской империи создавались комитеты из выборных от местных дворян, собиравшие сведения о земельных владениях помещиков и наделах крепостных, об объеме их работ на барщине или сумме оброка и о других крестьянских повинностях. На основании таких данных комитеты выдвигали свои условия освобождения крестьян, которыми потом руководствовались центральные организации по подготовке реформы в общероссийском масштабе.

В этих романах представлено и разнузданное взяточничество властей, и помещичий произвол, и беззаконие новоявленных предпринимателей-капиталистов, и многие другие неприглядные явления действительности тех времен. Но главное, что составляло сильную сторону этих произведений, было изображение жизни крепостных, бежавших от своих господ до реформы, и отказа принять ограбившую крестьян реформу.

С конца 70-х годов интерес писателя к тематике, освещающей современность, сильно ослабел. Данилевский обращается к историческим сюжетам, и с этого времени они занимают главное место в его творчестве. Исторические романы, наиболее зрелые художественно, принесли ему наибольший успех.

Интерес к исторической тематике Данилевский проявлял еще в 50-х годах. В журналах печатались отдельные его статьи, рассказы и повести о прошлом России и Украины. По долгу службы в министерстве просвещения ему приходилось обследовать некоторые исторические достопримечательности, музеи, архивы, частные собрания документов. В эти годы писатель опубликовал несколько обзорных статей, а также рассказов и повестей. Исторические сюжеты все чаще привлекают внимание писателя. Он печатает рассказы об украинской старине, статьи - итог его собственных разысканий - и сравнительно большие повести.

Ознакомившись вкратце с жизненным и творческим путем Данилевского, обратимся к его романам, которые прочел читатель.

История создания первого романа о беглых такова.

Незадолго до крестьянской реформы Данилевский вместе с некоторыми другими писателями был направлен Морским министерством в длительную командировку на побережье Азовского моря, Днепра и Дона для изучения местного быта и описания юга России. Здесь он в разных местах пробыл три с половиной месяца. Его поразило своеобразие жизни в южных степях, почти не затронутых крепостничеством, где процветало хозяйство предприимчивых колонизаторов богатого и обширного края - дворян и купцов, немецких и других колонистов и даже выходцев из городских мещан. Здесь основной рабочей силой были беглые крепостные крестьяне. Рассказы, которые довелось услышать писателю о сказочном обогащении предпринимателей, об их хитроумных и циничных аферах, разгульной жизни, о подкупленных ими властях и в то же время о судьбах скрывавшихся от местной администрации беглых крестьян, превращенных в бесправных батраков, - все это послужило Данилевскому, почитателю оригинальных и занимательных сюжетов, обильным материалом для построения авантюрного романа. Однако главным в нем оказались жизнь и положение беглых.

Тяжба между Рубашкиным и Перебоченской доведена писателем до шаржа. Трудно поверить в то, что недавний крупный петербургский чиновник не смог без помощи школьного учителя найти путь к обузданию распоясавшейся мошенницы и ее подручных и совершенно терялся перед хитросплетениями уездных властей. Ведь во второй части романа он предстает в ином свете, и далеко не бедной, бессильной овечкой. И все же карикатурное изображение этого сюжета было не случайным. Оно понадобилось Данилевскому, чтобы раскрыть коррупцию, взяточничество администрации, царившую здесь систему подкупа и произвола.

Ему удалась и прорисовка характеров. Среди представленных в романе дворян и чиновников нет ни одного положительного персонажа. Все они олицетворение нравственного падения дворянства. Рубашкин, достигший своей цели, платит черной неблагодарностью людям, бескорыстно его поддержавшим в трудные дни; губернатор, начинающий карьерист, равнодушен к нуждам губернии и всецело поглощен волокитством и развлечениями; Тарханларов разыгрывает роль честнейшего службиста даже в момент получения крупной взятки; уездный предводитель дворянства - участник самых грязных махинаций; князь Мангушко - молодящийся старец, иностранец в своей стране, которая кормит его трудами крепостных; Перебоченская не гнушается никакими средствами для обогащения, обирает своего же сообщника Романа Танцура и т. д.

Но Илья Танцур отнюдь не иконописный лик. Для освобождения Насти он идет на ограбление деда Зинца, хотя знает истинную цену своего поступка. Выросший в веками освященной покорности родителям, он не только рвет с отцом, но чуть не становится отцеубийцей. И все же сочувствие Данилевского Илье Танцуру проходит через весь роман, так же как и к другим персонажам из народа, наделенным как высокими нравственными достоинствами, так и различными недостатками. Но все они человечней, чем те, кому по крепостному состоянию вынуждены служить.

Почти целое столетие держалась в строгой секретности история авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны от ее тайного брака с бывшим пастухом и певчим, украинским казаком Розумом, взятым затем в придворную капеллу. Он был превращен влюбленной императрицей в графа А. Г. Разумовского, одарен несметными богатствами и чином генерал-фельдмаршала. Только устные, из рода в род передававшиеся толки о мнимой ли, настоящей ли дочери Елизаветы доходили до людей XIX века, и то очень немногих. А к былям приплетались небылицы.

Между тем и в польских архивах и в секретных фондах государственных хранилищ имелись сведения о ней и лежали бумаги самозванки, отобранные при аресте. Они проливали свет на ее дерзкую попытку занять российский трон. Но к этим бумагам доступа не было. Миновали годы царствования Павла I и Александра I, прежде чем младший внук Екатерины II - Николай I - пожелал ознакомиться с содержанием этих документов. Крупный государственный деятель граф Д. Н. Блудов рассмотрел их и сделал доклад царю. Но никому, кроме них, ничего достоверного о претендентке на престол открыто не было.

В Ивановский женский монастырь в 1785 г. была доставлена неизвестная женщина. Ее привезли в закрытой карете с опущенными занавесками в сопровождении конного эскорта и поместили в заранее построенный отдельный кирпичный домик вблизи палат игуменьи. Вскоре ее постригли в монахини под именем Досифеи. Ее происхождение окутано тайной, как оставалась таинственной и ее жизнь в монастыре. Известно лишь, что еще в раннем детстве она была отправлена за границу, где и находилась до того времени, когда по приказу Екатерины II ее привезли в Россию и поместили в монастырь. Существует предание о том, что до отправки в Москву с ней имела секретную беседу императрица.

Похороны ее в 1810 г. были обставлены с особой пышностью. На них присутствовала московская знать во главе с главноначальствующим Москвы. Заупокойное богослужение совершало высшее духовенство Москвы. И погребли ее не в Ивановском монастыре, где она приняла постриг, как того требовали церковные правила, а в Новоспасском, невдалеке от усыпальницы бояр Романовых.

Между тем Данилевский вслед за художником присвоил это имя таинственной претендентке на престол. Фактически он оставил открытым вопрос, не являлась ли она действительно дочерью Елизаветы Петровны. В целом писатель придерживался уже известных о ней данных, но изображение ее личности и быта принадлежит его художественному перу, его писательскому представлению об этой женщине.

Рассказ о ее судьбе, являющийся стержнем сюжета, обрамлен и авторским вымыслом и историческими событиями того времени. В этом отношении удачен его прием прибегнуть к фантазии с запиской Концова и вести повествование от его имени. Благодаря этому он смог дать в романе широкую картину быта и нравов, а также важных событий, не связанных прямо с историей самозванки, таких, например, как Чесменский бой во время русско-турецкой войны, в котором был уничтожен турецкий флот. Для большей убедительности он переделал по-своему строку из оды М. Хераскова, относившуюся к действительному герою Чесмы Клокачеву.

Удачно выписаны автором характеры с присущими каждому персонажу индивидуальными чертами - благородством Концова, тяготящегося порученным ему сомнительной честности делом, авантюризмом и легкомыслием самозванки, низостью методов и действий Орлова и т. д. Но тем не менее здесь не столько чувствуется отношение самого писателя к изображаемым событиям и людям, сколько стремление скрыть свои взгляды на них, сохранить роль стороннего наблюдателя, бытописующего то, что было.

Немалой удачей романа являются стилистические его особенности. Данилевский умело имитирует речь, характерную для XVIII века, использует слова и выражения, в XIX веке уже не употреблявшиеся, строит фразы по языковым канонам описываемого времени.

Писателю, должно быть, хотелось ввести в роман все, что было известно о мнимой и подлинной княжне Таракановой. И поэтому он без особой нужды сблизил некоторые события. Таков рассказ о якобы распространившихся слухах о монахине Досифее как дочери Елизаветы, о том, что эти слухи вызвали подозрения у графа Орлова, не самозванка ли приняла постриг. А писатель от себя добавил, что она в это время томилась в крепости. Но между этими событиями - заключением в Петропавловскую крепость мнимой княжны Таракановой и заключением в монастырь (кстати, не Новоспасский, а Ивановский) той, кому это имя действительно принадлежало, прошло целых десять лет. Правда, подобные отступления от исторических фактов, не требующиеся развитием сюжета, немногочисленны. В целом же роман сохраняет как художественные достоинства, так и историческую достоверность в описании эпохи, придворных нравов и интриг.

Переписка Я.К. Грота с П. А. Плетневым. Т. III. СПб, 1886, с. 299.

Трубачев С. Г.П. Данилевский. Биографический очерк. - В кн.: Сочинения Г. П. Данилевского. СПб.. 1901, изд. 8, т. I, с. 30.

Наконец, закончила читать/слушать эту книгу, поначалу испытывал что-то вроде отвращения, но не из-за самой истории, хотя я откровенно позевывала, когда началось описание бурной и богатой жизни Таракановой в самом начале её пути к престолу, а , скорее, из-за того факта, что я терпеть не могу историю. Это странно, т.к. мне пришлось её сдавать, когда на меня навалилось ЕГЭ, но всё же я историю не любила и не люблю. Поэтому сподвиг меня на прочтение этой книги не мой "ботанский ум", а картина, на которую я очень долго пялилась, пока запоминала творения разных художниках, что выкладывали в альбомы для подготовки к ЕГЭ 100500 пабликов вконтакте.
Ну так вот, что касается самой книги. Роман очень понятно и четко написанный, первая часть которого представляет собой дневник лейтенанта Концова, который был одним из первых людей, повстречавших княжну Тараканову. Характер героя мне понравился, военный, человек доверчивый и великодушный, умеющий рассуждать, человек, который находил что-то хорошее даже в последних подлецах. И тем более примечательно то, как он перенес предательство Орлова. Лейтенант описал всё в своём дневник, все то, чему он сам был свидетелем, т.к. предвидел свою скорую кончину. Ужасный поступок Орлова, забывшего напрочь о стыде и соблазнившего юную княжну(хотя в таких делах я сомневаюсь насчет соблазнителей, а больше верю в соблазнительниц)показывает всю ту чернь, которая заставляет меня ненавидеть выпуски новостей. Орлов, самовлюбленный, франт и беспринципный человек. Тут можно сделать остановка и сказать. что есть, конечно, минус в этой книге, чувствуется отношение автора к героям, четкая граница между теми, кого он любит и жалеет и теми, кого он недолюбливает, если роман достоверен, то тут, наверно, нужен взгляд равнодушный и спокойный, такой, чтобы у читателя появилась возможность самому назвать этого персонажа поганцем, а этого красавцем.
Поехали дальше, Орлов предает Княжну, хотя обещал ей букетик к свадьбе, а девушка, кажется, влюбилась в него, да не кажется, а точно-точно влюбилась. Тут завертелась закрутилась жизня в России, Концов уходит на второй план и мы ничего не знаем о его жизни, совсем ничего, но к нему мы ещё вернемся. Тараканова, естественно, запирается в непонятном месте и ожидает милости/немилости императрицы, но императрица. это. это. ну как можно вообще судить о женщине, которая, пока ей стригли ногти на ногах, могла сослать 10 человек в Сибирь или ещё куда подальше?Как-то рука не поднимается и рот не открывается.
В общем, мы видим, что у императрицы что-то вроде обиды на Орлова за его расхлябанное поведение с княжной, благодаря чему девушка вот-вот родит ещё одного возможного претендента на престол. Уф, эти дворцовые страсти, всегда ненавидела.
Вскоре, Орлов отчаливает от двора, не по своему желанию и зачем-то пытается пробраться к княжне. Признается ей в своих "чувствах" и отчаливает ещё дальше. Вот я так неумело рассказываю об Орлове и Екатерине, потому что я о них рассказывать не хочу.
Куда интереснее было бы рассказать об Отце Петре, у которого была кухарка, на что я сразу обратила внимание, куда интереснее была бы история несчастной невесты Концова Ирины, которая отправилась в монастырь из-за отчаянья, уверенности в том, что она не увидит больше своего любимого, куда интереснее была бы история самой Таракновой, но эти люди не остались бы в вашей памяти, они просто люди, у них нет чинов, они жертвы политики, некоторым приходилось молчать и не выдавать известных им тайн, некоторые были жертвами сами того не зная, а некоторые, как княжна, сами напросились на расправу. У княжны остался сын, Александр, и можно бы описать характер княжны, ведь она была привлекательной, уверенной и стойкой, возможно, она стала бы хорошей императрицей, способной повернуть историю нашей страны в другую сторону, она стала бы хорошей матерью, добродушной и щедрой, но я опять же не могу этого сделать, потому что ей не дали шанса стать тем, кем она могла бы стать. Вот за это не люблю историю, вот за это не люблю политику.

Княжна умерла, Концов умер, о чем Ирина в конце концов узнала, Орлов расплатился за всё, Екатерина тоже умерла, когда пришло её время, и ощущение неотвратимости меня пугает. Неотвратимости конца, неотвратимости наказания и неотвратимости повторения истории.


Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 78.

Данилевский Григорий Петрович (1829 - 1890), прозаик, публицист.

Родился 14 апреля (26 н.с.) в селе Даниловка Харьковской губернии в семье богатого украинского помещика. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, Екатериной Купчиновой, образованной женщиной, талантливой музыкантшей. В возрасте двенадцати лет был принят в Московский дворянский институт, гуманитарное направление которого способствовало развитию литературных способностей будущего писателя. В 1846 окончил институт и поступил в Петербургский университет на камеральное отделение юридического факультета, изучал экономические и естественные науки, не оставляя литературных занятий.

В 1850 заканчивает университет и в течение семи лет находится на службе в Министерстве народного просвещения. По долгу службы много ездил по разным губерниям, одновременно изучая историю и этнографию России. Впечатления от поездок найдут свое отражение в его творчестве.

Данилевский активно посещает литературные салоны Москвы и Петербурга, знакомится с самыми разными писателями и издателями. Особое значение для Данилевского имело его знакомство с Гоголем, которого он боготворил. Обращается к украинской национальной культуре, исследует жизнь и творчество поэта и философа XVIII века Г.Сковороды, пишет на эти темы статьи. Наконец оставляет службу в Петербурге и уезжает на родину.

В 1857 женится на Ю.Замятиной, дочери местного помещика. Работая выборным от дворян (в период подготовки реформы) в Комитете по улучшению быта крестьян, получает богатый материал о жизни крепостных и их взаимоотношениях с помещиками. Появляется его рассказ "Сорокопановка"(1859), очерк "Пенсильванцы и каролинцы" (1860).

В 1862 и 1863 в журнале "Время" были опубликованы романы Данилевского "Беглые в Новороссии" и "Воля" ("Беглые воротились"), принесшие ему широкую литературную известность. В 1869 Данилевский возвращается в Петербург, становится членом Совета по делам печати и редактором официальной газеты "Правительственный вестник". Дослужился до чина тайного советника. С конца 1870-х целиком переходит к темам русской истории. В 1888 - 89 пишет роман "Черный год" ("Пугачевщина"). Наиболее известны его исторические романы: "Мирович" (1879), "Княжна Тараканова" (1883), "Сожженная Москва" (1886).

Умер Данилевский 6 декабря (18 н.с.) 1890 в Петербурге. Похоронен в селе Пришиб Харьковской губернии.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Данилевский Григорий Петрович (псевд. А. Скавронский) (14[26].04.1829—6[18].12.1890), писатель, переводчик. Родился в с. Даниловка Изюмского у. Харьковской губ. Принадлежал к старинному роду малороссийских помещиков. Детские годы прошли в атмосфере патриархальной старины. Большую роль в раннем развитии ребенка сыграли простые дворовые: няня Аграфена, ее муж Анисим.

Авторская трактовка исторических лиц и событий романа позволяет говорить о том, что трагедия Иоанна не связана со злой волей русских монархов, которые даже проявляли к нему сочувствие (Елизавета плачет, глядя на него, Петр III собирается разделить с ним трон и пр.). Несчастный принц показан игрушкой в руках судьбы, невольной жертвой роковых обстоятельств. Перед новой имп. Екатериной вновь неминуемо встает выбор — сострадания или спокойствия государства, и она выбирает последнее.

Читайте также: