Повесть о лесах паустовский краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Книга - открытие для меня, как и сам автор. Настоящее наслаждение для читателя, любящего красоту нашей природы и понимающего всё то огромное значение, которое она оказывает на наш дом, имя которому - планета Земля.

Вот такого вопроса, я считаю, коснулся Константин Паустовский в данном произведении, ставшим для меня своеобразным "ответом на молитвы" , потому что эта тема всегда присутствует в моей голове, когда я вижу как в очередной раз уничтожают деревья для того, чтобы, якобы, облагородить территорию (например в нашем городке вокруг озера) и тем самым не только уродуют красоту места, но и наносят непоправимый ущерб самой природе.

Что будет с нашей планетой, с нашим домом, в котором мы живём, если мы начнём уничтожать лесные массивы, проще говоря, вырубать леса? Паустовский рассказывает нам об этом на примере конкретной местности и судьбы героев книги, одним из которых, кстати, является русский композитор Пётр Чайковский - ярый противник такого рода бизнеса, идущего в ущерб планете и лишающий человека приюта для души и места, откуда можно черпать вдохновение для творчества. Душевные муки композитора заставляют его совершить отчаянный поступок и предложить деньги, которые он ещё не заработал, виновнику его несчастья - предприимчивому купцу, отдавшему приказ о вырубке леса, рядом с которым располагается дача композитора. Но все его попытки предотвратить варварство не увенчиваются успехом и зло свершается.

Каковы последствия такого бездумного расточительства природного богатства, рождённого погоней за наживой? Очень печальные. Вырубка лесов делает нашу планету не пригодной для жизни. И человек должен быть готов к таким природным катаклизмам после своих действий, как:

  • образование оврагов больших размеров и нарушение ландшафта местности
  • размытие почв и гибель садовых культур
  • песчаные бури и изменение климата
  • гибель урожая на крупных территориях

Вырубил леса - "снимайся с якоря" и покидай свою малую Родину, так как жить ты по-прежнему здесь не сможешь! Природа не позволит и отомстит тебе самым жестоким образом! И, увы, будет права!

Я, так, тезисно перечислила те явления, которые описал автор книги. На самом деле, жертвами печальных событий в этой истории стали живые люди, герои повести, со своими судьбами и очень даже нелёгкими, потому как, помимо всего, им пришлось пройти ещё одно испытание - испытание Великой Отечественной Войной.

Не буду пересказывать (хоть и очень хочется поделиться!) само содержание книги. Скажу только, что повесть замечательная ! Прекрасный язык произведения, красивые описания лесов и местности, в которой происходят события. Герои книги - простые русские люди (один из них - писатель) со своими особенностями, мыслями и, даже, самоотверженными поступками, любящие свою Родину и природу.

"Повесть о лесах " - настоящее откровение, крик души писателя и, я думаю, любого, кто разделяет его видение данной темы. Помимо всего прочего, в ней содержатся интересные факты, знания о жизни в местности близ лесов, например, интересные методы остановки лесного пожара ( для меня явилось открытием) и др.

И на последок, душераздирающая цитата из эпизода с композитором, демонстрирующая талант писателя и трогающая читателя до слёз, до самой глубины души. Оцените сами.

От под­ножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы. Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и зас­тонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая березы. С тяж­ким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади попятились и захрапели. Это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет. Чайковский стиснул зубы. Чайковский подошел к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной и тем­ной хвои. На хвое еще сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачной желтоватой пленкой, были полны смолы. От ее запаха перши­ло в горле. Тут же лежали обломанные сосной ветки берез. Чай­ковский вспомнил, как березы пытались удержать падающую сосну, принять ее на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смер­тельное падение, - от него далеко окрест дрогнула земля. Он быстро пошел домой. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И все так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой. Даже облака, казалось, ускорили свой бег в равнодушной ко всему небесной синеве. Чайковский все ускорял шаги. Он почти бежал.

Подлость! - бормотал он. - Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы какой-то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество стра­ны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бере­жем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. Вот они где, "промотав­шиеся отцы.

Думаю, "Повесть о лесах" не утратила своей актуальности и в наше время, а стала ещё более значимой, учитывая современные реалии. Я полюбила Паустовского и думаю, что обязательно напишу ещё ни один отзыв о его творчестве.

Композитор Чайковский пытается выкупить лес у купца Трощенко, чтобы предотвратить вырубку деревьев, но ему это не удается. Вскоре лесорубы начинают рубить лес.

За минуту

Великий русский композитор – Чайковский пытается предотвратить вырубку леса, выкупив его у купца Трощенко. Композитор просит губернатора, чтобы тот ему помог, но все старания Чайковского тщетны, вскоре лесорубы начинают вырубать деревья. Они отбегают от только что срубленной сосны, и та начинает падать.

Во время падения она крушит ближайшие деревья. Чайковский подходит к упавшей сосне и вспоминает, как березы пытались удержать ее своими ветвями, чтобы смягчить падение. Композитор уже пошел домой, когда услышал гул падающих то тут, то там деревьев. Чайковским ускорил шаг, он практически бежал из погибающего леса.

Композитор считает произошедшее чудовищной подлостью. Люди не имели право калечить землю. Государственные мужи Петербурга не понимают, что богатство страны состоит не только в материальных благах, но и в широте духа народа, которую воспитывает природа. Потомки не смогут простить надругательства над землями, которые принадлежат не только ныне живущим, но и будущим поколениям.

Раздел доступен только после регистрации и оценивания нескольких произведений.

    выходит регулярно, сюда пишут и сами издательства персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика регулярные сводки по новинкам от одного из админов сайта тут всё о новшествах сайта, в т.ч. технических

Авторы по алфавиту:

22 февраля 2022 г.

20 февраля 2022 г.

18 февраля 2022 г.

17 февраля 2022 г.

16 февраля 2022 г.


2019

2008

2007

Рейтинг: 8.81 (316)

Замечательная книга которую можно читать в любом возрасте. Книга про жизнь какая она есть без розовых красок, все по честному. Взрослые найдут в ней многое о детях. Ну а дети возможно лучше станут понимать взрослых. Очень понравился Толик. Да он не. >>

Константин Паустовский - Повесть о лесах

Константин Паустовский - Повесть о лесах краткое содержание

Известная повесть К. Паустовского не только о любви к природе, но и о том, как ее, природу, надо сохранить. Главные герои повести - лесники.

Книгу предваряет краткая автобиография.

Повесть о лесах - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Анфиса села рядом с Татой. Океан хвои колыхался вокруг. Парили ястребы.

- "И нет конца лесам сосновым. " - неожиданно сказал Леонтьев. - Не то я выбрал себе занятие. Мне бы объездчиком быть, лесовиком!

Объездчик засмеялся, а Баулин тотчас сказал:

- Ну что ж, пожалуйста! У нас временно есть свободное место.

- На девятом кордоне, - подсказал объездчик. - Заместо Прохора Стерлигова. Он на операцию лег. Только там, на кордоне, глухомань, болота.

- А что ж! - ответил Леонтьев. - Пожалуй, сговоримся?

- Сговоримся, - согласился Баулин.

Анфиса думала о Коле. Через год он окончит Лесной институт и будет работать в таких вот местах. И, может быть, она. Анфиса покраснела. Что она? Выйдет за него замуж? Во всяком случае, она будет ему завидовать. Любит ли она его? Она не знала этого. Ей было только грустно, что Коля не сидит сейчас рядом с ней и не видит всей этой красоты. Это была жгучая грусть, отравленная сознанием, что даже если она попадет когда-нибудь с Колей в эти места, то все равно день будет, может быть, и прекрасный, но уже не этот, а совсем другой. А этот день ничем нельзя остановить, вернуть, пережить сначала.

Шофер закричал снизу, что пора ехать. Объездчик заставил девушек взять на дорогу по ржаному коржу. Коржи были пригорелые, но необыкновенно вкусные.

Лесничество стояло на большой поляне на берегу реки. Течения в реке не было, и казалось, что темная ее вода остановилась и чего-то ждет.

Баулин повел Анфису и Тату в комнату к Марии Трофимовне. На самом деле это была вовсе не комната, а отдельный домик в одну комнату. Она была такой чистой, будто ее только что прострогали рубанком. Внутри пахло стружками.

Анфиса и Тата сбегали к колодцу, умылись, поливая друг другу на руки. Тотчас к колодцу подошла строгая курносая девочка с куклой, уложенной в котомку, и долго рассматривала Анфису и Тату.

Потом, подумав, спросила:

- У вас мыло земляничное? Или детское?

- Детское, - ответила Тата.

Девочка тотчас положила куклу на бревно, шустро засучила рукава рубашонки и так ловко намылила все лицо, такую развела на нем пышную пену, что вся ее голова заиграла от солнца радужным блеском.

- Вот это девочка! - засмеялась Тата.

А девочка, не смущаясь, с азартом плескала себе в лицо колодезной водой, фыркала и отплевывалась.

- Эй, Манька! - раздался издали сердитый женский голос. - Утрись сейчас же, безобразница! Чего еще выдумала!

- Сейчас, маменька! - пискнула в ответ Манька. С ее счастливого красного и мокрого лица крупными каплями сбегала вода. - Вот спасибо! поблагодарила она, крепко вытерлась, подобрала куклу и ушла.

- Слушай, Анфиса, - сказала Тата, все еще смеясь, - что кругом за прелесть! Умирать не надо.

В комнате у Марии Трофимовны, где девушки приводили себя в порядок, над столом висел портрет Чайковского, а под ним - фотография крестьянской избы. На скамейке около избы сидела старуха - очень стройная, с красивыми большими глазами, повязанная черным платком.

Анфиса почему-то подумала, что фотография этой старухи висит рядом с Чайковским неспроста.

За обедом у Баулина Анфиса спросила его, кто такая Мария Трофимовна и что означают эти два портрета - Чайковского и красивой старухи, висящие рядом в ее комнате.

- Мария Трофимовна - лаборантка в нашем лесничестве, - ответил Баулин. - А вы, оказывается, проницательная девушка! Сразу догадались, что тут кроется тайна. Да, собственно, тайны-то никакой и нет. Эта старуха мать Марии Трофимовны, Аграфена Тихоновна Самойлова. Тверская крестьянка. Мария Трофимовна вся в нее: и глаза такие же, да и строгость, как она сама говорит, у нее материнская. Сейчас Аграфена - бригадирша у себя в колхозе, в Калининской области. А ей уже шестьдесят лет, не меньше. Она дочь лесника, да и ее муж, отец Марии Трофимовны, был тоже лесным объездчиком. Так что у Марии Трофимовны пристрастие к лесному делу наследственное. Сейчас Мария Трофимовна как раз там, у матери. Уехала в отпуск.

- А Чайковский при чем? - спросил Леонтьев.

- Это у них в семье вроде предания. Отец Аграфены служил лесником рядом с усадьбой, где Чайковский жил как-то летом. Чайковский часто заходил к отцу Аграфены. Тогда ее еще звали попросту Феней. Феня каждый день приносила Чайковскому кувшин, а то и два земляники. Заметили на фотографии сережки? Это Чайковский подарил Фене. Мария Трофимовна говорит, что в каждой сережке - по небольшому алмазу. Аграфена надевает эти серьги только по праздникам. Будто Чайковский увидел Феню во время слепого дождя. знаете, когда дождь при солнце. На ушах у Фени блестели капли воды. Чайковскому это очень понравилось. Он пообещал подарить Фене такие же сережки, как эти дождевые капли. И выполнил свое обещание.

- Романтическая история! - заметил Леонтьев.

Анфиса вспомнила рассказ своего отца о том, как Чайковский пытался спасти от уничтожения лес. Может быть, это и случилось как раз в тех местах, где произошла история с Феней и сережками?

После обеда пошли в лес, в сторону девятого кордона, где собирался поселиться Леонтьев. И он и Баулин говорили об этом как о деле решенном, но девушки никак не могли поверить, что Леонтьев всерьез будет работать объездчиком. Леонтьев даже рассердился:

- Не боги горшки обжигают! Как-нибудь справлюсь.

Лес становился глуше и сумрачней. Кое-где сквозь чащу виднелись болотца. В колеях неезженой дороги росло много грибов. Дорога привела к ветхому мостику через канаву.

Баулин рассказал, что давным-давно здесь работала экспедиция по осушке болот - копала канавы, отводила болотную воду в озера. Сейчас все эти канавы позаросли, и болота решено впредь не трогать: они дают исток рекам и поддерживают грунтовые воды. И вообще в заповедном лесу нельзя вмешиваться в жизнь природы. Для этого и создан заповедник.

- Я все-таки не совсем понимаю, - сказала Тата, - в чем смысл заповедника.

Она сидела на низеньких перилах моста, покрытых желтыми лишаями. Вода в канаве, коричневая, как кофейный настой, была покрыта ряской. По берегам разрослись высокие хвощи и кукушкин лен. А дальше в лесу так пышно раскинулся папоротник, что закрыл своей светлой зеленью даже высокие пни.

- В чем смысл? - удивился Баулин. - Прежде всего в том, чтобы сохранить нетронутой хотя бы небольшую часть природы, с ее растениями, зверями и птицами. Для изучения. А затем и для того, чтобы выяснить влияние девственного леса на окружающую среду: на поля, на питание водой рек, на высоту грунтовых вод, на влажность, состав и плодородие почвы. Вопросов множество. Но есть еще и другие заповедники. Их, правда, немного. Но будет много. И называются они странно.

Читайте также: