Бердяев философская истина и интеллигентская правда краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Статья вошла в сборник: Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии (1907–1909). СПб., 1910, с. 171–192 — далее сокращенно ДКИ (переиздание: М.: Канон+, 1998).

Разночтения между двумя редакциями статьи указаны в примечаниях: 16* и 19*; в скобках указаны страницы издания 1998 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Правда, только правда, ничего, кроме правды

3. Правда, только правда, ничего, кроме правды Перед Трибуналом уже прошла длинная вереница свидетелей, граждан разных государств, людей разных профессий, разного интеллектуального уровня. Из их показаний, часто простых, бесхитростных, лицо нацизма вырисовывается даже

БЕРДЯЕВ И БЕРГМАН

Правда первая Правда о едином народе, или Кто такие евреи?

Правда первая Правда о едином народе, или Кто такие евреи? Пренебрегать иудейством безумно; браниться с иудеями бесполезно; лучше понять иудейство, хотя это труднее. B. C. Соловьев Действительно… А кто это такие? Множество людей уверены, что знают: евреи — это такой

Правда четвертая Правда об Иудаистской цивилизации

Правда четвертая Правда об Иудаистской цивилизации Аристократия помойки Диктует моду на мораль. Мне наплевать, а сердцу горько, И бьет по печени печаль. Уличная песня 1992 года Что есть цивилизация?«Цивилизация — это совокупность людей, стоящая между народом и

Правда пятая Правда о евреях Восточной Европы

Правда шестая Правда о появлении евреев в Российской империи, или Привет из Речи Посполитой

Правда шестая Правда о появлении евреев в Российской империи, или Привет из Речи Посполитой Сквозь королей и фараонов, Вождей, султанов и царей, Оплакав смерти миллионов, Идет со скрипочкой еврей. И. Губерман Награда за храбрость русских войскВ 1772 г. произошел первый

Правда седьмая Правда о любви евреев к земле

Правда седьмая Правда о любви евреев к земле В мире нет проворней и шустрей, Прытче и проворней (словно птица), Чем немолодой больной еврей, Ищущий возможность прокормиться. И. Губерман Попытка превращения в крестьянЕще Екатерина II хотела переселять евреев на новые

Правда восьмая Правда о роли евреев в Российской империи

Правда восьмая Правда о роли евреев в Российской империи Когда черпается счастье полной миской, Когда каждый жизнерадостен и весел, Тетя Песя остается пессимисткой, Потому что есть ума у тети Песи. И. Губерман НачалоОчень трудно сказать, хотел ли Александр II

Правда одиннадцатая Правда об участии в революции

Правда одиннадцатая Правда об участии в революции Мчатся бесы рой за роем В беспредельной глубине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне. А. С. Пушкин Одна из тайн империйИмперии вообще довольно таинственные образования. Одна их потрясающая особенность: каждая

Правда тринадцатая Правда о России без евреев

Правда тринадцатая Правда о России без евреев В Британии и сегодня живут джентльмены. Всем им по 70 или по 80 лет. К. Хьюти Три типа евреев РоссииКарен Хьюти выпустила свою книгу в 1993 г. Сегодня английским джентльменам уже не по 70–80, а по 80–95 лет. Многие из них и через десять,

Николаи Бердяев Философская истина и интеллигентская правда

Николаи Бердяев Философская истина и интеллигентская правда Комментарии В эпоху кризиса интеллигенции и сознания своих ошибок, в эпоху переоценки старых идеологий необходимо остановиться и на нашем отношении к философии. Традиционное отношение русской интеллигенции

II. 9 января и интеллигентская демократия

Интеллигентская рефлексия

Интеллигентская рефлексия Историческая традиция русской общественной жизни характерна тяготением к авторитетам, к формированию специфического только для нашего общества образа умудренного человека, который знает ответы на все вопросы. Вспомним — «на все вопросы

Н.А.Бердяев. Философская истина и интеллигентская правда.doc

чисто формальный и столь всеобщий биологизм, что его мог бы принять любой

"мистик". Один из самых умных эмпириокритицистов, Корнелиус, признал даже

возможным поместить в числе преднаходимого божество. Наша же марксистская

интеллигенция восприняла и истолковала эмпириокритицизм Авенариуса

исключительно в духе биологического материализма, так как это оказалось

выгодным для оправдания материалистического понимания истории.

Эмпириокритицизм стал не только философией социал-демократов, но даже

социал-демократов "большевиков". Бедный Авенариус и не подозревал, что в

споры русских интеллигентов "большевиков" и "меньшевиков" будет впутано его

невинное и далекое от житейской борьбы имя. "Критика чистого опыта" вдруг

"оказалась" чуть ли не "символической книгой" революционного

социал-демократического вероисповедания. В широких кругах марксистской

интеллигенции вряд ли читали Авенариуса, так как читать его нелегко, и

многие, вероятно, искренне думают, что Авенариус был умнейшим "большевиком".

В действительности же Авенариус так же мало имел отношения к

социал-демократии, как и любой другой немецкий философ, и его философией с

неменьшим успехом могла бы воспользоваться, например, либеральная буржуазия

и даже оправдывать Авенариусом свой уклон "вправо". Главное же нужно

сказать, что если бы Авенариус был так прост, как это представляется гг.

Богданову, Луначарскому и др., если бы его философия была биологическим

материализмом с головным мозгом в центре, то ему не нужно было бы изобретать

разных систем С, освобожденных от всяких предпосылок, и не был бы он признан

умом сильным, железно-логическим, как это теперь приходится признать даже

его противникам (Авенариусу не удалось освободиться от "предпосылок", его

гносеологическая точка зрения очень сбивчива, пахнет и "материализмом", и

"спиритуализмом", и чем .угодно, но не проста.) Правда, эмпириокритические

марксисты не называют уже себя материалистами, уступая материализм таким

отсталым "меньшевикам", как Плеханов и др., но сам эмпириокритицизм

приобретает у них окраску материалистическую и метафизическую. Г. Богданов

усердно проповедует примитивную метафизическую отсебятину, всуе поминая

имена Авенариуса, Маха и др. авторитетов, а г. Луначарский выдумал даже

новую религию пролетариата, основываясь на том же Авенариусе. Европейские

философы, в большинстве случаев отвлеченные и слишком оторванные от жизни, и

не подозревают, какую роль они играют в наших кружковых, интеллигентских

спорах и ссорах, и были бы очень изумлены, если бы им рассказали, как их

тяжеловесные думы превращаются в легковесные брошюры.

Но уж совсем печальная участь постигла у нас Ницше. Этот одинокий

ненавистник всякой демократии подвергся у нас самой беззастенчивой

демократизации. Ницше был растаскан по частям, всем пригодился, каждому для

своих домашних целей. Оказалось вдруг, что Ницше, который так и умер, думая,

что он никому не нужен и одиноким остается на высокой горе, что Ницше очень

нужен даже для освежения и оживления марксизма. С одной стороны, у нас

зашевелились целые стада ницшеанцев-индивидуалистов, а с другой стороны,

Луначарский приготовил винегрет из Маркса, Авенариуса и Ницше, который

многим пришелся по вкусу, показался пикантным. Бедный Ницше и бедная русская

мысль! Каких только блюд не подают голодной русской интеллигенции, и все она

приемлет, всем питается в надежде, что будет побеждено зло самодержавия и

будет освобожден народ. Боюсь, что и самые метафизические и самые

мистические учения будут у нас также приспособлены для домашнего

употребления. А зло русской жизни, зло деспотизма и рабства не будет этим

побеждено, так как оно не побеждается искаженным усвоением разных крайних

учений. И Авенариус, и Ницше, да и сам Маркс очень мало нам помогут в борьбе

с нашим вековечным злом, исказившим нашу природу и сделавшим нас столь

невосприимчивыми к объективной истине. Интересы теоретической мысли у нас

были принижены, но самая практическая борьба со злом всегда принимала

характер исповедания отвлеченных теоретических учений. Истинной у нас

называлась та философия, которая помогала бороться с самодержавием во имя

социализма, а существенной стороной самой борьбы признавалось обязательное

исповедание такой "истинной" философии.

Те же психологические особенности русской интеллигенции привели к тому,

что она просмотрела оригинальную русскую философию, равно как и философское

содержание великой русской литературы. Мыслитель такого калибра, как

Чаадаев, совсем не был замечен и не был понят даже теми, которые о нем

упоминали. Казалось, были все основания к тому, чтобы Вл. Соловьева признать

нашим национальным философом, чтобы около него создать национальную

философскую традицию. Ведь не может же создаться эта традиция вокруг Когена,

Виндельбанда или другого какого-нибудь немца, чуждого русской душе.

Соловьевым могла бы гордиться философия любой европейской страны. Но русская

интеллигенция Вл. Соловьева не читала и не знала, не признала его своим.

Философия Соловьева глубока и оригинальна, но она не обосновывает

социализма, она чужда и народничеству и марксизму, не может быть удобно

превращена в орудие борьбы с самодержавием и потому не давала интеллигенции

подходящего "мировоззрения", оказалась чуждой, более далекой, чем "марксист"

Авенариус, "народник" Ог. Конт и др. иностранцы. Величайшим русским

метафизиком был, конечно, Достоевский, но его метафизика была совсем не по

плечу широким слоям русской интеллигенции, он подозревался во всякого рода

"реакционностях", да и действительно давал к тому повод. С грустью нужно

сказать, что метафизический дух великих русских писателей не почуяла себе

родным русская интеллигенция, настроенная позитивно. И остается открытым,

кто национальнее, писатели эти или интеллигентский мир в своем

господствующем сознании. Интеллигенция и Л. Толстого не признала настоящим

образом своим, но примирялась с ним за его народничество и одно время

подверглась духовному влиянию толстовства. В толстовстве была все та же

вражда к высшей философии, к творчеству, признание греховности этой роскоши.

Особенно печальным представляется мне упорное нежелание русской

интеллигенции познакомиться с зачатками русской философии. А русская

философия не исчерпывается таким блестящим явлением, как Вл. Соловьев.

Зачатки новой философии, преодолевающие европейский рационализм на почве

высшего сознания, можно найти уже у Хомякова. В стороне стоит довольно

крупная фигура Чичерина, у которого многому можно было бы поучиться. Потом

Козлов, кн. С.Трубецкой, Лопатин, Н. Лосский, наконец, мало известный

В.Несмелов - самое глубокое явление, порожденное оторванной и далекой

интеллигентскому сердцу почвой духовных академий. В русской философии есть,

конечно, много оттенков, но есть и что-то общее, что-то своеобразное,

образование какой-то новой философской традиции, отличной от господствующих

традиций современной европейской философии. Русская философия в основной

своей тенденции продолжает великие философские традиции прошлого, греческие

и германские, в ней жив еще дух Платона и дух классического германского

идеализма. Но германский идеализм остановился на стадии крайней

отвлеченности и крайнего рационализма, завершенного Гегелем. Русские

философы, начиная с Хомякова, дали острую критику отвлеченного идеализма и

рационализма Гегеля и переходили не к эмпиризму, не к неокритицизму, а к

конкретному идеализму, к онтологическому реализму, к мистическому

восполнению разума европейской философии, потерявшего живое бытие. И в этом

нельзя не видеть творческих задатков нового пути для философии. Русская

философия таит в себе религиозный интерес и примиряет знание и веру. Русская

философия не давала до сих пор "мировоззрения" в том смысле, какой только и

интересен для русской интеллигенции, в кружковом смысле. К социализму

философия эта прямого отношения не имеет, хотя кн. С. Трубецкой и называет

свое учение о соборности сознания метафизическим социализмом; политикой

философия эта в прямом смысле слова не интересуется, хотя у лучших ее

представителей и была скрыта религиозная жажда царства Божьего на земле. Но

в русской философии есть черты, роднящие ее с русской интеллигенцией,- жажда

целостного миросозерцания, органического слияния истины и добра, знания и

веры. Вражду к отвлеченному рационализму можно найти даже у академически

настроенных русских философов. И я думаю, что конкретный идеализм, связанный

с реалистическим отношением к бытию, мог бы стать основой нашего

национального философского творчества и мог бы создать национальную

философскую традицию (1), в которой мы так нуждаемся. Быстросменному

увлечению модными европейскими учениями должна быть противопоставлена

традиция, традиция же должна быть и универсальной, и национальной -тогда

лишь она плодотворна для культуры. В философии Вл. Соловьева и родственных

ему по духу русских философов живет универсальная традиция, общеевропейская

и общечеловеческая, но некоторые тенденции этой философии могли бы создать и

традицию национальную. Это привело бы не к игнорированию и не к искажению

всех значительных явлений европейской мысли, игнорируемых и искажаемых нашей

космополитически настроенной интеллигенцией, а к более глубокому и

критическому проникновению в сущность этих явлений. Нам нужна не кружковая

отсебятина, а серьезная философская культура, универсальная и вместе с тем

Уровень подготовки аудитории: общеобразовательный, студенты вузов

Другие произведения автора:

Бердяев Н. А. 1912
обзорно-аналитическая монография

Бердяев считает что, Хомяков является центральной фигурой в славянофильстве и рассматривает А.С. Хомякова вместе с темой о славянофильстве вообще.

Бердяев Н. А. 1907
эссе

B этой работе зaлoжeны ocнoвныe мыcли бepдяeвcкoй филocoфии иcтopии, этики и эcтeтики, paзpaбoтaны пpинципы oцeнки paзныx oбщecтвeнныx движeний, в том чиcлe peвoлюции и peaкции.

Бердяев Н. А. 1933
обзорно-аналитическая статья

Бердяев считает что, важнее всего сознать, что церковь есть богочеловеческий процесс, взаимодействие Божества и человечества. В истории церкви действует не только Бог, но и человек. И человек вносит в жизнь церкви как свою положительную творческую активность, так и активность отрицательную, искажающую.

Бердяев Н. А. 1924
обзорно-аналитическая статья

Бердяев Н. А. 1937
научная монография

Бердяев Н. А. 1918
обзорно-аналитическая статья

Бердяев Н. А. 1925
обзорно-аналитическая статья

В своей статье Бердяев указывает на отрицательные и опасные стороны евразийских настроений, но и не отрицает положительных сторон и заслуг этого течения.

Бердяев Н. А. 1924
проблемная статья

Бердяев Н. А. 1952
научная статья

Бердяев Н. А. 1946
обзорно-аналитическая монография

В книге предпринимается попытка философского осмысления глобализации, ее сущности, движущих сил и последствий, ее ценностного содержания. Одним из условий выживания человечества в эпоху глобализации является, по мнению автора, осознание того, что человечество как единое целое нуждается в выработке нормативных оснований взаимодействия обществ, находящихся на разных стадиях.

Смотри категорию знания: политическая философия Бердяев Н. А. 1937
научная монография

Одна из самых известных за рубежом книг крупнейшего философа русской послереволюционной эмиграции. В этом сочинении Н.Бердяев излагает свое самобытное понимание идейных истоков и социальной обусловленности русской революции, ее значения в исторической судьбе России.

Бердяев Н. А. 1926
проблемная статья

Бердяев считает, что К.Леонтьев относится к писателям с невыразимо печальной судьбой. Неузнанный, непонятый, никому не пригодившиеся, умирающий в духовном одиночестве, хотя по дарованиям, по уму, по оригинальности он стоит многими головами выше признанных величин. Но для нас имеет ценность этот странный, одинокий писатель, полный противоречий и пугающих крайностей, вне той.

Бердяев Н. А. 1936
публицистический комментарий

В своей статье Бердяев анализирует книгу Льва Шестова о Киркегоре. Автор считает,что многого у Киркегора Шестов не замечает. Киркегор - лишь прекрасный повод для развития темы, которая мучает самого Шестова и которой он посвятил все свое творчество.

Бердяев Н. А. 1923
обзорно-аналитическая монография

В этом произведении русская революция рассматривается как продукт развития западноевропейского светского гуманизма и, с другой стороны, как выражение религиозной психологии русского народа.

Бердяев Н. А. 1924
эссе

Бердяев Н. А. 1916
обзорно-аналитическая статья

Одно из течений русской религиозной мысли можно условно назвать новым религиозным сознанием или неохристианством. Бердяев считает,что центральной фигурой в этом типе религиозной мысли является Д.С. Мережковский.

Бердяев Н. А. 1914
публицистический комментарий

Бердяев Н. А. 1931
научная монография

Бердяев Н. А. 1939
научно-популярная монография

Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство.

Бердяев Н. А. 1937
обзорно-аналитическая статья

Тема о фанатизме, связанная с приверженностью к ортодоксальным учениям, очень актуальна,считает Бердяев. По мнению автора, к современной нетерпимости, фанатизму, к современной ортодоксомании совсем не нужно относиться терпимо, наоборот, нужно относиться нетерпимо.

Бердяев Н. А. 1925
обзорно-аналитическая статья

Бердяев считает, что Владимира Соловьева вспомнят иначе, чем сейчас о нем вспоминают, и он будет признан великим деятелем на путях восполнения и свершения Церкви Христовой.

Бердяев Н. А. 1938
обзорно-аналитическая статья

Лев Шестов - один из интереснейших представителей серебряного века русской культуры. Его творчество можно считать страстным протестом против любой формы тоталитаризма, против любой идеологии, рассматривающей человека как винтик государственной машины, как малозначащий элемент некоего целого. Л. Шестов боролся за личность, за индивидуально неповторимое против власти общего.

Бердяев Н. А. 1918
обзорно-аналитическая статья

Бердяев считает что,в романах Достоевского нет ничего, кроме человека и человеческих отношений. Достоевский в экстазе и исступлениях до конца остается христианином, потому что у него до конца остается человек, его лик. Достоевский - великий мыслитель в своем художественном творчестве, он прежде всего художник мысли.

Бердяев Н. А. 1911
обзорно-аналитическая статья

Бердяев Н. А. 1936
обзорно-аналитическая статья

Бердяев Н. А. 1924
очерк

Смотри категорию знания: история философии Бердяев Н. А. 1946
научная монография

Основной принцип этики может быть сформулирован следующим образом: поступай так, чтобы всюду во всем и в отношении ко всему утверждать вечную и бессмертную жизнь, побеждать смерть. Бердяев формулирует центральную идею русской философии, идею смысла жизни.

Бердяев Н. А. 1949
обзорно-аналитическая монография

Человек становится личностью, когда он найдет незыблемые основания для своего "самостояния" в трагическом потоке времени, - такова главная тема этой работы.

Бердяев Н. А. 1916
обзорно-аналитическая монография

Философия христианского творческого антропологизма получила свое первое развернутое выражение в этом труде Бердяева.

Бердяев Н. А. 1926
обзорно-аналитическая статья

Бердяев Н. А. 1914
обзорно-аналитическая статья

Бердяев Н. А. 1914
обзорно-аналитическая статья

Бердяев Н. А. 1915
обзорно-аналитическая монография

Наиболее известное философско-публицистическое произведение Н.Бердяева, посвященное удивительной, до конца не разрешенной и в наши дни проблеме - проблеме "особого пути" России и его связи с национальной идеей, воплощающей в себе духовную сущность народа.

Бердяев Н. А. 1931
обзорно-аналитическая монография

В своей книге Бердяев рисует впечатляющую картину отчуждения, дегуманизации человека. Он пишет о возрастании духовного одиночества человека при его социализации, о безмерной власти общества (коллектива) над личностью, о господстве фетишей государства и нации, заместивших христианство.

Бердяев Н. А. 1939
обзорно-аналитическая статья

Бердяев Н. А. 1905
обзорно-аналитическая статья

Бердяев Н. А. 1923
научно-популярная монография

Бердяев Н. А. 1928
научно-популярная монография

Бердяев Н. А. 1911
научно-популярная монография

Бердяев Н. А. 1939
научно-популярная статья

В своей статье Бердяев попытался дать христианский ответ на расистский антисемитизм немецких нацистов.

Бердяев Н. А. 1951
обзорно-аналитическая монография

Монография содержит размышления философа над вечными проблемами человеческого существования (проблемы личности, ее духовной свободы и творчества, поиска смысла жизни, преображения человечества и др.).

Бердяев Н. А. 1934
обзорно-аналитическая монография

Тут можно читать бесплатно Философская истина и интеллигентская правда - Бердяев Николай Александрович. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте mir-knigi.info (Mir knigi) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Философская истина и интеллигентская правда - Бердяев Николай Александрович

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Философская истина и интеллигентская правда - Бердяев Николай Александрович краткое содержание

Философская истина и интеллигентская правда - Бердяев Николай Александрович - описание и краткое содержание, автор Бердяев Николай Александрович , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки mir-knigi.info

Философская истина и интеллигентская правда читать онлайн бесплатно

Философская истина и интеллигентская правда - читать книгу онлайн бесплатно, автор Бердяев Николай Александрович

Философская истина и интеллигентская правда

Философская истина и интеллигентская правда

В эпоху кризиса интеллигенции и сознания своих ошибок, в эпоху переоценки - старых идеологий необходимо остановиться и на нашем отношении к философии. Традиционное отношение русской интеллигенции к философии сложнее, чем это может показаться на первый взгляд, и анализ этого отношения может вскрыть основные духовные черты нашего интеллигентского мира. Говорю об интеллигенции в традиционно русском смысле этого слова, о нашей кружковой интеллигенции, искусственно выделяемой из общенациональной жизни. Этот своеобразный мир, живший до сих пор замкнутой жизнью под двойным давлением, давлением казенщины внешней - реакционной власти, и казенщины внутренней инертности мысли и консервативности чувств, не без основания называют "интеллигентщиной" в отличие от интеллигенции в широком, общенациональном, общеисторическом смысле этого слова. Те русские философы, которых не хочет знать русская интеллигенция, которых она относит к иному, враждебному миру, тоже ведь принадлежат к интеллигенции, но чужды "интеллигентщины". Каково же было традиционное отношение нашей специфической, кружковой интеллигенции к философии, отношение, оставшееся неизменным, несмотря на быструю смену философских мод? Консерватизм и косность в основном душевном укладе у нас соединялись со склонностью к новинкам, к последним европейским течениям, которые никогда не усваивались глубоко. То же было и в отношении к философии.

Прежде всего бросается в глаза, что отношение к философии было так же мало культурно, как и к другим духовным ценностям: самостоятельное значение философии отрицалось, философия подчинялась утилитарно-общественным целям. Исключительное, деспотическое господство утилитарно-морального критерия, столь же исключительное, давящее господство народолюбия и "пролетаролю-бия", поклонение "народу", его пользе и интересам, духовная подавленность политическим деспотизмом,- все -это вело к тому, что уровень философской культуры оказался у нас очень низким, философские знания и философское развитие были очень мало распространены в среде нашей интеллигенции. Высокую философскую культуру можно было встретить лишь у отдельных личностей, которые тем самым уже выделялись из мира "интеллигентщины". Но у нас было не только мало философских знаний - это беда исправимая,- у нас господствовал такой душевный уклад и такой способ оценки всего, что подлинная философия должна была остаться закрытой и непонятной, а философское творчество должно было представляться явлением мира иного и таинственного. Быть может, некоторые и читали философские книги, внешне понимали прочитанное, но внутренне так же мало соединялись с миром философского творчества, как и с миром красоты. Объясняется это не дефектами интеллекта, а направлением воли, которая создала традиционную, упорную интеллигентскую среду, принявшую в свою плоть и кровь народническое миросозерцание и утилитарную оценку, не исчезнувшую и по сию пору. Долгое время у нас считалось почти безнравственным отдаваться философскому творчеству, в этом роде занятий видели измену народу и народному делу. Человек, слишком погруженный в философские проблемы, подозревался в равнодушии к интересам крестьян и рабочих. К философскому творчеству интеллигенция относилась аскетически, требовала воздержания во имя своего бога - народа, во имя сохранения сил для борьбы с дьяволом - абсолютизмом. Это народнически - утилитарно аскетическое отношение к философии осталось и у тех интеллигентских направлений, которые по видимости преодолели народничество и отказались от элементарного утилитаризма, так как отношение это коренилось в "сфере подсознательной. Психологические первоосновы такого отношения к философии, да и вообще к созданию духовных ценностей можно выразить так: интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда доминировали над интересами производства и творчества. Это одинаково верно и относительно сферы материальной, и относительно сферы духовной: к философскому творчеству русская интеллигенция относилась так же, как и к экономическому производству. И интеллигенция всегда охотно принимала идеологию, в которой центральное место отводилось проблеме распределения и равенства, а все творчество было в загоне, тут ее доверие не имело границ. К идеологии же, которая в центр ставит творчество и ценности, она относилась подозрительно, с заранее составленным волевым решением отвергнуть и изобличить. Такое отношение загубило философский талант Н. К. Михайловского, равно как и большой художественный талант Гл. Успенского. Многие воздерживались от философского и художественного творчества, так как считали это делом безнравственным с точки зрения интересов распределения и равенства, видели в этом измену народному благу. В 70-е годы было у нас даже время, когда чтение книг и увеличение знаний считалось не особенно ценным занятием и когда морально осуждалась жажда просвещения. Времена этого народнического мракобесия прошли уже давно, но бацилла осталась в крови. В революционные дни опять повторилось гонение на знание, на творчество, на высшую жизнь духа. Да и до наших дней остается в крови интеллигенции все та же закваска. Доминируют все те же моральные суждения, какие бы новые слова ни усваивались на поверхности. До сих пор еще наша интеллигентная молодежь не может признать самостоятельного значения науки, философии, просвещения, университетов, до сих пор еще подчиняет интересам политики, партий, направлений и кружков. Защитников безусловного и независимого знания, знания как начала, возвышающегося над общественной злобой дня, все еще подозревают в реакционности. И этому неуважению к святыне знания немало способствовала всегда деятельность министерства народного просвещения. Политический абсолютизм и тут настолько исказил душу передовой интеллигенции, что новый дух лишь с трудом пробивается в сознание молодежи.

Но нельзя сказать, чтобы философские темы и проблемы были чужды русской интеллигенции. Можно даже сказать, что наша интеллигенция всегда интересовалась вопросами философского порядка, хотя и не в философской их постановке: она умудрялась даже самым практическим общественным интересам придавать философский характер, конкретное и частное она превращала в отвлеченное и общее, вопросы аграрный или рабочий представлялись ей вопросами мирового спасения, а социологические учения окрашивались для нее почти что в богословский цвет. Черта эта отразилась в нашей публицистике, которая учила смыслу жизни и была не столько конкретной и практической, сколько отвлеченной и философской даже в рассмотрении проблем экономических. Западничество и славянофильство - не только публицистические, но и философские направления. Белинский, один из отцов русской интеллигенции, плохо знал философию и не обладал философским методом мышления, но его всю жизнь мучили проклятые вопросы, вопросы порядка мирового и философского. Теми же философскими вопросами заняты герои Толстого и Достоевского. В 60-е годы философия была в загоне и упадке, презирался Юркевич, который, во всяком случае, был настоящим философом по сравнению с Чернышевским. Но характер тогдашнего увлечения материализмом, самой элементарной и низкой формой философствования, все же отражал интерес к вопросам порядка философского и мирового. Русская интеллигенция хотела жить и определять свое отношение к самым практическим и прозаическим сторонам общественной жизни на основании материалистического катехизиса и материалистической метафизики. В 70-е годы интеллигенция увлекалась позитивизмом, и ее властитель дум Н.К.Михайловский был философом по интересам мысли и по размаху мысли, хотя без настоящей школы и без настоящих знаний. К П.Л.Лаврову, человеку больших знаний и широты мысли, хотя и лишенному творческого таланта, интеллигенция обращалась за философским обоснованием ее революционных социальных стремлений. И Лавров давал философскую санкцию стремлениям молодежи, обычно начиная свое обоснование издалека, с образования туманных масс. У интеллигенции всегда были свои кружковые, интеллигентские философы и своя направленская философия, оторванная от мировых философских традиций. Эта доморощенная и почти сектантская философия удовлетворяла глубокой потребности нашей интеллигентской молодежи иметь "миросозерцание", отвечающее на все основные вопросы жизни и соединяющее теорию с общественной практикой. Потребность в целостном общественно-философском миросозерцании основная потребность нашей интеллигенции в годы юности, и властителями ее дум становились лишь те, которые из общей теории выводили санкцию ее освободительных общественных стремлений, ее демократических инстинктов, ее требований справедливости во что бы то ни стало. В этом отношении классическими "философами" интеллигенции были Чернышевский и Писарев в 60-е годы, Лавров и Михайловский в 70-е годы. Для философского творчества, для духовной культуры нации писатели эти почти ничего не давали, но они отвечали потребности интеллигентной молодежи в миросозерцании и обосновывали теоретически жизненные стремления интеллигенции; до сих пор еще они остаются интеллигентскими учителями и с любовью читаются в эпоху ранней молодости. В 90-е годы с возникновением марксизма очень повысились умственные интересы интеллигенции, молодежь начала европеизироваться, стала читать научные книги, исключительно эмоциональный народнический тип стал изменяться под влиянием интеллектуалистической струи. Потребность в философском обосновании своих социальных стремлений стала удовлетворяться диалектическим материализмом, а потом неокантианством, которое широкого распространения не получило ввиду своей философской сложности. "Философом" эпохи стал Бельтов-Плеханов, который вытеснил Михайловского из сердец молодежи. Потом на сцену появились Авенариус и Мах, которые провозглашены были философскими спасителями пролетариата, и гг. Богданов и Луначарский сделались "философами" социал-демократической интеллигенции. С другой стороны, возникли течения идеалистические и мистические, но то была уж совсем другая струя в русской культуре. Марксистские победы над народничеством не привели к глубокому кризису природы русской интеллигенции, она осталась староверческой и народнической и в европейском одеянии марксизма. Она отрицала себя в социал-демократической теории, но сама эта теория была у нас лишь идеологией интеллигентской кружковщины. И отношение к философии осталось прежним, если не считать того критического течения в марксизме, которое потом перешло в идеализм, но широкой популярности среди интеллигенции не имело.

Читайте также: