После окончания школы народный просветитель и алтынсарин около трех лет работал

Обновлено: 04.07.2024

1. Формирование просветительских взглядов И. Алтынсарина

Глубокий след в истории просвещения и становления национальной школы оставил Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин. Он родился в 1841 году в ауле Жанбыршы на территории современной Костанайской области. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда - известного бия и старшины Балхожи Жанбурчина. С самого детства проявлял сильную тягу к знаниям и самообразованию. Много читал, часто общался с образованной частью российского общества. В годы учебы в Оренбурге он близко познакомился с ученым-востоковедом

В.В. Григорьевым. Он предоставил юноше свою личную библиотеку, где И. Алтынсарин проводил все свое свободное от занятий время.

Неиссякаемая жажда знаний, стремление принести как можно больше пользы своему народу, стали жизненным кредо Ибрая. По своему характеру он был скромным и трудолюбивым человеком. Много читал, стараясь познать как можно больше из достижений других народов. Приобретенные знания он старался передать своим соплеменникам.

В 1857 году он окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью. Ибрай свободно владел русским, арабским, татарским и персидским языками. Позднее народный просветитель продолжал активно заниматься самообразованием. Изучал произведения классиков мировой литературы У. Шекспира, И. Гёте, Д. Байрона, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Г. Низами, А. Фирдоуси, А. Навои.

Благотворное влияние на формирование его педагогических взглядов сыграло знакомство с трудами русского педагога К. Ушин-ского и чешского мыслителя Я. Коменского. Он был знаком с произведениями известных русских демократов Н.Г. Чернышевского, А.М. Добролюбова, А.И. Герцена и других.

После окончания школы народный просветитель около трех лет работал писарем у своего деда. За это время он глубоко убедился в насущной необходимости просвещения своего народа. Его жена Айганыс была известна как мудрая и умная женщина. Она создала все условия для научно-педагогической деятельности своего мужа.

Глубокий след в истории просвещения и становления националь­ной школы оставил Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин. Он родился в 1841 году на территории современной Костанайской области. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда - известного бия и старшины Балхожи Жанбурчина. С самого детства проявлял сильную тягу к знаниям и са­мообразованию. В годы учебы в Оренбурге он близко познако­мился с ученым-востоковедом В.В. Григорьевым. Он предоставил юноше свою личную библиотеку, где И. Алтынсарин проводил все свое свободное от занятий время.

Неиссякаемая жажда знаний, стремление принести как можно больше пользы своему народу, стали жизненным кредо Ибрая. В 1857 году он окончил школу при Оренбургской пограничной ко­миссии с золотой медалью. Ибрай свободно владел русским, арабским, татарским и персидским языками. Позднее народный просветитель продолжал активно заниматься самообразованием. Изучал произведе­ния классиков мировой литературы У. Шекспира, И. Гёте, Д. Байрона, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Г. Низами, А. Фирдоу­си, А. Навои.

Благотворное влияние на формирование его педагогических взгля­дов сыграло знакомство с трудами русского педагога К. Ушинского и чешского мыслителя Я. Коменского. Он был знаком с произведениями известных русских демократов Н.Г. Чернышевского, A.M. Добролюбо­ва, А.И. Герцена и других.

После окончания школы народный просветитель около трех лет работал писарем у своего деда. За это время он глубоко убедился в на­сущной необходимости просвещения своего народа.

В 1879 году И. Алтынсарин получил назначение на должность ин­спектора школ Тургайской области. По его инициативе и при непос­редственном участии была создана сеть школ. В частности, во всех уездных городах области стали появляться училища. С этой целью он снова разъезжал по казахским аулам Тургайской области. Он собрал среди населения необходимые средства, а затем открыл двухклассные русско-киргизские (казахские) училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах. Укомплектовал их учителями и учени­ками.

С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Выдающийся просветитель открыл несколько школ для девушек с интернатами (общежитиями), в которых только в 1886 году обучались 211 учениц.

Много сил и энергии он потратил на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ. Встречаясь с представителями передовой русской интеллигенции, вел поиск учебных пособий по ремеслам, садоводству, огородничеству, скотоводству и земледелию.

Он пытался научить казахскую молодежь кожевенным, мылова­ренным, маслодельным и гончарным специальностям. Также пытался научить казахскую молодежь столярно-токарному, кузнечно-слесарному ремеслам. Он лично участвовал в обучении молодежи навыкам об­ращения с новыми машинами, способам лечения животных и борьбы с вредными насекомыми. В своих научно-публицистических работах, беседах он призывал казахов активно заниматься земледелием.

И. Алтынсарин среди своих современников был известен как ученый-этнограф, публицист и поэт. Он являлся действительным членом Оренбургского отдела Рус­ского географического общества. По заданию отдела делал доклады, публиковал статьи по этнографии казахского народа. В частности, он подробно исследовал погребальные; свадебные обряды и обычное пра­во казахов Младшего жуза. Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на казахский язык басен И.А. Крылова, рассказов JI.H. Толстого он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых людях. И. Алтынсарин вклю­чил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко использованы поучительные сюжеты из казахских сказок.

Глубокий след в истории просвещения и становления национальной школы оставил Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин. Он родился в 1841 году в ауле Жанбыршы на территории современной Костанайской области. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда – известного бия и старшины Балхожи Жанбурчина. С самого детства проявлял сильную тягу к знаниям и самообразованию. Много читал, часто общался с образованной частью российского общества.

Неиссякаемая жажда знаний и стремление принести как можно больше пользы своему народу стали жизненным кредо Ибрая. По характеру он был скромным и трудолюбивым человеком. Много читал, стараясь познать как можно больше из достижений других народов. Приобретенные знания он старался передать своим соплеменникам.

В 1857 году Ибрай Алтынсарин окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью. Он свободно владел русским, арабским, татарским и персидским языками. Позднее народный просветитель продолжал активно заниматься самообразованием. Изучал произведения У. Шекспира, И. Гете, Д. Байрона, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Г. Низами, А. Фирдоуси, А. Навои и других классиков мировой литературы.

Благотворное влияние на формирование его педагогических взглядов оказало знакомство с трудами русского педагога К. Ушинского и чешского мыслителя Я. Коменского.

После окончания школы народный просветитель около трех лет работал писарем у своего деда. За это время он глубоко убедился в насущной необходимости просвещения народа. Его жена Айганыс была мудрой и умной женщиной. Она создала все условия для научно-педагогической деятельности своего мужа.

В 1879 году И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. По его инициативе и при непосредственном участии была создана сеть учебных заведений во всех уездах области.

С именем И. Алтынсарина связано и начало организации женского образования в Казахстане. Выдающийся просветитель открыл несколько школ для девушек с интернатами (общежитиями). Школу он считал ключом к подлинному просвещению народа.

И. Алтынсарин среди своих современников был известен как ученый-этнограф, публицист и поэт. Он являлся действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. По заданию отдела делал доклады, публиковал статьи по этнографии казахского народа. В частности, он подробно исследовал погребальные, свадебные обряды и обычное право казахов Младшего жуза. Все свободное от работы время он проводил в аулах, собирая сведения об истории, фольклоре, шежире, обычаях и обрядах родного народа. При жизни опубликовал ряд своих научных статей в журналах и газетах.

Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на родной язык басен И.А. Крылова, рассказов Л.Н. Толстого, он писал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях. И. Алтынсарин включил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко используются поучительные сюжеты из казахских сказок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа рассказывает о вкладе великого просветителя Ибрая Алтынсарина в педагогику и в образоваание в частности. Его труды это открытие школ, создание методических пособии и т.д. Образование он рассматривал не как самоцель, а как средство и как оружие, необходимое для молодежи в активной борьбе за преобразование социальной среды.

Тема: Вклад Ибрая Алтынсарина в образование казахского народа.

Выполнил: ученик 10 класса Маутов Диас.

Научный руководитель: Асылханова Г.А.

Глава 1. Ыбрай Алтынсарин - таланливый сын своего народа. 5

Глава 2. Вклад Ыбрая Алтынсарина в образование казахского народа . 6

Глава 3. Пропаганда идей просвещения и культуры. . 9

Список использованной литературы . 15

Наш интерес к рассмотрению и изучению наследия видного казахстанского деятеля Ибрая Алтынсарина не случаен. Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Также он научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.

Кроме того, есть еще одна причина, побудившая нас исследовать вклад педагога, человека с большой буквы, заслужившего память и благодарность учеников и последователей, к числу которых мы относим нынешнее поколение.

Образование он рассматривал не как самоцель, а как средство и как оружие, необходимое для молодежи в активной борьбе за преобразование социальной среды.

Образовательные задачи Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого.

Таким образом актуальность нашей работы заключается в сравнительном анализе необходимости открытия школ Ыбраем Алтынсариным для казахского народа.

Целью данной работы является изучение вклада Ы.Алтынсарина в образование казахского народа.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Познакомиться с личностью Ыбрая Алтынсарина.

3.Определить вклад Ы.Алтынсарина в открытие школ.

Обьектом работы является педагог – просветитель Ы. Алтынсарин.

Предметом исследования является его вклад в открытие школ.

Методы исследования: сбор и поиск информации.

Гипотеза исследования основывается на утверждении, что бесценный вклад в открытие школ – это фундамент заложенный Ыбраем Алтынсариным в образовательном процессе всех поколений для развития общества и каждой человеческой индивидуальности.

Структура исследования. Работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы.

Глава 1. Ыбрай Алтынсарин - таланливый сын своего народа .

То, что сделать не могли
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь
Вы – грядущего ростки

Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор, учёный-этнограф, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики.

В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение.[1]

И.Алтынсарин был пламенным борцом за прогрессивное развитие казахского народа. Он заложил основы общего и профессионального образования в крае, открыв начальные школы, ремесленные и женские училища.

Ибрай родился 20 октября 1841 года на территории современной Костанайской области. Он рано потерял отца, поэтому воспитанием юноши занимался дед – известный бий БалгожаЖанбуршин.

В 1850 году Балгожа отправил внука в школу-интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Ибрай окончил ее в 1850 году.Около трёх лет после окончания школы (с 1857 по 1859 г.г.) И.Алтынсарин работал писарем у своего деда Балгожи Джанбурчина, управляющего Узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии, а затем – с 1 августа 1859 г. в Оренбургском областном правлении в качестве младшего толмача (переводчика). Однако талантливый юноша считал целью своей жизни не погоню за карьерой и чинами, а просвещение родного народа.

Глава 2. Вклад Ыбрая Алтынсарина в образование казахского народа.

Ы. Алтынсарин был всесторонне образованным человеком. Он понимал насколько важно стремление казахского народа к прогрессу и знаниям.

Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Он ввёл преподавание казахского языка в этих школах, боролся равно и против насильственной русификации и проникновения в них влияния реакционного мусульманского духовенства.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в г. Тургай, в которой он назначался учителем

русского языка. Несмотря на большие трудности (не было средств, не было поддержки областного правления и местных властей), благодаря настойчивости И. Алтынсарина 8 января 1864 года состоялось торжественное открытие школы. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина.

Открыть школу в глухом городе было нелёгким делом: не было средств, школьного помещения и учебных пособий. К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти. Трудности, однако, не остановили Алтынсарина. Воодушевлённый просветитильскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, и повсеместно находил в народе горячую поддержку. Собрав у местного населения средства,он построил школьное здание, выписал учебные пособия. При школе был создан интернат, в котором жиле 16 учеников,содержавшихся на полном пансионе за счёт средств населения. Алтынсарин с большой энергией боролся за сближение и дружбу казахского и русского народов, посвятив этому благородному делу всю свою жизнь. Он стоял за приобщения Казахстана к экономическому и культурному развитию России.

Также, немало усилий он приложил, чтобы были открыты аульные и волостные школы. Долгое время царская дминистрация всячески тормозила эти благородные начинания. Но, несмотря на эти препятствия, Алтынсарин не прекращал горячей просветительской деятельности, что вызывало недовольство со стороны военного губернатора Тургайской области. За то, что Алтынсарин по своей личной инициативе стремился повсеместно открывать народные школы, якобы расходуя на это излишние средства, губернатор области генерал Проценко даже решил привлечь его к ответственности и предать суду.

И.Алтынсарину удалось избежать судебного преследования, так как Проценко был смещён с должности. В 1886 г. Алтынсарин опять возбуждает ходатайство перед новым областным начальством с просьбой разрешить открыть волостные школы. Получив его, он спешно приступает к открытию школ собирая для этой цели пожертвования с населения. Просветитель арендовал или покупал помещения для этих школ и заботился об их оборудовании. При открытии волостных школ И.Алтынсарин, лично присутствовал и давал первые показательные уроки.

Так же с именем И.Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. В г.Иргизе он открыл специальную школу для казахских девочек с интернатом. Поистине это было большим событием в жизни казахского народа. Алтынсарин от души был рад успеху этого выдающегося начинания. Он просил у царской администрации разрешения открыть женские училища во всех уездах Тургайской области. Лишь спустя два года после подачи им прошения об этом было получено разрешение открыть женские училища с интернатами в г.Тургае в 1891 г., в г.Кустанае – в 1893 г., в поселке Карабутаке – в 1895 г. и в г.Актюбе – в 1896 г.

В этих пяти женских училищах, открытых в соответствии с ходатайством И.Алтынсарина, к 1896 г. обучалось 211 девушек, из которых казашек 70, девушек русских поселян 141.

Однако Алтынсарин считал, что дело народного образования не может ограничиться только открытием указанных выше типов школ, ибо эти школы являлись лишь первым шагом в деле просвещения народа.

Глава 3. Пропаганда идей просвещения и культуры.

Нужно отметить что, выдающийся просветитель Ы. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.

Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

ИбрайАлтынсарин был идейным выразителем нового прогрессивного течения, направленного против отсталости и консерватизма.

В условиях Казахстана Ибрай Алтынсарин стал первым глашатаем педагогических идей Ушинского. Вот его принципы:

- Конец учения – знание.

- Учиться – иглой рыть колодец.

- Ученый идет вперед, неученый назад.

- Учись до самой смерти.

- Ученый против течения поплывет.

- Грамотный человек не умрет, а безграмотный не может жить.

Педагог-энтузиазист Ибрай Алтынсарин свою практическую деятельность сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, культуры, прогресса, приобщения казахского народа к культуре и науке русского народа. Он страстно желал видеть казахский народ в ряду цивилизованных народов. По мнению ИбраяАлтынсарина, для достижения этой цели, прежде всего, необходима коренная перестройка всего уклада патриархально-родового строя. Образование он рассматривал не как самоцель, а как средство и как оружие, необходимое для молодежи в активной борьбе за преобразование социальной среды.

Образовательные задачи Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого.

Также ученый считает, что задача школы настолько многогранна, что порою в его указаниях учителям стираются обычные границы школьно-учебного процесса и внеклассной работы.

В организации учебного процесса в первую очередь, главную роль играют учителя, решающее значение принадлежит учебно-материальной базе, а затем необходима тщательная проверка учебников, годных для казахской школы, считает Алтынсарин.

Знания и навыки, даваемые в школе, Алтынсарин расценивает не с точки зрения формального образования, а с учетом их реальной пользы для народа в переходный период его жизни. С этой целью он делает отбор необходимых для школы учебных предметов, подвергает свой отбор педагогическому анализу – как учить и для чего учить.

В педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина важное место занимают вопросы воспитания и обучения детей. Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями. И тогда можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием.

Алтынсарин проявлял отеческую заботу об учителях, давал им дружеские советы по всем вопросам, включая вопросы личной жизни, и в то же время предъявлял к ним строгие требования в деле обучения и воспитания учащихся.

Просветитель придавал большое значение и нравственному воспитанию учащихся. Он стремился воспитать в учащихся гуманность, честное отношение к труду, любовь к Родине.

Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создавал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу.

В системе преподавания главное место Алтынсарин отводил естествознанию, русскому и казахскому языкам. Он настоятельно рекомендовал учителям обратить особое внимание на преподавание русского языка, равно как и на обучение детей родному казахскому языку. В связи с этим преподавание некоторых других предметов в начальных школах И.Алтынсарин поставил в зависимость от прочного усвоения русского языка и грамматики.

Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

Многие из последователей И.Алтынсарина называли его казахским Ломоносовым. Именем Ыбрая Алтынсарина названа Казахская Академия образования, постановлением Министерства культуры Казахской ССР учреждена медаль имени Ыбрая Алтынсарина, во всех городах Казахстана есть улицы, названные его именем. На родине Ы.Алтынсарина в Кустанайской области существует Алтынсаринский район и одно из сел области названо именем Ы. Алтынсарина.

Ибрай Алтынсарин – просветитель казахского народа

Идеи просвещения в ΧVΙΙΙ веке были наиболее актуальными в духовной сфере во многих странах мира. Просветители, отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они верили, что существующее социальное неравенство произошло от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью просветители объявили просвещение народа. Ведь они, по их мнению, по неразумности своей принимали существующие порядки.

Благотворное влияние на духовную жизнь казахского народа оказало распространение демократической русской культуры и общественной мысли. Под ее воздействием сложилось мировоззрение выдающихся казахских просветителей Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Вся их деятельность и творчество ярко свидетельствовали о прогрессивном характере присоединения Казахстана к России, о традиционной и неразрывной дружбе казахов и русских, которая развивалась помимо воли царизма.


Высокая тяга казахского народа к знанию и культуре была отчетливо выражена этими его замечательными представителями. В приобщении казахов к передовой культуре они видели единственно верный выход из средневековой темноты, в котором пребывало общество. Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа, как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков.

Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества.

В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении, (г. Тургай) в которой он назначался учителем русского языка. Открыть школу в глухом городке было делом нелегким: не было средств, не было поддержки областного правления и местных властей. Однако, трудности не остановили Алтынсарина.


Здание школы И. Алтынсарина

8 января 1864 года состоялось торжественное открытие школы. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина. Некоторые время он работал в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно — уездного судьи.

В 1879 году Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В этой должности проработал до конца своей жизни.

И. Алтынсарин скончался 17 июля 1889 года и был похоронен по-казахскому обычаю при огромном стечении народа недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временем соответствовало генерал — майору от инфантерии.


Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. При жизни ему удалось открыть четыре двухклассных центральных русско-киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян.

Школы, созданные им, после его смерти продолжали существовать, но развитие получить они не смогли. Новая станица в истории школ Ы. Алтынсарина открылась после победы Октября: они были преобразованы в советские трудовые школы. Одна из таких школ на его родине, в г. Кустанае, — в 20-е годы была передана в ведение Наркомпроса Казахской ССР и реорганизована в школу-коммуну. Затем перед Великой Отечественной войной-преобразована в среднюю школу с пансионом для воспитанников. Ей было присвоено имя ее основателя Ибрая Алтынсарина.

Много труда вложил И.Алтынсарин в дело подготовки учителей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. По его инициативе была открыта учительская школа в г. Троицке, немного позже переведена в г. Оренбург.

Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу, заботился о создании библиотеки при каждой школе.

Большую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическое наследие Ибрая Алтынсарина. Основную его часть составляет переписка казахского просветителя с русскими друзьями, учителями и различного ранга представителями народного образования.

И. Алтынсарин выступал и как ученый-этнограф. В его очерках вскрывается консервативная сущность патриархально-феодального быта и обычаев казахов. Особого внимания заслуживает труды И. Алтынсарина, посвященные преобразованию социально-экономического строя и хозяйственного быта казахского аула.

Читайте также: