Особенности испанской школы живописи

Обновлено: 08.07.2024

Особенностью испанской живописи периода было соединение христианских мотивов с тщательной детализацией бытовых сцен, в том числе из жизни простого народа. В переходный период от итальянской традиции к национальному искусству одним из наиболее выдающихся художников Испании был Эль Греко (Доменико Теотокопули)

1. Обзор особенностей итальянской живописи периода

1. Обзор особенностей итальянской живописи периода Итальянская живопись в рассматриваемый период начинает терять свое исключительное положение в Европе по мере развити школ Испании и Нидерландов. Тем не менее, многие ее течения, особенно архитектурная живопись,

1. Обзор развития французской живописи

1. Обзор развития французской живописи Важным этапом развития французской живописи в XVII веке является переход доминирующих позиций от цеховой организации к академической, что с одной стороны ускоряло развитие, но с другой — подавляло национальные мотивы в пользу

1. Общий обзор развития искусства

1. Общий обзор развития искусства Начало XVII века становится для Испании эпохой рождения первых заметных форм национального искусства. Так, в архитектуре на смену господствовавшему прежде строгому классицизму приходит барокко, которое хоть и развивается под влиянием

1. Обзор развития испанской скульптуры

1. Обзор развития испанской скульптуры Скульптура стала первым искусством Испании, выработавшим подлинно национальный стиль и освободившимся от доминирующего итальянского влияния. Особенностями ее развития были особенный акцент на передаче ествственности в

2. Ведущие школы испанской живописи

2. Ведущие школы испанской живописи Ведущую роль в развитии испанской живописи играли валенсийская, мадридская и севильская школы. Поскольку первые две поддерживали более крепкие связи с итальянским и фламандским искусством, именно в севильской школе раньше всех

1. Общий обзор развития голландской живописи

1. Общий обзор развития голландской живописи Развитие голландской живописи в рассматриваемую эпоху внесло значительный вклад в мировое искусство своей самобытностью и особым взглядом на мир, который выразился в характерном голландском реализме. Кроме того,

1. Обзор развития английского зодчества

1. Обзор развития английского зодчества Политическая нестабильность в Англии XVII века несколько замедлила развитие национального зодчества. На протяжении столетия архитектурное искусство развивается в рамках французского и итальянского ренессанса с заимстованием

1. Обзор развития английской живописи

1. Обзор развития английской живописи В живописи также наблюдается значительное присутствие иностранных мастеров. Рубенс и Ван Дейк — наиболее известные, но не единственные нидерландские художники, работавшие в Англии; кроме того, известны итальянские и немецкие

1. Общий обзор развития живописи

1. Общий обзор развития живописи На формирование живописи в этот период оказывает ключевое влияние деятельность академий, прежде всего Королевской Академии. В XVIII веке французская живопись уверенно занимает первое место в Европе, оказывая влияние на все остальные

1. Общий обзор развития живописи

1. Общий обзор развития живописи В XVIII веке итальянская живопись теряте свои позиции и влияние на прочие страны. Итальянские художники испытывают сильное французское влияние. Дольше всего оригинальные стили сохраняются в Венеции, где работают многие выдающиеся мастера

1. Обзор развития испанской скульптуры 18 века

1. Обзор развития испанской скульптуры 18 века Пышные алтари в стиле Хурригверы, которыми в первой половине этого века украсились многие испанские церкви, с их богатой скульптурной декорацией, состоявшей из фигур святых, хоров ангелов и рельефных изображений, в

1. Общий обзор развития испанской живописи

1. Общий обзор развития испанской живописи Несмотря на сильную конкуренцию с французскими школами, испанская живопись продолжает развиваться. Наиболее влиятельным направлением остается церковная живопись. Во второй половине столетия ведущим национальным художником

1. Обзор развития английской скульптуры

1. Обзор развития английской скульптуры В начале столетия английское ваяние развивалось под сильным влиянием иностранного искусства. К середине столетия появляются определенные национальные черты, в частности стилизация под греческое ваяние.В первой половине XVIII века

1. Общий обзор развития английской живописи

1. Общий обзор развития английской живописи Английская живопись развивалась интенсивнее всех остальных областей искусства. В начале столетия еше ощущается сильное влияние иностранного искусства, но со временем появляется целый ряд выдающихся национальных мастеров,

1. Обзор развития бельгийской скульптуры

1. Обзор развития бельгийской скульптуры В начале столетия в бельгийской скулптуре сохраняются национальные черты прошлого века. С середины столетия ощущается все большее влияние французского классицизма.Бельгийская скульптура этого века находилась все еще в руках

1. Обзор развития бельгийской живописи

1. Обзор развития бельгийской живописи На протяжении XVIII века бельгийская живопись окончательно проигрывает в борьбе за влияние в Европе. Тем не менее, в направлении жанровой и ландшафтной живописи можно выделить ряд крупных мастеров.Число живописцев в Бельгии в XVIII веке


Со второй половины XV века Испания уже была единым государством; в начале XVI века это абсолютистское государство достигло наивысшего политического и экономического могущества в Европе. Продолжающееся завоевание Нового Света, открытие новых торговых путей превратили Испанию в самую сильную морскую державу, владеющую гигантскими колониями. Колоссальные богатства были сконцентрированы в руках земельной аристократии, двора и церкви, могущественной в Испании, как ни в одном другом европейском государстве. Однако реакционная внутренняя и внешняя политика испанских королей, разорительные войны, постоянные религиозные преследования, слабость буржуазии привели Испанию к потере своего могущества уже к концу XVI века. Расцвет испанской культуры – литературы и театра, освященных именами Сервантеса и Лопе де Вега, а затем живописи, – не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могущества Испании и наступил несколько позднее.

Для испанского искусства было характерно существование традиций не классических, а средневековых, готических. Роль мавританского искусства в связи с многовековым господством арабов в Испании несомненна для всего испанского искусства, сумевшего необычайно интересно переработать мавританские черты, сплавив их с исконно национальными. У испанских художников было два основных заказчика: первый – это двор, богатые испанские гранды, аристократия, и второй – церковь. Роль католической церкви в становлении испанской школы живописи была очень велика. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Но суровость судьбы испанского народа, своеобразие его жизненных путей выработали специфическое мировоззрение испанцев. Религиозные идеи, которыми, по сути, освящено все искусство Испании, воспринимаются очень конкретно в образах реальной действительности, чувственный мир удивительно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия. В испанском искусстве идеал национального героя выражен, прежде всего, в образах святых.


Изобразительное искусство Испании долгое время имело своеобразный стиль и шло своим путем вплоть до XVI века, сохраняя отдельные средневековые черты. Суровый драматизм и внутренняя напряженность образов в картинах испанских художников XV – начала XVI века: Б. Вермехо, X. Уге, П. Берругете, Ф. Гальегоса, А. Фернандеса достигаются условной, а то и плоскостной трактовкой пространства. Нередко встречаются отступления от анатомической правильности и масштабного соответствия фигур, введение золотых фонов и по‑восточному обильной орнаментации тканей, по контрасту с которыми особую суровость приобретают аскетические лица.

Художники Каталонии, Валенсии, Арагона обретали широкое поле деятельности в готических храмах при создании пышных ретабло – заалтарных образов в архитектурном обрамлении, включающих в себя скульптуру и живопись. Непосредственность и живость поз и лиц, наряду с нарастанием интереса к деталям быта, стали характерными особенностями для испанского готического искусства. Этими чертами отмечены росписи капеллы Сан Мигель в монастыре Педральбес в Барселоне, выполненные в 1346 году художником Феррером Бассой – основателем каталонской школы живописи. Это характерно также статуям в порталах соборов Бургоса и Леона, полихромным фигурам ретабло, скульптурным изображениям на величественных мраморных гробницах.


В XVI веке в творчестве Санчеса Коэльо и Пантохи де ла Крус получает развитие придворный парадный портрет.

Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 году живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко – испанский грек, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит. До Испании Эль Греко учился в Италии у Тициана, изучал в Риме произведения Микеланджело. Не оцененный при мадридском дворе, он уезжает в Толедо. Там он становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо. Во многом субъективное и пронизанное экзальтацией творчество Эль Греко с исключительной силой и яркостью воплотило душевное смятение человека, глубоко переживающего крушение идеалов эпохи Возрождения. Созданный им в религиозных композициях ирреальный мир, выступающий в переменчивом движении цвета, полон высокой духовности, экстатического порыва и мучительного чувства трагической обреченности.

Лица героев Эль Греко всегда удлиненные, аскетические, глаза посажены асимметрично и широко открыты. Напряженный динамизм пронизывает все композиции мастера. Его портреты грандов, высшей кастильской знати, все чем‑то похожи друг на друга: этих людей снедает внутренний огонь, на их бледных лицах горят не видящие внешнего мира глаза, они полны напряжения сложной духовной жизни. В пейзажах Эль Греко, изображающих обычно Толедо в грозу, во вспышках молнии, художник подчеркивает ничтожность человека перед силами природы, и в этом одно из резких отличий в восприятии природы человеком барокко и человеком Ренессанса.

В глубоко своеобразном и выразительном искусстве Эль Греко, рожденном в среде древнего вырождающегося кастильского дворянства и фанатичного монашества, содержится много мистики, экзальтированности, исступления, даже ложной патетики и изломанности, что позволяло и позволяет некоторым исследователям относить его к художникам маньеристического направления. Лучшее же, что есть в его искусстве, имело большое влияние на формирование живописи Испании в XVII веке.

Первая половина XVII века – время самых значительных успехов испанской живописи. В борьбе с насаждаемым при дворе В. Кардучо и другими художниками итальянизмом крепнут новые местные центры испанского искусства в Валенсии, представителем которого стал Ф. Рибальта; в Севилье – X. де Роэлас, Ф. Эррера Старший; в Толедо – X. Б. Майно. Стремление художников раскрыть духовную значимость реального мира, обращение к простой натуре, к обыденным предметам сближали испанских мастеров с Караваджо, но их произведения отличались чисто испанской суровостью и некоторой статичностью. Их работы подготовили почву для творчества X. Риберы и Франсиско де Сурбарана, которые самой конкретностью художественного языка утверждали правдивое восприятие жизни, повышенное внимание к натуре, к характеру человека, а монументализацией образов – величие обыденного.

Свое высшее выражение эти принципы нашли у самого, пожалуй, известного широкому кругу читателей, Диего Веласкеса. Ему были присущи зоркость и объективность вдумчивого психолога и живая непосредственность художественного видения, широкий охват явлений жизни во всей сложности ее изменчивых и противоречивых проявлений. Композиционная завершенность свободно написанных исторических и жанровых картин, портретов и пейзажей открывала новые пути развития испанской и мировой живописи.

Скульпторы Г. Фернандес, X. Мартинес Монтаньес, А. Кано, П. де Мена, обратившись к традициям народной полихромной пластики, создали яркие самобытные образы, полные драматичной жизненной экспрессии. Со второй половины XVII века в испанском искусстве получают дальнейшее развитие элементы стилизации и декоративности, тенденции мистицизма и тяготение к причудливой зрелищности. Однако отдельные художники, связанные с традициями искусства первой половины века, и, прежде всего, Б. Э. Мурильо, А. Пуга, А. Переда, противостояли своим творчеством упадку гуманистического начала. Этот упадок начал проявлять себя в произведениях К. Коэльо и других художников, представлявших изощренно виртуозное придворное искусство, и в исступленно фанатичных, пронизанных мистицизмом работах X. де Вальдес Леаля.

В Испании XVIII столетия, еще не расставшейся с феодализмом, всячески подавлялась национальная самобытность искусства. Ко двору привлекались в основном иностранные художники, и даже главой Академии искусств Сан‑Фернандо, учрежденной в Мадриде в 1774 году, был немецкий художник, апологет классицизма, Антон Рафаэль Менгс. Влияние Менгса, с одной стороны, и работавшего при мадридском дворе в 1767 – 1770 годах Дж. Тьеполо – с другой, было определяющим для испанских художников в этот период.

Период XVIII и XIX веков в целом характеризуется упадком испанского искусства, замкнутого в подражательном классицизме, а позднее в поверхностном костумбризме. Возврат к неоклассицизму ознаменовался появлением гениального художника Франсиско де Гойя – подлинного предвестника современной живописи.

Творчество Франсиско Гойи, жившего в 1746 – 1828 годах, особенно ярко выделяется на фоне творческого упадка испанского искусства. Оно явилось значительным этапом развития искусства рубежа XVIII и XIX веков, которое прочно слилось с освободительной борьбой испанского народа. Гойя впервые в мировом искусстве встал на путь бескомпромиссного обнажения уродливых сторон действительности во имя утверждения гуманистических основ бытия. Его остро сатирические офорты, беспощадно правдивые придворные портреты, глубоко трагичные исторические картины предвосхитили романтизм в искусстве.

Романтизм, развивавшийся в Испании с 30‑х годов XIX века, получил под влиянием неудач буржуазно‑демократического движения преимущественно созерцательно‑ретроспективную направленность, наложившую отпечаток и на все искусство второй половины XIX века.

Изобразительное искусство Испании конца XIX – начала XX века отмечено преодолением традиций салонного академизма и развитием импрессионизма, яркими представителями которого в это время стали: X. Соролья, Д. де Регойос и др. С начала XX века наряду с художниками модерна, Э. Англадой и X. М. Сертом, работают живописцы, стремящиеся к реалистическому изображению подлинной Испании, без привкуса дешевой экзотики: Р. Чичарро, В. и Р. Субиорре и другие. Однако и их произведения несут на себе печать известной театрализованности, особенно характерной для работ И. Сулоаги.

Образы героев освободительной борьбы создают лишь отдельные художники: скульптор А. Маринас, живописец А. Хисберт, тогда как главной темой господствующей в Испании исторической живописи стало прославление былого могущества страны, его идеализация.

В бытовом жанре и пейзаже, развившемся с 60‑х годов XIX века, наряду с внешне эффектными, но незначительными по содержанию картинами М. Фортуня появляются связанные с реальной жизнью работы X. Хименеса Аранды.

Произведения Хулио Гонсалеса (1876 – 1942) собраны в специальном музее Института современного искусства в Валенсии. Известность Каталонии принесли мастера, работавшие в стиле кубизма и конструктивизма, а слава Эусебио Семпере (1924 – 1985) из Аликанте, творца так называемых кинетических объектов, созданных из света и движения, давно перешагнула границы Испании.

Возрождение великой испанской традиции происходит в первой половине XX века. Новые пути в мировом искусстве, хотя и по следам парижской школы, проложили зачинатель и яркий представитель сюрреализма в живописи Сальвадор Дали (1904 – 1989), один из основоположников кубизма Хуан Грис (1887 – 1921), абстракционист Жоан Миро (1893 – 1983) и Пабло Пикассо (1881 – 1973), внесшие вклад в развитие нескольких направлений современного искусства. Импрессионисты совершили подлинный прорыв к современному искусству, они вывели искусство из условной атмосферы студий на свежий воздух. Представителями этого течения в Испании были также: Игнасио Пинасо (1849 – 1916) и Хоакин Соролья (1863 – 1923), оба родом из Валенсии, а также Рамон Гайя из Мурсии.

Художественный авангард прошлого века нашел своего всемирно известного гения в лице Пабло Руиса Пикассо, родом из Малаги. Сальвадор Дали и Жоан Миро стали ключевыми фигурами в развитии сюрреализма и абстракционизма в художественной среде этого направления изобразительного искусства.

В первые десятилетия XX века испанское искусство испытывает сильное влияние французского. Ряд каталонских скульпторов, например X. Клара и другие, подверглись воздействию творчества А. Майоля. Народные образы создает в духе кубизма Маноло, а в духе экспрессионизма – X. Солана, произведения которого подчеркнуто гротескны, но не лишены жизненной правды. В произведениях художников реалистического направления: скульпторов X. Антонио, В. Мачо, Э. Барраль, живописцев X. Лопес Мескита, М. Бенедито Вивес, Р. Касас, затрагивавших злободневные темы современности, отражалось напряжение общественной жизни 20 – 30‑х годов XX века.

В годы гражданской войны с франкистами ведущей областью искусства стала графика: плакат, карикатура, народный лубок. В условиях фашистского террора искусство становится средством утверждения творческой личности для многих художников, не желающих идти на службу диктатуре. Особенно ярко это проявилось после Второй мировой войны, когда наряду с подпольным искусством, главным образом графикой, представленной, например, рисунками А. Ибарролы и других, непосредственно участвующих в антифранкистском движении художников, получила широкое развитие главным образом пейзажная живопись в русле реализма и экспрессионизма. Художники Б. Паленсия, Г. Ортега Муньес, Ф. Сан Хосе, А. Дельгадо и другие воспевают величие и мощь природы родной страны, красоту ее людей. Их объединяет и стремление создать обобщенный, героизированный, пластически выразительный образ испанского патриота.

В последние десятилетия вклад Испании в мировое искусство внесли выдающиеся художники и скульпторы: Тапиес, Антонио Лопес, Барсело, Чильида, которые выразили себя в творениях, исполненных огромной авторской индивидуальности.


Испанская живопись XVII века, Живопись испанского Золотого века, эпохи барокко — эпоха наивысшего расцвета испанского изобразительного искусства.

Содержание

Характерные черты

Исследователь испанского искусства Татьяна Каптерева отмечает следующие характерные черты живописи данного периода:

  • преобладание остроты наблюдения натуры над художественным воображением
  • концентрация внимания на человеке, с исключением других пластов восприятия реальности (это вело к слабому развитию пейзажа и своеобразному, внесюжетному развитию бытового жанра).

Изображение человека при этом ограничивалось, по большей части, религиозной тематикой, и единственным светским жанром, который поощрялся, был портрет.

Важным фактором формирования испанского искусства была идеология. В этот период в Испании действовало огромное количество монашеских орденов, имевших большую материальную и духовную власть. Именно они выступали основными заказчиками произведений искусства. Кроме того, в 1-й пол. XVII века было слабо развито ремесло фрески, и замещать её при украшении храмов приходилось станковой живописью.

Период становления испанской живописи — это конец 16 - 1-я четверть 17-го века, когда активно развиваются местные школы (Севилья, Валенсия, проч.), а также на испанскую почву проникают и активно адаптируются приемы караваджизма.

Живописные школы

Школа Филиппа III

исп. La escuela de Felipe III — школа придворных живописцев, сложившаяся во время царствования Филиппа III.

  • Бартоломе Гонзалес (Bartolomé Gonzáles)
  • Доминго Каррион (Domingo Carrión)
  • Педро Антонио Видаль (Pedro Antonio Vidal)
  • Родриго Вильяндрандо (Rodrigo Villandrando)
  • Фелипе де Лианьо (Felipe de Liaño)
  • Херонимо де Кабрера (Jeronimo de Cabrera)
  • Фелипе Дириксен (Felipe Diricksen)

Кастильский тенебризм

исп. El tenebrismo castellano — течение караваджистского тенебризма, сложившееся в Кастилии.

  • Хуан Фернандес Наваррете (Juan Fernández Navarrete)

Эскориальский испанизм

исп. Hispanismo escurialense

    (Bartolomé Carducho)
  • Франсиско Лопес (Francisco López)
  • Хуан де Сото (Juan de Soto)

Мадридская школа 1-й пол. XVII века

    (Vicencio Carducho)
  • Фелис Кастело (Feliz Castelo)
  • Франсиско Фернандес (Francesco Fernández)
  • Педро де Обрегон (Pedro de Obregón)
  • Эухенио Кахес (Eugenio Caxes)
  • Антонио Ланчарес (Antonio Lanchares)
  • Диего Поло (Diego Polo)
  • Педро Вальпуеста (Pedro Valpuesta)
  • Луис Фернандес (Luis Fernández)
  • Анжело Нарди (Ángelo Nardi)
  • Хуан Баутиста Майно (Juan Bautista Maino)
  • Антонио Ариас Фернандес (Antonio Arias Fernández)
  • Хуан Монтеро де Рохас (Juan Montero de Rojas)

Валенсийская живопись

  • Франсиско Рибальта (Francisco Ribalta)
  • Хуан де Рибальта (Juan de Ribalta)
  • Школа Рибальты
  • Херонимо Хасинто Эспиноса (Jerónimo Jacinto Espinosa)
  • Эстебан Марч (Esteban March)
  • Мигель Марч (Miguel March)

Живопись в Мурсии

  • Матео Гиларте (Mateo Gilarte) (Nicolás de Villacís)
  • Хуан де Толедо (Juan de Toledo)

Толедский тенебризм

исп. El tenebrismo toledano — течение караваджистского тенебризма, сложившееся в Толедо.

  • Блас дель Прадо (Blas del Prado)
  • Луис Тристан (Luís Tristán)
  • Антонио Писарро (Antonio Pizarro)
  • Педро де Орренте (Pedro de Orrente)
  • Пабло Понтонс (Pablo Pontons)
  • Хуан Антонио Кончильос (Juan Antonio Conchillos)
  • Кристобаль Гарсия Сальмерон (Cristóbal García Salmerón)

Севильская школа

  • Франсиско Пачеко
  • Алонсо Васкес (Alonso Vázquez)
  • Антонио Моэдано (Antonio Mohedano)
  • Хуан де Роэлас (Juan de Roelas)
  • Хуан де Кастильо (Juan de Castillo)
  • Пабло Леготе (Pablo Legote)
  • Франсиско Эррера-Старший
  • Кристобаль Рамирес (Cristóbal Ramírez)

Вальядолидская школа

  • Педро Диас Минайя (Pedro Díaz Minaya)
  • Бартоломе де Карденас (Bartolomé de Cárdenas)
  • Франсиско Мартинес (Francisco Martínez)
  • Сантьяго Моран (Santiago Morán)
  • Диего Валентин Диас (Diego Valentín Diaz)
  • Фелипе Хиль де Мена (Felipe Gil de Mena; 1600-1674)
  • Фелипе-и-Мануэль Хиль де Мена (Felipe y Manuel Gil de Mena)
  • Диего Диес Ферререс (Diego Díez Ferreres)
  • Томас де Прадо (Tomás de Prado)
  • Агустин Бара (Agustín Bará)
  • Амаро Алонсо (Amaro Alonso)
  • Симон Пети (Simón Peti)

Арагонская живопись

  • Педро Нуньес (Pedro Nuñez)
  • Хусепе Мартинес (Jusepe Martínez)
  • Фрай Антонио Мартинес (fray Antonio Martínez)
  • Франсиско Вера Кабеза де Вака (Francisco Vera Cabeza de Vaca)
  • Бартоломе Висенте (Bartolomé Vicente)
  • Висенте Вердусан (Vicente Verdusán)
  • Франсиско Хименес (Francisco Jiménez)
  • Хуан Гальван (Juan Galván)
  • Франсиско де Артигас (Francisco de Artigas)

Каталанская и балеарская школа

  • Фрей Хоакин Хункоса (fray Joaquín Juncosa)
  • Луис Паскуаль Гаудин (Luis Pascual Gaudín)
  • Лос Коттос (Los Cottos)

Бодегонес и флорерос

исп. Bodegones y floreros – мастера испанской живописи, писавшие натюрморты из повседневной жизни (бодегон) и букеты (флореро).

    (Sánchez Cotán)
  • Фелипе Рамирес (Felipe Ramírez)
  • Алехандро Лоарте (Alejandro Loarte)
  • Хуан ван дер Хамен (Juan van der Hamen)
  • Блас де Ледесма (Blas de Ledesma)
  • Хуан де Арельяно (Juan de Arellano)
  • Бартоломе Перес (Bartolomé Perez)
  • Педро Кампробин (Pedro Camprobín)

Сурбаран и его школа

Веласкес и мадридская школа

Кордовская школа

  • Хуан Луис Замбрано (Juan Luiz Zambrano)
  • Хосе де Сарабиа (José de Sarabia)
  • Антонио дель Кастильо (Antonio del Castillo)
  • Себастьян Мартинес (Sebastián Martínez)
  • Фрей Хуан де Гусман (fray Juan de Guzmán)
  • Антонио Гарсия Рейносо (Antonio García Reynoso)
  • Эстебан Вела Кото (Esteban Vela Coto)

Гранадская школа

  • Педро Рахис (Pedro Raxis)
  • Хосе де Сиезар (José de Ciézar)
  • Бенито Родригес де Бланес (Benito Rodríguez de Blanes)
  • Хосе де Кастильо (José de Castillo)
  • Хуан Леандро де ла Фуенте (Juan Leandro de la Fuente)
  • Алонсо де Меса (Alonso de Mesa)
  • Хуан де Севилья (Juan de Sevilla)
  • Педро Атанасио де Боканегра (Pedro Atanacio de Bocanegra)
  • Педро де Мойя (Pedro de Moya)
  • Мигель Манрике (Miguel Manrique)
  • Хосе Рисуеньо (José Risueño)

Севильская школа

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Испанская живопись XVII века" в других словарях:

Искусство Испании — изобразительное искусство всемирно известных испанских художников. Мавританское наследие, в особенности в Андалусии, сегодня очевидно, в таких городах, как Кордоба, Севилья и Гранада. Содержание 1 Доисторическая Испания … Википедия

Культура Испании — Культура Испании одна из наиболее древних и самобытных европейских культур, сформировавшаяся под влиянием многочисленных факторов. Древнейшие культурные памятники Испании многочисленные пещерные росписи и наскальные рисунки в… … Википедия

Лионский музей изобразительных искусств — Координаты: 45°46′00.64″ с. ш. 4°50′01.06″ в. д. / 45.766846° с. ш. 4.83363° в. д. … Википедия

Испания — (Espana) официальное название Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… … Большая советская энциклопедия

Национальная картинная галерея Армении — Координаты: 40°10′43.5″ с. ш. 44°30′51″ в. д. / 40.17875° с. ш. 44.514167° в. д … Википедия

Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Эль Греко. Святая Троица (фрагмент)

Эль Греко. Святая Троица (фрагмент)

Луис Моралис. Святой Иероним в пустыне.

Луис Моралис. Святой Иероним в пустыне.

Живопись эпохи Испанского Возрождения уникальна своей страстностью, порой до экзальтированности. Мы не видим этого в таком количестве и в такой силе у фламандцев и итальянцев, технику которых испанцы активно использовали.

У испанских художников того времени было два основных заказчика. Первый — двор, второй — католическая церковь. Стоит ли говорить о том, как велика была роль церкви в становлении испанской живописи в эпоху Инквизиции! Однако уже тогда в традиционные религиозные сюжеты гармонично вплетается народная повседневность.

Но первым по-настоящему светским жанром в испанской живописи того времени становится портрет, а точнее - придворный портрет: изображение королевских особ и высшей аристократии. На становление портрета повлияли как национальные испанские вкусы, так и итальянский Ренессанс. Свой вклад внесло и Северное Возрождение, в особенности — нидерландская живописная школа.

Правителю, и приравнивалось личности изображенного. Так клятвы, совершенные перед портретом Короля, были равносильны обетам, совершенным в присутствии самого монарха. Вспомним древнюю, существующую поныне, традицию клятвы или присяги на Библии, и поймем, кем являлся Король для своих подданных.
Много лет на службе у испанских королей находились крупнейшие живописцы Европы — Тициан и Антонио Моро. Но с появлением в 60-е гг. XVI в. испанца-портретиста Алонсо Санчеса Коэльо, иноземцев больше не приглашали ко двору. Сейчас работы кисти Коэльо можно увидеть в Музее Прадо (Мадрид). Именно со времени Коэльо портретист, изображающий монарха и его свиту, получал официальное звание придворного художника, а также мастерскую во дворце, которую нередко удостаивал своим посещением сам Король.

Алонсо Санчес Коэльо. Портрет инфанты Каталины Микаэлы

Алонсо Санчес Коэльо. Портрет инфанты Каталины Микаэлы

Хуан Пантоха де ла Крус. Портрет Диего де Вильямайор

Хуан Пантоха де ла Крус. Портрет Диего де Вильямайор

Являясь потомственным художником, в молодости Эль Греко писал иконы в византийском стиле, после чего отправился в Венецию, где учился у самого Тициана и освоил технику масляной живописи. Затем он был приглашен для работы в Испанию королем Филиппом II. Грек не прижился при дворе, но остался творить в Испании. Картины на религиозные и мистические сюжеты мастер чередовал с созданием портретов, находясь под большим влиянием итальянского маньеризма. Особенностью картин Эль Греко принято считать сочетание фантастичности сюжета и реализма его трактовки. Однако колорит и цветовые решения зачастую не соответствуют тому, что мы можем видеть в природе и повседневной реальности. Это очень чувственное восприятие и передача, отражение эмоций и движений души. Пожалуй в этом и заключается уникальность всей живописи испанского Возрождения: в ней смешивается реализм с мистикой и религиозной экзальтацией.

Эль Греко. Раздирание одежд Христа.

Эль Греко. Раздирание одежд Христа.

Именно Эль Греко (заслуживающий отдельного разговора, и о котором подробнее мы поговорим позже) открыл Золотой век испанской живописи и подготовил почву для появления таких гениев как Сурбаран и Веласкес.

Франсиско де Сурбаран. Бегство в Египет.

Франсиско де Сурбаран. Бегство в Египет.

Диего Веласкес. Портрет Филиппа IV в доспехах.

Диего Веласкес. Портрет Филиппа IV в доспехах.

Младший современник Сурбарана и Веласкеса — глава севильской живописной школы Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682). Рано осиротев, юноша Мурильо приезжает в Мадрид, преисполненный желанием учиться живописи (1630-е гг.). Там Веласкес допускает своего земляка к изучению произведений, хранящихся во дворцах столицы (Тициан, Рубенс, Ван Дейк). Таким образом Мурильо создает свои первые копии на мировые шедевры. Техника Веласкеса оказала сильное влияние на молодого живописца. В 1645 г. Мурильо возвращается в родную Севилью и получает крупный заказ от францисканского монастыря.

В родном городе он задерживается надолго, работая над росписью севильских соборов и монастырей. А в 1660 г. художника назначают директором учрежденной в Севилье Академии художеств, где впервые было официально введено изучение нагого человеческого тела. Стоит ли говорить о том, какое сильное влияние оказал Мурильо на живописцев севильской школы!

Бартоломе Эстебан Мурильо. Иоанн Креститель с ягненком.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Иоанн Креститель с ягненком.

Читайте также: