Подражание корану пушкин краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Подражания Корану.
История создания – Цикл написан в 1824 году.

Тема стихотворения – Истинная вера и заблуждения человеческого разума, тема пророчества.

Композиция – Произведение состоит из 9 частей, объединённых между собой общим замыслом.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Все части цикла написаны различными стихотворными размерами с использованием различных рифмовок.

В пещере тайной, в день гоненья, Читал я сладостный Коран; Внезапно ангел утешенья, Влетев, принес мне талисман. Его таинственная сила Слова святыя начертила На нем безвестная рука.

— Каков же был замысел?

— Действительно, Исмагил Калямович, каждый здесь должен найти свое, сокровенное в этих удивительных стихах. Главное, что все это прошло через сердце поэта, который искал Истину. В небесах и на земле.

Справка

История создания

По окончании южной ссылки Александр Сергеевич ещё два года был вынужден провести в родном имении Михайловское, вдали от светской жизни столицы. Домашний арест, во время которого родной отец шпионил за ним и вскрывал почту, очень угнетал молодого поэта.

Однако безропотно находиться в заточении Пушкин не мог: его пытливый ум настойчиво требовал интеллектуальной пищи. Выходом из положения оказались задушевные беседы с соседской помещицей Осиповой Прасковьей Александровной. Будучи женщиной умной, образованной, но при этом очень религиозной, она часто спорила с Пушкиным на предмет веры.

В ссылке у Александра Сергеевича под рукой оказался томик Корана, переведённый с французского языка. Поэт увлёкся изучением священных текстов, которые натолкнули его на написание стихотворения на религиозную тему.

ВКоране.инфо — Коран для всех | Вся правда о Коране

Во имя Господа, Милостивого, Милосердного!

Наш сайт предназначен для тех, кто особо не разбирается в исламских терминах и названиях, но хочет найти достоверную информацию о Священном Писании мусульман.

На этом сайте вы НЕ найдете сложных религиозных решений, а также статей, в которых будут сравниваться религии — для этого есть другие сайты.

Что же такого особенного в Коране?

Священный Коран — эта самая читаемая книга на нашей планете, пять раз в день (минимум!) ее читают сотни миллионов, а то и более, мусульман по всему миру. И удивительно то, что чтение книги будет продолжаться на протяжении всей их жизни.

На сайте, вы сможете узнать много информации об этой книге, прочитать ее и послушать на арабском и русском.

Но главное — это не просто техническое прочтение и прослушивание этой книги, а размышление на ее смыслами, т.к. в Коране во многих местах указывается на важность разума и размышлений.

Произведение состоит из девяти отдельных стихотворений, каждое из которых перепевает какой-либо эпизод из жизни Магомета или главу Корана. Однако все части связаны между собой общим смыслом и мотивами.

Центральная тема – истинная вера и слепое следование религиозным догматам. Автор не ставит перед собой задачу критиковать ислам или иную религию, и с большим почтением относится к Корану. Он, примерив образ лирического героя, выступает сторонним наблюдателем и пытается провести анализ мотивов и поступков пророка, людей и Божьи замыслы.

Автор рисует образы обычных людей, которые вынуждены повиноваться религиозным законам, не понимая их смысла. Среди них и мусульманские девушки, которые с ранних лет должны скрывать свои лица под плотным покрывалом, и воины-мусульмане, вынужденные обнажать свой меч и идти на верную смерть с именем пророка на устах.

Может сложиться впечатление, что Александр Сергеевич считает себя атеистом, однако это не так. Он с большим почтением относится к верующим людям и принимает любую веру. Однако его возмущает тот факт, что религия далеко не для всех является способом духовного очищения.

Литературное направление, жанр

Цикл относится к философской лирике, так как это рассуждения о месте человека в мирозданье, о Боге. Стихотворения внутри цикла тоже можно разделить на три группы: духовные оды, то есть прославляющие Аллаха; назидательно-проповеднические и агиографические, то есть описывающие жизнь пророка Магомета.

Композиция

Цикл состоит из девяти небольших стихотворений, связанных между собой общей темой.

В первом стихотворении речь идёт о ниспослании Пророку Корана, милости и могуществе Аллаха.

Второе стихотворение посвящено жёнам Пророка Мухаммеда.

В третьей части описывается гордыня и наказание за неё.

Четвёртое стихотворение описывает наглость Пророка, решившего тягаться с Аллахом.

Пятая часть восхваляет всемогущего Бога-создателя.

Шестое стихотворение посвящено воинам, погибшим во имя веры.

В седьмой части описывается глава, в которой Аллах уберёг Магомета от врагов, скрыв его в пещере.

В восьмом стихотворении идёт речь о богоугодном подаянии.

Заканчивается цикл стихотворением о ропщущем на Господа путнике, который всё же получает божью милость.

Все стихи, за исключением седьмого и девятого стихотворений, написаны ямбом (1–6 части – четырёхстопным и восьмая часть – шестистопным). Седьмая часть цикла написана двустопным амфибрахием, а девятая – четырёхстопным амфибрахием.

Анализ этой части вызывает затруднения. В нем речь идет о чудесном спасении от гонений, однако пушкиноведы не совсем понимают, к какой истории из Корана это относится. Исследователь Томашенский, к примеру, утверждал, что аналогичного текста в Коране нет. Однако его коллеги указывают, что в Коране упоминания о погоне присутствуют, например:

Впрочем, преследование не­верными Магомета упоминается в Коране чрезвычайно бегло. Фомичев предположил, что Пушкин мог использовать жизнеописание Магомета из текста Корана, переведенного на французский язык, найденного в библиотеке Душкина. В этом издании довольно по­дробно рассказывается о том, как Магомет со своим напарником укрылся в пещере во время бегства из Мекки, и Аллах вырастил чудесным образом у входа в пещеру дерево. Заглянув в пещеру и увидев, что вход в нее затянут паутиной и что голубка отложила там яйца, преследователи решили, что туда уже давно никто не входил, и прошли мимо.

Тропы и образы

Стиль священной книги Пушкин передаёт с помощью старославянизмов, как и в тех случаях, когда он пишет на библейские темы: сень, жажда, глава, стезя, тварь

. Используются эпитеты высокого стиля:
благочестивый, велеречивый, нескромный, пустой, целомудренный

В некоторых частях Пушкин вообще не использует тропы, например, в третьей. От этого картина человеческих преступлений и Божьего суда особенно правдива и грозна. В пятой части, где описано творение Божье, наоборот, есть и великолепные сравнения (солнце светит, как масло в лампадном хрустале), и метафоры (верующие притекают ко свету, с очей падает туман). Богаты тропами восьмая и девятая части, которые как будто меньше связаны по смыслу с остальным циклом: это поучение и притча на общечеловеческие темы. Последнее стихотворение подводит итог всего цикла и перекликается с первым: не ропщи на те трудности, которые описаны вначале, и в конце получишь воздаяние.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Подражания Корану.

История создания – Цикл написан в 1824 году.

Тема стихотворения – Истинная вера и заблуждения человеческого разума, тема пророчества.

Композиция – Произведение состоит из 9 частей, объединённых между собой общим замыслом.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Все части цикла написаны различными стихотворными размерами с использованием различных рифмовок.

История создания

По окончании южной ссылки Александр Сергеевич ещё два года был вынужден провести в родном имении Михайловское, вдали от светской жизни столицы. Домашний арест, во время которого родной отец шпионил за ним и вскрывал почту, очень угнетал молодого поэта.

Однако безропотно находиться в заточении Пушкин не мог: его пытливый ум настойчиво требовал интеллектуальной пищи. Выходом из положения оказались задушевные беседы с соседской помещицей Осиповой Прасковьей Александровной. Будучи женщиной умной, образованной, но при этом очень религиозной, она часто спорила с Пушкиным на предмет веры.

В ссылке у Александра Сергеевича под рукой оказался томик Корана, переведённый с французского языка. Поэт увлёкся изучением священных текстов, которые натолкнули его на написание стихотворения на религиозную тему.

Произведение состоит из девяти отдельных стихотворений, каждое из которых перепевает какой-либо эпизод из жизни Магомета или главу Корана. Однако все части связаны между собой общим смыслом и мотивами.

Центральная тема – истинная вера и слепое следование религиозным догматам. Автор не ставит перед собой задачу критиковать ислам или иную религию, и с большим почтением относится к Корану. Он, примерив образ лирического героя, выступает сторонним наблюдателем и пытается провести анализ мотивов и поступков пророка, людей и Божьи замыслы.

Автор рисует образы обычных людей, которые вынуждены повиноваться религиозным законам, не понимая их смысла. Среди них и мусульманские девушки, которые с ранних лет должны скрывать свои лица под плотным покрывалом, и воины-мусульмане, вынужденные обнажать свой меч и идти на верную смерть с именем пророка на устах.

Может сложиться впечатление, что Александр Сергеевич считает себя атеистом, однако это не так. Он с большим почтением относится к верующим людям и принимает любую веру. Однако его возмущает тот факт, что религия далеко не для всех является способом духовного очищения.

Композиция

Цикл состоит из девяти небольших стихотворений, связанных между собой общей темой.

В первом стихотворении речь идёт о ниспослании Пророку Корана, милости и могуществе Аллаха.

Второе стихотворение посвящено жёнам Пророка Мухаммеда.

В третьей части описывается гордыня и наказание за неё.

Четвёртое стихотворение описывает наглость Пророка, решившего тягаться с Аллахом.

Пятая часть восхваляет всемогущего Бога-создателя.

Шестое стихотворение посвящено воинам, погибшим во имя веры.

В седьмой части описывается глава, в которой Аллах уберёг Магомета от врагов, скрыв его в пещере.

В восьмом стихотворении идёт речь о богоугодном подаянии.

Заканчивается цикл стихотворением о ропщущем на Господа путнике, который всё же получает божью милость.

Все стихи, за исключением седьмого и девятого стихотворений, написаны ямбом (1–6 части – четырёхстопным и восьмая часть – шестистопным). Седьмая часть цикла написана двустопным амфибрахием, а девятая – четырёхстопным амфибрахием.

Произведение написано в жанре оды. На жанр оды указывает прежде всего такой признак, как возвышенный предмет поэзии – пророчество. Стихотворения объединяет тема величия всесильного Пророка и его Корана, символа власти правды, чистоты и добра.

Средства выразительности

Данный поэтический цикл включает в себя девять отдельных стихов. Каждое стихотворение – это либо перепев определённой суры (главы) Корана, либо эпизод из жизни Магомета. Все стихи связаны общими мотивами и темами. Краткое содержание каждого из девяти стихов:

Осман Х. Бей. Исламский богослов с Кораном. 1902

История создания

После завершения южной ссылки, Пушкин на протяжении двух лет обязан был находиться в родном имении Михайловское, вдалеке от шумной столицы. Домашнее заточение, во время которого за поэтом шпионил родной отец, вскрывая всю его почту, невероятно тяготило поэта.

Постоянно быть в заключении Пушкин не мог: его пытливый ум требовал интеллектуальной пищи. Выход из удручающего положения был найден: Пушкин стал вести длинные задушевные разговоры с умной и образованной соседкой по имению – помещицей Прасковьей Осиповой. Прасковья Александровна была женщиной религиозной, поэтому частенько затевала с поэтом жаркие споры на предмет веры.

Жанр, направление, размер

Стихотворный цикл написан в жанре философской лирики. Все стихи, за исключением седьмого и девятого, написаны шестистопным ямбом. Седьмой стих написан двухстопным амфибрахием, а девятый стих – четырёхстопным амфибрахием. Рифма представлена мужская/женская. Рифмовка отличается разнообразием: есть парная, кольцевая, перекрёстная. Строчки седьмого стиха не имеют рифмы: у читателей возникает впечатление, будто бы это настоящая молитва, взятая из Корана.

Композиция

С композиционной точки зрения, поэтический цикл включает в себя девять небольших стихов, объединённых между собой общей тематикой:

  • Стих № 1 – повествует о ниспослании Пророку Корана, могуществе Аллаха.
  • Стих № 2 – повествует о жене Пророка Мухаммеда.
  • Стих № 3 – посвящён описанию гордыни, наказанию за неё.
  • Стих № 4 – описывает наглость Пророка, решившего соревноваться с Аллахом.
  • Стих № 5 – восхваляет всемогущество Бога – создателя.
  • Стих № 6 – повествует о воинах, принявших героическую смерть во имя веры.
  • Стих № 7 – описание главы Корана, в которой Аллах уберёг Магомета от врагов, спрятав его в недрах пещеры.
  • Стих № 8 повествует об угодном Богу подаянии.
  • Стих № 9 повествует о пустынном путнике, который ропщет на Творца и получает урок от Бога.

Образы и символы

Рассмотрим несколько смысловых образов, свойственных всем стихам данного цикла:

  • образ лирического героя – герой каждого стихотворения является романтиком, неистово верящим в собственную правоту и непогрешимость Творца. Герой выступает в роли стороннего наблюдателя: он анализирует мотивы и деяния Пророка, а также людей и замыслы Бога;
  • образы обычных людей – Пушкин описывает образы обычных людей, вынужденных повиноваться законам религии, но, при этом, не понимающих их смысла. Среди обычных людей встречаются практически все категории: и юные мусульманки, и отважные воины, и повелители;
  • образ наблюдателя – при чтении цикла возникает чёткое ощущение, что над всеми стихами стоит образ некоего Наблюдателя. Этот таинственный Наблюдатель оказывается гораздо выше лирического героя в каждом отдельно взятом стихе. Он, подобно Богу Магомету, диктует герою своё критическое отношение.

Темы и настроение

Сквозная тема, проходящая сквозь все девять стихов поэтического цикла – тема истинной веры и слепого послушания догматическим требованиям религии. Пушкин не ставил перед собой конкретной задачи раскритиковать исламскую религию или иную другую: он с большим уважением отнёсся к тексту Корана. Поэт пытается, находясь в образе лирического героя, наблюдать и анализировать мотивы и деяния Пророка.

Основная идея

Цикл стихов доносит до читателей одну из ключевых идей: пока истинно верующие люди неистово соблюдают все религиозные доктрины, находятся другие люди, которые грамотно используют верующих в своих личных корыстных целях.

Средства выразительности

Особого внимания заслуживают средства выразительности, использованные Пушкиным при создании данного поэтического цикла:

История создания

Стихотворение было написано в 1824 году. В это время Пушкин находился в имении в Михайловском. Два года назад он вернулся из южной ссылки. Ему было тяжело находиться под домашним арестом, вдалеке от светской жизни Москвы. Отец шпионил за Александром Сергеевичем, читал его письма — все это угнетало поэта.

Пушкин в Михайловском

Пушкин не мог долго находиться в заточении, поэтому он подружился с соседкой-помещицей Осиповой Прасковьей Александровной. Вместе они часто спорили на тему веры.

Помещица была умной и образованной, но очень религиозной. Пушкин же отличался смелыми взглядами, и он находился в сложных отношениях с богом.

Как-то раз поэту попался в руки томик Корана. Его настолько увлекло чтение священной книги, что он решил написать стих на религиозную тему. Новый текст был посвящен Осиповой. Эта работа стала одной из самых неоднозначных в творчестве Пушкина.

Краткое содержание

В первой главе бог разговаривает с лирическим героем и требует от него послушания. Следом он описывает все то, что сделал — напоил водой в пустыне, скрыл от погони, наделил даром убеждать и т. д. Во втором напутствия даются женщинами. Они должны быть скромными и им нужно покрывать голову платком. Никто нечестивый не должен видеть их лица. Мужчинам же напоминают о необходимости проявлять скромность и не вести пустых разговоров.

День страшного суда

В третьем стихе рассказывается о дне страшного суда, где кара настигнет всех тех, кто вел себя нечестиво. Остальным же верующим нужно читать Коран и следовать тому, что в нем написано.

В четвертом стихе лирический герой признает, что именно Творец дает жизнь, смерть и от него зависит существование мира. Именно бог установил времена года, сутки, месяца и он поддерживает этот порядок. Без него все придет в хаос.

В пятом стихе герой продолжает беседовать с Творцом. Помимо создания небосвода, небесных светил и других предметов окружающего мира, бог управляет ветрами и дождями. Именно он подарил людям Коран.

В шестом стихе лирический герой рассказывает о доблестных бойцах, которые смогли одержать победу и получить награду. Погибших же ждет рай. В седьмом стихе рассказывается о необходимости молиться. В восьмом тексте герой узнает, что если подаянье нищему подано со злостью и завистью, человека не ждет ничего хорошего. Его дары не будут учитываться.

Художественные приемы

  1. Могущество Аллаха, ниспослание Корана.
  2. Посвящение женщинам.
  3. Последствия гордыни.
  4. Наказание пророка за наглость.
  5. Восхваление Творца.
  6. О воинах, которые погибли во имя веры.
  7. Помощь Творца в спасении Магомета.
  8. Правильное подаяние.
  9. История путника, который роптал на Творца.

Поэт не ставил перед собой задачу критиковать ислам. Он пытается подражать Корану, но не стремится заменить священные тексты. Пушкин призывает не следовать слепо вере, а уметь самостоятельно искать ответы на вопросы. Некоторые люди не придают религии большого значения и используют ее только для манипулирования.

При написании стихотворения автор использовал следующие средства выразительности:

    — поэт описывает звезду утренней, битву правой, воды пустынными;
  • метафоры — Пушкин представляет гоненья зоркими, успокоение сенью;
  • олицетворение — автор пишет, что гром может грянуть, а кладезь иссякнуть.

Стихотворение наполнено старыми славянскими словами — зеницы, роптал, алкал и другими. Все это помогает передать особую атмосферу текста.

Интересно, что Пушкин не принимает ничью сторону — верных или неверных. Он всего лишь наблюдатель и читатель сам решает, кто ему ближе.

Читайте также: