Подражание корану пушкин краткое содержание
Обновлено: 08.07.2024
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Подражания Корану.
История создания – Цикл написан в 1824 году.
Тема стихотворения – Истинная вера и заблуждения человеческого разума, тема пророчества.
Композиция – Произведение состоит из 9 частей, объединённых между собой общим замыслом.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Все части цикла написаны различными стихотворными размерами с использованием различных рифмовок.
В пещере тайной, в день гоненья, Читал я сладостный Коран; Внезапно ангел утешенья, Влетев, принес мне талисман. Его таинственная сила Слова святыя начертила На нем безвестная рука.
— Каков же был замысел?
— Действительно, Исмагил Калямович, каждый здесь должен найти свое, сокровенное в этих удивительных стихах. Главное, что все это прошло через сердце поэта, который искал Истину. В небесах и на земле.
Справка
История создания
По окончании южной ссылки Александр Сергеевич ещё два года был вынужден провести в родном имении Михайловское, вдали от светской жизни столицы. Домашний арест, во время которого родной отец шпионил за ним и вскрывал почту, очень угнетал молодого поэта.
Однако безропотно находиться в заточении Пушкин не мог: его пытливый ум настойчиво требовал интеллектуальной пищи. Выходом из положения оказались задушевные беседы с соседской помещицей Осиповой Прасковьей Александровной. Будучи женщиной умной, образованной, но при этом очень религиозной, она часто спорила с Пушкиным на предмет веры.
В ссылке у Александра Сергеевича под рукой оказался томик Корана, переведённый с французского языка. Поэт увлёкся изучением священных текстов, которые натолкнули его на написание стихотворения на религиозную тему.
ВКоране.инфо — Коран для всех | Вся правда о Коране
Во имя Господа, Милостивого, Милосердного!
Наш сайт предназначен для тех, кто особо не разбирается в исламских терминах и названиях, но хочет найти достоверную информацию о Священном Писании мусульман.
На этом сайте вы НЕ найдете сложных религиозных решений, а также статей, в которых будут сравниваться религии — для этого есть другие сайты.
Что же такого особенного в Коране?
Священный Коран — эта самая читаемая книга на нашей планете, пять раз в день (минимум!) ее читают сотни миллионов, а то и более, мусульман по всему миру. И удивительно то, что чтение книги будет продолжаться на протяжении всей их жизни.
На сайте, вы сможете узнать много информации об этой книге, прочитать ее и послушать на арабском и русском.
Но главное — это не просто техническое прочтение и прослушивание этой книги, а размышление на ее смыслами, т.к. в Коране во многих местах указывается на важность разума и размышлений.
Произведение состоит из девяти отдельных стихотворений, каждое из которых перепевает какой-либо эпизод из жизни Магомета или главу Корана. Однако все части связаны между собой общим смыслом и мотивами.
Центральная тема – истинная вера и слепое следование религиозным догматам. Автор не ставит перед собой задачу критиковать ислам или иную религию, и с большим почтением относится к Корану. Он, примерив образ лирического героя, выступает сторонним наблюдателем и пытается провести анализ мотивов и поступков пророка, людей и Божьи замыслы.
Автор рисует образы обычных людей, которые вынуждены повиноваться религиозным законам, не понимая их смысла. Среди них и мусульманские девушки, которые с ранних лет должны скрывать свои лица под плотным покрывалом, и воины-мусульмане, вынужденные обнажать свой меч и идти на верную смерть с именем пророка на устах.
Может сложиться впечатление, что Александр Сергеевич считает себя атеистом, однако это не так. Он с большим почтением относится к верующим людям и принимает любую веру. Однако его возмущает тот факт, что религия далеко не для всех является способом духовного очищения.
Литературное направление, жанр
Цикл относится к философской лирике, так как это рассуждения о месте человека в мирозданье, о Боге. Стихотворения внутри цикла тоже можно разделить на три группы: духовные оды, то есть прославляющие Аллаха; назидательно-проповеднические и агиографические, то есть описывающие жизнь пророка Магомета.
Композиция
Цикл состоит из девяти небольших стихотворений, связанных между собой общей темой.
В первом стихотворении речь идёт о ниспослании Пророку Корана, милости и могуществе Аллаха.
Второе стихотворение посвящено жёнам Пророка Мухаммеда.
В третьей части описывается гордыня и наказание за неё.
Четвёртое стихотворение описывает наглость Пророка, решившего тягаться с Аллахом.
Пятая часть восхваляет всемогущего Бога-создателя.
Шестое стихотворение посвящено воинам, погибшим во имя веры.
В седьмой части описывается глава, в которой Аллах уберёг Магомета от врагов, скрыв его в пещере.
В восьмом стихотворении идёт речь о богоугодном подаянии.
Заканчивается цикл стихотворением о ропщущем на Господа путнике, который всё же получает божью милость.
Все стихи, за исключением седьмого и девятого стихотворений, написаны ямбом (1–6 части – четырёхстопным и восьмая часть – шестистопным). Седьмая часть цикла написана двустопным амфибрахием, а девятая – четырёхстопным амфибрахием.
Анализ этой части вызывает затруднения. В нем речь идет о чудесном спасении от гонений, однако пушкиноведы не совсем понимают, к какой истории из Корана это относится. Исследователь Томашенский, к примеру, утверждал, что аналогичного текста в Коране нет. Однако его коллеги указывают, что в Коране упоминания о погоне присутствуют, например:
Впрочем, преследование неверными Магомета упоминается в Коране чрезвычайно бегло. Фомичев предположил, что Пушкин мог использовать жизнеописание Магомета из текста Корана, переведенного на французский язык, найденного в библиотеке Душкина. В этом издании довольно подробно рассказывается о том, как Магомет со своим напарником укрылся в пещере во время бегства из Мекки, и Аллах вырастил чудесным образом у входа в пещеру дерево. Заглянув в пещеру и увидев, что вход в нее затянут паутиной и что голубка отложила там яйца, преследователи решили, что туда уже давно никто не входил, и прошли мимо.
Тропы и образы
Стиль священной книги Пушкин передаёт с помощью старославянизмов, как и в тех случаях, когда он пишет на библейские темы: сень, жажда, глава, стезя, тварь
. Используются эпитеты высокого стиля:
благочестивый, велеречивый, нескромный, пустой, целомудренный
…
В некоторых частях Пушкин вообще не использует тропы, например, в третьей. От этого картина человеческих преступлений и Божьего суда особенно правдива и грозна. В пятой части, где описано творение Божье, наоборот, есть и великолепные сравнения (солнце светит, как масло в лампадном хрустале), и метафоры (верующие притекают ко свету, с очей падает туман). Богаты тропами восьмая и девятая части, которые как будто меньше связаны по смыслу с остальным циклом: это поучение и притча на общечеловеческие темы. Последнее стихотворение подводит итог всего цикла и перекликается с первым: не ропщи на те трудности, которые описаны вначале, и в конце получишь воздаяние.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Подражания Корану.
История создания – Цикл написан в 1824 году.
Тема стихотворения – Истинная вера и заблуждения человеческого разума, тема пророчества.
Композиция – Произведение состоит из 9 частей, объединённых между собой общим замыслом.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Все части цикла написаны различными стихотворными размерами с использованием различных рифмовок.
История создания
По окончании южной ссылки Александр Сергеевич ещё два года был вынужден провести в родном имении Михайловское, вдали от светской жизни столицы. Домашний арест, во время которого родной отец шпионил за ним и вскрывал почту, очень угнетал молодого поэта.
Однако безропотно находиться в заточении Пушкин не мог: его пытливый ум настойчиво требовал интеллектуальной пищи. Выходом из положения оказались задушевные беседы с соседской помещицей Осиповой Прасковьей Александровной. Будучи женщиной умной, образованной, но при этом очень религиозной, она часто спорила с Пушкиным на предмет веры.
В ссылке у Александра Сергеевича под рукой оказался томик Корана, переведённый с французского языка. Поэт увлёкся изучением священных текстов, которые натолкнули его на написание стихотворения на религиозную тему.
Произведение состоит из девяти отдельных стихотворений, каждое из которых перепевает какой-либо эпизод из жизни Магомета или главу Корана. Однако все части связаны между собой общим смыслом и мотивами.
Центральная тема – истинная вера и слепое следование религиозным догматам. Автор не ставит перед собой задачу критиковать ислам или иную религию, и с большим почтением относится к Корану. Он, примерив образ лирического героя, выступает сторонним наблюдателем и пытается провести анализ мотивов и поступков пророка, людей и Божьи замыслы.
Автор рисует образы обычных людей, которые вынуждены повиноваться религиозным законам, не понимая их смысла. Среди них и мусульманские девушки, которые с ранних лет должны скрывать свои лица под плотным покрывалом, и воины-мусульмане, вынужденные обнажать свой меч и идти на верную смерть с именем пророка на устах.
Может сложиться впечатление, что Александр Сергеевич считает себя атеистом, однако это не так. Он с большим почтением относится к верующим людям и принимает любую веру. Однако его возмущает тот факт, что религия далеко не для всех является способом духовного очищения.
Композиция
Цикл состоит из девяти небольших стихотворений, связанных между собой общей темой.
В первом стихотворении речь идёт о ниспослании Пророку Корана, милости и могуществе Аллаха.
Второе стихотворение посвящено жёнам Пророка Мухаммеда.
В третьей части описывается гордыня и наказание за неё.
Четвёртое стихотворение описывает наглость Пророка, решившего тягаться с Аллахом.
Пятая часть восхваляет всемогущего Бога-создателя.
Шестое стихотворение посвящено воинам, погибшим во имя веры.
В седьмой части описывается глава, в которой Аллах уберёг Магомета от врагов, скрыв его в пещере.
В восьмом стихотворении идёт речь о богоугодном подаянии.
Заканчивается цикл стихотворением о ропщущем на Господа путнике, который всё же получает божью милость.
Все стихи, за исключением седьмого и девятого стихотворений, написаны ямбом (1–6 части – четырёхстопным и восьмая часть – шестистопным). Седьмая часть цикла написана двустопным амфибрахием, а девятая – четырёхстопным амфибрахием.
Произведение написано в жанре оды. На жанр оды указывает прежде всего такой признак, как возвышенный предмет поэзии – пророчество. Стихотворения объединяет тема величия всесильного Пророка и его Корана, символа власти правды, чистоты и добра.
Средства выразительности
Данный поэтический цикл включает в себя девять отдельных стихов. Каждое стихотворение – это либо перепев определённой суры (главы) Корана, либо эпизод из жизни Магомета. Все стихи связаны общими мотивами и темами. Краткое содержание каждого из девяти стихов:
Осман Х. Бей. Исламский богослов с Кораном. 1902
История создания
После завершения южной ссылки, Пушкин на протяжении двух лет обязан был находиться в родном имении Михайловское, вдалеке от шумной столицы. Домашнее заточение, во время которого за поэтом шпионил родной отец, вскрывая всю его почту, невероятно тяготило поэта.
Постоянно быть в заключении Пушкин не мог: его пытливый ум требовал интеллектуальной пищи. Выход из удручающего положения был найден: Пушкин стал вести длинные задушевные разговоры с умной и образованной соседкой по имению – помещицей Прасковьей Осиповой. Прасковья Александровна была женщиной религиозной, поэтому частенько затевала с поэтом жаркие споры на предмет веры.
Жанр, направление, размер
Стихотворный цикл написан в жанре философской лирики. Все стихи, за исключением седьмого и девятого, написаны шестистопным ямбом. Седьмой стих написан двухстопным амфибрахием, а девятый стих – четырёхстопным амфибрахием. Рифма представлена мужская/женская. Рифмовка отличается разнообразием: есть парная, кольцевая, перекрёстная. Строчки седьмого стиха не имеют рифмы: у читателей возникает впечатление, будто бы это настоящая молитва, взятая из Корана.
Композиция
С композиционной точки зрения, поэтический цикл включает в себя девять небольших стихов, объединённых между собой общей тематикой:
- Стих № 1 – повествует о ниспослании Пророку Корана, могуществе Аллаха.
- Стих № 2 – повествует о жене Пророка Мухаммеда.
- Стих № 3 – посвящён описанию гордыни, наказанию за неё.
- Стих № 4 – описывает наглость Пророка, решившего соревноваться с Аллахом.
- Стих № 5 – восхваляет всемогущество Бога – создателя.
- Стих № 6 – повествует о воинах, принявших героическую смерть во имя веры.
- Стих № 7 – описание главы Корана, в которой Аллах уберёг Магомета от врагов, спрятав его в недрах пещеры.
- Стих № 8 повествует об угодном Богу подаянии.
- Стих № 9 повествует о пустынном путнике, который ропщет на Творца и получает урок от Бога.
Образы и символы
Рассмотрим несколько смысловых образов, свойственных всем стихам данного цикла:
- образ лирического героя – герой каждого стихотворения является романтиком, неистово верящим в собственную правоту и непогрешимость Творца. Герой выступает в роли стороннего наблюдателя: он анализирует мотивы и деяния Пророка, а также людей и замыслы Бога;
- образы обычных людей – Пушкин описывает образы обычных людей, вынужденных повиноваться законам религии, но, при этом, не понимающих их смысла. Среди обычных людей встречаются практически все категории: и юные мусульманки, и отважные воины, и повелители;
- образ наблюдателя – при чтении цикла возникает чёткое ощущение, что над всеми стихами стоит образ некоего Наблюдателя. Этот таинственный Наблюдатель оказывается гораздо выше лирического героя в каждом отдельно взятом стихе. Он, подобно Богу Магомету, диктует герою своё критическое отношение.
Темы и настроение
Сквозная тема, проходящая сквозь все девять стихов поэтического цикла – тема истинной веры и слепого послушания догматическим требованиям религии. Пушкин не ставил перед собой конкретной задачи раскритиковать исламскую религию или иную другую: он с большим уважением отнёсся к тексту Корана. Поэт пытается, находясь в образе лирического героя, наблюдать и анализировать мотивы и деяния Пророка.
Основная идея
Цикл стихов доносит до читателей одну из ключевых идей: пока истинно верующие люди неистово соблюдают все религиозные доктрины, находятся другие люди, которые грамотно используют верующих в своих личных корыстных целях.
Средства выразительности
Особого внимания заслуживают средства выразительности, использованные Пушкиным при создании данного поэтического цикла:
История создания
Стихотворение было написано в 1824 году. В это время Пушкин находился в имении в Михайловском. Два года назад он вернулся из южной ссылки. Ему было тяжело находиться под домашним арестом, вдалеке от светской жизни Москвы. Отец шпионил за Александром Сергеевичем, читал его письма — все это угнетало поэта.
Пушкин не мог долго находиться в заточении, поэтому он подружился с соседкой-помещицей Осиповой Прасковьей Александровной. Вместе они часто спорили на тему веры.
Помещица была умной и образованной, но очень религиозной. Пушкин же отличался смелыми взглядами, и он находился в сложных отношениях с богом.
Как-то раз поэту попался в руки томик Корана. Его настолько увлекло чтение священной книги, что он решил написать стих на религиозную тему. Новый текст был посвящен Осиповой. Эта работа стала одной из самых неоднозначных в творчестве Пушкина.
Краткое содержание
В первой главе бог разговаривает с лирическим героем и требует от него послушания. Следом он описывает все то, что сделал — напоил водой в пустыне, скрыл от погони, наделил даром убеждать и т. д. Во втором напутствия даются женщинами. Они должны быть скромными и им нужно покрывать голову платком. Никто нечестивый не должен видеть их лица. Мужчинам же напоминают о необходимости проявлять скромность и не вести пустых разговоров.
В третьем стихе рассказывается о дне страшного суда, где кара настигнет всех тех, кто вел себя нечестиво. Остальным же верующим нужно читать Коран и следовать тому, что в нем написано.
В четвертом стихе лирический герой признает, что именно Творец дает жизнь, смерть и от него зависит существование мира. Именно бог установил времена года, сутки, месяца и он поддерживает этот порядок. Без него все придет в хаос.
В пятом стихе герой продолжает беседовать с Творцом. Помимо создания небосвода, небесных светил и других предметов окружающего мира, бог управляет ветрами и дождями. Именно он подарил людям Коран.
В шестом стихе лирический герой рассказывает о доблестных бойцах, которые смогли одержать победу и получить награду. Погибших же ждет рай. В седьмом стихе рассказывается о необходимости молиться. В восьмом тексте герой узнает, что если подаянье нищему подано со злостью и завистью, человека не ждет ничего хорошего. Его дары не будут учитываться.
Художественные приемы
- Могущество Аллаха, ниспослание Корана.
- Посвящение женщинам.
- Последствия гордыни.
- Наказание пророка за наглость.
- Восхваление Творца.
- О воинах, которые погибли во имя веры.
- Помощь Творца в спасении Магомета.
- Правильное подаяние.
- История путника, который роптал на Творца.
Поэт не ставил перед собой задачу критиковать ислам. Он пытается подражать Корану, но не стремится заменить священные тексты. Пушкин призывает не следовать слепо вере, а уметь самостоятельно искать ответы на вопросы. Некоторые люди не придают религии большого значения и используют ее только для манипулирования.
При написании стихотворения автор использовал следующие средства выразительности:
-
— поэт описывает звезду утренней, битву правой, воды пустынными;
- метафоры — Пушкин представляет гоненья зоркими, успокоение сенью;
- олицетворение — автор пишет, что гром может грянуть, а кладезь иссякнуть.
Стихотворение наполнено старыми славянскими словами — зеницы, роптал, алкал и другими. Все это помогает передать особую атмосферу текста.
Интересно, что Пушкин не принимает ничью сторону — верных или неверных. Он всего лишь наблюдатель и читатель сам решает, кто ему ближе.
Читайте также: