Положение об учебных мастерских общеобразовательной школы новое для рб

Обновлено: 05.07.2024

1.3. Количество мастерских, их разновидность и площади в школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов).

2. Организация работы учебных комбинированных мастерских.

2.1. Учебные комбинированные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для образовательных организаций, утверждаемыми Министерством образования Российской Федерации. Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения комиссии по приемке мастерских МБОУ Студеновская СОШ, что оформляется соответствующими актами.

2.2. В учебных комбинированных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с образовательными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка в учебных комбинированных мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

2.3. Рабочее место учащегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сидением. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в учебных комбинированных мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V-IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: (25 и более человек в классе).

2.4. Рабочее место учителя в учебных комбинированных мастерских располагается на возвышении - подиуме размером (примерно) 3600Х2000Х200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип. II), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42В.

2.5. В учебных комбинированных мастерских должны строго соблюдаться требования Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства образования Российской Федерации и Правил по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных комбинированных мастерских. В соответствии с требованиями данных Правил производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в учебных комбинированных мастерских маркируются по напряжению.

2.6. В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования учебных комбинированных мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель. Около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.

2.7. Помещения учебных комбинированных мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе - по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В учебных комбинированных мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

2.8. Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых, утвержденными директором и согласованными с уполномоченным трудового коллектива. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

2.9. Все работы в учебных комбинированных мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, передник, косынка). Коллективное пользование спецодеждой при этом не допускается.

К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.

2.10. Заключение о пригодности учебных комбинированных мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом приема готовности школы к новому учебному году.

2.11. Организация и режим занятий, условий внешней среды в учебных комбинированных мастерских определяются с учетом Гигиенических требований условий обучения в образовательных организациях.

2.12. Администрация школы принимает меры по модернизации учебных комбинированных мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

3. Обязанности учителей, выполняющих функции мастера учебных комбинированных мастерских

3.1. Приказом по школе на учителя (учителей) технологии возлагается выполнение обязанностей мастера учебных комбинированных мастерских.

3.2.Учитель технологии, выполняющий обязанности мастера учебных комбинированных мастерских: выполняет работу по обеспечению мастерских оборудованием, инструментами, материалами:

- планирует работу учебных комбинированных мастерских; совместно с педагогическим работником школы, осуществляющим организацию общественно полезного, производительного труда учащихся, планирует изготовление изделий на учебный год;

- организует наладку и ремонт техники, оборудования, инструментов, приспособлений;

- следит за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния изоляции электропроводки;

- отвечает за безопасное состояние оборудования и санитарно-гигиеническое состояние учебных комбинированных мастерских;

- принимает на ответственное хранение имущественно-материальные ценности мастерских, ведет в установленном порядке учет.

3.3.Учителя технологии, руководители кружков и факультативов, производительного труда, работающие в учебных комбинированных мастерских осуществляют подготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);

- обеспечивают занятия заготовками, технической документацией;
проводят инструктаж учащихся по технике безопасности по каждому виду проводимых работ с регистрацией в классном журнале;

- несут ответственность за выполнение учащимися правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в учебных комбинированных мастерских.

3.4. Мастер учебной мастерской обязан принимать меры направленные на обеспечение мастерской необходимым оборудованием и приборами, содержать мастерскую в соответствиями с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемым к школьным мастерским, следить за чистотой мастерских, проводить генеральную уборку мастерских один раз в четверть силами учащихся;

- обеспечивать мастерские различной учебно-методической документацией, каталогами, справочниками, инструкциями по своей инициативе;

- обеспечивать наличие системы проветривания;

- составлять перспективный план развития учебных комбинированных мастерских на три года и план развития и работы мастерских на текущий учебный год, вести контроль за выполнением данных планов;

- обеспечивать надлежащий уход на имуществом учебных комбинированных мастерских и своевременное списание в установленном порядке пришедшего в негодность оборудования;

- вести инвентарную книгу учебных комбинированных мастерских;

- проводить работу по созданию банка творческих работ учителя, учащихся;

3.5. Мастер учебных комбинированных мастерских имеет право ставить перед администрацией школы вопросы по улучшению работы мастерских, выходить с ходатайством перед администрацией о поощрении или наказании отдельных учащихся.


    1. По результатам осмотров составляются аналитические справки, на основе которых издается приказ директора МБОУ Студеновская СОШ об установлении доплаты за выполнение обязанностей и функций мастера учебных комбинированных мастерских, размер которой определяется Положением об оплате труда МБОУ Студеновская СОШ.

    3.9. Использование учебных комбинированных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.

    4. Требования к отдельным видам учебных комбинированных мастерских


    1. В мастерской для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов рабочее место индивидуального пользования, как правило, представляет собой стол ученический для кабинетов труда (ГОСТ 22046-76). Стол оснащается съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов № 1 и № 2, а также трафареты разметочные и простые карандаши. Высота столов подбирается (примерно) следующая: 50 % столов ростовой группы "Б" (600 мм) и 50 % столов группы "В" (660 мм).

    2. Для выполнения отдельных видов работ, предусмотренных программой, а также для различных занятий во внеурочное время в мастерской оборудуются 6-8 рабочих мест коллективного пользования (покрытие столов пластиковое или линолеумное). Высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовой группе "Г" (720 мм), так как работа за ними производится в основном стоя. На рабочих местах коллективного пользования устанавливаются тиски с шириной губок 40 мм, оборудование для переплетных работ и работ по древесине, для резания тонкого листового материала и пробивания в нем отверстий, приборы для выжигания. Рабочие места, предназначенные для работ по выжиганию, оборудуются электропитанием напряжением до 42В, их рекомендуется оснащать вытяжным устройством.

    1. Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.

    2. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование, для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно укомплектовываются крючками для удаления стружки.

    4. Специальные помещения (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.

    Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
    5. Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные - относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливаются в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. 25. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.


    Нормативная документация учителю трудового обучения.

    1. Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23;

    2. Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954;

    3. Положением об учреждении профессионально-технического образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2011 № 216;

    4. Положением об учреждении среднего специального образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2011 № 106;

    Положение
    об учебных мастерских общеобразовательной школы.

    Об утверждении Положения об учебных мастерских общеобразовательной школы.
    Приказ от 28.07.1986 г. № 169.

    В целях совершенствования воспитания и обучения, трудовой подготовки учащихся приказываю:
    1. Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы.
    2. Министерствам просвещения союзных республик:
    довести Положение до сведения работников органов и учреждений народного образования; совместно с республиканскими отраслевыми министерствами и ведомствами принять меры по созданию учебных мастерских во всех общеобразовательных школах, а также по улучшению материальной базы имеющихся мастерских, их производственно-санитарного состояния в соответствии с настоящим Положением.
    3. Считать приказ Министерства просвещения СССР от 29.12.1978 г. № 199 "Об утверждении Типового положения об учебных мастерских общеобразовательной школы" утратившим силу.
    Ф.Г. ПАНАЧИН Заместитель министра

    Положение об учебных мастерских общеобразовательной школы.
    Утверждено приказом Министерства просвещения СССР от 28.07.1986 г. № 169.
    Общие положения.
    1. Учебные мастерские создаются в каждой средней, неполной средней и начальной школе. Они предназначены для:
    трудового обучения учащихся I -VII классов в соответствии с утвержденными программами;
    выполнения слесарных работ учащимися VIII - IX классов, обучающимися по профилям "Автодело" и "Основы агротехники и механизация растениеводства";
    организации общественно полезного, производительного труда учащихся;
    проведения факультативных занятий по трудовому обучению;
    работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.
    В отдельных случаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональное обучение учащихся VIII-IX классов по профилям "Деревообработка", "Металлообработка" и "Швейное производство".
    2. В общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов, по обработке металла, по обработке древесины (или комбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах в соответствии с положениями об этих школах могут создаваться учебные мастерские других профилей (картонажные, переплетные и т. п.). В школах, в которых в соответствии с п. 10 постановления Совета Министров СССР от 14 августа 1968 г. № 628 "О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов" введено обучение учащихся техническим приемам изготовления художественных изделий, создаются мастерские народных художественных промыслов (резьба по дереву, роспись, керамика, чеканка и др.)
    3. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом Номенклатуры типов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ, утвержденной Госгражданстроем СССР и согласованной с Министерством просвещения СССР и Госпланом СССР 27 мая 1985 г. (НШ-85-90). При необходимости для группы близлежащих школ могут создаваться в установленном порядке межшкольные учебные мастерские. Кроме того, в дополнение к указанным мастерским базовые предприятия (организации) могут создавать учебно-производственные участки для производительного труда учащихся V-VII и других классов на правах своих структурных подразделений.
    4. Строительство новых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся I-VII классов и пристройку недостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлять только по действующим типовым проектам, разработанным в соответствии с нормативными документами по проектированию (НШ-85-90 и СНиП 11-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты"). Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.
    5. Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством просвещения СССР на каждую пятилетку, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественно полезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального обучения в VIII-IХ классах по профилям, указанным в п. 1. В соответствии с п. 9 Положения о базовом предприятии общеобразовательной школы, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 30 августа 1984 г. № 928. в оборудовании учебных мастерских школам содействуют их базовые предприятия. Они обеспечивают школы производственными заданиями, предоставляют инструменты, материалы, технологическое оборудование, комплектующие изделия.
    Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, что оформляется соответствующими актами.
    6. В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.
    7. Рабочее место учащегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сидением. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.
    Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V-IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек (указанные нормы деления вводятся одновременно со снижением наполняемости классов: с 1 сентября 1986 г. начиная с 1 класса по одному классу в год (Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 22.05.1985 г. № 33-М).
    8. Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении - подиуме размером (примерно) 3600Х2000Х200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип. II), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42В.
    9. В мастерских должны строго соблюдаться требования Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР и Правил по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерством просвещения СССР. В соответствии с требованиями данных Правил производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению.
    10. Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками со щетками и мылом в количестве 20 % от числа учащихся, а также электрополотенцами (полотенцами), допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.. В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель. Около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.
    11. Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе - по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.
    Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТу 12.4.026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности".
    12. Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых, утвержденными директором школы и согласованными с профсоюзным комитетом. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
    13. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 г. № 387 к занятиям (работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к занятиям по трудовому обучению. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, передник, косынка). Коллективное пользование спецодеждой при этом не допускается. К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.
    14. Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом согласно инструктивному письму Министерства просвещения СССР от 15 августа 1977 г. № 54-М "Об акте приема готовности школы к новому учебному году".
    15. Организация и режим занятий, условий внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся I-VII классов, утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 22 февраля 1985 г. № 3216-85.
    16. Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.
    Приказом по школе на учителя (учителей) трудового обучения возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской (мастерских).
    Учитель трудового обучения, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских:
    совместно с заместителем (помощником) директора по хозяйственной части (заведующим хозяйством) выполняет работу по обеспечению мастерских оборудованием, инструментами, материалами;
    планируют работу мастерских; совместно с педагогическим работником школы, осуществляющим организацию общественно полезного, производительного труда учащихся, планирует изготовление изделий на учебный год;
    организует наладку и ремонт техники, оборудования, инструментов, приспособлений;
    следит за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния изоляции электропроводки;
    отвечает за безопасное состояние оборудования и санитарно-гигиеническое состояние мастерских;
    принимает на ответственное хранение имущественно-материальные ценности мастерских, ведет в установленном порядке учет.
    Учителя трудового обучения, руководители кружков и общественно полезного, производительного труда, работающие в мастерских (дается дополнительно к обязанностям учителей, определенным Уставом общеобразовательной школы, квалификационными характеристиками, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР и Положением об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР) :
    осуществляют подготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);
    обеспечивают занятия заготовками, технической документацией;
    проводят инструктаж учащихся по технике безопасности по каждому виду проводимых работ с регистрацией по ГОСТу 12.0.004-79;
    несут ответственность за выполнение учащимися правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.
    Учителя трудового обучения один раз в пять лет проходят курсовую переподготовку по охране труда и аттестацию по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением квалификационной группы не ниже 3-й.
    17. Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.
    Требования к отдельным видам мастерских.
    Мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов.
    18. В мастерской для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов рабочее место индивидуального пользования, как правило, представляет собой стол ученический для кабинетов труда (ГОСТ 22046-76). Стол оснащается съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов № 1 и № 2, а также трафареты разметочные и простые карандаши. Высота столов подбирается (примерно) следующая: 50 % столов ростовой группы "Б" (600 мм) и 50 % столов группы "В" (660 мм).
    19. Для выполнения отдельных видов работ, предусмотренных программой, а также для различных занятий во внеурочное время в мастерской оборудуются 6-8 рабочих мест коллективного пользования (покрытие столов пластиковое или линолеумное). Высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовой группе "Г" (720 мм), так как работа за ними производится в основном стоя. На рабочих местах коллективного пользования устанавливаются тиски с шириной губок 40 мм, оборудование для переплетных работ и работ по древесине, для резания тонкого листового материала и пробивания в нем отверстий, приборы для выжигания. Рабочие места, предназначенные для работ по выжиганию, оборудуются электропитанием напряжением до 42 В, их рекомендуется оснащать вытяжным устройством.
    Мастерские по обработке древесины и металла.
    20. Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.
    21. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно укомплектовываются крючками для удаления стружки.
    22. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательным устройством местных вентиляционных отсосов.
    23. Специальные помещения (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.
    Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
    24. Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные - относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливаются в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.
    25. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.
    Мастерские по обработке тканей и кулинарии.
    26. Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными (см. Приложение). В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25 % площади).
    27. Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами типа "Чайка-ЗМ" или "Подольск", укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одно-двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.
    28. Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.
    29. Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.
    30. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Положение об учебном кабинете (мастерской) содержит пояснительную записку, характеристику учебного кабинета, перспективный план развития, акт проверки готовности учебного кабинета к учебному году, опись имущества, инвентарную ведомость технических средств обучения, нормативное обеспечение, учебно-методическое обеспечение

    Директор УО «Березовский

    ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ

    Береза 2017

    1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. В учреждении образования, реализующем образовательные программы профессионально-технического образования, учебные кабинеты (мастерские) создаются в соответствии с перечнем учебных планов и программ специальностей.

    1.2. Учебный кабинет (мастерская) является материально-технической и методической базой при реализации образовательных программ профессионально-технического образования.

    1.3. Учебный кабинет (мастерская) представляет собой специализированную аудиторию, предназначенную для совместной деятельности педагогических работников и учащихся: преподавания учебных предметов, проведения консультаций, факультативных занятий, организации кружковой работы и др.

    1.4. Учебный кабинет (мастерская) создаётся с целью:

    обеспечения деятельности лицея по обучению учащихся;

    создания условий для педагогических работников, способствующих успешному образовательному процессу;

    создания условий для формирования профессиональной культуры педагогических работников;

    развития их инициативы, творчества, повышения качества образовательного процесса по учебному предмету.

    1.5. Деятельность в учебном кабинете (мастерской) осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства Республики Беларусь.

    1.6. Основными задачами учебного кабинета (мастерской) являются:

    проведение практических и лабораторных работ согласно требований учебной программы изучаемых учебных предметов

    использование вычислительной техники, электронных средств обучения, наглядных пособий на учебных занятиях

    изготовление наглядных пособий (схем, плакатов, макетов, стендов и т.п.)

    самоподготовку учащихся в учебном кабинете (мастерской)

    соблюдение требований охраны труда при проведении всех видов работ в учебном кабинете (мастерской)

    организацию и проведение индивидуальной работы с учащимися.

    1.7. Руководство учебным кабинетом (мастерской) осуществляет заведующий учебным кабинетом (мастерской), назначенный приказом руководителя учреждения образования.

    1.8. Заведующий несет полную материальную ответственность за имущество, находящееся в учебном кабинете (мастерской).

    ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ (МАСТЕРСКОЙ)

    Правильно и хорошо оборудованный учебный кабинет (мастерская) дает возможность более эффективного использования всех возможностей для изучения учебных предметов.

    Наличие в учебном кабинете (мастерской) нормативных документов, паспорта учебного кабинета (мастерской), оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нём оборудования, приборов, технических средств, наглядных материалов и др.

    Наличие плана работы учебного кабинета (мастерской) на учебный год и перспективу (на 5 лет).

    Соблюдение требований охраны труда, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете (мастерской).

    Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета (мастерской).

    Укомплектованность учебного кабинета (мастерской) оборудованием и инструментом, учебно-методическим комплексом по учебным предметам, средствами обучения, необходимых для выполнения образовательной программы по специальности.

    Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю учебного кабинета (мастерской), требованиям образовательных стандартов и образовательных программам.

    Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательными программами.

    Наличие и обеспеченность учащихся комплексом типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества образовательного процесса (по профилю учебного кабинета (мастерской).

    Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета (мастерской)).

    Стендовый материал учебного кабинета (мастерской) должен содержать:

    рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.);

    материалы, используемые в образовательном процессе;

    графики выполнения ОКР, проведения консультаций для учащихся;

    ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА (МАСТЕРСКОЙ)

    Перечень документации, находящейся в учебном кабинете (мастерской):

    учебно-программная документация, предназначенная для изучения учебных предметов в данном учебном кабинете (мастерской)

    паспорт учебного кабинета (мастерской)

    план работы учебного кабинета (мастерской)

    план внеучебной работы с учащимися на базе учебного кабинета (мастерской)

    методические рекомендации для выполнения лабораторных и практических работ по учебному предмету

    перечень литературы, имеющейся в учебном кабинете (мастерской) по изучаемому учебному предмету

    задания для организации самостоятельной работы учащихся

    задания для организации обязательных контрольных работ, тематического контроля.

    полный перечень имеющегося в учебном кабинете (мастерской) оборудования

    журнал регистрации инструктажей по охране труда, инструкции по охране труда, пожарной безопасности

    3.2. Паспорт учебного кабинета (мастерской) (приложение А) составляется преподавателем (мастером п/о), отвечающим за учебный кабинет (мастерскую) соответственно его профилю и функциональному назначению.

    3.3. Паспорт учебного кабинета (мастерской) состоит из следующих разделов:

    1) Пояснительная записка (указываются специальности, квалификации которым обучаются в данном учебном кабинете (мастерской); перечисляются учебные предметы, проводимые в данном учебном кабинете (мастерской); приводится планировка учебного кабинета (мастерской).

    2) Характеристика учебного кабинета (мастерской) (приводится площадь учебного кабинета (мастерской), число рабочих мест, а также санитарно-гигиенические требования и требования по охране труда).

    3) Перспективный план развития учебного кабинета (мастерской) (разрабатывается на 5 лет).

    4) План-отчет работы учебного кабинета (мастерской) (разрабатывается на текущий год, отчет составляется 1 раза в год по окончанию учебного года).

    5) Акт проверки готовности учебного кабинета (мастерской) к учебному году.

    6) Опись имущества учебного кабинета (мастерской).

    7) Инвентарная ведомость технических средств обучения учебного кабинета (мастерской).

    8) Нормативное обеспечение.

    9) Учебно-методическое обеспечение.

    Приложение А – Учебно-методические комплексы.

    Приложение Б – Инструкции по охране труда (копии).

    Приложение В – Инструкция по пожарной безопасности (копия).

    3.4. Паспорт учебного кабинета (мастерской) рассматривается на заседании методической комиссии, согласовывается с заместителями директора по учебно-производственной работе, утверждается руководителем учреждения образования.

    3.5. План работы учебного кабинета (мастерской) (приложение Б) составляет заведующий учебным кабинетом (мастерской), отвечающим за учебный кабинет (мастерскую).

    3.6. В плане работы учебного кабинета (мастерской) должно быть предусмотрено обеспечение наглядности преподавания учебного предмета, изучение и обобщение положительного педагогического опыта преподавателей (мастеров п/о). В плане необходимо предусмотреть внеурочные мероприятия, проводимые с учащимися, пополнение кабинета новыми наглядными пособиями и обновление уже имеющихся пособий, приобретение технических средств обучения, проведение косметического ремонта учебного кабинета (мастерской).

    3.7. План работы учебного кабинета (мастерской) состоит из следующих разделов:

    Анализ работы учебного кабинета (мастерской) за прошлый учебный год.

    Задачи на новый учебный год, методическая цель над которой работает педагогический работник.

    Работа учебного кабинета (организационная работа, методическая работа (участие в работе областных творческих групп, участие в работе школы передового педагогического опыта, участие в работе методических комиссий и др.), работа с учащимися (внеклассная).

    3.8. План работы учебного кабинета (мастерской) на учебный год рассматривается на заседании методической комиссии и утверждается руководителем учреждения образования.

    4 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАБИНЕТОМ (МАСТЕРСКОЙ)

    4.1. Заведующий учебным кабинетом (мастерской) назначается приказом руководителя учреждения образования.

    4.2. Заведующий учебным кабинетом (мастерской) обязан:

    анализировать состояние учебно-материального оснащения учебного кабинета (мастерской) не реже одного раза в год;

    планировать и организовывать систему мер, направленных на обеспечение учебного кабинета (мастерской) необходимым оборудованием согласно учебным программам и установленным нормативам;

    составлять план развития учебного кабинета (мастерской) на 5 лет, план работы учебного кабинета (мастерской) на текущий учебный год и следить за их выполнением;

    содержать учебный кабинет (мастерскую) в соответствии с предъявляемыми санитарно-гигиеническими требованиями;

    принимать меры по обеспечению учебного кабинета (мастерской) материалами и необходимой учебно-методической документацией, инструкциями и т. д.;

    вести учет имеющегося оборудования в учебном кабинете (мастерской);

    обеспечивать сохранность имущества учебного кабинета (мастерской) и надлежащий уход за ним;

    обеспечивать соблюдение правил охраны труда, правил поведения учащихся и педагогических работников в учебном кабинете (мастерской), проводить соответствующие инструктажи с учащимися с последующими отметками в журнале по охране труда;

    организовывать работу по учебному предмету (консультации, дополнительные занятия и др.), отражать ее в графике и в плане работы учебного кабинета (мастерской);

    способствовать созданию банка творческих работ учащихся в учебном кабинете (мастерской);

    4.3. Заведующий учебным кабинетом (мастерской) имеет право ставить перед администрацией вопросы по совершенствованию материально-технической базы учебного кабинета (мастерской) и вносить предложения в план закупок по оснащению учебного кабинета (мастерской) средствами обучения.

    5 ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫМ КАБИНЕТОМ (МАСТЕРСКОЙ)

    При использовании учебного кабинета (мастерской) должны соблюдаться следующие правила:

    учебный кабинет (мастерская) должен быть открыт за 15 минут до начала учебного занятий;

    учащиеся должны находиться в учебном кабинете (мастерской) только в присутствии преподавателя (мастера п/о);

    учебный кабинет (мастерская) должен проветриваться каждую перемену в соответствии с графиком проветривания;

    преподаватель (мастер п/о) должен организовать уборку учебного кабинета (мастерской) по окончанию учебных занятий в нем (вымыть ученическую доску, убрать мусор, поднять стулья, закрыть окна).

    6 СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ (МАСТЕРСКОЙ)

    6.1. Для воспитания у учащихся правильных и безопасных методов и приемов работы заведующий учебным кабинетом (мастерской) обязан проводить обучение учащихся мерам безопасности, пожарной безопасности и гигиены труда.

    6.2. Инструктаж по охране труда проводится со всеми учащимися на вводном занятии в учебном кабинете (мастерской), а затем непосредственно перед выполнением лабораторной (практической) работы на оборудовании.

    6.2.1. Вводный инструктаж проводится заведующим кабинетом (мастерской) по программе, разработанной с учетом требований соблюдения безопасных условий труда при работе с оборудованием, находящимся в учебном кабинете (мастерской).

    6.2.2. Первичный инструктаж на рабочем месте должен содержать четкие и конкретные указания по безопасным условиям труда и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работ.

    6.3. Все сведения по проведению инструктажа учащихся регистрируются в специальном журнале.

    7 АТТЕСТАЦИЯ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ (МАСТЕРСКИХ)

    Аттестация учебных кабинетов (мастерских) проводится с целью повышения эффективности обучения с учетом современных требований к организации образовательного процесса.

    Читайте также: