Школьная реформа 1864 особенности в беларуси

Обновлено: 02.07.2024

Школьная реформа 1864 г. демократизировала и расширила сферу начального и среднего образования. Однако ее результаты были в Беларуси менее значительны, чем в центральных губерниях России.

Медленно развивалось и среднее образование. В 1868 г. в Беларуси было восемнадцать средних учебных заведений: шесть мужских и четыре женских гимназии, две прогимназии, четыре духовные семинарии, кадетский корпус в Полоцке и Земледельческое училище.

Всего в средних учебных заведениях обучалось 3265 человек. Существовавшая система образования не обеспечивала необходимого общеобразовательного уровня. В 1897 г. грамотным было только 25,7% всех жителей Беларуси.

Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов - Ф. Богушевича (1840 - 1900 гг.), Я. Лучины (1851 - 1897 гг.), А. Гуриновича (1869 - 1894 гг.), А. Обуховича (1840 - 1898 гг.) и др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России.

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры - под барокко, костелы - в стиле неоготики, православные церкви - в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской империи характеризуется качественными изменениями в политической и социально -экономической сферах жизни белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального самосознания, созреванием необходимых предпосылок для собственной национальной государственности..

В конце 18 века Белоруссия вошла в состав России. Это воссоединение положило начало новому периоду в истории культуры белорусского народа, а значит, и в развитии просвещения и педагогической мысли. Воссоединение с Россией создавало более благоприятные условия для проникновения достижений прогрессивной русской культуры. Идеи виднейших русских педагогов становятся довольно широко известными благодаря тому, что в школах Белоруссии начинают работать выпускники учебных заведений России, используются русские учебные книги.

В учебных заведениях вводилось обучение на русском языке. Важными радикальными в области просвещения явились школьные реформы 1773г. в Речи Посполитой и в 1786г. в России. Юридическое оформление первой реформы было связано с образованием Эдукационной комиссии, а второй –с созданием комиссии по организации народных училищ. Обе реформы ставили прогрессивные цели, но небыли результативными, т. к. многое из этих реформ было не выполнено. Особенности первой реформы. Устав первой реформы предусматривал:

· постепенное изгнание из школ схоластики, зубрежки, применение таких методов обучения, которые содействовали бы развитию мышления;

· введение в обучение наук естественного цикла;

· постепенное освобождение школы от влияния церкви (священник должен выполнять свои функции в церкви и только в выходные и праздничные дни);

· обучать детей в учебных заведениях независимо от сословий.

Этот Устав действовал более 20 лет, в целом носил прогрессивный характер, но многое из Устава не удалось реализовать (бессословное образование, из-за нехватки средств на содержание многие школы опять перешли в руки священников). Не хватало учителей, учебников, наглядных пособий. Такое положение влияло на качество и сроки обучения. Многие школы прекратили свое существование.

К этому периоду в России назревает необходимость реформирования школы. Российская реформа способствовала и развитию образования в Беларуси. Утверждается "Устав народных училищ", который предусматривает:

· открытие главных училищ (с 5-летним сроком обучения) во всех губернских городах и малых (2-х. летним сроком обучения в земских, поветских городах (Полоцк, Могилев, Витебск и др.) В училищах учились дети всех слоев населения, мальчики и девочки.

· учебные заведения стали лучше снабжаться учебниками, пособиями (гербарии коллекции, карты);

· по-новому подошли к подготовке педагогических кадров (готовили учителей уроженцев тех мест, где нуждались в кадрах);

В конце 90-х. 18 ст. в русских светских училищах училось 10,9% – детей крестьян (началась ликвидация сословности обучения), 11% в училищах были девочки. Значительное место в системе школьного образования продолжали занимать униатские, католические учебные заведения с преподаванием на польском языке. Католическая церковь оказывала сопротивление новой реформе в Беларуси. Русский царизм особо не пресекал эти явления, не противился католической церкви, т. к. использовал униатов, иезуитов для того чтобы привлечь на свою сторону местную шляхту и вести борьбу против " идей о переворотах и революциях".

К 1804г. к началу следующей русской реформы в области образования в Беларуси сложилась запутанная сеть учебных заведений, лишенная единого руководства, отсутствовала последовательность в школьных программах и в принципах обучения. Изменению ситуации поспособствовал Устав 1804г. принятый в России (перестройка образования в Беларуси проходила в соответствии с политикой правительства России в области образования. По указу русского императора (Алексанр 1) Виленский университет стал центром просвещения в Западном крае (Беларусь, Литва) и оказывал сильное влияние на просвещение. Это был центр культуры и науки, по многим вопросам занимавший в то время передовые позиции в Европе.

Вопрос. Общественно-педагогическое движение второй половины ХIХ века и его причины

Вопрос. Педагогические взгляды и деятельность

Н.И. Пирогова

Педагогическая деятельность Н. И. Пирогова.Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881)родился в Москве. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицины в течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии вПетербурге.

Здесь, на театре военных действий, Пирогов отдавал все свои силы лечению раненых воинов. Им было произведено несколько тысяч операций. Его теоретические работы по хирургии и практическая деятельность в качестве хирурга заслуженно принесли ему славу великого ученого, отца военно-полевой хирургии.


Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель ипедагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году.

Педагогические взгляды И. И. Пирогова. Критика сословно-профессионального образования иидея общечеловеческого воспитания

Система народного образования и проблемы дидактики. Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы.

Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно непродолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы – прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов – с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту систему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).

Школьная система, проект которой составил Пирогов, может быть представлена следующей схемой:

Высшие специальные учебные заведения Реальная гимназия (3 года).

Университет или высшие специальные учебные заведения Классическая гимназия (срок обучения 5 лет.

Классическая прогимназия (4 года) Реальная прогимназия (4 года).

Элементарная (начальная) школа (2 года).

Главное место в системе средней школы Пирогов отводил древним языкам (латинскому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет общеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое реальной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классической гимназии – 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение латинскому языку, а с IV класса – греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую работу. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.

С целью облегчить получение высшего образования неимущим Пирогов предлагал уменьшить плату за обучение.

В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на необходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы.

Опытный учитель должен возбудить внимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, самое главное для успешности обучения.

Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.

Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.

Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.

К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.

Проблемы дисциплины учащихся. Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, бездушное отношение к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.

Добролюбов ответил новой статьей, бичующей примиренчество Пирогова и отказ его от ранее провозглашенных прогрессивных принципов.

Педагогические идеи Пирогова:

· выдвигал идею воспитывающего обучения,

· усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором,

· выступал против ранней специализации в обучении детей и настаивал на начальной общеобразовательной подготовке,

· ученый высказывал идею о необходимости создания в России сети образовательных учреждений для обучения женщин,

· среди методов воспитательного воздействия педагог выделял пример, убеждение, поощрение, наказание, отрицательно относился к телесным наказаниям,

· поддерживал автономию университетов,

· разрабатывал вопросы методики преподавания в высшей школе.

Применять новые методы: надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; учитель должен привлечь внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой успеваемости; в переводных экзаменах есть элемент случайности и формализма.

Определите особенность школьной реформы 1864 г. на территории Беларуси:

1) открытие ряда высших учебных заведений
2) перевод обучения на белорусский язык
3) отсутствие земских школ
4) усиление контроля католической церкви за образованием

Пояснение . Военная реформа. В 1862 была предпринята военная реформа, в этом годе был значительно сокращен срок военной службы с 20 лет до 8. В 1874 была введена всеобщая воинская повинность для всего мужского населения РІ. В сухопутных войсках мужчины обязаны были служить 6 лет на флоте 7. Надо отметить, что те кто имел высшее образование обязаны были служить только 6 месяцев, те кто имел среднее образование обязывались служить 1,5 года, те кто закончил городское 4-х классное училище служил 3 года, и те кто имел начальное образование (1-классное или 2-классное народное училище или церковно приходскую школу) служили 4 г. Таким образом, военная реформа подталкивала мужское население к приобретению образования. Кроме того в 1874 г. армию перевооружили. Отошли в историю кремневые ружья 18 столетия, а солдаты получили винтовки системы Бердана, которые заряжались современными металлическими патронами.

Образовательная реформа. Началась в 1864 г. В этом году была разрешено поступать в средние учебные учреждения и ВУЗы представителям всех сословий, в том числе и крестьянским детям. Единственный фактор, который ограничивал количество поступающих была высокая плата за обучение. Отсутствие земских школ

Судебная реформа. 1864 в России и 1872 в Беларуси. Суд становился равным для всех сословий, независимым от власти, гласным (на нем могли присутствовать репортеры), подсудимому обязательно помогал адвокат. Когда у подсудимого не было денег чтобы нанять адвоката – адвокат нанимался за государственый счёт. При рассмотрении дел о особо-тяжелых преступлениях, дело слушали присяжные заседатели. Присяжные заседатели, это двенадцать человек которых назначала судья, они после заслушивания дела голосовали, виновен подсудимый или нет. Если проголосуют за виновность подсудимого, то судья назначал меру наказания в соответствия с законодательством. Суды присяжных чаще оправдывали подсудимых, чем это было до реформе. На пост присяжных избирались люди, которые соответствуют 3 требованиям: они должны быть богатыми, ведь богатого тяжелее подкупить; не судимые раньше и, такие, которые сами не подвергались преступлениям, за которые судят. Присяжные работали в суде определенный срок а затем избирали новых.

Земская реформа. В 1864 г. произошла в России и 1911 в Беларуси, да и то только в Витебской и Могилевской губерниях. Создавались земства в губерниях и уездах. Земство это административный орган, который выбирался жителями уездов и губерний путём голосования. В земстве заседали выборные представители всех сословий. Они решали вопросы местного хозяйства, образования, здравоохранения и т. п. Власть земств сильно ограничивал губернатором и уездным исправником, тем не менее, от земств также многое зависело. Можно сказать, губернатор следил за деятельностью земств и земства следили за деятельностью губернатора и таким образом, ни одна из сторон не могла бесконтрольно злоупотреблять своей властью.



История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)

Вспомните.

Какие изменения и по каким причинам произошли в системе образования в Беларуси в первой половине ХІХ в.?

Учебная задача.

Определить, на что были направлены деятельность системы образования и научные исследования о белорусах и Беларуси.

Состояние образования. Начальное образование давали народные и городские училища, относившиеся к Министерству народного просвещения, а также церковноприходские школы и школы грамоты. Наиболее прогрессивным типом школ являлись народные училища. Они были одно- и двухклассные. В программу обучения входили Закон Божий, русский язык, основы арифметики, церковные песнопения, ремесла (для мальчиков) и рукоделие (для девочек).


Церковноприходские школы, которые стали открываться в белорусских деревнях, принадлежали Русской православной церкви. В начале ХХ в. их количество составляло около 5 тысяч. Учителями здесь были православные священники, не имевшие специальной подготовки. Детей учили Закону Божию, молитвам, основам письма и счета, краткой церковной и российской истории. Церковь считала главной задачей воспитание верности православию и царю, а не приобретение знаний.


Для образования детей мелкой буржуазии, ремесленников, служащих, торговцев, мелкой шляхты служили 6-летние городские училища. Они не давали завершенного образования. Только дети состоятельных родителей после дополнительной оплаты за подготовку по ряду предметов могли поступить в гимназии или учительские институты.

Проблемой начального образования был недостаток учителей. В 1864 г. в Молодечно открылась первая на территории Российской империи учительская семинария. Учащимися семинарий были


исключительно православные крестьянские парни. Учительскую семинарию в Несвиже закончил и Я. Колас. В этих учебных заведениях получали образование будущие учителя начальной школы. Но учителей для городских училищ и средних школ в Беларуси не готовили. Их присылали из Москвы, Петербурга и Киева.


Из-за высокой платы за обучение до конца XIX в. средняя школа оставалась учреждением для детей привилегированных сословий: шляхты, чиновников, духовенства, городской буржуазии и зажиточных крестьян. В конце XIX в. в белорусских губерниях грамотные составляли 25,7 % от общей численности населения.

В начале ХХ в. в Беларуси получило развитие профессиональное образование. Действовали железнодорожные, сельскохозяйственные, ремесленные и другие школы и училища.

В 1864 г. за участие студентов и учащихся в восстании был закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт. После этого в Беларуси не осталось высших учебных заведений, хотя потребность в них была велика. В начале ХХ в. открылись учительские институты в Витебске, Могилеве и Минске. Однако они не являлись высшими учебными заведениями. Выпускники педагогических институтов не имели права поступать в высшие учебные заведения. Высшее образование белорусская молодежь получала за пределами родины — в Москве, Петербурге, Киеве и других университетских центрах России.

В 1860—1910-х гг. были собраны и опубликованы уникальные материалы

Утверждению самобытности белорусского народа содействовал известный белорусский ученый-краевед, уроженец Гомельщины Евдоким Романов.



Во второй половине 1880-х гг. с идеей о самобытности белорусского этноса и его праве на самостоятельное политическое будущее выступил историк Митрофан Довнар-Запольский.


Понятия и термины, которые нужно усвоить: церковноприходские школы,

учительские семинарии.

Культурно-историческая среда

**1. Широкую известность в Европе получила деятельность в области естественных наук уроженца Минщины Якуба Наркевича-Иодко (1847—1905). На собственные средства он построил в своем имении метеорологическую станцию, открыл санаторий, где успешно использовал собственную методику лечения болезней с помощью электротока — электротерапию и электромассаж. Исследовал атмосферное электричество, изобрел громоотвод, а также телеграф — устройство для беспроволочной передачи электромагнитных сигналов на расстояние.


**2. Сегодня для нас привычно, что среди врачей много женщин. А вот в ХІХ в. это было не так.

Первой в России получила высшее медицинское образование, что для женщины сделать было непросто, наша землячка Варвара Кашеварова-Руд-нева. В 1876 г. она защитила в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге докторскую диссертацию по медицине. Таким образом, уроженка Могилевщины стала первой в России женщиной — доктором медицины. Ее многочисленные научные труды по акушерству и гинекологии были широко известны в России и за ее пределами. А первой в Европе женщиной — профессором философии стала в 1909 г. уроженка Витебщины Анна Тумаркина. С 1892 г. она жила в Швейцарии, где поступила в Бернский университет и успешно защитила диссертацию по философии. Сегодня одна из улиц в Берне названа именем нашей землячки.

Вопросы и задания

Фамилия деятеля науки и культуры

Вклад в развитие науки и культуры

  • РАЗДЕЛ І. Беларусь на исходе феодализма: конец XVIII — середина ХІХ вв.

История Беларуси, конец XVIII — начало ХХ в.: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С. В. Морозова, В. А. Сосно, С. В. Панов; под ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. — Минск: Изд. центр БГУ, 2011. — 199 с.: ил.

Читайте также: