Особенности преподавания международного публичного права в школе

Обновлено: 05.07.2024

Создание Казанской школы международного права стало возможным благодаря глубоким историческим традициям, заложенным еще в Казанском императорском университете.

С момента образования Казанского императорского университета в 1804 году в составе его нравственно-политического отделения была выделена кафедра прав естественного, политического и народного, по которой читалось в том числе и международное право (называвшееся в то время правом народным).

Впервые в Казанском университете лекции по народному праву стали читаться в 1806 году профессором Геттингенского университета Генрихом Людвигом Бюнеманом на латинском и французском языках.

В 1815-1818 гг. лекции по народному праву читались магистром правоведения Е.П. Манасеиным. Ельпидифор Петрович Манасеин являлся первым русским преподавателем международного права в нашей стране. В мае 1818 г. Е.П.Манасеин уехал на Кавказ и вскоре был назначен директором училищ Кавказской губернии.

В 1820-1821 гг. курсы народного и естественного права вел известный деятель в области права, декан нравственно-политического отделения в 1818 г., ректор Казанского Императорского Университета в 1819-1820 гг., Гавриил Ильич Солнцев.

Самостоятельная кафедра общенародного права на юридическом факультете Казанского императорского университета была учреждена уставом университетов 1835 г. и в течение тридцати лет оставалась вакантной, однако преподавание по кафедре общенародного права не прерывалось. Поручения давались другим членам факультета. По странной случайности они выпадали подряд на долю четырех цивилистов: Д.И. Мейера, А.Г. Станиславского, С.В. Пахмана и А.И. Вицына. Это были выдающиеся профессора, с широким кругозором. Выбор, вероятно, поэтому и падал на них. Как цивилисты, они не могли не заинтересоваться близкой им, но остававшейся в пренебрежении частью международного права - международным частным правом. Казанский университет оказался, таким образом, очагом развития этой отрасли международного права.

С 1865 года в течение двадцати лет кафедру возглавлял выпускник университета, профессор Николай Павлович Иванов – основатель науки международного частного права в России.

После Иванова кафедра международного права оставалась вакантной восемь лет. Временно, с 1887 по 1890 г., ее замещал приват-доцент Александр Васильевич Шмидт.

Затем в течение четырех лет лекции по этой кафедре читал профессор римского права Г.Ф. Дормидонтов. В 1893 г. на кафедру был назначен приват-доцент Московского университета Петр Евгеньевич Казанский, но он оставался в Казани только до перехода в 1896 г. на службу в Новороссийский университет.

На освободившуюся с уходом П.Е. Казанского кафедру был затем в ноябре 1896 г. назначен в звании приват-доцента уроженец Казани и воспитанник Казанского университета Михаил Иванович Догель, переведенный в Казань из Харькова.

Кафедра после ухода Догеля оставалась вакантной с 1905 по 1911 г., когда ее занял перешедший в Казань из Томска Владимир Антонович Уляницкий.

Последним представителем кафедры международного права в Казанском университете в дореволюционный период был Николай Николаевич Кравченко. Он перешел туда из Томского университета в апреле 1917 г.

После Октябрьской революции на факультете общественных наук (ФОН), созданном на базе расформированных юридического и исторического факультетов, существовала кафедра истории международных отношений и международного права. С момента создания в 1917 г. и до закрытия в 1922 году ФОН и кафедру возглавлял Н.Н. Кравченко.

(При подготовке исторической части очерка использовались следующие работы: Грабарь В.Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917). Москва, издательство "Зерцало", 2003; Фельдман Д.И. К истории науки международного права в Казанском университете (1804-1917) // Ученые записки Казанского университета. Т.116. Кн.13. Казань, 1956.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в статье поднимается вопрос о целях и задачах преподавания права в школе на основе изменений, происходящих в российской обществе и образовательной системе. Авторы рассматривают методы преподавания права, которые способны сделать образовательный процесс отвечающим потребностям современного общества и государства.

Ключевые слова: правовое образование, современная школа, методы преподавания.

Key words: the article raises the question of the goals and objectives of teaching law at school on the basis of changes in the Russian society and the educational system. The authors consider the methods of teaching law that can make the educational process meet the needs of modern society and the state.

Keywords: legal education, a modern school, teaching methods.

Конституция Российской Федерации от 121 декабря 1993 г. закрепила важнейшие составляющие современного общественного устройства, которые базируются на демократических принципах. В соответствие с Конституцией Российской Федерации, Россия – правовое государство[1]. В правовом государстве жизнь в обществе строится на качественно новых принципах, основным из которых является верховенство права.

Граждане правового государства должны обладать высоким уровнем правовой культуры, проявлять активную гражданскую позицию, участвовать в реализации принципов правового государства.

На школу, как социальный институт образования, ложится ответственность по воспитанию личности, обладающей высоким уровнем правосознания. Поэтому современное российское образование основывается на интеллектуальном, гражданском и духовном развитии личности, формирует профессиональные и общекультурные компетенции – способность на практике применять полученные знания, умения, навыки [2, c. 15].

Основополагающей целью правового образования является воспитание обучающихся в духе глубокого осознания необходимости соблюдения прав человека: формирование в человеке осознания собственного достоинства и уважения к другим людям [3, c. 9]. Только уважающая себя личность способна с уважением относится к правам других людей, отстаивать свои права, и как следствие, для такой личности будет характерно сознательное социально активное поведение, выражающееся не только в знании закона, но и в умении его применять на практике, и в осознании последствий его нарушения [3, c. 9]. Изучение права в школе позволяет ученикам познакомиться с базовыми юридическими знаниями о правах и свободах человека и гражданина, о форме государственного устройства, о юридических организациях и юридических профессиях, получить дополнительные сведения об истории и философии права. Обладание данными знаниями делает человека компетентным

Итак, рассмотрим некоторые особенности преподавания права в современной школе. Основное внимание необходимо уделять темам, которые раскрывают права и обязанности человека и гражданина, показывают связь человека, общества и государства. Данные темы невозможно изучать без работы с документами: Всеобщей Декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации. Исходя из этого, перед преподавателем встаёт задача: научить учащихся не только работать с нормативно–правовыми актами, но и пользоваться полученными знаниями на практике. Государственные стандарты средней общеобразовательной школы ставят изучение Конституции Российской Федерации на первый план, выстраивая вокруг неё все базовые юридические знания [2, c. 19]. На уроках рекомендуется больше времени уделять практическим знаниям учеников, обучить их применять правовые знания в реальной жизни, развить творческое мышление и способность работать сообща. Так, важнейшей задачей современного

правового образования становится обучение учащихся работе с нормативно– правовыми актами не только на уроках, но и в реальной жизни.

В современном обществе существует потребность не только знать свои права, но и уметь отстаивать их. В связи с этим догматическое познание права уходит на второй план, тогда как появляются новые практико- ориентированные методы обучения. Российская система образования уже активно внедряет инновационные технологии в учебный процесс. Особый акцент делается на использование активных и интерактивных методов обучения праву: ролевых, деловых игр, кейс-метод, психотехнических игр и упражнений, работу в малых группах, дискуссий, работу с правовыми источниками, литературными и правовыми текстами и др. Внедрение данных методов в практику преподавания способствует ориентации учебного процесса на активной творческой деятельности учеников, и как следствие, развивается умение использовать полученные в школе правовые знания на практике.

На уроках по праву необходимо развивать навыки публичного выступления, ведения переговоров, написания деловых писем и юридических документов, обращения в суд, работы с юристом, решение личных и общественных проблем. Интерактивные методы обучения позволяют ученикам побывать в роли судьи, прокурора, адвоката, общественного деятеля, борющегося за права и свободы людей. Интерактивные методы познания помогают не только отработать на практике полученные умения и навыки, но и прочувствовать, пропустить через себя знания, которые останутся с учеником на долгие годы.

Особое внимание необходимо уделять борьбе с правовым нигилизмом среди молодёжи, и в то же время развивать у подрастающего поколения критическое мышление, которое необходимо не только для грамотной оценки той или иной правовой ситуации, но и для принятия верного решения в реальной жизни.

Стоит отметить, что преподавание права требует гуманистического, личностно-ориентированного подхода. Поэтому стоит уделять большее внимание методам учебного сотрудничества, проката, моделирования и т.п. Данная группа методов способна сформировать у учащихся убеждение в том, что закон – не цель, а средство для нормального функционирования общества, а обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки. На этой основе легче отработать у учащихся

навыка оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения.

Важно понимать, что изучение права будет проходить более эффективно, если станет составной частью других школьных дисциплин, например, истории и обществознания. Так, благодаря интеграции ученики смогут со всех сторон рассмотреть наиболее важные правовые явления, сделать это эмоционально и доступно, что позволит осознать, что правовая тематика затрагивает многие аспекты жизни, что, в свою очередь, будет способствовать повышению правовой культуры обучающихся.

Для более эффективного преподавания права преподаватель должен обладать определённым набором методических компетенций, которые включают в себя аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки и навыки самоанализа. Учитель права должен уметь анализировать ситуацию, планировать стратегию, развивать навыки творческой педагогической деятельности, конструирования логики учебного и воспитательного процессов, разрешения возникающих трудностей и проблем, приемов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач, генерирования идей, нестандартного мышления, что в целом способствует повышению профессионализма преподавателя [4].

В преподавании права основной акцент делается не на усвоение значительных объемов информации, а на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умений учиться самостоятельно, на освоение навыков работы с источниками права, с различными, в том числе и противоречивыми данными, на формирование навыков критического, а не репродуктивного типа мышления. Если выпускник школы после изучения правового курса сможет использовать полученные правовые знания в реальной жизни, то есть знать свои права и обязанности, уважать закон, решать возникающие проблемы на правовой основе, то можно сделать вывод, что он будет иметь высокий уровень правовой культуры, активную гражданскую позицию, что является важным показателем для демократического общества и правового государства.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Рос.газета. 1993. 25 дек.

2. Ибрагимова Е. М., Свердлова Л. М., Кузнецова Ю. Н. Особенности преподавания права в средних общеобразовательных организациях / Е.М. Ибрагимова, Л.М. Свердлова, Ю.Н. Кузнецова // КПЖ. 2014. №1. С.15-23.

4. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. / В.А. Скакун. – М.: Форум, 2008. – 208 с.


В статье рассматриваются методические аспекты особенности преподавания истории государства и права зарубежных стран в условиях кредитной технологии обучения.

Ключевые слова: методика преподавания истории, виды лекций, подходы к преподаванию всеобщей истории государства

Современная лекция по истории ограничена во времени, поэтому физически невозможно преподнести весь материал, по теме перемежая его рассказами и рассуждениями. Преподавателю приходится вычленять, что-то одно, самое важное на его взгляд, что студент не сможет усвоить самостоятельно. При неоднородности состава студенческих групп относительно восприятия материала эта градация материала, проводимая преподавателем, разумеется, весьма условна. Тем не менее, в силлабусах, применяемых на занятиях по истории государства и права зарубежных стран, проводится логика, по которой часть вопросов рассматривается на лекции, другие аспекты по теме отдаются на практические занятия и самостоятельную работу студента. Таким образом, сегодня студенту необходимо выделять много времени на усвоение материалов по истории, поскольку к каждому занятию ему нужно усвоить определенный минимум сведений, который будет разбираться с преподавателем в ходе лекции или семинара. С другой стороны должна быть проведена соответствующая работа и преподавателем по выборке материалов, которые студент должен проработать перед занятием. Этот список заданий либо материалов должен быть роздан преподавателем в начале курса студентам.

Лекция — диалог воплощается на занятиях по истории в форме беседы. Несмотря на то, что посредством беседы доля сообщаемых студенту новых исторических фактов в разы меньше чем при монологе, ее роль в процессе обучения нельзя преуменьшать. Именно беседа способствует выявлению самостоятельности мышления студентов, активизации познавательной деятельности обучающихся, побуждает их к переосмыслению изученного материала, служит углублению и расширению исторических знаний.

В методике преподавания выделяют такие виды беседы как вводная, аналитическая, эвристическая, заключительная, контрольная.

Вводная беседа служит для подведения студентов к изучению нового материала и акцентирует на актуализации ранее полученных знаний, их систематизации и обобщении. Она позволяет выявить соотношение между реальным и планируемым уровнем овладения студентами историческими материалами.

Аналитическая или обобщающая беседа помогает осмыслить изложенное, углубить и расширить знания студентов. При таком типе беседы студенты самостоятельно разбирают предлагаемые факты, проводят обобщение. При эвристической беседе все происходит иначе, преподаватель выдвигает перед студентами сложную учебную задачу, решение которой они должны предложить. Для этого им необходимо использовать все ранее полученные знания и умения, путем рассуждений найти ответ на вопрос.

Путем аналитической, эвристической беседы могут быть получены новые знания при работе студентов с письменными источниками и средствами наглядности.

Заключительная беседа ведется в целях подведения итогов по материалу, изученному на занятии, его закрепления. Применяется когда необходимо обобщить ранее изученные факты, показать развитие явления, охватить его в целом. Она может занимать часть или все занятие.

Для проверки уровня знаний студентов, освоенности изложенного материала, степени его понимания используется контрольная или проверочная беседа. Такая беседа состоит из вопросов, требующих анализа, систематизации и обобщения.

Преподавателю необходимо продумать вопросы для беседы заранее, составить определенный порядок их использования. Самое главное: все они должны стимулировать мыслительную деятельность студентов.

Вопрос должен быть доступен, дидактически прост и точен, должен обозначать единственное направление ответа. Вопрос не должен быть альтернативным или подсказывающим.

При беседе проявляется педагогическое мастерство преподавателя. Поскольку от него требуется умение быть последовательным и гибким, твердым, сдержанным. Глубокое знание темы, предмета способствует умению преподавателя ставить дополнительные вопросы для направления студентов в нужное русло для достижения цели беседы.

Не менее важным в методике преподавания истории государства и права является выбор подхода к структуре курса. В преподавании всеобщей истории государства и права использовалось два подхода: страноведческий и институционный.

Суть первого подхода заключается в изучении государства и права в рамках возникновения и развития того или иного государства. Такой подход был оправдан в начальные периоды становления исторической науки. Он способствовал проведению работ по описанию и систематизации фактического материала, научной обработке данных. Отрицательным фактором страноведческого подхода явилась невыработанность задач изучения дисциплины, недостаточность внимания к ее юридической специфике. В конце концов, это привело к раздутию курса, увеличению его объема. Построение материала по данному подходу приводило к повторному изучению различных стран в разные исторические периоды, при этом не рассматривались общие закономерности и особенности развития политико-правовых институтов.

В современный период при переходе к студенто- и практикоориентированному обучению преподавателю истории необходимо способствовать выработке у студентов навыков самостоятельного анализа исторических данных и умений применять полученные исторические сведения в профессиональной среде.

Целью преподавания курса является расширение кругозора будущего юриста, формирование его мировоззрения, повышение культуры, способствование овладению им приемами и методами исторического анализа правового материала, развитие научного марксистского взгляда на основные факты и процессы развития государства и права. Это может быть решено, только если учитывать юридическую специфику дисциплины.

В свою очередь необходимо становится характеризовать процесс развития институтов, отраслей государства и права. В этом суть институционного подхода в преподавании истории государства и права зарубежных стран.

Институционный подход, т. е. рассмотрение, например, истории государственного, гражданского, уголовного права в хронологических рамках древнего мира, в эпоху средних веков, в новой и новейшей истории, обладает целым рядом преимуществ. Позволяет наиболее оптимально рассмотреть специфику становления и развития государственно-правовых институтов. Мы отходим от изучения статических и узколокальных состояний государства и права к познанию правовых явлений в динамике.

В условиях кредитной технологии обучения сокращается объем часов работы студента с преподавателем, отдается предпочтение самостоятельной работе. Поэтому институционный подход является наилучшим решением при современных условиях образования. Поскольку перенос центра тяжести с рассмотрения отдельных государственно-правовых образований на общие черты и особенности развития государства и права в каждую историческую эпоху ведет к резкому сокращению объема изучаемого материала.

Для объективности необходимо указать на минусы институционного подхода. Изложение материала по отраслям и институтам в рамках исторических эпох, может привести к затруднению при объяснении социально-экономических условий, предопределивших в данной конкретной стране целостность государственно-правовых средств регулирования общественных отношений и конкретный анализ функционирования институтов государства и права.

Такой подход не означает коренной ломки преподавания данной дисциплины, но предусматривает значительные изменения в отборе и группировке материала, установление четких граней и одновременно связей истории и теории государства и права, а также широкое использование сравнительного метода.

Построение изучаемого материала, таким образом, позволит, характеризуя развитие государства и права в каждую историческую эпоху, в заключении выделить общие черты, сущность групп государств.

Данный подход дает возможность изучения истории государств определенного типа на примерах отдельных государств, наиболее ярко и полно отражающих существенные, типичные черты их развития. Иными словами, в разделе о странах Древнего Востока рассмотреть особенности такой формы правления как восточная деспотия на примере Древнего Египта, а при характеристике других древневосточных стран останавливаться только на их особенностях. В разделе об истории государства и права в период феодализма также построить материал на примере одной страны, указывая на особенности феодального государства той или иной европейской страны.

С другой стороны, такой подход открывает большие возможности для установления связей между однородными, но хронологически весьма отдаленными фактами.

История зарубежных стран предстает перед студентами как огромная масса исторических сведений, которые он должен запомнить минимум для прохождения итогового контроля, максимум для повышения своего интеллектуального уровня. Тогда как на самом деле, преподаватель истории должен научить его самостоятельно анализировать материал и понимать суть политико-правовых процессов.

Так, исторический материал о восточной деспотии и афинской демократии в учебниках изложен достаточно полно, но при этом не содержит объяснений. А ведь элементарное сравнение достоинств и недостатков деспотии и демократии заключает в себе интеллектуальную и эмоциональную силу. Проведение анализа системы построения бюрократических аппаратов в восточных странах и греческих полисах, выявление плюсов и минусов централизации и децентрализации способствовало бы более глубокому пониманию истории и необходимости ее изучения для будущего юриста.

Как уже было сказано, история государства и права не может выступать совокупностью сведений о прошлом, оно направлено на формирование личности, его мировоззрений на анализе прошлого о настоящем и будущем. Современные требования к преподаванию подталкивают к поиску более активных средств усвоения большого фактического материала, формирования творческих способностей обучающихся, овладению основными приемами анализа исторических событий в целостности прошлого и настоящего, без изоляции хронологическими рамками событий. Речь идет о панорамном видении истории, ее основных процессов, изучении закономерностей и особенностей развития государств в отдельные исторические эпохи [2, с.85].

  1. Никулина Н. Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. 95 с.
  2. Косарев А. И. О преподавании всеобщей истории государства и права // Правоведение. — 1973. — № 1. — С. 80–85

Основные термины (генерируются автоматически): институционный подход, всеобщая история государства, занятие, история государства, материал, подход, преподаватель, преподаватель истории, студент, будущий юрист.

Гост

ГОСТ

Понятие методики преподавания права

Методика преподавания права — это особая отрасль науки, которая лежит на стыке права и педагогики, и включает как юридический, так и педагогический компонент.

Цели и методы преподавания права и других юридических дисциплин зависят от уровня развития общества, науки и других факторов. Предмет методики преподавания права — право, а метод правового обучения - педагогические технологии.

Цель изучения права — воспитать глубокое осознание необходимости соблюдать права человека, уважение к другим людям и чувство собственного достоинства. Человек, уважающий в себе личность, способен отстаивать свои собственные права и уважать права других людей. Цель преподавания права — дать необходимые знания о праве, о государстве, его органах, устройстве, юридической деятельности, правах и обязанностях человека, гражданина государства, об истории и философии государства и права, которые нужны в практической жизни каждого гражданина. Эти знания делают человека более компетентным в области правовых отношений, что является важным аспектом современной жизни и развития гражданского общества и правового государства.

Преподавание учебного курса по праву основано на изучении Конституции Российской Федерации, основополагающих нормативно-правовых актов и важнейших международных документов. В методике преподавания права лежит задача не просто научить обучающихся работать с документами, но и применять приобретенные знания и умения на практике. При обучении праву нужно выстроить определенную логику преподавания правовой и юридической науки. Законодательную основу преподавания и изучения права составляет Конституция РФ — основной закон страны.

Субъектами правового обучения являются лица, обучающиеся в юридических вузах и преподаватели, которые имеют юридическое и педагогическое образование.

Особенности методики преподавания права

Преподавание основ права, его отраслей предполагает не столько читку лекционных материалов и использование прочих традиционных методов обучения, а максимальное выделение времени упражнениям в практическом применении изученного правового материала, решению реальных проблем, связанных с этим материалом.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи преподавания права:

  • научить методике работы с юридическими документами, овладению умениями работы в соответствии с современными требованиями;
  • обучать акцентировать внимание на конкретных юридических фактах и явлениях;
  • формировать правовые знания, развивать юридическое мышление, юридический язык, овладевать юридической терминологией и дефинициями;
  • ознакомить с появлением новых правовых знаний, категорий, понятий.

Методической основой преподавания, которая соединяет правопонимание с правоприменением, то есть научную теорию с практикой, является использование не только активных, но и интерактивных методов обучения праву. К ним относятся: деловые игры, кейс-метод, ролевые, психотехнические игры и упражнения, дискуссии, работа с литературными и правовыми текстами, правовыми источниками и т.д.

Методика преподавания права имеет свои особенности, требует иных подходов, чем в других дисциплинах. В центре внимания курса права находится человеческая личность, поэтому навязывание в ходе преподавания только своей точки зрения, своего мнения означает нарушение прав того, кто занимается изучением этого права. Главным принципом методики преподавания права должен стать такой принцип преподавания, при котором возможно плодотворное сотрудничество обучающегося и преподавателя.

Использование интерактивных методов в практике преподавания права служит цели формирования целостной системы знаний у обучающихся, практико-ориентированных навыков и умений, актуальных для граждан РФ, обучению применению этих знаний и совершению действий в условиях различных правовых ситуаций и т.п.

Особенности методики преподавания права:

  1. Гуманистический, ценностный подход, использование личностно-ориентированных подходов и методов: учебного сотрудничества, моделирования, метода проектов и др.
  2. Повышение правовой культуры обучающихся и эффективности преподавания за счет включения правовых дисциплин в преподавание других наук (истории, обществознания) как составной части.
  3. Региональный подход, который связан с рассмотрением роли и места права в регионе, местном сообществе, в городе или селе, разбор правовых явлений на местном материале.

Обозначенные подходы и методы направлены на воспитание у человека ответственности за свои поступки, с которыми неразрывно связано обладание правами и свободами, оценка практических ситуаций с правовой точки зрения.

В методике преподавания права предъявляются особые требования к преподавателю права, его методической компетенции, а именно, умениям составлять стратегический план обучения, анализировать ситуацию, принимать решения, конструировать логику учебного процесса, мобильно решать педагогические задачи и возникающие проблемы.

Первостепенное значение среди методов правового обучения играют инновационные методы, интерактивные методы и формы, которые способствуют интенсификации целостного учебного процесса.

В методике преподавания права произошел перенос акцентов с передачи знаний, значительных объемов информации на освоение навыков работы с правовой информацией, овладение способами приобретения новых знаний, на умение самостоятельно добывать знания, на формирование навыков анализа, критического мышления.

Читайте также: