Положение о защите прав ребенка в доу

Обновлено: 05.07.2024

1.2. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении (далее — Уполномоченный) вводится в структуру органов общественного управления образовательного учреждения в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов (далее - прав) участников образовательного процесса в образовательном учреждении, а также восстановления их нарушенных прав.

1.3. Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах.

II. Основные цели и задачи Уполномоченного.

2.1. Основными целями и задачами Уполномоченного являются:

- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;

- оказание помощи законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;

- обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав;

- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

2.2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

III. Права и обязанности Уполномоченного.

3.1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, и в рамках образовательного процесса. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностных лиц /органов управления и самоуправления ДОУ.

3.2. Для реализации задач Уполномоченный имеет право:

- посещать учебно-воспитательный процесс, родительские собрания, заседания педагогического совета или иных органов самоуправления образовательного учреждения; совещания, проводимые руководителем образовательного учреждения;

- получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;

- проводить самостоятельно или совместно с Советом ДОУ, администрацией образовательного учреждения проверку фактов нарушения прав участников образовательного процесса;

- заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса;

- пользоваться помощью участников образовательного процесса при решении вопросов, относящихся к его компетенции;

- вносить рекомендации (письменные и устные) администрации, педагогическому совету, Совету ДОУ, предлагать меры для разрешения конфликта;

- представлять свое мнение, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав участников образовательного процесса педагогическому совету, Совету ДОУ, иным органам управления и самоуправления образовательного учреждения и администрации образовательного учреждения.

3.3. Уполномоченный обязан:

- содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;

- по окончании учебного года предоставлять Совету ДОУ, а также Уполномоченному по правам ребёнка в Красноярском крае отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями.

3.4. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными конфиденциальные сведения о частной жизни других лиц без их письменного согласия.

IV. Процедура рассмотрения Уполномоченным обращений

участников образовательного процесса.

4.1. Уполномоченный рассматривает обращения участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей несовершеннолетних)), касающиеся нарушения их прав, связанных с осуществлением образовательного процесса.

4.2. Обращение подается Уполномоченному в срок не позднее трех месяцев со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушениях. Обращение может подаваться как в письменной, так и в устной форме.

Письменное обращение должно содержать Ф.И.О, адрес заявителя, изложение существа вопроса.

4.3. Получив обращение, Уполномоченный:

- в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения обращения принимает ее к рассмотрению;

- разъясняет заявителю о других мерах, которые могут быть предприняты для защиты прав заявителя;

- обращается к администрации образовательного учреждения с ходатайством о проведении проверки по фактам выявленных нарушений;

- в случае необходимости передает обращение органу или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение обращения по существу;

4.4. Уполномоченный вправе отказать о принятии обращения к рассмотрению, мотивированно обосновав свой отказ.

4.5. О принятом решении Уполномоченный в семидневный срок уведомляет заявителя.

4.6. Уполномоченный взаимодействует:

- с государственными и муниципальными органами управления образованием;

- Уполномоченным по правам ребёнка в Красноярском крае;

- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- отделами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

- органами опеки и попечительства, органами социальной защиты населения и с другими.

IV. Обеспечение деятельности Уполномоченного.

5.1. Для эффективной работы Уполномоченного администрация образовательного учреждения оказывает ему всемерное содействие в предоставлении на период личного приема отдельного помещения, в выдаче запрашиваемых документов и иных сведений, необходимых для осуществления деятельности в пределах его компетенции.

5.2. Администрация образовательного учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.

5.3. Для обеспечения деятельности Уполномоченного администрация образовательного учреждения вправе в установленном порядке предусмотреть возможность использования внебюджетных источников образовательного учреждения.

5.4. Правовое обучение Уполномоченных осуществляется при содействии Министерства образования и науки Красноярского края, Уполномоченного по правам ребёнка в Красноярском крае и общественных организаций, содействующих правовому и гражданскому образованию.

V. Порядок избрания Уполномоченного по защите прав

участников образовательного процесса.

6.1. Уполномоченным может быть избран – в порядке, определенном п. 6.3. настоящего Положения, один из членов Совета ДОУ.

6.2. При этом не могут быть избраны Уполномоченным:

- Председатель Совета ДОУ,

- участник образовательного процесса, занимающий в образовательном учреждении административную должность.

6.3. Порядок избрания Уполномоченного.

- выборы проводятся на период действия полномочий Совета ДОУ - один раз в два года;

- члены Совета ДОУ избирают Уполномоченного из числа его членов большинством голосов (не менее 2/3 от общего числа членов Совета) открытым или прямым тайным голосованием. Форма голосования определяется Советом ДОУ;

- избранным считается кандидат, набравший большее количество голосов;

- итоги выборов оформляются решением Совета ДОУ, публикуются на официальном сайте образовательного учреждения и направляются в управление образованием администрации г. Шарыпово;

- копия решения Совета ДОУ представляется в аппарат Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае;

- информация об итогах выборов, а также о времени и месте личного приема Уполномоченным участников образовательного процесса размещается на информационном стенде образовательного учреждения, а также доводится до сведения родителей (законных представителей) на родительских собраниях.

6.4. Досрочное прекращение деятельности Уполномоченного допускается в случае:

- прекращения действия трудового договора, заключенного с педагогическим работником образовательного учреждения;

- подачи личного заявления о сложении полномочий;

- неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязанностей;

- неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

6.5. Решение о досрочном прекращении деятельности Уполномоченного принимается Советом ДОУ.

Наш сайт в первую очередь адресован тем, кто заинтересован в гармоничном и всестороннем развитии своего ребенка, кто готов поделиться опытом и рассказать о трудностях воспитания и обучения дошкольника, кто желает сотрудничать с квалифицированными специалистами.



Сведения об образовательной организации

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)

Доступная среда

Группы

Наша жизнь

Личный кабинет

Категории

Положение о правах ребёнка в ДОУ

Реализация прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Chepornova-E-A

Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений Елена Алексеевна Чепорнова.

  • содействует правовому просвещению участников образовательных отношений;
  • содействует восстановлению нарушенных прав участников образовательных отношений;
  • оказывает помощь законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;
  • обеспечивает взаимодействие воспитанников, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательных отношений по вопросам защиты их прав.

Уполномоченным по защите прав участников образовательных отношений ДОУ не принимаются к рассмотрению жалобы:

  • по вопросам связанным с оплатой труда и поощрения членов трудового коллектива;
  • на дисциплинарные взыскания;
  • на организацию образовательного процесса.

В своей деятельности Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений ДОУ руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права. Конвенцией ООН о правах ребенка. Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством, направленным на защиту прав и интересов ребенка, Уставом ДОУ и Положением ДОУ об Уполномоченном по защите прав участников образовательных отношений на общественных началах.

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского учреждения и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

Coглacнo зaкoнaм, пpинятым в PФ, мaлыш имeeт пpaвo в ДOУ нa:

Здopoвьe, пpи нeoбхoдимocти дoшкoльныe yчpeждeния дoлжны oкaзывaть мeдицинcкyю пoмoщь дeтям.

Рaзвитиe и peaлизaцию cвoих твopчecких, физичecких вoзмoжнocтeй в дeтcкoм caдy. Пeдaгoги oбязaны paзвивaть в дeтях твopчecкиe cпocoбнocти, peчь, мышлeниe, тo ecть, пpoвoдить paзличныe зaнятия, paзвивaть cпocoбнocти, имeющиecя y кaждoгo мaлышa c poждeния.

Пcихичecкoe cпoкoйcтвиe в кoллeктивe, пeдaгoгaм нeльзя дoпycкaть жecтoкoгo oбpaщeния c дeтьми, гpyбoгo физичecкoгo и ceкcyaльнoгo нacилия нaд ними.

Нe дoлжнo пpиcyтcтвoвaть эмoциoнaльнoгo нacилия. Зaмeчaния, yгpoзы, кpитикa ocкopбитeльнoгo хapaктepa в aдpec cвoих пoдoпeчных нeдoпycтимы в ДOУ, тaкжe, кaк нeльзя, вpaть мaлышaм, пpeднaмepeннo изoлиpoвaть их oт coциyмa. Meтoд вocпитaния c пoвышeниeм гoлoca, кpикaми нa дeтeй cчитaeтcя y мнoгих впoлнe нopмaльным и пpивычным явлeниeм, нo этo тoжe нapyшeниe пpaв peбeнкa. Впeчaтлитeльныe дeти мoгyт быcтpo тpaвмиpoвaтьcя, пcихoлoгичecкий вpeд мoжeт oтpaзитьcя нa них в бyдyщeм.

Составил: Чепорнова Е.А.

Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако "общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права", - утверждает Декларация прав ребенка.

Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:

  1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
  3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
  5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
  6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.


- это неофициальное лицо, избранное педагогическим сообществом, наделяется полномочиями по соблюдению законных прав и интересов воспитанников, педагогов или родителей, предусмотренных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством, направленным на защиту прав и интересов ребенка, Уставом образовательного учреждения.

Он ведет индивидуальную просветительскую работу, правовое просвещение, разъяснение прав и обязанностей каждого участника учебно-воспитательного процесса.

Приоритетным направлением работы Уполномоченного является защита прав несовершеннолетних.

Если Вы считаете, что в образовательном процессе нарушены Ваши права и достоинство, обращайтесь к Уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса МАДОУ №12 БУБНОВОЙ ИРИНЕ ПАВЛОВНЕ.


Вы можете обратиться лично или письменно, подписаться или сделать это анонимно.

График работы:

понедельник 16.30 - 18.00

среда 16.30 - 18.00

Зачем нужен Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в ДОУ

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и со­ циализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно ничем заменить. Истинные духовные ценности человека, возможно, сохранить только в семье, а пере­ дать их - только через детей.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которо­ го ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Здоровье детей и их полно­ ценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое вос­ питание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в нашем быстро меняющемся мире.

Жизнеобеспечение детей и защита детства относятся к при­оритетным стратегическим задачам экономической и социаль­ ной политики государства, решению которых в последнее время постоянно уделяется внимание.

Жизнь, здоровье и будущее ребенка целиком зависят от ро­ дителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты.

Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к не­му и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвен­ цию о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые рас­крывают права каждого человека от рождения до 18 лет на вы­ живание, развитие, защиту от эксплуатации и насилия и других форм злоупотребления.

Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, утвердила основные гаран­ тии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, воз­ можность получения образования, право на жилье, социальное обеспечение и т. д. Таким образом, Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепринятым нормам международного права.

Семейный кодекс РФ (ст. 63) предусматривает, что родите­ли не вправе причинять вред физическому и психическому здо­ровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, уни­жающее человеческое достоинство обращение, их оскорбление или эксплуатацию.

Нарушением прав ребенка считается:

Лишение свободы движения.

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного кодекса РФ запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанно­ стей по воспитанию несовершеннолетнего).

Применение физического насилия к ребенку.

Унижение достоинств ребенка - грубые замечания, выска­ зывания в адрес ребенка - воспитывает в ребенке озлоблен­ ность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, зани­ жение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.

Угрозы в адрес ребенка.

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебреже­ ние его нуждами.

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­ вания, медицинской помощи.

Отсутствие должного внимания и заботы, любви.

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и роди­ тели целиком полагались на детский сад и школу, то в настоя­ щее время согласно Семейному кодексу РФ (ст. 63) оговарива­ ются права и обязанности родителей по воспитанию и образова­нию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здо­ ровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ре­ бенка. Обеспечение интересов детей является предметом основ­ ной заботы родителей.

Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страда­ ли от негативных последствий. В слабых руках малышей - наше с вами будущее, наш завтрашний день.

ЗАКОНЫ И ДОКУМЕНТЫ РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРАВА РЕБЕНКА

Три уровня законов:

1-й уровень - международный.

Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 году).

Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года).

Другие документы, принятые рядом стран.

2-й уровень.

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ (некоторые разделы, например, раздел о дееспособности несовершеннолетних детей).

3-й уровень.

Резюме к статьям Конвенции ООН о правах ребенка

Статья 6 (1). Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 7 (1). Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя и приобретение гражданства, право на заботу ро­ дителей.

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном ок­ ружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилуч­ ший уход.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статьи 12,13,15. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Статья 23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 24. Дети имеют право на медицинский уход.

Статья 24 (2 с). Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

Статьи 26, 27 (1). Дети имеют право на приемлемый уро­ вень жизни.

Статья 28 (а). Дети имеют право на бесплатное и обяза­ тельное начальное образование.

Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 31. Дети имеют право на отдых и досуг.

Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве де­ шевой рабочей силы.

Читайте также: