Поддержка детской инициативы на музыкальных занятиях в доу

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Евдокимова Анастасия Николаевна

Организация: МБДОУ №151

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема. ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу развития социально - активной творческой личности ребенка.

Дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы личностного, физического, психического, развития человека. В исследовательском поиске детская потребность обусловлена биологически, исследователем ребёнок не рождается. Любознательность, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать - важнейшие черты детского поведения.

Поэтому одним из целевых ориентиров в дошкольном образовании является проявление ребенком инициативности в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме происходит в виде вербального исследования (вопрос взрослому - почему?) и в виде детского экспериментирования с предметами.

ФГОС ДО – это, по определению А.Г.Асмолова, стандарт создания мотивации для ребенка, который готов всех и каждого мучить своими вопросами.

Что означает – инициативный ребенок дошкольного возраста? Для каждой возрастной группы существует примерные показатели инициативности ребенка. Дошкольное образование нацелено на поддержкувозрастающей инициативы ребенка (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.Музыкальная деятельность в детском саду тесно связана с творческой инициативностью. Для творчества нужна основа, поэтому первая задача музыкального руководителя и воспитателя, создать эту основу, развивая при этом у ребенка нужные умения и навыки.

В развитии творческой инициативы ребенка важны все виды музыкальной деятельности дошкольников.

Слушание музыки обогащает музыкальное представление ребенка, учит простейшему анализу произведения, а также в дальнейшем поможет ребенку самостоятельно выражать характер музыки в танцах, песнях, музыкальных играх.

Упражнения, танцы, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах, дают толчок детям к творческому воображению, их инициативе.Со временем у детей начнет проявляться оценочное отношение к музыке и движениям. Это говорит о формировании задатков музыкального вкуса. Дети учатся самостоятельно оценивать свои возможности, стараются проявить активность.Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.

Не принуждать ребенка - вот главная задача педагога, а побуждать его к самостоятельным действиям, к проявлению инициативы. Педагог должен постараться помочь ребенку, если он не уверен, начать вместе с ним, предложить детям поддержать его аплодисментами, любыми действиями, которые подвигнут ребенка на выполнение задания.

Использование социокультурного пространства ДОУ (театр, библиотека, музыкальная школа и т.д.) рождает у детей новые, яркие впечатления и, соответственно, побуждает к придумыванию новых образов в самостоятельной деятельности детей. Например, поход в театр на премьерный спектакль, побудил ребят подготовительной группы попробовать себя в разных образах, проявляя при этом свою инициативность.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Для инициативной личности характерно:

  1. Произвольность поведения;
  2. Самостоятельность;
  3. Развитая эмоционально волевая сфера;
  4. Инициатива в различных видах деятельности;
  5. Стремление к самореализации;
  6. Общительность;
  7. Творческий подход к деятельности;
  8. Высокий уровень умственных способностей;
  9. Познавательная активность.

Главная задача педагога не заставить и приучить, а помочь ребенку научится быть активней и смелей в познавательной деятельности и в повседневном общении со сверстниками.

Автор: Фролова Анна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 4"
Населённый пункт: г. Саров, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Поддержка детской инициативы в процессе музыкальной деятельности"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение

г.Саров, Нижегородской области

«Поддержка детской инициативы

(для детей старшего дошкольного возраста)

На современном этапе развития дошкольного образования одной из

любознателен, владеет основными культурными привычками и навыками

самообслуживания, стремится получить новые знания.

Одним из социально значимых

личностных качеств дошкольника

самостоятельную постановку целей, организацию действий, направленных

инициативности развиваются произвольное и волевое поведение, активнее

взрослыми и сверстниками. Инициативный ребёнок может сам найти себе

Исходя из той или иной направленности активности дошкольника,

выделяют следующие сферы инициативы:

творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную

творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное

инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные

виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование,

развиваются произвольность, планирующая функция речи);

коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со

сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

у с т а н а в л и в ат ь

пространственно-временные, причинно-следственные отношения).

вовлечение детей в самостоятельное выполнение доступных им задач. К

старшему дошкольному возрасту дети могут достичь определённого уровня

развития инициативности в разных видах деятельности. Ребёнок 5-7 лет

сам способен ставить цели в играх и практической деятельности. При этом

он умеет оценивать обстановку, в которой происходит действие (например,

в игре), умеет провести анализ ситуации, выявить позиции участников,

настольной игре) и выполнить действие.

взаимодействия и методы обучения, благодаря музыкальной деятельности,

наполняются новым смыслом, отражающим особенность музыки как вида

драматургии (Э.Б. Абдуллин); методом создания художественного контекста

(Л.В. Горюнова); методом осознания личностного смысла музыкального

произведения (А.А. Пиличяускас) и др.

Целенаправленность и саморегуляция собственных действий будет

возможности самому выбрать вид деятельности в соответствии со своими

Степень самостоятельности у ребёнка всё время повышается, что

Инициативность – важное условие развития музыкальных способностей

ребёнка и один из показателей развития его личностных качеств.

В музыкальных видах деятельности (восприятии, исполнительстве,

проявляется в том, что ребёнок

последовательно их решая. Инициативность

А теперь рассмотрим методические приемы по развитию инициативы

в каждом из видов музыкальной деятельности отдельно.

варьируются от наличия различных видов деятельности (музыкальной игры,

успешного освоения материала.

некоторые особенности музыкальных произведений, на основе полученных

Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для

студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

сведений высказывать свое отношение к песням, пьесам, их характерным

признакам. Углубляя навык слушания музыки, педагог продолжает развивать

эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников. Их

переживаний, которые иногда трудно выразить словами.

В процессе слушания даются сведения о жанрах. Достаточный уровень

развития детей позволяет привлекать их внимание не только к характеру

восприятия помогают дидактические игры, задания которых всегда связаны с

различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности:

высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Обучение происходит в игровых,

Направляя внимание детей на восприятие вокальной музыки, педагог

строит беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста.

Знакомя с инструментальной музыкой, он делает небольшие пояснения более

Беседы носят развернутый характер, внимание обращается на развитие

художественного образа, поясняется выразительное назначение музыкальных

стихотворения) отмечает связь музыки с теми явлениями жизни, которые в

умении вступать в контакт со взрослыми и сверстниками с учётом норм

социального взаимодействия. Ребёнок должен ориентироваться в социальном

взаимодействии (где, с кем, как, о чём можно говорить, выслушивать,

перебивать, стараться отвечать на вопросы и самому их задавать,

поддерживать тематическую беседу).

усиливается воспитательное воздействие пения, различных его форм, более

Работая над звукообразованием (высоким, легким, звонким, напевным,

подвижным), педагог использует показ на своем примере или на примере

хорошо поющего ребенка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать

так же. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать,

Напевности звучания помогает правильное протяжное формирование

гласных: а, о, у, э, и. При этом педагог упражняет ребят в пении на гласные и

выговаривать согласные, особенно в конце слов. В этом случае помогают

Необходимы систематические упражнения и напоминания. Приемы развития

литературного текста и сводятся к разъяснению смыслового значения слов.

артикулируя. Здесь полезны приемы произнесения текста шепотом, в ритме

песни и с фортепианным сопровождением, а также выразительное прочтение

текста без музыки.

Можно использовать следующие приемы:

дети его повторяют;

по указанию педагога и прислушаться, как он звучит;

песни, добиваясь точности звучания от каждого ребенка;

- с некоторыми детьми, обладающими более широким диапазоном, можно

исполнить песню в более высоких тональностях;

- напоминать детям о направлении движения мелодии, о более высоких и

низких звуках, формируя музыкально-слуховые представления;

- углублять слуховые представления, используя показ, изображение условных

знаков (птичка сидит высоко — поет выше, сидит низко — поет ниже);

Песенное творчество.

необходимо обращать внимание на следующие моменты.

В постановке творческих заданий всегда соблюдается определенная

Предлагается также импровизировать мелодию без слов. Но чтобы ребенок

привыкал петь в определенном ладу, должны быть предложены попевки,

Ломовой сначала исполняется взрослым, затем проигрывается музыкальное

вступление, и педагог поет без сопровождения.

характер вопроса и ответа, которые звучат по-разному. Например, в песнях

На третьем этапе внимание детей обращается на то, что музыка может

выражать различные чувства, быть то веселой то грустной. Дети понимают

Музыкально-ритмические движения.

хоровода можно варьировать. Такие методические приемы целесообразны

последовательности игр. Если имеет место развернутое действие, то рассказ

распределяется на отдельные эпизоды, каждый из которых сопровождается

прослушивания музыки, пояснения и показа отдельных сложных элементов.

Если танец имеет двухчастную форму (запев, припев), то объяснение может

быть целостным по всей композиции или отдельно по частям. Более сложная

построением движений требует раздельных пояснении и показа (по частям).

Ребенок должен почувствовать ее общий характер, настроение. Следующий

этап - разучивание, наиболее длительный (несколько занятий). Здесь могут

выразительного исполнения. Целесообразны индивидуальные задания детям

добиться инициативности и самостоятельного исполнения у воспитанников.

способностей, которые педагог стремится развить у ребенка. Музыкально-

Одной из форм развития инициативности при выполнении заданий может

другой делает задание, в какой последовательности, слушает, спрашивает,

если что-то не понятно). Выполняя контролирующую функцию, наблюдатель

проявляет инициативность на уровне операционального контроля. Переходя

к следующему заданию, дети меняются функциями. Варианты выполнения

могут касаться подбора пар (в паре могут быть подобраны близкие или

разные по уровню развития дети), содержания задания (по сложности и др.).

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16

Опыт работы по теме:

«Способы и направления поддержки детской

«Воспитание должно быть организовано так,

чтобы не ребёнка воспитывали,

Л.С. Выготский

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии

личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность,

Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме

самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих

импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-

Поэтому проблема музыкального творчества, актуальна и соответствует потребностям

детского сада. Исходя из противоречий, мною была определена основная идея опыта

Цель данной работы:

Формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков,

творческих способностей на основе музыкально – игрового творчества.

Осуществляются во всех видах музыкальной деятельности и развивают творческое

мышление, творческую активность, творческое воображение, природную музыкальность

развивать творческое воображение – основу творческого слушания музыки.

проявления творческой активности;

побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и

развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования,

способность к спонтанному творческому поведению.

побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально –

ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских

создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Для развития творчества и самостоятельной деятельности детей использую современные

Личностно- ориентированный подход

Информационно — коммуникативные технологии

Эти технологии так же используются во всех видах музыкальной деятельности.

Дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных,

— игра на музыкальных инструментах.

— это умение детей импровизировать простейшие мелодии. Детям дается это очень

сложно индивидуально без помощи взрослого. Но работая над этим видом творчества

более углубленно положительные результаты дети показывают.

— это умение детей комбинировать из знакомых элементов танца новые композиции.

Самый любимый для детей вид деятельности, где дети импровизируют, танцуют,

проявляют свои творческие способности.

— это умение самостоятельно находить способы воплощения музыкально-игрового

— выступает одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства,

отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка .

— один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных

инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает

их музыкальные способности

И самый главный итог работы – это проведение утренников, праздников и конкурсов,

сотрудничество с социумом и участие детей во всероссийских конкурсах.

Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнуть

только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания,

которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Родители непосредственные участники всех праздников, конкурсов и развлечений,

частники в оформлении и подбору необходимых костюмов.

Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет

правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога

самостоятельной деятельностью детей. Для этого в уголках групп я рекомендую

дидактические игры, способствующие этому, так же рекомендую набор музыкальных

инструментов соответствующий данному возрасту.

В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо

взаимодействие работающих с детьми воспитателя и музыкального руководителя.

В своей работе использую приемы, которые способствуют развитию детского творчества,

использование ИКТ и мультимедийных презентаций (при проведение совместной

деятельности, на праздниках и развлечениях, при проведении индивидуальной работы,

при разучивании танцев, песен, музыкально – дидактических игр.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный,

творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием

форм и является начальным проявлением самообучения.

Результативность работы по развитию творческих способностей.

Проводя не первый год, диагностические исследования музыкально творческих

способностей детей, могу сделать вывод, что уровень развития детей в этом направлении

значительно вырос, дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными,

умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах

музыкальной деятельности. Считаю, что это заслуга всего педагогического коллектива, так

как программа ДОУ соответственно ФГОС направлена на развитие творческой,

разносторонне развитой личности. Необходимо продолжать вести работу в системе, для

достижения желаемого результата учитывая индивидуальные особенности детей.


Ключевые слова: песенное творчество, детская инициатива, самостоятельная музыкальная деятельность, дошкольное образование.

Стандарт Дошкольного Образования основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, в том числе в музыкальной деятельности.

В пении самостоятельность детей проявляется посредством активного восприятия вокальных произведений, определения их характера, настроения, а также способности выразить при исполнении или создать в процессе сочинения интонационно богатый образ песни.

Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, наиболее способствуют проявлению самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников. Уже в младшем возрасте дети могут самостоятельно импровизировать несложные мелодии, например, напевая колыбельную для куклы, или импровизировать знакомые природные, бытовые звуки, а также звуки музыкальных инструментов, животных и птиц.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песенное творчество, детская инициатива, Дошкольное Образование, самостоятельная музыкальная деятельность, игра, инициатива, музыкальный круг, песня, самостоятельность детей.

Читайте также: