Северный ветер краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

На днях состоялась премьера драмы Ренаты Литвиновой под названием “Северный ветер”. Произведение очень заинтересовало поклонников творчества певицы Земфиры, так как в фильме используются песни этой исполнительницы. Литвинова последние почти десять лет не занималась режиссерской деятельностью и ничего масштабного не снимала. Это и послужило для нее возможностью выдать новую кинокартину, которая затрагивает струны человеческой души.

Интересной деталью в фильме является безвременные рамки — зритель не может понять, какую эпоху и время затрагивает режиссер. Это ни к чему — тема, нарушенная Литвиновой, не требует обозначения времени. Все действие происходит как будто через стекло окна старого, повидавшего не один десяток лет дома. Род, в котором издавна во главе только женщины, собирается за столом на праздник. Бенедикт приводит знакомиться с родней свою девушку Фанни, и по стечении странных обстоятельств она сразу же погибает. Бенедикт убитый горем, зовет замуж Фаину — сестру Фанни, у них появляется сын Хьюго. Но время и жизнь этой семьи останавливается в новогоднюю ночь после тринадцатого удара курантов.

У жителей Северных Полей есть поверье в существование тринадцатого или двадцать пятого удара новогодней ночи: когда это происходит, время останавливается, и все события и люди как будто зависают в воздухе. У них появляется возможность продлить свою жизнь еще на один час.

на этом особенности этого фильма не заканчиваются: режиссер собрала в своем фильме столько разных героев и персонажей, поместила их в настолько необычные ситуации, что неопытному и легкомысленному зрителю разобраться во всем этом будет очень трудно. Кроме того, Рената Литвинова не посчитала нужным расшифровать смысл своего фильма после его окончания.

Мы видим только вечную мерзлоту — и жители, и время остановилось. Лета не ощущается — сюжет очень “холодный” и потепления не предвидится. В чем же смысл непонятной киноленты, снятой не менее экстравагантной Ренатой Литвиновой?

В своем фильме она описала свою же страну — Россию, которая навечно застряла в “мерзлоте”. Это касается не только погодных условий, но и уровня морально-этических качеств человека и его развития в целом. Страна и ее граждане как будто действительно оказались где-то между эпох и времен, не понимая, что творится на самом деле. Для них не характерно принять, что время движется, общество становится все более цивилизованным, развивается. В фильме постоянно кто-то с кем-то воюет, избивают мирное население, но жители дальних, северных земель это не воспринимают. Они не переживают, потому что у них есть дела поважнее — свои чувства и переживания. В этой детали сюжета и заложен некий смысл: человека не интересуют проблемы других. Каждому из нас важнее свой статус, жизнь, проблемы, взаимоотношения с близкими. Но никого не волнует то, что происходит в соседней квартире. Каждый зациклен сам на себе. От того и “зависает” в воздухе человеческая жизнь — уделяя максимум времени и внимания самому себе, мы забываем о тех, кто рядом. Будучи сплоченными и дружными, можно свернуть горы. Главное — забота не только о себе, но и о своих близких.

Ветер — символ изменений в жизни человека, признания своих ошибок и желания изменить существование в лучшую сторону. Фильм Ренаты Литвиновой, как всегда, очень непростой для восприятия, но вместе с тем, это огромное пространство для раздумывания, обсуждения и анализирования. Каждый сможет взять для себя из этого фильма что-то, что навсегда хоть каким-то образом сможет изменить его жизнь.

К новой картине роковой женщины, постановщицы и актрисы Ренаты Литвиновой хорошо подходит советский газетный штамп — к нему трудно остаться равнодушным. После его выхода в прокат публиковались исключительно полярные отзывы: восторженные либо крайне скептические (рецензий из второй категории, нужно сказать, было очень мало).

Главная проблема, которая может возникнуть у зрителя этого визуально поразительного фильма с оригинальной музыкой Mujuice и Земфиры, заключается в том, что он просто не поймет сюжет. Поэтому мы попросили кинокритика Егора Беликова разобрать главные темы картины, обращая внимание на детали.

По сути этот фильм — фэнтези, хотя явно основанное на нашей с вами реальности и истории последних двух веков. Хотя реалии причудливо искажены, перепридуманы. Рената Литвинова, автор фильма, сама играет главную роль Риты, одной из верховодящих женщин во влиятельном клане, который контролирует большие земли где-то на севере. В их семье издавна не правили, которые то дело вырастали не лидерами, а надломленными личностями.

Действие развивается в течение многих лет, пока родимый дом приходит в упадок сверхъестественным образом: стены его заплетают узловатые корни и ветки, всё ветшает. Сундуки, в которых издавна хранит деньги семья, не доверяя банкам, гниют изнутри, закопанные под вечными снегами. Очевидно, природа съедает заживо семью, что-то не так в северном королевстве. Всё дело в сыне Риты, Бенедикте (Антон Шагин). Он влюбился в юную стюардессу Фанни (Ульяна Добровская, дочь Литвиновой), привел ее знакомиться с семьей, а сразу же после полуночи она погибла в авиакатастрофе. Бенедикт женился на ее сестре Фаине (Софья Эрнст), которую так и не смог полюбить, они даже родили Рите долгожданного внука по имени Хьюго, но вырос он сломленным, а потому не годится на роль патриарха клана.

Это если вкратце. На самом деле фильм изобилует второстепенными и третьестепенными персонажами, тоже важными: от Светланы Ходченковой в роли цирковой актрисы с голосом, якобы похожим на голос Фанни, до Максима Суханова, сыгравшего кузена Бориса, военного с металлической деталью в лысом черепе. Словом, это пышная, затейливая, нарочито избыточная драма. Здесь всё как в сказке, но грустной — скорее как у Гримм, чем как в русской народной.

С другой стороны, женщины в этой картине будто сами слишком многого ждут от появляющихся мужчин, которые от навязываемой ответственности сбегают. Всё семейство — одновременно воплощение мечты о большой, дружной аристократической семье и пародия на этот образ, позаимствованный из классических литературных саг. Рита — властная женщина себе на уме, которая всеми заправляет, но на деле у нее не получается ничего и никого подчинить своей воле. У нее есть тайна, которую нам в фильме так и не раскроют: год за годом она ждет звонка от неизвестного мужчины. У всех прочих своя драма. Никто здесь не счастлив, и поэтому герои неистово заливаются шампанским.

Что же делает этот фильм фантазийным, а не реалистическим? По сути, герои живут не в такие уж далекие от наших времена, предположительно — где-то в России, хотя называется она по-другому. Значит, получается, это скорее альтернативная история? Возможно, но слишком уж много в этом доме эпохальных странностей.

Там пользуются канделябрами и электрическими лампами, телефоном начала XX века, в этом мире уже организованы регулярные пассажирские авиалинии (которые всерьез развились в 1930-е), а пластическая хирургия достигла уже современных высот. При этом клан, наперекор прогрессу, будто окуклился в своем мире из прошлого. Словом, Литвинова чрезвычайно вольно обращается в своей картине с хронологией и со временем вообще.

Где и когда

Время и место действия толком неизвестны. Ясно лишь, что до Северных полей можно добраться только на самолете. В кадр попадает сюрреалистичный вид на Спасскую башню Кремля, но стоит она посреди заснеженного леса; герои разъезжают на ретроавтомобилях (примечательно, что все они разные — ни один на протяжении фильма не повторяется), можно заметить старинные самолеты, а архитектура и костюмы отсылают к первой половине XX века.

Благодаря устройству течения времени герои постоянно отмечают Новый год (всего за время фильма — 13 раз), так что атмосфера непрекращающейся вечеринки не отступает все два часа.

Великий матриархат

Поворотным для сюжета становится важное семейное событие: сын Маргариты Бенедикт хочет жениться на стюардессе Фанни (ее играет Ульяна Добровская — 19-летняя дочь Ренаты Литвиновой), но та исчезает. В итоге Бенедикт берет в жены сестру Фанни — похожую на нее Фаину (Софья Эрнст). Вскоре после этого у всей семьи начинаются проблемы (в спектакле МХТ имени Чехова эта линия — главный драйвер сюжета).

О визуальных решениях

О музыке

Клип вышел еще до премьеры фильма. Сюжет ролика прост: под песню, состоящую всего из нескольких слов, сквозь снег на автомобиле едет Рената Литвинова.

Северный ветер

Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма, мистерия

Год производства: 2021

Режиссер: Рената Литвинова

Актеры: Рената Литвинова, Антон Шагин, Софья Эрнст, Галина Тюнина, Татьяна Пилецкая

Павел Лебедев

Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр - фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

Краткое содержание

С самых первых кадров фильм окунает зрителя в мистику. Древние надгробья, непонятные ритуалы, голос за кадром, объясняющий содержание того, что объяснить невозможно… Становится понятно, что этот фильм не подлежит обычному разбору — это не смена картинок на экране, это ощущения, эмоции, переживания.

древний клан

Кадр из фильма.

Уже многие годы, может, даже столетия главные женщины клана собираются вместе на Новый год, чтобы в очередной раз насладиться своим величием. Да, среди них есть мужчины, но все они безвольны, тщедушны и несчастны. Глава клана — бессмертная Алиса (Татьяна Пилецкая) — мать всея общины. Она, судя по всему, очень старая, но выглядит бодрой и активной. Ее дочь — Маргарита (Рената Литвинова) — главная героиня фильма. Ей также неподвластно время, она утонченна и прекрасна.

Трудно представить, что на этих женщинах держится благополучие всего клана, ведь Лотта — хранительница всех сейфов в доме. В них женщины прячут деньги, не желая доверить сбережения банкам.

Сын Маргариты Бенедикт (Антон Шагин) предстает перед зрителем в начале фильма счастливым и веселым. Он собирается представить семье свою невесту Фанни (Ульяна Добровская). Молодые безумно любят друг друга, все поздравляют их и радуются, поднимая бокалы за новогодним столом. Маргарита, как никто, понимает состояние влюбленных. У нее многие годы есть тот, кого она ждет у окна каждый день. Но сразу после торжества Фанни спешит на самолет — она работает бортпроводницей, у нее рейс, нужно бежать.

Рената Литвинова

Кадр из фильма.

И тогда в финале Маргарита решается помочь сыну. Поначалу она еще раз просит Фаину уйти. Потом, понимая, что объяснения и просьбы не работают, она нанимает актрису. Идея в том, чтобы та звонила Фаине и голосом Фанни говорила, что жива и скоро приедет. Маргарита надеялась так напугать невестку и выпроводить из дома. Когда и это не помогло, она решила действовать радикально.

застолье клана Северный ветер

Кадр из фильма.

Смысл фильма

Вряд ли сама Рената Литвинова смогла бы описать смысл своего кино какой-то одной фразой. Это настолько глубинно и не очевидно, что каждый наверняка увидит в картине что-то свое. Но главные идеи — цельность семьи, фатализм, невозможность остановить и обмануть время, сила настоящей любви и судьба, пойти против которой безнаказанно не имеют права даже представители самого влиятельного клана.

Феминизм

Ее дочь Ада — еще более нелепое существо. И дело даже не во внешности, хотя ее нарочито огромный нос тоже имеет скрытый смысл. Она забитая и бесправная, с кучей комплексов.

Когда она нашла себе мужа, все несказанно удивились (включая зрителей). Пластический хирург профессор Жгутик (Никита Кукушкин) подарил ей красоту, убрав огромный нос. Но его сердце разбилось, когда Ада вдруг призналась, что полюбила женщину. В ярости муж опаивает ее снотворным и делает операцию — возвращает на место ужасный нос. Но это не спасает их брак.

Фанни и бенедикт

Кадр из фильма.

Образ России

Хотя в кино ни разу не говорится, где именно происходит действие, зритель понимает, что речь идет о России. Трактовка ясна: Северные Поля, старинная усадьба, традиционная елка, дореволюционные атрибуты — все это описание пронизано русским колоритом.

снег и зима

Кадр из фильма.

Время и эпоха

Трудно сказать, в какую точно эпоху происходит действие фильма. Это что-то среднее между современностью и началом XX века. Смысл в том, что члены клана имели власть над временем, у них был целый лишний час в сутках. Это значит, что в фильме есть элемент мистики, искать в нем точное указание эпохи не приходится. Музыка Земфиры также добавляет фантастичности, но никак не проясняет вопрос принадлежности фильма к какому-то одному времени.

Старинная усадьба и пышные наряды дам, убранство ели в новый год и прочие мелочи переносят в начало XX столетия, но здесь же фигурируют современные моменты — регулярные авиарейсы, доступные всем автомобили, абсолютно современное метро в конце фильма.

Эти шутки со временем дополняет бессмертие главных героинь. Они совершенно не меняются с течением лет, не стареют. Время не властно над ними, но удалось ли им обмануть его?

Ветер как символ

С течением времени в клане ничего не меняется к лучшему. Герои, пытаясь наладить свою жизнь, только сильнее ее разрушают. Ветер не приносит облегчения, он вообще никак не влияет на жизнь тех, кто так жаждет перемен.

Объяснение концовки

Правительница клана понимает, что ее сын окончательно помешался из-за утраты любимой, а ее внук ушел на войну и никогда больше не вернется. Последние кадры — героиня Ренаты Литвиновой в пустом вагоне современного метро.

Читайте также: