Мэри дуглас чистота и опасность краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Харди работники на ферме замечают о пастухе, отказавшемся от чистой кружки, предложенной ему для сидра, что он "хороший человек и непривереда":

- Чистую кружку пастуху, - скомандовал солодовник.

- Ну, это совершенно не к чему, - с укоризненной деликатностью отозвался

Габриэль. - Меня абсолютно не трогает грязь в ее чистом виде, когда точно знаешь, что это такое. Мне и в голову не придет беспокоить своих ближних мытьем, когда

в мире и без того полно дел.

Более экзальтированным образом такое отношение демонстрирует св. Катерина Сиенская, которая, согласно преданию, почувствовав тошноту при виде ран больных, за которыми

ходила, с горечью осудила себя за это. Забота о гигиене несовместима с богоугодным

делом, поэтому она заставила себя выпить чашу гноя.

Однако соблюдаются ли правила, касающиеся чистоты, со всей строгостью или ими

пренебрегают, в них нет ни намека на какую-либо связь между грязью и областью

священным и нечистым практически отсутствует, звучит довольно странно.

По нашим представлениям священные вещи и места должны ограждаться от осквернения.

Святость и нечистота - вещи противоположные. Между собой они для нас схожи не

больше, чем голод и изобилие, сон и бодрствование. И все же характерной чертой любой

первобытной религии оказывается отсутствие четкого различения священного и

нечистого. Если это действительно так, то можно говорить об огромной пропасти, отделяющей нас от наших предков или от современных примитивных народов.

Безусловно, те или иные проявления этого странного явления часто замечались, изучались

и продолжают изучаться. Как пример можно привести следующее замечание Элиаде: Двусмысленность сакрального проявляется не только в области психологии (в том, представляется ли оно привлекательным или отталкивающим), но и в системе

ценностей; сакральное - это одновременно и “священное” и “нечистое”. (1958, с. с.

Это утверждение можно представить и в менее парадоксальной форме. Оно может

означать, что в нашем представлении идея сакральности чрезвычайно сужена, а в

некоторых первобытных культурах сакральное представляет собой самое общее понятие, которое означает приблизительно то же, что и запретное. При таком понимании мир

делится на вещи и действия, на которых лежит запрет, и на все остальные, на которых

запрета нет. Из этих запретов некоторые предназначены для того, чтобы оградить

священное от мирского, другие - чтобы оградить мирское от опасного вторжения

Поиск смысла, размышление о своем месте в окружающем мире и собственном предназначении отличает человека от представителей животного царства. Но подобная рефлексия требует серьезных затрат интеллектуальной энергии. Как упростить этот процесс и сэкономить внутренние ресурсы организма? Кажется, что универсальным ответом во все времена и во всех культурах оставалась категоризация жизни — классификация людьми самих себя, своих действий и окружающих их вещей.

Mary Douglas. Purity and Danger: An Analysis of.

Все те правила, которые существуют в том или ином социуме, будь то табу, моральные представления или записанные законы, направлены на поддержание социальной системы и достижения общественной гармонии

Все те правила, которые существуют в том или ином социуме, будь то табу, моральные представления или записанные законы, направлены на поддержание социальной системы и достижения общественной гармонии. Желание социального комфорта свойственно всем людям во все времена, и это сходство роднит современного человека с представителем примитивного племени сильнее, чем различают их особенности и аспекты поведения.

Работа замечательного британского антрополога Мери Дуглас "Чистота и опасность" - шедевр современного социального исследования, неизменно входящий в списки наиболее влиятельных научных трудов XX века, уже семнадцать раз переиздававшийся в оригинале и переведенный более чем на десять языков.

Британский социальный антрополог. Ее полевые исследования осуществлялись в Бельгийском Конго (Заире) в 1949-50 гг. и в 1953 г. Дуглас внесла значительный вклад в разработку таких разных проблем, как магия и колдовство (Douglas,М., 1970а), осквернение (1966), риск (Douglas,М., Wildavsky.A., 1982), институциональные формы (1986), социальные смыслы (1973, 1975) , потребительское поведение (Douglas,М., Isherwood.B., 1978). Для всех ее работ характерен интерес к тому, каким образом группы реагируют на риск и неопределенность. В развитии ее профессиональной карьеры значительную роль сыграли исследования колдовства среди племени азанде (Evans-Pritehard.E.E., 1937; Douglas,М., 1980). Например, в "Чистоте и опасности" (1966) Дуглас показала, как представления об осквернении способствуют установлению социального порядка вопреки неопределенности и опасности, и как функционирует человеческое тело в качестве метафоры социальной стабильности. Она также разработала теорию социальных отношений, обозначаемую как дихотомия сетка/группа (Douglas, 1970b). Переменная группы связана со степенью коллективной привязанности к социальным единицам; переменная же сетки относится к социальным ограничениям, налагаемым на индивида, которые являются результатом приписываемого статуса. Дуглас занималась также критикой утилитаристских теорий потребления (Douglas,М., lsherwood,B., 1978). В числе других ее работ "Леле Касаи" (1963), "Культурный уклон" (1978), "В полный голос" (1982а) и "Эссе по социологии восприятия" (1982Ь).

В девятнадцатом веке первобытным религиям обычно приписывали два свойства, отличавшие и отделявшие их от великих мировых религий. Первое состояло в том, что их движущим мотивом был страх, другое - что они были неотделимы от представлений об осквернении и гигиене. Практически все описания первобытных религий, оставленные миссионерами или путешественниками, полны рассказов о том, в каком постоянном ужасе и страхе живут их приверженцы. Описываются верования в ужасные напасти, обрушивающиеся на тех, кто случайно переходит некую запретную черту или имеет дело с чем-то нечистым. И поскольку страх овладевает всем сознанием, то это обстоятельство полезно учитывать и при рассмотрении других особенностей первобытного мышления, в частности - представлений о нечистом. Рикье подытоживает это так:

La souillure elle-meme est a peine une
representation et celle-ci est noyee dans une
peur specifique qui bouche la reflexion; avec
la souillure nous entrons au regne de la Terreur. (c.31).

Но антропологи, проникнув глубже в эти примитивные культуры, не нашли там никакого особенного страха. Эванс-Притчард проводил исследование колдовства у племени азанда, которое произвел на него впечатление самого жизнерадостного и беззаботного во всем Судане. Чувство, которое испытывает азанда, обнаруживший, что на него напустили чары, - это никак не страх, но искреннее возмущение, вроде того, что почувствовали бы мы, обнаружив, что нас обокрали.

Люди племени нуэр, глубоко религиозные, как следует из того же источника, к своему Богу относятся как к доброму старому другу. Одри Ричардс, описывая обряды инициации девочек народа бемба, фиксирует свободное, непринужденное, отношение к ним их участников. И этот список можно продолжать. Антрополог ожидает увидеть, что ритуалы исполняются по меньшей мере с благоговением. И оказывается в роли агностика, осматривающего собор св. Петра, которого шокирует поведение взрослых, болтающих безо всякого уважения к месту, где находятся, и детей, скачущих по каменным плитам пола. Так что первобытный религиозный страх, так же как и идея о том, что он сковывает сознание, представляет собой, по-видимому, неверный путь к пониманию этих религий.

Гигиена, напротив, оказалась очень удачным путем, тем более что идя по нему мы можем задействовать какие-то знания о самих себе. Насколько известно нам, грязь - это в первую очередь беспорядок. Всем известно, что беспорядок не бывает абсолютным: он существует только в голове того, кто его видит. Если мы сторонимся грязного, то это не из-за малодушия, страха или священного ужаса. Наши представления о болезнях также не объясняют всех особенностей нашего поведения, касающегося мытья или избегания грязи. Грязь противостоит порядку. Устранение ее - это не негативное действие, а позитивное стремление организовать окружающий мир.

Лично я к беспорядку отношусь очень спокойно. Но я никогда не забуду как неуютно я почувствовала себя в одной ванной комнате, безупречно чистой, если говорить об отсутствии грязи или пятен. Она была устроена в старом доме, в пространстве, образованном простой установкой дверей на концах коридора между двумя лестничными площадками. Обстановка была оставлена нетронутой: гравюра с портрета Виноградова, книги, садовые инструменты, ряды резиновых сапог. Все это неплохо смотрелось в качестве коридора, но в качестве ванной производило довольно неприятное впечатление. И я, уделявшая так мало внимания внешней реальности, начала наконец-то понимать своих более чувствительных друзей. Борясь с грязью, оклеивая комнаты обоями, украшая и обустраивая их, мы движимы не желанием избежать болезни, мы позитивно переупорядочиваем свою среду, приводя ее в согласие с представлением о ней. В нашем избегании грязного нет ничего, связанного со страхом, ничего нерационального: это созидательное движение, попытка увязать форму и функцию, обеспечить единство опыта. Если таким образом обстоят дела с тем, как мы разделяем, приводим в порядок, чистим, то и очищение и профилактику в первобытных обществах мы должны интерпретировать в том же ключе.

В этой работе я пыталась показать, что ритуалы, связанные с чистым и нечистым, создают единство опыта. Они являются позитивной составляющей процесса религиозного примирения, и нет никаких оснований усматривать в них отклонения от центрального пути развития религии. Посредством их вырабатываются и получают публичное существование символические системы. Внутри этих систем увязываются несвязанные элементы и бессвязный опыт становится осмысленным.

Идеи осквернения в общественной жизни работают на двух уровнях, один из которых преимущественно инструментальный, другой - экспрессивный. На первом, более очевидном, уровне, мы находим, что люди пытаются влиять на поведение друг друга. Верования усиливают социальное давление: все силы мира призываются для того, чтобы обосновать стремление старика к смерти, величие матери, права слабых и невинных. Политическую власть удержать, как правило, не просто, и первобытные правители здесь не исключение. И мы видим, что обоснование их легитимности замешано на вере в необычайную силу, исходящую от них, или накладываемую на них их положением, или заключенную в словах, которые они способны произнести. Точно также, идеальный общественный порядок защищен теми опасностями, которые обрушиваются на его нарушителя. Эти представления об опасностях, угрозы, с помощью которых один человек оказывается в состоянии управлять другими, включают точно также и боязнь самому подвергнуться опасности, сойдя с праведного пути. Это хороший язык для обеспечения взаимного контроля. На этом уровне законы природы включаются в санкции морального кодекса: одно заболевание вызывается прелюбодеянием, другое - кровосмешением; одно метеорологическое явление является следствием политической неверности, другое - недостатка благочестия. Все в мире задействуется для того, чтобы поддержать стремление людей заставить друг друга быть хорошими гражданами. Так, мы видим, что некоторые моральные ценности поддерживаются и некоторые социальные нормы определяются представлениями об опасности заражения, как например в случае, когда взгляду или прикосновению совершившего прелюбодеяние приписывается способность вызывать болезни его соседей или его детей.

Нетрудно увидеть, каким образом представления об осквернении могут быть использованы в столкновении претензий и контр-претензий на обладание определенным статусом. Но если эти представления проанализировать, станет ясно, что те контакты, которые рассматриваются как опасные, имеют и символический смысл. Это более интересный уровень, на котором представления об осквернении связываются с социальной жизнью. Я убеждена, что некоторые виды осквернения используются как аналогии, выражающие общее видение социального порядка. Например, существуют представления, что опасность одного пола для другого заключена в соприкосновении с флюидами, исходящими от его представителей. Согласно таким представлениям, подобная опасность угрожает только представителям одного из полов, обычно - мужчинам от женщин, но иногда и наоборот. Такие способы представления сексуальной опасности можно представить как отражение симметрии или иерархии. Интерпретация их как чего-то, касающегося действительных отношений полов, оказывается неубедительной. Я полагаю, что многие представления о сексуальных опасностях вообще лучше интерпретировать как символическое выражение отношений между отдельными частями общества, отражение иерархической или симметричной структуры, относящейся к большей социальной системе. Что справедливо для представлений о сексуальном осквернении, справедливо и для представлений об осквернении тела. Два пола могут служить моделью соединенности и обособленности социальных единиц. Таким же образом процесс глотания может изображать политическое присоединение. Иногда отверстия на теле представляют, по-видимому, точки входа или выхода социальной подсистемы, или телесное совершенство может символизировать идеальную теократию.

Каждая первобытная культура - это мир для себя. Следуя совету, данному Францем Штайнером в работе Табу, я интерпретировала предписания, касающиеся нечистого, рассматривая их в полном контексте всех видов опасностей, возможных в рамках данного видения мира. Все катастрофическое, что может случиться с человеком, должно быть описано в соответствии с принципами, действующими в рамках его конкретной культуры. За словами стоят иногда катаклизмы, иногда действия, иногда другие физические обстоятельства. Одни опасности велики, другие незначительны. Мы не в состоянии начинать сравнение первобытных религий до того, как определимся в вопросе о том, какие силы и какие опасности они признают. Первобытное общество - это активная структура, помещающаяся в центре соответствующего ей мира. Различные силы исходят из узлов этой структуры, силы, обеспечивающие благополучие, и опасные силы, защищающие ее от посягательств. Но общество не существует в нейтральной среде, в ничем не тревожимом вакууме. Оно подвержено воздействию извне; так что то, что не с ним, не часть его, не подчинено его законам, - это все потенциально против него. Я допускаю, что при описании таких воздействий, проходящих по границам и маргинальным областям, общество у меня получается организованным несколько более систематически, чем оно есть на самом деле. Но именно такое преувеличенное подчеркивание систематичности необходимо для того, чтобы интерпретировать верования, смысл которых неясен. Потому что я уверена, что в представлениях о разделении, очищении, ограничительных линиях и последствиях для тех, кто их нарушает, главная функция заключена в том, чтобы внести систематичность в исходно неупорядоченный опыт. И только путем преувеличения разницы между тем. что внутри и вовне, выше и ниже, мужчиной и женщиной, с и против, создается видимое представление порядка. В этой связи меня не пугает обвинение в том, что социальная структура у меня получается излишне жесткой.

Но ни в какой другой связи я и не собираюсь утверждать, что первобытные общества, в которых распространяются такие идеи об опасности заражения, являются жестко организованными, застывшими и неподвижными. Никому неизвестно, насколько стары представления о чистом и нечистом в любой не имеющей письменности культуре: для ее представителей они должны казаться извечными и неизменными. Но есть все основания считать, что они подвержены изменениям. Можно предположить, что то же стремление к упорядочиванию, которое вызывает их к жизни, ведет к их постоянной модификации и обогащению. Это обстоятельство очень важно. И когда я утверждаю, что реакция на грязь не существует в отрыве ото всех других реакций на неоднозначные вещи или на отклонение от нормы, я вовсе не пытаюсь возродить в измененном виде гипотезу девятнадцатого века. Представления о заразном явно восходят к реакции на отклонение. Но это гораздо больше, чем беспокойство лабораторной крысы, внезапно обнаружившей. что привычный путь из лабиринта перекрыт. И больше, чем растерянность аквариумной рыбки, оказавшейся рядом с мутантом своего собственного вида. Исходное распознавание отклонения ведет к беспокойству и затем к подавлению или избеганию; это все правильно. Но мы должны найти более сильный организующий принцип, чтобы отдать должное сложным космологическим системам, которые стоят за символами осквернения.

Человек, с рождения принадлежащий какой угодно культуре, склонен считать, что он только пассивно воспринимает представления своего мира о действующих в нем силах и опасностях, не замечая тех небольших изменений, которые он может в них привнести. Точно также мы считаем, что всего лишь пассивно воспринимаем свой родной язык, и не замечаем своей сопричастности сдвигам, происходящим в нем за время нашей жизни. Антрополог рискует попасть в ту же ловушку, если видит в исследуемой им культуре давно устоявшуюся систему ценностей. В этой связи я определенно не считаю, что появление представлений о чистом и заразном предполагает наличие четких ментальных построений или жестких социальных институтов. Справедливо, возможно, обратное.

Может показаться, что в культуре, особенно насыщенной организующими представлениями об опасности заражения и очищении, человек зажат в железных тисках категорий сознания, надежно защищенных правилами избегания и наказаниями. Может показаться, что для такого человека невозможно отделить свои собственные мысли от всего того, что на них накладывают устойчивые традиции его культуры. Разве он в состоянии подняться над своим собственным мышлением и увидеть его ограниченность? И все же, если он этого сделать не в состоянии, то как можно сравнивать его религию с великими мировыми религиями?

Чем больше мы узнаем о первобытных религиях, тем яснее становится, что в их символических структурах есть место для великих тайн религии и философии. За восприятием грязного стоит восприятие соотношения порядка и беспорядка, бытия и небытия, формы и бесформенности, жизни и смерти. Там, где представления о грязном высоко структурированы, их анализ выводит на темы такого уровня. Поэтому понимание правил, касающихся чистоты, - это хороший выход на сравнительном религиоведение. Идущие от апостола Павла противопоставления крови и воды, природы и благодати, свободы и необходимости, или ветхозаветный образ Божества, - все это может стать яснее, если использовать полинезийские или центральноафриканские интерпретации близких сюжетов.

★★Религиоведение.Первый религиоведческий★★ запись закреплена

Серия - Canditio humana : социальная и культурная антропология
Серия основана в 1998 году Центром Фундаментальной
Социологии и издается под общей редакцией
С. П. Баньковской, Н. Д. Саркитова и А. Ф. Филиппова

Институт социологии РАН ,
Московская высшая школа
социальных и экономических наук,
Центр фундаментальной социологии

В последующих главах описываются силы, с помощью которых система способна защищать себя как внешне (посредством, напр., политических действий), так и внутри (нормы морали). Но бывает, что опасность возникает и в случае внутреннего противоречия самой системы, когда одни базовые принципы отрицаются др. базовыми принципами, так что в некоторых точках система как бы воюет против самой себя . Наконец, в последней главе Дуглас вновь возвращается к аналитике грязи, чтобы объяснить те ритуалы, в которых силы осквернения могут играть благотворную и созидательную роль. Как следствие, она приходит к такому пониманию религии, которое обусловлено общечеловеческим стремлением к единству опыта, к преодолению различий и разъединенности в актах искупления и примирения.

Светлана Баньковская : Мери Дуглас: экскурс в антропологический модернизм.
Выражение благодарности.
Введение.
Ритуальное нечистое.
Мирское загрязнение.
Скверное в книге Левит.
Чудеса и магия.
Первобытный мир.
Силы и опасности.
Внешние границы.
Внутренние контуры.
Система в состоянии войны с собой.
Система распавшаяся и обновленная.
Библиография.
Указатель этнических и географических названий.
Примечания.
Указатель имен.

Полезное

Смотреть что такое "Чистота и опасность" в других словарях:

ДУГЛАС МЭРИ — (Douglas, Mary) (1921 ) британский социальный и культурный антрополог, проведший особое изучение ритуала, символики и ТАБУ (например, Чистота и опасность , 1966; Естественные символы , 1970) с точки зрения их воздействия на женщин. Она показывает … Большой толковый социологический словарь

Список основных персонажей серии романов о Гарри Поттере — Серия романов о Гарри Поттере была написана английской писательницей Дж. К. Роулинг с 1997 по 2007 год. В данном списке перечислены все основные персонажи серии романов (в заметной степени повлиявшие на сюжет произведений), а также персонажи,… … Википедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

технологическая — технологическая время, в течение которого мастика сохраняет способность к нанесению. Источник: Рекомендации: Методические рекомендации по … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р ИСО 14644-6-2010: Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 6. Термины — Терминология ГОСТ Р ИСО 14644 6 2010: Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 6. Термины оригинал документа: 2.136 U дескриптор (U descriptor): Концентрация частиц (2.102) в 1 м3 воздуха, включая ультрамелкие частицы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЖИЛИЩЕ — ЖИЛИЩЕ, может рассматриваться и изучаться во первых как комплекс технически оформленных сан. условий в жизни человека в периоды его повседневного труда и отдыха в т. н. домашней обстановке и во вторых как приемы и типы самого технического… … Большая медицинская энциклопедия

технологическая среда — технологическая среда: По ГОСТ Р 51109. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

класс — 3.7 класс : Совокупность подобных предметов, построенная в соответствии с определенными правилами. Источник: ГОСТ Р 51079 2006: Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Гигиена — В современном научном смысле это есть отрасль медицинских знаний, изучающая причины и влияния, нарушающие нормальную физиологическую жизнь человека и изыскивающая средства к их устранению или ослаблению. При этом человек берется не только как… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Читайте также: