Подземелье ведьм краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Сюжет

Будущее. Экспедиция землян-исследователей прилетает на далекую планету Эвур (Эволюционный урод), напоминающую Землю, с биосферой, близкой к земной, и не отличимыми от землян аборигенами, находящимися на стадии первобытного общества. Здесь много странностей, например, высшие млекопитающие соседствуют с невымершими крупными рептилиями типа динозавров, а вождь дикарей Октин-Хаш сражается стальным мечом, хотя местной цивилизации железо неизвестно.

После вероломного нападения племени Октин-Хаша на базу землян в живых остаются только этнолог Андрей Брюс и переводчик Жан, взятые в плен. Дикари отводят Жана на берег реки, к Святилищу Ведьм, где его забирают с собой таинственные люди в чёрном. Андрей же бежит из плена, и с помощью девушки-аборигенки Биллегурри (Белогурочки) отправляется спасать друга. Героям предстоит пережить много опасностей, чтобы в конце концов найти разгадку многочисленных тайн, связанных со странной планетой и узнать о беспрецедентном эксперименте по объединению различных эпох времени, поставленном здесь некогда высокоразвитыми инопланетянами.

Девяностые годы в нашем кинематографе - время забавное. Отличная советская актерская и режиссерская школа еще жива, ограничений никаких - снимай, что хочешь! Но хотели почему-то переносить на экраны вовсе не Шекспира и не Достоевского. Самым, наверно, востребованным направлением стали фильмы приключенческие. Будем честны, в Советском Союзе их снималось откровенно недостаточно и когда в страну хлынул поток видеокассет, ажиотаж он вызвал страшный. "Терминатор" был куда популярнее "Дикой Орхидеи", хотя в жанре "Орхидеи" в нашем кинематографе и вовсе ничего не снимали.

Вот на этой волне и появился фильм "Подземелье ведьм", совместное советско-чехословацкое творение режиссёра Юрия Мороза, который сейчас принято ругать. Даже не ругать - высокомерно поругивать.

А я не буду его ругать - потому что считаю, что достоинств у этого фильма куда больше, чем недостатков. Во-первых, у фильма очень добротный сюжет. В основу его легла одноименная повесть Кира Булычева, основательно им же самим для фильма переработанная. Булычев - признанный мастер жанра, созданные им миры неизменно убедительны, а приключения - увлекательны. "Подземелье ведьм" не стало исключением.

Во-вторых, фильм собрал прекрасный актерский ансамбль. На главную роль, героического землянина Андрея Брюса, режиссёр Юрий Мороз пригласил Сергея Жигунова. Это был беспроигрышный выбор. Мало того, что Жигунов идеально подходит на эту роль по внешним данным, он в это время еще и находился на пике популярности благодаря звёздным "Гардемаринам". (Кстати, чтобы выглядеть в кадре более эффектно, актер специально "качался" в тренажерном зале.) А его партнершей, сыгравшей юную варварку с другой планеты, стала нежная Марина Левтова. И сколько бы не говорили, что режиссер просто пристраивал на выигрышную роль свою жену, нельзя не признать, что смотрится эта пара прекрасно.

А еще в этом фильме хоть и не главные, но всё же весьма немаленькие роли сыграли Николай Караченцов и Дмитрий Певцов. И если про Караченцов ничего кроме "традиционно прекрасен" и не скажешь, то Певцов в роли главного злодея, вождя дикого племени, откровенно удивил. Он действительно жуток и производит сильное впечатление. Как и, кстати, его немой приближенный. блестяще сыгранный Анатолием Мамбетовым. Ну, а в "маленьких ролях" мы видим Игоря Ясуловича, Жанну Прохоренко, Владимира Талашко, Сергея Быстрицкого. Одну из своих первых кинематографических ролей, кстати, сыграл в фильме Андрей Леонов.

Хороша и музыка. Композитором фильма был Максим Дунаевский - своеобразный знак качества.

Что интересно и приятно - создатели картины сумели избежать "веяний времени" - в "Подземелье ведьм" нет ни чернухи, ни пошлости, ни "горячих сцен". Его смело можно показывать детям. И это даже несмотря на то, что фильм создавался откровенно ориентируясь на американские образцы этого жанра.

В создании технической части принимали участие коллеги с чехословацкой киностудии "Баррандов". Им фильм обязан чудесными кадрами с летящим космическим кораблем (действительно очень неплохо). На базе киностудии "Баррандов" снимались и все комбинированные сцены.

А вот спецэффекты. хм. скажем так - не очень хороши. Муляжи мамонтов и птеродактилей создавались "кооператорами" и выглядели соответствующе. Сразу хочется вспомнить бессмертную реплику ослика Иа-Иа: "жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Да. Я так и думал. С этой стороны - ничуть не лучше." Зато на создание самого "подземелья ведьм" сил и средств не пожалели. Финальная сцена поединка героя и злодея великолепно снята. Причем - в настоящих и интереснейших декорациях.

Слегка подытожу. Да, фильм получился несколько наивным и по сегодняшним меркам порой технически просто смешным. Но он милый, добрый, временами забавный и, по большому счету, очень славный. Да и на молодого Караченцова посмотреть лишний раз приятно.

Надеюсь, вам понравился материал. Напомню, что по существующей на Дзене традиции поблагодарить автора можно (а некоторые считают, что даже нужно!) лайком . Заглядывайте, читайте.

Кир Булычев - Поселок. Подземелье ведьм

Кир Булычев - Поселок. Подземелье ведьм краткое содержание

В книгу вошли фантастический роман "Поселок" и фантастическая повесть "Подземелье ведьм". Эти произведения затрагивают вопросы нравственности и высокой морали людей будущего, попавших в экстремальную ситуацию, а также тему познания человеком тайн других планет.

Поселок. Подземелье ведьм - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

БИБЛИОТЕКА ФАНТАСТИКИ • 13

ПОСЕЛОК

В доме было сыро, мошка толклась у светильника, давно надо бы его погасить, мать, конечно, забыла, но на улице дождь, полутьма. Олег валялся на койке — недавно проснулся. Ночью он сторожил поселок: гонял шакалов, они целой стаей лезли к сараю, чуть самого не задрали. В теле были пустота и обыкновенность, хотя сам от себя он ждал волнения, может, страха. Ведь пятьдесят на пятьдесят — вернешься или не вернешься. А если пятьдесят в квадрате? Должна быть закономерность, должны быть таблицы, а то вечно изобретаешь велосипед. Кстати, все собирался спросить старого, что такое велосипед. Парадокс. Велосипеда нет, а Старый укоряет им, не задумываясь о смысле фразы.

На кухне закашляла мать. Она, оказывается, дома.

— Ты чего не пошла? — спросил он.

— Проснулся? Супу хочешь? Я согрела.

— А кто за грибами ушел?

— Марьяна с Диком.

— Может, кто из ребят увязался.

Могли бы и разбудить, позвать. Марьяна не обещала, но было бы естественно, если бы позвала.

— Есть не хочется.

— Если дожди не кончатся, — сказала мать, — до холодов огурцы не вызреют. Все плесенью зарастет.

Мать вошла в комнату, разогнала ладонью мошку, задула светильник. Олег смотрел в потолок. Желтое пятно плесени увеличилось, изменило форму. Еще вчера оно было похоже на профиль Вайткуса: нос картошкой. А сегодня нос раздулся, как будто ужалила оса, и лоб выгнулся горбом. Дику в лесу неинтересно. Чего ему грибы собирать? Он охотник, степной человек, сам же всегда говорил.

— Мошки много, — уронила мать, — холодно ей в лесу.

— Нашла кого жалеть.

Дом был поделен пополам, на другой половине жили Старый и близнецы Дуровы. Он их взял к себе, когда старшие умерли. Близнецы всегда хворали: один выздоровеет, другой простудится.

Если бы не их ночное нытье, Олег никогда бы не согласился дежурить по ночам. Вот и сейчас слышно было, как они хором захныкали. Невнятный, далекий, привычный, как ветер, монолог Старого оборвался, заскрипела скамейка. Старый пошел на кухню, и тут же загалдели его ученики.

— И куда тебе идти? — сказала мать. — Не дойдете же! Хорошо еще, если целыми вернетесь!

За стеной Старый уговаривает близнецов поесть. Близнецы хнычут. Ученики гомонят, помогают Старому кормить малышей. Ну как будто самый обыкновенный день, как будто ничего не случилось. А что они делают в лесу? Скоро полдень. С обеда выходить, пора бы им возвращаться. Мало ли что может случиться с людьми в лесу?

Мать разглядывает фотографию. Там она и отец. Олег тысячу раз видел эту фотографию и старался угадать в себе сходство с отцом. И не смог. Отец белокурый, курчавый, губы полные, подбородок раздвоенный вперед. Улыбается. Мать говорит, что он всегда улыбался. Вот Олег с матерью больше похожи, не с сегодняшней, а с той, что на фотографии рядом с отцом. Черные прямые волосы и тонкие губы. Широкие, круглые, дугами брови, под ними ярко-голубые глаза. И белая кожа с сильным румянцем. Олег тоже легко краснеет. И губы у него тонкие, и черные волосы, как у матери на фотографии. Отец с матерью молодые и очень веселые. И яркие. Отец в мундире, а мать в платье без плеч. Называется сарафаном. Тогда, двадцать лет назад, Олега еще не было. А шестнадцать лет назад он уже был.

— Мать, — попросил Олег, — не надо, чего уж.

— Я не пущу тебя, — ответила мать. — Не отпущу, и все. Через мой труп.

— Мать, — Олег сел на койке, — хватит, а? Я лучше супа поем.

— Возьми на кухне. Он еще не остыл.

Глаза мокрые. Она все-таки плакала, словно хоронила Олега. Хотя, может быть, плакала по отцу. Эта фотография была для нее человеком. А Олег отца совершенно не помнил, хотя старался вспомнить.

Он поднялся и пошел на кухню. На кухне был Старый. Он разжигал плиту.

— Я помогу, — предложил Олег. — Воду вскипятить?

— Да, — отозвался Старый, — спасибо. А то у меня урок. Ты ко мне приди потом.

Марьяна набрала полный мешок грибов. Ей повезло. Правда, пришлось идти далеко, к ущелью. С Олегом она бы никогда не решилась пойти так далеко, а с Диком чувствовала себя спокойно, потому что Дик себя чувствовал спокойно. Везде. Даже в лесу. Хотя больше любил степь. Он был охотник, как будто родился охотником, но на самом деле он родился раньше, чем построили поселок.

— А ты в лесу как дома, — сказал Дик.

Он произнес это громко. Дик шел впереди и чуть сбоку. Куртка мехом наружу сидела на нем, как собственная кожа. Он сам сшил себе куртку. Мало кто из женщин в поселке смог бы так сшить.

Лес был редкий, корявый, деревья вырастали здесь чуть выше человеческого роста и начинали клонить вершины в стороны, словно боялись высунуться из массы соседей. И правильно. Зимние ветры быстро отломают верхушку. С иголок капало. Дождь был холодным, у Марьяны замерзла рука, в которой она несла мешок с грибами. Она переложила мешок в другую руку. Грибы зашевелились в мешке, заскрипели. Болела ладонь. Она занозила ее, когда откапывала грибы. Дик вытащил занозу, чтобы не было заражения. Неизвестно, что за иголка. Марьяна глотнула горького противоядия из бутылочки, что всегда висела на шее.

У белых толстых скользких корней сосны Марьяна заметила фиолетовое пятнышко.


Будущее. Экспедиция землян-исследователей прилетает на далекую планету Эвур (Эволюционный урод), напоминающую Землю, с биосферой, близкой к земной, и не отличимыми от землян аборигенами, находящимися на стадиипервобытного общества. Здесь много странностей, например, высшие млекопитающие соседствуют с невымершими крупными рептилиями типа динозавров, а вождь дикарей Октин-Хаш сражается стальным мечом, хотя местной цивилизации железо неизвестно. После вероломного нападения племени Октин-Хаша на базу землян в живых остаются только инспектор-этнолог Андрей Брюс и лингвист Жан, взятые в плен. Дикари отводят Жана на берег реки, к Святилищу Ведьм, где его забирают с собой таинственные люди в черном. Андрей же бежит из плена, и с помощью девушки-аборигенки Биллегурри (Белогурочки) отправляется спасать друга. Героям предстоит пережить много опасностей, чтобы в конце концов найти разгадку многочисленных тайн, связанных со странной планетой и узнать о беспрецедентном эксперименте по объединению различных эпох времени, поставленном здесь некогда высокоразвитыми инопланетянами.

Читайте также: