Подвижные игры в общеобразовательных школах применяются

Обновлено: 08.07.2024

Подвижным играм отведено значительное место в программе физического воспитания общеобразовательной школы. На протяжении девяти лет (с 1-го по 9-й класс) этот вид физических упражнений систематически используют в уроках физкультуры. Больше всего учебного времени выделяется на обучение подвижным играм в 1-3-х классах. В 4-9-х классах использование подвижных игр органически связано с изучением предусмотренных программой спортивных игр.

Занятия школьников старших классов также предполагают использование подвижных игр, и определенная часть времени выделяется на эти цели из лимита, выделенного для изучения спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики и других дисциплин.

Программой предусмотрено преимущественное распределение игр по годам обучения. При этом игры сгруппированы по признакам ведущего двигательного действия.

Полноценное овладение подвижными играми во многом зависит от планирования. Оно должно обеспечивать правильную последовательность и преемственность в их изучении, а также систематическое использование на протяжении всего учебного года.

Распределение игр по четвертям обязательно должно быть связано с основными задачами и используемыми физическими упражнениями.

В первой и четвертой четвертях, когда занятия могут проводиться на площадках и основной учебный материал составляют легкоатлетические упражнения, целесообразно планировать игры с бегом на скорость, метаниями на дальность. Во второй и третьей четвертях лучше использовать игры для закрытых помещений. Здесь подходят игры, которые способствуют развитию координационных способностей (ловкости, равновесия, ориентировки, чувства ритма). Во время лыжной подготовки включают также игры на лыжах (эстафеты).

Отобранные игры располагают в порядке возрастания трудности. В конце учебного года лучше планировать известные игры и добиваться совершенствования действий играющих, что позволит правильно оценить степень овладения этим разделом учебной программы.

Умение играть характеризует:

· Знание правил и умение правильно пользоваться ими;

· Умение целесообразно использовать игровые приемы;

· Способность согласованно действовать в игре.

Насыщенность уроков игровым материалом зависит от возраста занимающихся. В младших классах уроки нередко могут почти целиком состоять из подвижных игр. Это так называемые игровые уроки. Наиболее часто используются комплексные уроки, где игры используют в сочетании с другими физическими упражнениями.

Пример организации игрового урока для младших школьников (для учащихся 1-го класса, II четверть):

1. Развивать ловкость, внимание, ориентировку.

2. Учить бегу на короткое расстояние с увертыванием.

1. Как распределяется учебное время для проведения подвижных игр на протяжении всего обучения в школе?

2. Как предусмотрено преимущественное распределение игр по годам обучения?

1. Спортивные и подвижные игры: Учебник для ССУЗов физической культуры /ред. Ю.И. Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С. 125-127.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В призентации описана методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры с 1 по 11 классы. Типы уроков с применением подвижных игр. Игры-эстафеты на уроках физической культуры.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ШКОЛЕ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ШКОЛЕ

 ПЛАН 1. Подвижные игры в школе 2. Место подвижных игр в программе общеобразовательной школы 3. Методика проведения подвижных игр в различных классах 4. Типы уроков с применением подвижных игр 5. Игры-эстафеты на уроках физической культуры

1. Подвижные игры в школе

2. Место подвижных игр в программе общеобразовательной школы

3. Методика проведения подвижных игр в различных классах

4. Типы уроков с применением подвижных игр

5. Игры-эстафеты на уроках физической культуры

 Место подвижных игр в программе общеобразовательной школы - дальнейшее совершенствование методики физического воспитания в школе связано с повышением интенсификации уроков физической культуры. Они помогают эффективнее решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. С помощью подвижных игр совершенствуются жизненно необходимые навыки бега, прыжков, метаний, лазаний в изменяющихся условиях. Место подвижных игр в программе общеобразовательной школы - дальнейшее совершенствование методики физического воспитания в школе связано с повышением интенсификации уроков физической культуры. Они помогают эффективнее решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. С помощью подвижных игр совершенствуются жизненно необходимые навыки бега, прыжков, метаний, лазаний в изменяющихся условиях.

Место подвижных игр в программе общеобразовательной школы - дальнейшее совершенствование методики физического воспитания в школе связано с повышением интенсификации уроков физической культуры. Они помогают эффективнее решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

С помощью подвижных игр совершенствуются жизненно необходимые навыки бега, прыжков, метаний, лазаний в изменяющихся условиях.

  • Место подвижных игр в программе общеобразовательной школы - дальнейшее совершенствование методики физического воспитания в школе связано с повышением интенсификации уроков физической культуры. Они помогают эффективнее решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. С помощью подвижных игр совершенствуются жизненно необходимые навыки бега, прыжков, метаний, лазаний в изменяющихся условиях.

 Применение комбинированных эстафет на уроках позволяет разнообразить двигательную деятельность, воспитывать умение быстро переключаться с одних действий на другие. При применении подвижных игр на уроках физической культуры, ведущими являются образовательные задачи : совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, а также навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой и лыжами. Например, в игре

Применение комбинированных эстафет на уроках позволяет разнообразить двигательную деятельность, воспитывать умение быстро переключаться с одних действий на другие.

При применении подвижных игр на уроках физической культуры, ведущими являются образовательные задачи : совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, а также навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой и лыжами. Например, в игре "Волк во рву" решается образовательная задача – совершенствование навыка прыжка с разбега, в игре "Борьба за мяч" – совершенствование техники передачи мяча двумя руками от груди.

 К в оспитательным задачам относится воспитание физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости), а также морально-волевых качеств (смелости, решительности, честности, коллективизма). К оздоровительным задачам относится: содействие нормальному развитию организма учащихся, укрепление их здоровья. Перечисленные задачи тесно взаимосвязаны (привести примеры

К в оспитательным задачам относится воспитание физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости), а также морально-волевых качеств (смелости, решительности, честности, коллективизма).

К оздоровительным задачам относится: содействие нормальному развитию организма учащихся, укрепление их здоровья.

Перечисленные задачи тесно взаимосвязаны (привести примеры "2 Мороза").

 Подвижные игры можно включать во все части урока. Их содержание зависит от задач урока и состава занимающихся. В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания учащихся (Класс, смирно!,

Подвижные игры можно включать во все части урока.

Их содержание зависит от задач урока и состава занимающихся.

В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания учащихся (Класс, смирно!, "Запрещенное движение", "Великаны и карлики"), а также игры средней интенсивности с упражнениями общеразвивающего характера ("Космонавты", "К своим флажкам").

 В основной части урока используются игры с бегом на скорость, с увертыванием, с преодолением препятствий, с разными прыжками, борьбой, с метанием мяча в подвижную цель (

В основной части урока используются игры с бегом на скорость, с увертыванием, с преодолением препятствий, с разными прыжками, борьбой, с метанием мяча в подвижную цель ("Борьба в квадратах", "Охотники и утки"). Игры подготовительные к видам спорта ("Вызов номеров" к легкой атлетике – на совершенствование техники низкого и высокого старта, "Передал, садись!" – к баскетболу). В эстафетах совершенствуются передачи, ведение мяча и другие технические элементы. По времени проводятся от 8 до 10 минут.

В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока ("Кто подходил?", "Совушка", "Маскировка в колоннах", "Минутка"). По времени – до 3-х минут.

 Методика проведения подвижных игр в 1-4 классах. На уроках физической культуры в 1-4 классах подвижные игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью удовлетворять большую потребность в движениях, свойственную детям младшего возраста.

Методика проведения подвижных игр в 1-4 классах.

На уроках физической культуры в 1-4 классах подвижные игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью удовлетворять большую потребность в движениях, свойственную детям младшего возраста.

 Младший школьный возраст характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Но, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха.

Младший школьный возраст характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Но, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха.

У детей этого возраста преобладает предметно-образное мышление. Подвижные игры носят сюжетный характер, представляя участникам возможность драматизации, проявления творческой активности. Сюжетность игр отражается в их названиях: "Зайцы, сторож и Жучка", "Совушка", "Гуси-лебеди", "Конники-спортсмены".

Уровень развития речи маленьких школьников позволяет им дружно в определенном ритме, согласуя слова с движениями, произносить речитативы, требующиеся во многих играх ("Кот идет", "Космонавты", "Два Мороза").

У детей в этом возрасте костно-связочный аппарат пластичен и гибок. Он легко податлив к деформациям под влиянием односторонней нагрузки и больших мышечных напряжений. Поэтому не допускают применение игр с переноской, перебрасыванием тяжелых предметов (набивных мячей) и перетягиванием.

Для проведения большинства игр в 1-4 классах нужны пособия и инвентарь. У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание рассеяно, поэтому им нужен красочный инвентарь.

Объяснять игры им надо кратко, т.к. они стремятся воспроизвести в действиях всё изложенное руководителем. Рассказ об игре в форме сказки воспринимается детьми с большим интересом и способствует воспитанию воображения, творческому исполнению ролей в игре.

 Методика проведения подвижных игр в средних классах. В этом возрасте резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономичные движения. Это позволяет проводить игры с большей интенсивностью, длительнее по времени. У подростков формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются такие качества, как: смелость, решительность, самостоятельность (защита укрепления, не давай мяч водящему). Особое место занимают командные игры, где участники вступают в непосредственное соприкосновение с противником (

Методика проведения подвижных игр в средних классах.

  • В этом возрасте резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономичные движения.
  • Это позволяет проводить игры с большей интенсивностью, длительнее по времени.
  • У подростков формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются такие качества, как: смелость, решительность, самостоятельность (защита укрепления, не давай мяч водящему).
  • Особое место занимают командные игры, где участники вступают в непосредственное соприкосновение с противником ("Борьба за мяч", "Мяч капитану").
  • При объяснении особое внимание обратить на правила игры. Серьезно отнестись к судейству, дети в этом возрасте очень строго оценивают объективность судьи.
  • Подвижные игры на уроках проводятся в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и лыжной подготовкой.
  • Мальчиков привлекают игры с элементами силовой борьбы ("Выталкивание из круга", "Хоккей с набивным мячом"), а девочек – игры с элементами танца ("Музыкальные змейки", "Смена пар").

 В работе со школьниками 10-11 классов используются игры учащихся предшествующей возрастной группы, но они должны быть усложнены в повышении требований к точности выполнения тех или иных технических приемов. Основное место в этот период занимают спортивные игры, а подвижные игры являются вспомогательным средством, позволяющим совершенствовать и развивать физические качества, закреплять отдельные навыки, тактику поведения в спортивных играх и различных видах спорта. Подвижные игры со спортивными элементами могут быть так же использованы в качестве разминки, в качестве активного отдыха на занятиях тем или другим видом спорта.

В работе со школьниками 10-11 классов используются игры учащихся предшествующей возрастной группы, но они должны быть усложнены в повышении требований к точности выполнения тех или иных технических приемов.

Основное место в этот период занимают спортивные игры, а подвижные игры являются вспомогательным средством, позволяющим совершенствовать и развивать физические качества, закреплять отдельные навыки, тактику поведения в спортивных играх и различных видах спорта.

Подвижные игры со спортивными элементами могут быть так же использованы в качестве разминки, в качестве активного отдыха на занятиях тем или другим видом спорта.

 Типы уроков с применением подвижных игр. Уроки с применением подвижных игр могут быть игровые и смешанные. Игровые уроки – это такие уроки, когда задачи решаются только с помощью игр. Смешанные уроки – когда задачи урока решают с помощью игр и других средств физического воспитания. Только в младших классах проводятся игровые уроки с применением подвижных игр. Если игровой урок посвящен какой-то тематике:

Типы уроков с применением подвижных игр.

Уроки с применением подвижных игр могут быть игровые и смешанные.

Игровые уроки – это такие уроки, когда задачи решаются только с помощью игр.

Смешанные уроки – когда задачи урока решают с помощью игр и других средств физического воспитания.

Только в младших классах проводятся игровые уроки с применением подвижных игр. Если игровой урок посвящен какой-то тематике: "Прогулка в лес зимой", "Полет на Луну", "Рыбалка"), то он называется игровой – тематический урок .

Например: схема игрового-тематического урока в 1 классе "Прогулка в лес зимой".

 Игры-эстафеты на уроках физической культуры Эстафеты применяются на уроке физической культуры в подготовительной и основной частях урока. В заключительной части урока эстафеты не проводятся, т.к. они повышают эмоциональное состояние занимающихся. В подготовительной части урока эстафеты проводятся с целью общей и специальной разминки, для развития определенных двигательных качеств (быстроты, ловкости, прыгучести). Следует выбирать такие эстафеты, в которых участвуют одновременно все занимающиеся или задания выполняются поочередно (Веревочка под ногами, прыжки по шпалам). В основной части урока эстафеты проводятся в начале, в середине и в конце с целью качественной проверки изученного материала: эстафеты с элементами баскетбола, волейбола, гимнастики, легкой атлетики и т.д. Эстафеты в основной части урока решают образовательные задачи: совершенствование техники передач, ловли, бросков, низкого и высокого старта и т.д.

Игры-эстафеты на уроках физической культуры

Эстафеты применяются на уроке физической культуры в подготовительной и основной частях урока. В заключительной части урока эстафеты не проводятся, т.к. они повышают эмоциональное состояние занимающихся.

В подготовительной части урока эстафеты проводятся с целью общей и специальной разминки, для развития определенных двигательных качеств (быстроты, ловкости, прыгучести). Следует выбирать такие эстафеты, в которых участвуют одновременно все занимающиеся или задания выполняются поочередно (Веревочка под ногами, прыжки по шпалам).

В основной части урока эстафеты проводятся в начале, в середине и в конце с целью качественной проверки изученного материала: эстафеты с элементами баскетбола, волейбола, гимнастики, легкой атлетики и т.д. Эстафеты в основной части урока решают образовательные задачи: совершенствование техники передач, ловли, бросков, низкого и высокого старта и т.д.

 При подборе эстафет акцент может быть сделан на развитие определенных двигательных способностей: быстроты реакции и скорости движений, прыгучести и ловкости, силы и выносливости, координации движений и согласованности действий с партнером.

При подборе эстафет акцент может быть сделан на развитие определенных двигательных способностей: быстроты реакции и скорости движений, прыгучести и ловкости, силы и выносливости, координации движений и согласованности действий с партнером.

Таким образом, при подборе эстафет необходимо учитывать: Форму занятия, в которое включена эстафета (урок, занятие спортивной секции, утренняя зарядка и пр.). Целевую установку занятия – поставленные перед ним педагогические задачи. Количественный состав группы по возрасту и полу. Уровень физической и технической подготовленности занимающихся Условия и место проведения игр – размеры зала, площадки, наличие инвентаря. Состояние участников – характер их деятельности перед игрой и непосредственно после игры.

Таким образом, при подборе эстафет необходимо учитывать:

  • Форму занятия, в которое включена эстафета (урок, занятие спортивной секции, утренняя зарядка и пр.).
  • Целевую установку занятия – поставленные перед ним педагогические задачи.
  • Количественный состав группы по возрасту и полу.
  • Уровень физической и технической подготовленности занимающихся
  • Условия и место проведения игр – размеры зала, площадки, наличие инвентаря.
  • Состояние участников – характер их деятельности перед игрой и непосредственно после игры.

 Эстафета – это соревнование, в котором очень важно объективно определить команду-победительницу, поэтому надо вовремя фиксировать все нарушения правил игры.

Эстафета – это соревнование, в котором очень важно объективно определить команду-победительницу, поэтому надо вовремя фиксировать все нарушения правил игры.

 В тех эстафетах, где нарушения правил неизбежны или критерием основной оценки является качество исполнения, следует ввести штрафные очки. Каждой команде предварительно начисляются за I место 10 очков, за II – 8, за III –6 и т.д. Каждая ошибка оценивается в 1 штрафное очко. Команда

В тех эстафетах, где нарушения правил неизбежны или критерием основной оценки является качество исполнения, следует ввести штрафные очки.

Каждой команде предварительно начисляются за I место 10 очков, за II – 8, за III –6 и т.д. Каждая ошибка оценивается в 1 штрафное очко. Команда "А", закончившая эстафету первой, допускает 4 штрафных очка, а команда "Б", закончившая эстафету 2-ой, допускает 1 штрафное очко. Команда "А" получает – 6 очков, а команда "Б" – 7 очков, в итоге побеждает команда "Б" – несмотря на то, что она закончила эстафету второй. За победу команде дается 2 очка, поражение – 1 очко.

Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей. В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях, спортивных переменках и на уроках физической культуры в начальной школе, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет.

Содержимое публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Сборник подвижных игр для учащихся начальных классов

Сборник подвижных игр для учащихся начальных классов

Сборник составил Соломенников Д.А.

Оглавление

Подвижные игры, направленные на развитие гибкости5

Подвижные игры, направленные на развитие ловкости8

Подвижные игры, направленные на развитие быстроты11

Подвижные игры, направленные на развитие выносливости14

Подвижные игры, направленные на развитие силовых качеств17

Введение

Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях, спортивных переменках и на уроках физической культуры в начальной школе, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет.

Подвижные игры, направленные на развитие гибкости

Инвентарь:гимнастическая палка

Ход игры: Команды строятся в колонны. Игроки стоят в полушаге друг от друга. Первые номера держат перед собой за оба конца гимнастическую палку. По общему сигналу игроки передают палки сзади стоящим партнёрам. При этом игрок поднимает руки вверх и (не отпуская концов палки и слегка прогибаясь) переводит палку за спину. Руки остаются выпрямленными. Игрок, стоящий сзади, принимает палку и таким же способом передаёт её дальше. Последний игрок колонны, получив палку, бежит с нею вперёд (в то время как все делают шаг назад) и, заняв место во главе колонны, снова передаёт её по колонне назад. Игроку, стоящему сзади, нельзя брать палку, если партнёр не пронёс её назад до конца, и она находится за головой стоящего впереди партнёра. Если игрок отпустил один конец палки или уронил её, это также считается ошибкой. Побеждают игроки команды, закончившие передачу не только быстрее других, но и с меньшим числом ошибок.

Примечание: при проведении данной игры ведущий заранее подготавливает оборудование и место проведения игры.

Инвентарь: не требуется

Примечание: игроки, изображающие море, не имеют права убыстрять незаконченное движение специально для того, чтобы поймать игрока.

Инвентарь: не требуется

Ход игры: количество игроков не ограничено. Ведущий объясняет правила. Они просты: игроки должны декламировать вместе с ведущим стихотворение, повторяя при этом его движения.

И качает деревцо. (Руки поднимаем вверх, делаем наклоны вправо и влево, руки при этом не напряжены.)

Ветер тише, тише, тише, (Амплитуда наклонов постепенно уменьшается.)

Деревца растут все выше. (Поднимаем руки вверх, приподнимаемся на цыпочки и тянемся изо всех сил.)

Примечание: соревновательного элемента в этой игре нет, но она дает ученикам прекрасную возможность размяться. Игру можно использовать в качестве физкультминутки во время урока.

Подвижные игры, направленные на развитие ловкости

Инвентарь: мяч

Примечание: при проведении игры ведущий произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч. Учитель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.

Инвентарь: веревка (скакалка)

Ход игры: Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м. Водящий становится в центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см. Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко.

Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.

После смены водящего игра начинается сначала.

Примечание: необходимо регулировать скорость веревки. Не крутить слишком быстро или медленно.

Инвентарь: не требуется

Примечание: существует еще несколько вариантов игры:

2)можно оговорить, что нельзя ловить детей, ус­певших присесть или остановиться на одной ноге, поджав другую ногу и обхватив ее обеими руками. При смене положения — игра продол­жается;

Подвижные игры, направленные на развитие быстроты

Инвентарь: не требуется

Примечание: во время игры учитель одновременно с детьми проговаривает стихотворение.

Инвентарь: палка, обруч ( или нарисованный мелом круг)

Примечание: количество ударов палки по полу можно менять, также можно добавить дополнительные действия (оббежать круг до/после ударов, перепрыгнуть через круг и т.д.)

Инвентарь: не требуется

Ход игры: игра начинается с выбора водящего, который отворачивается от остальных игроков и произносит слово "День". В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Главное условие - нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово "Ночь". В это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не "спит", то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок выбывает из игры (либо становится водящим, зависит от количества игроков). Самым "интересным" является продолжать двигаться за спиной у водящего (чтобы он не заметил) даже "днем" или рассмешить игрока напротив, вынудив его проиграть, опять же так, чтобы не заметил водящий. Водящий же может называть" День и Ночь "в любой последовательности и в любом порядке, путая игроков и заставляя их ошибаться.

Примечание: движения детей должны быть разнообразны.

Подвижные игры, направленные на развитие выносливости

Инвентарь: не требуется

Ход игры: все участники игры должны разделиться на две команды. Каждая команда встаёт на противоположных сторонах площадки. Нужно обозначить начало движения или линию старта для каждой команды. Таким образом, получится, что линия старта одной команды будет линией финиша для другой команды и наоборот. Первые игроки каждой из команд выполняют прыжок с места толчком двух ног. После прыжка первого игрока по пяткам отмечается результат его прыжка. Второй участник выходит к линии, оставленной первым игроком, и так же выполняет прыжок с места с отметкой приземления, затем прыгает третий и так далее до последнего играющего. Если последнему игроку удалось перепрыгнуть через финишную линию, его команда побеждает в этой игре-эстафете.

Примечание: можно организовать 4–5 команд (или соревнование между мальчиками и девочками).

Инвентарь: не требуется

Примечание: игра требует от детей большой выносливости. Нужно контролировать время игры (7-10 минут). При игре в помещении не стоит собирать большое количество игроков.

Инвентарь: синяя и красная ленточки для водящих

Подвижные игры, направленные на развитие силовых качеств

Инвентарь: скакалка

Примечание: игры со скакалкой могут быть очень разнообразными. Эта подвижная игра отличается большим количеством вариантов ее проведения.

Инвентарь: обозначение берлоги (стул, обруч и т.д.)

Инвентарь: ориентир стойки (любой предмет среднего размера)

Ход игры: Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив руками впереди стоящего или взяв за пояс. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3-5 шагов. Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 7-10 метров (расстояние можно менять в зависимости от площадки) ставят стойку или другой предмет. По сигналу игроки в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвращаются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.

Примечание: можно условиться, что игроки присоединяются друг к другу по очереди, т. е. сначала стойку обегает первый номер, затем к нему присоединяется второй (и обегают вдвоем), далее - третий и т. д. Поскольку в этом варианте игра требует выносливости, при ее повторении игроки в колоннах располагаются в обратном порядке. Для ребят младшего школьного возраста можно проводить оба варианта игры, условившись, что бегать будут, держась не за пояс друг друга, а за руки.

Подборка подвижных игр для программы по внеурочной деятельности "Подвижные игры". Материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям ГПД.
1. ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
По алфавиту
Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.
Ведущий предлагает ребятам за определенное ко¬личество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:
— чтобы все имена расположились по алфавиту;
— чтобы все встали по цвету волос (слева — брю¬неты, справа — блондины);
— чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).
Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация
Количество игроков: 5 и более

Цветные флажки
Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, внимания.
Атрибуты: 5 флажков разного цвета.
Ход игры: на игровой площадке рисуются 5 кружков диаметром 2 м на расстоянии 1 м друг от друга. Игроки делятся на 5 команд. Каждая команда встает в свой кружок. В центре каждого кружка стоит игрок с цветным флажком в руках.
По сигналу ведущего игроки разбегаются по площадке. По второму сигналу они останавливаются и закрывают глаза. В это время игроки с флажками меняются местами; По третьему сигналу игроки открывают глаза и быстро ищут свой флажок. Побеждают те игроки, которые раньше других вернулись к флажку своего цвета.
Особые замечания: если игрок открыл глаза, его команда считается проигравшей.

Кривое зеркало
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.
Атрибуты: 6 скакалок.
Ход игры: игра начинается с того, что ведущий показывает разные прыжки со скакалкой: прыжки со скрещенными ногами, прыжки с высоко поднятыми коленями, двойные прыжки и т. д. Затем игроки встают попарно, друг напротив друга, и пытаются повторить все показанные движения ведущего. Игрок, который ошибся, выходит из игры, и его заменяет следующий.
Особые замечания: новым водящим становится игрок, не совершивший ни одной ошибки.

Дай руку
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать.
Выбирается один ведущий — салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке.
Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком.
Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить.
Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, выносливость, ловкость, реакция
Количество игроков: 4 и более

Скакалки
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: скакалки.
Ход игры
Игроки прыгают через скакалку различным образом: на 2 ногах, на 1 ноге и т. д. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

Классики
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мел, бита.
Ход игры
На игровой площадке чертятся классики. Игроки должны, прыгая на 1 ноге и толкая биту перед собой, пропрыгать с 1 -го по 10-й класс. Если бита вылетает за пределы классиков, игрок уступает место следующему. Выигрывает тот игрок, который первым пропрыгает все классы.

Фигуры
Один из игроков назначается водящим. Дети разбегаются по залу, по сигналу они останавливаются, изображая застывшие фигуры спортсмена, работающего человека, животного, птицы и др. Водящий ходит среди фигур и выбирает наиболее удачную. Отмечаются дети, принимавшие самые трудные позы.

Ровным кругом
Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. Двигаясь влево (вправо) по кругу, дети произносят слова:
Ровным кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля нам покажет,
Будем дружно повторять!
Водящий показывает какое либо движение (подпрыгивает, вращает руками, приседает и др.) . Дети должны в точности повторить его. После этого назначаются новый водящий, и игра повторяется.

Повтори-ка
Один из играющих показывает движениями какого-либо зверя, например зайчика. Следующий повторяет движения зайчика и от себя прибавляет движения другого животного – лисы. И так каждый следующий игрок, выполнив движения всех показанных ранее животных, прибавляет от себя еще одно, новое. Список зверей растет. Побеждает тот, у кого лучшая память и воображение.

"Колечко"
Выбирают водящего, ему дают ''колечко'' – любой маленький предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони ''лодочкой''. Водящий проходит через весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом незаметно оставляет ''колечко'' в ладонях какого-либо участника. Пройдя всех, водящий говорит: ''Колечко, колечко, выйди на крылечко''. Задача обладателя ''колечка'' – выбежать вперёд, задача всех остальных детей – постараться предугадать обладателя ''колечка'' и не выпустить его из ряда.

"Ручеёк"
В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

8. ЭСТАФЕТЫ
Эстафета зверей
Играющие делятся на 2 - 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Играющие в командах принимают названия зверей. Стоящие первыми называются "медведями", вторыми - "волками", третьими - "лисами", четвертыми - "зайцами". Перед впереди стоящими проводится стартовая линия. По команде ведущего участники команд должны пропрыгать до заданного места так, как это делают настоящие звери. Команда "волков" бегут как волки, команда "зайцев" - как зайцы и т. д.

Репка
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки.
Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

Читайте также: