Виды буллинга распространенные в школьной среде

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Что такое буллинг: понятие, примеры, причины, профилактика.

Что такое буллинг?

Буллинг — это агрессивное поведение группы людей по отношению к одному человеку (реже – к небольшой группе людей). Данное явление наиболее распространено в школьных классах. Объясняется это тем, что дети, впервые оказавшись в большом коллективе, только учатся социальному взаимодействию и ещё плохо понимают, какие вещи недопустимы. В результате продолжительной травли как у жертв, так и у агрессоров могут формироваться психологические проблемы и комплексы, преследующие их на протяжении всей взрослой жизни. Для буллинга характерны следующие особенности:

1. Неравенство сил . Агрессоры обычно физически сильнее либо чувствуют своё превосходство за счет численности. Также они могут использовать в качестве рычага для давления некоторые другие факторы, такие как наличие компромата или собственное влияние в коллективе.

2. Повторяемость . Обычно травля – это не единичный случай, а длящийся процесс. Если ребёнок не смог за себя постоять и стал жертвой буллинга, скорее всего, ему предстоит снова столкнуться с нападками.

Обычно травля подразумевает не только физическое воздействие. Это могут быть угрозы, унижения, оскорбления, распространение слухов и сплетен, обман или сокрытие важной информации. К примеру, дети могут сказать доверчивому однокласснику, что на завтра не задали домашнего задания или что урока физкультуры не будет, поэтому спортивную форму можно не брать. Даже если это выглядит как безобидный розыгрыш, подобная ситуация может стать предпосылкой для перехода к более серьезной травле.

Разновидности буллинга

Все виды буллинга можно поделить на две группы:

1. Прямая травля . Это открытые издевательства над человеком: физическое насилие, оскорбления, причинение различных неудобств (например, когда дети прячут портфель или шапку одноклассника).

2. Косвенная травля . Это скрытые и неявные способы издевательства: распространение слухов, попытки опорочить человека и рассорить его с коллективом, сокрытие от жертвы важной информации.

Прямая травля распространена в детской среде. Дети ещё не знают, что жестокость – это плохо, поэтому неприкрытое издевательство над сверстниками кажется им вполне нормальной моделью поведения. Взрослые предпочитают скрывать плохие поступки, поэтому в рабочих коллективах чаще встречается косвенная травля.

По типу отношений между агрессором и жертвой можно выделить три основных вида буллинга:

1. Вертикальный (сверху вниз) . Давление начальника на подчиненного.

2. Горизонтальный . Травля равнозначного участника коллектива.

3. Вертикальный снизу вверх . Травля коллективом своего руководителя, учителя или преподавателя.

По типу воздействия можно выделить достаточно много типов буллинга. Психологи предлагают делить их на четыре группы:

1. Физический буллинг . В эту группу входят все типы непосредственного воздействия за счёт грубой силы. Как правило, физический буллинг встречается только в детских коллективах (чаще всего в 6-8 классе). Дети толкают жертву, бьют, запирают, отнимают вещи, выбрасывают или прячут их.

2. Вербальный . В эту группу входят угрозы, оскорбления, насмешки, унижения и обидные прозвища. Эта форма буллинга наиболее распространена у подростков и является основным способом травли в старших классах.

3. Социально-психологический . О человеке распускают сплетни, высмеивают его, объявляют бойкот, игнорируют, избегают общения, пытаются манипулировать им. Социально-психологический буллинг наиболее распространен у взрослых, но встречается во всех возрастных группах. Он наименее заметен, при этом способен спровоцировать серьезный стресс у жертвы.

4. Виртуальный (кибербуллинг) . Данная форма травли стала актуальной с развитием телекоммуникационных технологий. В эту группу входят все возможные виды давления: анонимные оскорбления и угрозы, распространение сплетен, взлом учетных записей, кража личной информации и последующий шантаж.

Причины буллинга

Прежде всего, буллинг – это попытка самоутверждения. Пытаясь лучше, понять, что такое буллинг и почему он возникает, психологи выделили несколько причин, заставляющих людей находить жертву для травли и травить её. Чаще всего агрессор, сознательно или бессознательно, преследует одну из следующих целей:

· демонстрация собственного превосходства, силы и влиятельности;

· стремление привлечь внимание к своей персоне;

· попытка скрыть собственные комплексы и неуверенность в себе;

· удовлетворение потребности в доминировании.

Беспричинная агрессия чаще всего является следствием неуверенности в себе. Своим агрессивным поведением человек пытается захватить инициативу, чтобы самому не стать жертвой более инициативного агрессора.

Российский психолог А. Реан выделяет следующие причины буллинга:

Стремление к власти . Некоторым людям необходимо ощущение собственной власти над другими. И причинение неудобств другому человеку позволяет им насладиться собственным доминированием.

1. Внутренняя агрессия . У некоторых людей, как правило, обладающих властью и статусом, присутствует внутренняя агрессивность, которая проявляется через буллинг.

2. Превентивная самооборона . Если агрессор сам боится стать жертвой буллинга, он может начать травить другого человека, чтобы перехватить инициативу. По этой причине агрессором может стать тот, кто в прошлом сам подвергался травле и не желает повторения данного опыта.

3. Попытки заслужить авторитет . Буллинг часто является попыткой продемонстрировать собственную силу и решительность, чтобы заслужить авторитет и признание в коллективе.

Стороны буллинга

Буллинг – это социальный процесс, в котором задействовано три стороны: жертва, агрессор (агрессоры) и наблюдатели. Рассмотрим каждую сторону подробнее.

Жертва буллинга

Жертвой называется тот, кто подвергся буллингу. Обычно жертвами становятся те, кто не может постоять за себя и при этом имеет определенные предпосылки, такие как:

· наивность, замкнутость, скромность, неуверенность в себе;

· особенности развития, наличие физических дефектов;

· физическая слабость, низкий рост, лишний вес;

· нестандартные особенности внешности;

· высокие оценки (или, наоборот, низкие);

· покровительство со стороны учителей (или начальства);

· бедность семьи и дешёвые вещи.

Большинство перечисленных особенностей обычно становятся предпосылками для буллинга в детской среде. У взрослых причинами для травли чаще становится личная неприязнь, возникающая по разным причинам.

Агрессорам свойственны такие черты как:

· тревожность, низкая самооценка;

· бесчувственность, неумение сопереживать;

· стремление быть в центре внимания;

· жестокость или желание сорвать злость.

Довольно часто агрессорами становятся социопаты , поскольку они не способны сопереживать. Также буллинг – это распространенное поведение среди тех, кто в прошлом был жертвой домашнего насилия или наблюдал его в своей семье.

Наблюдатели

В буллинге практически всегда присутствует и третья сторона – наблюдатели. Очень часто только ради них всё и затевается. К примеру, задира может спокойно общаться со своей жертвой наедине, но как только появляются свидетели, он становится более агрессивным и жестоким.

Наблюдатели делятся на 3 группы:

· активные соучастники (поддерживают и поощряют агрессора);

· молчаливые соучастники (изображают нейтральность, но с интересом наблюдают);

· защитники (поддерживают жертву, предпринимают попытки защитить её).

Как правило, наблюдатели стремятся занять позицию соучастника, поскольку боятся, что любая солидаризация с жертвой может навлечь беду и на них.

Как бороться с буллингом?

Как было отмечено выше, травля – одна из главных проблем современной психологии и социологии. Несмотря на то, что психологи достаточно хорошо понимают, что такое буллинг и какова его природа, эффективного способа избежать травли в коллективе пока не существует. С этим постоянно сталкиваются не только школы, но и вузы и даже крупные компании, у которых буллинг в коллективе приводит к резкому снижению продуктивности.

Ситуация усугубляется тем, что случайные свидетели буллинга, как правило, не знают, как себя вести, поэтому предпочитают молчать. В частности, школьные учителя часто безучастно наблюдают за травлей в классе, считая, что это не их забота. Молчат обычно и жертвы. Поэтому агрессоры в большинстве случаев воспринимают травлю как норму и не видят причин себя ограничивать.

К счастью, существуют способы достаточно эффективно противостоять буллингу. Если травля направлена на вас или на вашего близкого, следует выполнить несколько шагов:

1. Признать проблему . Необходимо трезво оценить ситуацию, отказаться от сомнений и прямо признать, что происходит травля. Также следует определить роли, выяснив, кто в данной ситуации является жертвой, кто – агрессором, кто – наблюдателем.

2. Найти поддержку . Желательно иметь человека, которому можно доверить проблему.

3. Не давать агрессору желаемое . Обычно основная цель агрессора заключается в том, чтобы вызвать у жертвы определенные эмоции. Если же не реагировать на его нападки, он вполне может потерять интерес.

5. Обзавестись «группой поддержки« . Иногда можно мягко и незаметно сломить ситуацию, расширяя свою компанию и демонстрируя совместную силу.

6. Развить уверенность в себе . Чем выше самоуверенность, тем меньше склонность поддаваться на различные манипуляции.

8. Прекратить воспринимать травлю на свой счёт . Бывает так, что причины для травли нет, а ситуация сложилась в силу исторических причин. В таких случаях жертве следует в первую очередь перестать винить в проблеме себя. Можно сменить место работы (или учебы), чтобы избавиться от токсичного окружения .

Профилактика буллинга

Чаще всего буллинг – это самоутверждение через физическое или психологическое (эмоциональное) насилие. Основной причиной подобного поведения обычно является социальное неравенство и отсутствие других способов для самоутверждения. Соответственно, чем более благополучным является общество, чем больше у человека возможностей для самореализации и тем меньше предпосылок для травли.

В большинстве случаев агрессоры являются свидетелями или жертвами семейного насилия. Обычно у них имеется глубокая психотравма, делающая их тревожными, импульсивными и агрессивными. Чтобы сохранять уверенность в себе, им необходимо чувствовать собственное превосходство над кем-то, кого они выбирают в качестве жертвы.

Жертвами буллинга обычно становятся люди с виктимной моделью поведения. Для них характерны такие особенности как:

· недостаток уверенности в себе;

· скромность, застенчивость, замкнутость;

· чрезмерная осторожность, склонность к сомнениям.

Буллинг представляет собой серьезную проблему, против которой не существует достаточно эффективного средства. Агрессивное поведение по отношению к слабым и уязвимым заложено в человеческой природе. Об этом свидетельствует тот факт, что буллинг практически неизбежно возникает в любом детском коллективе, хотя детей этому никто не учил.

Лучший способ противостоять данному явлению – повышать осведомленность людей о проблеме, объяснять, почему она возникает и как с ней бороться. И конечно же, очень важно создавать благополучную среду, в котором людям просто не потребуется самоутверждаться за чужой счёт.

Недетские игры: 6 видов школьной травли, о которых должен знать каждый - слайд

Мы часто говорим о буллинге (или травле), и это неслучайно — проблема буллинга очень распространена в школах всего мира, хотя нередко сами дети, учителя и администрация школ пытаются это скрыть. И если вы думаете, что травля — это что-то из подростковых сериалов, где группа хулиганов бьет щуплого отличника за школой, то вы не совсем правы.

Буллинг может проявляться в самых разных формах и самых разных коллективах (да, не только мальчики бывают хулиганами), а жертва буллинга не должна обладать каким-то набором обязательных качеств — ей может стать любой. Специалисты сайта Very Well Family разобрались с разновидностями буллинга и выделили целых шесть типов травли, которой чаще всего подвергаются дети в школах. Мы перевели для вас статью, чтобы вам было проще распознать и остановить буллинг, если ваш ребенок с ним столкнется.

Физическая травля

Физическая травля — это самая явная и очевидная форма буллинга. Она отличается тем, что дети используют физическое воздействие для того, чтобы унижать и контролировать свою жертву. Хулиганы, практикующие физическую травлю, как правило, физически сильнее, крупнее и выносливее своих сверстников. Примеры физической травли: пинки, удары, шлепки, толчки и прочие виды физического насилия.

Физическую травлю проще всего заметить и идентифицировать, а потому зачастую родители думают, что именно этой формой и ограничивается буллинг (но это не так). Также эта разновидность травли является самой наказуемой (опять-таки, поскольку ее обнаруживают и порицают чаще других).

Словесная травля

Классические словесные булли (те, кто травит других) используют огромное количество обидных слов и фразочек, чтобы унизить, запугать и задеть свою жертву. Нередко жертвами словесной травли становятся слабые или особые дети, на которых хулиганы не готовы воздействовать физически.

В отличие от физической травли, словесную может быть довольно сложно выявить, поскольку она происходит незаметно для глаз взрослых. В итоге жертвам очень сложно доказать свою правоту, потому что у них нет реальных доказательств травли.

Косвенная агрессия

Это довольно незаметный вид травли, который сложно заметить взрослым. Косвенная агрессия (еще ее называют эмоциональным буллингом) — это вид социальной манипуляции, который подростки используют для того, чтобы подорвать социальную позицию и социальный статус жертвы.

Агрессоры унижают, дразнят, игнорируют или исключают своих жертв из общения, заставляя их чувствовать себя одинокими и отверженными. И хотя чаще всего такой вид буллинга встречается в средней (и чуть реже — в старшей) школе, отдельные личности способны привносить принципы косвенной агрессии в свою взрослую жизнь, например, занимаясь аналогичной травлей новых сотрудников в компании.

Кибербуллинг

Поскольку современные дети проводят в интернете довольно больше количество времени, кибербуллинг стремительно набирает обороты. Еще одна причина растущей популярности именно этой формы буллинга — анонимность, благодаря которой булли с легкостью скрывают свое истинное лицо и уходят от наказания.

Нередко кибербулли способны написать в Сети те вещи, которые они не смогли бы сказать человеку лично (из-за анонимности и деперсонализации интернет-общения). Именно поэтому кибербуллинг отличается от остальных видов буллинга особой жестокостью.

Жертвы кибербуллинга сильно страдают от такого вида травли — агрессоры могут найти их везде и в любое время, а это значит, что они нигде не могут расслабиться и почувствовать себя в безопасности, даже у себя дома.

Сексуальная травля

Этот вид травли отличается повторяющимися вредоносными и унизительными проявлениями сексуальной агрессии по отношению к жертве. Примеры: обзывательства с сексуальным подтекстом, пошлые комментарии, вульгарные жесты, нежелательные прикосновения, предложения заняться сексом и демонстрация порнографических материалов.

Классический пример сексуальной травли — мальчики, беззастенчиво комментирующие внешний вид или одежду девочек, их привлекательность или гипотетическую сексуальную активность. Иногда сексуальная травля может предшествовать преступлениям на сексуальной почве.

Чаще всего жертвами сексуальной травли становятся девочки, причем в роли агрессоров могут выступать как мальчики, так и другие девочки, которые обвиняют своих одноклассниц в чрезмерной распущенности, если говорить проще — занимаются слатшеймингом.

Секстинг тоже нередко ведет к сексуальной травле (мы писали об этом подробнее). Мальчик, получивший откровенную фотографию от девочки, после их расставания может начать шантажировать ее распространением приватных снимков или сразу же публиковать их в интернете, что нередко приводит к массовой сексуальной травле, а иногда и другим формам агрессии.

Травля по предубеждениям

Такой вид травли основывается на предубеждениях относительно представителей определенной нации, расы, вероисповедания и сексуальной ориентации. Эта разновидность травли может включать в себя все перечисленные виды травли: физическую, словесную, цифровую и так далее.

В случаях травли по предубеждениям дети выбирают в жертву тех, кто отличается от них по определенным критериям, и используют их отличия как повод.

Нередко эта форма буллинга служит началом для преступлений на почве ненависти. Именно поэтому, если ребенок подвергается травле из-за предубеждений, крайне важно разобраться в ситуации и жестко пресечь все проявления буллинга.

Обратите внимание на то, что любой вид буллинга является серьезной угрозой психическому, эмоциональному и физическому здоровью жертвы и требует немедленного и серьезного вмешательства родителей, учителей и администрации школы.


Буллинг — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Главные компоненты буллинга:

  • Это агрессивное и негативное поведение.
  • Оно осуществляется регулярно.
  • Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
  • Это поведение является умышленным.

Существуют следующие виды буллинга:

1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физическогобуллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).

2. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

  • вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
  • невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
  • запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
  • изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
  • вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания;
  • повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
  • школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу.

Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

В ситуации травли всегда есть:

Типичные черты обучающихся, склонных становиться "агрессорами" буллинга:

  • испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
  • импульсивны и легко приходят в ярость;
  • часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
  • не испытывают сочувствия к своим жертвам;
  • если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием. Будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.

"Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других.

Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

  • физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
  • особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;
  • особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
  • плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;
  • страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
  • особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;
  • низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.

Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 – летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои). Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах, где существует жесткая структура иерархии класса, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.

Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

  • притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
  • боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;
  • меняется поведение и характер ребенка;
  • явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;
  • частые просьбы дать денег, воровство;
  • снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
  • постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
  • молчаливость, нежелание идти на разговор;
  • суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.

Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга?

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.

  • кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);
  • школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
  • школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
  • во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;
  • на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;
  • ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
  • признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);
  • один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;
  • младшие школьники боятся зайти в туалет;
  • дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.

Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:

1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

В случае возникновения в классе буллинга необходимо:

  • Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в классном коллективе
  • Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно
  • Оказать поддержку потерпевшему.
  • Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации
  • Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы)

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга, то скажите ребенку:

Человек, который стал жертвой травли, чаще всего чувствует себя беспомощным. Он словно в тупике: ему страшно, он понимает, что ситуация не изменится, а часто может чувствовать себя еще и виноватым. И, хотя история научного исследования проблемы насчитывает несколько десятилетий, запрос на то, чтобы разобраться в ней, до сих пор остается очень актуальным. Поговорим о школьном буллинге с психологом, сотрудником лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Мариной Новиковой.

Чем характерен буллинг?

Для начала разберемся в понятиях. Буллингом называют повторяющиеся попытки более сильного индивида (или группы) причинить боль, унизить, расстроить или каким-то иным образом стрессировать менее сильного индивида (или группу) [Olweus, 1993].

  • неравенство сил между жертвой и обидчиком;
  • повторяемость;
  • переживание жертвой чувства беспомощности;
  • активная поддержка, подразумеваемое одобрение или безразличие со стороны других участников ситуации.

Виды буллинга

Социальная травля. Об ученике распространяют сплетни и слухи (часто они не являются правдой), с ним отказываются общаться, его не берут в совместные школьные проекты, не приглашают гулять, не предлагают пойти в гости и т.д.

Физическая травля. Кто-то более сильный отбирает у ребенка вещи, прячет или портит их. Бьет, толкает, пинает, запирает в школьном классе или туалете, угрожает тем, кто попытается встать на защиту.

Вербальный буллинг. Ученику дают обидные прозвища, смеются над его внешним видом, одеждой, манерой говорить и т.д.

Кибербуллинг. Угрозы, издевательства, оскорбления в соцсетях и мессенджерах. Демонстрация фото и видео, где ученик выставлен не в лучшем свете.

Почему это происходит? Как распределяются роли?

У детей есть вполне понятное желание повысить свой социальный статус, стать популярным, обратить на себя внимание. И нередко с помощью травли они пытаются закрыть именно эту потребность.

Для многих буллинг становится возможностью заработать статус в группе сверстников. Наверное, это удивительно, но в большинстве случаев эта стратегия работает! Агрессоров в коллективе воспринимают как более популярных, ведь травля помогает им заработать статус и удержать его с течением времени.

А если говорить о жертве, то чаще всего ею становится тот, кто чем-то отличается от остальных ребят. Но при этом — важно не забывать об этой особенности — стать жертвой буллинга может кто угодно. Никто не застрахован на 100% от этой беды.

  • Найти подходящую жертву (кого-то неуверенного, физически более слабого, склонного к подчинению и т.д.).
  • Выбрать подходящее время и место для нападения (важно! всегда должны присутствовать свидетели).
  • Свидетели, которым хочется как можно быстрее уйти из опасной ситуации, если случайно оказались рядом. Им не хочется связываться.
  • Свидетели, которым может нравиться то, что происходит.
  • Свидетели, которым не нравится наблюдать за травлей одноклассника, но они боятся что-то предпринять.
  • Главный обидчик — зачинщик нападения.
  • Помощники зачинщика — могут следить за тем, чтобы жертва не убежала, или чтобы не увидели взрослые.
  • Защитник — тот, кто вступится за жертву.

Каковы причины агрессии?

Дети не всегда понимают различия между лидерством и доминированием. У многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества, но они, к сожалению, не умеют использовать их правильно. А порой причиной буллинга может стать просто скука.

Случается и так, что у подростка не хватает важных социальных навыков: эмпатии, способности договариваться, справляться с негативными эмоциями. Для них характерен сильный эгоцентризм и неумение распознавать нужды окружающих. А кто-то с помощью такого поведения пытается завести себе друзей.

Среди агрессоров небольшая часть имеют расстройства личности, связанные с нечувствительностью к чужим страданиям и получением от них радости. В таких случаях требуется консультация специалиста, чтобы вовремя провести психологическую диагностику.

Буллинг в России

Распространенность буллинга в зависимости от пола и возраста

Хорошая школа

Как отличить травлю от других типов нежелательного поведения?

  • Это обидные/ оскорбительные действия?
  • Это делается специально?
  • Это повторяется, или есть высокий риск повтора?
  • Форма буллинга (физический, вербальный, косвенный, кибер) — НЕ является релевантным критерием для принятия решения.

Что делать, если вы узнали о травле ребенка?

Буллинг в школе — это ситуация SOS! Поэтому очень важна быстрая реакция администрации. Когда взрослые узнают о том, что дети подверглись травле, у них возникает много переживаний. Хочется, например, наказать обидчика, или, наоборот, обвинить самого ребенка в том, что по отношению к нему проявляют агрессию. Но будьте внимательны! Сразу скажите категорическое нет:

  • сарказму;
  • агрессии;
  • манипуляциям;
  • унижению со стороны старших по отношению к любому из участников ситуации.

Как определить жертву травли?

Жертвой травли может стать абсолютно любой ученик (никогда нет 100% гарантии, что кого-то она обойдет стороной). Всегда помните про главную цель агрессора: повышение собственного статуса за счет принижения другого ученика. Выбор его, вероятнее всего, падет на того, кто просто будет отличаться в наибольшей степени от других ребят.

Техники и основные принципы разговора с жертвой травли

Решение проблемы: важные вопросы

  • В чем заключается проблема?
  • Как ты себя чувствуешь в связи с ней?
  • Дать в сокращенной форме обратную связь для прояснения и для того, чтобы жертва могла почувствовать себя услышанной.
  • Что из того что ты пробовал(а) было успешным, хотя бы частично? Важно акцентировать внимание на том, в чем силен ребенок — так закрепится его положительный опыт.
  • Что ты еще можешь попробовать сделать?
  • Какие у тебя есть варианты дальнейшего поведения?
  • Какие будут последствия каждого из этих вариантов?
  • Какой вариант кажется тебе наилучшим?
  • Как ты собираешься это делать?
  • Признать, что разговор был трудным, поблагодарить за смелость!

Возможные стратегии поведения с жертвой

Читайте также: