Бунт в ватикане толстой краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Те к нему: «Тебе-то ладно,
Ты живешь себе прохладно,
А вот нам так безотрадно,
Очень уж досадно!

Говорит им папа: «Дети,
Было прежде вам глядети,
Потеряв же вещи эти,
Надобно терпети!

«Эх, нелегкая пристала!-
Молвил папа с пьедестала,-
Уж коль с воза что упало,
Так пиши: пропало!

Эта вещь,- прибавил папа,-
Пропади хоть у Приапа,
Нет на это эскулапа,
Эта вещь — не шляпа!

«Нет,- ответствуют кастраты,-
Пий ты этакий девятый,
Мы уж стали сиповаты,
Поючи кантаты!

Де-Мероде ж той порою,
С королем готовясь к бою,
Занимался под горою
Папской пехтурою:

Все в подрясниках шелковых,
Ранцы их из шкурок новых,
Шишек полные еловых,
Сам в чулках лиловых.

Затрубили тотчас трубы,
В войске вспыхнул жар сугубый,
Так и смотрят все, кому бы
Дать прикладом в зубы?

Де-Мероде, в треуголке,
В рясе только что с иголки,
Всех везет их в одноколке
К папиной светелке.

Добрый папа на свободе
Вновь печется о народе,
А кастратам Де-Мероде
Молвит в этом роде:

И конец настал всем спорам;
Прежний при дворе декорум,
И пищат кастраты хором
Вплоть ad finem seculorum.

Те к нему: «Тебе-то ладно,
Ты живешь себе прохладно,
А вот нам так безотрадно,
Очень уж досадно!

Говорит им папа: «Дети,
Было прежде вам глядети,
Потеряв же вещи эти,
Надобно терпети!

«Эх, нелегкая пристала!-
Молвил папа с пьедестала,-
Уж коль с воза что упало,
Так пиши: пропало!

Эта вещь,- прибавил папа,-
Пропади хоть у Приапа,
Нет на это эскулапа,
Эта вещь — не шляпа!

«Нет,- ответствуют кастраты,-
Пий ты этакий девятый,
Мы уж стали сиповаты,
Поючи кантаты!

Де-Мероде ж той порою,
С королем готовясь к бою,
Занимался под горою
Папской пехтурою:

Все в подрясниках шелковых,
Ранцы их из шкурок новых,
Шишек полные еловых,
Сам в чулках лиловых.

Затрубили тотчас трубы,
В войске вспыхнул жар сугубый,
Так и смотрят все, кому бы
Дать прикладом в зубы?

Де-Мероде, в треуголке,
В рясе только что с иголки,
Всех везет их в одноколке
К папиной светелке.

Добрый папа на свободе
Вновь печется о народе,
А кастратам Де-Мероде
Молвит в этом роде:

И конец настал всем спорам;
Прежний при дворе декорум,
И пищат кастраты хором
Вплоть ad finem seculorum.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Бунт в Ватикане

«Отчего мы не женаты?

Говорит им папа строго:

Не боитеся вы Бога?

Те к нему: «Тебе-то ладно,

Ты живёшь себе прохладно,

А вот нам так безотрадно,

Очень уж досадно!

Ты живёшь себе по воле,

Чай, натёр себе мозоли,

А скажи-ка: таково ли

Говорит им папа: «Дети,

Было прежде вам глядети,

Потеряв же вещи эти,

Жалко вашей мне утраты;

Я, пожалуй, в виде платы,

Прикажу из лучшей ваты

Те к нему: «На что нам вата?

Это годно для халата!

Не мягка, а жестковата

Папа к ним: «В раю дам местo,

Будет каждому невеста,

В месяц по два пуда теста.

Те к нему: «Да что нам в тесте,

Будь его пудов хоть двести,

С ним не вылепишь невесте

«Эх, нелёгкая пристала!—

Молвил папа с пьедестала,—

Уж коль с воза что упало,

Так пиши: пропало!

Эта вещь,— прибавил папа,—

Эта вещь — не шляпа!

Да и что вы в самом деле?

Жили б вы в моей капелле,

«Нет,— ответствуют кастраты,—

Мы уж стали сиповаты,

А не хочешь ли для дива

Да не грубо, а пискливо,

Испугался папа: «Дети,

Для чего ж мне тонко пети?

Да и как мне разумети

Те к нему: «Проста наука,

В этом мы тебе порука,

Чикнул раз, и вся тут штука —

Папа ж думает: «Оно-де

Было б даже не по моде

Шлёт за Де-Мероде. [4]

Де-Мероде ж той порою,

С королём готовясь к бою,

Занимался под горою

Все в подрясниках шелковых,

Ранцы их из шкурок новых,

Шишек полные еловых,

Сам в чулках лиловых.

«Вам,— кричит,— уж не до рати!

Там хотят, совсем некстати,

Искушённый в ратном строе,

Де-Мерод согнулся втрое,

Видит, дело-то плохое,

«Вам теперь уж не до рати,

Там хотят, совсем некстати,

Вновь услышав эту фразу,

Де-Мероде понял сразу,

Говорит: «Оно-де с глазу;

Затрубили тотчас трубы,

В войске вспыхнул жар сугубый,

Так и смотрят все, кому бы

Дать прикладом в зубы?

Де-Мероде, в треуголке,

В рясе только что с иголки,

Всех везёт их в одноколке

К папиной светёлке.

Лишь вошли в неё солдаты,

Говорят: «Мы виноваты!

Добрый папа на свободе

Вновь печётся о народе,

А кастратам Де-Мероде

Молвит в этом роде:

«Погодите вы, злодеи!

Папа ж рёк, слегка краснея:

И конец настал всем спорам;

Прежний при дворе декорум,

И пищат кастраты хором

Вплоть ad finem seculorum. [6]

Примечания

В этом стихотворении, написанном в Риме, высмеивается лицемерие и ханжество главы католической церкви. Толстой вышучивает также воинственные замыслы и претензии папы римского на сохранение его светской власти.

  1. Приап (греч. миф.) — бог плодородия, садов и полей, покровитель чувственных наслаждений.
  2. Антонелли Д. (1806—1886) — кардинал, глава государственного совета Папской области.
  3. Casta diva — пречистая дева; ария из оперы итальянского композитора В. Беллини „Норма“; возможно, впрочем, что речь идёт о каком-то католическом песнопении.
  4. Мероде Ф.-К. (1820—1874) — военный министр Папской области.
  5. Вариант для дам:

"Хочешь быть счастливым - будь им". Сегодня исполняется 190 лет со дня рождения автора этого прекрасного изречения - графа Алексея Константиновича Толстого. Он действительно был человеком весьма удачливым и по гамбургскому счету более чем счастливым.

"Хочешь быть счастливым - будь им". Сегодня исполняется 190 лет со дня рождения автора этого прекрасного изречения - графа Алексея Константиновича Толстого. Он действительно был человеком весьма удачливым и по гамбургскому счету более чем счастливым.

Нет, не всякому поэту так везет - в детстве играть с цесаревичем на одном ковре в одних и тех же солдатиков. Впрочем, дружба и даже родство с царями обычно до добра не доводят. Тем более если ты убежденный либерал. Но в данном случае все совпало. Александр II оказался тоже либералом - и не на словах, а на деле. Покончил с крепостным правом, ввел суд присяжных и даже готов был даровать стране Конституцию и парламент, если бы страна не метнула в либерального императора бомбу, которая оторвала ему нижние конечности. Но тут уже ничего не поделаешь - таковы особенности страны.

Что касается императорского флигель-адъютанта графа Алексея Константиновича Толстого, то его никто не взрывал, а так, слегка подсиживали по придворной линии. Ведь кроме флигель-адъютанта он был еще, страшно сказать, егермейстером - заведующим царской охотой. А иначе вовек бы не написать ему в ритме скачущего коня: "Колокольчики мои, / Цветики степные! / Что глядите на меня, / Тёмно-голубые? / И о чем звените вы / В день веселый мая, / Средь некошеной травы / Головой качая?" Кто же эти строки не знает, кто же их в детстве не слышал? Обычно не помнят продолжения о том, как "конь несет меня стрелой / На поле открытом; / Он вас топчет под собой, / Бьет своим копытом". Это уже пишет именитый егермейстер, травящий в полях царских лис и зайцев, а заодно уж топчущий колокольчики.

Странно только, что "Колокольчики" знают все, а вот Алексея Константиновича Толстого или совсем не помнят, или путают с Алексеем Николаевичем Толстым, тоже графом, написавшим роман "Петр I", по которому мы и судим о личности этого отнюдь не либерального императора-реформатора. Алексей Константинович, как и друг его детства Александр II, терпеть не мог всех этих тиранов и деспотов. А Сталин терпеть не мог Алексея Константиновича, поэтому издавать его стали только в эпоху хрущевской "оттепели". Тогда же вспомнили и издали в год ХХ съезда - в 1956-м - легендарного "Козьму Пруткова".

"Вянет лист, проходит лето, / Иней серебрится. / Юнкер Шмидт из пистолета / Хочет застрелиться". Нет, это не будущий Саша Черный, это соавтор своих двоюродных братьев Жемчужниковых Алексей Константинович Толстой, скрывавшийся вместе с ними под псевдонимом Козьма Прутков. Кто из нас не знает поистине великое изречение: "Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно". А ведь это А.К. Толстой сказал в своем евангелии от Пруткова. И, наконец, давно ставшее пословицей: "Что имеем - не храним; потерявши - плачем".

Природа так щедро его одарила, что вряд ли он успел высказать даже одну десятую того, что кипело и клокотало внутри. Зато успел добиться возвращения из ссылки Тараса Шевченко, отвел бурю царского гнева от славянофила Сергея Аксакова и вернул из домашней ссылки в Спасском-Лутовинове Ивана Сергеевича Тургенева. На этом его придворная деятельность закончилась. В том самом великом 1861-м - году отмены крепостного права - он пишет прошение об отставке. "Служба и искусство несовместимы", - сказано в письме к царю. Вот такая "карьера". В детстве он - мальчик для игр. Не подумайте чего плохого. Так назывались отпрыски аристократических фамилий, которых по воскресеньям приводили к будущему императору Александру II для совместных забав. В 1861 году игры с властью закончились.

Одна за другой выходят пьесы - "Смерть Ивана Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис". Ох, как же не любил эти вещи наследник Грозного - Сталин! Смоктуновский только в 1970-х годах пробил, поставил и сыграл царя Федора Иоанновича - живой сценический укор всем тиранам. Тираны отомстили. Не осталось кинозаписи Смоктуновского в этой роли, хотя технические возможности позволяли запечатлеть весь спектакль. Что же касается сценической интерпретации личности Ивана Грозного, то она и сегодня во многом идет вразрез с ура-патриотическими концепциями. Грозный А.К. Толстого показан таким, каким он, вероятно, и был. Чикатило на троне.

Тонкой эстетической натуре А.К. Толстого в равной мере чужды оказались и разночинцы, сплотившиеся вокруг "Современника", и славянофилы во главе с Сергеем Аксаковым. И тех, и других он припечатал навеки: "Идут славянофилы и нигилисты, / У тех и у других ногти не чисты. / Ибо если они не сходятся в теории вероятности, / То сходятся в неопрятности. / И поэтому нет ничего слюнявее и плюгавее / Русского безбожия и православия. / Первые утверждают, что кто умрет, / Тот весь обращается в кислород. / Вторые - что он входит в небесные угодия / И делается братчиком Кирилла-Мефодия". Нет, зря все-таки отошел он от государевой службы. Может быть, многие несчастья России от того, что светлые головы, начиная с Пушкина и кончая тремя Толстыми, уходили в литературу, считая политику делом низменным и ничтожным.

"История государства Российского от Гостомысла до Тимашева" тоже об этом. Панорама исторической глупости, которую из эпохи в эпоху наследовала российская власть вместе со всем российским электоратом. "Послушайте, ребята, / Что вам расскажет дед. / Земля наша богата, / Порядка в ней лишь нет". И далее вся русская история. "Царь Петр любил порядок, / Почти как царь Иван. / И так же был не сладок, / Порой бывал и пьян. / Он молвил: "Мне вас жалко, / Вы сгинете вконец; / Но у меня есть палка, / И я вам всем отец!". Упование на палочный порядок - это в какой-то степени наша национальная идея, в равной мере присущая народу и власти.

Если бы фрейдисты знали его поэму "Сон советника Попова", родилось бы множество психоаналитических трактатов и диссертаций. Юнг причислил бы это к своим архетипам. В самый торжественный момент приема в министерстве советник Попов замечает, что он стоит в мундире, но без штанов. В таком положении он и выслушивает парадную речь министра, которая и сегодня годится для любого торжественного приема: "Искать себе не будем идеала, / Ни основных общественных начал / В Америке. Америка отстала: / В ней собственность царит и капитал".

Толстой навсегда злободневный, но при этом совершенно не злой. Он уходил из мира, абсолютно не обозленный, благодаря и благословляя с Иоанном Дамаскином "и в поле каждую былинку, / и в небе каждую звезду".

Читайте также: