Игры по закаливанию в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1 - дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2 - дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 - имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Общие требования:

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:

  • соблюдение санитарных и гигиенических требований;
  • сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
  • специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;
  • поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 о С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

5. Оптимальный двигательный режим.

Организованная двигательная деятельность

  1. Утренняя гимнастика (ежедневно)
  2. Занятия физкультурой (2 раза в неделю)
  3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
  4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
    1. утром
    2. после завтрака
    3. на прогулке
    4. после сна
    5. на второй прогулке

    Закаливание:

    • оздоровительные прогулки, ежедневно
    • умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
    • полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
    • воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
    • ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

    Оздоровительная работа

    1. Сквозное проветривание
    2. Санитарный режим
    3. t = 20-22 о С
    4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
    5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
    6. Утренняя гимнастика
    7. Физкультурные занятия
    8. Подвижные игры
    9. Закаливание:
      1. оздоровительные прогулки;
      2. умывание прохладной водой;
      3. воздушные ванны:
        а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
        б) дорожка здоровья;
        в) облегченная одежда;
        г) сон с открытой фрамугой.

      Основные принципы и средства закаливания

      С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

      Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее. При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

      1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

      2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

      3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

      Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

      1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
        После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
      2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
        Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
      3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24-26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19-20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.
        Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких. В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

      Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

      Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

      • в младших группах до 20-25 мин.
      • в старших группах до 30-40 мин.

      Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды. В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей. Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

      Алексей Олегович
      Закаливающие игры: давайте играть, чтобы не болеть!

      Закаливающие игры :

      давайте играть, чтобы не болеть!

      Часто нам с вами закаливание кажется очень сложным и неинтересным процессом. На самом деле это не так. Закаливающие процедуры могут быть увлекательными и интересными. Надо просто предложить малышу поиграть в такие специальные игры. Как же это сделать?

      Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. По мере того, как дети учатся играть на воздухе, растет и их интерес к этим играм.

      Я думаю, что все взрослые помнят, как увлекали их в детстве ледяные дорожки. Поделитесь опытом со своим малышом, увлеките и его упражнениями на ледяных дорожках. Они развивают чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время движений. Не забудьте соблюдать при этом правила: кататься в одном направлении, кататься с интервалом, быстро уходить с дорожки после скольжения, не перебегать дорожку.

      Еще одно увлекательное занятие – это катание на санках: бег с санками, влезание на горку и спуск с нее, приседания, наклоны, толкание санок с сидящим на них другом. Катание на санках укрепляет силы детей, при этом развивается ловкость, координация, смелость и решительность, согласованность движений.

      Очень увлекательно построить самим горку и покататься с нее. Неоднократно поднимаясь на горку, ребята тренируют сердце и легкие. Съезжая с горки, они могут проделать много дополнительных движений, развивающих ловкость, смекалку, решительность, мужество, координацию движений. Дети должны уметь падать при необходимости на бок.

      Строить горку лучше во время потепления. Скатать шары из снега, сложить горкой. Утрамбовать снег, срезать лопатой лишний и из него сделать барьеры у дорожки, по которой будут скатываться ребята, а также лесенку, по которой они будут забираться на горку. Когда подморозит, залить все водой, лучше горячей. Высота для малышей - 1 м, для старших ребят - 1,5-2 м. Ширина - 1м. Хорошо, если есть возможность делать скат длинным.

      Игры :

      Хорошее средство физического развития, закаливания – ходьба на лыжах. Она способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, связок голеностопных суставов, упражняет вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивает быструю ориентировку в пространстве и времени.

      Нормально развивающемуся ребенку можно встать на лыжи с 2-2,5 лет. Палки вначале не даются, надо учить ходить без палок, сохраняя равновесие. Для малышей высота лыжи должна быть до локтя, для старших дошкольников – по поднятой вверх руке без учета кисти. От этого во многом зависит успех обучения ходьбы на лыжах. Лыжные палки – ниже уровня плеч на 3-5 см.

      Начинающий лыжник должен освоиться с непривычным для него ощущением тяжести лыж, их скольжения по снегу. Поэтому первые его движения – постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег, попытаться пройти ступающим шагом. Носок лыжи при ходьбе должен подниматься, задний конец прижиматься к снегу. Движения руками при ходьбе с перекрестной координацией.

      Игры :

      При катании с горки скорость вначале должна быть небольшая, чтобы дети овладели этим навыком, научились гасить скорость либо поворотом в сторону, либо правильным падением (быстро перейти из положения стоя в сидячее и затем падать назад, вбок от лыж). Приседать и падать надо мимо лыж, так как при падении на лыжи, потеряв управление, можно уехать в нежелательном направлении.

      И последнее, о чем мы хотим сказать, говоря об играх зимой, это катание на коньках. При катании значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение. Катание на коньках улучшает также терморегуляционные процессы, при этом повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Учить детей этому виду упражнений начинают с 5 лет.

      Начинать учить катанию на коньках мы рекомендуем с упражнений в помещении:

      Ноги на ширине плеч, ступни параллельны; руки внизу. Сделать 5-6 пружинистых приседаний; руки свободно выносить вперед. После отдыха упражнение повторить еще 2-3 раза.

      Ноги на ширине плеч, ступни параллельны; руки внизу. Сделать глубокий присед, руки вперед, выпрямиться.

      Ноги на ширине плеч. Поочередно наклонять оба конька то вправо, то влево; руки свободно.

      Постоять на правой, затем на левой ноге. Рукой придерживаться за опору и без нее.

      Переступая, делать повороты вправо, влево, кругом, на 90,180,360 градусов.

      Во время катания надо следить, чтобы ребенок дышал через нос и не задерживал дыхания. Ослабленным детям рекомендуется катание при температуре воздуха от +2 до -8 градусов.

      Пусть зима принесет и Вам и вашим детям

      здоровье и хорошее настроение!

      Как играть в пальчиковые игры? Методика проведения пальчиковой гимнастики в ДОУ Разработала: Воспитатель группы раннего возраста Моисеева И. Н. Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев В. А. Сухомлинский.

      Почему это здорово играть в сюжетно-ролевые игры?

      Почему это здорово играть в сюжетно-ролевые игры? южетно-ролевая игра у детей 2 — 3 лет только зарождается. В силу возрастных психологических особенностей и несовершенства речи дети еще.

      Учим детей играть в кубанские казачьи игры 1. Пояснительная записка Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность.

      В какие игры можно и нужно играть с детьми от 2 до 3 лет Подвижные игры Кто не любит одеваться? Если малыш не любит одеваться, нужно сделать этом занятие веселым и увлекательным. Правила игры.

      Попович Ольга Николаевна
      Инструктор по физическому воспитанию, 1 категория
      МБДОУ детский сад комбинированного вида "Звездочка"
      г. Ноябрьск Тюменская обл.

      Цель: развивать двигательную активность, силовые качества.

      Создать хорошее настроение.

      Воспитывать желание быть здоровым, заниматься спортом, закаляться, сопротивляться болезням.

      Ход праздника: Под звуки марша дети проходят по залу и садятся на отведенные для них места.

      Ведущая: На спортивную площадку Приглашаем всех сейчас. Праздник спорта и здоровья Начинается у нас. Кто всех быстрей, Кто всех сильней, Нам очень интересно, Пусть слышится веселый смех И не смолкает песня. Звучит спортивная песня, появляется Крепыш.

      Крепыш: А вот и я! Здравствуйте, друзья! Вы знаете, кто я? С детства, Крепышом зовусь, Я много тренируюсь, Занимаюсь, соревнуюсь. Появляется мальчик Ваня, тепло одетый, закутанный шарфом.

      Ваня: Здравствуйте, ребята! Вы не болеете?

      Крепыш: Нет, здесь болеть никто не хочет. Каждый быть здоровым хочет.

      Ваня: Я тоже хочу заниматься Вместе с вами соревноваться.

      Крепыш: Нельзя заниматься одетым

      Ваня: Мне мама раздетым ходить не велит.

      Крепыш: Скорей раздевайся И с нами занимайся. Научим мы тебя Как здоровым быть всегда. Мальчик Ваня снимает верхнюю одежду.

      Ведущая: Внимание, внимание! Предстоит соревнование, Испытание начинаем, Самых ловких, быстрых выбираем.

      Ведущая: Сегодня наши соревнования будут судить опытные судьи. Ведущая представляет судей.

      Ведущая: А теперь, наступило время испытаний, и я приглашаю команды занять свои места.

      Под музыку команды занимают места на линии старта.

      Ведущая: На столе различные предметы лежат Ты к столу быстрей беги Нужный для закаливания предмет бери И обратно к команде скорей беги. Напротив команд стоит стол, на котором лежат различные предметы. Каждый участник по очереди подбегает к столу, берет предмет, который нужен для закаливания и бегом возвращается к своей команде. После эстафеты каждый участник должен рассказать, для чего нужен предмет, который он взял. Побеждает команда быстрее и правильнее выполнившая задание.

      Ведущая: Для того чтобы быть здоровым нужно заниматься спортом. Вот сейчас мы и проведем тренировку.

      Ведущий: Тренировку провели вы очень ловко, не пора ли подкрепиться? Ведь правильное питание тоже важно для здоровья.

      Этот конкурс не простой.

      Рот пошире ты открой.

      И быстрее чем сосед

      Съешь свой маленький обед.

      Участники по очереди подбегают к столу на котором стоит тарелка и кусочками банана и без помощи рук съедают по одному кусочку.

      Ведущая: Частушки наши ты послушай. Что для здоровья будет лучше. На середину зала выходят девочки и поют частушки.

      Чтоб порадовать гостей.

      Хочешь быть здоровым, сильным

      С атлетической фигурой

      Утром мы по распорядку

      Всегда делаем зарядку.

      Чтоб здоровым, сильным стать

      Надо спорт и игры знать.

      Чтоб большим спортсменом стать

      Нужно очень много знать.

      И поможет здесь сноровка

      И конечно тренировка.

      Утром раньше поднимайся,

      Прыгай, бегай, отжимайся

      Для здоровья для порядка

      Людям всем нужна зарядка.

      Рассказать хотим вам, братцы

      Как полезно закаляться.

      Кончим кашлять и чихать,

      Станем душ холодный принимать.

      У частушки есть начало

      У частушки есть конец.

      Кто частушки наши слушал

      Прямо скажем молодец.

      Мы здоровье почитаем

      Мы частушки напиваем,

      Приходите в гости к нам,

      Еще не раз споем для вас.

      Ведущая: Очень полезно Ваня ходить по корригирующим дорожкам. Эти дорожки прибавляют здоровья, если по ним правда ходить босиком. У нас на подошве много активных точек, отвечающих за здоровье внутренних органов, когда мы их задеваем, массируем, они способствуют правильной работе всего организма.

      Ведущая: Очень полезны для здоровья солнце, воздух и вода.

      Крепыш: Ну, что Ваня теперь тебе понятно Что здоровым быть приятно. Только надо знать, Как здоровым стать.

      Ваня: Теперь я понял: Солнце, воздух, спорт, вода – Наши лучшие друзья!

      Судьям подводят итоги, называют победителей.

      Под музыку дети выходят из зала.

      Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
      - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
      - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

      Почему выгодно публиковаться у нас?

      - технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста.

      Закаливание рук - игры с водой

      У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей. Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

      Вода принимает форму

      Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

      Игра с мылом

      Маленький кусок мыла отпускается на дно тазика. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.

      Тонет - не тонет

      Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

      Маленький рыбак

      Лейся, лейся

      Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

      Выжми мочалку

      Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

      Сквозь сито

      Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

      Комплекс упражнения для закаливания детейраннего дошкольного возраста.

      Задачи: 1. Способствовать оздоровлению детей по средствам создания хорошего настроения, приятных эмоций.

      2. Разбудить организм ребенка, настроить на предстоящую деятельность.

      Дети, лежа в кровать медленно поднимают руки вверх – вдох, пускают их вдоль туловища - выдох .

      Птички проснулись,

      Друзьям улыбнулись,

      Вверх потянулись!

      И.п. – лежа на спине, руки разведены в стороны и согнуты в локтях. Свести локти перед грудью – развести их в стороны.

      Расправляют крылышки,

      Птички – невелички,

      Разминают крылышки

      Воробьи,синички.

      И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. Оттянуть носочки – согнуть ноги в голеностопном суставе.

      А теперь разбудим ножки

      Поиграем все немножко.

      И.п. –то же. Поочередно сгибать и разгибать ноги.

      Чтоб за веточки держаться,

      Нужно ножки разминать,

      Их сгибать и выпрямлять.

      И.п. – стоя возле кровати поднять руки вверх потянуться за руками – вернуться в и.п.

      Читайте также: