Бабаева т и совершенствование подготовки детей к школе в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Цель диагностики – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

􀀹 физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;

􀀹 психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;

􀀹социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);

􀀹дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.

Во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

В-третьих, диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на раз-личных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.

Современные формы сотрудничества детского сада и семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Систематическая работа педагогов подготовительной группы способствует повышению интереса родителей к воспитанию при подготовке ребёнка к школе, их ответственности, росту педагогических знаний и умений, то есть повышению культуры. Очень важно, чтобы детский сад способствовал формированию у отцов и матерей тех качеств, которые необходимы для представителей школьной родительской общественности.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр. Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

Наглядная пропаганда.

Дни открытых дверей.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

. Папки-передвижки

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста;

какие игрушки необходимы ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий;

как организовать игровой уголок дома;

краткая характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;

рекомендации по руководству детской игрой в семье;

список рекомендуемой литературы.

Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний. Но все-таки, многие дошкольные образовательные учреждения используют новаторские формы проведения. Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания. Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две недели до его проведения. Вопросники могут быть разного плана. Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания. Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.

Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования.

Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

Руководителю дошкольного учреждения и воспитателю подготовительной к школе группы необходимо с самого начала учебного года организовать работу с семьями своих воспитанников использовать все формы работы с родителями для того, чтобы помочь им уяснить задачи и специфику обучения и воспитания детей седьмого года жизни, подготовки их к школе в современных условиях. Все это будет способствовать углублению преемственных связей между семейным и общественным воспитанием, между детским садом и школой и повышению ответственности родителей за воспитание детей

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Для выявления отношения детей к предстоящему обучению воспитатель использует беседы о школе. Они включают вопросы, позволяющие выявить отношение и знания о школе, мотивацию школьного обучения, источники знаний о школе. Примерное содержание вопросов следующее:

Хочешь ли ты учиться в школе? Почему? (Вопрос выявляет желание поступить учиться в школу и его мотивировку.)

Расскажи, что ты знаешь о школе? (Вопрос выявляет объем сведений о школьной действительности, которыми располагают дети.)

От кого ты узнал о школе и школьниках? (Вопрос выявляет источники информации о школе.)

Как ты готовишься к школе? (Вопрос направлен на выявление представлений детей о содержании подготовки к школе.)

Как ты будешь учиться в школе? Почему ты так думаешь? (Вопрос выявляет осознание детьми своих возможностей с позиции готовности к предстоящему школьному обучению.)

Приложение 2.

Хочу ли я в школу

Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

Мне интересно, какие у нас будут уроки

Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.

Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.

Интересно, что в школе предлагают на завтрак?

Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.

Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.

Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.

Мне хочется в школу, потому, что многие ребята из моего дома уже учатся.

Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Подсчет результатов.

1-3 балла – Ваш ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Следует задуматься!

4-8 баллов – да, хочется идти в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой строке, то Ваш ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй строке, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно не вызывает пока отвращения.

9-10 баллов – прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие 11 лет!

Приложение 3.

Тест на развитие самоконтроля

Цель: изучить уровень самоконтроля, способность к оценке результатов этих действий и своих возможностей.

- на первой картинке изображено как девочка берет лейку, хочет полить цветы, но не может ее поднять;

- на второй картинке нарисована скамейка, через которую прыгает мальчик, но видно, что он зацепился и падает;

- на третьей картинке девочка собирается качаться на качелях, но никак не может забраться на них;

- на четвертой – нарисован мальчик на склоне снежной горы со сломанной лыжей.

hello_html_m3d326506.jpg

1. Если ребенок объясняет, что причина неудач в лейке, скамейке, качелях, горке, т.е. неудачи происходили по не зависящим от персонажей причинам, значит, он еще не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим – 1 балл.

2. Если ребенок видит причину события в самих персонажах и предлагает им потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него хорошая способность к самооценке и самоконтролю – 2 балла.

3. Когда ребенок видит причину неудач и в персонаже и в объекте, это говорит еще и о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации – 3 балла.

Приложение 4.

Цель: выявить понимает и принимает ли ребенок задачу, поставленную педагогом.

Тест проводится фронтально. Для каждого ребенка необходимо приготовить одинаковые контурные рисунки, один раскрасить в нетрадиционные цвета (например, дерево — красное, небо — черное, солнце — зеленое, облака — коричневые, земля — синяя) и поместить перед детьми в качестве образца.

По результатам теста каждый ребенок может быть отнесен к одной из четырех групп.

IV. Не принимает и не понимает (не хочет выполнять заданное и не понимает суть задания). Дети выполняют задание неправильно, они раскрашивают картинку в те цвета, которые им нравятся. Когда их просят сравнить результат с образцом, они не замечают ошибок. Даже если их спрашивают о каждом изображенном предмете в отдельности («А дерево у тебя на рисунке такое же, как на моем?), они отвечают утвердительно, иногда не взглянув на рисунок.

Приложение 5.

Теппинг-тест.

Лист бумаги расчерчивается на 6 одинаковых квадратов, которые нумеруются следующим образом:

Показатели теппинг-теста не только говорят об уровне развития нервной системы, но и указывают на типологическую характеристику ребенка. Для детей со слабым типом нервной системы характерно значительное уменьшение количества точек в последующих квадратах. Сильный тип нервной системы характеризуется более высоким темпом работы, стабильностью темпа при переходе от квадрата к квадрату или даже некоторым его нарастанием по сравнению с первым квадратом.

Наряду со слабым и сильным типами нервной системы, у детей наблюдаются и промежуточные варианты.

Приложение 6.

Беседа о школе (Гинзбург)

Оценка результатов: о готовности учиться свидетельствует выбор учебно-познавательного мотива и социального. У ребенка может быть другое сочетание мотивов, важно, чтобы они отражали формирующуюся направленность на учебную деятельность. Если ребенок выбирает сочетание внешнего и игрового мотивов, это говорит о том, что у него не сформировано понимание значения учебной деятельности, поэтому в школе ребенок может испытывать трудности, связанные с нежеланием учиться.

Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду : Учеб. пособие по спецкурсу / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. - Л. : ЛГПИ, 1990. - 81 с. ; 21 см. - Библиогр. в конце разделов

Купить

Реферат по теме Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду : Учеб. пособие по спецкурсу

Курсовая по теме Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду : Учеб. пособие по спецкурсу

ВКР/Диплом по теме Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду : Учеб. пособие по спецкурсу

Диссертация по теме Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду : Учеб. пособие по спецкурсу

Заработать на знаниях по теме Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду : Учеб. пособие по спецкурсу

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду : Учеб. пособие по спецкурсу

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

--> --> Московская область, Егорьевск городской округ, Егорьевск
Советская, 174
Расположение на карте

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00
Сб: 11:00-18:00

--> --> Свердловская область, Екатеринбург городской округ, Екатеринбург, Орджоникидзевский район, Уралмаш
Донбасская, 20
Расположение на карте

санитарный день: последняя ср месяца
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 10:00-19:00
Сб: 09:00-18:00

--> --> Свердловская область, Берёзовский городской округ, пос. Старопышминск
Волкова, 3
Расположение на карте

Вт: 12:00-13:00 14:00-19:00
Ср: 12:00-13:00 14:00-19:00
Чт: 12:00-13:00 14:00-19:00
Пт: 12:00-13:00 14:00-17:00
Сб: 12:00-13:00 14:00-17:00

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Сб: 10:00-18:00
















--> --> Московская область, Егорьевск городской округ, Егорьевск
Советская, 174
Расположение на карте

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00
Сб: 11:00-18:00

--> --> Свердловская область, Екатеринбург городской округ, Екатеринбург, Орджоникидзевский район, Уралмаш
Донбасская, 20
Расположение на карте

санитарный день: последняя ср месяца
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 10:00-19:00
Сб: 09:00-18:00

--> --> Свердловская область, Берёзовский городской округ, пос. Старопышминск
Волкова, 3
Расположение на карте

Вт: 12:00-13:00 14:00-19:00
Ср: 12:00-13:00 14:00-19:00
Чт: 12:00-13:00 14:00-19:00
Пт: 12:00-13:00 14:00-17:00
Сб: 12:00-13:00 14:00-17:00

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Сб: 10:00-18:00

Татьяна Бабаева - Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе

Аннотация к книге "Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство""

В пособии представлены современное содержание и педагогические технологии организации различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с программой "Детство" (РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург). Предложенные в пособии развивающие и игровые ситуации, занятия, игры и другие формы организации детской деятельности будут способствовать эффективному развитию детей, становлению их субъектных проявлений; совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.
Издание адресовано воспитателям старших и подготовительных групп, методистам детского сада, студентам и преподавателям педагогических учебных заведений.
Методические советы, не вошедшие в данный сборник, будут опубликованы отдельными изданиями.

Иллюстрации к книге Татьяна Бабаева - Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство"

Читайте также: