Подвижная игра солнышко начальная школа

Обновлено: 02.07.2024

Динамические (подвижные) игры направлены на развитие физических способностей ребенка, укрепление его здоровья и развитие интеллекта. Подвижные игры развивают ловкость, точность, быстроту реакции, силу, выносливость, координацию движений, способность управлять своим телом.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Динамическая игра “Солнышко и дождик”

Дети входят в группу, стульчики стоят спинкой вперед.

Воспитатель: Смотрите, ребятки, сколько домиков у нас!

(Воспитатель присаживается перед стульчиком и выглядывает в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, воспитатель предлагает каждому (Кате, Веронике, Руслану, Диане и т.д.) занять свой домик, а затем выглянуть в окошко и помахать рукой)

Воспитатель: Молодцы, ребятки, как красиво вы улыбаетесь, и в окошко машите ручками.

Воспитатель: Какая хорошая погода! (смотрит в “окошко”). Сейчас выйду из дома и позову ребяток поиграть.

(Воспитатель выходит и зовет всех детишек поиграть. Дети подбегают к воспитателю, и она читает потешку)

“Солнышко, солнышко,
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять –
Станут бегать и играть”

(Детки тянут руки вверх к солнышку)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем.

(Дети и воспитатель ходят по группе, высоко поднимая ножки, хлопают в ладошки)

“Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!

(Дети идут за воспитателем, хлопают в ладоши)

По дорожке мы шагаем
И в ладошки ударяем.

(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)

(Руки на поясе, кружатся)

Воспитатель: Молодцы ребятки. Посмотрите, дождик начался.

(Воспитатель и дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)

Воспитатель: Дождик пошёл. Скорее домой.

(Дети спешат в домики)

Воспитатель: Послушайте, как барабанит дождик по крышам кап-кап-кап!

(Постукивает согнутыми пальцами по сидению стула, изображая шум дождя)

Воспитатель: А у вас, ребята, стучит дождик по крыше?

(Дети тоже начинают стучать по сидению стульчиков)

Воспитатель: Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!

(Воспитатель читает потешку)

“Дождик, дождик, веселей
Капай, капай не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи”.

(Шум дождя усиливается, но постепенно утихает и совсем прекращается)

Воспитатель: Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?

(Выходит из домика, смотрит на небо и зовет малышей)

Воспитатель: Солнышко светит, нет дождя! Выходите погулять, поиграть.

(Дети подбегают к воспитателю и она читает потешку)

“Солнышко, покажись,
Красное, нарядись.
Поскорей, не робей
Нас ребяток обогрей!”

(Дети поднимают руки вверх, тянут их к солнышку)

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы поиграем!

(Все топают ногами, хлопают в ладоши, качают головой)

“Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой
Качаем головой”.

(Все поднимают и опускают руки, бегут за воспитателем)

“Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Мы ручки подаем
И бегаем кругом!”

Воспитатель: Молодцы детки! Посмотрите, дождик начинается!

(Воспитатель и дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки ‘кап-кап-кап’ и наоборот)

Воспитатель: Дождик пошёл. Скорее домой.

(Дети спешат в домики)

Воспитатель: Послушайте, как барабанит дождик по крышам “кап-кап-кап”

(Постукивает согнутыми пальцами по сидению стула, изображая шум дождя)

Воспитатель: А у вас, ребята, стучит дождик по крыше?

(Дети тоже начинают стучать по сидению стульчиков)

Воспитатель: Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!

(Воспитатель читает потешку)

“Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Нашим ребятишкам”.

(Шум дождя усиливается, но постепенно утихает и совсем прекращается)

Воспитатель: Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?

(Выходит из домика, смотрит на небо и зовет малышей)

Воспитатель: Солнышко светит, нет дождя! Выходите погулять, поиграть…

(По окончании игры дети убегают в домики)

Воспитатель: Все ли детки убежали от дождя? Все ли спрятались в домики? Тогда усаживайтесь поудобнее, сейчас к нам в гости придет сказка!

(Воспитатель показывает и рассказывает ребятам сказку).

  1. При повторении игры можно разнообразить игровые действия. Например, после дождя можно “поехать на поезде в лес собирать грибы и ягоды”. Дети выстраиваются друг за другом (каждый кладет руки на плечи впереди стоящему) и изображают поезд. Поезд гудит, стучит, едет и вдруг останавливается. Дети разбегаются по лесу, приседают, собирая грибы и ягоды, затем возвращаются на поезде домой. Недалеко от дома попадают под дождик, и все начинается сначала.
  2. Игра может проводиться как в помещении, так и на воздухе. Вместо стульчиков-домиков можно начертить на земле кружочки или выложить их камешками, шишками и т. д. Желательно, чтобы все домики находились на равном расстоянии друг от друга и располагались полукругом или вокруг отведенного для движения пространства.
  3. Игра помогает взрослому завоевывать доверие и расположение детей. Она очень нравится малышам, потому что отвечает их основным потребностям и прежде всего — потребности в движении. Известно, что малыши большие непоседы, бежать им гораздо проще, чем ходить, и труднее всего усидеть на месте. Игра позволяет детям бегать, прыгать и т. п. без ограничений. Удовольствие от движений возвращает ребенку жизнерадостность и приводит в прекрасное расположение духа. Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых одновременно взрослым и детьми. Это сближает малышей друг с другом и со взрослым и отвечает их склонности к подражанию. Каждый участник игры получает удовлетворение и от движений, и от того, что они выполняются всеми вместе. Дети легко перенимают не только движения, но и настроение друг друга. Радость ребенка усиливается от того, что другие испытывают то же самое. Это и создает естественную связь и общность между детьми.
  4. В то же время игра прекрасно организует малышей. Но это не вынужденная организованность и даже не послушание взрослому, а своеобразная “завороженность” общими действиями, которая возникает благодаря подражательности детей. Организованность достигается здесь естественно, без всякого сопротивления со стороны малышей.

Таким образом, несмотря на свою простоту, эта игра-забава оказывает на малышей широкое воспитательное влияние.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

В: Ребята, скажите, а солнце какое.

Д: Желтое, круглое, теплое.

В: Правильно! У нас с вами на столе лежат разные фигуры (на столе лежат разные по цвету геометрические фигуры – квадраты, треугольники, круги). Чтобы сделать солнышко, какая фигура нам понадобится.

В: Верно! Возьмите себе каждый по желтому кругу. Но вот чего-то нашим солнышкам не хватает!

В: Сделаем лучики из прищепок. Если солнышко у нас желтое, то и лучики тоже желтые (выбирают только желтые прищепки).

Игра с прищепками

развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета, развитие речи, памяти

Солнышко, солнышко,

Будут на лужайке

Солнышко, солнышко,

Будут все ребята

Солнышко, солнышко,

Будет много ягод

Здравствуй, солнце золотое!

(поднять руки, сложить ладони, развести пальцы)

Здравствуй, небо голубое!

(руки вверху, показать небо)

Здравствуй, лёгкий ветерок!

(махать руками вверху)

Здравствуй, маленький дубок!

(руки перед собой)

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

(правая рука показывает вправо,

левая рука показывает влево)

Нам здороваться, не лень!

(кивать головой)

"Солнышко"

Вот как солнышко встает,

(присесть на корточки, подниматься, руки вверх, потянуться)

К ночи солнышко зайдет

(руки опустить вниз)

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

(хлопать в ладоши, улыбаться)

"Солнышко"

На зарядку солнышко поднимает нас.

А над нами весело шелестит листва

Пошагать придётся нам – выше голова!

Подвижные игры

Мы солнечные зайчики,

Мы с солнышком – весёлнышком,

(идти по кругу, взявшись за руки)

(остановиться, бег на месте)

(закрывать руками лицо)

Нас просто не унять

(махать ладонями)

Эй, солнышко – весёлнышко,

Попробуй нас догнать!

(Хлопать в ладоши. Затем, дети бегут по кругу. Солнышко догоняет их).

Задача: учить бегать легко, догоняя солнечный блик.

Описание игры: игра проводится в ясный солнечный день. Взрослый выносит на улицу небольшое зеркальце и привлекает детей к наблюдению за появлением солнечного зайчика.

Зайчик солнечный, прыг-скок,

Прыгнул ловко за окно,

Побежал по крыше.

Прыг да скок, прыг да скок,

Прыгнул на окошко.

Прыг да скок, прыг да скок,

И на нос Антошке.

- Эй, ребята, не зевайте

И зайчонка догоняйте!

Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: Игра может проводиться

как в помещении, так и на улице. Включить весёлую музыку (дети бегают) и шум дождя (дети бегут и прячутся под зонтом)

Загадки про солнышко

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все… СОЛНЦЕ

Радует и сверкает,

Всю землю освещает! СОЛНЦЕ

Пальчиковые игры для детей 3–5 лет. 2 часть Пальчиковые игры содержат комплекс упражнений, массажа ладони и пальцев, сопровождаются стихами, они эмоциональны и увлекательны для детей.

Пальчиковые шаги из фетра

Пальчиковые шаги из фетра Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский Существуют специальные упражнения для развития подражания.

Смотрит Солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады Солнышку!

А под Солнышком всем

(младший и средний возраст)

Цель: развитие мелкой моторики, речевое развитие.

Лучики солнце на небо пускает,

Каждого словом приветным встречает:

Этот лучик – озорной,

Этот лучик – золотой,

Этот лучик – добренький,

Этот лучик тоненький,

Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого.

(младший и средний возраст)

Цель: развитие координации движений.

Вот как солнышко встает

(медленно поднимают руки вверх)

К ночи солнышко зайдет

(медленно опускают руки)

А под солнышком всем

(хлопают в ладоши)

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление знание цвета.

Воспитатель: Ребята, скажите, а солнце какое.

Дети: Желтое, круглое, теплое.

Воспитатель: Правильно! У нас с вами на столе лежат разные фигуры (на столе лежат разные по цвету геометрические фигуры –квадраты, треугольники, круги). Чтобы сделать солнышко, какая фигура нам понадобится.

Дети: Желтый круг!

Воспитатель: Верно! Возьмите себе каждый по желтому кругу. Но вот чего-то нашим солнышкам не хватает?!

Воспитатель: Сделаем лучики из прищепок. Если солнышко у нас желтое, то и лучики тоже желтые.

Лучик, лучик озорной

Поиграй-ка ты со мной!

Ну-ка, лучик повернись,

На глаза мне покажись.

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик Солнца я найду.

(отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду!

(отводят взгляд вправо)

(младший и средний возраст)

Цель: развитие координации движений.

Вышло Солнце из-за тучи

(руки поднимаем вверх, пальцы растопыриваем в разные стороны)

Смотрит в нашу комнату

Все захлопали в ладоши,

Очень рады Солнышку.

(хлопаем в ладоши)

(младший и средний возраст)

Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу.

Заранее изготовленное из ткани или картона солнце с лучами кладется на пол.

Воспитатель собирает детей закличкой:

Каждый солнца луч ищи,

И согреться поспеши.

Дети встают вокруг солнышка и ведут хоровод:

Солнышко дарит нам свет и тепло,

Лучики солнца найти так легко,

Будем у солнышка рядом вставать,

Будет оно нас теплом согревать.

Играющие встают на лучи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о.

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных .


Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности.


Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр.


Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики.


Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.


Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай.

Игра для развития двигательной и социально-коммуникативной компетентности дошкольников

Цель: создать условия для развития двигательной и социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в подвижной игровой деятельности.

Обучающие задачи: совершенствовать двигательные навыки бега с ловлей и уворачиванием от водящего; активизировать словарный запас; формировать темп, ритм, интонационную выразительность речи.

Развивающие задачи: развивать ловкость, быстроту реакции на изменение игровой ситуации, координацию движений; крупную и мелкую моторику; автоматизировать звуки в свободной речи; развивать слуховое, зрительное, пространственное восприятие.

Воспитательные задачи: воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, готовность к взаимовыручке.

Оборудование: браслеты с изображением Солнышка, Дождика, летающих насекомых; мягкие модули, кочки и другие возвышения для усложненного варианта игры.

Предварительная работа. Закрепление представлений об особенностях и признаках времён года. Формирование и уточнение представлений о внешнем виде насекомых нашей местности, их повадках, среде обитания.

Знакомство с игрой

Ход игры

(Дети заходят в зал, оформленный в весенней тематике.)

Ведущий: Дети, в какое время года можно увидеть такую красоту?

Дети: Весной.

Ведущий: Какие приметы весны вы знаете?

Дети: Весной солнце согревает всё вокруг. На земле появляются проталины. Снег тает, поэтому бегут ручьи. Появляются первые цветы. В лесу просыпаются звери после зимней спячки. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. Дни становятся длиннее, а ночи короче.

Дети: Играющие встают в круг и с помощью считалок выбирают двух водящих - Солнышко и Дождик.

Раз, два, три, четыре, пять
Будем Дождик выбирать.
Он пройдёт, намочит лес,
Дом, который до небес,
Птичек, мошек и цветы.
Дождик, Дождик этот – ты.
Солнце вышло из-за туч,
Показался тёплый луч.
Солнце – ты наш лучший друг
Заходи скорее в круг.

Остальные участники игры называют летающее насекомое, в которое они хотят превратиться. Все дети надевают на руку браслет с соответствующим изображением и встают в круг. Водящие стоят в центре круга, взявшись за руки. Дошкольники двигаются по кругу подскоками, проговаривая слова заклички:

Дождик лил, лил, лил,
Наши крылья намочил,
Солнце вышло погулять,
Будем мы летать опять.

Ведущий: Для игры всё готово, правила я теперь тоже знаю. Поиграем? Выбирайте с помощью считалки Солнышко и Дождик. (Дети выбирают водящих.) А в каких насекомых вы хотите превратиться? (Дошкольники называют насекомых, которых они хотят изобразить в игре. Это стрекоза, майский жук, божья коровка, бабочка, шмель, комар, пчела, жук-рогач. Затем дошкольники надевают браслеты с их изображениями и встают в круг.)

Ведущий: Начинаем игру, но будьте внимательны: игра продолжается до тех пор, пока звучит музыка. Как только музыка затихнет, игра закончится. (Дети играют.)

Ведущий: Есть насекомые, которых намочил дождик?

Дети: Меня намочил 2 раза. Меня 3 раза намочил.

Ведущий: Кого дождик не намочил ни разу? (Дошкольники отвечают на этот и следующие вопросы.) Кого больше: тех, кто промок или остался сухим? Как можно назвать тех, кого ни разу не осалили, какие они?

Дети: Ловкие, быстрые, проворные, подвижные, бойкие, резвые, шустрые, стремительные.

Ведущий: Продолжим игру, но изменим правила. Теперь, чтобы выручить насекомое, Солнышку нужно будет пролезть между его ног. (Дети играют, соблюдая новые правила.)

При апробации игры дошкольники предлагали разные варианты спасения насекомых от Дождика, среди них следующие:

  • Дождик не может осалить игрока, если он остановился и сложил руки над головой домиком или стоит на одной ноге, присел, взялся за руки с другим ребёнком.
  • При проведении игры на площадке для прогулок можно спрятаться от Дождика на веранде или использовать для этого другой заранее условленный островок безопасности: забраться на скамейку; дотронуться рукой до дерева на площадке или прислониться к нему; забежать в нарисованный мелом на асфальте круг.
  • При организации игры на спортивной площадке дошкольники могут спастись от Дождика, забравшись на шведскую стенку или повиснув на рукоходе.

Елизавета Кудрешова, инстр. по физкультуре
Юлия Суховецкая, педагог психолог
Елена Назарова, учитель-логопед
Ольга Кузьмина, воспитатель
ГБОУ Школа № 1430, г. Москва

Читайте также: