Поддержка ученического самоуправления в школе
Обновлено: 02.07.2024
В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.
Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания: выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для самореализации личности.
В современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.
В детских объединениях лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.
Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Ведь от того, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.
Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
Задачи школьного самоуправления:
- Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
- Развивать творческую индивидуальность учащихся.
- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.
- Учить защищать права учащихся.
Я являюсь классным руководителем 7 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:
- открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
- равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения;
- добровольности и творчества – первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
- непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время.
Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:
- в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;
- в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории, шефскую работу и т. п.;
- в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.
Детям можно поручать следующие области школьной жизни:
- в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
- в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
- в деятельность школьной прессы: выпуск газеты;
- в спортивной деятельности: организация и проведение спортивных мероприятий;
- в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной территории, уборка памятников, шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.
Для создания органов самоуправления необходимо:
- Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
- Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
- Представить педагогическую поддержку и помощь.
Развитие ученического самоуправления невозможно без воспитательной системы и программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Наша воспитательная программа осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнения очень значимы в жизни всего классного коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно изначально определить сферу приложения своих сил.
Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводящееся два раза в четверть: в начале – по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.
В начале учебного года проходит предвыборная кампания. На классном собрании тайным голосованием выбирается лидер классного коллектива. Затем классный руководитель пишет слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений: библиотека, спортивный зал, редколлегия, праздники, корреспондент, труд, помощь, учёба и т. д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы иметь:
- Дежурная служба класса.
- Библиотечная служба класса
- Учебная служба класса.
- Пресс-центр и корреспондентская служба класса.
- Хозяйственная служба класса.
- Шефская служба класса.
- Сценарная служба класса.
Классный руководитель должен хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого ученика. Необходимо, чтобы все дети входили в ту или иную службу. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2-3 человека – его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 7 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.
Школа — это маленькая модель большого мира. Здесь дети учатся дружить, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения, а ещё — участвовать в общественной жизни. Например, становятся частью ученического самоуправления. Подробнее об этом движении рассказывает наш блогер Вадим Гринберг.
Финал Всероссийского конкурса образовательных организаций, развивающих ученическое самоуправления (РСМ), 2016 год.
У меня сложилось впечатление, что ученическое самоуправление в Москве развито недостаточно равномерно по районам города. Да, со временем все меняется и развивается, появляются новые форматы работы с постоянным детским коллективом, создаются новые государственные органы и некоммерческие организации, занимающиеся развитием ученического самоуправления.
Да, не везде. Есть образовательные организации, где органы УСУ действительно задействованы в принятии решений, касающихся интересов школьников. Есть образовательные организации, где активисты школы реализуют свои идеи, задумки и инициативы, а также помогают это сделать и другим учащимся.
В своей школе я развивал то самое, настоящее ученическое самоуправление. Мы реализовали целый ряд проектов по инициативам самих школьников. Самоуправление способно внести огромный вклад в становление и развитие личности ребенка. Скорее всего, феномен этой деятельности в том, что она включает в себя нравственное, трудовое, правовое и гражданское воспитание, базируясь при этом на принципах самостоятельности и инициативы. Если культура самовыражения в позитивных формах не будет привита ребенку в школе, то, скорее всего, он уже не приобретет её должным образом. Ученическое самоуправление — это система, в которой ученик может высказать свою позицию, сформировать свое социальное Я, предложить то, что действительно нужно ученикам, и реализовать это.
Так каким же я вижу будущее ученического самоуправления?
О том, как школьник создал профсоюз и что из этого вышло
Как следствие, в нашей стране могли бы появится постоянные центры содействия развитию ученического самоуправления. В подобных центрах могли бы проходить региональные этапы конкурсных программ, направленных на развитие системы органов УСУ; осуществляться методическая поддержка и образовательная работа с учениками и педагогами, а также аккумулироваться ученическая общественность региона. К работе подобных центров можно было бы привлечь региональных уполномоченных по правам ребенка для учета мнения детей в решениях правительства региона.
Городской центр содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений, г. Москва. Работал до 2016 года.
5 фильмов, которые помогут в организации школьного самоуправления
Если представлять будущее, то получается именно такая картина. По крайней мере, на мой взгляд, молодого педагога, занимающимся преимущественно ученическим самоуправлением, такое будущее было бы интересным, удобным и практичным.
Самостоятельность и инициатива ребят — это залог успешной деятельности органов УСУ. Ученическое самоуправление — это не организация мероприятий. Это — возможности учеников!
Цель: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.
Содержимое разработки
ученического самоуправления
Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому
И я научусь!
Китайская мудрость
Цель программы:
- создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.
-создание системы УС как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося;
-выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей;
-предоставление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);
- развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;
- развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
- обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.
Актуальность развития самоуправления в школе:
Считаем, что самоуправление:
позволит расширить клубы по интересам;
приобрести навыки общения в режиме реального времени;
выработать личную ответственность;
неформально сформировать и сплотить ученические коллективы;
скоординировать действия ученических коллективов;
научит культуре деловых отношений;
научит ведению официальной документации;
сформирует ответственность за собственное развитие (патриотическое, духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое);
обеспечит защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности);
окажет помощь в выборе профессии;
позволит выявить свои возможности и реализовать их;
способствует выявлению лидеров;
повысит уровень воспитанности ребят.
Сроки реализации Программы: 2016-2019 гг.
Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления.
Основным системообразующим структурным элементом самоуправления является класс. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах.
Вначале основное внимание со стороны классного воспитателя уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся и выявлению лидеров коллектива. Формируется актив класса. Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение. Цель работы на этом этапе - добиться, чтобы учителя не брали на себя функции учащихся. При участии классного воспитателя учащиеся сами планируют свою деятельность, организуют ее выполнение, анализируют свои результаты.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап (2016г) - организационный:
* анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах;
* формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов ученического самоуправления;
* изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;
* организация учебы актива и педагогов.
2 этап (2017-2018гг) — реализация и развитие системы ученического самоуправления:
- участие органов ученического самоуправления в художественно-
эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-
патриотических, благотворительных и других мероприятиях;
3 этап (2018г) - мониторинг реализации программы с последующей коррекцией.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления.
Создание организационно-педагогическнх условий для функционирования органов ученического самоуправления предполагает:
* Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.
*Подготовку педагогов и актива, учащихся к управленческой и организаторской деятельности.
* Формирование единого коллектива учителей, родителей и учащихся.
2. Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления.
Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления предполагает:
Участие органов ученического самоуправления в осуществлении социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни общества.
3. Обновление содержания воспитательной работы.
Обновление содержания воспитательной работы предполагает:
* создание и развитие научно-методической базы по вопросам воспитания и развития личности подростка;
*повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тренингов, самообразования;
*повышение коммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам конструктивного взаимодействия с учащимися на уроках и после них;
*изменение позиции учащегося и учителя в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной;
*создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных
для свободного проявления личности учащегося и преодоления его пассивности.
Базовые подходы
Гуманистический подход. Гуманистическое воспитание направлено на создание в школе обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах:
Опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу.
В общении с учащимися должно доминировать уважительное отношение.
Педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в решении актуальных проблем.
Защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности.
В школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.
Что такое самоуправление в школе
Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.
Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.
Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.
Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.
Цели и задачи
Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.
Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.
Как устроено
Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.
Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.
Но общие принципы одни и те же:
- выборность органов самоуправления: в каждой отдельной школе, как и во всей большой России, источник власти — народ;
- гласность и открытость деятельности;
- гуманизм, приоритет личности;
- сменяемость выборных членов самоуправления;
- педагогическое руководство: степень вовлеченности педагогов в ученическое самоуправление возможна разная (зависит от того, насколько давно и успешно работает эта система), но пускать процесс на самотек нельзя.
Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.
- самоуправление в классе: классное собрание выбирает актив, совет и т. п.;
- ученическое самоуправление: совет активов, школьный ученический совет и т. п. Если школа небольшая, то такой орган один, если в ней параллели по 15 классов и 7 зданий, целесообразны промежуточные звенья (совет старшеклассников и т. п.) и общий, единый орган;
- школьное самоуправление: совет школы, который состоит из представителей родительского комитета, ученического самоуправления и педагогов.
- организационная: общие вопросы, организация работы самоуправления;
- досуговая, культурно-массовая;
- спортивно-оздоровительная;
- художественно-эстетическая;
- гражданско-патриотическая и т. п.
Как организовать ученическое самоуправление
Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?
Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.
Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.
Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.
Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.
Шаг 5. Реализация плана деятельности.
Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.
Читайте также: