Поддержка ученического самоуправления в школе

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.

Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания: выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для самореализации личности.

В современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.

В детских объединениях лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.

Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Ведь от того, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.

Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Задачи школьного самоуправления:

  1. Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
  2. Развивать творческую индивидуальность учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.
  4. Учить защищать права учащихся.

Я являюсь классным руководителем 7 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:

  • открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
  • равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения;
  • добровольности и творчества – первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
  • непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время.

Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:

  • в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;
  • в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории, шефскую работу и т. п.;
  • в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.

Детям можно поручать следующие области школьной жизни:

  • в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
  • в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
  • в деятельность школьной прессы: выпуск газеты;
  • в спортивной деятельности: организация и проведение спортивных мероприятий;
  • в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной территории, уборка памятников, шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

Для создания органов самоуправления необходимо:

  1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
  2. Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
  3. Представить педагогическую поддержку и помощь.

Развитие ученического самоуправления невозможно без воспитательной системы и программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Наша воспитательная программа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнения очень значимы в жизни всего классного коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно изначально определить сферу приложения своих сил.

Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводящееся два раза в четверть: в начале – по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.

В начале учебного года проходит предвыборная кампания. На классном собрании тайным голосованием выбирается лидер классного коллектива. Затем классный руководитель пишет слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений: библиотека, спортивный зал, редколлегия, праздники, корреспондент, труд, помощь, учёба и т. д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы иметь:

  1. Дежурная служба класса.
  2. Библиотечная служба класса
  3. Учебная служба класса.
  4. Пресс-центр и корреспондентская служба класса.
  5. Хозяйственная служба класса.
  6. Шефская служба класса.
  7. Сценарная служба класса.

Классный руководитель должен хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого ученика. Необходимо, чтобы все дети входили в ту или иную службу. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2-3 человека – его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 7 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.


Школа — это маленькая модель большого мира. Здесь дети учатся дружить, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения, а ещё — участвовать в общественной жизни. Например, становятся частью ученического самоуправления. Подробнее об этом движении рассказывает наш блогер Вадим Гринберг.


Финал Всероссийского конкурса образовательных организаций, развивающих ученическое самоуправления (РСМ), 2016 год.

У меня сложилось впечатление, что ученическое самоуправление в Москве развито недостаточно равномерно по районам города. Да, со временем все меняется и развивается, появляются новые форматы работы с постоянным детским коллективом, создаются новые государственные органы и некоммерческие организации, занимающиеся развитием ученического самоуправления.

Да, не везде. Есть образовательные организации, где органы УСУ действительно задействованы в принятии решений, касающихся интересов школьников. Есть образовательные организации, где активисты школы реализуют свои идеи, задумки и инициативы, а также помогают это сделать и другим учащимся.

В своей школе я развивал то самое, настоящее ученическое самоуправление. Мы реализовали целый ряд проектов по инициативам самих школьников. Самоуправление способно внести огромный вклад в становление и развитие личности ребенка. Скорее всего, феномен этой деятельности в том, что она включает в себя нравственное, трудовое, правовое и гражданское воспитание, базируясь при этом на принципах самостоятельности и инициативы. Если культура самовыражения в позитивных формах не будет привита ребенку в школе, то, скорее всего, он уже не приобретет её должным образом. Ученическое самоуправление — это система, в которой ученик может высказать свою позицию, сформировать свое социальное Я, предложить то, что действительно нужно ученикам, и реализовать это.

Так каким же я вижу будущее ученического самоуправления?


О том, как школьник создал профсоюз и что из этого вышло

Как следствие, в нашей стране могли бы появится постоянные центры содействия развитию ученического самоуправления. В подобных центрах могли бы проходить региональные этапы конкурсных программ, направленных на развитие системы органов УСУ; осуществляться методическая поддержка и образовательная работа с учениками и педагогами, а также аккумулироваться ученическая общественность региона. К работе подобных центров можно было бы привлечь региональных уполномоченных по правам ребенка для учета мнения детей в решениях правительства региона.


Городской центр содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений, г. Москва. Работал до 2016 года.


5 фильмов, которые помогут в организации школьного самоуправления

Если представлять будущее, то получается именно такая картина. По крайней мере, на мой взгляд, молодого педагога, занимающимся преимущественно ученическим самоуправлением, такое будущее было бы интересным, удобным и практичным.

Самостоятельность и инициатива ребят — это залог успешной деятельности органов УСУ. Ученическое самоуправление — это не организация мероприятий. Это — возможности учеников!


Цель: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.

Содержимое разработки

ученического самоуправления

Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому

И я научусь!

Китайская мудрость

Цель программы:

- создание благоприятных педагогических, организационных со­циальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого уча­щегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

-создание системы УС как среды, обеспечивающей позитивную социа­лизацию каждого учащегося;

-выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей;

-предоставление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);

- развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;

- развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;

- обучение органов ученического самоуправления активным формам ра­боты с учащимися.

Актуальность развития самоуправления в школе:

Считаем, что самоуправление:

позволит расширить клубы по интересам;

приобрести навыки общения в режиме реального времени;

выработать личную ответственность;

неформально сформировать и сплотить ученические коллективы;

скоординировать действия ученических коллективов;

научит культуре деловых отношений;

научит ведению официальной документации;

сформирует ответственность за собственное развитие (патриотическое, духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое);

обеспечит защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности);

окажет помощь в выборе профессии;

позволит выявить свои возможности и реализовать их;

способствует выявлению лидеров;

повысит уровень воспитанности ребят.

Сроки реализации Программы: 2016-2019 гг.

Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления.

Основным системообразующим структурным элементом самоуправления является класс. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы само­управления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах.

Вначале основное внимание со стороны классного воспитателя уделяется изуче­нию индивидуальных особенностей учащихся и выявлению лидеров коллектива. Формируется актив класса. Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение. Цель рабо­ты на этом этапе - добиться, чтобы учителя не брали на себя функции учащихся. При участии классного воспитателя учащиеся сами планиру­ют свою деятельность, организуют ее выполнение, анализируют свои результаты.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап (2016г) - организационный:

* анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического са­моуправления в классах;

* формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизации функций и содер­жания деятельности всех органов ученического самоуправления;

* изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;

* организация учебы актива и педагогов.

2 этап (2017-2018гг) — реализация и развитие системы ученического самоуправления:

- участие органов ученического самоуправления в художественно-
эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-
патриотических, благотворительных и других мероприятиях;

3 этап (2018г) - мониторинг реализации программы с последующей коррекцией.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Создание организационно-педагогических условий для функционирования ор­ганов ученического самоуправления.

Создание организационно-педагогическнх условий для функционирования ор­ганов ученического самоуправления предполагает:

* Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.

*Подготовку педагогов и актива, учащихся к управленческой и организа­торской деятельности.

* Формирование единого коллектива учителей, родителей и учащихся.

2. Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления.

Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления предполагает:

Участие органов ученического самоуправления в осуществлении соци­ально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни общества.

3. Обновление содержания воспитательной работы.

Обновление содержания воспитательной работы предполагает:

* создание и развитие научно-методической базы по вопросам воспитания и развития личности подростка;

*повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тре­нингов, самообразования;

*повышение коммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам конструктивного взаимодействия с учащимися на уроках и по­сле них;

*изменение позиции учащегося и учителя в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной;

*создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных
для свободного проявления личности учащегося и преодоления его пас­сивности.

Базовые подходы

Гуманистический подход. Гуманистическое воспитание направлено на создание в школе обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах:

Опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу.

В общении с учащимися должно доминировать уважительное отношение.

Педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в решении актуальных проблем.

Защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности.

В школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.

Что такое самоуправление в школе

Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.

Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.

Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.

Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.


Цели и задачи

Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.

Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.

Как устроено

Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.

Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.

Но общие принципы одни и те же:

  • выборность органов самоуправления: в каждой отдельной школе, как и во всей большой России, источник власти — народ;
  • гласность и открытость деятельности;
  • гуманизм, приоритет личности;
  • сменяемость выборных членов самоуправления;
  • педагогическое руководство: степень вовлеченности педагогов в ученическое самоуправление возможна разная (зависит от того, насколько давно и успешно работает эта система), но пускать процесс на самотек нельзя.

Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.

  • самоуправление в классе: классное собрание выбирает актив, совет и т. п.;
  • ученическое самоуправление: совет активов, школьный ученический совет и т. п. Если школа небольшая, то такой орган один, если в ней параллели по 15 классов и 7 зданий, целесообразны промежуточные звенья (совет старшеклассников и т. п.) и общий, единый орган;
  • школьное самоуправление: совет школы, который состоит из представителей родительского комитета, ученического самоуправления и педагогов.
  • организационная: общие вопросы, организация работы самоуправления;
  • досуговая, культурно-массовая;
  • спортивно-оздоровительная;
  • художественно-эстетическая;
  • гражданско-патриотическая и т. п.

Как организовать ученическое самоуправление

Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?

Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.

Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.

Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.

Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.

Шаг 5. Реализация плана деятельности.

Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.

Читайте также: